Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Indian hike

Far East is considered as a profitable territory for cooperation

Foreign Investor Day was held in Vladivostok - the Russian-Indian forum, the purpose of which should be to prepare favorable ground for establishing business contacts between representatives of Russia and India at the next Eastern Economic Forum. The arrival of a representative delegation (almost 200 headed by the Minister of Trade and Industry of the country Piyush Goyal, as well as the governors of four states) to Vladivostok testifies to India's intention to expand the range of counterparties beyond governments and state corporations, including regional authorities and business.

Indian hike
Photo: the press service of the Primorsky Territory Administration

The colorful Indian delegation, in which women flashed in saris and Sikhs in red turbans, included representatives of the states of Haryana, Goa, Gujarat and Uttar Pradesh: government officials, managers of several dozen energy, industrial and agricultural companies with a total revenue of 400 billion dollars, representatives universities and other participants. The Far Eastern Federal District was represented by the heads and delegations of all subjects of the Far Eastern Federal District of approximately the same motley composition. The organizers - the Far East Investment Promotion and Export Development Agency (IPA) - until the last moment changed the program of the forum, as a result, it began not with a plenary meeting, but with industry sessions devoted to energy, timber processing, diamonds, coal, education, agriculture, health and tourism.


Unexpected india

India is a new global player in terms of population (1,3 billion people), economic indicators (GDP - three trillion dollars, plans to increase to five trillion dollars) and the development potential coming on the heels of mighty China. It is the fastest growing economy in the world with a high proportion of young people (25-50 years) and the highest rates of attracting foreign direct investment in the world (37,8 billion dollars in 2018 year) due to the promotion of special conditions for investors. The country's competitive advantages - total English-speaking population, the presence of a Westernized management system and democratic institutions, installed by the British, as well as a bet on high technology - as you know, Indians have the status of world IT outsourcers and global pharmaceutical manufacturers.

For Russia, India is a much more convenient partner than China itself: there are no territorial claims and historical conflicts between the countries, but there is a good memory of Soviet assistance in the 1960-70 years. Finally, Russia is not afraid of becoming the “raw materials appendage” of India and perceives it not as a senior, but as an equal partner.

In general, the expansion of contacts with India is quite consistent with the strategy of "turning to the East" and the withdrawal of Asian states from the millennia-old "civilizational shadow" indicated in Valdai Club recent report. At the same time, Russia has something to learn from India: for example, the Indians have long and successfully integrated into the global intellectual and economic elite - to recall at least metallurgical magnate Mittal. The potential for the development of relations is noted by both the Indian and Russian sides, as well as the fact that until recently cooperation has developed, mainly in the military-industrial complex.

According to the Far East Development Fund, in 2018, Indian imports to Russia amounted to 3,2 billion dollars, of which 27% was taken by chemical products, 19% - machinery and equipment, 11% - agricultural products, 9% - textiles. Russia's exports to India are double, the main part of it is predictably occupied by minerals (25%), engineering products (21%), precious stones and metals (14%).

The head of the Indian delegation, Adityanath Yogi, the Prime Minister of Uttar Pradesh with a population of 220 million people who came to the forum in the orange toga of a Buddhist monk, said that by 2025 the trade turnover between the countries should increase to 30 billion dollars, the volume of Indian investments would increase by a multiple : Until now, its growth has been constrained by the lack of understanding by Indian entrepreneurs of the opportunities for doing business in Russia. Hindus are ready to support the development of the Far East and intend to send a large business mission to the region. Potential areas of cooperation are processing raw materials for deliveries to India and third countries, timber processing, diamond cutting, mining, agricultural products processing, oil and gas projects in the Arctic, joint development of the Northern Sea Route, and construction of ports.

Yogi called the challenge of increasing the productivity of the Far Eastern agro-industry using new technologies a "challenge" and suggested applying Indian milk production and cattle breeding practices in the district. To what extent the Indians are ready to invest in the processing of agricultural products, what the Russian side is interested in - it is not yet known, as well as whether such projects will be aimed at producing products for export to India, which itself is the world's largest producer in agriculture, or for deliveries to local markets. Another area of ​​potential collaboration is the production of diamonds and jewelry.



Carbon

The section on diamonds and non-ferrous metals was moderated by the Chairman of the Government of Yakutia Vladimir Solodov and the Governor of Gujarat, Vijay Rupani, in whose territory the city of Surat with the largest diamond processing enterprise in the world is located (produces 95% of all export diamonds in India). The section attracted great attention of Indian businessmen, as the Indians are one of the leaders in the global diamond industry, holding their positions due to hard dumping in the diamond cutting market. Therefore, Indian companies are vitally interested in accessing cheap rough diamonds ALROSA and lobby for a reduction in them of Russian export duties, which today amount to 25% of the cost of raw materials.

Vladimir Solodov demonstrated diamond production and sales in Yakutia: production increased from 67,8 million in 2016 to 118,8 million in 2018, sales in 2016 amounted to 131,27 million rubles, in 2017 to 142 million rubles. Diamond production increased from 1 211 million rubles in 2016 to 1946 million in 2018, sales - from 1174,5 million rubles in 2016 to 1 858,9 in 2017. The main buyer of exported diamonds is Belgium (2,14 billion dollars), followed by India (0,66 billion dollars), Israel (0,48 billion) and the UAE (0,42 billion) with a wide margin.

Vladimir Solodov invited potential residents to the Kangalassi TOP jewelry cluster and invited representatives of Gujarati jewelry companies to arrive in Yakutia on October 20 to open a diamond cutting cluster, where modern cutting equipment has already been installed, but there are no foreign residents in the TOP yet. The bait for the session participants could be the opportunity to access Russian rough, which is tightly regulated by the monopolist - the ALROSA company: today Yakut diamonds go only to companies that are members of the “Alliance for the Distribution of Raw Materials”, where Gujarati cutters are not included, but since March of this year cluster residents are provided with diamonds by special agreement.

Co-operation in the coal industry also seems promising, since India consumes 970 million tons of coal per year, of which 320 million tons are imported. So far, coal to India comes mainly from Australia, but deliveries can also be carried out from the Russian Far East, where its production is developing rapidly. For example, in Yakutia, coal is mined by Colmar (production in 2018 amounted to 5,5 million tons with a prospect of growth to 23 billion tons) and Mechel (production in 2018 - 4,9 million tons with a growth prospect to 36 million tons). Both companies have access to the ports: Mechel through Posyet, Colmar through Vanino, where in 2020 it plans to launch a new coal terminal. Coal India Limited showed interest in cooperation; it recently visited Yakutia in order to get acquainted with the work of coal companies.

In Chukotka, the main coal producer is TIG (Tigers Realm Coal), which supplies coal (2018 thousand tons were produced in 576), including for export via the Beringovsky port. In the Magadan Region, according to Governor Sergei Nosov, over five billion tons of anthracite, over six billion tons of coal and over 32 billion tons of brown coal have been explored, for the first stage of development which requires 420 million dollars of investments. Some of the deposits are located nearby (by local standards, i.e. hundreds of km) from the ports, but most are located inland. Therefore, although the delegations of Magadan, Kamchatka, Chukotka and Yakutia announced their readiness to deliver up to 28 million tons of coal to India, it is not yet clear how the main part of the cargo from Chukotka, Kamchatka, and Magadan deposits to ports in the absence of a railway will affect its cost.




Energetics

At the energy session, the Indian side presented its country as the third largest global energy consumer (growth of more than 4% per year over the next 25 years), which has the largest energy and refining capacities (249,4 million tons per year). Russia is considered by the Indians as one of the important factors in ensuring its energy security.

In addition to oil, India is interested in increasing gas supplies, as the country has adopted a plan for switching to clean fuel, the implementation of which will double gas demand by the 2025 year, which will require the import of more than 50 million tons of LNG per year. India is currently the fourth largest LNG market in the world (7% of global demand), 80% of its total volume is imported. In addition, Russian investors were invited to participate in the exploration of hydrocarbon deposits (including shale and gas hydrate) in India itself, as well as to enter into regasification projects, oil refining and gas pipelines.

Deputy Minister of Energy of the Russian Federation Anton Inyutsin, in turn, positively assessed the dynamics of Russian energy exports to India: over the 2018 year, oil supplies amounted to 2,3 million tons, oil products - 546 thousand tons (an increase of 7% compared to 2017), coal exports - 4,5 mln tons (an increase of 25%), and stated that it would be nice to involve Russian power engineers in the planned modernization of more than 300 power units from 200 to 300 MW built in India by Soviet specialists and under licenses of Russian manufacturers.

The Russian side sees prospects for expanding the hydrocarbon trade in the participation of Indian companies in Arctic projects: for example, NOVATEK is interested in attracting Indian partners to the Arctic LNG-2 project, as well as in concluding contracts for the supply of LNG from the plant of the same name. NK Rosneft and a consortium of Indian companies, which includes ONGC Videsh ltd. (having 20% in Sakhalin-1), they are discussing the expansion of cooperation on the basis of the Vankor cluster deposits (since 2016, the Indians have owned 49% of this project).

Indian investments in expanding an LNG plant in Sakhalin are considered. Gazprom Neft calls on Indian oil and gas enterprises to jointly search for and develop hydrocarbons on the Russian Arctic shelf. In 2017, Gazprom Neft and ONGC Videsh signed an agreement on the exploration of offshore fields in the Okhotsk and Pechora Seas, and it is currently expected to receive proposals from the Indian company for joining the projects. In addition, India, which is inferior to China and Germany in green energy technologies, but much more advanced than Russia, can share its rich experience in building autonomous solar and wind power plants that will provide electricity to isolated areas of the Far East.


Forest

India is the largest importer of wood from Asian countries, but in recent years, due to the ban on timber harvesting and export, introduced by several countries to protect its forests, supply volumes decreased by 70%. The export of wood products to India from Russia is small, but is growing steadily: according to IPA, in 2018, it amounted to 309 million dollars, mainly in the form of paper.

The Deputy Minister for the Development of the Far East Sergey Tyrtsev at a plenary meeting announced the creation of conditions in the Far Eastern Federal District for the development of deep processing of timber: recently, the Russian government decided to increase the export duty for roundwood. This new increase in round duty rates is unlikely to stop timber exports to the PRC, as the Chinese have long learned to circumvent such barriers, but there are chances that the Indians will create some competition for them in this area.

Nine megaprojects in the Far East forestry sector were presented to the Indians at the “forest” section: Pulp and Paper Mill in the Khabarovsk Territory (six million cubic meters of wood per year), three wood processing projects in Yakutia (total 13,6 million cubic meters), Pulp and Paper Mill and chemical production in the Amur Region (seven million cubic meters), four logging projects in the Trans-Baikal Territory (at 5,9 million cubic meters per year), as well as three projects in Buryatia, including the modernization of the Selenginsky pulp and cardboard mill.



Medicine and a bit of tourism

Another area that interests both parties is medicine. In particular, the head of Medanta Group of Hospitals, Sunil Sachdeva, discussed several start-ups with the head of Buryatia, Alexei Tsydenov, including a laboratory test for the diagnosis of chronic ischemia of the human brain. The company is also interested in the project of creating a network of oncological clinics in the Far East, advanced training programs for Indian doctors at the FEFU School of Biomedicine, and mutual internships for specialists from both countries. At present, many Indian students are studying at the FEFU BWM, since the status of a doctor, in contrast to Russian realities, is very high in India, and training is expensive.

Indians are also interested in the development of tourism: in particular, they are interested in investments in the Far East, including seaside hotels, recreation areas, as well as the participation of Indian tourists on cruises from Vladivostok to Korea and Japan. For the influx of tourists, including business travelers, the guests suggested extending the validity of electronic visas from the current eight days to two to three weeks, which would greatly simplify the visits for businessmen. In addition, the meeting participants considered it important to establish air links between Vladivostok and the capitals of the states represented at the forum.

One of the significant results of the forum can be considered the decision to create an Indian-Yakut film studio: Bollywood - a recognized (at least quantitatively) leader in the global film industry, will enter into a collaboration with an authentic, but actively growing Yakut cinema, to shoot its films in the republic. The results of such co-working, in the presence of a rich imagination, you can try to imagine.

Thus, different subjects of the Far Eastern Federal District received different results from the forum, despite the abundance of memorandums signed as a result, and the familiarization format of the meeting did not imply an abundance of concluded contracts - it was rather a place to present the intentions of the parties. The winners were those whose projects (usually related to the supply of raw materials) were on the wish list of the Indian delegation.

Indians' interest in Far Eastern hydrocarbons is limited by available resources: all the gas that will go through the Power of Siberia has already been bought by China, and it is difficult to say whether they are ready to seriously invest in oil and gas production on the Arctic shelf, given that even from Russian companies there almost no one works. The proposed investment projects for other popular types of raw materials (mainly wood and coal) require large investments not only in production itself, but also in transport and energy infrastructure, which will surely make Indian companies think. Whether the subjects of the Far Eastern Federal District will be able to prepare proposals that suit both sides over the time remaining before the WEF, we will find out very soon.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Индийский поход

Дальний Восток рассматривают как выгодную территорию для сотрудничества

Во Владивостоке прошел День иностранного инвестора — российско-индийский форум, целью которого должна стать подготовка благоприятной почвы для установления деловых контактов между представителями России и Индии на ближайшем Восточном экономическом форуме. Прибытие представительной (почти 200 человек во главе с министром торговли и промышленности страны Пиюшем Гоялом, а также губернаторами четырех штатов) делегации во Владивосток свидетельствует о намерении Индии расширить спектр контрагентов за пределы правительств и госкорпораций, включив в него региональные власти и бизнес.

Индийский поход
Фото: пресс-служба администрации Приморского края

Колоритная индийская делегация, в которой мелькали женщины в сари и сикхи в красных тюрбанах, включала представителей штатов Харьяна, Гоа, Гуджарат и Уттар-Прадеш: правительственных чиновников, менеджеров нескольких десятков энергетических, промышленных и аграрных компаний с суммарной выручкой в 400 млрд долларов, представителей университетов и других участников. ДФО был представлен главами и делегациями всех субъектов ДФО примерно такого же пестрого состава. Организаторы – Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и развитию экспорта (АПИ) – до последнего момента меняли программу форума, в итоге начался он не с пленарного заседания, а с отраслевых сессий, посвященных энергетике, лесопереработке, алмазам, углю, образованию, сельскому хозяйству, здравоохранению и туризму.   


Неожиданная Индия

Индия – новый глобальный игрок, по населению (1,3 млрд человек), экономическим показателям (ВВП - три трлн долларов, в планах повышение до пяти трлн долларов) и потенциалу развития наступающий на пятки могучему Китаю. Это самая быстро растущая экономика в мире с высокой долей молодого населения (25-50 лет) и наибольшими показателями привлечения прямых иностранных инвестиций в мире (37,8 млрд долларов в 2018 году) благодаря продвижению специальных условий для инвесторов. Конкурентные преимущества страны – тотальное англоязычие населения, наличие вестернизированной системы управления и демократических институтов, инсталлированных британцами, а также ставка на высокие технологии — как известно, индусы имеют статус мировых ИТ-аутсорсеров и глобальных производителей фармы.

Для России Индия является значительно более удобным партнером, чем тот же Китай: между странами нет территориальных претензий и исторических конфликтов, зато есть добрая память о советской помощи в 1960-70-е годы. Наконец, Россия не опасается стать «сырьевым придатком» Индии и воспринимает ее не как старшего, а как равного партнера.

В целом, расширение контактов с Индией вполне укладывается в стратегию «поворота на Восток» и выходом государств Азии из тысячелетней «цивилизационной тени», обозначенным в недавнем докладе Валдайского клуба. При этом России есть, чему поучиться у Индии: например, индусы давно и успешно интегрированы в мировую интеллектуальную и экономическую элиту — вспомнить хотя бы металлургического магната Миттала. Потенциал развития отношений отмечают и индийская, и российская стороны, как и то, что до последнего времени сотрудничество разворачивалось, в основном, в сфере ВПК.

По данным Фонда развития Дальнего Востока, в 2018 году индийский импорт в Россию составил 3,2 млрд долларов, из которых 27% заняла продукция химпрома, 19% — машины и оборудование, 11% — сельхозпродукция, 9% — текстиль. Экспорт России в Индию вдвое больше, основную часть в нем предсказуемо занимают минеральное сырье (25%), продукция машиностроения (21%), драгоценные камни и металлы (14%).

Глава индийской делегации Адитьянатх Йоги, премьер-министр штата Уттар Прадеш с населением в 220 млн человек, пришедший на форум в оранжевой тоге буддийского монаха, заявил, что к 2025 году торговый оборот между странами должен вырасти до 30 млрд долларов, кратно возрастет объем индийских инвестиций: до сих пор его рост сдерживался непониманием индийскими предпринимателями возможностей для ведения бизнеса в России. Индусы готовы поддержать развитие Дальнего Востока и намерены отправить в регион большую бизнес-миссию. Потенциальные сферы сотрудничества — это переработка сырья для поставок в Индию и в третьи страны, лесопереработка, огранка алмазов, добыча полезных ископаемых, переработка сельхозпродукции, нефтегазовые проекты в Арктике, совместное развитие Севморпути, строительство портов.

Йоги назвал «вызовом» задачу повышения производительности дальневосточного агропрома с помощью новых технологий и предложил применить в округе практики индийского производства молока и разведения КРС. В какой мере индусы готовы инвестировать в переработку сельхозпродукции, в чем заинтересована российская сторона — пока неизвестно, как и то, будут такие проекты нацелены на производство продукции для экспорта в Индию, которая сама является крупнейшим мировым производителем в сфере сельского хозяйства, или для поставок на местные рынки. Еще одной сферой потенциального сотрудничества является производство бриллиантов и ювелирных изделий.



Углероды

Модераторами секции, посвященной алмазам и цветным металлам, выступили председатель правительства Якутии Владимир Солодов и губернатор штата Гуджарат Виджай Рупани, на территории которого расположен город Сурат с самым крупным предприятием по обработке алмазов в мире (производит 95% всех экспортных бриллиантов Индии). Секция привлекла большое внимание индийских бизнесменов, поскольку индусы являются одними из лидеров мировой алмазной отрасли, удерживая свои позиции за счет жесткого демпинга на рынке огранки. Поэтому индийские компании кровно заинтересованы в доступе к дешевым сырым алмазам «АЛРОСы» и лоббируют снижение на них российских экспортных пошлин, которые сегодня составляют 25% от стоимости сырья.

Владимир Солодов продемонстрировал показатели добычи и продаж алмазов в Якутии: производство выросло с 67,8 млн долларов в 2016 году до 118,8 млн долларов в 2018-м, продажа в 2016 году составила 131,27 млн рублей, в 2017-м — 142 млн рублей. Производство бриллиантов увеличилось с 1 211 млн рублей в 2016 году до 1946 млн в 2018-м, продажи — с 1174,5 млн рублей в 2016-м до 1 858,9 в 2017-м. Основным покупателем экспортируемых алмазов является Бельгия (2,14 млрд долларов), за ней с большим отрывом следуют Индия (0,66 млрд долларов), Израиль (0,48 млрд) и ОАЭ (0,42 млрд).

Владимир Солодов пригласил потенциальных резидентов в ювелирный кластер ТОР «Кангалассы» и предложил представителям гуджаратских ювелирных компаний прибыть 20 октября в Якутию на открытие алмазогранильного кластера, где уже установлено современное оборудование для огранки, но иностранных резидентов в ТОР пока нет. Приманкой для участников сессии может стать возможность доступа к российскому алмазному сырью, которое жестко регулируется монополистом — компанией «АЛРОСА»: сегодня якутские алмазы достаются только компаниям, входящим в «альянс по распределению сырья», куда гуджаратские огранщики не включены, но с марта текущего года резиденты кластера обеспечиваются алмазами по специальному соглашению.

Перспективным представляется также сотрудничество в угольной отрасли, так как Индия потребляет 970 млн тонн угля в год, из которых 320 млн тонн импортирует. Пока уголь в Индию идет в основном из Австралии, но поставки могут осуществляться и с Дальнего Востока России, где его производство развивается быстрыми темпами. Например, в Якутии уголь добывают компании «Колмар» (добыча в 2018 году составила 5,5 млн тонн с перспективой роста до 23 млрд тонн) и «Мечел» (добыча в 2018-м — 4,9 млн тонн с перспективой роста до 36 млн тонн). Обе компании имеют выходы к портам: «Мечел» — через Посьет, «Колмар» — через Ванино, где в 2020 году планирует запустить новый угольный терминал. Интерес к сотрудничеству проявила компания Coal India Limited, недавно посетившая Якутию с целью ознакомления с работой угольных компаний

На Чукотке основным добытчиком угля является компания TIG (Tigers Realm Coal), поставляющая уголь (в 2018 году добыто 576 тыс. тонн), в том числе на экспорт через порт Беринговский. В Магаданской области, по словам губернатора Сергея Носова, разведано более пяти млрд тонн антрацита, свыше шести млрд тонн каменного угля и свыше 32 млрд тонн бурого угля, для первой стадии освоения которых требуется 420 млн долларов инвестиций. Некоторые из месторождений находятся недалеко (по местным меркам, т.е. в сотнях км) от портов, но большинство расположены в глубине материка. Поэтому, хотя делегации Магадана, Камчатки, Чукотки и Якутии заявили о готовности поставлять в Индию до 28 млн тонн угля, пока неясно, как скажется на его себестоимости доставка основной части груза с чукотских, камчатских и магаданских месторождений до портов в отсутствие железной дороги.




Энергетика

На энергетической сессии индийская сторона представила свою страну как третьего по величине мирового потребителя энергии (рост более чем на 4% в год в течение следующих 25 лет), обладающего крупнейшими мощностями в энергетике и нефтепереработке (249,4 млн тонн в год). Россия рассматривается индусами как один из важных факторов обеспечения своей энергетической безопасности.

Помимо нефти, Индию интересует увеличение поставок газа, так как в стране принят план перехода на экологически чистое топливо, реализация которого приведет к удвоению спроса на газ к 2025 году, для чего потребуется импортировать более 50 млн тонн СПГ в год. В настоящее время Индия является четвертым по величине рынком СПГ в мире (7% мирового спроса), 80% от его общего объема импортируется. Кроме того, российских инвесторов пригласили поучаствовать в разведке месторождений углеводородов (в том числе, сланцевых и газогидратных) в самой Индии, а также войти в проекты регазификации, нефтепереработку и газопроводы.

Замминистра энергетики РФ Антон Инюцын, в свою очередь, позитивно оценил динамику российского экспорта энергоресурсов в Индию: за 2018 год поставки нефти составили 2,3 млн тонн, нефтепродуктов – 546 тыс. тонн (рост на 7% по сравнению с 2017 года), экспорт угля – 4,5 млн тонн (рост на 25%), и заявил, что к планируемой модернизации более 300 энергоблоков мощностью от 200 до 300 МВт, построенных в Индии советскими специалистами и по лицензиям российских производителей, неплохо было бы привлечь российских энергетиков.

Перспективы расширения торговли углеводородами российская сторона видит в участии индийских компаний в арктических проектах: так, «НОВАТЭК» заинтересован в привлечении индийских партнеров к проекту «Арктик СПГ-2», а также в заключении контрактов на поставку СПГ с одноименного завода. НК «Роснефть» и консорциум индийских компаний, куда входит ONGC Videsh ltd. (имеющая 20% в «Сахалине-1»), обсуждают расширение сотрудничества на базе месторождений Ванкорского кластера (с 2016 года индийцы владеют 49% этого проекта).

Рассматриваются индийские инвестиции в расширение завода по производству СПГ на Сахалине. «Газпром нефть» призывает индийские нефтегазовые предприятия к совместному поиску и разработке углеводородов на арктическом шельфе России. В 2017 году «Газпром нефть» и ONGC Videsh подписали соглашение о разведке шельфовых месторождений в Охотском и Печорском морях, в настоящее время ожидается получение от индийской компании предложения о вхождении в проекты. Кроме того, Индия, в технологиях «зеленой энергетики» уступающая Китаю и Германии, но гораздо более продвинутая, чем Россия, может поделиться своим богатым опытом строительства автономных солнечных и ветровых электростанций, которые позволят обеспечить электричеством изолированные районы Дальнего Востока.


Лес

Индия является крупнейшим импортером леса из стран Азии, но в последние годы из-за запрета на заготовку и экспорт древесины, введенного рядом стран для защиты своих лесов, объемы поставок сократились на 70%. Экспорт продукции деревообработки в Индию из России невелик, но уверенно растет: по данным АПИ, в 2018 году он составил 309 млн долларов, главным образом, в виде бумаги.

Замминистра по развитию Дальнего Востока Сергей Тырцев на пленарном заседании заявил о создании в ДФО условий для развития глубокой переработки леса: недавно российским правительством принято решение о повышении пошлины на вывоз круглого леса. Это новое повышение пошлин на кругляк вряд ли остановит экспорт леса в КНР, поскольку китайцы давно научились обходить такие барьеры, но есть шансы, что индусы создадут им в этой сфере определенную конкуренцию.

На «лесной» секции индусам представили девять мегапроектов в лесной отрасли Дальнего Востока: ЦБК в Хабаровском крае (на шесть млн кубометров древесины в год), три проекта по деревопереработке в Якутии (всего на 13,6 млн кубометров), ЦБК и химическое производство в Амурской области (семь млн кубометров), четыре проекта лесозаготовки в Забайкальском крае (на 5,9 млн кубометров в год), а также три проекта в Бурятии, включая модернизацию Селенгинского целлюлозно-картонного комбината.



Медицина и немного туризма

Еще одним направлением, которое интересует обе стороны, оказалась медицина. В частности, глава компании «Меданта Груп оф Хоспиталс» Сунил Сачдэва обсудил с главой Бурятии Алексеем Цыденовым несколько стартапов, среди которых – лабораторный тест для диагностики хронической ишемии мозга человека. Компанию также интересует проект создания на Дальнем Востоке сети онкологических клиник, программы повышения квалификации для индийских врачей в Школе биомедицины ДВФУ и взаимные стажировки специалистов обеих стран. В настоящее время в ШБМ ДВФУ обучается множество индийских студентов, поскольку статус врача, в отличие от российских реалий, в Индии весьма высок, а обучение стоит дорого.

Заинтересованы индусы также в развитии туризма: в частности, их интересуют вложения в дальневосточные, в том числе приморские гостиницы, рекреационные зоны, а также участие индийских туристов в круизах из Владивостока в Корею и Японию. Для притока туристов, в том числе деловых, гости предложили увеличить срок действия электронных виз с действующих восьми дней до двух-трех недель, что значительно упростит визиты бизнесменам. Кроме того, участники встречи сочли актуальным установление воздушного сообщения между Владивостоком и столицами представленных на форуме штатов.

Одним из заметных результатов форума можно считать решение о создании индийско-якутской киностудии: Болливуд — признанный (как минимум, в количественном отношении) лидер мировой киноиндустрии, вступит в коллаборацию с аутентичным, но активно растущим якутским кинематографом, чтобы проводить съемки своих фильмов в республике. Результаты такого коворкинга, при наличии богатого воображения, можно попробовать себе представить.

Таким образом, разные субъекты ДФО получили от форума разные результаты, несмотря на обилие подписанных в итоге меморандумов, а ознакомительный формат встречи не предполагал обилия заключенных контрактов — скорее это было место предъявления намерений сторон. В быстром выигрыше оказались те, чьи проекты (как правило, связанные с поставками сырья) попали в wish list индийской делегации.

Интерес индусов к дальневосточным углеводородам ограничивается доступными ресурсами: весь газ, который пойдет по «Силе Сибири», уже выкупил Китай, а готовы ли они серьезно вкладываться в добычу нефти и газа на арктическом шельфе — сказать трудно, учитывая, что даже из российских компаний там почти никто не работает. Предложенные инвестпроекты по другим востребованным видам сырья (в основном дереву и углю), требуют больших вложений не только в саму добычу, но и в транспортную и энергетическую инфраструктуру, что наверняка заставит индийские компании задуматься. Смогут ли субъекты ДФО подготовить за оставшееся до ВЭФ время предложения, устраивающие обе стороны, мы узнаем совсем скоро.