Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Инвестируйте в Дальний Восток!»

Что рассказали о себе дальневосточные регионы в Сеуле

«Инвестируйте в Дальний Восток!»

На российско-корейском экономическом форуме «Инвестируйте в Дальний Восток!» представители дальневосточных регионов не уставали расписывать прелести сотрудничества с Южной Кореей. Правда, для ряда регионов это уже свершившийся факт, а для некоторых — пока мечты. EastRussia публикует ключевые тезисы, прозвучавшие на мероприятии.

9 декабря в Сеуле состоялся российско-корейский экономический форум «Инвестируйте в Дальний Восток!» Форум стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов экономического и торгового сотрудничества Республики Корея с регионами российского Дальнего Востока. Представительную российскую делегацию, в которую вошли почти все руководители регионов ДФО, возглавил вице-премьер правительства России Юрий Трутнев. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, гостивший в Южной Корее с рабочим визитом буквально неделей ранее, в этот раз не поехал.

ТОР уместен

По данным председателя Корейской Ассоциации международной торговли (KITA) Хан Док Су, которые тот привел на открытии форума, товарооборот между Россией и Южной Кореей увеличился с $200 млн в 2002 году до $22,5 млрд в 2013 году. Таким образом, на сегодняшний день Республика Корея является третьим по объему торгово-экономических отношений партнером Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вице-премьер и полпред Юрий Трутнев, являющийся также сопредседателем российско-корейской Межправительственной комиссии, подчеркнул, что за девять месяцев 2014 года товарооборот между Россией и Кореей вырос на 13%, российский экспорт увеличился на 29%. Он также обратил внимание на то, что в настоящее время в России работают уже более 600 южнокорейских компаний, и высказал уверенность, что сотрудничество между двумя странами будет развиваться быстрее. «Россия заинтересована в усилении взаимодействия в сфере судостроения, топливно-энергетического комплекса, строительства инфраструктуры, переработки леса, рыболовства, разработки полезных ископаемых, высоких технологий. Мы обладаем высоким потенциалом в области биотехнологий, биохимии, ядерной физики, генной инженерии», — заявил он.

Юрий Трутнев также заявил, что развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом. «С учетом лучшей зарубежной практики был создан ряд правовых оболочек для ускорения его развития. Одна из наиболее эффективных — территории опережающего развития (ТОРы). Резидентам ТОРов предоставляются беспрецедентные налоговые преференции, снижаются административные барьеры. Первые инвестпроекты, которые будут реализовываться на ТОР, будут отобраны до конца этого года. Будет строиться инфраструктура, активизируется работа Фонда развития Дальнего Востока, который будет докапитализирован. Для этого будут использоваться дополнительные налоговые поступления, возникающие от реализации новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке», — рассказал он корейским партнерам и выразил настойчивую уверенность, что в предстоящие годы российско-корейское сотрудничество будет только расширяться.

«Мы будем сопровождать каждый инвестиционный проект, реализуемый на территории России, и добиваться того, чтобы он был экономически успешным и прибыльным. Объединение преимуществ, которые есть у каждой страны, позволит победить в конкуренции, создать лучшие условия для жизни людей», — подвел итог Юрий Трутнев.

По его словам, руководители «Промышленного банка Кореи» уже предложили создать совместную платформу для развития подобных проектов на Дальнем Востоке. Разговор идет о том, что южнокорейская сторона внесет $1 млрд, а Фонд по развитию Дальнего Востока отработает технические вопросы создания совместной платформы.

Сахалин – номер один

Глава Сахалинской области Александр Хорошавин, также выступивший с докладом на форуме, отметил, что возглавляемый им регион является одним из флагманов российско-корейского сотрудничества. «В основе взаимовыгодного сотрудничества лежат территориальная близость, прямые грузопассажирские отправления воздушным и морским транспортом, наличие в Сахалинской области экономически активной корейской диаспоры — около 30 тысяч человек, а также взаимодополняемость наших экономик. Серьезный импульс для развития двусторонних отношений дала и презентация Сахалинской области в Республики Корея, которую мы провели несколько лет назад. В результате в 2013 году объем совместных торговых операций между Сахалинской областью и Республикой Корея достиг 6,5 млрд, что составляет около трети всего объема внешнеторгового оборота России с данным государством. По нашим оценкам, в текущем году он превысит 7 млрд», – сказал Александр Хорошавин.

Сахалинский экспорт в Республику Корея на 95% представлен минерально-сырьевыми ресурсами. Это сжиженный природный газ, нефть, уголь, рыбопродукция. Причем объем поставок, например, угля за последние четыре года вырос в четыре раза. Из Кореи в Сахалинскую область ввозятся машины, оборудование, изделия из металлов, а также материалы, используемые при реализации шельфовых проектов. На начало 2014 года в экономике островного региона накоплено порядка $130 млн корейских инвестиций. Капитал из Республики Корея задействован в строительстве, добыче угля, рыбопромышленном комплексе, оптовой и розничной торговле, в обрабатывающих производствах и транспорте. Речь, по словам Александра Хорошавина, идет о работе порядка 100 предприятий, включая филиалы и представительства крупных южнокорейских компаний.

В нефтегазовой отрасли корейский бизнес активно участвует в шельфовых проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в качестве подрядчиков и субподрядчиков. Работают такие широко известные компанияи как Hyundai, Pall Korea, KOGAS, Samsung, Doosan и других. В июне 2014 года на разрабатываемом в рамках проекта «Сахалин-1» месторождении Аркутун-Даги состоялся запуск в эксплуатацию самой крупной в мире морской платформы «Беркут». Ее верхние строения были возведены на верфях Daewoo Shipbuilding. В угольной отрасли корейские компании SI Resources и Samsung участвуют в разработке сахалинских месторождений угля. Последняя также инвестирует в развитие инфраструктуры Углегорского порта на западном побережье Сахалина с целью увеличения экспортных поставок твердого топлива.

В рыбной отрасли при участии совместного российско-корейского предприятия «Промышленный холод» с 2011 года в островном регионе реализуется проект по созданию комплекса для хранения и переработки продукции. В сфере транспорта активно развиваются воздушное и морское сообщения между Сахалином и Республикой Корея. Участники форума особо отметили продуктивное сотрудничество «Авроры» с Korean Air и Air Incheon. Также налажено сотрудничество с компанией Asiana.

Открытие в Пусане совместного предприятия «САСКО Интернешэнэл Шиппинг», учредителем которого с российской стороны выступило Сахалинское морское пароходство, позволило организовать морские контейнерные перевозки по маршрутам: Пусан – Корсаков и Пусан – Находка. Это позволило увеличить грузооборот между дальневосточными регионами России и Южной Кореей.

Реализуются совместные проекты и в части модернизации транспортной инфраструктуры. Так, например, «Кемто Констракшн» стало первым южнокорейским предприятием, которое в качестве субподрядчика приняло участие в строительстве глубоководного причала на курильском острове Итуруп. С участием корейского бизнеса в Южно-Сахалинске введены в эксплуатацию два жилых комплекса и один многофункциональный офисный центр. И кроме того, в настоящее время ведется строительство нового жилого квартала.

«Сейчас мы работаем с еще одной корейской компанией LS Networks Co., Ltd., которая разработала технико-экономическое обоснование строительства нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске. Его презентация состоялась в октябре этого года. Следующий этап – это проведение проектных работ. Сейчас мы ведем переговоры с банками и бизнесом Республики Корея о привлечении инвестиций в строительство данного объекта», — заявил Александр Хорошавин.

Приморье ставит на «Сумму»

Глава Приморья Владимир Миклушевский в своем выступлении отметил, что корейская сторона заинтересована в сотрудничестве с регионами Дальнего Востока. «Для этого на территории Приморского края создаются все необходимые условия. Мы готовы работать в направлении привлечения инвесторов из Республики Корея, в том числе создавая комфортные условия для ведения ими бизнеса», — заявил губернатор.

Одним из перспективных направлений российско-южнокорейского сотрудничества может стать угольная промышленность. Так, в рамках форума группа «Сумма» провела переговоры с корейскими трейдерами и потенциальными конечными потребителями российского угля. В настоящее время в порту Восточный ведется строительство универсального перегрузочного комплекса, через который компания намерена вывозить уголь в страны АТР, в том числе в Южную Корею.

Для Приморского края Республика Корея также является одной из четырех основных стран-партнеров по внешнеторговому обороту. В 2013 году товарооборот Приморского края с Республикой Корея увеличился по сравнению с 2012 годом на 17% и составил $2,3 млрд. Экспорт вырос на 70%. Основными экспортными статьями была нефть и нефтепродукты – 42%, рыбопродукция — 35%, отходы и лом черных металлов — 12%. Республика Корея является также одной из основных стран-инвесторов. В экономике края на 1 января 2014 года накоплено около $111 млн корейских инвестиций, $24 млн из которых поступило в 2013 году.

Власти края отмечают высокий интерес корейского капитала к сельскому хозяйству. На территории Приморья уже работают 17 агропредприятий с южнокорейским капиталом. Кроме того, между портами Приморского края и Республики Корея осуществляются перевозки грузов и пассажиров морским транспортом. Действует пять грузовых судоходных линий, соединяющих порты Владивосток, Восточный с Пусаном и Масаном. Есть смешанная судоходная линия Владивосток (Россия) — Донхэ (Южная Корея) — Сакаиминато (Япония), ориентированная на перевозку генеральных грузов и обслуживание туристов.

Хабаровск – в ожидании вон

В Хабаровском крае Южная Корея стабильно входит в первую тройку внешнеторговых партнеров. Как заявил на открытии форума губернатор Вячеслав Шпорт, в 2013 году объем торговых связей составил около $500 млн, или 20% от всего внешнеторгового оборота края. Но объем корейских инвестиций в экономику края пока незначительный, признал глава региона. Власти предпринимают меры по улучшению делового климата. «Наиболее перспективными для корейских бизнесменов являются, на наш взгляд, проекты создания ТОРов. В Хабаровском крае готовятся три площадки в основных центрах экономического роста», — сказал Вячеслав Шпорт.

Он также призвал южнокорейских коллег вернуться к обсуждению совместных проектов в области газохзимии. «Два года назад совместно с корейской компанией KOGAS выполнялись предпроектные исследования по размещению в крае завода по производству метанола и диметилэфира. Представители южнокорейской корпорации вышли с предложением о строительстве в Хабаровском крае завода диметилэфира в 2010 году. Однако возникли проблемы с обеспечением завода сырьем, проект отложили. Сейчас появились новые предпосылки для возврата к этому проекту. Кроме того, есть устойчивый внутренний спрос в секторе коммерческой недвижимости и жилищного строительства, пищевой промышленности и сельского хозяйства», — сказал губернатор.

Примеров участи капитала из Республики Корея в экономике края пока можно назвать немного. Так, довольно успешно развивается сотрудничество со строительной фирмой «Керенг Констракшн». Компания построила в Хабаровске элитный жилой комплекс RicheVille, достраивает «Созвездие», и ведет подбор новых площадок. В марте президент корпорации «Керенг Констракшн» Ли Си Гу, встречавшийся с руководством минэкономики края указывал на ряд препон в развитии бизнеса на российской территории. Бизнесмен сетовал на слабости инфраструктуры и бюрократические препоны: по его словам, в Республике Корея давно действует принцип «одного окна» при прохождении разрешительных процедур на строительство. Кроме того, нет необходимости вкладывать дополнительные средства в создание и развитие инфраструктуры, участки имеют все необходимые условия для начала строительства.

Министр экономического развития и внешних связей края Виктор Калашников согласился с тем, что в России в этих сферах действительно существуют некоторые проблемы. Принцип одного окна в настоящий момент действует только для граждан. В то же время чиновник подчеркнул, что в настоящее время разработаны дорожные карты, направленные на упрощение процедур оформления земельных участков, которые призваны сократить сроки разрешительных процедур для строительства. В ближайшее время планируется создание «единого окна» для предпринимателей, пообещал министр.

Одной из перспективных площадок для сотрудничества с корейскими инвесторами может стать ОАО «Хабаровский аэропорт», в котором 10% капитала уже принадлежит консорциумуму компаний из этой страны, в котором объединены «Международный аэропорт Инчон» (Incheon International Airport Corporation) и Daewoo Engineering Company (занимается модернизацией Хабаровского аэропорта). Дорогостоящий проект «Развитие деловой зоны аэропорта» (Air City) предполагает создание гостинично-делового комплекса, торгово-развлекательного комплекса и международного выставочного центра, и нуждается в стороннем инвесторе. Ранее менеджмент аэропорта не исключал возможности увеличения доли корейского консорциума в уставном капитале, хотя переговоры велись и с японскими компаниями.

Кстати, южнокорейская Korean Air не так давно заявляла о намерении открыть прямое авиасообщение между Сеулом и Хабаровском. Однако ввести рейсы не позволяет межправительственное соглашение о воздушном сообщении, устанавливающее правило «одного перевозчика», который может осуществлять рейсы в направлении одного из российских городов. Сообщение с Хабаровском уже осуществляет южнокорейская Asiana Airlines. Полеты также выполняет «Аврора». Вячеслав Шпорт по итогам состоявшейся осенью встречи с президентом авиакомпании Чи Чан Хуном поддержал намерения Korean Air. Хабаровские власти намерены обсудить с Минтрансом РФ возможность отмены ограничений, связанных с правилом «одного перевозчика».

Якутия, Камчатка, Магадан: общий интерес

Корейских инвестиций также ждут в Магаданской области, Республике Саха (Якутия) и на Камчатке. Глава Якутии Егор Борисов напомнил, что первое в истории Соглашение об экономическом сотрудничестве с Республикой Корея от имени Российской Федерации подписал в 1995 году первый президент Якутии Михаил Николаев. Впоследствии именно этот документ сыграл значимую роль в развитии российско-корейских отношений. Егор Борисов проинформировал потенциальных инвесторов о том, что Якутия входит в первую десятку регионов Российской Федерации по легкости ведения бизнеса, обладает развитой инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства, системно занимается антикоррупционной деятельностью и повышением ответственности чиновников. Вместе с тем, он предупредил и об объективных сложностях, сопряженных с особенностями территории и климата. Глава Якутии предложил южнокорейским партнерам рассмотреть возможность участия в конкретных инвестиционных проектах. Среди них были упомянуты инвестпроект в поселке Нижний Бестях по газохимии и газоперерабоке, производству карбамида; проект ТОР по созданию высокотехнологического комплекса по выпуску базальтопластиковых композитов; проект строительства онкологического центра в Якутске. Он выразил готовность представить корейским бизнесменам и другие варианты возможного сотрудничества — в сферах судостроения, сельского хозяйства, строительства, туризма. «Якутия открыта для инвесторов из Республики Корея, я и моя команда готовы обсуждать все ваши предложения», — подытожил Егор Борисов.

Заинтересована в дальнейшем развитии сотрудничества с Южной Кореей и Камчатка. Для Камчатского края Корея – стратегический партнер. Внешнеторговый оборот с этой страной составляет почти половину всего ВТО Камчатского края. Сегодня в основном это экспорт биоресурсов, но власти полуострова надеются, что развитие могут получить и ряд других направлений. В числе наиболее перспективных губернатор края Владимир Илюхин считает развитие в Петропавловске-Камчатском транзитного порта. По словам губернатора, корейские компании проявляют большой интерес к этому проекту, они готовы инвестировать средства в создание морского логистического центра на Камчатке. А камчатские специалисты уже сегодня активно изучают опыт работы наиболее крупных портовых зон в Корее – с целью имплементировать эффективные решения у себя дома.

Еще одна отрасль экономики Камчатки, куда в ближайшие годы могут прийти корейские инвестиции – туризм. В крае активно работают над созданием крупной курортной зоны с гостиничными комплексами и санаториями, а также начинают реализацию проекта по созданию всесезонного горнолыжного комплекса. Он вызывает все больший интерес в связи с предстоящей зимней Олимпиадой в Корее, ведь Камчатка – одно из немногих мест, где спортсмены-зимники могут тренироваться и в летнее время. В числе предложений Владимира Илюхина прозвучала и идея наладить прямое авиасообщение: это позволит увеличить туристический поток, а также выведет на новый уровень медицинский туризм.

В заключение губернатор Камчатского края также отметил, что перспективной отраслью для развития сотрудничества с корейскими компаниями является горная промышленность. Сейчас Камчатка активно наращиваем объемы производства драгоценных металлов, углеводородов, растет объем инвестиций в разработку месторождений и строительство обогатительных комбинатов. Если за прошлый год объем добычи золота в крае вырос на 20%, то три новых реализуемых проекта по строительству ГОКов уже через два года позволят увеличить объем в 4 раза (с 2,5 до 10 тонн). Для инвесторов в этой отрасли в крае предусмотрены налоговые и имущественный льготы, совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока России решается вопрос создания транспортной и инженерной инфраструктуры инвестпроектов.

На горнодобывающих проектах сделал акцент и губернатор Магаданской области Владимир Печеный. Он сообщил, что регион является одним из крупнейших в России по потенциальным ресурсам коренного золота. Губернатор добавил, что одним из наиболее перспективных направлений является реализация проекта освоения нефтяных и газовых месторождений Магаданской шельфовой зоны с прогнозными ресурсами в 4 млрд тонн условных углеводородов. Привлекательным для инвесторов является инвестиционный проект по созданию угольного кластера на базе Омсукчанского угольного бассейна в Магаданской области, считает Владимир Печеный. Инициатором данного проекта является Восточная горнорудная компания, уже успешно реализовавшая подобный проект на базе Солнцевского угольного месторождения на Сахалине.

«На нашей территории действует Особая экономическая зона, добавил губернатор. Согласно новым условиям, которые будут действовать с 2015 по 2025 год, предприятия могут получить статус участника Особой экономической зоны при реализации ими проекта, предусматривающего осуществление капитальных вложений в создание и развитие инфраструктурных проектов, развитие производства и в мероприятия по обеспечению социальной стабильности на территории Магаданской области. Участники Особой экономической зоны освобождены от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. «В качестве дополнительных мер со стороны региона предполагаются льготы по уплате налога на имущество организаций при приобретении имущества для вновь реализуемого проекта в качестве участника Особой экономической зоны. А также земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в целях реализации проекта в качестве участника Особой экономической зоны», — заявил Владимир Печеный.

Будет Фонд

Генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков отмечает, что в последнее время для усиления экономических связей и снижения рисков инвестирования в России уже был создан ряд совместных инвестиционных платформ. Это, в частности, Банк развития стран БРИКС с объемом $10 млрд; Фонд сотрудничества Китая и Евразии объемом $5 млрд, сформированный Экспортно-импортным банком Китая и Банком Китая для развития проекта нового Шелкового пути; Российско-китайский инвестиционный фонд объемом $2 млрд, участниками которого выступают Китайская инвестиционная корпорация и РФПИ. Такие инструменты позволяют ускорить принятие решений крупными отраслевыми инвесторами, заинтересованными в реализации инвестиционных проектов в России. Что касается нового российско-корейского фонда, то его главным отраслевым приоритетом станет развитие инфраструктуры, позволяющей повысить взаимную эффективность экономик двух стран, увеличить объем взаимной торговли и инвестиций. «Сейчас формируется рабочая группа с участием представителей Фонда развития Дальнего Востока, а также руководителей Российско-корейского экономического совета. Также мы обсуждаем возможность создания других инвестплатформ с крупными компаниями из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — сообщил Алексей Чекунков.

Российско-южнокорейское партнерство. Справочно.

В 1988 году Корейская организация развития торговли (KOTRA) и министерство торговли и промышленности СССР заключили торговый меморандум о сотрудничестве в торговой отрасли. Уже в следующем году появились торгпредства — советское появилось в апреле 1989 года в Сеуле, корейское было открыто в июле того же года в Москве. При этом началом политических контактов следует считать встречу на высшем уровне в Сан-Франциско в июне 1990 года между президентом СССР Михаилом Горбачевым и президентом Республики Корея Ро Дэ У. Дипотношения установлены в сентябре того же года. В декабре 1990 года состоялся первый официальный визит в нашу страну президента Республики Корея, по итогам которого подписаны Декларация об общих принципах отношений, а также межправительственные документы, регулирующие вопросы торгово-экономического сотрудничества.

После распада СССР отношения пришлось фиксировать новыми документами. Республика Корея и Российская Федерация основали дипломатические связи в 1991 году, когда была создана Российско-Корейская межправительственная комиссия (МПК). Она явилась правопреемницей аналогичной Советско-Корейской комиссии, созданной в соответствии с Межправительственным соглашением от 22 января 1991 года. В его развитие 20 ноября 1992 года было подписано Положение о Российско-Корейской МПК. Состоявшийся в ноябре 1992 года официальный визит президента Российской Федерации Бориса Ельцина в Сеул закрепил линию на развитие отношений с Республикой Корея. В ходе официального визита в Москву Президента Республики Корея Ким Ен Сама в июне 1994 года были подписаны Совместная российско-корейская декларация и ряд межправительственных соглашений.

В ходе государственного визита в Российскую Федерацию президента Республики Корея Ким Тэ Чжуна в мае 1999 года были подписаны Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам, межправительственные Соглашение о создании Российско-Корейского индустриального комплекса в СЭЗ «Находка» и Соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии. Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономики Российской Федерации и Министерством промышленности и ресурсов Республики Корея.

В феврале 2001 года, президент Российской Федерации Владимир Путин, посетил Сеул, в сентябре 2004 года, президент Республики Кореи Но Му Хен посетил Москву. В ноябре 2010 года президент России Дмитрий Медведев совершил официальный визит в Республику Корею. Республика Корея и Российская Федерация принимали участие в шестисторонних переговорах по ограничению ядерной программы КНДР. 21 февраля 2011 года в отеле «Силла» (Сеул) состоялась торжественная церемония открытия Корейско-Российского Делового Совета (KRBC). 13 ноября 2013 года в Сеуле состоялся российско-южнокорейский саммит, в ходе которого было принято соглашение о введении безвизового режима между странами с 1 января 2014 года.