Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Trust indicator

Can the Far Eastern regions settle at the top of the National Investment Climate Rating

As a result of 2018, the first 30-ku of the National rating of the state of the investment climate in the subjects of Russia were two Far Eastern regions: the Republic of Sakha (Yakutia) and the Kamchatka Territory. Why they managed to do this, but other subjects of the macroregion failed, in an interview with EastRussia, Olga Kurilova, head of the Far Eastern representative office of the Agency for Strategic Initiatives, argues.

Trust indicator
Photo: Natalia Mironova

- Olga Sergeyevna, Yakutia showed the most impressive results, becoming the leader of growth. Over the year, she rose from 52 to 22 place. Due to what, in your opinion?

- We have repeatedly said that if the head of the region is interested in systematic work to improve the investment climate, then all levels of government will begin to work on the result. While still the mayor of Yakutsk, Aisen Nikolayev and his team introduced the best municipal practices offered by ASI, participated in testing projects related to human resources, conducted foresight fleet sessions - a project aimed at developing a city model as a territory for implementing NTI that unites technological entrepreneurs, investors, experts.

He was the only Far Eastern mayor participating in the Agency’s agenda, he understood that this would give not only the development of the territory, but also change the work of the officials. He now has a young, ambitious team.

In addition, Yakutia has always shown good results in supporting small and medium-sized businesses. Uluses offered their measures, in remote areas of a huge republic SME support centers operated.

Yes, there were difficulties on the regulator, the speed of connection to electricity, heat, water. But the government began to meet with the business, heard entrepreneurs, made changes to the regulatory framework. The most important thing is that behind the ambitions of Yakutia there is a desire not only to fulfill the presidential assignment, hitting the 30 rating, but also to turn its republic into a better territory.

Every year it is becoming more and more difficult to get into the top of the rankings - the gap between regions is in tenth points. In 2019, in order to stay in place, it was necessary to score four to eight points to the result of 2018. Yakutia scored 24, Kamchatka Krai - 9,8. They deservedly entered TOP-30.

- Primorye became the second after Yakutia "growth leader" of the National rating, having risen immediately to 20 places - from 75 to 55 place. Due to what?

- Being on the last positions of the rating, it is easier to make a dash. It is more difficult to climb up from the first half of the rating, such as, for example, Kamchatka managed to climb four points - and get into 30-ku.

However, in Primorye, business notes improvement in the work of the Federal Registration Service, a reduction in the terms of registration of ownership, a reduction in the terms of connection to the power grid - it used to take 110 days before this procedure, now 80. But even here there is a potential for growth: in Russia there are regions where this figure is two times less.

With the arrival of Governor Oleg Nikolaevich Kozhemyako in the region, investment advice has finally earned, and the business highly appreciated his work. Also, entrepreneurs note the improvement in direct communication with the management of the entity, the work of the investment agency. You see, there were things that were not done in principle or did not work, and when they appeared, the business immediately saw the difference.

But construction permits are still issued for a long time. On the other hand, representatives of the administration at meetings complain that there are not enough construction companies in the region. Paradoxical situation! If the builders are few, then the burden on the officials working with them is less, which means that you can issue permits as soon as possible.

There are not so many entrepreneurs in the Far East as in the central part of the country, and in our opinion, this is an advantage due to which you can track where and in what place the error occurred in issuing documents. And then all the processes will go to the system level.

- The authorities of the Kamchatka mentioned by you explained their result with general systemic work. In what other regions can take an example from the Kamchatka region?

- For three years, Kamchatka has improved its position on a number of indicators - it is the quality and availability of financial support, the level of SME development, the effectiveness of the investment council and the Kamchatka Krai Development Corporation. It was possible to reduce the number of inspections per year. We started with the fact that one enterprise was subjected to at least two or three checks, now on average - one. They have achieved a reduction in the number of additional documents that are not required by the regulations, which are requested by the inspectors. But at the same time, there are more companies facing administrative pressure. And not only in Kamchatka - the indicator has worsened in almost all Far Easterners, except for the Amur Region.

- But control is necessary?

- Tasks have been set to go over to a risk-oriented approach during checks - this should be pursued. Where there is a threat to human life and health, it is necessary to approach with special importance and common sense.

But then another story begins. Supervisory authorities ask: "What now we do not check entrepreneurs at all?". There is a plan, there are laws - check. Yes, business is not against inspections, but they should not paralyze the activities of the enterprise and lead to losses.

We receive feedback from businessmen that often the inspectors act not strictly according to the rules, but at their own discretion, and when we, together with the heads of the regulatory agencies, after the appeals of business representatives, deal with specific situations, they sometimes take the side of the entrepreneur, agreeing that their subordinates subjectively evaluated this or that parameter. But if the entrepreneur did not insist on revision, he would have to redo the documents, pay fines. Need to change the approach to checks.



By the way, business at the same time emphasizes that it is easier to work with federal departments - they hear entrepreneurs, hold seminars and joint meetings.

And worst of all, the situation is in the municipalities. Entrepreneurs say that the documents there can literally look at the paragraphs. They saw the inaccuracy - they returned, the applicant redid, brought again. Within 30 days, the document is reviewed, the following error is found, and returned again. This can go on for a very long time. For municipal officials, this is the only way to show who is the authority here.

The agency together with its partners developed and implemented an educational program on the basis of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation in Khabarovsk, where specialists from municipalities are trained. And here it is important, when the regional authorities form a team to study, rely on municipal employees.

- You said that administrative pressure is a problem common to all Far Eastern subjects, but in the Amur region the situation is better. How did they manage to "taxi"?

- Acupressure work. In 2017, the Amur Region was one of the last places on this indicator, now in Group B, which is very good. They identified problem areas, collected seminars with leaders and responsible departments. They created an interdepartmental working group headed by Governor Vasily Orlov, which included all the heads of government bodies. All together, in the system - gave the result.

- What is the situation in the FEFD as a whole and how objective is it?

- More than three thousand Far Eastern businessmen said about the administrative pressure that business felt in the 2019 Rating polls, so this can be accurately regarded as an objective fact. Most often, the business faced pressure from natural monopolies - when connected to energy resources, water, heat. In second place law enforcement agencies - the Ministry of Internal Affairs.

Interestingly, among all the federal agencies, the number of inspections is led by the tax service, and the business records the minimum administrative pressure - that is, entrepreneurs have less complaints about tax officers.

One more painful question, characteristic for different regions, can be described by the common phrase: “These are not our powers”. It is necessary to ensure that the entrepreneur who applies for the provision of a service and undergoes the procedure, fits into two steps: he brought the documents and took them from where he had passed. The principle of "one window". This requires the digitalization of public services for business. Here it is vital is necessary, eliminate all cases of corruption and accelerate the passage of procedures and services in general.

- What are the "growth points" of the Far Eastern regions?

- Over the year, many indicators have improved in the FEFD subjects, but we still fall behind in terms of cadastral registration, obtaining construction permits, and registration of ownership. Although at the same time one of the best indicators in the country of receipt of property rights in the Magadan region. We have more difficulty with the availability of credit resources, we are inferior in the number of investment infrastructure facilities - technology parks, industrial parks.

There are pluses. In some regions of the Far East Federal District - Magadan, Sakhalin, and Amur Oblasts, they are more quickly connected to the power grids, due to which the district has a good overall figure for the country. But for the rest of the regions - this is a growth point.

In the Magadan region, business speaks of difficulties with labor resources - this is an objective problem for the Far Eastern Federal District as a whole, and one cannot escape this. Each region must understand that it cannot change, but with what it is possible and necessary to work in perspective. On the same Kolyma, there are high indicators of the number of small and medium-sized businesses and their support.

Far-Eastern entrepreneurs point out that Internet portals have become better for a year, for example, on the portal of small and medium-sized businesses you can find the necessary information on obtaining support and subsidies. MFC opens for business.

What is the success of the teams of the regions that occupy the first lines of the rating? They work together: power, business, public associations. They already have a different consciousness.

We are sure that everyone has the opportunity to join the 30 leaders, and this depends solely on the teamwork of all levels of government. And the geographical position is not exactly affected. But the attention of the president for all of us adds a note of responsibility and the ability to work ahead.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Индикатор доверия

Могут ли дальневосточные регионы обосноваться вверху Национального рейтинга состояния инвестиционного климата

По итогам 2018 года в первую 30-ку Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах России попали два дальневосточных региона: Республика Саха (Якутия) и Камчатский край. Почему это удалось им, но не удалось другим субъектам макрорегиона, в интервью EastRussia рассуждает руководитель дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив Ольга Курилова.

Индикатор доверия
Фото: Наталья Миронова

- Ольга Сергеевна, самый впечатляющий результат показала Якутия, став лидером роста. За год она поднялась с 52 на 22 место. Благодаря чему, на ваш взгляд?

- Мы не раз говорили, что если руководитель региона заинтересован в системной работе по улучшению инвестиционного климата, то на результат начинают работать все уровни власти. Еще будучи мэром Якутска, Айсен Николаев и его команда внедряли лучшие муниципальные практики, предлагаемые АСИ, участвовали в апробации проектов, связанных с кадровым потенциалом, проводили сессии форсайт-флота — проекта, направленного на формирование модели города как территории реализации НТИ, объединяющей технологических предпринимателей, инвесторов, экспертов.  

Он был единственным дальневосточным мэром, участвующим в повестке Агентства, понимал, что это даст не просто развитие территории, но и изменит работу чиновников. У него и сейчас молодая, амбициозная команда.

Кроме того, Якутия всегда показывала хорошие результаты поддержки малого и среднего предпринимательства. Свои меры предлагали улусы, в отдаленных районах огромной республики действовали центры поддержки МСП.

Да, были сложности по регуляторике, скорости подключения к электричеству, теплу, воде. Но правительство начало встречаться с бизнесом, услышало предпринимателей, внесло изменения в нормативную базу. Самое важное — за амбициями Якутии стоит желание не просто выполнить поручение президента, попав в 30-ку рейтинга, но и превратить свою республику в лучшую территорию.

С каждым годом попасть в лидеры рейтинга все сложнее — разрыв между регионами в десятые баллов. В 2019-м, чтобы остаться на месте, нужно было набрать от четырех до восьми баллов к результату 2018-го. Якутия набрала 24, Камчатский край — 9,8. Они заслуженно вошли ТОП- 30.

- Приморье стало вторым после Якутии «лидером роста» Национального рейтинга, поднявшись сразу на 20 мест — с 75 на 55 место. За счет чего?

- Находясь на последних позициях рейтинга, рывок совершить проще. Сложнее подняться вверх из первой половины рейтинга, как, например, удалось Камчатке, поднявшейся на четывре пункта, – и попасть в 30-ку.

Тем не менее, в Приморье бизнес отмечает улучшение работы Росреестра, сокращение сроков регистрации права собственности, уменьшение сроков подключения к электросетям — раньше на эту процедуру требовалось 110 дней, сейчас 80. Но и здесь имеется потенциал для роста: в России есть регионы, где этот показатель в два раза меньше.

С приходом губернатора Олега Николаевича Кожемяко в крае наконец-то заработал инвестиционный совет, и бизнес высоко оценил его работу. Так же предприниматели отмечают улучшение прямой связи с руководством субъекта, работу инвестиционного агентства. Понимаете, были вещи, которые не делались в принципе или не работали, и, когда они появились, бизнес сразу увидел разницу.

Но все еще долго выдаются разрешения на строительство. С другой стороны, представители администрации на совещаниях сетуют, что строительных компаний в крае не хватает. Парадоксальная ситуация! Если строителей мало, то и нагрузка на работающих с ними чиновников меньше, значит, и выдавать разрешения можно быстрее.

На Дальнем Востоке предпринимателей не так много, как в центральной части страны, и на наш взгляд, это преимущество, благодаря которому можно отслеживать, где и в каком месте произошла ошибка по выдаче документов. А далее все процессы выйдут на системный уровень.

- Власти упомянутой вами Камчатки объяснили свой результат общей системной работой. В чем другие регионы могут брать пример с Камчатского края?

- За три года Камчатка улучшила свою позицию по ряду показателей — это качество и доступность финансовой поддержки, уровень развития МСП, эффективность работы инвестиционного совета и Корпорации развития Камчатского края. Удалось сократить количество проверок в год. Начинали с того, что одно предприятие подвергалось минимум двум-трем проверкам, сейчас в среднем — одной. Они добились снижения количества дополнительных, не требующихся по регламенту, документов, которые запрашивают проверяющие. Но при этом стало больше компаний, столкнувшихся с административным давлением. И не только на Камчатке — показатель ухудшился почти у всех дальневосточников, кроме Амурской области.

- Но контроль же необходим?

- Поставлены задачи перейти при проверках на рискоориентированный подход — к этому необходимо стремиться. Там, где есть угроза жизни и здоровью человека, подходить нужно с особой важностью и здравым смыслом.

Но дальше начинается другая история. Контролирующие органы спрашивают: «Что же нам теперь совсем не проверять предпринимателей?». Есть план, есть законы — проверяйте. Да бизнес не против проверок, но они не должны парализовать деятельность предприятия и вести к убыткам.

Мы получаем от предпринимателей обратную связь о том, что зачастую проверяющие действуют не строго по регламенту, а на свое усмотрение, и когда мы с руководителями контролирующих ведомств после обращений представителей бизнеса разбираем конкретные ситуации, они, бывает, становятся на сторону предпринимателя, соглашаясь, что их подчиненные субъективно оценили тот или иной параметр. Но если бы предприниматель не настаивал на пересмотре, то ему пришлось бы переделывать документы, платить штрафы. Нужен менять подход к проверкам.



Кстати, бизнес в то же время подчеркивает, что с федеральными ведомствами работать проще — они слышат предпринимателей, проводят семинары, совместные встречи.

А хуже всего дело обстоит в муниципалитетах. Предприниматели рассказывают, что документы там могут смотреть буквально по абзацам. Увидели неточность — вернули, заявитель переделал, принес снова. В течение 30 дней документ рассматривают, находят следующую ошибку, и снова возвращают. Так может продолжаться очень долго. Для муниципальных чиновников — это единственный способ показать, кто здесь власть.

Агентство совместно с партнерами разработали и реализуют образовательную программу на базе Дальневосточного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ в Хабаровске, где обучаются специалисты из муниципалитетов. И здесь важно, когда региональная власть формирует команду на учебу, делать ставку на муниципальных служащих.

- Вы сказали, что административное давление — проблема, общая для всех дальневосточных субъектов, но в Приамурье ситуация лучше. Как им удалось «вырулить»?

- Точечной работой. В 2017-м Амурская область была на одном из последних мест по этому показателю, сейчас — в группе «Б», что очень неплохо. Они выявляли проблемные места, собирали семинары с руководителями и ответственными ведомствами. Создали межведомственную рабочую группу во главе с губернатором Василием Орловым, куда входили все руководители органов власти. Все вместе, в системе — дало результат.

- Какова ситуация в ДФО в целом и насколько она объективна?

- Об административном давлении, которое бизнес ощутил по итогам опросов Рейтинга 2019, сказали более трех тыс. дальневосточных предпринимателей, так что это можно точно рассматривать как объективный факт. Чаще всего бизнес сталкивался с давлением со стороны естественных монополий — при подключении к энергоресурсам, воде, теплу. На втором месте правоохранительные органы — МВД.

Что интересно, среди всех федеральных органов по количеству проверок лидирует налоговая служба, при этом бизнес фиксирует минимальное административное давление — то есть у предпринимателей к налоговикам меньше всего претензий.

Еще один болезненный вопрос, характерный для разных регионов, можно описать расхожей фразой: «Это не наши полномочия». Нужно добиваться, чтобы предприниматель, обращающийся за оказанием какой-либо услуги и прохождением процедуры, укладывался в два шага: принес документы и забрал их оттуда, куда сдал. Принцип работы «одного окна». Для этого необходима цифровизация госуслуг для бизнеса. Она здесь жизненна необходима, исключит все случаи коррупции и ускорит прохождение процедур и услуги в целом.

- Какие «точки роста» дальневосточных регионов вы видите?

- За год в субъектах ДФО улучшились многие показатели, но мы пока еще уступаем в сроках постановки на кадастровый учет, получения разрешений на строительство, регистрации права собственности. Хотя при этом один из лучших показателей в стране получения права собственности в Магаданской области. У нас сложнее с доступностью кредитных ресурсов, мы уступаем по количеству объектов инвестиционной инфраструктуры — технопарков, промышленных парков.

Есть и плюсы. В отдельных регионах ДФО — Магаданской, Сахалинской, Амурской областях быстрее подключают к электросетям, за счет чего округ имеет неплохой общий показатель по стране. Но для остальных регионов — это точка роста.

В Магаданской области бизнес говорит о сложностях с трудовыми ресурсами — это объективная проблема для ДФО в целом, и от этого никуда не деться. Каждый регион должен понимать, что он изменить не в силах, а с чем можно и нужно работать в перспективе. На той же Колыме высокие показатели количества предприятий малого и среднего бизнеса и их поддержки.

Дальневосточные предприниматели отмечают, что за год стали лучше работать интернет-порталы, например, на портале малого и среднего предпринимательства можно найти необходимую информацию по получению поддержки, субсидий. Открываются МФЦ для бизнеса.

В чем успех команд регионов, занимающих первые строчки рейтинга? Они работают вместе: власть, бизнес, общественные объединения. У них уже другое сознание.

Мы уверены, что возможности вхождения в 30-ку лидеров есть у каждого, и зависит это исключительно от командной работы всех уровней власти. И географическое положение на это точно не влияет. А вот внимание президента для всех нас добавляет ноту ответственности и возможности работать с опережением.