Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Кадры за кадром

Как дальневосточные работодатели решают кадровый вопрос

Как показывают подсчеты Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК), для реализации новых проектов до 2021 года в округе потребуется создать 90 тысяч рабочих мест. И это без учета сотрудников, которые потребуются для роста действующим компаниям.

Кадры за кадром
Фото: aapsky / Shutterstock.com
РЕАЛЬНОСТЬ И ПРОГНОЗЫ
– Уже сейчас инвесторы сталкиваются с ситуацией, когда, приходя на территорию, решают вопросы, имеющие отношение к земле, зданиям, производству, мощностям, подключению к сетям, но не могут решить вопросы кадров. Таким образом, мы имеем ситуацию, когда рынок труда разбалансирован, и система образования ясных связей с рынком труда не имеет, – заявил первый замдиректора АРЧК Павел Игнатьев на расширенном заседании комитета по транспортным средствам и компонентам общественной организации «Деловая Россия».

А директор дальневосточного филиала российской компании интернет-рекрутинга HeadHunter (hh.ru) Ксения Аверина, выступая на Восточном нефтегазовом форуме, охарактеризовала удовлетворенность рынка вакансий словами «ниже среднего», объясняя, что специалисты считают ситуацию хорошей, когда на одну вакансию приходится шесть предложений. На Дальнем Востоке же, говорят исследования портала, этот показатель в первом полугодии находился в диапазоне от 4 до 4,3.  Больше всего вакансий работодатели ДФО предлагают в области продаж, в банковской сфере, на производстве, в строительстве и недвижимости, в области IT, а также транспорта и логистики.

По словам Павла Игнатьева, на сегодняшний день отраслевой прогноз о потребности в трудовых ресурсах в масштабе макрорегиона отсутствует. Но Агентство сделало прогноз наиболее востребованных профессий на несколько лет вперед, основываясь на информации об инвестиционных проектах, которые либо запущены, либо запустят в ДФО. Согласно ему, вырастет спрос на специалистов в строительной и судостроительной отраслей, отчасти благодаря строительству суперверфи на базе завода "Звезда" в приморском городе Большой Камень. Там в течение нескольких лет потребуется больше семи тысяч рабочих. Далее в списке также нефте- и газодобыча, химическая промышленность – за счет организации крупных нефтехимических производств в Приамурье и Приморьем. Увеличение спроса в разных отраслях составит от 45 до 80 процентов, и «при отсутствии достаточной образовательной инфраструктуры, может стать серьезной проблемой», – подчеркивает Игнатьев.

“Навигатор профессий”, подготовленный АРЧК, действительно дает подобную аналитику по будущему спросу на кадры. EastRussia уже освещало этот аналитический продукт, более того, он уже не один раз переиздавался. Вместе с тем, что достаточно существенно, данный прогноз включает в себя вновь создаваемые рабочие места (на основе данных по инвестпроектам), но не рассматривает рабочие места, выбывающие по разным причинам (оптимизация, сокращения, закрытия предприятий). 


В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
В поисках сотрудников завод «Звезда», якорный инвестор ТОР «Большой Камень», стал участником госпрограммы мобильной занятости и получил сертификат на привлечение работников из российских регионов. Каждый, кто приедет на «Звезду» по этой программе, получит 300 тысяч рублей: 225 – из бюджета, еще 75 – вложит предприятие. Завод уже заключил 18 договоров со студентами Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и Нижегородского государственного технического университета имени Алексеева о намерении трудоустроиться на предприятие. Участвовать в программе компания намерена и в будущем году.

– Призываю работодателей обратить внимание на эту программу, она сокращает расходы на привлечение и адаптацию персонала. Но вы должны быть уверены, что сможете задействовать работника три года. Это, пожалуй, действенная мера поддержки, которая работает в ДФО по части привлечения персонала, – говорит Павел Игнатьев, предлагая также работодателям самим озаботиться подготовкой кадров. По такому пути, к слову, несколько лет назад пошел автосборочный завод «Соллерс», с момента прихода в Приморье столкнувшийся с нехваткой квалифицированного персонала. Действующий там учебный центр позволят новым сотрудникам получить необходимые компетенции.

О создании корпоративного учебного на базе Уссурийского локомотиворемонтного завода (УЛРЗ) – крупнейшего производственного подразделения компании в регионе, заявило и ООО «ЛокоТех».

– На Дальнем Востоке идет жесткая конкуренция за рабочую силу, и предприятия вынуждены переманивать друг у друга специалистов. Зачастую единственным выходом поиска сотрудников для работодателя является вахтовая система работы. При этом создается ситуация, когда в борьбе за квалифицированных работников искусственно завышаются зарплаты, тем самым повышается себестоимость продукции предприятий. Это значит, отечественные компании, создавая качественный продукт, не конкурентоспособны на рынке, – считает член генсовета «Деловой России», председатель Комитета по транспортным средствам и компонентам и гендиректор УК ООО «Локомотивные Технологии»  Алексей Белинский.

Белинский и Игнатьев солидарны: создание собственных учебных центров с получением образовательной лицензии поможет восполнить кадровый голод и пробелы в профильном образовании, и, как следствие, станет способствовать увеличению производительности труда.


ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Как считает председатель Приморского регионального отделения "Деловой России" Алексей Тимченко, практику создания учебных центров нужно тиражировать, а если это невозможно – привлекать в вузы специалистов с предприятий для чтения лекций и ведения практических занятий.

Но зачастую вузам и работодателям сложно найти точки соприкосновения. Как отмечают во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, несколько лет назад там был перестроен учебный процесс, и сейчас всю теорию будущие бакалавры получают за первые три года обучения, а на четвертом курсе на восемь месяцев отправляются на практику. В вузе обратили внимание, что такие выпускники больше готовы к реальной работе, более того, с ними охотнее имеют дело работодатели. Но при этом найти места практики, которые часто становятся первым местом работы выпускников, довольно сложно.

О проблемах с прохождением практики напоминает и заведующий кафедрой транспортных машин и транспортно-технологических процессов ДВФУ Сергей Угай: «Многие предприятия говорят – у нас свой процесс, и практиканты нам мешают. Но если нет практики, то из студента не получится  хорошего специалиста. Хотя иногда предприятия обращаются к нам напрямую, если им не хватает инженеров-специалистов…. Нам бы хотелось, чтобы предприятия, несмотря на трудности, сотрудничали с учебными заведениями по практике и дальнейшему трудоустройству», – предлагает он.

– Практика – идеальный способ приобретения навыков и компетенций, – уверена руководитель департамента персонала АО «ННК Приморнефтепродукт» Юлия Кейс, соглашаясь, что сотрудникам компании зачастую действительно некогда и неудобно уделять время практикантам, которые приходят эпизодически на краткосрочные практики.  По ее мнению подход к проведению практики нужно менять – они должны проходить реже, но стать длиннее – увеличиться с принятых в большинстве случаев двух недель, к примеру, до шести месяцев. Это было бы обоюдовыгодно: молодые специалисты успевали бы пройти полноценный период адаптации, развить профессиональные компетенции. Работодатель же – присмотреться к эффективным выпускникам и включить их в кадровый резерв.

Как сказала, выступая на профильной секции Восточного нефтегазового форума, директор Школы экономики и менеджмента (ШЭМ) ДВФУ Елена Гаффорова, ключом к решению кадровых вопросов макрорегиона является партнерство вузов, институтов развития и компаний.

– В современном мире существует устойчивый тренд — связь образования с экономикой, активная вовлеченность вузов в жизнь страны. Участие бизнеса в проектировании новых образовательных программ, совместное исследование человеческого капитала и реальных запросов работодателей, прогнозирование будущих потребностей рынка — все это в комплексе позволит обеспечить кадрами проекты развития Дальнего Востока, – подчеркнула она, отметив, что при поддержке АРЧК ШЭМ уже запустила несколько образовательных и научных проектов. В ДВФУ открыта первая в России программа для бизнесменов Executive MBA «Бизнес в Азии», где преподавателями выступают бизнесмены, которые создали в Азии свой бизнес и готовы поделиться со слушателями особенностями межкультурных коммуникаций, национальных  особенностей, возможных рисков и препятствий.

Чтобы обеспечить проекты региона необходимой научной базой и аналитикой, ДВФУ и АРЧК создали Исследовательский центр по вопросам демографического развития и Лабораторию человеческого капитала. Преподаватели и эксперты изучат миграцию и возвратную миграцию, разработают муниципальный стандарт демографического развития, подготовят анализ вахтового метода работы на Дальнем Востоке. Все это поможет понять перспективы и построить реальные планы борьбы за человеческие ресурсы.