Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

West of the Far East

How Trans-Baikal develops and plans to develop, EastRussia understood

EastRussia continues to publish in the genre of "The strategy of the development of the region: what was planned to do and what came of it." This time, the focus was on a new acquisition of the FEFD - the Zabaykalsky Territory, along with Buryatia, recently transferred from Siberia to the Far East, apparently in order to stimulate a depressed local economy with Far Eastern support measures. EastRussia understands what is happening in one of the new subjects of the FEFD and under what conditions the “Far Eastern” support can help him.

West of the Far East
Photo: zabmedia.ru

SCENE

In terms of geography, resources and economic structure, the Zabaikalsky Territory, formed in 2008 by the merger of the Chita Region and the Agin-Buryat Autonomous Region, is a completely Far Eastern region: it has a military district and checkpoints on the border with China and Mongolia, low population density (2,6 people / sq. km), large reserves of forest and minerals, underdeveloped transport and energy infrastructure, as well as a cold climate. The region’s chip is uranium deposits in Eastern Transbaikalia (Krasnokamensk), where PJSC PIMCU named after E.P. Slavsky "(part of the structure of" Rosatom ").

The economy is based on coal deposits (Kharanorskoye, Tunguyskoye, Vostochnoye, Apsatskoye), as well as a number of non-ferrous and ferrous metals: the famous Udokanskoe (copper), Berezovskoye (iron ore), Bystrinskoe (gold, copper, iron) and a number of gold-bearing placers, as well as a significant forest fund. In terms of transport, the region has two railways at once - Transsib and BAM, as well as the most busy border checkpoint in the district, the Zabaikalsk-Manchuria.

Despite the available resources, Transbaikalia takes the last places in the ratings for a number of parameters: quality of life (83 place in 2018 year), socio-economic situation (65 place), and others. The decline in living standards causes depopulation: from 1990 to 2018, the population in the region decreased by almost 300 thousand people, the negative population growth persists.

The budget of the subject is subsidized: according to the regional Ministry of Finance, out of the consolidated budget revenues planned for 2018 for the year, 83,37 billion rubles, 42,7 billion are own tax revenues, a little more than 2 billion are non-tax, and 40,6 billion (that is, almost half) "Gratuitous receipts from the budgets of the Russian Federation". The quality of state administration in the previous period can be judged by evaluating the effectiveness of the implementation of state programs for 2016: only one of the state programs was completely completed, the degree of implementation of the rest varies from 28% to 90%.

WHAT IS PLANNED?

The strategy of socio-economic development of the region was adopted in 2013 year, it was based on the scenario of "balanced growth", which assumed the spread of development from the "points of growth" (core investment projects), due to their multiplicative influence, to the space of development. This transition was to be implemented through the introduction of new production technologies in the mining industry, processing and engineering, construction, agriculture and logging. The favorable prerequisites for such a scenario were as follows: a transport-geographical location advantageous for the implementation of transit in the APR, the proximity of growing China, the availability of resources, the regulatory framework, qualified personnel and the experience of interaction between government and business.

The strategy also envisaged the creation of a pool of “development institutions”, the formation of clusters, the development of transport logistics and in-depth processing of raw materials, attraction of investments in all spheres, including social, growth of foreign trade, as well as the establishment of a whole assortment of “priority development zones” with specializations in the mining, processing industry, logging, tourism and agriculture.

WHAT IS RECEIVING

Development institutes have indeed been created: the Investment Development Fund, the Development Corporation, the Industry Development Fund, and the Regional Engineering Center are functioning in Transbaikalia. True, no information on the results of these institutions on the website of the regional government could be found, with the exception of the report of the FER on the issue of 15,7 million rubles. microcredit in 2017 year and 89 million support for small businesses a year earlier.

Two industrial parks, Krasnokamensky and Mogoytuysky, were also established, an ABD was established in Krasnokamensk in 2016 year (through the Ministry of Economic Development), but there is no public data on the activities of these parks. Numerous parks planned in the Strategy (agro-industrial in the Aginsky Buryat district, Priargunsky district, a joint agropark with Buryatia, a cluster of woodworking in the western regions and the Kadalinsky industrial park in Chita) remained on paper. There were no tourist clusters (Chita, Zabaykalsky), although the tourist segment is slowly growing, mainly due to domestic demand.

But a lot of events in the mining industry of the region. Coal is actively mined at the Apsatsky deposit (part of SUEK). In 2017, the Bystrinsky GOK was launched (the project operator is “Norilsk Nickel”), whose construction is estimated at $ 1,5 billion. The design capacity for processing 10 mln tons of ore per year should be completed by the end of 2019. Klyuchevskoye gold deposit, in which Chinese investors have invested. Chinese investors also produce ore and export to China from the Noyon-Tologoi polymetallic and Berezovsk iron-ore deposits. At the stage of the Berezovsky project, it was planned to build a mining plant, but there is no information about this.

It seems that he moved from the place of the long-term construction of the Udokan field: at the investment forum in Sochi, the Baikal Mining Company (part of the holding Metalloinvest) signed an agreement with the banks on financing the start of the development of the field and the construction of a mining and smelting plant. The plans for the development of the Bugdainsky (molybdenum) and Chineysky (titanium-magnetite ores) deposits, which were announced in the Strategy, have not yet been implemented.

China is the main buyer of raw materials: 2017 million tons of iron ore, 62,2 million tons of lead and 39,3 million tons of zinc concentrate, 47 million tons of hard coal and 134 million tons of brown coal from Zabaikalya to the People's Republic of China were shipped to XRUMX in China.

At the same time, the mineral extraction tax, which, it would seem, should constitute a significant share of the region’s revenues, is planned for 2018 in the amount of just RUB 1,5 in the year. (3,5% of budget revenues) - for a region in which mining is the backbone of the economy, this figure seems excessively low.

FOREST

Lesprom Transbaikalia is in a depressing state. Along with the constant fires, the main problems of the industry are the buyer's monopoly market (China), the low level of technical equipment of enterprises and the depletion of economically accessible forest resources. If before the increase in duties on the export of roundwood, the Chinese systematically reduced the purchase prices for it, then after 2011, the tactics changed: now in the border areas of Siberia and the Far East there are a lot of woodworking enterprises (sawmills) created for Chinese money and selling processed timber, themselves at a lower price in relation to the prices of the domestic market. In Transbaikalia, these processors also buy illegally harvested wood at the points of reception and shipment of wood, with subsequent export to China. The recent union of importers into the union is also worrying, as the Chinese will seek to simplify the procedures for purchasing, legalizing and delivering Russian wood raw materials to their processing plants.



In the forest sector, the Strategy set for the medium term - by 2020 year - quite vague tasks, such as "creating more 1000 new jobs", "increasing the proportion of organizations implementing technological innovations in the total number of organizations of the forest complex to 50%" and " an increase in the production of competitive (high-grade) wood products by 2 times due to the creation of modernized advanced wood processing plants ”. Whether it was possible to fulfill them is unknown, since there is no information on the state of forests and the volumes of logging on the website of the regional government. According to environmentalists, the forests of Transbaikalia are degraded due to constant fires and logging, and the Amazar pulp and paper mill and the Krasnokamensk timber processing complex no longer remain for two large projects.

Indirectly, it is possible to determine the volume of forest exports according to Transbaikal Customs. Timber exports to China in 2017 amounted to 20 thousand tons of roundwood worth $ 2,1 million (for 9 months 2018 of the year - 11 thousand tons per $ 1 million), and almost half a million tons of timber worth $ 38,3 million (January-September 2018-th - 374,8 thousand tons per $ 27,1 million). Thus, forest exports to China are growing annually, although the share of roundwood in it is officially decreasing.

The strategy planned several large-scale timber processing projects - a woodworking cluster in the western districts of the region and the Amazar pulp and industrial plant in the Mogochinsky district. About the cluster of information in the network was not found, but the CPK 15 for years has been the focus of attention of the Trans-Baikal public, mainly because of the scandal of the project. According to officials and deputies, the project is a priority for the region, it will create more than 3000 jobs. To provide raw materials, large forest areas have been allocated, the investor, the Sinbahn company from Heilongjiang province, is planning to invest 41 billion rubles in the CPC, a sawmill has already been built. For the successful work of the CPC, the Chinese are ready to themselves build a bridge across the Amur River between the points of Pokrovka and Loguhe.

But environmentalists, social activists and scientists estimate the project negatively. For example, the former head of the Mogochinsky district, Dmitry Plyukhin, believes that for the declared capacity of the central industrial complex in the province there simply is not enough forest resources, and the pulp mill itself for the Chinese is not the main thing: they are primarily interested in the bridge to the strategically important area of ​​the border area, from where take out the forest. Scientists are convinced that the construction carries high environmental risks for the region, related both to the prospect of cutting down 2 million hectares of forests and to disturbing the water-ecological balance on the upper tributaries of the Amur. The same opinion is expressed by international experts who sent a letter to the Shenzhen Stock Exchange, where the sale of shares of the Sinbahn company was supposed, a letter with recommendations to refrain from bidding. Thus, the investor may simply not have the funds for the completion of the CPC.

NEW START

It is obvious that shifts in the regional economy were little connected with strategic plans, and the strategy itself no longer reflects the changed reality. The sluggish achievements in the development of Transbaikalia recently forced the federal center to take action: in 2018, the Government of the Russian Federation approved a development plan for the Trans-Baikal Territory before 2025, with funding of 42,7 billion rubles (federal and extrabudgetary). The plan envisages such measures as the development of tourism, transport and border infrastructure, the development of timber processing in the western regions, the creation of the Amazar Russian-Chinese industrial park, the stimulation of the influx of residents in the Krasnodar Territory Territory, the rise of agriculture, the development of the Berezovsky deposit, the construction of electrical networks and the reconstruction of Chita airport. It’s too early to judge the realism of these plans.

Thus, the new team of the acting governor Osipov’s governor-general’s management team managed to get a rather contradictory asset: on the one hand, the region has a lot of prospects and potential development directions, on the other hand, it has many problems with the realization of these prospects and maintaining the normal operation of both production and supporting infrastructure . The 2013 strategy of the year was based on a very idealistic view of the translation of the development impulse of the raw “points of growth” into the surrounding economic space; if these expectations come true, then partly with a long delay. In addition, it cannot be argued that investments in “pivotal investment projects” under existing regulatory conditions can generate a sufficient impetus for development in the form of tax deductions and employment of the population.

We can assume that the bet on resources has not been justified, primarily due to the fact that the management of the process of their use is taken out of the region: Transbaikalia is a supplier of raw materials for Chinese industry, and mining companies get a minimum of profit, which still needs to be shared with local budget. In cases where products are shipped to world markets, the beneficiaries are Russian corporations - operators with access to these markets. The exit from this classical trap of raw materials regions is usually seen either in building a full production cycle on its territory, or in diversifying the economy. In this case, the first path is unlikely, and for the second it is not enough just to establish a development corporation - a special diversification program is required. And, in any case, measures are needed to increase the tax return from mining projects.

The success of the bid for the establishment in the region of a new TOR, recently announced by the plenipotentiary Yuri Trutnev, will depend on the quality of the site design. The rich experience of the Far Eastern subjects allows to conclude about the insufficiency of the establishment of a Torah for the prosperity of the surrounding area - after the solemn opening act, many factors come into play, such as the presence / absence of infrastructure, labor and its qualifications, potential markets for products, etc. We hope that the new leadership of the region takes into account these circumstances and attaches due importance to the preparation of draft PDAs.

Above it was shown that the mere presence of seemingly favorable factors for development is not enough - at best, the strategy boils down to waiting for the arrival of an “investor” who does everything, at worst, instead of development, depression appears. Understanding the reasons for a simple SWOT analysis can no longer be done; a clear understanding of the picture of what is happening, including not only iron and concrete in the territory, but also the whole encompassing system into which the territory is inscribed — foreign markets, production chains, internal and external stakeholders, and and so on, because without an understanding of the structure of the ambient system one cannot control the comprehensive one. It is said that half a century ago, it took Peter Checkland the classic system theory theory for several years to describe the UK health care system and provide recipes for its reform. Today, management tasks have not become easier, but the accumulated tools and experience of predecessors make it possible to solve them much faster.

August 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

К западу от Дальнего Востока

Как развивается и планирует развиваться Забайкалье, разбиралось EastRussia

EastRussia продолжает публикации в жанре «Стратегия развития региона: что планировали сделать и что из этого получилось». На сей раз в фокусе внимания оказалось новое приобретение ДФО – Забайкальский край, вместе с Бурятией недавно переданный от Сибири Дальнему Востоку, очевидно, для того чтобы стимулировать депрессивную местную экономику дальневосточными мерами поддержки. EastRussia разбирается, что происходит в одном из новых субъектов ДФО и при каких условиях «дальневосточная» поддержка может ему помочь.

К западу от Дальнего Востока
Фото: zabmedia.ru

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

По географии, ресурсам и хозяйственному укладу Забайкальский край, образованный в 2008 году слиянием Читинской области и Агинского Бурятского АО, представляет собой вполне дальневосточный регион: имеет военный округ и пункты пропуска на границе с Китаем и Монголией, низкую плотность заселения (2,6 чел/кв. км), большие запасы леса и полезных ископаемых, слаборазвитую транспортную и энергетическую инфраструктуру, а также холодный климат. Фишка края – урановые месторождения в Восточном Забайкалье (г. Краснокаменск), на которых работает ПАО «ППГХО имени Е.П. Славского» (входит в структуру «Росатома»).

Основой экономики являются угольные месторождения (Харанорское, Тунгуйское, Восточное, Апсатское), а также ряд месторождений цветных и черных металлов: знаменитое Удоканское (медь), Березовское (железная руда), Быстринское (золото, медь, железо) и целый ряд золотоносных россыпей, а также значительный лесной фонд. В части транспорта край располагает сразу двумя железными дорогами – Транссиб и БАМ, а также наиболее оживленным в округе пограничным пунктом пропуска Забайкальск – Манчжурия.

Несмотря на имеющиеся ресурсы, Забайкалье занимает последние места в рейтингах по целому ряду параметров: качеству жизни (83 место в 2018 году), социально-экономическому положению (65 место), и другим. Падение уровня жизни вызывает депопуляцию: с 1990 по 2018 год численность населения в регионе уменьшилась почти на 300 тыс. человек, отрицательный прирост населения сохраняется.

Бюджет субъекта дотационный: согласно данным краевого министерства финансов, из запланированных на 2018 год доходов консолидированного бюджета в 83,37 млрд рублей 42,7 млрд составляют собственные налоговые доходы, ещё чуть более 2 млрд – неналоговые, и 40,6 млрд (т.е., почти половину) – «безвозмездные поступления из бюджетов РФ». О качестве госуправления за предыдущий период можно судить по оценке эффективности реализации госпрограмм за 2016 год: из 28 госпрограмм полностью была выполнена всего одна, степень выполнения остальных варьирует от 90% до 0%.

ЧТО ПЛАНИРОВАЛОСЬ

Стратегия социально-экономического развития региона была принята в 2013 году, в её основе лежал сценарий «сбалансированного роста», предполагавший распространение развития от «точек роста» (опорных инвестпроектов), за счёт их мультипликативного влияния, к пространству развития. Этот переход должен был осуществиться через внедрение новых производственных технологий в горнодобывающей промышленности, переработке и машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве и лесозаготовках. К благоприятным предпосылкам такого сценария были отнесены: транспортно-географическое положение, выгодное для реализации транзита в АТР, близость растущего Китая, наличие ресурсов, нормативной базы, квалифицированных кадров и опыта взаимодействия власти с бизнесом.

Стратегия также предполагала создание пула «институтов развития», формирование кластеров, развитие транспортной логистики и углубленной переработки сырья, привлечение инвестиций во все сферы, включая социальную, рост внешней торговли, а также учреждение целого ассортимента «зон опережающего развития» со специализациями в горнодобывающей, перерабатывающей промышленности, лесозаготовках, туризме и сельском хозяйстве.

ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ

Институты развития действительно были созданы: в Забайкалье функционируют Фонд инвестиционного развития, Корпорация развития, Фонд развития промышленности, Региональный центр инжиниринга. Правда, каких-либо сведений о результатах деятельности этих учреждений на сайте правительства края обнаружить не удалось, за исключением отчета ФРП о выдаче 15,7 млн руб. микрокредитов в 2017 году и 89 млн поддержки малому бизнесу годом ранее.

Учреждены также два промышленных парка – Краснокаменский и Могойтуйский, в Краснокаменске в 2016 году создана ТОР (по линии Минэкономразвития), но каких-либо данных о деятельности этих парков в публичном доступе нет. Многочисленные парки, запланированные в Стратегии (агроиндустриальные в Агинском Бурятском округе, Приаргунском районе, совместный агропарк с Бурятией, кластер деревообработки в западных районах и Кадалинский промышленный парк в Чите), остались на бумаге. Не появились и туристические кластеры (Читинский, Забайкальский), хотя туристический сегмент медленно растёт, в основном, за счет внутреннего спроса.

Зато много событий в горнорудной отрасли края. Активно добывается уголь на Апсатском месторождении (входит в СУЭК). В 2017 году был запущен Быстринский ГОК, (оператор проекта - «Норникель») строительство которого оценивается в $1,5 млрд. На проектную мощность переработке 10 млн т руды в год комбинат должен выйти к концу 2019 г. Год назад было подписано соглашение о запуске разработки Ключевского золотого месторождения, в которое вложились китайские инвесторы. Также китайскими инвесторами производится добыча руды и экспорт в Китай с Нойон-Тологойского полиметаллического и Березовского железорудного месторождений. На этапе проекта освоения Берёзовского предполагалось строительство ГОКа, но об этом никакой информации нет.

Похоже, что сдвинулся с места долгострой Удоканского месторождения: на инвестфоруме в Сочи «Байкальская горная компания» (входит в холдинг «Металлоинвест») подписала с банками соглашение о финансировании начала освоения месторождения и строительства горно-металлургического комбината. Остались до сих пор не реализованными анонсированные в Стратегии планы освоения Бугдаинского (молибден) и Чинейского (титано-магнетитовые руды) месторождений.

Основным покупателем сырья является Китай: в 2017 году из Забайкалья в КНР через местные пункты пропуска было поставлено 62,2 млн т железной руды, 39,3 млн т свинцового и 47 млн т цинкового концентрата, 134 млн т каменного и 200 млн т бурого угля.

При этом налог на добычу полезных ископаемых, который, казалось бы, должен составлять значительную долю в доходах края, в 2018 году запланирован в объёме всего в 1,5 млрд руб. (3,5% от доходов бюджета) – для региона, в котором добыча полезных ископаемых является основой экономики, эта цифра кажется чрезмерно низкой.

ЛЕС

Леспром Забайкалья пребывает в удручающем состоянии. Наряду с постоянными пожарами, основные проблемы отрасли – это монопольный рынок покупателя (Китай), низкий уровень технической вооружённости предприятий и истощение экономически доступных лесосырьевых ресурсов. Если до повышения пошлин на вывоз круглого леса китайцы планомерно снижали закупочные цены на него, то после 2011 года тактика изменилась: теперь на приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока работает масса деревообрабатывающих предприятий (лесопилок), созданных на китайские деньги и продающих обработанные лесоматериалы, фактически, сами себе по заниженной, по отношению к ценам внутреннего рынка, стоимости. В Забайкалье эти переработчики также скупают нелегально заготовленную древесину на пунктах приёма и отгрузки древесины, с последующим вывозом в Китай. Недавнее объединение импортеров в союз также вызывают опасения, поскольку китайцы будут стремиться упростить процедуры покупки, легализации и доставки российского древесного сырья на свои перерабатывающие предприятия.

В лесной сфере Стратегия ставила на среднесрочный период - к 2020 году - достаточно расплывчатые задачи, такие как «создание более 1000 новых рабочих мест», «увеличение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций лесного комплекса до 50%» и «увеличение объемов производства конкурентоспособной (высокосортной) продукции из древесины в 2 раза за счет создания модернизированных производств по глубокой переработке древесины». Удалось ли их выполнить – неизвестно, так как на сайте правительства края никакой информации о состоянии лесов и объемах лесозаготовок нет. По данным экологов, леса Забайкалья из-за постоянных пожаров и вырубок деградируют, и на два больших проекта – Амазарский ЦБК и Краснокаменский ЛПК – лесного фонда уже не осталось.

Косвенно определить объемы экспорта леса можно по данным Забайкальской таможни. Экспорт древесины в Китай в 2017 году составил 20 тыс. т круглого леса стоимостью $2,1 млн (за 9 месяцев 2018 года – 11 тыс. т на $1 млн), и почти полмиллиона тонн лесоматериалов на сумму $38,3 млн (за январь-сентябрь 2018-го – 374,8 тыс. т на $27,1 млн). Таким образом, экспорт леса в Китай ежегодно растёт, хотя доля в нём круглого леса официально снижается.

В стратегии были запланированы несколько масштабных проектов по лесопереработке – деревообрабатывающий кластер в западных районах края и Амазарский целлюлозно-промышленный комбинат в Могочинском районе. Про кластер сведений в сети не обнаружилось, а вот ЦПК уже 15 лет находится в центре внимания забайкальской общественности, главным образом, из-за скандальности проекта. По мнению чиновников и депутатов, проект является для края приоритетным, в нём будет создано более 3000 рабочих мест. Для обеспечения сырьём выделены большие лесные участки, инвестор – компания «Синбан» из провинции Хэйлунцзян – планирует вложить в ЦПК 41 млрд рублей, уже построен лесопильный завод. Для успешной работы ЦПК китайцы готовы сами построить мост через Амур между пунктами Покровка и Логухэ.

Но экологи, общественники и учёные оценивают проект негативно. Например, бывший глава Могочинского района Дмитрий Плюхин считает, что для заявленной мощности ЦПК в крае просто не хватит лесных ресурсов, и сам целлюлозный комбинат для китайцев – не главное: их интересует, в первую очередь, мост в стратегически важный район приграничной территории, откуда можно вывозить лес. Учёные убеждены, что стройка несет высокие экологические риски для края, связанные как с перспективой вырубки 2 млн га лесов, так и с нарушением водно-экологического баланса на верхних притоках Амура. К этому же мнению склоняются и международные эксперты, направившие в адрес Шеньчженьской биржи, где предполагалась продажа акций компании «Синбан», письмо с рекомендациями воздержаться от торгов. Таким образом, для достройки ЦПК у инвестора может просто не оказаться средств.

НОВЫЙ СТАРТ

Очевидно, что подвижки в экономике края были мало связаны со стратегическими планами, а сама стратегия уже не отражает изменившуюся реальность. Вялые достижения в развитии Забайкалья недавно заставили федеральный центр принять меры: в 2018 году Правительством РФ был утвержден план развития Забайкальского края до 2025 года, с финансированием в 42,7 млрд рублей (федеральных и внебюджетных). План предполагает такие меры, как развитие туристической, транспортной и приграничной инфраструктуры, развитие лесопереработки в западных районах, создание Амазарского российско-китайского промпарка, стимулирование притока резидентов в ТОР Краснокаменск, подъём сельского хозяйства, освоение Берёзовского месторождения, строительство электросетей и реконструкцию аэропорта Читы. О реалистичности этих планов судить пока рано.

Таким образом, новой команде ВРИО губернатора Осипова достался в управление довольно противоречивый актив: с одной стороны, регион обладает массой перспектив и потенциальных направлений развития, с другой – имеет множество проблем с реализацией этих перспектив и с поддержанием нормального функционирования как производственной, так и обеспечивающей инфраструктуры. Стратегия 2013 года базировалась на весьма идеалистическом представлении о трансляции развивающего импульса сырьевых «точек роста» в окружающее экономическое пространство; если эти ожидания и сбываются, то частично и с большой задержкой. Кроме того, нельзя утверждать, что вложения в «опорные инвестпроекты» в существующих нормативных условиях могут генерировать достаточный для развития импульс в виде налоговых отчислений и занятости населения.

Можем предположить, что ставка на ресурсы не оправдалась, в первую очередь, из-за того, что управление процессом их использования вынесено за пределы региона: Забайкалье является поставщиком сырья для китайской промышленности, и добывающим компаниям достаётся минимум прибыли, которую ещё нужно поделить с местным бюджетом. В тех случаях, когда продукция поставляется на мировые рынки, бенефициарами выступают российские корпорации – операторы, имеющие на эти рынки доступ. Выход из этой классической ловушки сырьевых регионов обычно видится либо в построении на своей территории полного цикла производства, либо в диверсификации экономики. В данном случае первый путь маловероятен, а для второго недостаточно просто учредить корпорацию развития – потребуется специальная программа диверсификации. И, любом случае, необходимы меры по повышению налоговой отдачи от добывающих проектов.

Успешность ставки на учреждение в крае новой ТОР, недавно заявленной полпредом Юрием Трутневым, будет зависеть от качества проектирования площадок. Богатый опыт дальневосточных субъектов позволяет сделать вывод о недостаточности учреждения ТОРа для процветания окружающей местности – после торжественного акта открытия в действие вступают многочисленные факторы вроде наличия/отсутствия инфраструктуры, рабочей силы и её квалификации, потенциальных рынков сбыта продукции и т.д. Надеемся, что новое руководство края учитывает эти обстоятельства и придаёт должное значение подготовке проектов ТОР.

Выше было показано, что одного наличия благоприятных, казалось бы, факторов для развития недостаточно - в лучшем случае, стратегия сводится к ожиданию прихода «инвестора», который всё сделает, в худшем вместо развития появляется депрессия. Для понимания причин простым SWOT-анализом уже не обойтись, нужно ясное понимание картины происходящего, включающей не только наличествующие на территории железо и бетон, но и всю объемлющую систему, в которую территория вписана – внешние рынки, производственные цепочки, внутренних и внешних стейкхолдеров, и так далее, поскольку без понимания структуры объемлющей системы нельзя управлять объемлемой. Говорят, полвека назад классику системной теории Питеру Чекланду потребовалось несколько лет, чтобы описать систему здравоохранения Великобритании и выдать рецепты по её реформированию. Сегодня задачи управления проще не стали, но наработанный инструментарий и опыт предшественников позволяют решать их значительно быстрее.

Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике