Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

From the shell of the complexes

Director Olga Taranova on how and why the theater environment helps difficult adolescents and people with mental disabilities

Olga Taranova more than 17 years working as a director-teacher in various theatrical studios in Vladivostok. From the very beginning of professional activity, children from disadvantaged families came to work with her. Now Olga is the creator, teacher and director of the Center for Contemporary Art "Litsedey." In addition to the theatrical teenage studio "Balaganchik", there are two socially important projects: an inclusive theater studio "The Open Door" and a theater studio for difficult adolescents "We pull the rope together". About her difficult youth and her projects, Olga Taranova told EastRussia for the column "Unsuccessful".

From the shell of the complexes
Photos: courtesy of ANO CSI Lyceide.
Olga Taranova was born in Vladivostok to a family of military personnel. At the age of seven months she moved with her parents to Kamchatka, to the village of Rybachy. In Primorye, the family returned almost five years later, settled in Shkotovsky district, in the village of Pacific. Here Olga first went to the theater studio.

"I wanted to be an actress from an early age," she says. - When I was four and a half years old, we moved to a new apartment. In the room there was a disassembled furniture, the mirrors were leaning against the walls. Mom and her friend turned on the gypsy music, and I jumped out and scooped up scammers! I liked to see myself dancing in these mirrors. My mother also instilled a love of literature and plays. She let me read good books, and together we watched the shows on TV. By the time I was six, I had already watched the performance of the Moscow Art Theater "Maria Stewart", the performances of the Moscow Theater of Satire "The Marriage of Figaro" and "The Solo for the Clock with the Fight."



Olga and her parents returned to Vladivostok when she was 12 years old. She studied at the school number 38 and there she studied at the theatrical studio "12-th floor", directed by Irina Nikolaevna Pisareva. Later, she went to work in the studio "Version" at the gymnasium № 2, and Olga went to study there. Pisareva became her main teacher and mentor for her whole life.

- My youth fell on the beginning of 90. Dad was the captain of the first rank. And what is it for a person who has everything clearly and clearly, the collapse of the country? For our family it was a tragedy, - Olga recalls. - I grew up heavily, I was very withdrawn, I was afraid to talk with my peers, especially boys. My lips trembled when I had to say something. My teacher Irina Nikolaevna worked with difficult children from her youth. She was very energetic and guided us. Studying at the theater studio allowed me to realize in life what I felt when I watched the performances of the Moscow Art Theater on TV. On stage, I was free and relaxed.

After graduation Olga Taranova entered the Far Eastern Institute of Arts at the theater faculty, but did not pass the competition. She was very upset and disappointed, quit her studies in the studio and got a job at the Pacific Higher Naval School as a clerk. But after half a year I realized that "without theater is not life," and returned to "Version" for another two years.

In 2000, Olga was invited to work as a methodologist for organizing events at the Children's Creativity Center of the Sovetskiy District of Vladivostok. She occupied this post for six months, and then she recruited a group of children. So in the CDT appeared a teenage studio "Litsedey." Taranova 12 years was its director-teacher. And she also worked at a boarding school for gifted children named after Dubinin at the Vladivostok State University.



"And then the bureaucracy tortured me," she says, "and we decided to create our own theater studio, independent of anybody, and call it" The Puppet Show ", as I always dreamed. In her came the children who grew up in the "Litsedei" and the school number 77, where I also worked. For two years we were a spontaneous gathering. And then they legitimated their existence: for the third year we are a non-commercial organization "CIC" Litsedey. "

Now the "Balaganchik" has an evening group for the little ones, children from 3 to 7 go there. There is a morning group for those who study at school on the second shift - these are children from 8 to 13 years, and for those who go to school on the first shift - children from 7 to 12 years. And the older group, which also deals with the basic composition - from 9 to 30 years. Two more socially important projects are working in the ANO "CIC" Litsedey ": an inclusive theater studio" The Open Door "and a theater studio for difficult teenagers" We pull the rope together ".



The medical psychologist of the regional psychiatric hospital Ekaterina Fidenko suggested that Olga Taranova organize classes for adults with mental disabilities. So in 2015 year ANO "Good cause", the society of disabled Pervomaisky district of Vladivostok and Olga started a joint project. The "open door" is a rehabilitation project where teenagers and adults are taught to communicate, feel boundaries, share responsibility for accomplishing an important task for everyone, to be part of the team. For two years, students with mental disabilities and actors without health restrictions jointly prepared a fabulous performance based on the play "Blue Bird" by Maurice Maeterlinck. At the end of December 2017, they showed him the stage of the Pushkin Theater in Vladivostok.

"The first year we had classes to develop attention and imagination, games for interaction, we put sketches to music," says Olga. - And the following year they already dedicated the production of the performance "The Blue Bird". We all thought over and discussed the script, images, costumes. Now we have almost finished work on a new play. This will be an individual job. We will present Otrepiev and Godunov's monologues from Pushkin's Boris Godunov, an excerpt from the novel The Herbert's Dune, Pushkin's The Onion in the Sea, Chekhov's and Ageyev's stories, a fragment from Gogol's The Nose, and so on. All the guys work selflessly, they want to surpass themselves, overcome difficulties. I certainly see how they grew over themselves. Some became much more attentive to people, more relaxed towards themselves. One guy tries to get a job, and before that he did not even dare speak to a stranger.



In October of the year 2017, ANO CSI "Litsedey" organized the project "Tear for the rope together". This is a free theater studio for teenagers from families in a socially dangerous situation. The project began to work at the expense of gathering on the "Beginning" platform, and then won a presidential grant. Now in the "Rope" there is a morning and evening group, only 20 children from 12 to 18 are doing everything. Basically, these are children from incomplete or large families. Most of them have communication problems, some can communicate only through the Internet. The result of the project "Let's pull the rope together" will be a production based on Vyacheslav Rybakov's book "Strind for a string".

Olga Taranova graduated in absentia from the branch of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, majoring in social and cultural activities in family and child. And now she is completing the Master's Degree in FEFU and the theme of her master's work "Development of Positive Self-Relationships among Teens in the Theater Studio". Olga has been working with children for more than 17 years, and from the very beginning of the theatrical activity she had difficult teenagers from disadvantaged families. She staged with them performances of Shakespeare and Brecht, and they also drank tea and just talked.

- We, of course, have artistic goals, but they, first of all, serve as a tool in educational work. In our studio everyone, regardless of any features, feels necessary, heard, understood, meaningful. We are all friends. The ability to experience and empathize is the main thing in the theater. The theater allows us to think about something, draw our conclusions, give birth to our own meanings. Many psychologists and educators believe that another such tool to release a person from the shell of the complexes, like the theater, has not yet been invented. And on the stage a person feels free. And we are working to transfer this state to everyday life. The main task of the whole "Litsedeya" is to organize the conditions for meeting the person with himself, "Olga concludes.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Из скорлупы комплексов

Режиссер Ольга Таранова о том, как и почему театральная среда помогает трудным подросткам и людям с ментальными нарушениями

Ольга Таранова более 17 лет работает режиссером-педагогом в разных театральных студиях Владивостока. С самого начала профессиональной деятельности, к ней приходили заниматься дети из неблагополучных семей. Сейчас Ольга является создателем, педагогом и режиссером Центра современного искусства «Лицедей». В котором кроме театральной подростковой студии «Балаганчик», работают два социально важных проекта: инклюзивная театральная студия «Открытая дверь» и театральная студия для трудных подростков «Дернем за веревочку вместе». О своей непростой юности и своих проектах Ольга Таранова рассказала EastRussia для рубрики «Неуехавшие».

Из скорлупы комплексов
Фото: предоставлены АНО "ЦСИ "Лицедей".
Ольга Таранова родилась во Владивостоке в семье военнослужащих. В семимесячном возрасте с родителями переехала на Камчатку, в поселок Рыбачий. В Приморье семья вернулась почти через пять лет, поселилась в Шкотовском районе, в поселке Тихоокеанский. Здесь Ольга впервые пошла в театральную студию.

- Я с раннего детства хотела быть актрисой, - рассказывает она. - Когда мне было четыре с половиной года, мы переехали в новую квартиру. В комнате стояла разобранная мебель, зеркала прислонены к стенам. Мама с подругой включили цыганскую музыку, и я как выскочила, и понеслись клочки по закоулочкам! Мне так нравилось видеть себя танцующей в этих зеркалах. Любовь к литературе и спектаклям мне тоже привила мама. Она давала мне читать хорошие книги, и мы вместе смотрели по телевизору спектакли. Годам к шести я уже посмотрела спектакль МХАТа «Мария Стюарт», спектакли Московского театра сатиры «Женитьбу Фигаро» и «Соло для часов с боем».



Ольга с родителями вернулась во Владивосток, когда ей было 12 лет. Она училась в школе № 38 и там же занималась в театральной студии «12-тый этаж», режиссером которой была Ирина Николаевна Писарева. Позже она ушла работать в студию «Версия» при гимназии №2, и Ольга перешла заниматься туда. Писарева стала для нее главным учителем и наставником на всю жизнь.

- Моя юность пришлась на начало 90-х. Папа был капитаном первого ранга. А что такое для человека, у которого все было четко и ясно, развал страны? Для нашей семьи это была трагедия, - вспоминает Ольга. - Я взрослела тяжело, была очень замкнутой, боялась разговаривать со сверстниками, особенно мальчиками. У меня губы дрожали, когда надо что-то сказать. Моя педагог Ирина Николаевна с молодости работала с трудными детьми. Она была очень энергичной и вела нас за собой. Обучение в театральной студии позволяло мне воплотить в жизни то, что я чувствовала, когда смотрела спектакли МХАТа по телевизору. На сцене я была свободной и раскованной. 

После окончания школы Ольга Таранова поступала в Дальневосточный институт искусств на театральный факультет, но не прошла конкурс. Она была очень расстроена и разочарована, бросила занятия в студии и устроилась на работу в Тихоокеанское высшее военно-морское училище делопроизводителем. Но спустя полгода поняла, что «без театра – это не жизнь», и вернулась в «Версию» еще на два года.

В 2000 году Ольгу пригласили работать методистом по организации мероприятий в Центр детского творчества Советского района Владивостока. Эту должность она занимала полгода, а потом набрала группу детей. Так в ЦДТ появилась театральная подростковая студия «Лицедей». Таранова 12 лет была ее режиссером-педагогом. И еще работала в школе-интернате для одаренных детей имени Дубинина при Владивостокском госуниверситете.



- А потом меня замучила бюрократия, - говорит она, - и мы решили создать свою, ни от кого не зависящую театральную студию и назвать ее «Балаганчик», как я всегда мечтала. В нее пришли дети, выросшие в «Лицедее» и школе № 77, где я тоже работала. Два года мы были стихийным сборищем. А потом узаконили свое существование: уже третий год мы некоммерческая организация «ЦСИ «Лицедей».

Сейчас в «Балаганчике» работает вечерняя группа для самых маленьких, туда ходят дети от 3 до 7 лет. Есть утренняя группа для тех, кто учится в школе во вторую смену - это дети от 8 до 13 лет, и для тех, кто учится в школе в первую смену – дети от 7 до 12 лет. И старшая группа, в которой также занимается основной состав – от 9 до 30 лет. Еще в АНО «ЦСИ «Лицедей» работают два социально важных проекта: инклюзивная театральная студия «Открытая дверь» и театральная студия для трудных подростков «Дернем за веревочку вместе».

Медицинский психолог краевой психиатрической больницы Екатерина Фиденко предложила Ольге Тарановой организовать занятия для взрослых людей с ментальными нарушениями. Так в 2015 году АНО «Благое дело», общество инвалидов Первомайского района Владивостока и Ольга начали совместный проект. «Открытая дверь» - это реабилитационный проект, где подростков и взрослых учат общаться, чувствовать границы, разделять ответственность за выполнение важного для всех дела, быть частью команды. Два года студийцы с ментальными нарушениями и актеры без ограничений здоровья совместно готовили сказочное представление по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица». В конце декабря 2017 года они показали его сцене Пушкинского театра во Владивостоке.

- Первый год у нас были занятия на развитие внимания и воображения, игры на взаимодействие, мы ставили этюды под музыку, - рассказывает Ольга. – А следующий год уже посвятили постановке спектакля «Синяя птица». Мы все вместе продумывали и обсуждали сценарий, образы, костюмы. Сейчас мы практически закончили работу над новым спектаклем. Это будет уже индивидуальная работа. Мы представим монологи Отрепьева и Годунова из «Бориса Годунова» Пушкина, отрывок из романа «Дюна» Герберта, «У Лукоморья» Пушкина, рассказы Чехова и Агеева, фрагмент из гоголевского «Носа» и так далее. Все ребята работают самоотверженно, они хотят превзойти себя, преодолеть трудности. Я, безусловно, вижу, как они выросли над собой. Некоторые стали намного внимательнее к людям, спокойнее по отношению к себе. Один парень пробует устроиться на работу, а раньше он даже не решался заговорить с незнакомым человеком.



В октябре 2017 года АНО «ЦСИ «Лицедей» организовало проект «Дернем за веревочку вместе». Это бесплатная театральная студия для подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. Проект начал работать за счет сбора на платформе «Начинание», а потом выиграл президентский грант. Сейчас в «Веревочке» есть утренняя и вечерняя группа, всего занимаются 20 детей от 12 до 18 лет. В основном это дети из неполных или многодетных семей. У большинства из них проблемы с коммуникацией, некоторые могут общаться только через интернет. Итогом проекта «Дернем за веревочку вместе» станет постановка по книге Вячеслава Рыбакова «Дерни за веревочку».

Ольга Таранова заочно окончила филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов по специальности - менеджер социально-культурной деятельности в сфере семьи и ребенка. А сейчас она заканчивает магистратуру ДВФУ и тема ее магистерской работы «Развитие позитивного самоотношения подростков в среде театральной студии». Ольга работает с детьми более 17 лет, и с самого начала театральной деятельности у нее были трудные подростки из неблагополучных семей. Она ставила с ними спектакли по Шекспиру и Брехту, а еще они пили чай и просто общались.

- У нас, конечно, есть художественные цели, но они, в первую очередь, служат инструментом в воспитательной работе. В нашей студии каждый, независимо от каких-то особенностей, чувствует себя нужным, услышанным, понятым, значимым. Мы все друзья. Возможность переживать и сопереживать – это главное в театре. Театр позволяет о чем-то подумать, сделать свои выводы, родить свои смысли. Многие психологи и педагоги считают, что другого такого инструмента по высвобождению человека из скорлупы комплексов, как театр, до сих пор не придумали. А еще на сцене человек чувствует себя свободным. И мы работаем над тем, чтобы перенести это состояние в повседневную жизнь. Главная задача всего «Лицедея» - организовать условия для встречи человека с самим собой, - заканчивает Ольга.