Поделиться
Излишков электроэнергии у нас нет
Поделиться

Проекту строительства экспортного подводного кабеля с Сахалина на Хоккайдо пока не находится экономического обоснования

shutterstock
Проект энергомоста Россия – Япония будет обсуждаться в рамках грядущего визита в Россию Министра торговли, экономики и промышленности Японии, Министра по делам экономического сотрудничества с Россией Хиросигэ Эко. В настоящее время энергомостом занимается специально созданная для этого рабочая группа – в частности, на повестке дня – технико-экономическое обоснование проекта и согласование его с японской стороной. Главными фигурантами в сегодняшних обсуждениях проекта являются российская компания “Россетти”, с японской стороны контакты ведет компания Softbank.

Напомним, что проектом предполагаются поставки электроэнергии в Японию со станций Сахалина (на первом этапе) и Дальнего Востока (на втором этапе). Предполагается, что к 2020-му году Сахалин сможет поставлять в Японию 500–600 МВт мощности, а далее с материка можно будет “добавить” еще 2 ГВт. На более поздние периоды может быть отнесена также “закольцовка” энергосистем через Южную Корею и КНДР.

Объем инвестиций, который звучит вокруг проекта, достаточно существенный, называются цифры порядка 5,6 млрд долларов. При этом, несмотря на то, что проработка проекта сегодня уже осуществляется, его целесообразность представляется неоднозначной – в то время, как действительно на Дальнем Востоке есть в избытке немало ресурсов, с электроэнергией ситуация иная. Об этом корреспонденту EastRussia рассказал заведующий Кафедры экономической и социальной географии России Географического Факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор географических наук, профессор Вячеслав Бабурин.

«Как бы то ни было, но, по сути своей, проект энергомоста в Японию является так называемым «сырьевым» проектом. А любой такой проект на Дальнем Востоке представляется экономически неэффективным в силу своих колоссальных издержек. При этом, как и сырьевые проекты в других макрорегионах, он наносит огромный ущерб государству, так как только увеличивает сырьевую направленность  экономики. Что же касается того, что, благодаря данному проекту, Россия сможет больше выйти на Японию – так это Япония должна выходить на Россию и каким-то образом под неё подстраиваться, а не наоборот», – заявил Вячеслав Бабурин в беседе с корреспондентом EastRussia.

Основной причиной, по которой строительство энергомоста представляется нецелесообразным, является то, что на Сахалине и прилегающих к нему частях материка сегодня нет избыточной электроэнергии. А те мощности, которые могли бы казаться излишком (установленная мощность станций на Сахалине действительно превышает текущий объем потребления), на самом деле являются оперативным резервом – без них стали бы невозможны ремонты оборудования, и изолированная островная энергосистема потеряла бы свою устойчивость. И если в будущем и возникнет такая ситуация, что в регионе начнет вырабатываться излишек электроэнергии,  например, на ГЭС в Амурской области, то, по сути, он как таковым излишком не станет, так как энергия понадобится для Хабаровского и Приморского краев, для южной Якутии, а также будет не лишней и для Забайкалья. Кроме того, из Амурской области уже налажен экспорт в Китай, построена полноценная инфраструктура, и энергия соседней стране обходится в два раза дешевле внутреннего тарифа.

Напомним, экспортные мощности для энергомоста России еще только предстоит построить. Это может быть и новая угольная генерация на Сахалине, работающая на местном топливе (соответствующий интерес в свое время обозначала компания ИнтерРАО ЕЭС). Это в перспективе может быть и энергомост с материка на Сахалин, который позволит собирать на экспорт энергию, произведенную на всех станциях объединенной энергосистемы Востока – от Нерюнгри до Советской Гавани. 

Дополнительная проблема, которая уже звучала неоднократно, заключается в том, что японскому острову Хоккайдо просто не нужен импорт электричества из России в том объеме, который предполагается. А чтобы передавать энергию дальше – в центральную Японию на остров Хонсю – требуется существенно “перекроить” внутреннюю энергосистему Японии.  

«В то же время, проект энергомоста не только невыгоден и неуместен, но еще и очень сложен технически, – продолжает Вячеслав Бабурин. – Ведь одни только кабели проложить в тех океанических условиях, которые присущи территории реализации проекта – чрезвычайно сложная работа. Большие глубины, сложный рельеф дна, специфичные береговые породы так или иначе будут означать необходимость использования при прокладке кабелей особого оборудования и материалов, рабочих с соответствующим опытом, а также потребуют повышенных трудозатрат и сложного управления», – заметил Вячеслав Бабурин.

Проект строительства энергомоста обсуждается еще со времен существования РАО ЕЭС России, с 2000 года, однако за 16 лет обсуждение не перешло в практические форматы. Достаточно добавить, что летом текущего года компания председатель правления компании “РусГидро” Николай Шульгинов отмечал, что “проект можно обсуждать, но я бы не ставил задачу компании активно развивать процесс обсуждения, слишком много непонятных экономических условий вхождения в этот проект”.

По мнению Вячеслава Бабурина, учитывая, какую на самом деле картину представляет собой проект энергомоста в Японию, обсуждение и рассмотрение проекта вряд ли может быть мотивировано экономической конъюнктурой. Понятно, здесь имеет место геополитика, но помимо нее проект может быть обусловлен отраслевым лобби российских госкорпораций. Если, все же, искать альтернативу для развития сотрудничества с Японией, которое было выгодно не только ей, но и России – то есть возможные для совместной реализации проекты в не сырьевом секторе Дальнего Востока, – говорит Вячеслав Бабурин.
Влада Веревкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов