Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Dmitry Shelest gives forecast for the development of the Asia-Pacific region in 2018 - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Inertia on the eve of change

Dmitry Shelest gives forecast for the development of the Asia-Pacific region in 2018 year

In the first month of the new year, we were hit by quite a lot of forecasts for 2018 year. Without trying to challenge the opinion of experts, even if their views fix diametrically opposed expectations from the future, we will try to look at the future through the prism of the upcoming events in 2018. And based on this, we will try to catch some trends and the likelihood of their occurrence in the Asia-Pacific region (APR) and the influence on the eastern part of the Russian Federation.

Inertia on the eve of change
Photo: riss.ru

Dmitry Shelest

Deputy Director of the Expert-Analytical Center of the Far Eastern Federal University
Assessing the situation in the region as a whole, it is appropriate to assume that the states of the Pacific Basin, in fact, are "preparing" for a new decade of the 21st century. We are talking about the fact that there are enough problems in the world and the region, the solution of which is impossible within the current paradigm of international relations. Most players are well aware of this, but driven by a certain inertia, adhere to the established norms in making foreign policy decisions. At the same time, there is only one thing for the realization that the modern world order is a new puzzle, there is only one thing - to start acting differently. Nevertheless, the probability that the eighteenth year will become a continuation of the seventeenth is more prevalent.

So, if we talk about the key player in the region, then this is China. Beijing this year plans to hold another Boao Asian Forum (Hainan Province), which is called "eastern Davos". This year, Beijing will also demonstrate its vision of economic globalization within the framework of the One Belt and One Path project. This event will take place against the backdrop of growing competition in the South China Sea, where the interests of India, China, the United States, Japan and Southeast Asian countries converge. At the same time, Beijing needs to solve many internal tasks. This is the introduction of environmental legislation, and an attempt to prevent the inflation of the "bubble" in the real estate market and the need to balance the growth of GDP with social policies. All this is possible with an increase in the flow of investment abroad, and most likely, representatives of China will negotiate precisely in this direction.

Events of "local" significance - this is the second and third plenary sessions of the CPC Central Committee of the XIX convocation, the National People's Congress of the 13 convocation will be significant for the foreign policy of the PRC as a continuation of the Xi Jinping course. The mentioned measures will fix the next stage of rotation of the party top, changes will be made to the constitution of the country, anti-corruption legislation will be expanded. In 2018, an environmental tax on environmental pollution in China was earned, which could result in the removal of "dirty" productions outside the state. Other intentions include carrying out at least 35 launches of space rockets, including the delivery of the lunar module Chang'e-4. Along with the acceptance of Dongfeng 41 intercontinental ballistic missiles for combat duty and the planned descent of the aircraft carrying cruiser of the 001-A project, Beijing's intentions make an impression, but do not make the world more calm.

Returning to international events, the upcoming 18 Summit of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) in Qingdao, which is important primarily for the main participants - Moscow and Beijing, cannot be circumvented. It should be noted that for India this will be the second year of participation in an international organization, which generally implies New Delhi’s attempts to gradually increase its international influence. In this regard, India should be expected to gradually increase its presence in the Asian Pacific, but without undue rapprochement with partners in the Pacific.

Another, no less significant participant in the changes in the APR, the United States enters the 2018 year in a somewhat embarrassed state. In the US ahead of the Congressional elections and re-elections to the State Senate. If we add to this the election of the governors of 36 states and smoldering conflicts in American society, it can be understood that all foreign policy actions of Washington will be oriented towards the "internal consumer". In such conditions, the Washington elite will continue to seek enemies outside of North America. Accordingly, talk about improving relations with Russia can only be done for a short period of time and then, based on momentary tactical considerations. In general, in the Russian-American relations, traditional diplomacy will work with large disruptions, and steps towards meeting will be accompanied by equivalent hostile actions. Most likely, pressure will be exerted on China, including on territorial issues in the South China Sea, Taiwan and economic cooperation, whether it's the RMB exchange rate or the China-US trade imbalance. Rhetoric regarding North Korea will change from readiness for negotiations to another demonstration of strength, but the power approach will continue to dominate.

In my opinion, attempts to discern in Washington's policy any systemic character, the creation of some kind of friendly network in the APR or the formation of geopolitical positions looks more like a sign of the bias of a number of experts than really characterizes the capabilities of the United States. The "secret" of a powerful power lies in the fact that Washington can not offer anything real either to its prospective regional theater of operations or politically to its partners.

At the same time, confidence in the presence of Washington's clear strategy with regard to the Pacific Basin is also melting from the US allies. There is also no clear understanding of how and with which representatives of the American establishment can be negotiated to date, does not allow us to model the sane structure of the Pacific policy of the United States. The beginning of the year is likely to demonstrate "confusion and vacillation" in the camp of imaginary and real partners of Washington in the APR. And if the ties with Japan, Australia and Taiwan retain the character of a real partnership, then it is somewhat premature to talk about creating or developing new alliances. History with the failure of the Trans-Pacific partnership was only a prelude to the future state of affairs. In conditions when the American power of total domination of the 90-X and the beginning of the 2000-ies turns into uncontrollable outbursts of rage, the other states of Pacific Asia will begin to build their plans based on a new reality.



The states of the Korean peninsula are already demonstrating efforts to "non-American" solution of the problem. The readiness of the DPRK to take part in the XXIII Winter Olympic Games in Pyeongchang received a response in Seoul, where they expressed their readiness to accept the sports team "northerners", as well as hold talks with the military, discuss the problem of separated families and other issues. In the future, we should expect from Pyongyang a new foreign policy strategy, when rhetoric about the "American puppets" (South Korea, Japan) will come to naught, with the appropriate course of interested states. In turn, even if this happens, the DPRK leader is unlikely to restrain insulting statements and demonstrative militarism towards the US in 2018.

Japan in 2018 year will act in all directions. Paradoxically, the Land of the Rising Sun will spend the year of Russian culture at its own place (the Russian state holds the year of Japanese culture accordingly), with the purchase and deployment of the North American missile defense system and a record 46,1 billion dollars in defense spending on the Japanese archipelago. It can be assumed that the words of Japanese Prime Minister Shinzo Abe "time to act" in 2018 will be a time not only for cultural exchanges, but also for intensifying confrontation with China, further pressure on Moscow on the problem of the "Northern Territories", possible exit of the Japan Self-Defense Forces in Yuzhno -Chinese Sea, attempts to unite the anti-Chinese coalition and destabilize the situation on the Korean peninsula.

Under these conditions, China's negotiations with other countries in the basin of the South China Sea are likely to be initiated with a view to reaching a compromise in shipping and sharing areas of interest (fishing, hydrocarbon production). This will be facilitated by the 32 meeting of heads of state and government of the ASEAN member countries in Singapore, where the countries of Southeast Asia will solve the problems of economy and security focusing more on their nearest neighbors.

The main event in Russia will certainly be the presidential election. Few people doubt the victory of the incumbent head, regardless of the positive or negative perception of this event. But whoever was elected president of Russia, he will also have to prepare Russia for the third decade of the XXI century. In this respect, the events that will develop in the Pacific basin will give a definite chance for increasing the political weight of Russia in the APR. Given the anticipated development of events, Moscow has every chance to become a party to political and economic processes in the face of disorientation of both the leading players in the region and the "second plan" states. At the same time, you should not flatter yourself and expect that Russia will suddenly find in the APR an influence comparable to that of the United States or China.

The event series in the Far East will be focused on Russia's strategic involvement in international processes in the Asian part of the Pacific. In image and political terms, and then only in the economic, the most significant event will be the Fourth Eastern Economic Forum (WEF-2018).

And such events as the first manned launch at the Vostochny Cosmodrome, the Far East air show in Komsomolsk-on-Amur will present samples of military and consumer equipment will be a sign of seriousness of Moscow's intentions towards the east.
In the same vein, it is necessary to perceive the opening of the second oil transportation branch in the Middle Kingdom in 2018, in addition to the already existing direction of hydrocarbons supply in Skovorodino-Daqing. And no matter how scandalous our trade relations with China are, they are just the key to Russia's smooth transition to the next decade because China's growing dominance depends on peaceful relations with Russia.

In conclusion, we can add that the world in general and the Asia-Pacific region, if viewed as systems, are still in an unstable state and will keep this trend in the next year or two. Under these conditions, Russia's short-term goal is not to become a bargaining chip in the games of the Pacific giants in the conduct of foreign policy, while preserving the progressive development of an economic and social nature within the country.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Инерция накануне перемен

Дмитрий Шелест дает прогноз развития Азиатско-Тихоокеанского региона в 2018 году

В первый месяц нового года на нас обрушилось достаточно много прогнозов на 2018 год. Не пытаясь оспорить мнение экспертов, даже если их взгляды фиксируют диаметрально противоположенные ожидания от будущего, мы попытаемся посмотреть на грядущее через призму предстоящих в 2018 году событий. А уже исходя из этого, попробуем уловить некоторые тенденции и вероятности их возникновения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и влиянии на восточную часть Российской Федерации.

Инерция накануне перемен
Фото: riss.ru

Дмитрий Шелест

Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета
Оценивая ситуацию в регионе в целом, уместно предположить, что государства Тихоокеанского бассейна, по сути, «готовятся» к новому десятилетию XXI века. Речь идёт о том, что в мире и регионе накопилось достаточно проблем, решение которых невозможно в рамках текущей парадигмы международных отношений. Большинство игроков прекрасно осознают это, но движимые определённой инерцией, придерживаются устоявшихся норм в принятии внешнеполитических решений. При этом осознание того, что современный миропорядок складывается в новый паззл, есть у всех, остаётся лишь одно – начать действовать иначе. Тем не менее, вероятность того что, восемнадцатый год станет в большей степени продолжением семнадцатого превалирует. 

Итак, если говорить о ключевом игроке региона, то это Китай. Пекин в текущем году планирует провести очередной Боаоский Азиатский Форум (провинция Хайнань), который называют «восточным Давосом». В этом году Пекин будет также демонстрировать своё видение экономической глобализации в рамках проекта «Один пояс и один путь». Упомянутое событие будет проходить на фоне обострения конкуренции в Южно-Китайском море, где сходятся интересы Индии, КНР, США, Японии и государств Юго-Восточной Азии. Одновременно, Пекину необходимо решать множество внутренних задач. Это и введение экологического законодательства, и попытка предотвратить раздувание «пузыря» на рынке недвижимости и необходимость сбалансировать рост ВВП с социальной политикой. Всё это возможно при увеличении потока инвестирования за рубежом и, скорее всего, представители Китая будут вести переговоры именно в этом направлении.

События «местного» значения – это второй и третий пленумы ЦК КПК XIX созыва, Всекитайское собрание народных представителей 13-го созыва будут значимы для внешней политики КНР как продолжение курса Си Цзиньпиня. Упомянутые мероприятия зафиксируют очередной этап ротации партийной верхушки, будут внесены изменения в конституцию страны, расширено антикоррупционное законодательство. В 2018 году заработал экологический налог на загрязнение окружающей среды в Китае, что может обернуться выносом «грязных» производств за пределы государства. В числе других намерений проведение не менее 35 пусков космических ракет, включая и доставку лунного модуля «Чанъэ-4». Вместе с принятием на боевое дежурство межконтинентальных баллистических ракет «Дунфэн-41» и планируемый спуск авианесущего крейсера проекта 001-А намерения Пекина производят впечатление, но не делают мир более спокойным.

Возвращаясь к международным событиям нельзя обойти предстоящий 18-й Саммит совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Циньдао, который значим прежде всего для основных участников – Москвы и Пекина. Следует отметить, что для Индии это будет второй год участия в международной организации, что в целом предполагает попытки Нью-Дели постепенно наращивать международное влияние. В этом отношении от Индии следует ожидать постепенного увеличения присутствия в азиатской части Тихого океана, но без излишнего сближения с партнёрами в Тихоокеанском бассейне.

Другой, не менее значимый участник изменений в АТР, Соединённые Штаты входит в 2018 год в несколько сконфуженном состоянии. В США впереди выборы в Конгресс и перевыборы в Сенат государства. Если добавить к этому выборы губернаторов 36 штатов и тлеющие конфликты в американском обществе, то можно понять, что все внешнеполитические действия Вашингтона будут ориентированы на «внутреннего потребителя». В подобных условиях вашингтонская элита продолжит искать врагов вне Северной Америки. Соответственно, говорить об улучшении отношений с Россией можно только на каком-либо коротком отрезке времени и то, исходя из сиюминутных тактических соображений. В целом в российско-американских отношениях традиционная дипломатия будет работать с большими перебоями, а шаги навстречу будут сопровождаться эквивалентными враждебными действиями. Скорее всего, будет усиливаться давление на Китай, в том числе и по территориальным вопросам в Южно-Китайском море, Тайваню и экономическому сотрудничеству, будь то курс юаня или торговый дисбаланс КНР-США. Риторика в отношении Северной Кореи будет меняться от готовности к переговорам до очередной демонстрации силы, но доминировать будет по прежнему силовой подход.

На мой взгляд, попытки разглядеть в политике Вашингтона какую-либо системность, создание некой дружественной сети в АТР или формирование геополитических позиций выглядит скорее знаком ангажированности ряда экспертов, чем реально характеризует возможности  Соединённых Штатов. «Секрет» могущественной державы заключается в том, что ни на предполагаемом региональном театре военных действий, ни в политическом аспекте Вашингтон не в состоянии предложить что либо реальное даже своим партнёрам.

При этом уверенность в наличии чёткой стратегии Вашингтона в отношении Тихоокеанского бассейна тает и у союзников США. Отсутствует и чёткое понимание, каким образом и с кем из представителей американского истеблишмента можно договариваться на сегодняшний день, не позволяет  моделировать сколь-нибудь вменяемую структуру тихоокеанской политики Соединённых Штатов. Начавшийся год, скорее всего, продемонстрирует «разброд и шатание» в стане мнимых и реальных партнёров Вашингтона в АТР. И если связи с Японией, Австралией и Тайванем сохранят характер реального партнёрства, то говорить о создании или развитии новых альянсов несколько преждевременно.  История с провалом Транс-Тихоокеанского партнёрства явилась лишь прелюдией к будущему положению вещей. В условиях, когда американская мощь из тотального доминирования времён 90-х и начала 2000-х годов превращается в неконтролируемые вспышки ярости, остальные государства тихоокеанской Азии начнут выстраивать свои планы ориентируясь на новую реальность.

Государства Корейского полуострова уже демонстрируют усилия по «неамериканскому» решению проблемы. Готовность КНДР принять участие в XXIII Зимних Олимпийских играх в Пхенчхане получила отклик в Сеуле, где выразили готовность принять спортивную команду «северян», а также провести переговоры с участием военных, обсудить проблему разделённых семей и другие вопросы. В перспективе стоит ожидать от Пхеньяна новой внешнеполитической стратегии, когда риторика касательно «американских марионеток» (Южная Корея, Япония) сойдёт на нет, при соответствующем курсе заинтересованных государств. В свою очередь, даже если подобное произойдёт, лидер КНДР вряд ли будет сдерживать оскорбительные высказывания и демонстративный милитаризм в отношении США в 2018 году.    

Япония в 2018 году начнёт действовать во всех направлениях. Парадоксальным образом Страна восходящего солнца проведёт и год культуры России у себя (Российское государство соответственно проводит год культуры Японии), с закупкой и размещением на Японском архипелаге систему ПРО «Иджис Эшор» североамериканского производства и в целом рекордных расходов 46,1 млрд. долларов США на оборону.  Можно предположить, что слова японского премьера Синдзо Абэ «время действовать» в 2018 году станут временем не только для культурных обменов, но и для усиления конфронтации с Китаем, дальнейшего давления на Москву по проблеме «Северных территорий», возможным выходом Сил самообороны Японии в Южно-Китайское море, попытками сколотить антикитайскую коалицию и дестабилизировать ситуацию на Корейском полуострове.

В этих условиях скорее всего будут инициированы переговоры Китая с другими странами в бассейне Южно-Китайского моря с целью достичь компромисса в судоходстве и разделе сфер интересов (рыбный промысел, добыча углеводородов). Этому будет способствовать и 32-я встреча глав государств и правительств стран членов АСЕАН в Сингапуре, где страны Юго-Восточной Азии будут решать проблемы экономики и безопасности ориентируясь в большей степени на своих ближайших соседей.

Главным событием в России станут безусловно выборы президента страны. Мало кто сомневается в победе действующего главы государства независимо от позитивного или негативного восприятия этого события. Но кто бы не был избран президентом РФ, ему придётся также готовить Россию к третьему десятилетию XXI века. В этом отношении события, которые будут развиваться в Тихоокеанском бассейне, дадут определённый шанс для увеличения политического веса России в АТР. С учётом предполагаемого развития событий у Москвы есть все шансы стать участником политических и экономических процессов в условиях дезориентации как ведущих игроков региона, так и государств «второго плана». При этом не стоит обольщаться и ожидать, что РФ в одночасье сможет обрести в АТР влияние сопоставимое с Соединёнными Штатами или Китаем.  

Событийный ряд на Дальнем Востоке будет ориентирован на стратегическое вовлечение России в международные процессы в азиатской части Тихого океана.  В имиджевой и политическом плане, а затем только в экономическом, наиболее значимым событием будет Четвёртый Восточный экономический форум (ВЭФ-2018).

А такие мероприятия как первый пилотируемый старт на космодроме Восточный, Дальневосточный авиасалон в Комсомольске-на-Амуре представит образцы военной и потребительской техники будут знаком серьёзности намерений Москвы на восточном направлении.
В этом же ключе следует воспринимать открытие в 2018 году второй нефтетранспортной ветки в Поднебесную помимо уже действующего направления поставки углеводородов Сковородино-Дацин. И как бы не ругали наши торговые отношения с Китаем, они как раз и являются залогом спокойного перехода России в следующее десятилетие потому, что возрастающее доминирование Китая,  зависит от мирных отношений с Россией.

В качестве заключения можно добавить, что мир в целом и Азиатско-Тихоокеанский регион, если их рассматривать как системы, по-прежнему находятся в нестабильном состоянии и сохранят эту тенденцию в ближайшие год-два. В этих условиях задача России в краткосрочной перспективе не стать разменной монетой в играх тихоокеанских гигантов при проведении внешней политики, при сохранении поступательного развития экономического и социального характера внутри страны.