Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

История, вдохновленная результатами

Основные вехи в развитии Комсомольска-на-Амуре

История, вдохновленная результатами

1932 год. Начало города

«9 мая 1932 года я встала рано утром, натаскала в погреб лед. Потом вся наша семья собралась за завтраком. Поднялось солнце над Пиванской сопкой. Ее из окна хорошо было видно. Слышим гудок – это «Колумб» (пароход) так приветствовал. Приехали только парни, ни одной девушки. Кто из Киева, кто из Одессы, кто откуда… Давай ставить палатки. В 16:00 пришел пароход «Ильич», прибыло начальство… На другой день… организовали митинг. Каттель (начальник строительства) говорил о строительстве города, судоверфи». Так, по воспоминаниям Марии Ивановны Свистуновой (Боромотовой), жительницы села Пермское, началось строительство будущего оборонного форпоста страны на Дальнем Востоке – Комсомольска-на-Амуре.

Город начали строить на месте села Пермское, которое было основано в августе 1860 года переселенцами из Пермской губернии.

Прошел год с того дня, когда на берег Амура высадились первые строители города. За это время удалось построить более-­менее сносное жилье для рабочих (обмазанные глиной шалаши, землянка, бараки), самые необходимые социальные заведения. К этому времени было раскорчевано 255 га тайги, осушено 13,5 га болот, проложено 29 км дорог.

12 июня 1933 года был заложен первый камень в фундамент судостроительного завода. А 18 июля 1934 года состоялась закладка первого заводского корпуса авиационного завода.


1936 год. Авиационный завод выпустил первый самолет

«…Рад вашим успехам. Шлю вам и всему заводскому коллективу рабочих и ИТР привет». Так нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе телеграммой поздравил 1 мая 1936 года работников Комсомольского-на-Амуре авиационного завода с выпуском первого самолета. Это был многоцелевой разведчик и бомбардировщик Р-6 конструкции А. Н. Туполева. Так началась производственная история одного из самых современных и передовых предприятий нашей страны, на котором выпускают лучшие боевые и гражданские самолеты в мире.

История завода неразрывно связана почти со всеми выдающимися именами отечественного авиастроения – А. Н. Туполевым, С. А. Ильюшиным, А.И. Микояном, П.О. Сухим.

За более чем 80 лет своей работы предприятие выпустило несколько тысяч боевых самолетов: один из самых известных в мире самолетов МиГ-15, а также успешно освоены выдающиеся разработки КБ Сухого – самолеты семейства СУ-7. Это единственный в России завод, выпускающий одно- и двухместные модификации самолетов семейства СУ-27.

Сегодня филиал ПАО «Компания «Сухой» КнААЗ им. Ю. А. Гагарина – это высокотехнологичное производство многоцелевых истребителей СУ-30М2, многофункциональных сверхманевренных истребителей СУ-35С, а также перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50.

КНААЗ – крупнейший авиазавод в стране по производству боевых самолетов.


1966 год. Открытие Музея изобразительных искусств

Комсомольск-на-Амуре во многом необычный город. Это проявилось и в истории создания его Музея изобразительных искусств. Кстати, далеко не каждый город на Дальнем Востоке, да и в стране, имеет свой музей изобразительных искусств.

В 1965 году московские художники С. С. Витухновская и Х. М. Сандлер через газеты «Московский художник» и «Советская культура» обратились к художникам страны с предложением создать музей в Городе юности. И 25 января Музей изобразительных искусств г. Комсомольска-на-­Амуре открыл двери для посетителей. А уже к 1974 году в фондах музея насчитывалось около 1,3 тыс. работ, собранных благодаря художникам и музеям со всей страны.

В настоящее время в собрании музея более 16 тыс. экспонатов. Широко представлено искусство послереволюционного периода, уникальна коллекция российской и зарубежной промышленной графики, охватывающая большой период с 1870-х до 1960-х годов. Особое место занимает богатая коллекция традиционного искусства коренных народов Приамурья – нанайцев, ульчей, удыгейцев, негидальцев, нивхов, эвенов, эвенков. Зарубежное искусство представлено произведениями художников Китая, Кореи, Японии, США и др. стран мира.

Читайте также:Регионы60 шагов комплексного развития

 Музей ведет целенаправленную собирательскую и научно-исследовательскую работу по изучению искусства российского Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также организует встречи с художниками, мастерами искусств, концерты, фольклорные праздники, выставки детского творчества.

В этом году Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре отметил свой 50-летний юбилей.


2013 год. Победа над стихией

В 2013 году Комсомольску-на-Амуре угрожало небывалое наводнение. В истории города, который не раз переживал стихийные бедствия, ничего подобного не было. Уровень воды в Амуре поднялся до отметки 9 м 12 см. В те августовские и сентябрьские дни тысячи комсомольчан работали на дамбах для спасения родного города.

Сотрудники МЧС, военные, принимавшие участие в спасательной операции, отмечали, что такого подъема патриотизма, который был в Комсомольске-на-Амуре, они никогда не видели. А ведь у многих из них за плечами были десятки чрезвычайных ситуаций в нашей стране и по всему миру.

В работах по наращиванию дамб, созданию временных защитных сооружений было задействовано 334 единицы строительной техники, из них 200 самосвалов. На защитные сооружения было завезено около 600 тыс. куб. м грунта. Заготовлено и уложено около 1,5 млн мешков с песком.

С подтапливаемых территорий было эвакуировано 2890 человек, из которых более 1 тыс. человек было размещено в пунктах временного проживания, которых в дни паводка было развернуто 26. Пострадавшие от наводнения получили более 45 тыс. продовольственных пайков.

Водная стихия подтопила 75 многоквартирных домов и 1283 индивидуальных дома. За весь период наводнения признано пострадавшими от него 15 900 комсомольчан.

На протяжении почти двух месяцев шла борьба со стихией. И комсомольчане при поддержке военнослужащих, бойцов МЧС, правительства страны и края выстояли и победили. От воды был сохранен практически весь город и его градообразующие предприятия. Несмотря на то что к борьбе с наводнением было привлечено значительное количество горожан, это не повлияло на работу предприятий. Все они продолжали работать и выпускать продукцию мирового уровня, создавая современную боевую технику для укрепления оборонного потенциала страны. Рост объемов промышленного производства города в 2013 году составил 120 %.

2015 год. Подводной лодке, построенной и отремонтированной на Амурском судостроительном заводе, присвоено почетное наименование «Комсомольск-на-Амуре»

В июле 2015 года главнокомандующий Военно-Морским Флотом России Виктор Чирков своим приказом присвоил дизель-электрической подводной лодке проекта 877 «Варшавянка» почетное наименование «Комсомольск-на-Амуре».

Подводная лодка была построена на Амурском судостроительном заводе в 1991 году. По 2003 год она выполняла задачи в составе Тихоокеанского военно-морского флота. В 1997 году участвовала в международных выставках вооружений во Владивостоке, Таиланде, Малайзии. В 2003 году переведена для ремонта в п. Большой Камень Приморского края, затем – на Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре.

29 апреля 2016 года на достроечно-сдаточной базе Амурского судостроительного завода, входящего в Объединенную судостроительную корпорацию, состоялся ее повторный спуск на воду.

Между администрацией города и командованием Тихоокеанского флота подписано соглашение о шефстве Комсомольска-на-Амуре над экипажем подвод­ной лодки.

Присвоение боевому кораблю имени «Комсомольск-на-Амуре» символично. 84 года на страже страны стоит Комсомольск-на-Амуре. За это время его жители построили тысячи боевых самолетов, сотни военных кораблей, выпускали другую оборонную продукцию. Амурский судостроительный завод за 80 лет своей истории выпустил более 300 единиц судов различного назначения, из них около 200 кораблей для ВМФ, освоил выпуск трех десятков типов боевых и гражданских кораблей. Во многом благодаря судостроительному заводу Комсомольск-на-Амуре обрел славу признанного промышленного центра Дальнего Востока.