Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Индикатор доверия

Могут ли дальневосточные регионы обосноваться вверху Национального рейтинга состояния инвестиционного климата

По итогам 2018 года в первую 30-ку Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах России попали два дальневосточных региона: Республика Саха (Якутия) и Камчатский край. Почему это удалось им, но не удалось другим субъектам макрорегиона, в интервью EastRussia рассуждает руководитель дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив Ольга Курилова.

Индикатор доверия
Фото: Наталья Миронова

- Ольга Сергеевна, самый впечатляющий результат показала Якутия, став лидером роста. За год она поднялась с 52 на 22 место. Благодаря чему, на ваш взгляд?

- Мы не раз говорили, что если руководитель региона заинтересован в системной работе по улучшению инвестиционного климата, то на результат начинают работать все уровни власти. Еще будучи мэром Якутска, Айсен Николаев и его команда внедряли лучшие муниципальные практики, предлагаемые АСИ, участвовали в апробации проектов, связанных с кадровым потенциалом, проводили сессии форсайт-флота — проекта, направленного на формирование модели города как территории реализации НТИ, объединяющей технологических предпринимателей, инвесторов, экспертов.  

Он был единственным дальневосточным мэром, участвующим в повестке Агентства, понимал, что это даст не просто развитие территории, но и изменит работу чиновников. У него и сейчас молодая, амбициозная команда.

Кроме того, Якутия всегда показывала хорошие результаты поддержки малого и среднего предпринимательства. Свои меры предлагали улусы, в отдаленных районах огромной республики действовали центры поддержки МСП.

Да, были сложности по регуляторике, скорости подключения к электричеству, теплу, воде. Но правительство начало встречаться с бизнесом, услышало предпринимателей, внесло изменения в нормативную базу. Самое важное — за амбициями Якутии стоит желание не просто выполнить поручение президента, попав в 30-ку рейтинга, но и превратить свою республику в лучшую территорию.

С каждым годом попасть в лидеры рейтинга все сложнее — разрыв между регионами в десятые баллов. В 2019-м, чтобы остаться на месте, нужно было набрать от четырех до восьми баллов к результату 2018-го. Якутия набрала 24, Камчатский край — 9,8. Они заслуженно вошли ТОП- 30.

- Приморье стало вторым после Якутии «лидером роста» Национального рейтинга, поднявшись сразу на 20 мест — с 75 на 55 место. За счет чего?

- Находясь на последних позициях рейтинга, рывок совершить проще. Сложнее подняться вверх из первой половины рейтинга, как, например, удалось Камчатке, поднявшейся на четывре пункта, – и попасть в 30-ку.

Тем не менее, в Приморье бизнес отмечает улучшение работы Росреестра, сокращение сроков регистрации права собственности, уменьшение сроков подключения к электросетям — раньше на эту процедуру требовалось 110 дней, сейчас 80. Но и здесь имеется потенциал для роста: в России есть регионы, где этот показатель в два раза меньше.

С приходом губернатора Олега Николаевича Кожемяко в крае наконец-то заработал инвестиционный совет, и бизнес высоко оценил его работу. Так же предприниматели отмечают улучшение прямой связи с руководством субъекта, работу инвестиционного агентства. Понимаете, были вещи, которые не делались в принципе или не работали, и, когда они появились, бизнес сразу увидел разницу.

Но все еще долго выдаются разрешения на строительство. С другой стороны, представители администрации на совещаниях сетуют, что строительных компаний в крае не хватает. Парадоксальная ситуация! Если строителей мало, то и нагрузка на работающих с ними чиновников меньше, значит, и выдавать разрешения можно быстрее.

На Дальнем Востоке предпринимателей не так много, как в центральной части страны, и на наш взгляд, это преимущество, благодаря которому можно отслеживать, где и в каком месте произошла ошибка по выдаче документов. А далее все процессы выйдут на системный уровень.

- Власти упомянутой вами Камчатки объяснили свой результат общей системной работой. В чем другие регионы могут брать пример с Камчатского края?

- За три года Камчатка улучшила свою позицию по ряду показателей — это качество и доступность финансовой поддержки, уровень развития МСП, эффективность работы инвестиционного совета и Корпорации развития Камчатского края. Удалось сократить количество проверок в год. Начинали с того, что одно предприятие подвергалось минимум двум-трем проверкам, сейчас в среднем — одной. Они добились снижения количества дополнительных, не требующихся по регламенту, документов, которые запрашивают проверяющие. Но при этом стало больше компаний, столкнувшихся с административным давлением. И не только на Камчатке — показатель ухудшился почти у всех дальневосточников, кроме Амурской области.

- Но контроль же необходим?

- Поставлены задачи перейти при проверках на рискоориентированный подход — к этому необходимо стремиться. Там, где есть угроза жизни и здоровью человека, подходить нужно с особой важностью и здравым смыслом.

Но дальше начинается другая история. Контролирующие органы спрашивают: «Что же нам теперь совсем не проверять предпринимателей?». Есть план, есть законы — проверяйте. Да бизнес не против проверок, но они не должны парализовать деятельность предприятия и вести к убыткам.

Мы получаем от предпринимателей обратную связь о том, что зачастую проверяющие действуют не строго по регламенту, а на свое усмотрение, и когда мы с руководителями контролирующих ведомств после обращений представителей бизнеса разбираем конкретные ситуации, они, бывает, становятся на сторону предпринимателя, соглашаясь, что их подчиненные субъективно оценили тот или иной параметр. Но если бы предприниматель не настаивал на пересмотре, то ему пришлось бы переделывать документы, платить штрафы. Нужен менять подход к проверкам.



Кстати, бизнес в то же время подчеркивает, что с федеральными ведомствами работать проще — они слышат предпринимателей, проводят семинары, совместные встречи.

А хуже всего дело обстоит в муниципалитетах. Предприниматели рассказывают, что документы там могут смотреть буквально по абзацам. Увидели неточность — вернули, заявитель переделал, принес снова. В течение 30 дней документ рассматривают, находят следующую ошибку, и снова возвращают. Так может продолжаться очень долго. Для муниципальных чиновников — это единственный способ показать, кто здесь власть.

Агентство совместно с партнерами разработали и реализуют образовательную программу на базе Дальневосточного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ в Хабаровске, где обучаются специалисты из муниципалитетов. И здесь важно, когда региональная власть формирует команду на учебу, делать ставку на муниципальных служащих.

- Вы сказали, что административное давление — проблема, общая для всех дальневосточных субъектов, но в Приамурье ситуация лучше. Как им удалось «вырулить»?

- Точечной работой. В 2017-м Амурская область была на одном из последних мест по этому показателю, сейчас — в группе «Б», что очень неплохо. Они выявляли проблемные места, собирали семинары с руководителями и ответственными ведомствами. Создали межведомственную рабочую группу во главе с губернатором Василием Орловым, куда входили все руководители органов власти. Все вместе, в системе — дало результат.

- Какова ситуация в ДФО в целом и насколько она объективна?

- Об административном давлении, которое бизнес ощутил по итогам опросов Рейтинга 2019, сказали более трех тыс. дальневосточных предпринимателей, так что это можно точно рассматривать как объективный факт. Чаще всего бизнес сталкивался с давлением со стороны естественных монополий — при подключении к энергоресурсам, воде, теплу. На втором месте правоохранительные органы — МВД.

Что интересно, среди всех федеральных органов по количеству проверок лидирует налоговая служба, при этом бизнес фиксирует минимальное административное давление — то есть у предпринимателей к налоговикам меньше всего претензий.

Еще один болезненный вопрос, характерный для разных регионов, можно описать расхожей фразой: «Это не наши полномочия». Нужно добиваться, чтобы предприниматель, обращающийся за оказанием какой-либо услуги и прохождением процедуры, укладывался в два шага: принес документы и забрал их оттуда, куда сдал. Принцип работы «одного окна». Для этого необходима цифровизация госуслуг для бизнеса. Она здесь жизненна необходима, исключит все случаи коррупции и ускорит прохождение процедур и услуги в целом.

- Какие «точки роста» дальневосточных регионов вы видите?

- За год в субъектах ДФО улучшились многие показатели, но мы пока еще уступаем в сроках постановки на кадастровый учет, получения разрешений на строительство, регистрации права собственности. Хотя при этом один из лучших показателей в стране получения права собственности в Магаданской области. У нас сложнее с доступностью кредитных ресурсов, мы уступаем по количеству объектов инвестиционной инфраструктуры — технопарков, промышленных парков.

Есть и плюсы. В отдельных регионах ДФО — Магаданской, Сахалинской, Амурской областях быстрее подключают к электросетям, за счет чего округ имеет неплохой общий показатель по стране. Но для остальных регионов — это точка роста.

В Магаданской области бизнес говорит о сложностях с трудовыми ресурсами — это объективная проблема для ДФО в целом, и от этого никуда не деться. Каждый регион должен понимать, что он изменить не в силах, а с чем можно и нужно работать в перспективе. На той же Колыме высокие показатели количества предприятий малого и среднего бизнеса и их поддержки.

Дальневосточные предприниматели отмечают, что за год стали лучше работать интернет-порталы, например, на портале малого и среднего предпринимательства можно найти необходимую информацию по получению поддержки, субсидий. Открываются МФЦ для бизнеса.

В чем успех команд регионов, занимающих первые строчки рейтинга? Они работают вместе: власть, бизнес, общественные объединения. У них уже другое сознание.

Мы уверены, что возможности вхождения в 30-ку лидеров есть у каждого, и зависит это исключительно от командной работы всех уровней власти. И географическое положение на это точно не влияет. А вот внимание президента для всех нас добавляет ноту ответственности и возможности работать с опережением.