Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Dmitry Shelest on the prospects for the development of the second Asian giant after China - EastRussia | Opinions

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

India in Northeast Asia

Dmitry Shelest on the prospects for the development of the second Asian giant after China

India - a giant, confidently catching up with China in terms of population, economic growth, the level of defense and geopolitical ambitions. The attention of the Indian leadership to the states of Northeast Asia (Northeast Asia): China, Mongolia, the Republic of Korea, the DPRK, Russia, Taiwan and Japan is dictated both by the need for domestic development of the country and by the foreign policy strategy of New Delhi. In this vein, the Russian Far East has every opportunity to become the end point of Indian aspirations in the northeastern direction.

India in Northeast Asia
Photo: REUTERS / Adnan Abidi

Dmitry Shelest

Deputy Director of the Expert-Analytical Center of the Far Eastern Federal University
India's ambitious plans were not formed in one day and have a half-century history. If at the beginning of the formation of the Indian state after gaining independence in 1947, New Delhi was more focused on cooperation with the Soviet Union, then in the 70-ies. Last century, Prime Minister Indira Gandhi began to actively seek opportunities to attract foreign investment, technology and improve the economic system. So, the joint project with the Japanese company "Suzuki" in 1974 year has begun the Indian concern "Suzuki-Maruti". In 1981, in an interview with the Japanese newspaper Asahi, the country's fifth prime minister noted that "India adheres to the concept of the so-called mixed economy" 1, to a certain extent partially indicating a departure from the views of the first cabinet minister and his father, Jawaharlal Nehru.

However, for that period of considerable volume of trade or political relations with the NEA states and the Far East of Soviet Russia was not observed. Delhi dealt with solving political and economic problems within the country and with its immediate neighbors. The only exceptions for India were the USSR and Japan.

The main major trade and political partner of that time for the Republic of India was the Soviet Union, whose relations reached their peak in the 80-ies. Moscow used the sea route from the ports of the Far East to support its southern ally. In 1967, the line of the Far Eastern Shipping Company was opened - FESCO-India Line, which includes the base points in India - Calcutta and Madras. Later, at the end of 60, and then in 70-80 years in the Far East, within the framework of agreements on military-technical cooperation between India and the USSR, Indian servicemen were trained in the Pacific Fleet.

It should be noted that in the 80-ies, Japan was also a significant trading partner for India, ranking second in terms of trade volume and third in terms of assistance. At the same time, Tokyo tried to strengthen and develop cultural ties with New Delhi both at the governmental level and at the level of people's diplomacy, especially in the field of Buddhist heritage. For the whole time of Japanese-Indian cooperation, relations between the two countries were clouded only by nuclear tests on the subcontinent of Hindustan at 1974 and 1998. In general, after India gained independence, Tokyo constantly demonstrated its readiness for strategic partnership with New Delhi along with the Soviet Union, which little is known about in modern Russia.

In 1991, India embarked on the path of economic reform, and then-Prime Minister Narasimho Rao proclaimed the policy of "Look East Policy". The new approach assumed not only the liberalization of economic relations, but also a more active cooperation in the field of foreign trade and investment with the states of East Asia. In fact, it was the first step to realize New Delhi its global ambitions and, at the same time, to go beyond the usual economic relations. India has gradually expanded its economic ties, complementing its relations with the NEA states. Thus, in the 90-s, Delhi concluded a number of agreements on cooperation with the field of science and economics, even with the ideologically distant Pyongyang.

It is noteworthy that after the opening of the port of Vladivostok, the Consulate General of the Republic of India was the first diplomatic mission in the once closed city in 1992. Then, India continued to "master" the Russian Far East, drawing attention to the Sakhalin shelf. In 1996, Russian-Indian talks began on the possibility of the participation of companies from India in the production of hydrocarbons on. Sakhalin and at the same time Indian company ONGC Videsh Ltd. I joined the consortium Sakhalin-1.

Over the last decade of the twentieth century, the state of Hindustan has made many steps in the eastern direction. Strong ties were established with Taiwan (the Republic of China) and the Indian-Taipei Association was established. And in 1999, the current Prime Minister of India, Narendra Modi, was the first of the important Indian politicians to visit Taiwan. With South Korea, India concluded a bilateral investment agreement in 1996, in the same year, a commission for cooperation between the two states was established. At the same time, despite political disagreements, New Delhi increased trade with Beijing, and since the beginning of the 90, India-China summit meetings have been held continuously. Constantly strengthened ties with Japan. The number of contacts at the highest level between New Delhi and Tokyo from 1985 to 1995. exceeded the number of such meetings for the entire previous period. At the same time, India has made military and political steps towards cooperation with the Northeast Asian states, demonstrating its geopolitical ambitions. As an example, participation in the military maneuvers "Team Challenge" in the Philippines together with South Korea and Japan, which did not prevent to combine this approach with military-technical cooperation with Moscow. So, in 1996, India began to buy Russian Su-30-MKI fighters manufactured in the Far Eastern enterprise - the Irkutsk Aviation Plant, increasing its share in purchases of Russian arms and military equipment by more than 20%.

In turn, high rates of economic growth during the period of reforms made it possible to pursue a more active foreign policy in Northeast Asia and in the first decade of the 21st century. Significantly increased the number of contacts at the highest level with Japan, the Indian partner began to occupy one of the first places in foreign policy priorities of Tokyo. The year of Japanese-Indian friendship (2007) has become a catalyst for further increase in the volume of cooperation between the two states in all directions. At that time, an Indian-Mongolian agreement on cooperation in the defense sphere was concluded (2001 year), and in 2006, Delhi and Ulan Bator reached an agreement on strategic partnership. Since the beginning of the "zero", the Indian leadership has successfully expanded its economic relations with North Korea, bringing the volume of trade to almost a billion dollars, and only the strengthening of sanctions against Pyongyang in 2012 significantly reduced these figures. Naturally, economic expediency has led to a closer cooperation between Delhi and Beijing. Relations with the Republic of Korea are also growing: it is enough to note the purchase of eight ships of mine protection for the Indian Navy in the same year.



In addition to participating in Far Eastern projects for the production of hydrocarbons, India purchased a nuclear submarine of the project K-152 "Nerpa" in 2012, leased at the Amur Shipyard. As an example of cooperation in the field of energy, we can cite the agreement between Gazprom and the Indian company Gail from 2012, which provides for the supply of liquefied natural gas to India.

In 2014 after the victory of Bharatiya Janata Party in the election and the election of Norendra Modi as the fourteenth prime minister, the latter were declared economic strategies: "Do in India" and "Act in the East." In fact, to date, New Delhi operates within these strategies, which in turn can be called the system-forming factors of India's foreign policy course. In this context, it is clear the general aspiration of India and China to increase trade turnover to 100 billion US dollars, even with a lot of unresolved border disputes and various political systems. He also makes a high bid on cooperation with Tokyo, and the Indian prime minister sees prospects not only in the sphere of technology transfer and economy, but also in the sphere of security. In 2015, during the visit of the Japanese Prime Minister to India, an investment agreement was signed for 34 billion US dollars, which, in particular, was correlated with the program "Do it in India."

Against this background, New Delhi also purposefully strengthens its presence in the Far East of the Russian Federation. In 2014, a Memorandum on the joint development of the Arctic shelf was signed between Indian ONGC and Rosneft. India's Ambassador to Russia, Pankaj Saran, offered further participation in the development of the Sakhalin Shelf by Indian companies in the framework of the Sakhalin-2 and Sakhalin-3 projects. During his visit to Russia in June 2017 timed to coincide with the 70 anniversary of Russian-Indian relations, Narendra Modi met with the leaders of three Far Eastern regions: Primorsky and Khabarovsk Territories, as well as the Sakhalin Region, during a meeting with sixteen Russian governors. At the East Economic Forum held in September 2017, the Indian delegation was the most representative and included two ministers (Industry and Commerce, Foreign Affairs). This resulted in major investment agreements for the development of a coal field in Kamchatka by the Indian company TATA, diamond processing and cutting centers in Vladivostok and Yakutia, projects in agriculture, pharmacological industry and IT. In military-strategic terms, the relationship was summed up by the joint military exercises Indra-2017.

Thus, the cooperation between Moscow and New Delhi is actively developing in a number of directions in the Russian Far East. Today, in the Russian-Indian relations, the traditional areas of cooperation and trade diversification are being renewed, and cooperation in the oil and gas, mining, precious stones, agriculture, tourism, shipbuilding and logistics, fisheries, pharmaceuticals and natural resources processing continues. This is facilitated by the economic potential of the Far East in the form of rich natural resources and mechanisms of state support, including the Territories of advanced development and the Free Port of Vladivostok. In addition to the above, the two states share the interest in developing new transport routes and logistics corridors linking India, Russia and Pacific Asia.

Even a conditional historical digression suggests that India's focus on the economic, political presence in the Asia-Pacific region and its subregion - NEA process is quite natural. In turn, this pattern from the 1991 year gradually took shape as concrete measures of the Indian government, and in the second decade of the XXI century acquired the form of a complete strategy. Accordingly, to date, the Russian Far East represents for India access to natural resources, a new stage of military cooperation, an open path to the Arctic, the expansion of bilateral trade and by default contains a geopolitical component.

Obviously, for India, commercial and industrial expansion to the limits of the Eastern Hemisphere closes a definite strategy. Despite the positive history of cooperation between Moscow and New Delhi, India's orientation toward the "development" of the East of Russia gives grounds to hope for a new stage of fruitful cooperation. And the interaction of the Russian Federation and the Republic of India with the NEA states can also bring a synergistic effect for the development of the Far Eastern regions of the Russian Federation.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Индия в Северо-Восточной Азии

Дмитрий Шелест о перспективах развития второго после Китая азиатского гиганта

Индия – гигант, уверенно догоняющий Китай по численности населения, росту экономики, уровню обороноспособности и геополитическим амбициям. Внимание индийского руководства к государствам Северо-Восточной Азии (СВА): Китаю, Монголии, Республике Корея, КНДР, России, Тайваню и Японии продиктовано как необходимостью внутреннего развития страны, так и внешнеполитической стратегией Нью-Дели. В этом ключе российский Дальний Восток имеет все возможности стать конечной точкой индийских устремлений на северо-восточном направлении.

Индия в Северо-Восточной Азии
Фото: REUTERS / Adnan Abidi

Дмитрий Шелест

Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета
Амбициозные планы Индии сформировались не за один день и имеют под собой полувековую историю. Если в начале становления индийского государства после обретения независимости в 1947 году Нью-Дели было в большей степени ориентировано на сотрудничество с Советским Союзом, то уже в 70-х гг. прошлого столетия премьер-министр Индира Ганди начала более активно искать возможности для привлечения внешних инвестиций, технологий и совершенствования экономической системы. Так, совместный проект с японской компанией «Сузуки» в 1974 году положил начало индийскому концерну «Сузуки-Марути». В 1981 году в интервью японской газете «Асахи» пятый премьер-министр страны отметила, что «Индия придерживается концепции так называемой смешанной экономики»1, в определённой степени частично обозначив отступление от взглядов первого руководителя кабинета министров и своего отца, Джавахарлала Неру.

Однако, на тот период значительного объёма торговли или политических отношений с государствами СВА и Дальним Востоком Советской России наблюдать не приходилось. Дели занималось решением политических и экономических проблем внутри страны и с ближайшими соседями. Единственными исключениями для Индии были СССР и Япония. 

Главным крупным торговым и политическим партнёром того времени для Республики Индия был Советский Союз, чьи отношения достигли своего пика в 80-х годах. Москва использовала морской путь из портов Дальнего Востока для поддержки своего южного союзника. В 1967 году была открыта линия Дальневосточного морского пароходства – FESCO-India Line, включающая базовые точки в Индии – Калькутта и Мадрас. Позднее, в конце 60-х, а затем и в 70-80 годах на Дальнем Востоке в рамках соглашений о военно-техническом сотрудничестве Индии и СССР индийские военнослужащие проходили обучение на Тихоокеанском флоте.    

Следует отметить, что в 80-е годы Япония также была значимым торговым партнёром для Индии, занимая второе место по объёму торговли и третье место по предоставляемой помощи. Одновременно Токио пытался укреплять и развивать культурные связи с Нью-Дели как на правительственном уровне, так и на уровне народной дипломатии, особенно в области буддийского наследия. За всё время японо-индийского сотрудничества отношения двух стран омрачались только ядерными испытаниями на субконтененте Индостан в 1974 и 1998 годах. В целом, после обретения Индией независимости, Токио постоянно демонстрировало готовность к стратегическому партнёрству с Нью-Дели наравне с Советским Союзом, о чём мало известно в современной России.

В 1991 году Индия стала на путь экономических реформ, а тогдашний премьер-министр Нарасимхо Рао провозгласил политику «Смотри на Восток» (Look East Policy). Новый подход предполагал не только либерализацию экономических отношений, но и более активное сотрудничество в области внешней торговли и инвестиций с государствами Восточной Азии. По сути это был первый шаг по реализации Нью-Дели своих глобальных амбиций и, одновременно, к выходу за рамки привычных экономических отношений.  Индия постепенно расширяла экономические связи, дополняя свои отношения с государствами СВА. Так, в 90-е годы Дели заключило ряд соглашений о сотрудничестве с области науки и экономики даже с идеологически далёким Пхеньяном.

Примечательно, что после открытия порта Владивосток, Генеральное консульство Республики Индия было первым дипломатическим представительством в некогда закрытом городе в 1992 году. Затем,  Индия продолжила «осваивать» российский Дальний Восток, обратив внимание на Сахалинский шельф. В 1996 году начались российско-индийские переговоры о возможности участия компаний из Индии в добыче углеводородов на о. Сахалин и в это же время индийская компания ONGC Videsh Ltd. Вошла в консорциум «Сахалин-1». 

За последнее десятилетие XX века государство Индостана сделало множество шагов в восточном направлении.  Были сформированы устойчивые связи с Тайванем (Республика Китай) и учреждена Индийско-тайбейская ассоциация. А в 1999 году теперешний премьер-министр Индии Нарендра Моди первым из значимых индийских политиков посетил Тайвань. С Южной Кореей Индия заключила Двустороннее инвестиционное соглашение в 1996 году, в этом же году была учреждена комиссия по сотрудничеству двух государств. Одновременно, несмотря на политические разногласия Нью-Дели увеличило торговый оборот с Пекином, а с начала 90-х годов индийско-китайские встречи на высшем уровне стали проводится постоянно. Поступательно укреплялись связи с Японией. Число контактов на высшем уровне между Нью-Дели и Токио с 1985 по 1995 гг. превысило количество таких встреч за весь предыдущий период. Вместе с этим Индия делала военные и политические шаги в сторону сотрудничества с государствами СВА, демонстрируя свои геополитические амбиции. В качестве примера можно привести участие в военных манёврах «Командный вызов» (Team Challenge) на Филиппинах совместно с Южной Кореей и Японией, что не мешало комбинировать такой подход с военно-техническим сотрудничеством с Москвой. Так, в 1996 г. Индия начала закупать российские истребители Су-30-МКИ, производимые на дальневосточном предприятии – Иркутский авиационный завод, увеличив долю в закупках российских вооружений и военной техники более чем на 20%.   

В свою очередь высокие темпы экономического роста в период реформ дали возможность проводить более активную внешнюю политику в СВА и в первом десятилетии XXI века. Значительно возросло число контактов на высшем уровне с Японией, индийский партнёр начал занимать одно из первых мест во внешнеполитических приоритетах Токио. Год японо-индийской дружбы (2007 г.) стал катализатором для дальнейшего увеличения объёмов сотрудничества двух государств по всем направлениям. В это время было заключено индийско-монгольское соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере (2001 год), а в 2006 году Дели и Улан-Батор достигли Соглашения о стратегическом партнёрстве. С начала «нулевых» индийское руководство успешно наращивало экономические отношения с Северной Кореей, доведя объём торговли почти до миллиарда долларов США, и только усиление санкций в отношении Пхеньяна в 2012 году заметно снизили эти показатели.  Естественно, что экономическая целесообразность склонила к более тесному сотрудничеству Дели и Пекин. Отношения с Республикой Кореей также развиваются по нарастающей: достаточно отметить закупку восьми кораблей противоминной защиты для ВМФ Индии в этом же году.

Помимо участия в дальневосточных проектах по добыче углеводородов, Индия приобрела в лизинг, построенную на Амурском судостроительном заводе атомную подводную лодку проекта К-152 «Нерпа» в 2012 году. В качестве примера сотрудничества в области энергетики можно привести соглашение «Газпрома» с индийской компанией «Gail» от 2012 года, который предусматривает поставки сжиженного природного газа в Индию.  

В 2014 после победы Бхаратия Джаната Парти на выборах и избрания Норендры Моди четырнадцатым премьер-министром, последним были задекларированы экономические стратегии: «Делай в Индии» и «Действуй на Востоке». По сути, на сегодняшний день Нью-Дели действует в рамках этих стратегий, которые в свою очередь можно назвать системообразующими факторами внешнеполитического курса Индии. В таком контексте понятно общее устремление Индии и Китая к наращиванию торгового оборота до 100 млрд. долларов США даже при множестве нерешённых приграничных спорах и различных политических системах. Высокую ставку Моди делает и на сотрудничестве с Токио, причём индийский премьер видит перспективы не только в области трансфера технологий и экономики, но и в сфере безопасности. В 2015 году во время визита японского премьера в Индию было подписано инвестиционное соглашение на 34 млрд. долларов США, которое, в том числе, соотносилось с программой «Делай в Индии».

На этом фоне Нью-Дели также целеустремлённо укрепляет своё присутствие на Дальнем Востоке Российской Федерации. В 2014 году между индийской ONGC и «Роснефтью» был подписан Меморандум о совместном освоении арктического шельфа. Посол Индии в России Панкадж Саран предложил дальнейшее участие в разработке Сахалинского шельфа индийскими компаниями в рамках проектов «Сахалин-2» и «Сахалин-3». Во время своего визита в июне 2017 году в Россию, приуроченному к 70-летию российско-индийских отношений, Нарендра Моди во время встречи с шестнадцатью российскими губернаторами встретился и с руководителями трёх дальневосточных регионов: Приморского и Хабаровского краёв, а также Сахалинской области. На проводимом в сентябре 2017 году Восточном экономическом форуме индийская делегация была наиболее представительной и включала двух министров (Промышленности и коммерции, Иностранных дел). Следствием этого стали крупные инвестиционные соглашения по разработке угольного месторождения на Камчатке индийской компанией ТАТА, центры по обработке и огранке алмазов во Владивостоке и Якутии, проекты в сельском хозяйстве, фармакологической индустрии и IT-сфере. В военно-стратегическом плане отношения подытожили совместные военные учения «Индра-2017».

Таким образом, сотрудничество Москвы и Нью-Дели активно развивается по целому ряду направлений на Дальнем Востоке России. На сегодняшний день в российско-индийских отношениях происходит обновление традиционных сфер сотрудничества и диверсификация торговли, продолжение сотрудничества в нефтегазовой сфере, горнорудной промышленности, обработке драгоценных камней, сельском хозяйстве, туризме, кораблестроении и логистики, рыболовстве, фармацевтике и обработке природных ресурсов. Этому способствует экономический потенциал Дальнего Востока в виде богатых природных ресурсов и механизмов государственной поддержки, включая Территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Кроме вышесказанного два государства объединяет интерес к развитию новых транспортных путей и логистических коридоров связывающих Индию, Россию и Тихоокеанскую Азию.

Даже условный исторический экскурс позволяет утверждать, что нацеленность Индии на экономическое, политическое присутствие в Азиатско-Тихоокеанский регион и его субрегиона – СВА процесс вполне закономерный. В свою очередь эта закономерность с 1991 года постепенно оформилась в качестве конкретных мер индийского правительства, а во втором десятилетии XXI века обрела вид законченной стратегии.  Соответственно на сегодняшний день Дальний Восток России представляет собой для Индии доступ к природным ресурсам, новый этап военного сотрудничества, открытый путь в Арктику, расширение двусторонней торговли и по умолчанию содержит геополитическую составляющую.

Очевидно, что для Индии торговая и промышленная экспансия к пределам Восточного полушария замыкает определённую стратегию. Несмотря на положительную историю сотрудничества Москвы и Нью-Дели, ориентация Индии на «освоение» Востока России дает основания надеяться на новый этап плодотворного сотрудничества. Причём взаимодействие Российской Федерации и Республики Индия с государствами СВА может принести и синергический эффект для развития дальневосточных регионов РФ.