«Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) вместе с ведущими деловыми объединениями презентовали на ПМЭФ-2022 актуальный Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации 2022 года. Специально для EastRussia Дальневосточное подразделение АСИ подготовило выборку по субъектам ДФО, чтобы показать, с чем дальневосточные регионы выходят на ВЭФ.
Несмотря на последствия пандемии коронавируса и влияние санкционного режима на российскую экономику ситуация по сюжетам рейтинга преимущественно улучшается. Значения 70% показателей зафиксированных в рейтинге 2021 года, в среднем по стране в 2022 году улучшились. Общий индекс рейтинга также значительно вырос. Есть несколько общероссийских тенденций, например, рост удовлетворенности финансовой и нефинансовой господдержкой бизнеса: за пять лет оценка выросла с 2,5 до 3 баллов из 5. Это значит, что поддержка для бизнеса доступна, процесс ее получения проходит быстро, понятно и прозрачно.
Существенно повысилась удовлетворенность качеством дорожной и телекоммуникационной инфраструктуры. Так, оценка предпринимателями качества телекоммуникаций с 2017 года повысилась на 5%. Следующая тенденция связана с инфраструктурой именно для бизнеса – технопарками, особыми экономическими зонами и так далее. За последние пять лет удовлетворенность объектами инвестиционной инфраструктуры выросла с 3,92 баллов из 5 до 4,06. Важность этого элемента делового климата подтверждается и другими исследованиями: положительная динамика инвестиций во многих регионах совпадала с созданием на их территории особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Что касается ДФО, то по ряду показателей Национального рейтинга наблюдается значительное улучшение регионов в сравнении с 2021 годом: Среднее время регистрации прав собственности юридических лиц и ИП на недвижимое имущество (кроме права собственности на земельный участок) улучшилось в среднем с 12 дней до 9, среднее время постановки на кадастровый учет достигло 32 дней – два года назад эти срок был вдвое больше. Повсеместно регионы улучшили свои интернет-ресурсы, предоставляющие инвесторам всю необходимую для принятия решения информацию и впервые выросла оценка качества телекоммуникационных услуг предпринимателями.
Есть и показатели, которые могут быть рассмотрены регионами ДФО, как возможные зоны роста для улучшения делового климата, ряд параметров которые в сравнении с 2021 годом ухудшились: «среднее время получения разрешений на строительство» увеличилось с 81 дня до 83 дней, «среднее время подключения к электросетям» с 53 дней до 61. Не отметил бизнес улучшений в части качества и количества каналов прямой связи инвестора с руководством субъекта: и в 2021 и в 2022 оценка осталась на уровне 4,4 – есть куда расти.
Необходимо также сокращать проверки в отношении бизнеса и все чаще применять риско-ориентированный подход. По данным АСИ, практически каждый третий предприниматель (36%) на Дальнем Востоке сталкивался в прошлом году с административным давлением. Благодаря введённому в
в марте текущего года моратория на проведение ряда проверок, их количество в первом полугодии 2022 года в сравнении со вторым полугодием 2021 года сократилось на 31,2%..
Общая картина такова - шесть из 11 регионов Дальнего Востока улучшили показатели инвестиционного климата. Лидером рейтинга среди дальневосточных регионов стала Сахалинская область. В островном регионе показатели в 1,5-2 раза лучше, чем в среднем по стране. Высокие позиции заняли также Якутия, Бурятия, Камчатский край. Лучшую динамику изменений показал Хабаровский край и Республика Бурятия. В целом по ДФО средний интегральный индекс в 2022 году превышает средний интегральный индекс по России (РФ – 254,7).
Если говорить в отдельности по каждому региону ДФО, то нельзя однозначно утверждать, что кто-то провалился, а кто-то идеален во всем. У каждого региона есть изменения в худшую или лучшую сторону, по сравнению с прошлым годом его.
Значительный прорыв по многим параметрам и в целом в 2021 году показала Сахалинская область. Регион попал в лучшие значения по России в шести показателях – «среднее количество процедур по регистрации прав собственности», «среднее время подключения к сетям водоотведения», «Оценка регулирующего воздействия органов власти», «среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год», «доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий и доля предупреждений от общего числа наказаний».
Также в лучшие практики попал и Камчатский край с показателями «удовлетворенность эффективностью процедур по получению в аренду земельных участков (с проведением торгов)», «среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год», «удовлетворенность предпринимателей удобством и понятностью прохождения контрольно-надзорных мероприятий», «оценка качества дорожных сетей предпринимателями».
Республика Бурятия попала в число лучших практик по «оценке обеспечения безопасности ведения бизнеса в части правоохранительной системы», «доля гарантий региональной гарантийной организации от налоговых доходов региона и оценка процедур получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого и среднего предпринимательства».
Хабаровский край продемонстрировал лучшие значения по показателю «интернет-портал по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства», Приморский край – «среднее время получения в аренду земельных участков (с проведением торгов)», а Чукотский автономный округ получил высокую оценку процедур получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого и среднего предпринимательства.
В целом дальневосточные регионы входят в следующий цикл с положительным багажом. Все высвеченные слабые места устранимы, если держать их в фокусе и организовать работу по исправлению ситуации. А VII Восточный экономический форум несомненно даст мощный импульс развития всем субъектам ДФО.
Региональному оператору нацпроекта «Производительность труда» в Хабаровском крае приходится убеждать менеджмент местных предприятий бесплатно получить услуги, за которые вне проекта пришлось бы заплатить миллионы рублей. Корреспондент EastRussia выяснил одну из неочевидных, но частых причин такого положения вещей, а также посетил производство, руководитель которого возлагает большие надежды на участие в проекте.
Делиться опытом внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда в Хабаровск на стратегическую сессию, посвященную Международной неделе производительности, приехали представители крупнейших российских предприятий.
Хвалу грамотному подходу организации производства, бизнес-процессов вознесли эксперты «Норильского никеля», компании «Технониколь», «Центра корпоративных решений» Новолипецкого металлургического комбината.
Фото: пресс-служба министерства экономического развития Хабаровского края
Так Павел Пашков, директор по производству стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция», рассказал, как хабаровский завод «Технониколь Дальний Восток» смог в пять раз снизить потери при производстве каменной ваты и увеличил производительность на 35% за счёт оптимизации процессов. Арсенал применённых способов – от внедрения философии и уважения к персоналу, до анализа воздушных потоков при волокнообразовании и организации рабочего места.
Изображение: фрагмент презентации стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция»
«Бережливое производство – это комплекс методов, многие из них довольно стандартны – типа 5S (система организации и рационализации рабочего места – прим. ред.), или быстрая переналадка, - отметил Павел Пашков, - но важно не столько внедрить конкретный инструмент, сколько правильно его интерпретировать и подогнать под себя».
Принципиальный момент – распознать причину неудовлетворительной ситуации и бороться с ней, а не с её следствием. Необходимость изыскания внутренних резервов, борьба с потерями, незавершенными производственными процессами – через эти состояния проходят все менеджеры предприятий. Кто-то в этой позиции находится постоянно. Одни оставляют всё как есть, занимаясь «тушением пожаров», другие пытаются разобраться самостоятельно, третьи привлекают внешние ресурсы. Один из них Федеральный центр компетенций (ФЦК) – оператор нацпроекта «Производительность труда» и его региональные подразделения.
Нацпроект «Производительность труда» стал ответом на зафиксированное замедление её – производительности - роста. По оценкам экспертов Высшей школы экономики в период с 2000-го по 2009-ый производительность в РФ росла в среднем на 4,4% в год, в последнее десятилетие – только на 1,5% в год. Правительство поставило целью добиться 5% ежегодного прироста производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей экономики. И предложило помощь – команда внешних экспертов анализирует положение дел, и вносит предложения по улучшению ситуации. Участники проекта получают комплексную поддержку в оптимизации своих производственных и бизнес-процессов, обучении персонала, руководителей, помощь при выходе на экспорт, налоговые преференции. И всё это за счет государства.
По данным самого ФЦК сейчас к проекту подключились 3773 предприятия из 78 регионов страны. В Хабаровском крае проект действует с 2021 года. Здесь к нему присоединились 20 предприятий из 80 подходящих под условия участия.
Чтобы попасть в проект предприятие должно отвечать перечню критериев:
- выручка от 400 млн рублей в год;
- отношение предприятия к одной из приоритетных отраслей, а именно: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля;
- доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 50%.
Изображение: фрагмент презентации АНО «Региональный центр компетенций в сфере производительности труда»
Один из самых ярких примеров эффективности участия в «Производительности» в Хабаровском крае – завод «Амурсталь», производящий сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой прокат. Здесь после устранения выявленных слабых мест экономический эффект составил 760 млн рублей за полгода. При этом на одном из участков было сокращено время протекания производственных процессов на 56%, незавершенное производство – на 51%, выработку, измеряемую в тоннах на человека, увеличили на 129%. Общая производительность выросла на 30%.
Но и после обнародования результатов «Амурстали», «Хабаровского судостроительного завода», «Дальэнергомаша» очередь из претендентов на участие в нацпроекте не выстроилась.
- Разные предприятия в разных отраслях реагируют по-разному, – сообщил EastRussia Дмитрий Пугачев, замминистра экономического развития Хабаровского края, - вот «Технониколь» тот же – они мировые лидеры, без сомнения. И не считают зазорным для себя заходить в нацпроект, при том, что у них итак всё отлажено. Но и они находят у себя моменты, которые надеются разрешить, обратившись за помощью к экспертам ФЦК. Или авиазавод, выпускающий Суперджеты. И у них есть резервы! Предприятие признано лидером в стране по уровню производственной системы, у них переходящий кубок Гастева год стоял, но, тем не менее, когда туда пришли 15 экспертов ФЦК, они за два дня они сделали 43 предложения!
Мы сталкиваемся с разными ситуациями, есть руководители предприятий, которые врываются в проект, не боясь, что его признают недостаточно грамотным, продвинутым, совершенным. Такой риск есть в глазах некоторых «оценщиков». При этом есть и крупнейшее региональное предприятие, которое производит продукцию на всю страну, и мы с ним больше года общаемся на предмет включения в нацпроект. И самая честная причина, которую они не называют, это боязнь показаться в чьих-то глазах некомпетентными. У них миллиардная выручка, колоссальное количество резервов, поточное производство, но … приходится уговаривать.
Стартовое совещание программе повышения производительности труда на ООО «Мясооптторг»
Фото: EastRussia
- Нет особо желающих, - подтверждает Елена Стецюк, директор «Регионального центра компетенций в сфере производительности труда». – Мы ходим и уговариваем. Мы понимаем, что реально нужны. И в тех сроках, что сейчас указаны – до декабря 2024 года – нашу адресную поддержку ФЦК и РЦК Хабаровского края – могут получить 59 предприятий, уже есть 20 соглашений. У нас ворота открыты, но… Мы ходим к тем, к кому, как мы сами видим, помощь нужна. Но зачастую мы встречаемся с ситуацией, когда корону носить выгоднее, чем дело делать. При этом наши услуги – если их брать вне проекта – обошлись бы предприятию в шесть с половиной миллионов рублей!
Одним из «ворвавшихся» в проект стал хабаровский переработчик мяса «Мясооптторг». Организованное в 2015 году предприятие собиралось ограничиться оптовой торговой торговлей – тушами, полутушами, потом стали рубить, потом резать мельче, затем занялись переработкой. Сначала замороженные полуфабрикаты, сейчас и колбасы, и копчености и пельмени с холодцами. Коллектив из 270 человек выпускает более 2 400 тонн продукции в год (примерно в равных долях – охлажденное мясо, полуфабрикаты и варёно-копчённая продукция), оборот немного не дотягивает до миллиарда, плюс отдельно своя сеть розницы по городам Хабаровского края и Амурской области – 40 магазинов.
производственный участок «Мясоопторг»
фото EastRussia
- Мы, можно сказать, не успеваем за собственным ростом, - рассказывает генеральный директор предприятия Евгений Шестюк. – Как многие молодые предприятия, мы в ограничены в ресурсах, причем самый главный – это человеческий ресурс. Не всегда получается собрать команду, которая могла бы решать задачи, помимо текущих производственных дел. Привлекая «Региональный центр компетенций» мы надеемся решить проблемы, которые, как уже сейчас понимаем, могут остановить наше развитие.
Евгений Шестюк, генеральный директор ООО «Мясооптторг»
фото: EastRussia
Евгений сейчас жалеет, что в своё время – когда разворачивали производственный комплекс, никто не подсказал, что его можно было перенести на пару километров и стать резидентом ТОР, поэтому цену свежему экспертному взгляду теперь знает.
- Мы очень надеемся с помощью РЦК, участвуя в нацпроекте, оптимизировать максимальное количество процессов, снизить себестоимость, - добавляет он. – Получается мы нанимаем себе аудит, экспертов, только денег за это не платим! Идеальная ситуация. И самое главное, почему нам интересен федеральный проект: есть много предприятий в стране похожих на наше, которые уже решили схожие проблемы роста, и они могли бы с нами поделиться своим опытом, компетенциями. Когда мы не конкуренты, когда мы из разных регионов – это проще сделать.
Если такие настроения распространятся в бизнес-среде Хабаровского края, то возможно, что за право занять одно из оставшихся 39 вакантных мест в нацпроекте претендентам ещё надо будет постараться. Главное – не забыть корону снять.
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности Хабаровский край занимает 40-ю строчку, среди дальневосточных территорий регион 8-й из 11-ти. При этом набрал почти семь баллов – лучший результат по динамике среди соседей по ДФО. Противоречивую ситуацию с инвестиционной привлекательностью в Хабаровском крае обсудили на заседании проектного офиса. Корреспондент EastRussia выяснил, за счет чего случился рост, чем недовольны бизнесмены региона, где местные власти не дорабатывают и что грозит чиновникам, которые провалят работу по улучшению инвестиционного климата.
Составитель Национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ - «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» действует с каждым годом всё дотошнее. Параметры, по которым оцениваются регионы, видоизменяются, дополняются, уточняются. В 2021-м учитывались 67 показателей, вместо привычных 44-х. Прибавило в объёме и весе направление «Регуляторная среда», куда вошли все показатели по разрешениям на строительство, вводу в эксплуатацию, подключение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и прочим сетям. Новые оценки появились и в других блоках – «Институты для бизнеса», «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры» и «эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства».
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
Улучшить свою позицию Хабаровский край смог главным образом за счет непосредственной работы с инвесторами, малым и средним бизнесом. Видоизменённый инвестпортал, центр «Мой бизнес», поддержка экспортёров, аренда земли без торгов – всё это предприниматели разного калибра оценили по достоинству. По 33 показателям из 67 регион находится в «топовых группах» - «А» и «B», по ещё 17-ти – в группе «С» и целых 26 показателей, т.е. 40% - находятся в «красной зоне» - группах «D» и «Е».
изображение - фрагмент презентации правительства Хабаровского края
— Это то, над чем нужно работать, - сказала Мария Авилова, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края — это наш потенциал для дальнейшего наращивания позиций по инвестиционному климату.
Первую позицию по приложению сил в этом направлении предложила руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова. Она указала на непомерный объем проверок, проводимый ведомствами регионального уровня, при том, что в 2020-м и 2021-м годах проверки были запрещены.
Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Мы видим, что больше всего проверяет региональный уровень надзора, - сказала она. – Надо посмотреть и проанализировать эти проверки. Может они были связаны с пандемией. Во многих регионах, однако, в эти ковидные годы было много проверок муниципальных, во время которых контролировались требования эпидемиологического характера. Но в Хабаровском крае муниципальных как раз меньше всех. Если говорить по ведомствам, традиционно большое для региона количество проверок проводит ФНС, и высокие показатели по проверкам МВД и прокуратуры. Здесь тоже нужно проанализировать все проверки, практически каждый предприниматель отмечал, что сталкивался с давлением со стороны правоохранительных органов. По Дальнему Востоку у нас два таких региона, и один из них – Хабаровский край.
Но если бы только проверки. Практически все опрошенные АСИ предприниматели сообщили о случаях коррупции, как со стороны органов власти разного уровня и ведомственного подчинения, так и со стороны естественных монополий.
фрагмент презентации АСИ
фото: EastRussia
Как приговор прозвучали данные из направления «Регуляторная среда». В этом году были добавлены показатели по водоотведению, водоснабжению, подключению к газу и теплу, то есть все те шаги, которые составляют «клиентский путь инвестора». Получение разрешение на строительство в Хабаровском крае приходится ждать 120 дней, следует из данных АСИ, при этом надой пройти 12 процедур. Подключение к электросетям – 104 дня, к газу – 162 дня, к сетям водоснабжения – 139 дней, водоотведения – 122 дня.
– Эффективность по водоснабжению, водоотведению, газопроводу, получению земельных участков, как с торгами, так и без них – показатели по этим критериям очень низкие, - отметила Ольга Курилова. – Хабаровский край по ним в самом конце списка регионов ДФО. Занимает предпоследнюю строчку.
При этом регион демонстрирует один из лучших результатов в стране по эффективности процедур ввода объектов в эксплуатацию, отметила Курилова. То есть по некоторым направлениям местным чиновникам удаётся выстроить работу.
В ответном слове губернатор края Михаил Дегтярёв отметил, что на дно инвестрейтинга тянут показатели, за которые отвечают крупные муниципалитеты, где дислоцируются ключевые стройки – Хабаровск, Хабаровский район, Комсомольск-на-Амуре. Руководителям этих образований он посулил организовать контроль за показателями эффективности.
Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Установим KPI, коллеги. Когда будете идти на второй, третий, четвёртый срок, будем это дело учитывать при согласовании кандидатур глав городов и районов, - подвёл черту Михаил Дегтярёв. – По правоохранительному блоку тоже надо разобраться. Почему у нас выросли в таком объёме претензии к правоохранителям.
Какие оргвыводы последуют в отношении естественных монополий, глава региона не уточнил. Однако поставил задачу – вывести край в двадцатку регионов лидеров до 2026 года. Попутно заметив, что высокая позиция в национальном рейтинге – не самоцель, самое главное – создать максимально комфортные условия для инвесторов. Если учесть динамику движения региона по рейтингу за последние три года придется потрудиться.
Рыбные консервы продолжают дорожать в России. За что платит конечный потребитель, и почему инвестиционные процессы в отрасли никак не способствуют развитию консервированного производства рыбной продукции, выясняло EastRussia.
По 300 рублей за банку
В общероссийских масштабах производство консервов демонстрирует восстановительный рост — в 1 квартале 2024 года выпущено рыбных консервов почти 145 млн условных банок (+7,5%), а пресервов — 78 млн условных банок (+24,4%). Такими данными делится некоммерческая организация «Рыбный союз».
Однако не все регионы ДФО вписались в общероссийскую статистику. Так, за 1 квартал 2024 года в Приморском крае произвели 26,3 млн банок консервов и пресервов (89,9% к аналогичному периоду прошлого года). В 2023-м году этот показатель был на уровне 28,5 млн банок, а в 2022-м — 35,9 млн.
Глава ГК «Доброфлот» Александр Ефремов связывает восстановительный рост на рынке консервов с уходом западных поставщиков. «Рост рынка рыбных консервов обусловлен прежде всего сокращением на полках магазинов иностранных продуктов питания. Западная пищевая промышленность, более продвинутая в использовании современных технологий консервирования, не использует упаковку в жестяную консервную банку, а больше используется пищевая химия — различные пищевые консерванты. Использование пищевых консервантов намного дешевле для производителя, и продукция «не спрятана» в дорогостоящую жестяную банку, поэтому для неискушенного потребителя рыбные пресервы более привлекательны. Происходит это из-за того, что потребитель в массе своей не читает этикетку, на которой написан состав пищевой химии, которая используется при производстве того или иного продукта. После того, как сократился импортный ассортимент продуктов, российский потребитель вернулся к традиционным российским рыбным консервам, которые производятся по очень старой технологии без пищевой химии где свежая рыбы сохраняется только за счет вакуума и нагрева в жестяной банке.
При этом цены на консервы в России с октября 2023 года по март 2024 года в среднем выросли на 13 процентов. Как ранее подсчитал аналитический центр компании «Русский рыбный мир», тихоокеанская сардина иваси прибавила в стоимости 23-25%, сельдь — 12-15%, скумбрия — 8-10%, горбуша — 6-7%. А по статистике аналитического портала «Продажи.рф», с мая 2023-го по май 2024-го года средняя цена за банку выросла на 30 процентов и составила 258,9 рубля.
Рост цен и снижение объёмов производства эксперты объясняют совокупностью факторов. Часть из них связаны с состоянием запасов промысловых видов рыб. Например, высокие цены на горбушу спровоцировал «неурожайный год», рассказывает глава компании «Торговый дом «Камчатский меридиан» Евгений Карпов.
«Сегодня оптовые цены на прошлогоднюю горбушу установились в районе 200 рублей за килограмм. В этом году подход обещает быть слабым — у рыбаков «неурожай», поэтому и горбуша такая дорогая», — комментирует он.
С 24 июня во Владивостоке начинаются отгрузки небольшими партиями первой горбуши (НР – неразделанной) и нерки. «По этим позициям в Москве ситуация по сбыту тяжелая: неразделанная рыба 2023 года практически не продается по цене от 180 руб/кг и выше, а на ВЛДВ (порт Владивосток) свежая горбуша неразделанная предлагается по цене 270 руб/кг, в Москве свежая горбуша предлагается по аналогичной цене. Похожая ситуация с неркой», — сообщает «Русский рыбный мир».
Высокую стоимость консервов из иваси ранее эксперты объясняли возросшим экспортом в Китай. Однако в этом году улов обещает побить все рекорды, что должно отразиться на ценах. «Русский рыбный мир» делится последними данными промысловой обстановки и объёмов подхода рыбы в порт Владивосток (ВЛДВ/КМЧ) — больше 11,1 тысяч тонн на судах, 12,2 тысячи тонн на перегрузке.
Кредитов на триллион
Но есть и системные проблемы, которые закладываются в себестоимость продукции. Общую ситуацию в рыбохозяйственном комплексе во многом определяет инвестиционная политика, отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Отрасль вступила на инвестиционный путь развития. В обмен на квоты инвесторы обязуются построить новые краболовы, перерабатывающие комплексы, холодильные мощности и транспортно-рефрижераторный флот. При этом, кроме краба, в инвестиционной программе участвуют и другие объекты промысла — в основном минтай и сельдь, так что растущие издержки производителей закладываются в конечную стоимость продукции.
Для того, чтобы выполнить свои инвестиционные обязательства, участники программы используют банковские кредиты. По данным правительства Приморского края, уровень просроченной кредиторской задолженности предприятий рыбохозяйственного комплекса растёт рекордными темпами — на 1 марта 2024 года показатель в Приморье составил 178,3 млн рублей, а дебиторской задолженности — 192,6 млн. Тогда как в 2022-м году цифры были намного ниже — 13,5 и 87,6 млн рублей.
«В целом, по нашим оценкам, закредитованность рыбной отрасли приближается к 1 трлн рублей. Это не может не отразиться на себестоимости продукции и её стоимости для потребителя. Мы всегда говорили, что инвестиционные процессы приведут к тому, что за всё заплатит конечный покупатель», — поясняет Георгий Мартынов.
Минтай вместо трески, сельдь вместо сайры
Учитывая себестоимость сырья, на рынке остаётся высокой доля фальсификата. Как выяснило Роскачество, более половины категории консервов, заявленных как тресковые, на самом деле произведены из минтая, который стоит в два с половиной раза дешевле трески. Похожая ситуация отмечается с популярными консервами из сайры.
«Качественные консервы из сайры достаточно дорогие. На этом фоне существует масса разных подделок, где пишется «сайра по-приморски» или просто «сайра», хотя на самом деле это либо сельдь, либо дальневосточная сардина иваси. Такая продукция не представляет угрозы здоровью, но вводит в заблуждение покупателя. Конечно, легальные рыбаки этим не занимаются. Наоборот, мы боремся с фальсификатом и стараемся выявлять недобросовестные компании, потому что обманывать потребителя недопустимо, и фальсифицированные товары подрывают конкурентоспособность легальной качественной продукции», — комментирует Георгий Мартынов.
Высокую стоимость консервов из сайры производители объясняют ситуацией в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. К российским берегам подошла дальневосточная сардина иваси — её биомасса с каждым годом увеличивается. В связи с нехваткой кормовой базы сайру вытесняет в открытый океан, где она образует разреженные скопления. В открытом океане промысел этого ценного объекта ведут Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань и ещё ряд стран. Объёмы вылова сосредоточены за пределами российской экономической зоны, а у российской стороны отсутствует флот для добычи сайры в таких условиях, поэтому производители консервов вынуждены закупать сырьё в сопредельных странах.
Консервы из сайры могут подорожать
«Что касается промысла сайры, то здесь тоже неутешительные новости. Китайским рыбакам пока не дали разрешение на промысел рыбы на период сентябрь–декабрь 2024 года. Пока разрешен вылов только летней рыбы. Но такое сырье паразитологически опасное. В связи с чем ввоз сайры в РФ с датами вылова июнь–июль запрещен», — сообщает «Русский рыбный мир».
К слову, консервы из иваси дешевле, чем из сайры. Например, в дальневосточной розничной торговой сети «Самбери» консервированная сайра продаётся в районе 270-290 рублей за банку, а иваси — в районе 100 рублей. Насытить российский рынок ещё более доступной продукцией из иваси мешает дисбаланс экспорта и внутреннего потребления, считают производители. Большая часть рыбы перерабатывается в муку и жир и отправляется за рубеж, что в том числе связано с особенностями промысла.
«Думаю, надо популяризировать консервы и пресервы из дальневосточной сардины иваси, но здесь, опять-таки, есть определённые сложности. Сегодня иваси добывают в основном траловым промыслом. Рыба достаточно жирная, мягкая, нежная — в трале она давится, и только 10-14 процентов улова можно использовать в пищевом производстве. Всё остальное идёт на муку и жир», — рассказывает Георгий Мартынов.
Для производства качественной консервированной продукции необходимо развивать промысел кошельковыми неводами, подчёркивает он: «На Дальнем Востоке этим успешно занимается группа компаний «Доброфлот», но, чтобы расширить рынок, стратегия развития отрасли должна предвидеть такие моменты, потому что, как мы считаем, самое главное — насытить консервами внутренний рынок, а уже потом смотреть на реализацию за пределами нашей страны».
Инвестквоты мимо банок
Так же на цены и объёмы производства влияет логистика. Самые вкусные консервы изготовлены непосредственно в море. Если обратиться к Морской доктрине Российской Федерации, подписанной президентом несколько лет назад, в разделах, касающихся рыбохозяйственного комплекса, прямо указано, что необходимо строить флот для работы за пределами исключительной экономической зоны, в мировом океане, с возможностью переработки на месте промысла.
Однако, несмотря на наличие этих положений в доктрине, на практике они пока не находят должного применения. В России и на Дальнем Востоке считанные единицы таких плавзаводов. Крупнейшая плавучая рыбоконсервная база «Всеволод Сибирцев» группы компаний «Доброфлот» остаётся единственной в стране, способной перерабатывать около 650 тонн сырой рыбы в сутки.
В то же время, по оценкам рыбопромышленников, инвестиционные процессы, которые происходят сегодня в отрасли, никак не сказываются на стратегии развития консервированного производства рыбной продукции. Даже на заводах, построенных в рамках инвестиционных квот, консервирование программой не предусмотрено.
«В настоящее время мы обращаемся к правительству Российской Федерации с предложением внести соответствующие изменения в проекты постановлений, которые предусматривали бы в том числе выпуск полуфабрикатов, пресервов и консервированной продукции на заводах, построенных в рамках инвестиционной программы. Будет правильно использовать инвестиционные квоты не только для производства филе минтая и фарша сурими, но и консервов. Тем более, что консервы можно делать не только из сайры и дальневосточной сардины иваси, но также из минтая, сельди и камбалы в разных заливках. Например, раньше большой популярностью пользовались консервированные тефтели из рыб частиковых пород рыб. Это и другие направления имеют большие перспективы, но сначала необходимо поправить некоторые нормативно-правовые акты, предусмотренные правительством РФ», — комментирует Георгий Мартынов.
Несмотря на последствия пандемии коронавируса и влияние санкционного режима на российскую экономику ситуация по сюжетам рейтинга преимущественно улучшается. Значения 70% показателей зафиксированных в рейтинге 2021 года, в среднем по стране в 2022 году улучшились. Общий индекс рейтинга также значительно вырос. Есть несколько общероссийских тенденций, например, рост удовлетворенности финансовой и нефинансовой господдержкой бизнеса: за пять лет оценка выросла с 2,5 до 3 баллов из 5. Это значит, что поддержка для бизнеса доступна, процесс ее получения проходит быстро, понятно и прозрачно.
Существенно повысилась удовлетворенность качеством дорожной и телекоммуникационной инфраструктуры. Так, оценка предпринимателями качества телекоммуникаций с 2017 года повысилась на 5%. Следующая тенденция связана с инфраструктурой именно для бизнеса – технопарками, особыми экономическими зонами и так далее. За последние пять лет удовлетворенность объектами инвестиционной инфраструктуры выросла с 3,92 баллов из 5 до 4,06. Важность этого элемента делового климата подтверждается и другими исследованиями: положительная динамика инвестиций во многих регионах совпадала с созданием на их территории особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Что касается ДФО, то по ряду показателей Национального рейтинга наблюдается значительное улучшение регионов в сравнении с 2021 годом: Среднее время регистрации прав собственности юридических лиц и ИП на недвижимое имущество (кроме права собственности на земельный участок) улучшилось в среднем с 12 дней до 9, среднее время постановки на кадастровый учет достигло 32 дней – два года назад эти срок был вдвое больше. Повсеместно регионы улучшили свои интернет-ресурсы, предоставляющие инвесторам всю необходимую для принятия решения информацию и впервые выросла оценка качества телекоммуникационных услуг предпринимателями.
Есть и показатели, которые могут быть рассмотрены регионами ДФО, как возможные зоны роста для улучшения делового климата, ряд параметров которые в сравнении с 2021 годом ухудшились: «среднее время получения разрешений на строительство» увеличилось с 81 дня до 83 дней, «среднее время подключения к электросетям» с 53 дней до 61. Не отметил бизнес улучшений в части качества и количества каналов прямой связи инвестора с руководством субъекта: и в 2021 и в 2022 оценка осталась на уровне 4,4 – есть куда расти.
Необходимо также сокращать проверки в отношении бизнеса и все чаще применять риско-ориентированный подход. По данным АСИ, практически каждый третий предприниматель (36%) на Дальнем Востоке сталкивался в прошлом году с административным давлением. Благодаря введённому в
в марте текущего года моратория на проведение ряда проверок, их количество в первом полугодии 2022 года в сравнении со вторым полугодием 2021 года сократилось на 31,2%..
Общая картина такова - шесть из 11 регионов Дальнего Востока улучшили показатели инвестиционного климата. Лидером рейтинга среди дальневосточных регионов стала Сахалинская область. В островном регионе показатели в 1,5-2 раза лучше, чем в среднем по стране. Высокие позиции заняли также Якутия, Бурятия, Камчатский край. Лучшую динамику изменений показал Хабаровский край и Республика Бурятия. В целом по ДФО средний интегральный индекс в 2022 году превышает средний интегральный индекс по России (РФ – 254,7).
Если говорить в отдельности по каждому региону ДФО, то нельзя однозначно утверждать, что кто-то провалился, а кто-то идеален во всем. У каждого региона есть изменения в худшую или лучшую сторону, по сравнению с прошлым годом его.
Значительный прорыв по многим параметрам и в целом в 2021 году показала Сахалинская область. Регион попал в лучшие значения по России в шести показателях – «среднее количество процедур по регистрации прав собственности», «среднее время подключения к сетям водоотведения», «Оценка регулирующего воздействия органов власти», «среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год», «доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий и доля предупреждений от общего числа наказаний».
Также в лучшие практики попал и Камчатский край с показателями «удовлетворенность эффективностью процедур по получению в аренду земельных участков (с проведением торгов)», «среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год», «удовлетворенность предпринимателей удобством и понятностью прохождения контрольно-надзорных мероприятий», «оценка качества дорожных сетей предпринимателями».
Республика Бурятия попала в число лучших практик по «оценке обеспечения безопасности ведения бизнеса в части правоохранительной системы», «доля гарантий региональной гарантийной организации от налоговых доходов региона и оценка процедур получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого и среднего предпринимательства».
Хабаровский край продемонстрировал лучшие значения по показателю «интернет-портал по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства», Приморский край – «среднее время получения в аренду земельных участков (с проведением торгов)», а Чукотский автономный округ получил высокую оценку процедур получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого и среднего предпринимательства.
В целом дальневосточные регионы входят в следующий цикл с положительным багажом. Все высвеченные слабые места устранимы, если держать их в фокусе и организовать работу по исправлению ситуации. А VII Восточный экономический форум несомненно даст мощный импульс развития всем субъектам ДФО.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.