Как создать сотни рабочих мест и утолить кадровый голод?
Крупные инвестпроекты на Дальнем Востоке рискуют столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров. Запуск новых предприятий и расширение действующих потребуют специалистов, которых раньше дальневосточные вузы и сузы не готовили. У компании «Полиметалл» свой рецепт решения этой нетривиальной задачи.
1200 НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
«Полиметалл» – второй крупнейший производитель золота в России. В Хабаровском крае на долю предприятий компании приходится 44% всей добычи и производства золота (в 2019 г. – 14,4 тонны). Сегодня компания представлена в крае горно-обогатительным комбинатом «Ресурсы Албазино» (р-н им. Полины Осипенко), Амурским гидрометаллургическим комбинатом (Амурский р-н) и золотодобывающим предприятием «Светлое» (Охотский р-н). Плюс «Полиметалл» имеет в портфеле проекты развития. Среди них – разработка Кутынского месторождения в Тугуро-Чумиканском районе и строительство второй линии Амурского ГМК. Оба инвестпроекта включены в стратегию развития Хабаровского края до 2030 года. В результате планируется создать 1200 новых рабочих мест.
Только для второй линии АГМК, которую построят к середине 2023 года, понадобится четыреста новых специалистов. Найти их в 39-тысячном Амурске непросто. До 2012 здесь вообще не было золотопромышленных предприятий. Тем более таких современных и автоматизированных, как АГМК, который первым в России начал перерабатывать упорные руды, применяя передовую автоклавную технологию окисления золота. На сегодня предприятие получает концентрат сразу с нескольких золоторудных месторождений России и Казахстана, став мощным технологическим хабом на Дальнем Востоке. А через три года переработка дважды упорных руд позволит увеличить выпуск золота более чем в два раза. Для уникального производства потребуются специалисты с базовой подготовкой.
НЕ ЕДУТ СТУДЕНТЫ ИЗ СИБИРИ – НАУЧИМ САМИ
Этим летом 50 студентов из 18 учебных заведений России проходили практику на хабаровских предприятиях «Полиметалла». Однако базовым вузом для хабаровчан остается Иркутский национальный исследовательский технический университет. Заманить студентов с Новосибирска, Томска и Красноярска на Дальний Восток сложно. Сибирь – традиционная вотчина золотодобывающих предприятий этого региона. Уже после второго-третьего курса студенты закреплены за ними. Поэтому хабаровчанам приходится подпитываться студентами из Иркутска, который географически ближе к ДВ.
В самом же Хабаровском крае мало специализированных учебных заведений, которые имеют прямое отношение к горной отрасли и металлургии цветных металлов. Но перемены уже просматриваются. В 2021 году в Комсомольском государственном университете начнут набор на два новых профиля подготовки бакалавров: «Обогащение полезных ископаемых» и «Управление технологическими процессами в горнодобывающей и металлургической отраслях». Появится 25 и 33 бюджетных мест на факультетах «механика и химические технологии» и «энергетика и управление» соответственно.
Кроме того, Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум проходит сейчас лицензирование нового направления подготовки – «Металлургия цветных металлов». А это значит, что в крае появится еще одна кузница кадров для золотопромышленников.
ТЫСЯЧА УЧЕНИКОВ В ГОД
Золотопромышленникам нужны не только выпускники вузов, но и люди с рабочими специальностями. Причем в большом количестве. Речь не только о слесарях-ремонтниках, электрогазосварщиках, машинистах компрессорных установок, слесарях КИПиА, электрослесарях по ремонту оборудования и других. Нужны также аппаратчики-гидрометаллурги, которых раньше на Дальнем Востоке не готовили. Попросту негде было получить эту профессию. Сегодня же человек может без специального образования устроиться на Амурский ГМК и за три месяца пройти обучение. После этого трудиться уже сертифицированным специалистом четвертого разряда, получая бесценный опыт работы на современном оборудовании. Как это возможно?
Дело в том, что нехватка квалифицированных специалистов с практическими навыками работы на конкретных предприятиях приводит крупный бизнес к необходимости выстраивать собственную систему профессионального обучения. К примеру, «Полиметалл» создал в Амурске свой Учебный центр, где обучают специалистов для предприятий компании дальневосточного региона. А это, помимо Амурского ГМК, «Прогноз-Серебро», «Ресурсы Албазино», «Светлое», «Кутынская ГГК» и другие.
Центр сертифицирован и имеет лицензию краевого министерства науки и образования. Обучение проводится по 71 учебной программе, в том числе 50 – по профессиям, 21 – по различным курсам. К каждой программе специально разработаны подробные учебно-методические материалы с привязкой к конкретному производству.
Темпы обучения в центре растут. Если в 2016 году здесь обучение прошел 91 сотрудник, то в 2020-м – более тысячи человек. Ежемесячно в центре проходят переподготовку 200 человек.
КАК МАТЕМАТИК СТАЛ ДИРИЖЕРОМ ПРОИЗВОДСТВА
Сергей Жеревчук – один из тех, кто уже прошел через Учебный центр. По образованию он педагог, учитель математики, решивший радикально поменять свою жизнь и попробовать силы на промышленном производстве.
- Свое первое образование учителя математики я получил в Комсомольске, - рассказывает Сергей. - Отработал несколько лет в небольшой поселковой школе, после чего вместе с семьей решили перебраться в Амурск – на малую родину. Еще во время работы в школе меня заинтересовала работа на АГМК. Приняли меня без предварительных условий и экзаменов пробоотборщиком на участок очистки оборотных растворов, и уже через два месяца отправили на курсы повышения квалификации на четвертый разряд.
Повезло с преподавателем, доносил информацию в доступной и легкой для восприятия форме. Помимо овладения конкретными навыками, я получил хорошее понимание общего технологического процесса работы всего комбината – от первичной обработки сырья до получения конечного продукта. Это важно для инженерного роста. Возможно, сыграло свою роль математическое образование, но так или иначе, еще до окончания курсов меня пригласили на стажировку в производственно-технический отдел. Это совершенно иной уровень. Нужно выполнять расчеты, строить прогнозы хода производственного процесса, принимать нестандартные решения. Я только в прошлом году пришел на АГМК, а сегодня уже работаю диспетчером. Подобную историю роста мог бы рассказать не я один, это результат выстроенной в компании образовательной системы и карьерного лифта. В этом году я поступил, опять-таки за счет компании, на заочное отделение Комсомольского-на-Амуре госуниверситета. Это мой следующий логичный шаг в инженерной сфере.
В НОВОМ ФОРМАТЕ
Современная горная промышленность требует серьезной образовательной подготовки, глубокого понимания технологических процессов и умения работать с инновационным оборудованием. Помимо теоретической подготовки, слушатель Учебного центра «Полиметалла» проходит большой практической блок под руководством опытного специалиста на одном из предприятий компании, в котором работает.
- У нас нет возможности отвлекать мастеров-наставников от работы на значительное время, поэтому часть учебного материала разумно давать в заочном формате. С другой стороны, это не должно сказываться на качестве обучения, - подчеркивает руководитель Учебного центра «Полиметалла» в Амурске Алена Высоцкая.
В этом году центр начал применять новый формат обучения. Внедрять так называемую электронную образовательную среду – записывать блоки видеокурсов, готовить презентационные материалы со стереокомментариями, интерактивными элементами по теоретической части образовательной программы. По каждой тематике – несколько уроков продолжительностью 10–20 минут. Далее проводится консультация с наставником, где слушатель может задать интересующие вопросы. По окончании каждой темы слушателю предлагается выполнить тестовые задания. И только после успешной промежуточной аттестации ему будет открыт доступ к новой теме учебного курса.
Такой формат позволяет сотрудникам проходить обучение в удобное для него время, несколько раз прослушать или просмотреть интересующий его материал. Изучая электронный образовательный курс, сотрудник может постепенно погружаться в профессию, а главное – самостоятельно планировать и контролировать свой процесс обучения.
В ПРОМЫШЛЕННЫХ МАСШТАБАХ
Чтобы не остановить развитие горной отрасли Дальнего Востока, крупному бизнесу предстоит утолить кадровый голод. Помочь в этом могут как собственные образовательные проекты, так и внешние, нацеленные на сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями. Без массовой подготовки специалистов крупным компаниям не обойтись с учетом масштабных инвестиций в регионе. Только во вторую линию Амурского ГМК компания «Полиметалл» намерена вложить 26 млрд рублей, а количество рабочих мест на комбинате увеличить с 500 до 900 человек. Затраты на образовательные проекты можно расценивать как долговременные инвестиции в развитие бизнеса.