Туристско-рекреационный кластер «Приморье» в Муравьиной бухте наполняется новым содержанием
Локдауны приходят и уходят, развитие не прекращается. Пандемия не могла не сказаться на проектах интегрированного развлекательного курорта «Приморье», но на этот глобальный вызов Корпорация развития Приморского края и все участники, реализующие воплощение туристско-рекреационного кластера, ответили перегруппировкой сил.
Пандемии вопреки
Понимание перспективы и востребованности курорта даже в сложный 2020-ый не снизило его привлекательности. 16 октября 2020-го открылось казино «Шамбала».
казино «Шамбала»
Фото: ЗАО «Шамбала»
Оно стал вторым после гостинично-развлекательного комплекса «Tigre de Cristal» действующим объектом игровой зоны, инвесторы которого - гонконгская компания Summit Ascent Holdings Ltd.– в свою очередь приступили к реализации второго этапа своего проекта. Началась разработка проектно-сметной и технической документации на расширение границ существующего комплекса.
Фазы развития «Tigre de Cristal»
Фото: АО «Корпорация развития Приморского края»
«Tigre de Cristal»-2 – это 14 млрд рублей инвестиций в неигровые развлекательные объекты. Рядом с уже работающим казино-отелем будет построен еще одна гостиница на 350 номеров, появятся новые рестораны, бары, конференц-залы, развлекательные зоны. В планах также большой торговый центр с фудкортом и зона для семейного отдыха с бассейном с прозрачным куполом и атмосферой тропического леса.
3D-визуализация проекта гостиницы, казино и аквапарка «Naga Vladivostok»
Изображение предоставлено АО «Корпорация развития Приморского края»
Камбоджийский инвестор Naga Corp ltd., строящий гостиничный комплекс с казино и аквапарком «Naga Vladivostok», скорректировал свои планы, отказался от иностранной рабочей силы и возобновил строительство с российским подрядчиком. Еще три инвестора игровой зоны по заключенным соглашениям на стадии проектирования.
Не рулеткой единой
В 2020-м году подписано первое соглашение по развитию неигрового сектора, предполагающее создание гольф-клуба на 36 лунок, тренировочный комплекс и учебный центр. Южнокорейская компания Family Golf всего готова инвестировать около 7 млрд рублей. Уже в мае 2021 года состоялась торжественная церемония по случаю открытия строительной площадки, выступая на которой, генеральный директор АО «Корпорация развития Приморского края» Ольга Сун-жаю подчеркнула: «Гольф-поля станут “локомотивом” развития территории, прилегающей к игорной зоне “Приморье”. Из опыта мировой практики, синхронное развитие игрового и развлекательного сектора дает мощный импульс для развития туризма и экономики, что позволит улучшить качество жизни местного населения за счет создания рабочих мест, благоустройства ландшафта, создания новых высококлассных мест для отдыха и спорта. Я уверена, что уже через два года бухта Муравьиная станет центром притяжения туристов со всей России, благодаря участию опытных девелоперов и грамотному развитию территорий».
Ольга Сун-жаю
генеральный директор АО «Корпорация развития Приморского края»
Фото: АО «Корпорация развития Приморского края»
Проект гольф-клуба подразумевает комплексное развитие: на западном участке от гольф-поля появится тренировочная станция и теннисные корты, а на территории - велодорожки протяженностью до 5 километров и тропа здоровья. С северной части полей предусмотрено размещение гольф-отеля и апартаментов на 350 номеров. Предполагаемый объем инвестиций – 3,5 миллиарда рублей. Далее разместятся кварталы для строительства жилья общей площадью 90 тысяч квадратных метров, что позволит предоставить работникам туристического кластера более 2 тысяч квартир. Предусмотрено также строительство школы на 240 мест и детского сада на 220 мест. И это только первый этап. В планах инвестора на ближайшие семь лет – создание центра водных развлечений, тематического парка, общественно-делового центра, гостевых домов. Общий объем инвестиций за этот срок может составить более 7 миллиардов рублей.
Важность комплексного подхода к организации интегрированного курорта и всего кластера отметила руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова. «Туристы должны приезжать в игорную зону не только ради азартных игр, но также важно предусмотреть развлекательные объекты: круглогодичный бассейн, благоустройство пляжной территории, озера Черепашье, строительство гольф-полей, рекреационные и прогулочные зоны, а также места для семейного отдыха. Операторы развлекательных комплексов могут уделить особое внимание архитектурной концепции зданий, чтобы в Приморье были действительно знаковые и узнаваемые всеми туристические объекты», - сказала она во время своего визита в Приморский край в мае 2021 года.
руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова во время поездки по Приморскому краю
Фото: АО «Корпорация развития Приморского края»
Параллельно с реализацией исполинских проектов, не остаются без внимания насущные интересы жителей и гостей региона, а именно благоустройство пляжной территории в бухте Муравьиной. Это излюбленное место отдыха жителей Владивостока, Артема и других населенных пунктов края. Сюда приезжают и для обычного расслабления на природе, и для активного отдыха – кайтинга, занятий виндсерфингом и SUP-прогулок. Еще в 2009 году пляжная зона стала частью проекта игорной зоны «Приморье», благодаря чему территорию пляжа должны благоустроить в соответствии с концепцией развития туристического курорта по высоким международным стандартам. В 2021 году будет разработан проект первого этапа благоустройства пляжа, финансирование планируется осуществить за счет средств частных инвесторов и краевой субсидии.
На пути к цели
Воплощение проектов туристско-рекреационного кластера требует от его девелопера -«Корпорации развития Приморского края» комплексного подхода, постоянной готовности оперативной помощи инвесторам во всех вопросах – от административных и юридических, до подведения транспортной и инженерной инфраструктуры. Сейчас дороги и коммуникации подводят к инвестиционным площадкам инвесторов, чьи проекты находятся в фазе проектирования и строительства. Всего на территории игорной зоны «Приморье» проектом планировки территории предусмотрено 10 секторов автотрассы общей протяжённостью почти 12,4 км. Здесь появится кольцевая дорога – в 2022 году завершится строительство последних двух участков, и это позволит обеспечить подъездные пути ко всем инвестиционным площадкам действующих и будущих инвесторов.
Важность проекта была отмечена на федеральном уровне управлением Ростуризма, в результате чего проект был включен в целевую программу «Экономическое развитие и инновационная экономика».
«Всего на данный момент с инвесторами заключено 11 инвестиционных соглашений общим объёмом инвестиций 72,8 млрд. рублей», сообщил Игорь Трофимов, исполнительный директор АО «КРПК». Два действующих объекта – казино «Шамбала» и «Tigre de Cristal» уже окупили 1,93 миллиарда рублей из госбюджета, вложенных в развитие почти 620 гектаров на побережье бухты Муравьиная в Уссурийском заливе.
Игорь Трофимов
исполнительный директор АО «Корпорация развития Приморского края»
Фото: АО «Корпорация развития Приморского края»
К концу 2021 года только от этих двух комплексов общая сумма налоговых и иных отчислений за весь период достигнет более двух миллиардов рублей, из которых более 1,6 миллиарда поступает напрямую в бюджет Приморья.
По данным Корпорации развития Приморского края в первые три месяца 2021 года посещаемость игорной зоны «Приморье» выросла на 44% по сравнению с показателями 2020 года за аналогичный период. За первый квартал нетуристического сезона два действующих комплекса Tigre de Cristal и Шамбала посетили 92 843 человек, из которых 10 532 - иностранные гости, 82 311 - россияне. На фоне ожидаемых в Приморье в 2030 году 7,4 миллионов туристов в год нынешние показатели могут показаться скромными, но как гласит древнее китайское выражение: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Алексей ЗбарскийО том, какие инвестпроекты удалось запустить за последнее время, как пандемия повлияла на планы инвесторов, вкладывающихся в игорную зону, и об инициативах в сфере государственно-частного партнёрства — в цифрах и фактах рассказывает EastRussia директор Инвестиционного агентства Приморского края Игорь Трофимов.
- Каким был общий объем инвестиций в основной капитал направленных на развитие экономики и социальной сферы в Приморском крае в прошлом году? Как он соотносится с показателями прошлых лет?
- Общий объем инвестиций в основной капитал в Приморье в 2020 году зафиксирован на отметке 184,7 миллиарда рублей – это даже превосходит, пусть и сравнительно «не на много», показатель 2019 года – тогда вложения в основной капитал составили 182 миллиарда рублей.
Если рассматривать структуру вложений в минувшем году, то из общего объема инвестиций в основной капитал Приморского края инвестиции организаций составили 75,6%. При этом чуть больше половины – 51,2% – это собственные средства организаций (свыше 71,6 миллиарда рублей), еще 48,8% – привлеченные средства (более 68,1 миллиарда рублей). В структуре привлеченных средств кредиты банков составили 15,7 миллиарда рублей, бюджетные средства – 31,3 миллиарда.
Локомотивом роста инвестиций в Приморье, в том числе иностранных, остаются особые экономические зоны — это территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ).
По состоянию на апрель 2021 года в ТОРы вложено 198,5 миллиарда рублей. Воплощение всех имеющихся на сегодня проектов обеспечит создание около 32,6 тысяч новых рабочих мест, на данный момент их создано около 12 тысяч. Статус резидента ТОР получили 115 компаний края.
- Какое из направлений вызывает наибольший интерес инвесторов – по объемам вложенных средств и по количеству самих инвесторов? О каких реально воплощаемых проектах уже можно говорить?
- Наибольший удельный вес в объеме инвестиций Приморского края традиционно составляет сфера транспортировки и хранения – 29,5%. Инвестиции в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство заняли в общем объеме 14,7%, в обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 10,2%, в обрабатывающие производства – 8,6%, в деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 6.3%, в деятельность в области информации и связи – 5,7%.
Среди инвестиционных проектов, реализуемых в Приморье, я бы выделил ГК «Арника», которая возвела несколько предприятий по выпуску кормовых добавок для животных на ТОР «Надеждинская».
По инициативе ГК «Арника» на площадке «Гринфилд» ТОР «Надеждинская» уже возведены высокотехнологичные предприятия «Кормбиосинтез» и «Фармасинтез» с современным научным R&D центром «Агробиоэкономика» ООО «Арника». В 2021 году на площадке «Западный» ТОР «Надеждинская» началось строительство элеваторного комплекса ООО «Арника-Холдинг» — первой очереди мегапроекта ГК «Арника» «Агробиоэкономический кластер».
Предприятия первыми в России займутся производством кормовых эссенциальных компонентов — витаминов (А, Д, Е, В2, В12, Н, В4 -холин хлорид), «умных» смарт-форм незаменимых аминокислот и других специальных биологически ценных ингредиентов для животных с использованием биотрансформационных и биомолекулярных технологий. К тому же, мегапроект «Агробиоэкономический кластер» первым в России реализует концепцию создания комплекса высокотехнологичных предприятий полного инновационного цикла по глубокой и биотехнологической переработке кукурузы с мощным элеваторным комплексом, получением крахмала, глютена, декстрозы и биотехнологической продукции на их основе (пробиотиков и синбиотиков, субстанций аминокислот, витаминов).
Уже в 2022 году около 30% производимой продукции будет экспортироваться в Китай, Японию, Таиланд, Вьетнам. Иностранные партнеры уже получили образцы промышленных партий изготавливаемых компонентов с первого высокотехнологичного предприятия «Кормбиосинтез» ООО «Арника» с целью регистрации в своих странах.
- Сказалась ли пандемия на планах инвесторов, вкладывающихся в игровую зону Приморья?
- Инвестор из Камбоджи Naga Corporation Ltd вынужденно приостановила работы по возведению казино в игорной зоне. Компания сделала ставку на привлечение рабочей силы из КНР, и из-за ограничений работники в итоге не смогли приехать.
Сейчас инвестор уже готовится возобновить работы и ищет для этого российского подрядчика. Правительство Приморья уже подготовило для них перечень потенциальных подрядных организаций. Они должны погрузиться в стройку в этом году, у них есть обязательства, так как мы создаем им инфраструктуру
- Как можно говорить о привлечении инвесторов на территорию, которая после пресловутого «ледяного дождя» находилась долгое время без света и практически в транспортной изоляции? Какие решения по развитию инфраструктуры приняты и воплощаются после этого ЧП?
- Стоит учитывать, что, по данным Примгидромета, ледяной дождь в Приморье прошёл впервые за 30 лет. Подобные природные явления, как и их последствия, трудно предугадать. Да, после этого стихийного бедствия Первомайский район Владивостока оставался без света около недели, также без света и в частичной транспортной изоляции оказался остров Русский. При этом Правительство Приморья приложило все усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки устранить все аварии и очистить от наледи ванты на мосту, который ведёт к острову. Так, за 2,5 недели с вант моста удалили около 2,3 тысяч тонн ледяных отложений. Кроме того, пока мост был закрыт, попасть на Русский можно было на пароме, регулярные рейсы которого помогло организовать региональное Правительство.
Думаю, что вряд ли подобные катаклизмы повторятся в ближайшем будущем. А если и так, местные власти будут готовы приложить все усилия для устранения их последствий. И уже сейчас с целью повышения безопасности Первомайского района Приморские электрические сети (филиал АО «ДРСК») обустраивают на его территории резервную кабельную линию, которая необходима на случай массовых аварийных отключений, в планах и другие мероприятия, которые повысят надежность энергоснабжения и во Владивостоке, и на острове Русский.
- Сейчас много говорится о государственно-частном партнерстве. Какие проекты и в каких отраслях готовятся к запуску в Приморье?
- Инвестиционное агентство Приморского края совместно с профильными органами правительств региона занимается подготовкой документации для реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства.
На том или ином этапе реализации в Приморье находится несколько проектов.
Это и строительство детского сада на 240 мест и школы на 450 мест в коттеджном поселке Зима-Южная в Надеждинском районе Приморья. На данный момент администрация муниципалитета опубликовала предложение инвестора о реализации проекта для приема заявок о готовности к участию в конкурсе от других предпринимателей.
В Находке в формате ГЧП строится крытый каток. Помимо собственно тренировочного катка с искусственным льдом, там будут действовать тренажерный зал, зрительская трибуна на 300 человек. Также предусмотрены гардеробные, технические помещения, кабинет для оказания медпомощи, мастерская для заточки коньков. Здесь будут тренироваться местные подростки, а также проходить соревнования по хоккею разного уровня. Объем инвестиций в развитие инициативы — 406 миллионов рублей. Предприниматели могут принять участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
Еще бы я назвал информационную систему «Цифровое Приморье», включающую в том числе сайт «Единый портал «Цифрового Приморья», мобильные приложения, и технологически связанное с ней имущество.
Также сейчас реализуется ряд других соглашений, преимущественно в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
- Не противоречит ли планам по привлечению инвестиций в экономику Приморья недавнее предложение приморским инвесторам вложиться в экономику Белоруссии?
- Мы предлагаем приморскому бизнесу совместно с партнерами из Республики Беларусь заняться развитием совместных бизнес-проектов. Например, приморские ритейлеры могут открыть свои магазины на территории союзного государства, что станет толчком к развитию их бизнеса и в Приморье. А приморское Инвестагентство поможет предпринимателям наладить диалог с белорусскими органами исполнительной власти и воспользоваться местными мерами государственной поддержки.
Краевое Инвестагентство совместно с органами исполнительной власти Приморья готово помочь приморским инвесторам в случае, если они захотят масштабировать свой бизнес на Беларусь или на любое другое государство. Также мы поддержим белорусских предпринимателей, которые захотят организовать поставки продукции в Приморье или создать здесь производство.
- Совсем недавно резидент свободного порта Владивосток из Владивостокского городского округа открыл завод по производству детских подгузников. Какие еще примеры запущенных или готовящихся к запуску производств можно привести?
- Резидент СПВ ООО ДВСК «Армада» возводит производственный дорожно-строительный комплекс в Дальнегорске. После запуска всех этапов проекта работу на новом предприятии получат около 40 человек.
Резидент Свободного порта компаний «Эко тойс» в прошлом году запустила второй этап своего проекта. Ключевым элементом инициативы является производство экологически чистых игрушек из дерева, которые реализуются под брендом «Куби Дуби». Обновленная производственная линия уже запущена в эксплуатацию в специально построенном новом корпусе. Такие игрушки пользуются высоким спросом за рубежом и приобретают все большую популярность и на внутреннем рынке.
Также во Владивостоке действует предприятие по огранке алмазов, запущенное резидентом Свободного порта Владивосток индийским инвестором ООО «КГК ДВ».
- Каков Ваш прогноз - на каком месте национального рейтинга инвестиционной привлекательности этого года окажется Приморский край?
Итоги Национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах России по традиции подведут на Петербургском международном экономическом форуме 2-5 июня. Два года подряд Приморье поднималось на 21 строчку в рейтинге и сейчас занимает 34 позицию — это хороший показатель.
В этом году коллеги из Правительства Приморского края проделали большую работу по совершенствованию условий для ведения бизнеса в регионе. Думаю, что и в этот раз мы продемонстрируем хорошую динамику.
Президентом России 3 августа 2018 года был подписан пакет законов, предусматривающих создание специальных административных районов (САР) с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний и возможностью создания международных фондов. По оценкам экспертов, эксперимент, длившийся три года, можно считать успешным. Как развивается дальневосточный офшор, почему 2021 год стал прорывным для САРов, и какие проблемы мешают деофшоризации российских компаний – в материале EastRussia.
Притяжение капиталов
Сейчас в России действуют два САРа. Это острова Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград). В обоих САРах на данный момент зарегистрировано 47 компаний (на о. Русский - четыре), Резиденты САР привлекли свыше 50 млрд. рублей инвестиций в российскую экономику, а налоговые отчисления превысили 800 млн рублей.
Сегодня «офшор» на острове Русский насчитывает четырех участников, ранее находившихся под кипрской юрисдикцией. Его первым резидентом в сентябре 2018 года стала международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный».
В марте 2019 года в приморский САР зашел второй резидент – «Доналинк» угольного магната Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
Прорывным можно считать 2021 год, когда на о. Русском прописались сразу два резидента. В январе туда переехала «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД». В мае «Роснефть» перевела под российскую юрисдикцию кипрскую компанию Colmati Trading Limited («Колмати»).
«Входной билет» в САР стоит от 50 млн рублей. Такова минимальная сумма, которую новый участник должен вложить в российскую экономику, чтобы зарегистрировать международную компанию в порядке редомициляции (смена юрисдикции при сохранении своего организационно-правового статуса и корпоративной структуры). Это могут быть инвестиции в свои дочерние структуры или любой другой бизнес. В обмен он получает налоговые преференции. Среди них – ставка 0% по доходам, полученным компанией в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения об их выплате она уже год владеет не менее чем 15-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации либо депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов. Налогом в 5% облагаются доходы, полученные иностранными лицами по акциям международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными.
«На сегодняшний день три резидента САР – «Финвижн Холдингс», «Доналинк» и «СУЭК ЛТД» - выполнили свои обязательства по инвестициям в размере 166 млн рублей. Могу отметить, что есть несколько компаний, которые планируют зайти в САР на острове Русский до конца года», - рассказал EastRussia директор департамента рассмотрения и анализа проектов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Павел Шейка.
По словам собеседника, интерес к специальным административным районам вырос с принятием февральских поправок. В частности, в феврале Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который снимает географические ограничения на редомициляцию компаний из низконалоговых юрисдикций в специальные административные районы РФ.
«Например, чтобы зайти в САР, раньше требовалось обязательное присутствие активов или аффилированных компаний в России. Сейчас эти ограничения сняты. То есть резидент может вести деятельность в нескольких государствах, но не обязательно в Российской Федерации. Соответственно, любая иностранная компания, которая имеет филиалы, представительства, бизнес как минимум в двух любых странах мира, может стать участником САРа», - поясняет Павел Шейка.
Директор Ассоциации налоговых консультантов, cоветник государственной гражданской службы 1 класса Владимир Саськов акцентирует, что, рассматривая меры именно налогового стимулирования бизнес-проектов в системе САРов Калининградской области и Приморского края, важно отметить их системный и комплексный характер.
«Налоговые преференции отнюдь не заканчиваются «нулевой ставкой по дивидендам. Они включают в себя и ряд преференций по налогу на имущество, страховым взносам и в ряде случаев даже по НДС. В этой связи необходимо отметить тот факт, что предлагаемые государством меры налогового стимулирования в значительной мере будут способствовать процессу деофшоризации. Ведь большая часть традиционных международных «налоговых гаваней» практически прекратила свое существование вследствие глобальной консолидированной позиции фискальных органов ведущих экономик мира», - говорит эксперт.
Плюс, по его словам, последовательная и системная работа российского Минфина по деофшоризации ведется, в том числе, в рамках пересмотра международных налоговых соглашений. Формируются предпосылки для переориентирования финансовых потоков из традиционных офшоров.
«Создание внутренних, российских островков налоговой привлекательности, безусловно, выступит зоной притяжения капитала. Как следствие, мы все ожидаем инвестиционного притока и, соответственно, экономического развития не только обозначенных зон, но и экономики России в целом. Задача государства на данном этапе в большей степени заключается в выработке необременительных, но эффективных механизмов контроля резидентов данных зон, в целях недопущения злоупотребления правом на широкие налоговые преференции», - комментирует Владимир Саськов.
«Основной аспект который может заинтересовать потенциальных резидентов – это, конечно же, снижение ставки налога на прибыль, а также освобождение от налога на прибыль курсовых разниц и исключение из налоговой базы доходов и расходов компаний в рамках соглашений о разделе продукции иностранных добывающих проектов. Вопросы регистрации компании не столь существенны для международных холдинговых компаний имеющих большое количество юрлиц в структуре холдинга. Наиболее интересно получить резиденство будет российским экспортерам, которые захотят снизить налоговую ставку после пересмотров налоговых соглашений РФ с Кипром и Мальтой. Ожидать приток не связанных с экономикой России резидентов не имеет смысла, учитывая санкционные риски и токсичность российского капитала», - считает Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»
Закат кипрских офшоров
Процесс деофшоризации запущен на фоне пересмотра глобальной налоговой политики в части так называемых транзитных юрисдикций, подчеркивают эксперты.
Директор ООО "Центр независимых налоговых экспертиз" Галина Ткаченко отмечает, что ситуация стала меняться еще в 2018 году, когда правительство РФ подготовило постановление «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам». К документу прилагался перечень из 75 государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
В 2020 году Минфин России начал «крестовый поход» – ранее президент Владимир Путин поручил увеличить ставки налога на доходы с дивидендов и процентов, которые утекают в офшоры. Начались затяжные переговоры со странами транзитерами. Пересмотреть ставки согласились Мальта, Кипр и Люксембург. Сложнее оказалось с Нидерландами.
Договориться с голландскими коллегами не удалось. Владимир Путин 26 мая 2021 года подписал закон о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Нидерландами (денонсация - отказ государства от заключенного им международного договора, прим. редакции).
Что касается Кипра, то настоящим ударом для российских компаний стал протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения с «главной офшорной зоной». Он вступил в силу в январе 2021 года. Согласно документу, ставка налога на поступающие в офшоры дивиденды выросла до стандартной российской 15%. По словам экспертов, это ознаменовало закат эпохи кипрских офшоров.
Вопрос «что делать дальше?» встал перед сотнями российских компаний, в том числе на Дальнем Востоке. Эксперты советовали, например, использовать российский субхолдинг, чтобы распределить в его пользу дивиденды с нулевой ставкой для дальнейшего реинвестирования.
Как альтернативу партнер международной аудиторской компании КПМГ в России и СНГ Александр Токарев выделяет возможность переезда в «российский офшор». Он акцентирует, что при соблюдении определенных условий в САР доходы по дивидендам, получаемым от дочерних компаний, будут облагаться нулевой ставкой. Более того, российское правительство стремится улучшить условия в отечественных «офшорах». В планах - снижение ставок по налогу на прибыль и доходы в отношении распределяемых дивидендов.
Новые интересанты
Как отмечают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, пока САР вызывает интерес, прежде всего, у компаний, чья деятельность связана с дальневосточным регионом.
«Либо они имеют активы на Дальнем Востоке либо ведут бизнес через компании Дальнего Востока и Сибири. География и часовые пояса играют значительную роль, влияют на скорость бизнес-процессов и стоимость ведения бизнеса. Вместе с тем появляются интересанты из центральной России», - говорит Павел Шейка.
Но законодательство о российских «офшорах» непрерывно совершенствуется. И эксперты не сомневаются, что в скором времени резидентов САР станет значительно больше, расширится география компаний, а также их отраслевое разнообразие.
22 апреля 2021 года на федеральном портале нормативно-правовых актов была размещена обновленная версия законопроекта по дополнительным налоговым льготам для международных холдинговых компаний (МХК).
Новая редакция позволяет до 2035 года применять льготы по налогу на прибыль. Ставка снижается до 5% на все пассивные доходы.
В КПМГ сообщают, что это может быть актуально для холдинговых компаний в отношении дивидендов. Сейчас они, если не выполняют условия для нулевой ставки, применяют ставку 13%. Также послабления распространяются на доходы от продажи акций либо долей компании.
Более того, игроки финансового сектора смогут воспользоваться сниженной ставкой в отношении процентов по займам (сейчас она составляет 20%). А IT-компании – в отношении доходов от объектов интеллектуальной собственности (сейчас это 20%).
С 15 до 10% снижается ставка при выплате дивидендов. С 20 до 10% - при выплате процентов и роялти (если иные ставки не предусмотрены соглашением об избежании двойного налогообложения).
В то же время, чтобы воспользоваться указанными льготами, компаниям придется раскошелиться. МХК должны будут принять на себя инвестиционные обязательства уже не на 50 млн, а не менее 350 млн рублей. Более того, их обязуют организовать офис в САР площадью не менее 100 кв. метров и нанять штат работников не менее 15 человек, постоянно или временно проживающих на территории субъекта, где расположен «офшор».
Также Минэкономразвития планирует разрешить переезд в российские специальные административные районы международным личным фондам. Главное условие – стоимость активов учредителя от 5 млрд рублей. В качестве активов рассматривается недвижимое имущество за рубежом, паи в иностранных компаниях, вклады в зарубежных банках и т.д.
Интересно, что в законопроектах прописано и развитие инфраструктуры «офшоров».
Например, резиденты смогут вкладываться в объекты социально-культурной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, причем срок таких капитальных вложений увеличен с двух до трех лет.
Компании меняют «прописку»
В КПМГ выделяют основные факторы, которые делают актуальной смену юрисдикции.
Это, безусловно, наличие в структуре группы компаний, которые получают пассивный доход от источников в РФ и являются налоговыми резидентами юрисдикций, заключивших с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения.
Также переезд стоит рассмотреть, если российская компания распределяет дивиденды в пользу иностранных компаний – налоговых резидентов РФ напрямую или с применением «сквозного» подхода. Учитывая, что право на применение 0% налоговой ставки в отношении таких дивидендов отменяется с 1 января 2024 года.
Конечно, предварительно стоит внимательно проверить соответствие всем критериям для получения статуса МХК, так как здесь есть свои особенности и проблемы.
«Стоимость ведения бизнеса, общие условия в рамках САРов сейчас как минимум не хуже, чем в рамках офшоров», - подчеркивает Павел Шейка.
Чтобы процесс редомициляции был удобен для большого бизнеса, требуется корректировка пакета законов о САР, считает Александр Абрамов, эксперт Дальневосточного федерального университета, профессор:
Эксперимент по созданию специальных административных районов, длившийся три года, можно считать успешным. «Процесс пошел».
Крупнейшие отечественные компании заинтересовались механизмом САР («Газпром», «Газпром нефть», «Сбербанк», ВТБ, «Сибур», «Роснефть», «Северсталь», «Алроса») и рассматривают возможность редомициляции.
Среди факторов, влияющих на принятие решения об этом: угроза введения санкций, налоговые льготы, облегченный валютный контроль.
Однако, с точки зрения крупнейшего бизнеса, чтобы процесс редомициляции был удобен для него, требуется корректировка пакета законов о САР. Такую корректировку планирует осуществить правительство России, в нее предполагается включить:
- Расширение типов компаний, которые могут зарегистрироваться в САР.
- Исключение из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов и расходов международных холдинговых компаний от участия в реализации проектов геологоразведки и добыче полезных ископаемых (что особенно актуально для Дальнего Востока (ДФО), где структура экономики такова, что добывающая промышленность вместе со связанными отраслями производит более 50% ВРП). Предполагается, что в САРах могут зарегистрироваться совместные предприятия таких компаний без создания обособленных подразделений.
- Для перерегистрации головной компании требуется согласие акционеров, что делает редомициляцию невозможной. Возможность вхождения в САРы «дочек» публичных компаний решает эту проблему, но только отчасти, так как этой поправкой могут воспользоваться только те иностранные компании, у которых акции размещены на биржах, расположенных в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поэтому в САРах не могут быть зарегистрированы, например, «дочки» кипрских компаний (Россия также не является членом ОЭСР). Следовательно, разумным является предложение правительства России о расширении подхода для включения возможности обращения акций акционеров международных компаний не только на биржах стран ОЭСР, но и на Гонконгской, Шанхайской и Сингапурской биржах.
- Планируется также смягчение требования по неизменности состава акционеров иностранных организаций; снижение до 10% ставки по налогу на прибыль от дивидендов для непубличных компаний и освобождение от налогообложения в России доходов иностранных филиалов международных компаний, что может стать дополнительным стимулом для редомициляции компаний на территории САР.
- Участники, зарегистрированные в САР до 31 января 2024 года, смогут учесть стоимость инвестиций в дочерние компании по рыночной стоимости. Таким образом, в САР облагается только «прирост стоимости» с момента редомициляции – это, в частности, может быть интересно девелоперским компаниям, а также бизнес-центрам.
Свой морской «огород» на 115 га компания «Эффективная энергия» начала возделывать в 2019 году после покупки прав водопользования на аукционе сроком на 25 лет. Акватория на границе холодных охотоморских и теплых вод в бухте Витязь Хасанского района Приморского края с максимальным биоразнообразием гидробионтов идеально подходит для формирования экологического кластера, но работать в курортном уголке резиденту пришлось с чистого листа. Капустного.
«Оптимальный способ выращивания – это формирование полноценной природной экосистемы, в которой сосуществуют все виды. На ламинарию оседает спат – личинки гребешка и других гидробионтов, которые дальше дорастают на ней либо оседают на дно. Ламинария и другие водоросли – это корм для ежа. Отходы жизнедеятельности гребешка, в свою очередь, это корм для трепанга. Но в настоящий момент эта экосистема в Хасанском районе разрушена. Долгое время здесь изымали водоросли, чем сильно снизили естественную популяцию гребешка, ежа и трепанга. Это как лес, в котором живут животные, и, если лес вырубили, сколько животных ни выпускай, жить они там не будут. Сейчас мы работаем над воссозданием этой экосистемы, делаем новый проект с учетом лучших практик, которые есть в отрасли, – объясняет директор ООО «Эффективная энергия» Василий Гребенников.
Рассаду для будущего «леса» резидент закупил осенью 2019 года в экспериментальной лаборатории Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН. Сейчас ценная морская капуста уже годится для кормовых целей. В конце этого лета станет ясно, способна ли она вырасти в теплых приморских водах до товарного вида.
Вместе с ламинарией «Эффективная энергия» начала выращивать гребешка, собирая спат (личинки) гребешка из естественной среды. В конце апреля – начале мая 2019-го прошел нерест гребешка, и после месяца в «свободном плавании» личинки осели на пластиковых сетках со специальным субстратом. В сентябре, когда будущий деликатес достиг размеров горошины, работники компании собрали его, отделив мидии и звезды, и разложили малька-сеголетку в садки для подращивания. В 2020 году «Эффективная энергия» получила первую жизнестойкую молодь – гребешок-годовик размером 2,5-5 см.
«В этом году мы с японским партнером должны были лететь в Гонконг, общаться с клиентами на предмет приобретения нашей приморской продукции. Но в связи с пандемией нам пришлось менять производственную программу и искать новые варианты, – рассказывает Василий Гребенников. – Первая товарная продукция гребешка будет осенью 2021 года, когда он будет весить 100–150 г, а в этом году мы решили сделать ставку на продажу молоди. Весной мы отправили первые миллионы особей годовика гребешка трем марикультурным хозяйствам Приморья. Продажа молоди для нас – это диверсификация производимой продукции, которая позволяет достичь быстрой наращиваемости средств».
Весной 2020 года резидент СПВ также выпустил на соленые гектары миллион особей заводской молоди трепанга. Уже через пару лет компания рассчитывает собрать свыше 40 тонн дальневосточного морского огурца. Позднее на ферме появится еще один обитатель – морской еж, водорослей для его откорма уже достаточно. Сейчас компания совместно с Национальным научным центром морской биологии разрабатывает проект по индустриальному выращиванию ежа.
«На нашей ферме мы делаем упор не на валовое промышленное производство, а на адаптациях наилучших практик, технологиях устойчивого воспроизводства. У нас получается экомарикультурная ферма, которую уже можно показывать туристам, проводить экскурсии, чтобы у людей формировалось восприятие приморской экокультуры как некоего эксклюзивного, чистого, качественного продукта, – рассказывает глава ООО "Эффективная энергия". – Наша акватория располагается между двумя участками Дальневосточного морского биосферного заповедника, а село Витязь с его богатой историей граничит с национальным парком «Земля леопарда". Мы планируем стать сухопутной базой для первого и морскими воротами – для второго, разместив на берегу туристический экспедиционный центр, рыбный рынок с парными деликатесами и кафе, в котором будет подаваться свежая продукция прямо с фермы. Также будет построен кемпинг для экологического туризма, закуплена техника и плавсредства. Потому наши затраты идут не только в море – на установку огородов, закупку посадочного материала, топлива, персонал и так далее, но и на создание полноценной береговой инфраструктуры. Для тех же рабочих, а у нас планируется создание свыше 30 рабочих мест, нужно строить бытовой городок».
Несмотря на то, что в распределении водных участков последние два года произошел «эволюционный скачок» – интернет-платформа «Аквавосток» Фонда развития Дальнего Востока и Арктики добавила процедуре прозрачности — выйти на сушу марикультурным хозяйствам по-прежнему непросто, признает Гребенников.
«В 2019 году АО "КРДВ" оказало нам поддержку во взаимодействии с местными органами власти, чтобы мы смогли арендовать землю под береговую базу, что было для нас жизненно необходимо. Также благодаря закону о свободном порте Владивосток наша компания получила льготы по налогу на прибыль, имущество, существенным подспорьем стал и сниженный с 30 до 7,6 % единый социальный налог».
Общий объем инвестиций резидента в марикультурное хозяйство превысил 15 млн рублей, к 2022 году вложения «Эффективной энергии» достигнут 120 млн рублей.
В поселке Витязь уже сформирована инициативная группа, идет создание рекреационно-туристического кластера, частью которого станет аквакультурное хозяйство «Эффективная энергия» с акцентом на «обеспечение морепродуктами сферы туризма, с демонстрацией марикультурных объектов и технологий производства. Сами фермеры за гостевое направление активно возьмутся в середине июля, когда закончится посевная и часть огородов будет затоплено на глубину.
Предприниматели рассчитывают, что событийный, познавательный и гастрономический туризм в Хасанском районе с посещением фермы с ламинарией, гребешком, трепангом и морским ежом, а также исторических и живописных мест позволит вдвое удлинить туристический сезон и привлечет новых инвесторов, которые придут на юг Приморья всерьез и надолго.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
IV форум «Экспортный потенциал Приморья» состоялся во Владивостоке 1 ноября. Действующие и потенциальные экспортёры, представители власти и контрольно-надзорных органов обсудили развитие «нового экспорта» и проблемы перестройки товаропроводящих цепочек.
Начальник Дальневосточного таможенного управления ФТС России Юрий Ладыгин в своём приветственном слове поделился статистикой за 2022 год. Так, в 2022 году товарооборот ДФО с Китаем увеличился на 26% по сравнению с прошлым годом. С Южной Кореей – почти на 14%. С Вьетнамом – в 1,6 раза. С Арабскими Эмиратами – в 3,7 раза. С Японией сократился в 1,8 раза.
В стоимости экспорта почти 48% занимают водно-биологические ресурсы, порядка 10% - древесина и изделия из неё, более 11% - соевые бобы. Доля драгоценных металлов составляет 7%, столько же приходится на нефтепродукты.
При этом экспорт водных биологических ресурсов в стоимостном эквиваленте увеличился на 19%.
Экспорт древесины и изделий из нее в физических объёмах сократился на 21%, а в денежном выражении вырос на 7%.
Поставки сои по физическому объёму выросли почти на 30 процентов и в 2,3 раза по стоимости.
За 9 месяцев 2022 года центрами электронного декларирования выпущено 372 тысячи деклараций. Из них 12% - это экспортные декларации.
Модератор пленарной сессии, президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий подчеркнул, что в условиях санкций важнейшие задачи – расширение географии экспорта и диверсификация номенклатуры грузов.
«Сегодня нам необходимо расширять экспортные рынки, увеличить число внешнеторговых партнеров в том числе за счёт стран, с которыми у нас выстроены конструктивные внешнеполитические отношения. Это страны АСЕАН, Монголия, Вьетнам, Индия, ЮАР и другие», - обозначил модератор пленарной сессии.
Он напомнил, что из стран АСЕАН Вьетнам сегодня является крупнейшим торговым партнёром России, в том числе по таким направлениям экспорта, как свинина, лесобумажная продукция, изделия из металла и детское питание. В 2022 году транспортная группа FESCO запустила регулярную морскую линию FESCO VIETNAM DIRECT LINE (FVDL) по маршруту Владивосток — Хайфон (Вьетнам) — Хошимин (Вьетнам) — Нинбо (Китай) — Владивосток. Сегодня она загружена на 100%.
Интенсивно развиваются отношения с Монголией, которая проявляет серьёзный интерес к созданию совместных производств на российской территории и рассматривает порты Приморского края для транзитного сообщения со странами Северо-Восточной Азии.
«В текущем году мы продолжаем сталкиваться с ковидными и, само собой, логистическими и финансовыми ограничениями. Федеральное и региональное правительства совершенствуют механизм поддержки экспортёров и разрабатывает меры по преодолению барьеров», - подчеркнул Ступницкий.
Одной из таких мер является модернизация сухопутных пунктов пропуска – см. материал EastRussia «Форточки в Азию» и трансформации морской логистики, о которых рассказала коммерческий директор ПАО «ВМТП» Елена Казарина.
«Мы на практике видим, как изменяется логистика, и вектор смещается с Запада на Восток, как реализуется взаимовыручка и взаимосотрудничество между государственными органами и экспортёрами», - отметила докладчица.
«ВМТП» - крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке, третий год подряд занимает первую позицию по контейнерообороту в стране. Обрабатывает все номенклатуры грузов и обеспечивает круглогодичную навигацию. В его активах - 14 причалов, почти три километра причальной стенки, 174 средств механизации и 45 единиц кранов. При этом продолжается модернизация морской гавани.
«В прошлом году наш грузооборот составил 750 тысяч TEU. В этом году идём на те же цифры, но важно отметить, что порт мог бы выйти на более 800 тысяч TEU, если бы не ситуация в феврале. Она отразилась на всех, поэтому в мае был определённый спад. Но уже начиная с июля импорт восстанавливается. Экспорт достиг объёмов по итогам прошлого года и даже превышает прошлогодние показатели», - сообщила представитель порта.
В целом за 9 месяцев текущего года рост экспорта по дальневосточным портам составил 21%.
На фоне провала грузооборота в Северо-Западном бассейне и снижения показателей в Азово-Черноморском бассейне Дальневосточный бассейн ощущает прирост как в генеральных грузах, так и в контейнерном обороте.
Фактически «ВМТП» отмечает спад только транзитных грузопотоков, которые следуют через сухопутные переходы. В распоряжении дальневосточных портов в основном остался транзит на Узбекистан и Казахстан.
«Мы принимаем много грузов, которые раньше шли через северо-запад, в том числе опасных. Поэтому очень зависим от железной дороги, от экспедитора и его расторопности по документообороту. Учитывая, что вектор смещается на Восток, дальневосточные порты испытывают повышенную нагрузку, и железная дорога – немного узкое звено. Но скажу, что мы взаимодействуем по этому вопросу со всеми ведомствами вплоть до министерства транспорта и начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило. Ищем способы «разгрузить» ситуацию», - рассказала Елена Казарина.
Несырьевой экспорт – Россию не исключить из глобальной торговли
Продолжила пленарную сессию руководитель представительства АО «РЭЦ» во Владивостоке Елена Демиденко с докладом о новой географии экспортных потоков.
Она напомнила, что объем несырьевого неэнергетического экспорта из РФ за январь-август 2022 года в денежном выражении вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $125 млрд. Такие данные премьер Михаил Мишустин озвучил на недавнем форуме «Сделано в России».
«Я соглашусь с премьером, что намерение исключить Россию из глобальной торговли выглядит абсурдным. Представить мировую промышленность без российских товаров и ресурсов невозможно», - заявила Елена Демиденко, отметив, что в этом году главный экспортный форум страны посетило 78 иностранных делегаций, что в 5 раз больше по отношению к прошлому году. Такая динамика, по её словам, свидетельствует о позитивном восприятии российских товаров на внешних рынках.
«Всеми любимые российские шоколад, спиртное, даже кровельные материалы самые лучшие – они узнаваемы по своим качественным характеристикам, поэтому бренд «Сделано в России» - своеобразный знак качества в мире», - сообщила руководитель представительства «РЭЦ».
Как следует из представленного доклада, структурная перестройка товарных потоков открывает новые возможности участникам внешнеэкономической деятельности. Снижается товарооборот с Японией, но растёт с Вьетнамом и Индонезией.
И если ещё 3-4 года назад несырьевым экспортом занимались в основном крупные компании, в эпоху постковида и особенно с введением санкций расстановка сил кардинально меняется. Появились новые ниши торговли, куда стали заходить малые и средние компании, более гибкие, чем крупные холдинги.
«Допустим, есть запрос из Индии на соевое масло. Крупные производители не готовы выходить на новые рынки, им хорошо с постоянными партнёрами из Китая. А вот средние компании и даже объединения КФХ могут обеспечить экспорт на условиях, которые необходимы иностранному покупателю. К примеру, прислать тестовую партию без предоплаты, но при этом застраховать 95% своей поставки и включить страховку в стоимость этих товаров. Цена масла будет конкурентоспособной», - привела пример Елена Демиденко.
«РЭЦ» советует экспортёрам обратить внимание на потенциальных перспективных партнёров. Это рынки бывшего СССР – Республика Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, где у российских товаров уже есть уверенные позиции.
Второе направление – крупные страны Азии и Ближнего Востока – Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Иран и много других.
Заслуживают внимания также страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где российские экспортеры пока представлены слабо, но присутствует значительный потенциал роста. Среди них Таиланд, Бразилия, Арабские Эмираты, Индонезия, Филиппины, ЮАР.
А перед любым стартом стоит изучить рынок, который кажется наиболее интересным. И для этого стоит воспользоваться консультационной поддержкой РЭЦ и региональных подразделений центра «Мой бизнес». В том числе можно через цифровую платформу «Мой экспорт» заказать бесплатную услугу анализа экспортного рынка по стандартным критериям.
Помогут в продвижении российской продукции дегустационно-выставочные павильоны, открытые в Китае, Арабских Эмиратах, Вьетнаме и Египте. В этом году откроются ещё две таких площадки в Турции и Саудовской Аравии. РЭЦ и центр «Мой бизнес» готовы оказывать всестороннюю поддержку экспортёрам.
Полный консенсус с Китаем
С докладом на тему российско-китайских отношений выступил директор по развитию бизнеса Большого Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона департамента инвестиционной деятельности ПАО «Сбербанк» Сюй Тенфэн.
По его оценке, итоги XX Всекитайского правящей Коммунистической партии Китая были положительными для России.
«По предположениям многих аналитиков в Китае, есть полный консенсус о том, что Китай продолжит политику сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе в отношении открытия рынков для российских товаров», - сообщил Сюй Тенфэн.
«Сбербанк» помогает российским экспортёрам усиливать свои позиции и расширять бизнес на китайском рынке. А также готов предоставить финансирование в различных пропорциях компаниям при нехватке собственного капитала.
«Несмотря на санкции китайские банки и компании продолжают сотрудничество со «Сбербанком» в различных форматах, по мере возможностей не нарушая санкционные ограничения. Мы видим полную поддержку в том числе со стороны китайского регулятора, и нас активно приглашают на усиление российско-китайских финансовых расчётов», - подытожил Сюй Тенфэн.
Тема финансовых расчётов продолжилась на круглом столе, посвящённом финансовым рискам и валютным операциям при экспорте.
Сегодня российские банки активно работают с регионами Китая Хэйлунцзян, Цзилинь и Чжэцзян. Экспортёрам рекомендуют взаимодействовать прежде всего с региональными банками КНР, которые проявляют больше интереса к российскому бизнесу, чем крупные кредитные организации. Предприниматели активно перестраивают свои расчётные цепочки через Харбин и Шанхай – крупнейший финансовый центр Китая, где расположены многие региональные банки.
«Сбербанк» также налаживает активное сотрудничество с банками Вьетнама и Индонезии.
«Сейчас финансовая логистика перестраивается, и мы будем свидетелями многих новаций», - полагает Сюй Тенфэн.
Отметим, что в рамках форума участники обсудили большое количество вопросов экспорта, включая международное образование на Дальнем Востоке, потенциал российских диаспор для продвижения российских товаров и экспортные возможности модной индустрии. К 2024 году Приморью предстоит вдвое увеличить объем несырьевого экспорта – с 2 миллиардов до 3,9 миллиарда долларов США.