Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Institutes for the development of the Far East: first steps and results - 2015

The outgoing 2015 year played a special role in the social and economic development of the Far East. This year, new development institutes were established, initiated by the federal center and with the participation of regional authorities and business

It is assumed that the successful work of these institutions will make it possible to change for the better the financial and investment situation in the Far East, which, although not quite rightly, is usually called one of the “problem” territories of the country.

Institutes for the development of the Far East: first steps and results - 2015

Rostislav Turovsky

Doctor of Political Sciences, Professor of HSE, Scientific Editor East Russia
The first, on March 30, came into force the federal law on the territories of advanced socio-economic development (TOR), which are an advanced version of special economic zones (SEZ), which already exist in considerable numbers on Russian territory. TORs offer the most significant tax benefits in comparison with all other "special" territories in Russia, reduced rental rates, simplified administrative barriers, a free customs zone regime, expanded opportunities for attracting foreign labor. The state assumes obligations for the construction of PDA infrastructure facilities. True, judging by the latest decisions on the establishment of a TOP, the center increasingly prefers to support projects in which the budgetary component will be minimized.

After the entry into force of the law, the process of official approval of the TOP began, preparation for which was carried out in advance. Last year, the Ministry for the Development of the Far East conducted consultations and identified the most promising projects of the TOP. As a result, in the first two waves, nine TORs were approved, located in six of the nine regions of the Far Eastern Federal District. In the "central" regions - Primorsky and Khabarovsk Territories, as well as in the Amur Region, two TORs have been created, one each - in Yakutia, Kamchatka and Chukotka. The development and management of ASEZ began to be dealt with by a specially created Corporation for the Development of the Far East. In all TOPs, anchor residents have been identified, work is underway to expand the list of participants.

It is planned to expand the number and geography of ASEZ: the ASEZ project is being prepared for approval in the Jewish Autonomous Region, two projects on Sakhalin were previously supported. The process of creating the TOP was supported in the recent presidential message, when Vladimir Putin spoke in favor of the development of Komsomolsk-on-Amur as one of the industrial centers of the Far East: one of the first TOP associated with the interests of aircraft construction operates here. Ultimately, the TOP is likely to be created in all regions of the Far Eastern Federal District.
The next decision of the federal authorities to create the Free Port of Vladivostok, the first project in Russia, known from international experience as a free port, can also be called an initiative of the presidential level. This idea was expressed in last year's presidential address. The corresponding law came into force on October 1. The free port occupies all the southern municipalities of Primorsky Krai and is a unique phenomenon, being not a separate seaport, but a territory on which there are several seaports, an airport, border crossings on the border with China, i.e. a free port in Russian is a powerful multimodal infrastructure complex. The working conditions of the residents of the Free Port are similar to the TOP, but they also provide additional opportunities. In particular, the possibility of simplified entry of foreigners with the issuance of an eight-day visa at the border has become unique for Russia.

Thus, the Free Port is maximally focused on stimulating tourism, business travel and, in general, on solving the problem of integrating Russia into the APR. Primorsky Krai remains the key region designed to solve this problem. At the same time, a special emphasis is placed on the transit traffic of Chinese goods, due to which the new port of Zarubino should grow, which is likely to become one of the main elements of the Free Port.

As in the case of the TOP, the idea of ​​a free port quickly developed. While Vladivostok is seen as a pilot project, a more general draft law "On a free port of the Far East" is already under discussion, designed to extend similar practices to ports in other Far Eastern regions. As a result, free ports may appear in the Khabarovsk Territory, Sakhalin and Kamchatka. At the same time, an attempt is being made in Kamchatka to bring the port of Petropavlovsk-Kamchatsky to a qualitatively new level, turning it into the eastern hub of the Northern Sea Route, the development of which is now given much attention by the federal authorities.

It is, of course, too early to speak about the results of the work of the new development institutions. Due to the energetic efforts of Deputy Prime Minister Yu. Trutnev and the Ministry for the Development of the Far East, headed by A. Galushka, the necessary legislative and organizational infrastructure has been created. But there are also limitations - a territory remote from the centers, a difficult general economic and international situation, a lack of budgetary funds, coordination of procedural issues with other departments, especially in terms of border and customs regimes. As a result, despite the attractiveness of the Free Port's working conditions, only one resident is registered in it - with a project for the construction of a hotel. The work of TORs also starts rather slowly, although there are first positive examples, such as the opening of the Europlast plant in the Nadezhdinskaya TOR.

The volumes of the declared investments in the TOPs are impressive and amount to hundreds of billions of rubles. But there is also a risk here if the TORs become just a new way of receiving benefits for the largest raw material companies, for example, for a gas processing and gas chemical complex in the Amur Region. Such projects can indeed provide large volumes of investment. But then the TOPs will not contribute to the development of new sectors of the economy, the introduction of innovations, i.e. will not become true poles of growth, which is implied in world practice for such special economic regimes. The innovation component in the TOP is still poorly expressed.

In addition, interest from foreign investors remains moderate: in fact, the projects turned out to be focused on local and capital businesses. To solve the complex and urgent task of international integration, the Eastern Economic Forum was held for the first time in September, which will become an annual event. But he did not and could hardly give any immediate results in the form of concrete large projects for the Far East.

It should be remembered about the experience of special economic zones, which in Russian practice turned out to be ambiguous. In the Far East, there is an example of a SEZ in the Magadan region, which was created by a special federal law at the end 1990-x biennium, and which was recently extended until 2025. But it cannot be said that it radically changed the regional economy. There are two examples of SEZs in the Khabarovsk Territory (the port of Sovetskaya Gavan) and the Primorsky Territory (the Russky Island), which actually did not take place, without the interest of potential residents. A new SEZ in Vladivostok, connected with the creation of an automobile cluster, actually started working, but its prospects are questionable, since the demand for cars is falling. With a long delay, but this year, yet another unique object began to operate - a gambling zone in the Primorsky Territory, where the first casino was opened.

So far, we can talk about the successful passage of the development institutions of the Far East of their "zero cycle". Given the previous experience, there are risks that the number of institutions being created will not translate into an equally impressive quality. The international significance of new projects is questionable. But it seems that the new development institutions are able to solve the minimum task - to significantly improve the investment climate in the Far East, at least for Russian business. The national rating of the investment climate of the Agency for Strategic Initiatives (ASI) released this year had disappointing results: none of the regions of the Far Eastern Federal District was included in the first and second, i.e. the most business-friendly groups, and in the best case was among the middle peasants. Now it turns out that the TOPs compensate for the shortcomings of the regional authorities, which have not created a favorable investment climate in their territories, and represent islands with more attractive business conditions. However, nothing prevents the regions from making their own efforts and thinking about improving the quality of their investment policies.

In the current geopolitical conditions, it is the Far East that has the best prospects to become a platform for further experiments to improve the business climate and develop international cooperation. Subject to joint and coordinated actions of federal and regional authorities, as well as successful cooperation between government and business, the task of increasing the investment attractiveness of the Far East can really be solved. Growth points in the Far East have been created, but there is still a lot of work to be done in order for the decisions made by the state to justify themselves.
February 245: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Институты развития Дальнего Востока: первые шаги и результаты - 2015

Уходящий 2015-й год сыграл особую роль в социально-экономическом развитии Дальнего Востока. В этом году заработали новые институты развития, созданные по инициативе федерального центра и при участии региональных властей и бизнеса

Предполагается, что успешная работа этих институтов позволит изменить к лучшему финансовую и инвестиционную ситуацию на Дальнем Востоке, который, хотя и не вполне справедливо, принято называть одной из «проблемных» территорий страны.

Институты развития Дальнего Востока: первые шаги и результаты - 2015

Ростислав Туровский

Доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ, научный редактор East Russia
Первым, с 30 марта вступил в силу федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР), которые представляют собой продвинутую версию особых экономических зон (ОЭЗ), уже существующих в немалом числе на российской территории. ТОРы предлагают наиболее существенные налоговые льготы в сравнении со всеми другими «особыми» территориями в России, пониженные коэффициенты арендных ставок, упрощенные административные барьеры, режим свободной таможенной зоны, расширенные возможности для привлечения иностранной рабочей силы. Государство берет на себя обязательства по строительству объектов инфраструктуры ТОР. Правда, судя по последним решениям о создании ТОР, центр все чаще предпочитает поддерживать проекты, в которых бюджетная составляющая будет минимизирована.

После вступления в силу закона начался процесс официального утверждения ТОР, подготовка к которому велась заблаговременно. Еще в прошлом году Министерство по развитию Дальнего Востока вело консультации и определяло наиболее перспективные проекты ТОР. В результате в первые две волны были утверждены девять ТОР, расположенные в шести из девяти регионов ДФО. В «центральных» регионах — Приморском и Хабаровском краях, а также в Амурской области созданы по две ТОР, по одной — в Якутии, на Камчатке и Чукотке. Вопросами развития и управления ТОР стала заниматься специально созданная Корпорация развития Дальнего Востока. Во всех ТОР определились якорные резиденты, ведется работа над расширением списка участников.

Предполагается расширение числа и географии ТОР: готовится к утверждению проект ТОР в Еврейской АО, предварительно поддержаны два проекта на Сахалине. Процесс создания ТОР получил поддержку в недавнем президентском послании, когда В.Путин высказался за развитие Комсомольска-на-Амуре, как одного из промышленных центров Дальнего Востока: здесь действует одна из первых ТОР, связанная с интересами авиастроения. В конечном итоге ТОР, вероятно, будут созданы во всех регионах ДФО.
Инициативой президентского уровня можно назвать и следующее решение федеральных властей — о создании Свободного порта Владивосток, первого в России проекта, известного из международного опыта, как порто-франко. Эта идея была высказана в прошлогоднем президентском послании. Соответствующий закон вступил в силу 1 октября. Свободный порт занимает все южные муниципалитеты Приморского края и представляет собой уникальное явление, будучи не отдельно взятым морским портом, а территорией, на которой располагаются несколько морских портов, аэропорт, пограничные переходы на границе с Китаем, т.е. свободный порт по-российски — это мощный мультимодальный инфраструктурный комплекс. Условия работы резидентов Свободного порта являются схожими с ТОР, но предоставляют и дополнительные возможности. В частности, уникальной для России стала возможность упрощенного въезда иностранцев с выдачей восьмидневной визы на границе.

Тем самым Свободный порт максимально ориентирован на стимулирование туризма, деловых поездок и в целом на решение задачи по интеграции России в АТР. Ключевым регионом, призванным решить эту задачу, остается Приморский край. При этом особая ставка делается на транзитные перевозки китайских грузов, за счет которых должен вырасти новый порт Зарубино, который, вероятно, станет одним из главных элементов Свободного порта.

Как и в случае ТОР, идея свободного порта быстро получила свое развитие. В то время как Владивосток видится пилотным проектом, уже идет обсуждение более общего законопроекта «О свободном порте Дальнего Востока», призванного распространить схожую практику на порты других дальневосточных регионов. В результаты свободные порты могут появиться в Хабаровском крае, на Сахалине и Камчатке. Одновременно на Камчатке предпринимается и попытка вывести на качественно новый уровень порт Петропавловска-Камчатского, превратив его в восточный хаб Северного морского пути, развитию которого уделяют сейчас большое внимание федеральные власти.

О результатах работы новых институтов развития говорить, конечно, еще очень рано. За счет энергичных усилий вице-премьера Ю.Трутнева и Министерства по развитию Дальнего Востока во главе с А.Галушкой создана необходимая законодательная и организационная инфраструктура. Но есть и свои ограничения — удаленная от центров территория, сложная общеэкономическая и международная ситуация, нехватка бюджетных средств, согласование процедурных вопросов с другими ведомствами, особенно в части пограничного и таможенного режима. В результате, при всей привлекательности условий работы Свободного порта, в нем зарегистрирован только один резидент — с проектом строительства гостиницы. Работа ТОРов тоже начинается довольно медленно, хотя есть первые позитивные примеры, такие как открытие завода «Европласт» в ТОР «Надеждинская».

Объемы заявленных инвестиций в ТОРах впечатляют и исчисляются сотнями миллиардов рублей. Но здесь есть и свой риск, если ТОРы станут просто новым способом получения льгот крупнейшими сырьевыми компаниями, например, под газоперерабатывающий и газохимический комплекс в Амурской области. Такие проекты действительно могут обеспечить крупные объемы инвестиций. Но тогда ТОРы не будут способствовать развитию новых отраслей экономики, внедрению инноваций, т.е. не станут подлинными полюсами роста, что подразумевается в мировой практике для подобных особых экономических режимов. Инновационная составляющая в ТОРах пока выражена слабо.

Кроме того, остается умеренным интерес со стороны зарубежных инвесторов: по факту проекты оказались ориентированными на местный и столичный бизнес. Для решения сложной и насущной задачи международной интеграции в сентябре впервые был проведен Восточный экономический форум, который станет ежегодным мероприятием. Но он не дал и вряд ли мог дать какие-либо немедленные результаты в виде конкретных крупных проектов для Дальнего Востока.

Следует помнить об опыте особых экономических зон, который в российской практике оказался неоднозначным. На Дальнем Востоке есть пример ОЭЗ в Магаданской области, которая была создана специальным федеральным законом еще в конце 1990-х гг., и срок действия которой недавно был продлен до 2025 г. Но говорить о том, что она кардинально изменила региональную экономику, нельзя. Есть два примера ОЭЗ в Хабаровском крае (порт Советская Гавань) и Приморском крае (остров Русский), которые фактически не состоялись, не заинтересовав потенциальных резидентов. Реально заработала новая ОЭЗ во Владивостоке, связанная с созданием автомобильного кластера, но ее перспективы под вопросом, поскольку спрос на автомобили падает. С многолетним запозданием, но в этом году все-таки началось функционирование еще одного уникального объекта — игорной зоны в Приморском крае, где заработало первое казино.

Пока можно говорить об успешном прохождении институтами развития Дальнего Востока своего «нулевого цикла». Учитывая прежний опыт, есть риски того, что количество создаваемых институтов не перейдет в столь же впечатляющее качество. Под вопросом международное значение новых проектов. Но думается, что новые институты развития способны решить задачу-минимум — существенно улучшить инвестиционный климат Дальнего Востока хотя бы для российского бизнеса. Вышедший в этом году национальный рейтинг инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив (АСИ) имел неутешительные результаты: ни один из регионов ДФО не попал в первую и вторую, т.е. наиболее благоприятные для бизнеса группы, и в лучшем случае оказался среди середнячков. Сейчас получается, что ТОРы компенсируют недоработки региональных властей, не создавших благоприятный инвестиционный климат на своих территориях, и представляют собой островки с более привлекательными условиями ведения бизнеса. Однако ничто не мешает регионам прилагать собственные усилия и думать над повышением качества своей инвестиционной политики.

В нынешних геополитических условиях именно Дальний Восток имеет наилучшие перспективы стать площадкой для дальнейших экспериментов по улучшению делового климата и развитию международного сотрудничества. При условии совместных и согласованных действий федеральных и региональных властей, а также успешного сотрудничества власти и бизнеса задача по повышению инвестиционной привлекательности Дальнего Востока действительно может быть решена. Точки роста на Дальнем Востоке созданы, но предстоит еще большая работа для того, чтобы принятые государством решения себя оправдали.