Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Избирательные ТОРы

Петр Ханас: на повестке развития Дальнего Востока можно строить успешные избирательные кампании

Избирательные ТОРы

Петр Ханас

директор Дальневосточного консалтингового центра
Вопросы о влиянии на поведение дальневосточного электората в рамках прошедших выборов федеральной политики по развитию Дальнего Востока, а также о причинах различной успешности прошедших на Дальнем Востоке избирательных кампаний корреспондент EastRussia задал директору Дальневосточного консалтингового центра, преподавателю РАНХиГС Петру Ханасу.

– Петр Дмитриевич, по итогам прошедших выборов – как Вы оцениваете дальневосточное электоральное поведение? Какие факторы работают, какие – нет?
– Помимо традиционных факторов – таких, как, к примеру, политическая культура – сильно влияет также фактор региональной политики. То есть политика местных властей, которая отнюдь не синхронна с федеральной политикой по развитию Дальнего Востока. И не синхронна, в свою очередь, потому что является персонифицированной и напрямую связанной с оттягивающим все на себя весом лидера, а также формируемых им ожиданий. Только личность губернатора в сочетании с эффективными политическими технологиями может иметь своим результатом повышение рейтинга и улучшение оценок партии, а также в целом улучшение ситуации в регионе.
К слову, в отношении Дальнего Востока благоприятно работает еще один фактор – сезонность. У нас хорошо выражены так называемые «летние» настроения: в регионах низкая или даже крайне низкая социальная напряжённость. В таких условиях, главе региона и его политтехнологам нужно лишь поддержать настроения местного населения, сформировать новые позитивные ожидания.

– Наибольшая явка была в Камчатском крае, Сахалинской области и в Якутии?
– Да, именно в этих регионах. Оно и естественно – во главе них стоят сильные персоны, а некоторыми из них управляют в целом сильные команды. Конечно, свою роль здесь играют еще и политические технологии. Вывод же, который складывается из этих двух факторов, определяющих поведение дальневосточного электората – это то, что в российских субъектах общий контур избирательной компании создаётся сегодня не только федеральной повесткой, но и региональной. Причем такой, в рамках которой, лидер не только формирует у электората позитивные ожидания, а предлагает ясный и четкий «месседж», который соответствует формируемым им ожиданиям.

– А с чем связано необычное поведение электоратов отдельных дальневосточных регионов, имевшее место в рамках прошедших выборов?
– Скажем о тех регионах, где избирательная компания Единой России оказалась провальной или же не принесла ожидаемых результатов. Дело все в том, что в этих регионах у электората, большей частью, доминирует ретроспективно-эгоцентричный тип поведения. Этот тип поведения в определенной мере рационален. И в данном случае он оценивает не то, что просто сделано на территории, а то, что определённым образом сказалось непосредственно на людях. Наименьший уровень поддержки “Единая Россия" в этом году получила в Хабаровском крае, а не, как ранее, в Приморье. Свою позицию Приморский край улучшил во многом потому, что электорат позитивно воспринял присутствие и выступление Президента России Владимира Путина на Восточном Экономическом Форуме, а также имевший место общефедеральный месседж – «Единая Россия – Партия Президента».

– Как воспринимается, по Вашему мнению, на уровне дальневосточных избирателей федеральная политика в отношении Дальнего Востока?
– Федеральная политика, осуществляемая Минвостокразвития России и полпредом Президента России в ДФО Юрием Трутневым, действительно направлена на создание в макрорегионе механизмов опережающего развития. Но следует отчетливо понимать, что данные механизмы – ТОРы, Свободные порты – это лишь условия, они создают возможности для закладывания определенных идей, решений, проектов на Дальнем Востоке. Ощутимых для населения эффектов эти инструменты пока еще не дали. По этой причине, кстати говоря, население Дальнего Востока в настоящее время несколько скептично относится и к Свободному порту, и к ТОРам. Впрочем, этот скепсис зачастую связан с отсутствием синхронизации федеральной активности с деятельностью местных властей. Вот здесь в понимании населения Дальнего Востока и случаются затруднения – в некоторых регионах местные власти занимаются не иначе как собственным пиаром, и ни чем более.

– Как часто повестка “будущего” вытесняет на региональном уровне реальную картину?
– Такое явление имеет место. Но есть и исключение – данное явление, например, не характерно для Камчатского края, возглавляемого В.И. Илюхиным. Так как этот регион в самом деле демонстрирует хорошие показатели развития благодаря эффективному многопрофильному местному ТОР «Камчатка», в частности – его продвижению, оказывающему большой вклад в ребрендинг региона, и деятельности губернатора. Ведь посмотрите – благодаря ТОР «Камчатка» в туристические возможности региона настолько поверили, что этим летом его властям пришлось столкнуться с неспособностью старого аэропорта Петропавловска-Камчатского принять хлынувший на Камчатку поток туристов. То есть у ТОР «Камчатка» налицо реальный результат – интерес к отдыху на Камчатке. Другое дело, что он столкнулся с отсутствием необходимых для его эффектов условий – главным образом, хорошего гостиничного комплекса и соответствующего уровня логистической инфраструктуры.

– И все же – возможно ли построить избирательную кампанию на тезисах о ТОРах, Свободных портах и т.д.?
– Могу совершенно точно сказать на основе проведения нескольких избирательных кампаний, пускай и муниципального уровня, что, благодаря новым механизмам Минвостокразвития, у электората можно создать позитивные ожидания, и, как результат – выиграть избирательную кампанию с огромнейшим результатом. Яркий тому пример – прошлогодняя избирательная кампания в рамках выборов главы Славянки – поселка городского типа в Хасанском районе Приморского края, находящегося в пределах территории Свободного порта Владивосток. В рамках данной кампании целенаправленно формировались позитивные ожидания у местного электората от функционирования Свободного Порта Владивосток и деятельности тех его резидентов, которые развернули её на территории Славянки.



ФотоElena Fragoso / Shutterstock.com