Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Риски экспорта и экспорт рисков

Проекту ГОК «Инаглинский» может угрожать мировая конъюнктура цен на сырье

Инаглинский ГОК, введённый в строй чуть более недели назад, произвел первые партии угольного концентрата. На радость инициатору проекта – ООО «УК «Колмар», а также государству, за счет средств которого построена подстанция, питающая сегодня ГОК.

Риски экспорта и экспорт рисков
Еще год назад «Колмар» с проектом Инаглинского ГОКа стал одним из тех первых счастливчиков, кто прошел первый тур отбора Минвостокразвития на получение господдержки на строительство объектов инфраструктуры. В его результате компания получила субсидию в размере 560 млн рублей на строительство подстанции 110 кВ ГОК «Инаглинский» с заходами ВЛ 110 кВ.

«В любой индустрии проекты, связанные с извлечением полезных ископаемых, по капиталоемкости стоят на первом месте. Не исключение тому и те два крупных проекта, которые реализует сегодня на территории Южной Якутии «Колмар». В то же время, на мировом рынке сейчас происходит серьёзное снижение сырьевых цен, в том числе и цены на уголь, которая с 2012 года успела снизиться приблизительно в 4 раза. Таким образом, оказанная государством поддержка инфраструктуры Инаглинского ГОКа имела для компании большое значение и была очень своевременной. Важный момент – при подаче компанией заявки на получение господдержки, финансовая модель проекта уходила «в минус», и стала положительной только благодаря её предоставлению», – отметил заместитель финансового директора ООО «Управляющая компания «Колмар» Аркадий Островский.

По его словам, в рамках проекта была использована специфичная модель ГЧП – так называемая квази-ГЧП. Она предусматривает использование для строительства линии электропередачи в рамках проекта Инаглинского ГОКа механизма безвозвратной субсидии. В рамках данного механизма «Колмар» выступил в роли инвестора, а государство, в лице Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – в качестве партнера. Документально взаимодействие компании с ведомством строилось следующим образом: было подписано два соглашения. Согласно первому, инвестиционному, соглашению, «Колмар» должен завершить строительство и обеспечить соответствующую мощность ГОКа, ежегодно добывать определенное количество угля. Согласно второму соглашению, государство выделяет «Колмару» субсидии под обязательства построить объект инфраструктуры – линии электропередачи – и контролировать процесс строительства. Сейчас, по завершении строительства, данная линия электропередачи находится в совместной с государством собственности «Колмара».

В данном контексте Аркадий Островский отметил, что предоставление поддержки со стороны государства проекту имело свои особенности и сложности. К примеру, имело место такое требование государства, как полное соблюдение всего казначейского контроля над расходованием суммы субсидии, в частности предусматривающее, что ни «Колмар», ни нанимаемые им подрядчики, ни их субподрядчики, не в праве выдавать аванс без открытия счета в Федеральном казначействе.

«Инаглинский ГОК – проект полностью выгодный для государства. Это полностью доказывает просчитанная компанией его бюджетная эффективность: все затраты со стороны государства перекрываются налоговыми поступлениями от проекта в десятки раз. При этом бюджетный эффект от работы ГОКа в течение ближайших 7-8 лет составит около 45 млрд рублей», – заявил Аркадий Островский.

Получение финансовой поддержки не может не выделять «Колмар» среди его конкурентов в российской угольной промышленности, не меньше её сегодня рассчитывающих на получение господдержки для своих инициатив, в то время как возможности её оказания в России в настоящее время сильно ограничены. И даже более того – получение инфраструктурной поддержки со стороны государства «Колмаром» в реализации проекта Инаглинского ГОКа говорит сегодня о том, что федеральный центр связывает с данным проектом большие перспективы и надежды.

«Значение господдержки для Инаглинского ГОКа, несомненно, велико. Так как без неё «Колмару» вряд ли бы удалось его построить. Да и в целом со стороны государства было правильным шагом оказать поддержку этому проекту», – отметил председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации «Институт демографии, миграции и регионального развития» Юрий Крупнов.

«Запрос на получение господдержки для настоящего времени – совершенно нормальная практика, – рассуждает Руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. – Так как большинство теоретически перспективных российских проектов, и, в частности – Инаглинский ГОК, сегодня не имеют практически никакой возможности нормально реализоваться, а затем развиваться на рынке без вмешательства государства. Либо по той причине, что их инициаторам недоступны дешевые кредиты. Либо потому, что инвесторы вывели почти весь свой капитал в оффшоры».

В то же время, по мнению господина Колташова, рентабельность Инаглинского ГОКа сегодня носит очень вероятностный характер. Так, уже спустя 5 месяцев после запуска предприятия его перспективы могут выглядеть не так радужно, как сейчас. Причина – в наблюдаемой в настоящее время на мировых рынках негативной динамике цен на сырье.

«Ориентация «Колмара» на японский рынок очень рискованна. Потому что Япония сегодня – это не вышедшая из кризиса страна с устойчиво депрессивной экономикой, с сильной девальвацией национальной валюты, с отрицательной ставкой центрального банка. То есть в целом – с тяжелой экономической ситуацией. Поэтому не исключено, что наступит такой момент, когда Япония резко сократит свой спрос на российское сырье, и, в том числе, на уголь. Для Инаглинского ГОКа это – риск потери рынка сбыта», – прокомментировал Василий Колташов.

Нивелировать подобный негативный сценарий, по мнению экспертов, могло бы развитие внутреннего спроса на уголь. Однако, по мнению экспертов, опрошенных EastRussia, в настоящее время опереться на внутренний рынок невозможно – по причине несинхронизированного развития того же Южно-Якутского промышленного района достаточного спроса на уголь здесь в обозримом будущем не появится.

«Имеет место серьёзная проблема, заключающаяся в том, что в пределах Южной Якутии сегодня отсутствует единая система производства добавленной стоимости, – рассказал корреспонденту EastRussia председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации «Институт демографии, миграции и регионального развития» Юрий Крупнов. – Так как те инвестиции, которые сейчас вложены в производство угольного концентрата, это же, по сути, инвестиции в развитие экспорта. Тогда как согласно всем, и в том числе советским, планам развития южно-якутского территориально-промышленного комплекса данный концентрат должен был удовлетворять нужды местных металлургии, судостроения и других производств. Причина же отсутствия на территории Южной Якутии единой системы перерабатывающего комплекса в том, что у государства в настоящее время нет стратегического плана её развития на ближайшие 20-30 лет. Такого, который бы предусматривал создание единого – из взаимосвязанных друг с другом добывающих и перерабатывающих производств – промышленного комплекса, способного принести государству большую прибыль».

Вместе с тем, по мнению опрошенных экспертов, ГОК «Инаглинский» даже при негативных сценариях будет иметь возможность обращаться к государству за новыми формами поддержки: статус одной из первых «историй успеха» механизма государственной инфраструктурной поддержки, продвигаемого Минвостокразвития России, – во-многом означает пристальное внимание и патронаж со стороны власти. Ведь KPI проекта – его мощность, бюджетные эффекты – заявлены публично, и являются обещаниями не только инвестора, но и соответствующих чиновников, отвечающих за развитие Дальнего Востока. А значит, ответственность за их своевременное достижение носит принципиальный характер.

Справка ER

Инвестиционный проект Горно-обогатительный комбинат «Инаглинский» (ГОК «Инаглинский») в 2015 году занял первое место в рейтинге инвестиционных проектов Дальневосточного федерального округа. Проекту было присвоено 0,8 балла из 1 возможного. Инвестором проекта выступает ООО «УК «Колмар» (совместный актив LoneState Assets Ltd, Gunvor, Volga Group). Реализуемый на территории Южной Якутии проект включает в себя шахту «Инаглинская» и горно-обогатительную фабрику «Инаглинская» с объемом добычи и переработки угля 3 млн т/год; производством коксового концентрата - до 2,5 млн т/год. Балансовые запасы ГОК «Инаглинский» составляют 670 млн тонн. Общий объем инвестиций в проект составляет около 23 млрд рублей. Государственные вложения в строительство инфраструктуры - подстанции 110 кВ ГОК «Инаглинский» с заходами ВЛ 110 кВ - составили 560 млн рублей. Республикой Якутия, в свою очередь, построена 12-километровая железнодорожной ветка от Инаглинского ГОКа до станции Чульбас с дальнейшим выходом на БАМ и Транссиб. В её составе - более 5 км железнодорожных путей, три моста среднего класса, 5 водопропускных труб, путепровод под федеральной автомобильной трассой М-56 «Лена», четыре временные водопропускные трубы.

Группа компаний ООО «Управляющая компания «Колмар» – угледобывающие предприятия, в составе которых работают более 1 400 человек. Компании группы обладают лицензиями на разработку участков Чульмаканского и Денисовского каменноугольных месторождений Южной Якутии. Балансовые запасы участков предприятий составляют свыше 1 млрд тонн коксующегося угля. В планах УК «Колмар» – увеличение добычи коксующегося угля до 12 млн. тонн к 2020 году.