Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The investor should not prove to the official that he is a good man - Yuri Trutnev

"We have to admit that there is not much dynamic on regional investment projects"

In an interview with Rossiyskaya Gazeta, Plenipotentiary Envoy of the President of Russia to the Far East, Deputy Prime Minister of the Russian Federation Yuri Trutnev spoke in detail about his impressions and conclusions regarding the problems faced in the Far Eastern Federal District by the new law on the issuance of a “Far Eastern” hectare, about the tasks that the Russians will face who want to move to the Far East, and the need to teach regional officials to work effectively with domestic and foreign investors.

The investor should not prove to the official that he is a good man - Yuri Trutnev
According to the Deputy Prime Minister, it is already possible to draw the first conclusions on the program for the allocation of the Far Eastern hectare. In general, this was the right proposal, people need it, it is in demand. At the same time, it is obvious that the work on the operation of the law is still at the very beginning.

Now we can say that the interest in the site is booming. At the same time, Moscow is in the first place in terms of interest. Muscovites visit the site more often than others. This means that the potential for interest, which will turn into investment demand, is high. We must remember that land is an investment. By definition and by law, you can't just take it and sit on top of it, doing nothing.

The framework of the categorization of lands has now been erased. There was a lot of controversy on this topic, the opinion won out that it is not necessary to drive citizens to officials, to force them to transfer lands from category to category. You just need to untie your hands and give people the right to freely choose the land and the type of activity on it.

Regarding the opinion actively promoted by a number of media outlets that the law on the issue of a "Far Eastern" hectare contradicts the Land Code, Yuri Trutnev pointed out that the law on a "Far Eastern" hectare does not conflict with the code for the simple reason that it is an exception from it.

This is a different law, and it is completely inconsistent with the legislation under which land is granted in other territories of Russia. It must be remembered that the tax legislation in the Far East, in the priority development areas (TOP), is completely different than in other regions, because there are fundamentally different preferential conditions for investors.

The fact that something does not correspond to something is, unfortunately, the expected reaction of officials, who for some unknown reason, for some reason, consider the regional land as their property. It is already obvious that they are doing their best to slow down the work of the law. It is clear that problems will still arise in such situations.

The result of the regions' independent choice of "pilot" areas for the start of the law on the issuance of a "Far Eastern" hectare was a certain percentage imbalance - the largest area for a "Far Eastern" hectare is ready to provide Chukotka, the least land is provided by the Magadan region.

Yuri Trutnev noted that he talked quite seriously with the governors, drew their attention to the amount of reserved land taken out of the distribution, because the Deputy Prime Minister is sure that the land in Russia belongs to the people. If it is possible to take into account the interests of people as much as possible, it means that better conditions will be created for life in the Far East, for the development of the economy. This will be the fulfillment of the task facing the state.

Of course, there are such functions as border protection, ecology, and so on, but they are all spelled out in the law, which retains the necessary protective functions. There are no risks here. And the rest must be given.

“This is a pilot project, I am not atrocious. While looking at the governors. But when we move on to the allocation of the entire territory, I will understand for each subject: which land has been withdrawn from circulation, why, and we will be very tough in this regard. The cases when the regions “put something for themselves under the chair” will not work. This is a bad story that smells of corruption. Here we will go to victory, ”said Deputy Prime Minister Yuri Trutnev.



The Deputy Prime Minister confirmed that mortgage rates expected by many Russians for those who received hectares will be lower than in the country as a whole. On this issue, there is close work with the Agency for Housing Mortgage Lending (AHML), which promises to reduce half a percent at the expense of its own profits. This, of course, is a noble desire, but not enough, the Deputy Prime Minister noted.

The cost of resources, Yuri Trutnev emphasized, is associated with the growth of inflation. If a person buys a part today for 100 rubles and knows that by the end of the year it will cost 110 rubles, then a loan in this situation cannot cost 5 percent. After all, then nothing needs to be done, you just need to buy materials, wait until the end of the year and sell them.

This is how the economy does not work, said the Deputy Prime Minister. It is necessary to be able to use this inflation in economic processes, as large companies do it successfully. It is clear that a small business cannot always do this.

According to Yuri Trutnev, the inflation rate and plus are the same 4-5 percent is not a very bad story. But when it comes to land reclamation, new fields, new homes for people, new farms, he, as Deputy Prime Minister, intends to do everything possible to provide people with the most comfortable conditions.

“Okay, you are cutting us half a percent, let’s give us more proposals on the mechanism for lowering mortgage rates for a Far Eastern hectare, and I’ll think about how to implement this in the government. It will be preferential in any case, but I want it to be “highly preferential”. We will work in this direction, ”the plenipotentiary said.

The media regularly report that the volume of announced investments in the Far East has already exceeded one trillion rubles. But, unfortunately, many at the same time forget that the volume of the declared investments only means that the investor has promised to build a plant, having invested so much in 2016, and so much more in 2017. The plant will take five years to build, for example. And only if you add up all these investments, then you get a trillion.

“If today a real trillion were attracted to the Far East region, we would feel it. We will definitely attract this trillion and feel it for sure, but it will still take several years, ”Yuri Trutnev believes.



So far, we have to admit that there is no particular dynamics for regional investment projects. To put it bluntly, there was a gross bureaucratic mistake. Some of our very smart colleagues wrote this law in such a way that there was some kind of maze that the investor had to go through, and as a result, no one was able to go through this maze.

There was a law; formally, the president's order seemed to have been fulfilled, but in fact not. I had to seriously use the powers of the Deputy Prime Minister in order to completely turn the situation around.

Now a law has been passed under which an investor does not have to prove to an official that he is good. And this is a fundamental story. The investor has not yet entered this labyrinth of bureaucratic approvals, because there has always been a possibility that if some body recognizes an investor as meeting the requirements of a regional investment project today, he can always say that the investor has ceased to meet these requirements tomorrow. And then all the benefits that are received become arrears on budget receipts. That's all, the end of the business.

Now everything has been redone, the new law has just begun to work. It will definitely be useful. But it's too early to improvise on statistics. Presumably months in 6-8 it will be clear how the process goes.

Assessing possible problems on the way of developing a new economic policy in the region, Yuri Trutnev drew attention to the fact that a new strategy, new tools and new work practice were initially created in the Far Eastern Federal District. To hope that suddenly it would be possible to immediately convert everyone to their faith, that every official in the entire territory of the Far East would suddenly suddenly stop living as he lived before, and would start working exclusively for business, for the development of the economy and the country, it would be strange.

There is still a lot of work to be done so that every official thinks about the development of the country, about the benefits of each person. And when it succeeds, when every state, regional or municipal employee starts thinking exclusively about the welfare of the people, Russia will have no competitors.

Regarding the key problems of the Far East - with seasonal roads, with broken airports, with the infrastructure that was built 30 years ago and just collapsing from strong winds, with the housing stock in an ugly state - the situation looks very tough, the vice-premier believes.

That is why the country's president has identified the development of the Russian Far East as a national priority. Therefore, opportunities are given to use those tools that are not used in other regions.

The way the work began is not an accident. In order to be able to tackle the social and other pressing problems of people, in order to invest in social programs, they must first be earned.

And when they are earned, there will be other opportunities. The most important indicator is that one budget ruble accounts for 12 rubles of private investment. This is the most efficient use of budgetary funds, when the state invests 1 ruble, and 12 rubles were brought by investors. Because without this multiplier, the situation cannot be overcome, it is impossible to develop the vast territory of the Far East only with budgetary funds.

The amendments to the fisheries law adopted in early June in the first reading can also play a significant role in the development of the regional fishery complex.



Yuri Trutnev is sure that there is no simple solution to this issue. At the moment, he heads the subcommittee on fisheries activities in the Far East and is well aware of the real situation in the region. As a result, the Deputy Prime Minister is confident that no simple changes in legislation will immediately launch the necessary processes.

“We gave a person a quota for building ships. Where did he go with this quota, who will build it? Fishing boats have not been built for many years. People are used to buying them overseas. They come to Korea, open a catalog, choose a vessel, equipment, engine, and then they are told the time and price. And the buyer understands that this is a real term and price. No one will say: excuse me, they say, we have built the bow of the ship, but there is not enough money for the stern. It's impossible. This is only a declaration that we can build ships in Russia. This is a huge risk that cannot be placed on the investor alone. And shipbuilding enterprises will not be able to cope with this risk either, ”says Yuri Trutnev.

All risks for the production of the first series of vessels must be assumed by the state, they cannot be assigned to investors, the Deputy Prime Minister is sure.

We are talking about the entire financial superstructure, which is associated with indirect costs, with the costs of setting up production, etc. And the investor will be left with the net price of the vessel, it should not be higher than in Korea, China or the USA. Everything else will be paid for through the program of the Ministry of Industry and Trade, through concessional loans and other financial instruments. Then there will be something to talk about with investors.

Komsomolsk-on-Amur, an interesting city where people know how to build good planes, now plays a special role in the program for the promising development of the Far East. On the other hand, this is a city that has remained aloof from the development of social infrastructure, housing and communal services. Therefore, the president made a decision that the city economy should be adjusted to the level of production and technology that the city has.

The federal executive authorities participate in this program, the total amount of investments exceeds 62 billion rubles. The current task is to draw up a schedule: what, when and where will be plotted. And then this schedule must be followed. An event has come - they have to build a school, show the result. Not built - we are writing a report to the Prime Minister, let's punish the Deputy Minister. A couple of times they were punished, kicked out of work. A new, energetic, smart one came and drove with him further.

In September this year, the second Eastern Forum will take place, which has already become an absolutely anticipated event. And now, when investors were invited to the Eastern Forum, there were no questions - What is this? What's in the program? The people said: “To Vladivostok? Autumn? Of course we're going. " We are confident that EEF-2016 will have interesting and competitive content. Among the tasks set is the obligatory receipt of feedback from the forum participants, because not everything goes without error, for sure there is something that can be done even better.



As one of the problems that strains him on the eve of the second EEF, Yuri Trutnev outlined the situation in Vladivostok with the construction of hotels planned for EEF 2015. As there were no hotels, the plenipotentiary noted, so, unfortunately, the respected Primorye authorities do not plan to put them into operation this year, although they promised. It's hard to say why they work so poorly, but from the point of view of receiving guests, the VEF organizers still need to learn how to do this. And hotels are a must. Among the participants of the forum are the heads of the largest companies, and it is quite difficult to settle them at a normal level. Of course, no one will stay in tents. But we need hotels of a certain level.

This is one of the main issues in preparation for the forum, said Deputy Prime Minister Yuri Trutnev.
March 4: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Инвестор не должен доказывать чиновнику, что он хороший - Юрий Трутнев

«Приходится признать, что по региональным инвестпроектам пока особой динамики нет»

Полпред президента России на Дальнем Востоке, вице-премьер РФ Юрий Трутнев в интервью «Российской газете» подробно рассказал о своих впечатлениях и выводах относительно проблем, с которыми столкнулся в ДФО новый закон о выдаче «дальневосточного» гектара, о задачах, которые встанут перед россиянами, желающими переехать на Дальний Восток, и о необходимости научить региональных чиновников результативно работать с отечественными и зарубежными инвесторами.

Инвестор не должен доказывать чиновнику, что он хороший - Юрий Трутнев
По мнению вице-премьера, уже сейчас можно сделать первые выводы по программе выделения дальневосточного гектара. В целом, это было правильное предложение, людям оно нужно, оно востребовано. В то же время очевидно, что работа над действием закона еще в самом начале.

Сейчас можно говорить о том, что интерес к сайту ажиотажный. При этом на первом месте по интересу — Москва. Чаще других заходяд на сайт как раз москвичи. Это значит, что потенциал интереса, который превратится и в инвестиционный спрос, высок. Надо помнить, что земля — это инвестиции. По определению и по закону ее нельзя просто взять и сидеть на ней сверху, ничего не делая.

Сейчас стерты рамки категорийности земель. На эту тему были большие споры, победило мнение, что не надо гонять граждан по чиновникам, заставлять их переводить земли из категории в категорию. Надо просто развязать руки и предоставить людям право свободно выбирать землю и вид деятельности на ней.

По поводу активно продвигаемого рядом СМИ мнения, что закон о выдаче «дальневосточного» гектара противоречит Земельному кодексу, Юрий Трутнев указал, что закон о «дальневосточном» гектаре не вступает в противоречие с кодексом по той простой причине, что является изъятием из него.

Это другой закон, и он совершенно не соответствует законодательству, по которому предоставляется земля на других территориях России. Необходимо помнить, что налоговое законодательство на Дальнем Востоке, в территориях опережающего развития (ТОР), совсем другое, чем в остальных регионах, потому что там созданы принципиально иные преференциальные условия для инвесторов.

То, что что-то чему-то не соответствует, — это, к сожалению, ожидаемая реакция чиновников, которые по непонятной причине почему-то считают региональную землю своей собственностью. Уже очевидно, что они всячески стараются тормозить работу закона. Понятно, что в подобных ситуациях еще будут возникать проблемы.

Результатом самостоятельного выбора регионами «пилотных» районов для начала действия закона о выдаче «дальневосточного» гектара стал определенный процентный дисбаланс — самую большую площадь под «дальневосточный» гектар готова предоставить Чукотка, меньше всего земли предоставляет Магаданская область.

Юрий Трутнев отметил, что достаточно серьезно разговаривал с губернаторами, обращал их внимание на объем зарезервированной, выведенной из-под распределения земли, потому что вице-премьер уверен — земля в России принадлежит народу. Если получится максимально учесть интересы людей, значит, будут созданы лучшие условия для жизни на Дальнем Востоке, для развития экономики. Это и будет выполнением задачи, которая стоит перед государством.

Конечно, есть такие функции, как защита границ, экология и прочее, но они все прописаны в законе, в котором сохранены необходимые защитные функции. Здесь нет никаких рисков. А все остальное надо отдавать.

«Это пилотный проект, я сильно не зверствую. Пока смотрю на губернаторов. Но когда мы перейдем к выделению по всей территории, я по каждому субъекту буду разбираться: какая земля выведена из оборота, почему, и мы будем очень жестко действовать в этом отношении. Те случаи, когда регионы „что-то для себя кладут под кресло“, не пройдут. Это плохая история, которая пахнет коррупцией. Здесь мы пойдем до победы», отметил вице-премьер Юрий Трутнев.



Вице-премьер подтвердил, что так ожидаемые многими россиянами ставки по ипотеке для получивших гектар будут ниже, чем в целом по стране. По этому вопросу идет плотная работа с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое обещает снизить полпроцента за счет собственной прибыли. Это, конечно, благородное желание, но недостаточное, отметил вице-премьер.

Стоимость ресурсов, подчеркнул Юрий Трутнев, связана с ростом инфляции. Если человек покупает сегодня деталь за 100 рублей и знает, что к концу года она будет стоить 110 рублей, то кредит в этой ситуации не может стоить 5 процентов. Ведь тогда ничего не надо делать, нужно просто закупить материалы, дождаться конца года и продать их.

Так экономика не работает, отметил вице-премьер. Необходимо уметь использовать эту инфляцию в экономических процессах, как успешно делают это большие компании. Понятно, что не всегда это может сделать маленькое предприятие.

По мнению Юрия Трутнева, уровень инфляции и плюс те же самые 4-5 процентов — не очень плохая история. Но когда речь идет об освоении земли, о новых полях, о новых домах для людей, новых фермах, то он, как вице-премьер, намерен делать все возможное, чтобы обеспечить людям максимально комфортные условия.

«Хорошо, вы снижаете нам полпроцента, давайте еще предложения по механизму снижения ставок по ипотеке по дальневосточному гектару, а я буду думать, как это реализовать в правительстве. Льготная она будет в любом случае, но я хочу, чтобы она была „сильно льготная“. Поработаем в этом направлении», — отметил полпред.

Средства массовой информации регулярно сообщают, что объем заявленных инвестиций на Дальний Восток превысил уже триллион рублей. Но, к сожалению, многие при этом забывают, что объем заявленных инвестиций означает лишь то, что инвестор пообещал построить завод, вложив в 2016 году столько-то, в 2017 — еще столько-то. Завод будет строиться, например, пять лет. И только если просуммировать все эти вложения, вот тогда получится триллион.

«Если бы сегодня в регион Дальнего Востока уже был привлечен реальный триллион — мы бы это почувствовали. Мы точно этот триллион привлечем и точно его почувствуем, но на это потребуется все-таки несколько лет», считает Юрий Трутнев.



Пока приходится признать, что по региональным инвестпроектам особой динамики нет. Там, если говорить прямо, была грубая чиновничья ошибка. Наши некоторые очень умные коллеги написали этот закон так, что там был какой-то лабиринт, по которому надо было пройти инвестору, и в результате никто не был в состоянии этот лабиринт пройти.

Закон был, формально поручение президента вроде бы было выполнено, а фактически нет. Пришлось серьезно употребить имеющиеся у вице-премьера полномочия, чтобы ситуацию полностью перевернуть.

Сейчас вышел закон, в рамках которого инвестор не должен доказывать чиновнику, что он хороший. И это принципиальная история. Инвестор еще не шел в этот лабиринт чиновничьих согласований, потому что всегда была возможность, что если какой-то орган признает инвестора соответствующим требованиям регионального инвестпроекта сегодня, то он же всегда может сказать, что инвестор перестал этим требованиям соответствовать завтра. А тогда все льготы, которые получены, становятся недоимками по поступлению в бюджет. Это все, конец бизнесу.

Сейчас все переделано, новый закон только начал работать. Он точно будет полезен. Но импровизировать на тему статистики рано. Предположительно, месяцев через 6-8 станет ясно, как пойдет процесс.

Оценивая возможные проблемы на пути развития новой экономической политики региона, Юрий Трутнев обратил внимание, что в ДФО изначально сразу создавались новая стратегия, новые инструменты и новая практика работы. Надеяться на то, что вдруг удалось бы сразу всех обратить в свою веру, что каждый чиновник на всей территории Дальнего Востока вдруг внезапно перестал бы жить, как жил до этого, и начал бы работать исключительно на бизнес, на развитие экономики и страны, было бы странным.

Еще предстоит большая работа для того, чтобы о развитии страны, о пользе каждого человека думал каждый чиновник. И когда это получится, когда каждый государственный, региональный или муниципальный служащий начнет думать исключительно о благе народа, конкурентов у России не останется.

Относительно ключевых проблем Дальнего Востока — с сезонными дорогами, с разбитыми аэропортами, с инфраструктурой, которая построена 30 лет назад и от сильных ветров просто валится, с жилым фондом, находящемся в безобразном состоянии — ситуация выглядит очень жестко, считает вице-пр6емьер.

Именно поэтому президент страны и определил развитие российского Дальнего Востока национальным приоритетом. Поэтому даны возможности применять те инструменты, которые не используются в других регионах.

То, с чего работа началась — это не случайность. Чтобы можно было заняться социальными и другими животрепещущими проблемами людей, чтобы вкладывать деньги в социальные программы, сначала их надо заработать.

И когда они будут заработаны, появятся другие возможности. Важнейшим показателем является то, что на один бюджетный рубль приходится 12 рублей частных инвестиций. Это и есть наиболее эффективное использование бюджетных средств, когда государство вкладывает 1 рубль, а 12 рублей принесли инвесторы. Потому что без этого мультипликатора ситуацию не победить, только бюджетными средствами развить огромную территорию Дальнего Востока невозможно.

Принятые в начале июня в первом чтении поправки в закон о рыболовстве также могут сыграть значительную роль в развитии регионального рыбохозяйственного комплекса.



Юрий Трутнев уверен, что простого решения этого вопроса не существует. В настоящий момент он возглавляет подкомиссию по рыбохозяйственной деятельности по Дальнему Востоку и хорошо знаком с реальной ситуацией в регионе. Как следствие, вице-премьер уверен, что никакими простыми изменениями в законодательстве сразу необходимые процессы не запустить.

«Мы дали квоту человеку на строительство судов. Куда он пошел с этой квотой, кто ему построит? Рыболовецкие суда не строились много лет. Люди привыкли покупать их за рубежом. Они приезжают в Корею, открывают каталог, выбирают судно, оснастку, двигатель, а потом им озвучивают срок и цену. И покупатель понимает, что это реальные срок и цена. Никто не скажет: извините, мол, мы носовую часть у корабля построили, а на корму денег не хватает. Это невозможно. Это только декларация, что мы в России можем построить суда. Это огромный риск, который нельзя возлагать только на инвестора. И судостроительные предприятия тоже этот риск не потянут», — считает Юрий Трутнев.

Все риски по производству первой серии судов обязано взять на себя государство, их нельзя возлагать на инвесторов, уверен вице-премьер.

Речь идет о всей финансовой надстройке, которая связана с непрямыми затратами, с затратами на создание производства и т.д. А инвестору останется чистая цена судна, она должна быть не выше, чем в Корее, Китае или США. Все остальное будет оплачено за счет программы минпромторга, за счет льготных кредитов и других финансовых инструментов. Тогда и будет о чем поговорить с инвесторами.

В программе перспективного развития Дальнего Востока особую роль сейчас играет Комсомольск-на-Амуре — интересный город, где люди умеют строить хорошие самолеты. С другой стороны, это город, который остался в стороне от процессов развития социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому президентом принято решение, что городское хозяйство должно подтянуться под тот уровень производства и технологии, которые в городе есть.

В этой программе участвуют федеральные органы исполнительной власти, общая сумма инвестиций превышает 62 миллиарда рублей. Текущая задача — составить график: что, когда и где будет построено. А потом этот график необходимо выполнять . Наступило событие — должны построить школу, предъявите результат. Не построили — пишем докладную председателю правительства, давайте накажем замминистра. Пару раз наказали, выгнали с работы. Пришел новый, энергичный, умный — и поехали с ним дальше.

В сентябре этого года состоится второй Восточный форум, который уже стал абсолютно ожидаемым событием. И сейчас, когда приглашали инвесторов на Восточный форум, не было вопросов — Что это такое? Что в программе? Народ говорил: «Во Владивосток? Осенью? Конечно, мы собираемся». Есть уверенность, что на ВЭФ-2016 будет интересное и конкурентное содержание. Среди посталенных задач — обязательное получение обратной связи от участниуков форума, потому что не все проходит безошибочно, наверняка есть то, что можно делать еще лучше.



Как одну из проблем, которая напрягает его накануне второго ВЭФ, Юрий Трутнев обозначил ситуацию, сложившуюся во Владивостоке со строительством гостиниц, запланированных еще к ВЭФ-2015. Как не было гостиниц, отметил полпред, так, к сожалению, уважаемые приморские власти и в этом году их не планируют сдать в эксплуатацию, хотя обещали. Трудно сказать, почему они так плохо работают, но с точки зрения приема гостей организаторам ВЭФа надо еще учиться это делать. И гостиницы должны быть обязательно. В числе участников форума — руководители крупнейших компаний, а поселить их на нормальном уровне довольно сложно. Разумеется, никто не останется жить в палатках. Но нужны гостиницы определенного уровня.

Это один из основных вопросов в подготовке к форуму, заявил вице-премьер Юрий Трутнев.