Поделиться
Инвестициям нужны обоснования
Поделиться

EastRussia - о визите японского консула в Магадан

Несмотря на то, что Магадан имеет ограниченную транспортную доступность, да и климатические условия, особенно зимой, близки к экстремальным, зарубежные гости в колымской столице явление нередкое. Кто-то приезжает для того, чтобы познакомиться с историей и уникальной природой, но по большей части визиты носят деловой характер.

С Японией же у Колымы особые отношения: с одной стороны - историческая связь, ведь здесь пребывали японские военнопленные после Второй мировой войны, а с другой - внешняя торговля. Так, объем внешнеторгового оборота Магаданской области с Японией в 2014 году составил $50,862 млн. В январе - апреле этого года – $15,6 млн. Сегодня Магаданская область активно выстраивает экономическое сотрудничество со странами АТР, в том числе и с Японией, куда поставляются золото, различные руды, шлак. Отношения региона со Страной восходящего солнца из года в год становятся все крепче.

В 2010 году для налаживания партнерских связей в областной центр с деловым визитом приезжали представители министерства экономики, торговли и промышленности правительства Японии. Гости были серьезно заинтересованы в возможности добычи меди, цинка, свинца и редкоземельных металлов в Магаданской области. Японцы предложили свои технологии, которые они могли бы адаптировать к колымским условиям. Не так давно заключено соглашение между японской компанией «Импекс Корпорейшн» и российской «Роснефтью» о совместной разведке нефти в Охотском море (участки «Магадан-2» и «Магадан-3»).

И вот Магадан снова посетили гости из Страны восходящего солнца - генеральный консул Японии во Владивостоке Касаи Тацухико, консул политического отдела Генерального консульства Кодзи Оно, консул по визовым вопросам Нара Фумико и секретарь политико-экономического отдела Наталья Годель. Во время пребывания в Магадане они встретились с властями города и региона, посетили Мегамаг, Магаданский морской торговый порт, областной краеведческий музей, побывали на Маске Скорби. Вице-губернатор Магаданской области Борис Журавлев рассказал гостям о крупных перспективных инвестиционных проектах. В частности, о подписанном соглашении между ОАО «Русгидро», ОАО «РАО ЕЭС» и японской компанией Kawasaki Heavy Industries на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в 2013 году о строительстве промышленного комплекса по производству сжиженного водорода в Магаданской области. Его ориентировочная стоимость оценивается приблизительно в 10 млрд рублей. Пилотный комплекс мощностью 10 тонн в сутки планируется запустить к 2017 году.

Генконсул Японии во Владивостоке Тацухико Касаи вступил в должность 21 октября 2014 года, до этого был начальником Отдела японо-российских экономических отношений Департамента Европы МИДа Японии. В ведение консульства сегодня входят Приморский и Камчатский края и Магаданская область. Магадан консул посетил впервые; как сказал сам господин Касаи в беседе с журналистами, основная цель визита - знакомство с областным центром и руководителями региона.

"Я уже до этого был наслышан о том, что Магаданская область - очень богатый регион, как полезными ископаемыми, так и биоресурсами, что дает большие шансы для наращивания сотрудничества, - говорит Касаи-сан. - Меня познакомили с рядом проектов, в том числе и с перспективой создания здесь водородного завода. Реализация этого проекта не останется без спроса со стороны Японии".

Тем не менее, сегодня Япония не спешит вкладывать средства в регион, в отличие, например, от своего соседа - Китая, который участвует в реализации ряда проектов на территории Магаданской области. Журналисты поинтересовались у консула, чего не хватает Колыме для большей инвестиционной привлекательности?

"Как я уже сказал, за водородным топливом будущее, в Японии немало автомобилей, работающих на данном виде топлива, но что-либо начинать сейчас в условиях не совсем неблагоприятных очень сложно. Сегодня мировые цены на энергоносители держатся на низком уровне и потребитель покупает подешевевшие, но давно знакомые нефть и газ. Водород - это вопрос времени”, - сказал консул.

По его словам, при вливании инвестиций большую роль играет спрос и наличие потребительского рынка.

“В свое время Япония большие капиталовложения сделала в разные страны мира. Много производства сейчас развивается в Китае. Преимущество этого государства изначально было в дешевой, но высококачественной рабочей силе. Аналогично и с другими странами Юго-Восточной Азии. К этому моменту там сформировался и большой потребительский рынок. Много средств вкладывалось в страны Латинской Америки, опять же в связи с наличием по соседству большого потребительского рынка, то есть в Северную Америку, в Европу, которая, собственно, и диктует правила экономической игры. То есть инвестициям нужны обоснования, надеюсь, совместно с правительством Магаданской области они будут найдены”, - поделился он.

Господин Касаи отметил, что в том, что «сегодня в этот регион приходит с инвестициями Китай, в какой-то мере является конкуренцией для Японии, но в то же время для нас Китай - партнер. С Китаем на Колыму приходит и часть японского рынка сбыта».

«Рынок сбыта Дальнего востока небольшой, ведь он еще основывается и на численности населения. В целом в Дальневосточном округе проживает порядка 6,5 млн. человек, и вся проблема в том, что население рассредоточено на огромной территории, причем с довольно слабой транспортной инфраструктурой, - сказал он. - Неслучайно одним из объектов моего визита стал Магаданский морской торговый порт - единственный на сегодня грузовой узел региона. Грузооборот порта составляет около одного миллиона тонн в год. Сейчас идет модернизация предприятия, появляется новая портовая техника, внедряются цифровые технологии - все это говорит о его возрастающей надежности, способности стать и перевалочной базой при реализации многих проектов, в том числе и тех, в которых будет участвовать Япония».

Продолжая говорить о привлекательности региона, Тацухико Касаи обратил внимание на то, что хорошая транспортная сеть - это необходимое условие для развития региона.

“Мне рассказали о том, что к 2030 году будет построена железная дорога, строительство которой сейчас ведется в соседней Республике Саха (Якутия). Безусловно, это даст еще больше преимуществ региону. Для простого сравнения: грузовой автомобиль способен перевести максимально с прицепом 40 тонн груза, тогда как один вагон состава поезда - 60 тонн, учитывая, что один поезд состоит из 50 вагонов, то всего 3000 тонн. Но здесь уже свою роль будет играть тариф. Сейчас, например, автомобиль доставить из Японии в Европу выгоднее морем, чем по транссибирской железной дороге", - рассказал генеральный консул Японии во Владивостоке.

Гостей из Страны Восходящего солнца интересовал не только экономический аспект взаимоотношений, но и культурный. Сегодня на Колыме еще остаются захоронения японских военнопленных. Поэтому в первую очередь консулы отдали дань памяти своим соотечественникам.

Подытоживая первый, но не последний визит, гости отметили, что россияне открытые, добродушные люди, но для большего понимания друг друга необходимо развивать туризм. Как сказал Касаи-сан, свою задачу он видит в поддержке сотрудничества с Дальневосточным регионом России, в том числе и в сфере экономических отношений, с тем, чтобы способствовать развитию широких спектров отношений между Японией и Россией, а также в углублении людских отношений путем расширения связей в области культуры, образования, а также межрегиональных обменов.

Текст: Глеб Бояркин Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов