Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Far East: state ambitions and real quality of life - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Качество жизни

The Far East: State ambitions and the real quality of life

Качество жизни

According to scientists from Moscow State University, the Far Eastern regions have not yet emerged in the general rating of the development rates of the subjects of the Russian Federation.

The Laboratory of Mathematical Methods of Political Analysis and Forecasting of Moscow State University assessed the quality of life of the population of Russian regions and how it changed from 2006 to 2012 year. Considerable attention was paid to the Far East at the request of EastRussia.ru, a region that the state declared with the mouths of its leaders as a priority in the country's regional development strategy.

"Quality of life" is a concept that representatives of several sciences operate at once: economists, geographers, sociologists, demographers and others. According to this parameter, integrated from various statistical data on a rather complex multistage formula, it becomes possible to assess the level and dynamics of social development of individual regions and the country as a whole with maximum objectivity. That is why the attention of political scientists to the problems of the quality of life is justified: it is the foundation on which key processes in the political and social sphere are based. It is this indicator that makes it possible to judge the greater or lesser effectiveness of a particular political system, the quality of the state's managerial activity, and the development of public structures and institutions.

In European countries, relatively small in area and more or less homogeneous in climatic, economic, ethnic and social terms, the quality of life index is usually calculated for the entire country. In Russia, one cannot ignore the enormous size of the state and the significant disproportions between its separate parts. Therefore, the calculation is carried out for individual regions using a single methodology, after which a comparison of regional indicators among themselves, as well as the dynamics of development, is investigated.

The quality of life and the standard of living are different concepts, primarily in terms of their "bulk". The standard of living is an indicator reflecting the well-being of the population (income level, the ability to meet the basic needs of citizens in food, housing, medicines, etc.). The quality of life is a much broader concept, which includes not only the material well-being of people, but also the opportunities for access to quality health care, social security, transport, communications and communications, cultural activities, etc.).

Scientists from the Moscow State University in their study assessed the quality of life of the regions of the Russian Federation, achieved by 2012, and how it changed from 2006 year to 2012 year. The conclusions were based exclusively on official data of the Federal Service of State Statistics of the Russian Federation. This allowed us to evaluate and compare the effectiveness of the activities of regional administrations and the political system of Russia as a whole with maximum objectivity. And although citizens' self-perception and expert assessments serve as important indicators for assessing the quality of life, in this case they would somewhat distort the real picture precisely because of their inevitable subjectivity and interrelationship with political campaigns or processes.

The researchers included in the final quality of life index integrated data on five thematic blocks: personal security (the number of murders for 100 thousand people), the housing conditions of citizens (including the proportion of total living space equipped with running water, the proportion of dilapidated and emergency housing stock in the total The area of ​​housing stock, the total area of ​​residential premises, an average per resident); Social sphere (the share of the population with cash incomes below the subsistence minimum, the Gini index, the unemployment rate according to the ILO methodology); Health of the population (infant mortality rate, average life expectancy) and ecology (amount of pollutant emissions per capita). It was also assessed how the quality of life indicator changed over time in different regions. This made it possible to identify in which regions the development model was more or less successful.

Regions with the optimal type of development of the quality of life in Russia (the "5" rating on a five-point scale) revealed only 8, one of them (Nenets Autonomous District) clearly lacked statistical data for building a qualitative model. In the Far East, two best students are the Magadan Region and the Republic of Sakha (Yakutia). In the 62 constituent entities of the Russian Federation, the cases were "four" and there was a slowdown in the pace of development. "Троечники" (they turned out to be 13) slowed down in the last two years and in some cases demonstrated instability of development - from temporary successes to recessions and back. However, the decline in the quality of life was not catastrophic. Fortunately, there were no "doubles" among the Russian regions in recent years.

Particular attention in this study was given to the regions of the Far East. The scientists' conclusion is unambiguous: the level of quality of life in this federal district does not yet correspond to the ambitious strategies put forward in the capital, nor to the funds from the federal treasury invested in such programs. The best in this sense region - the resource-provided Sakhalin region - in 2012 took only 47 place in the general list of Russian territories. 48 and 55 are occupied by the Magadan Region and the Kamchatka Territory, respectively. These three regions have the highest quality of life index in the Far Eastern Federal District. And, interestingly, the quality of life of citizens does not directly depend on how developed the region's economy is: Kamchatka and Magadan are ahead of Primorye and the Khabarovsk Territory.

The Amur region, the Republic of Sakha (Yakutia), the Jewish Autonomous Region and the Chukotka Autonomous Region are among the outsiders on both the Far Eastern and the All-Russian backgrounds. In 2012, they are ranked from 77 to 81 and are among the most problematic regions in the country. This is clearly seen when comparing specific indices of quality of life (see table).

Level of
QL 2011
Level of
QL 2012
Rank
QL 2011
Rank
QL 2012
Evaluation of dynamics
development
Sakhalin Region 0,86 0,86 47 47 4
Magadan region 0,86 0,86 49 48 5
Kamchatka 0,85 0,85 54 55 3
Primorsky Krai 0,82 0,82 64 63 4
Khabarovsk Krai 0,80 0,81 68 64 4
Amur Region 0,72 0,71 76 77 4
The Republic of Sakha (Yakutia) 0,71 0,70 77 78 5
Jewish Autonomous Region 0,66 0,67 79 79 4
Chukotka Autonomous Okrug 0,74 0,62 74 81 4 (Unsustainable Development)


At the same time, the indices of the development dynamics of the Far Eastern territories are encouraging. In terms of its development, the region is ahead of Russia as a whole - in this sense, federal resources and programs still seem to "work" (see figure).

At the same time, the authors of the study call a number of factors that cause concern, despite the good dynamics of the development of the Far Eastern region:

· The development of a part of the territories is very unstable, and these are the most problematic regions, such as Chukotka and the Jewish Autonomous Region.

• Stagnation processes began in Yakutia and the Amur Region, which are still quite far from the average Russian level. There are no guarantees that in the near future they will be able to maintain a good dynamic of development.

· Negative trends also appear in the "group of leaders", and the Kamchatka Krai is especially worried. On the one hand, stagnation was clearly indicated, on the other - a sharp dip in the crisis year 2009 indicates a systemic instability of the development model.

In general, the picture in all regions of the Far East is approximately the same. Almost everywhere the level of quality of life is not higher, but mainly lower than the average Russian. The only exception is the sphere of housing and utilities, where there are leaders in the face of the Magadan Region, the Kamchatka Territory and the Chukotka Autonomous District. However, this appears to be locally conditioned indicators related to the effect of the "low base" (a newer infrastructure in the territories mastered in a later period of time). The lowest indicators for regions-outsiders - in the field of public health and ecology. The list includes, for example, the Republic of Sakha, which traditionally holds high positions on economic indicators, but has demonstrated relatively low health indicators.



Security Housing and utilities Social
Domain
Healthy-
Safeguarding
Ecology
Sakhalin Region 64 32 59 56 63
Magadan region 61 11 42 72 65
Kamchatka 54 8 43 75 50
Primorsky Krai 68 55 48 71 49
Khabarovsk Krai 72 33 40 76 43
Amur Region 76 73 46 79 60
The Republic of Sakha (Yakutia) 75 80 71 67 62
Jewish Autonomous Region 77 74 58 80 59
Chukotka Autonomous Okrug 78 5 32 82 75

All these factors, the authors conclude, show that today the Far East has not made the "jerk" that is expected of it, and remains on the Russian background "periphery" and "province." Inside this district, the differences between the leading regions and outsiders are clearly visible. However, those who are now showing relatively favorable results are at any moment at risk of recoiling: development is extremely unstable, it is quite possible to increase stagnation processes, which will inevitably worsen the overall quality of life of citizens.

Leaders and outsiders on the quality of life in 2012

Quality
Life 2012
Rank 2012 Quality
Life 2012
Rank 2012
St. Petersburg 1,00 1 Nenets Autonomous Area 0,75 73
Kaliningrad region 0,96 2 Rep. Dagestan 0,75 74
The Republic of Tatarstan 0,95 3 Rep. Altai 0,74 75
Belgorod region 0,95 4 Trans-Baikal Territory 0,72 76
Murmansk region 0,94 5 Amur Region 0,71 77
Moscow 0,94 6 Rep. Sakha (Yakutia) 0,70 78
Moscow region 0,94 7 Jewish Autonomous Region 0,67 79
Voronezh region 0,93 8 Rep. Ingushetia 0,62 80
Lipetsk region 0,93 9 Chukotka 0,62 81
Rep. North Ossetia Alania 0,93 10 Rep. Tyva 0,37 82
Russia 0,85 0,85

The full report, as well as a table of results are available as follows. link.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Качество жизни

Дальний Восток: государственные амбиции и реальное качество жизни

Качество жизни

По данным ученых из МГУ, дальневосточные регионы пока так и не вырвались вперед в общем рейтинге темпов развития субъектов Российской Федерации.

Лаборатория математических методов политического анализа и прогнозирования МГУ оценила качество жизни населения российских регионов и то, каким образом оно менялось с 2006 по 2012 год. Значительное внимание в ходе этого исследования по просьбе EastRussia.ru уделялось Дальнему Востоку – региону, который государство устами своих первых лиц провозгласило приоритетным в региональной стратегии развития страны.

«Качество жизни» - понятие, которым оперируют представители сразу нескольких наук: экономисты, географы, социологи, демографы и другие. По этому параметру, интегрированному из различных статистических данных по достаточно сложной многоступенчатой формуле, становится возможным с максимальной объективностью оценить уровень и динамику социального развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Именно поэтому вполне обосновано и внимание политологов к проблемам качества жизни: это тот фундамент, на котором основываются ключевые процессы в политической и социальной сфере. Именно этот показатель позволяет судить о большей или меньшей эффективности той или иной политической системы, о качестве управленческой деятельности государства и о развитии общественных структур и институтов.

В государствах Европы, сравнительно небольших по площади и более-менее однородных в климатическом, экономическом, этническом и социальном плане, индекс качества жизни обычно вычисляется применительно ко всей стране. В России нельзя не учитывать огромные размеры государства и значительные диспропорции между отдельными его частями. Поэтому расчет ведется для отдельных регионов по единой методике, после чего исследуется сравнение региональных показателей между собой, а также динамика развития.

Качество жизни и уровень жизни - понятия разные, в первую очередь по своей «объемности». Уровень жизни – это показатель, отражающий благосостояние населения (уровень доходов, возможность удовлетворения базовых потребностей граждан в еде, жилье, лекарствах и т.д.). Качество жизни – гораздо более широкое понятие, которое включает в себя не только материальное благополучие людей, но и возможности доступа к качественному здравоохранению, соцобеспечению, транспорту, связи и коммуникациям, культурной деятельности и пр.).

Ученые из МГУ в своем исследовании оценивали качество жизни регионов РФ, достигнутое к 2012 году, и то, как оно менялось с 2006 год по 2012 год. Выводы базировались исключительно на официальных данных Федеральной службы государственной статистики РФ. Это позволяло с максимальной объективностью оценить и сравнить эффективность деятельности региональных администраций и политической системы России в целом. И хотя самоощущение граждан и экспертные оценки служат важнейшими индикаторами оценки качества жизни, в данном случае они бы несколько исказили реальную картину именно в силу своей неизбежной субъективности и взаимосвязи с политическими кампаниями или процессами.

Исследователи включили в итоговый индекс качества жизни интегрированные данные по пяти тематическим блокам: безопасность личности (число убийств на 100 тысяч населения), жилищные условия граждан (в том числе удельный вес общей жилой площади, оборудованной водопроводом; удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя); социальная сфера (доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; индекс Джини; уровень безработицы по методологии МОТ); здоровье населения (уровень младенческой смертности; средняя ожидаемая продолжительность жизни) и экология (количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на душу населения). Оценивалось и то, как менялся в различных регионах показатель качества жизни с течением времени. Это позволяло выявить, в каких регионах модель развития оказалась более или менее успешной.

Регионов с оптимальным типом развития качества жизни в России (оценка «5» по пятибалльной шкале) было выявлено всего 8, из них по одному (Ненецкому АО) явно недоставало статистических данных для построения качественной модели. На Дальнем Востоке два отличника – Магаданская область и Республика Саха (Якутия). В 62 субъектах РФ дела шли «на четверку» и наблюдалось замедление темпов развития. «Троечники» (их оказалось 13) сбавили темпы в последние два года и в некоторых случаях демонстрировали неустойчивость развития – от временных успехов к спадам и обратно. Впрочем, снижение качества жизни катастрофическим не было. «Двоечников» среди российский регионов в последние годы, к счастью, выявлено не было.

Особое внимание в этом исследовании было уделено регионам Дальнего Востока. Вывод ученых однозначен: уровень качества жизни в этом федеральном округе пока что не соответствует ни амбициозным стратегиям, выдвинутым в столице, ни вложенным в подобные программы средствам из федеральной казны. Лучший в этом смысле регион - ресурсно-обеспеченная Сахалинская область - в 2012 году заняла лишь 47 место в общем перечне российских территорий. 48 и 55 место занимают Магаданская область и Камчатский край соответственно. Эти три региона обладают наивысшим в Дальневосточном федеральном округе индексом качества жизни. Причем, что интересно, качество жизни граждан не зависит напрямую от того, насколько развита экономика региона: Камчатка и Магадан опережают Приморье и Хабаровский край.

В число аутсайдеров и на дальневосточном, и на общероссийском фоне попали Амурская область, Республика Саха (Якутия), Еврейская АО и Чукотский АО. В 2012 году они занимают места с 77 по 81 и являются одними из самых проблемных регионов в масштабах страны. Достаточно наглядно это видно при сравнении конкретных индексов качества жизни (см. таблицу). 

Уровень
КЖ 2011
Уровень
КЖ 2012
Ранг
КЖ 2011
Ранг
КЖ 2012
Оценка динамики
развития
Сахалинская область 0,86 0,86 47 47 4
Магаданская область 0,86 0,86 49 48 5
Камчатский край 0,85 0,85 54 55 3
Приморский край 0,82 0,82 64 63 4
Хабаровский край 0,80 0,81 68 64 4
Амурская область 0,72 0,71 76 77 4
Республика Саха (Якутия) 0,71 0,70 77 78 5
Еврейская АО 0,66 0,67 79 79 4
Чукотский авт.округ 0,74 0,62 74 81 4 (неустойч. развитие)


В то же время обнадеживают показатели динамики развития дальневосточных территорий. По темпам своего развития регион опережает Россию в целом – в этом смысле федеральные ресурсы и программы все-таки, видимо, «работают» (см. рисунок).

При этом авторы исследования называют ряд факторов, которые вызывают тревогу, несмотря на неплохую динамику развития Дальневосточного региона:

· развитие части территорий очень нестабильно, причем это самые проблемные регионы, такие как Чукотка и Еврейская АО.

· Начались стагнационные процессы в Якутии и Амурской области, которым еще довольно далеко даже до среднероссийского уровня. Нет никаких гарантий того, что в ближайшем будущем они смогут удержать хорошую динамику развития.

· Негативные тенденции проявляются и в «группе лидеров», причем особенно тревожно выглядит Камчатский край. С одной стороны, явно обозначилась стагнация, с другой - резкий провал в кризисный 2009 год свидетельствует о системной неустойчивости модели развития.

В целом же картина во всех регионах Дальнего Востока примерно схожая. Почти везде уровень качества жизни не выше, а преимущественно ниже среднероссийского. Единственное исключение - сфера ЖКХ, где имеются лидеры в лице Магаданской области, Камчатского края и Чукотского АО. Однако это, видимо, локально обусловленные показатели, связанные с эффектом «низкой базы» (более новая инфраструктура на территориях, освоенных в более поздний период времени). Наиболее низкие показатели у регионов-аутсайдеров – в области здоровья населения и экологии. В их список попала, к примеру, Республика Саха, традиционно занимающая высокие позиции по экономическим показателям, однако продемонстрировавшая относительно низкие показатели здоровья населения.

Безопасность ЖКХ Социальная
сфера
Здраво-
охранение
Экология
Сахалинская область 64 32 59 56 63
Магаданская область 61 11 42 72 65
Камчатский край 54 8 43 75 50
Приморский край 68 55 48 71 49
Хабаровский край 72 33 40 76 43
Амурская область 76 73 46 79 60
Республика Саха (Якутия) 75 80 71 67 62
Еврейская АО 77 74 58 80 59
Чукотский авт.округ 78 5 32 82 75

Все эти факторы, заключают авторы исследования, показывают, что на сегодня Дальний Восток так и не совершил «рывка», который от него ждут, и остается на российском фоне «периферией» и «провинцией». Внутри этого округа четко видны различия между регионами-лидерами и аутсайдерами. Однако и те, кто сейчас демонстрирует относительно благополучные результаты, в любой момент рискуют откатиться назад: развитие крайне неустойчиво, вполне возможно усиление стагнационных процессов, что неизбежно ухудшит общее качество жизни граждан.

Лидеры и аутсайдеры по качеству жизни в 2012 г.

Качество
жизни 2012
Ранг 2012 Качество
жизни 2012
Ранг 2012
г. Санкт-Петербург 1,00 1 Ненецкий АО 0,75 73
Калининградская область 0,96 2 Респ. Дагестан 0,75 74
Республика Татарстан 0,95 3 Респ. Алтай 0,74 75
Белгородская область 0,95 4 Забайкальский край 0,72 76
Мурманская область 0,94 5 Амурская область 0,71 77
г. Москва 0,94 6 Респ. Саха (Якутия) 0,70 78
Московская область 0,94 7 Еврейская АО 0,67 79
Воронежская область 0,93 8 Респ. Ингушетия 0,62 80
Липецкая область 0,93 9 Чукотский АО 0,62 81
Респ. Северная Осетия-Алания 0,93 10 Респ. Тыва 0,37 82
Россия 0,85 0,85

Полный текст доклада, а также таблица результатов доступны по следующей ссылке