Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Как помочь драйверам туристической отрасли ДФО

Сегодня, к сожалению, пока нельзя указать ни на один российский регион как на безусловный образец развития туризма

Однако можно уверенно говорить, что в России накоплен немалый успешный опыт отдельных туристических проектов. Более того, на Урале и в Восточной России есть успешные проекты, которые в силу сходных условий могут тиражироваться или быть основой для копирования эффективных решений в туристической сфере Дальнего Востока.

Как помочь драйверам туристической отрасли ДФО
Фото: Shutterstock.com

Владислав Шулаев

Сопредседатель комитета РАСО по брендингу и продвижению территорий, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ

Одно из условий быстрого роста туристической сферы ДФО – развитие проектов-драйверов, которые на следующем шаге помогут продвижению туристической сферы целого региона. И здесь важен баланс между стандартными решениями, гарантирующими положительный результат, в том числе и в денежном выражении, и индивидуальными разработками, которые, с одной стороны, потенциально могут обеспечить прорывные результаты, но, с другой стороны, несут в себе серьезные риски неудачного итога.

Опыт регионов показывает, что есть определенное число успешных для России форматов самоокупаемых проектов, которые эффективно реализуются при большом числе попыток в различных субъектах и в том числе служат делу продвижения территории. Это касается исторических ярмарок, полумарафонов, новогодних усадеб и так далее. Проанализировать применимость этого опыта к конкретной территории – отдельная работа.

Но есть унифицированные решения. В качестве одного из быстрореализуемых можно назвать организацию официальных сувенирных киосков с местной продукцией на территории аэропортов (местные деликатесы, чай и т. д.). Этот «ход» будет позитивно воспринят и путешественниками, и туристической индустрией, и местными производителями, и СМИ, и экспертами. Пример эффективной реализации такого стандарта – красноярский аэропорт Емельяново. Практически идеально этот вопрос решен в каспийской столице – магазины с астраханской рыбой работают и в местном аэропорту, и в аэропорту Краснодара.

Нужно отметить, что по прибытии на Дальний Восток у туристов часто возникает потребность в теплой одежде – шапках, шарфах, варежках, свитерах. Учитывая разницу температур, особенно в осенне-зимнее время, такие товары должны пользоваться спросом. Но ни в одном из аэропортов эта тема не раскрыта. В качестве хорошего образца (пусть и не в зале прилета) – юрта с сувенирами в Тальцах под Иркутском.

Еще одна перспективная идея – продажа сувениров, проявляющих целебные свойства, –реализована пока на Алтае и в Крыму. Но инвестиции в эту отрасль требуют сначала качественных исследований и проектирования.

Продвижение главных достопримечательностей – одна из первоочередных мер для развития туризма. В этом плане сложно объяснить редкое упоминание даже в официальных документах Сихотэ-Алиньского природного заповедника – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Причем скромно молчит и Приморский, и Хабаровский край. Мировая практика показывает, что столь высокий статус достопримечательности обычно выносят на главные страницы сайтов и первые обложки буклетов. Так же поступают и другие дальневосточные регионы, в которых присутствуют объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО (озеро Байкал,  природный парк «Вулканы Камчатки», природный заповедник «Ленские столбы»): обеспечивают информационную поддержку, занимаются организацией мероприятий, составляют маршруты и продумывают логистику.

В регионах ДФО немыслимое количество красивейших заповедников, парков и заказников, и в 2017 году – Году особо охраняемых природных территорий – можно реализовать много интересных проектов на их базе, но я бы рекомендовал для Хабаровского края и Приморья в этот период сосредоточить усилия на Сихотэ-Алине. Это будет хорошая проверка способности эффективно концентрировать ресурсы на ключевом направлении.

Да, есть в ДФО туристические направления, для которых безупречных аналогов в России нет. Как, например, для игорной зоны «Приморье» Владивостока. И здесь приходится двигаться методом проб и ошибок с оглядкой на обычно плохо транслируемый зарубежный опыт. В схожей ситуации гастрономический туризм, в числе российских лидеров которого оказались кухня и рестораны Владивостока, а также самобытные национальные якутские блюда. Если в туристический маршрут включают посещение трех лучших якутских ресторанов национальной кухни – «Чочур Муран», «Махтал», «Муус Хайа», то впору именно в столицу республики ездить учиться гастрономическому туризму коллегам из соседних регионов.

В то же время прекрасный турпродукт – ежегодная Бриллиантовая неделя в Якутске, во время которой ювелирные изделия продаются со скидкой, а в городе происходит ряд ярких событий, – явно не может набрать соответствующий масштаб. Проект потенциально может привлекать в несколько раз больше туристов со всего мира.



В 2014 году Владивосток вошел в рейтинг журнала National Geographic «Топ-10 городов, расположенных на берегу океана». Признанный международный океанический акцент столицы Приморья нужно прицельно продвигать и далее. А что если встречать с туристами из Азии Новый год в самом восточном незамерзающем порту континентальной Евразии? Новый год может прибыть на корабле, а прямая телетрансляция вестись с уже обыденных дронов. Для использования на благо туризма расширившейся после строительства великолепных мостов внутренней акватории Владивостока стоит обратиться к опыту Санкт-Петербурга. В частности, опыт мегапраздника выпускников «Алые паруса» был бы очень полезен.

Одно из ведущих мировых издательств путеводителей Lonely Planet назвало Транссибирскую магистраль «королем-левиафаном железнодорожных путешествий» и включило его в пятерку лучших на Земле маршрутов для путешествий на поезде. Как правило, популярным именуется маршрут Москва – Владивосток. Однако в связи с растущим спросом на наземный туристический маршрут из Азии в Европу пора чаще называть Транссибирскую магистраль Владивосток – Москва.

Большие перспективы туристический Владивосток связывает с Приморским океанариумом. И здесь очень бы пригодился опыт аналогичных российских объектов, получивших мировое признание. По данным глобального портала TripAdvisor, зоопарк Новосибирска занимает 9-е место в рейтинге лучших зоопарков Европы и 18-е место в мире, океанариум Воронежа – 8-е место в Европе и 22-е место среди лучших океанариумов мира, зоопарки Нижнего Новгорода («Лимпопо») и Ижевска входят в топ-25 зоопарков Европы.

Развитие отрасли невозможно без создания туристических маршрутов и пакетов (помимо, разумеется, улучшения сервиса и повышения квалификации кадров). Поэтому важно, например, сразу представлять себе детский и семейный туры во Владивосток, главными козырями которых могут стать Океанариум и Сафари-парк. А есть ли соответствующий парк развлечений, кукольный и детский театр, аквапарк? Как насчет тихоокеанской версии Деда Мороза, кафе с детскими зонами, комнат развлечений и площадок на территории отелей?

Горнолыжные комплексы Дальнего Востока в качестве образца могут взять общепризнанно успешные проекты Урала и Сибири – «Абзаково», «Завьялиха», красноярский фанпарк «Бобровый лог». А вот ориентироваться на «Шерегеш» сложновато. Отсчет своего впечатляющего роста этот горнолыжный курорт ведет от Спартакиады народов СССР 1981 года. Поэтому цель догнать и перегнать курорт «Шерегеш» можно ставить только на перспективу – тоже не менее 30 лет, то есть на 2046 год. Причем желательно вместе с проектом приема горнолыжных соревнований уровня не ниже Универсиады.

Для внутрироссийского пляжного отдыха у нас не очень много потенциальных территорий размещения. Пляжи Приморья могут стать одним из таких направлений. Черноморское побережье осваивалось отдыхающими более 100 лет, поэтому опираться стоит на более свежие успешные примеры. Например, на развитие курортной зоны Байкала. Впрочем, недавнее стремительное преображение Геленджика тоже может служить путеводной звездой для новых пляжных курортов России.

Учитывая мировой и российский тренд устойчивого роста популярности речных круизных маршрутов, очевиден потенциал круизов по Амуру. Для амурских теплоходных маршрутов релевантным является опыт прежде всего Якутии с круизами по Лене, число которых не сократилось даже после удвоения цен на авиабилеты до Якутска. Опыт продолжающих набирать обороты маршрутов по Волге и Волго-Балтийскому водному пути все-таки тоже стоит изучить, хоть это и густонаселенная европейская часть России.

Морские круизы до самой восточной точки Евразии и острова Врангеля, впечатляющие волны для серфинга, калейдоскоп местных событий и праздников регионов, городов и народностей, музеи, рассказывающие о почти неизвестной за Уралом истории тихоокеанской России, – эти точки роста тоже требуют индивидуального плана развития и продвижения. По моему убеждению, с опорой на опыт прежде всего Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.