Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Иностранный бизнес поверил в Дальний Восток

У российского Дальнего Востока огромные возможности для развития. Однако превратить этот потенциал в реальные богатства — задача, решить которую может только сильная и надежная система привлечения инвесторов. Именно такая, как создается сейчас в ДФО

Иностранный бизнес поверил в Дальний Восток
Фото: Shutterstock.com

«Три кита» развития Дальнего Востока: ТОР, СПВ, господдержка

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) создаются для реализации как крупных, промышленных проектов, так и развития малого и среднего предпринимательства на конкретных компактных площадках. К этим площадкам государство обязуется подвести инфраструктуру, необходимую для будущих предприятий. Получив статус резидента ТОР, инициаторы инвестпроектов могут пользоваться широким перечнем льгот — от налоговых до административных. 

В развитие этой идеи государство приняло на Дальнем Востоке еще один преференциальный режим — Свободный порт Владивосток. Несмотря на то, что в названии упоминается только столица Приморского края, режим свободного порта действует уже в нескольких регионах Дальневосточного федерального округа и продолжает расширяться. В его рамках государство предоставляет льготы в обмен на инвестиции — без строительства инфраструктуры.

Оба режима похожи, хотя имеют и незначительные расхождения в предоставляемых льготах. Их главное различие в следующем: Свободный порт — это льготный режим, действующий в границах муниципального образования, а ТОР — это зона со специально устанавливаемыми границами. Как правило, ТОР включает в себя либо действующие промышленные объекты (тип «браунфилд»), либо перспективные площадки для их размещения («гринфилд»).

Через третий механизм — субсидирование затрат инвесторов на инфраструктуру — государство берет на себя обязательства по строительству сетей и дорог к новым объектам без предоставления налоговых льгот. Как правило, по такому пути готовы идти крупные горнодобывающие и портовые компании.

Управление развитием: инвестор прежде всего

Перечисленные выше меры — часть масштабной госпрограммы по экономическому развитию Дальнего Востока и улучшению качества жизни его населения. Ее действующая редакция рассчитана до 2025 года. Исполнение программы курирует Министерство по развитию Дальнего Востока.

«На сегодняшний день сдано 35 новых предприятий, — доложил этим летом президенту России Владимиру Путину полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. — До конца года таковых предприятий будет 85. Объем уже проинвестированных частных средств в экономику Дальнего Востока превысит 115 миллиардов, будет создано 5,5 тысячи рабочих мест. Наш текущий мультипликатор — 10, то есть на один бюджетный рубль мы привлекаем 10 рублей частных инвестиций. Предприятия самых разных сфер — это промышленность, сельское хозяйство, логистика, транспорт. По соглашениям объем заявленных инвестиций превысил 3 трлн. Это пока соглашения, но 745 млрд уже в стадии строительства. 25% инвестиций иностранные. Наши уважаемые соседи из Китая, Японии, Кореи тоже вкладывают сюда деньги».

Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка говорит, что на российском Дальнем Востоке сформированы конкурентоспособные условия инвестирования. «Благодаря новым мерам поддержки инвесторов уже сейчас создаются новые заводы, новые учреждения, новая инфраструктура», — подчеркивает он.

Для развития проектов ТОР и Свободного порта была учреждена государственная управляющая компания — АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ). «Содействие предпринимательской деятельности на территории Дальнего Востока — ключевая функция Корпорации. Наша задача — создание благоприятных финансовых и административных условий для бизнеса, инфраструктурное обустройство площадок ТОР и сопровождение инвестиционных проектов по принципу „одного окна“», — говорит генеральный директор АО КРДВ Денис Тихонов.

Корпорация управляет ТОР в субъектах Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а с принятием ФЗ «О Свободном порте Владивосток» в зону ее ответственности вошел и проект Свободного порта. Основополагающий принцип работы корпорации — «единое окно» для инвестора. КРДВ обеспечивает административное сопровождение инвестпроектов на местах, принимает заявки на получение статуса резидента ТОР и СПВ, помогает в разработке бизнес-плана, консультирует по налоговым и бухгалтерским вопросам, представляет интересы резидента в суде. Также в рамках режима ТОР обеспечивается необходимая инфраструктура и сопровождение таможенных операций. В рамках режима СПВ управляющая компания содействует в получении земельного участка без торгов.

Денис Тихонов говорит, что и для органов власти, и для самой КРДВ важно, чтобы шанс на реализацию получил каждый заявленный инвестпроект: за ними новые предприятия, новые рабочие места, развитие региона и благосостояние жителей.

ASEZ.jpg

Капиталовложения за льготы

Инвесторы, подтверждающие свой статус резидента ТОР и СПВ, получают беспрецедентные для России налоговые, таможенные, административные и иные виды преференций. Все это четко зафиксировано в самих законах о новых преференциальных режимах, связанных с ними многочисленных поправках в уже действующие законы и подзаконных нормативно-правовых актах.

Снижение налоговой нагрузки происходит, прежде всего, в базовых российских налогах: на прибыль, на имущество и земельном. Существенно снижаются социальные взносы, уплачиваемые с фонда заработной платы сотрудников предприятий. Разницу компенсирует государство.

Не менее важны и неналоговые льготы: они упрощают и ускоряют многочисленные административные процедуры, сопровождающие в России открытие любого бизнеса.

Стать резидентом несложно

Чтобы стать резидентом ТОР или СПВ, необходимо подать заявку в «Корпорацию развития Дальнего Востока». Форму заявки и образец бизнес-плана можно найти на сайте АО КРДВ в разделе «О корпорации» или получить по электронной почте от персонального менеджера.

К заявке необходимо приложить копии учредительных документов (для юридических лиц), бизнес-план, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Для иностранных лиц также потребуется заверенный перевод документов на русский язык.



Заявку и пакет документов можно отправить почтой в Москву (123317, Москва, Пресненская наб., д. 8, стр. 1, эт. 7, МФК «Город Столиц», Северный блок) или Владивосток (690922, Владивосток, Океанский проспект, 17, каб. 1403) или на электронный адрес info@erdc.ru.

Заявка будет рассмотрена в течение 15 рабочих дней. Если проект соответствует всем необходимым критериям, по ней будет принято положительное решение. Далее заявитель заключает с АО КРДВ соглашение об осуществлении деятельности и получает свидетельство о статусе резидента ТОР или СПВ.

Критерии оценки заявок потенциальных резидентов СПВ:

  • регистрация на территории Свободного порта;
  • индивидуальный предприниматель или коммерческая организация;
  • объем капиталовложений не менее 5 млн рублей;
  • осуществление допустимых видов деятельности;
  • наличие бизнес-плана
  • отсутствие недоимок по налогам и сборам, производства по делу о банкротстве, реорганизации или ликвидации.

Требования к бизнес-плану:

  • сведения об инвесторе;
  • сведения о проекте: основные показатели, план-график проекта, источники денежных средств, потребности в ресурсах, инфраструктуре;
  • сведения о продукции (работах, услугах).

Критерии оценки заявок потенциальных резидентов ТОР:

  • регистрация на территории ТОР;
  • индивидуальный предприниматель или коммерческая организация;
  • объем капиталовложений не менее 500 тыс. рублей;
  • осуществление допустимых видов деятельности, закрепленных за конкретной ТОР;
  • наличие бизнес-плана;
  • отсутствие недоимок по налогам и сборам, производства по делу о банкротстве, реорганизации или ликвидации.

Процесс регистрации компаний — резидентов ТОР и Свободного порта идет нарастающими темпами. По данным на 25 августа 2017 года, с резидентами ТОР подписаны соглашения о реализации 158 инвестпроектов на 494,5 млрд рублей. 

Резиденты Свободного порта Владивосток заключили 284 соглашения о капиталовложениях в объеме 321,8 млрд рублей. 

У этих проектов разные периоды осуществления, в перспективе до 2025 года и далее. Тем не менее цифры выглядят впечатляющими. Для сравнения: по прогнозам, валовый региональный продукт всех регионов ДФО в 2017 году составит 3,88 трлн рублей. Подтвержденные соглашениями с резидентами ТОР и СПВ инвестиции суммарно принесут 21% от ежегодного ВРП федерального округа.

Free port.jpg

Обещанное прежде всего

Связав инвестиционные планы множества частных и государственных компаний с обязательствами по строительству инженерных сетей за бюджетный счет, государство теперь должно обеспечить стопроцентную синхронизацию строительных работ на площадках ТОР. «Мы уже практически все запроектировали, оформили необходимые документы, сейчас вместе с региональными правительствами строим инфраструктурные объекты на всех ТОР. Там, где работы начались раньше, они уже подходят к финалу. Сегодня мы практически живем на стройке, помогаем резидентам в строительстве, строим свои объекты на всей территории Дальнего Востока», — говорит генеральный директор КРДВ Денис Тихонов.

По словам Дениса Тихонова, приоритетом работы корпорации остается выполнение всех обязательств, которые возложены законом. «Мы должны обеспечить безусловную реализацию всех заявленных резидентами проектов, оказать им для этого любую помощь. Мы должны завершить строительство объектов инфраструктуры, необходимых для запуска новых проектов резидентов ТОР. Это также хороший магнит для прихода новых инвесторов», — подчеркивает он.

Иностранные инвесторы пришли на Дальний Восток

Динамика проектов, которые подают заявки на получение статуса резидента ТОР и СПВ, подтверждает возрастающий интерес со стороны иностранных инвесторов и эффективность капиталовложений на Дальнем Востоке. Например, три инвестора сегодня реализуют проекты с участием японских инвестиций. В ТОР «Хабаровск» компания JGC Evergreen ввела в эксплуатацию теплицу по выращиванию овощной продукции. Подобный проект в ТОР «Кангалассы» реализует резидент «Саюри». В СПВ также реализуется проект с японскими инвестициями — угольный терминал.

У инвесторов из Южной Кореи три проекта в СПВ: ООО «Восток-Поликор» создает завод по производству изделий из полиуретана и бытовой химии, ООО «Городская Транспортная Система» разрабатывает систему электронной оплаты проезда во Владивостоке, ООО СП «РосКор» организует производство мелкощитовой опалубки. Также в СПВ зарегистрированы резиденты с инвестициями из США и Мексики, строящие ранчо, проект фабрики развески чая из Сингапура и проект индийской KGK по созданию ограночной фабрики для производства бриллиантов.

«В планах компании — запуск полного цикла производства с закупкой сырья и созданием собственных комплектующих и готовой продукции. Сейчас продукция, произведенная на нашем заводе, реализуется на территории всего Дальнего Востока. В ближайшем будущем компания планирует выйти на рынок западной части России и на рынки стран Таможенного союза. В перспективе планируется направлять 50% объема продукции на экспорт в Китай и в Южную Корею», — говорит гендиректор ООО «Восток-Поликор» Хи Ен Янакава.

«Запуск нового производства на Дальнем Востоке в статусе резидента Свободного порта Владивосток позволяет пользоваться соответствующими преференциями для развития бизнеса в регионе и открывает серьезные возможности экспорта ограненных бриллиантов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», — считает Сандип Котари, управляющий директор группы компаний KGK.