Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Как понимание азиатских партнеров привлекает большие инвестиции

Глава Агентства инвестиций и развития Хабаровского края Вячеслав Кушнарев рассказал EastRussia о результатах работы Агентства и особенностях ведения бизнеса с азиатскими партнерами на примере успешно реализованных инвест-кейсов

— Вячеслав Анатольевич, как Вы оцениваете эффективность работы Агентства инвестиций и развития Хабаровского края за последние полгода?

Как понимание азиатских партнеров привлекает большие инвестиции
Работу Агентства должны оценивать не мы, а, в первую очередь, те инвесторы, которые уже работают на территории Хабаровского края и реализуют свои проекты.

Агентство выполняет задачи, которые поставил наблюдательный совет, возглавляемый губернатором. В 2015 году мы запустили инвестиционную карту Хабаровского края http://investmap.khabkrai.ru/, в которой на данный момент содержится 66 инвестиционных площадок и 99 инвестиционных проектов. Площадки разделены на различные категории — территории опережающего социально-экономического развития (ТОРСЭР), особые экономические зоны, индустриальные парки и промышленные площадки, и прочие.

Одновременно с этим, Агентством были подготовлены инвестиционные паспорта города Комсомольска-на-Амуре и 8 муниципальных районов. Паспорта содержат всю необходимую информацию о территориях, полезную потенциальным инвесторам. Все паспорта размещены на инвестиционном портале и на инвестиционной карте на страницах соответствующих муниципальных образований.

— Как еще можно оценить эффективность Агентства?

Мы работаем в соответствии с программой по улучшению инвестиционного климата края, в которой обозначены количественные и качественные показатели, которые необходимо достичь за год. По большинству показателей Агентство перевыполнило план.

Планом предусмотрено оказание информационно-консультационной поддержки не менее чем 15 предприятиям. Количество инициаторов инвестиционных проектов, получивших информационно-консультационную и организационную поддержку в 2015 году, ¬- 61 компания. Общее количество информационных запросов по мерам поддержки инвесторов в Хабаровском крае, в том числе по получению статуса резидента ТОР и индустриальных парков Хабаровского края составило более 350. Количество воспользовавшихся организационной поддержкой Агентства предприятий — 31, количество мероприятий, рабочих совещаний, организованных с приглашением всех заинтересованных лиц — 58.

— И все-таки главный критерий — это конкретная реализация инвестиционных проектов на территории Хабаровского края с помощью Агентства, не так ли?

Все верно. Если говорить о сопровождении крупных инвестиционных проектов, то по итогам третьего квартала их насчитывалось 9, при этом фактическое количество инвестиционных проектов, сопровождаемых Агентством по принципу «единого окна», составило 47 с объемом инвестиций более 50 млрд руб. Если говорить о конкретных примерах, то сегодня благодаря работе Агентства в крае реализуются 11 инвестиционных проектов. Один из них лежит в области девелопмента и предполагает строительство гостиничного комплекса «Апартамент — отель» в Хабаровске компанией ЗАО «СМЕНА-ТРЕЙДИНГ». Строительство рассчитано на два года, сумма инвестиций — около 465 млн руб., при этом 90% финансирования будет за счет собственных средств компании. Другим проектом является строительство «Пристройки к зданию по ул. Муравьева-Амурского, дом 9» ООО «Дальневосточная девелопменская компания» с суммой инвестиций 1213,8 млн руб.

— Какие еще инвестиционные проекты реализуются в крае благодаря Агентству?

Есть такой интересный инвестиционный проект с 450 млн рублей инвестиций компании «JGC Corporation» для создания тепличного комплекса в индустриальном парке «Авангард». Продукция тепличного комплекса (первая опытная партия помидоров) уже начала в тестовом режиме реализовываться в крае. Сейчас идут переговоры с крупными ритейлерскими сетями и представителями ресторанного бизнеса, компанией уже создан собственный бренд. Мы ожидаем, что в следующем году проект заработает на полную мощность, и экологически чистые овощи премиум сегмента будут экспортироваться в Китай. Хочу подчеркнуть, что порой Агентство выполняет порой неожиданные функции, чтобы инвестиционные проекты воплотились в жизнь.

— Какие, например?

Бывает, мы подбираем варианты аренды жилья для сотрудников как российских, так и иностранных компаний, которые приехали из других регионов или из-за границы для работы в Хабаровском крае. Нашим партнерам мы также подбирали и рекомендовали офисные помещения. Инвесторы сами говорят, что в значительной степени им проще положиться на нас, потому что мы знаем условия и специфику местного рынка. Кроме того, сотрудники Агентства помогают заполнять необходимые документы и анкеты для получения визы руководством иностранных инвесторов. Мы считаем важным наладить такую систему оказания пакета услуг, которая характеризовалась бы не только формальным, но и более индивидуальным подходом.

— Если говорить о работе Агентства в разрезе ТОР «Хабаровск» и ТОР «Комсомольск», то какие компании, заявленных на резидентство в ТОР, удалось привлечь именно Агентству?

Агентство работало абсолютно со всеми компаниями, которые подали заявки на получение статуса резидента ТОР. Между Агентством и Фондом развития Дальнего Востока и Сибири подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого Агентство работает со всеми резидентами. Компании получали всю первичную и необходимую информацию о преференциях, процедуре получения статуса резидента. Мы принимали непосредственное участие в заполнении документов-заявок. При этом мы привели двух конкретных инвесторов, которые рассматривали возможность ведения бизнеса в ТОР на Дальнем Востоке. Получив исчерпывающую информацию, компаниями было принято решение стать резидентами именно в ТОР Хабаровского края. Это ОАО «РБЭФ» с проектом строительства завода по производству композитных изделий (пока ведется разработка бизнес-плана) и ООО Трест «Запсибгидрострой» с проектом строительства завода по производству стальных шпунтовых конструкций и строительных материалов с предполагаемым объемом инвестиций — 500 млн рублей. Причем «Запсибгидрострой» изначально рассматривал вариант строительства завода в Приморье. Однако посетив Хабаровск, получив необходимую информационную поддержку и просмотрев инвестиционные площадки в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Советской Гавани, руководство компании приняло решения работать в нашем крае. Хотел бы подчеркнуть, что руководство компании обратило особое внимание на комфорт и качество информационной поддержки, оказанной Агентством.

— С какими еще компаниями на данный момент Агентство ведет переговоры?

Сейчас мы ведем переговоры с приморским инвестором — компанией ООО «ВЛ-Парк» группы компаний «ДНС» — по строительству производственно-логистического комплекса с предполагаемым объемом инвестиций в 1 млрд рублей. Компания имеет большой опыт: в Приморье они запустили крупнейший логистический центр и заявили, что будут первыми резидентами открытого порта во Владивостоке. Компания проявила интерес по размещению своего комплекса на территории индустриального парка на базе ООО «Хабаровский завод строительной керамики», который создается при поддержке Агентства. Индустриальный парк предполагает вложения на сумму 2000 млн руб. с созданием 300 рабочих мест. По мнению специалистов, это идеальная площадка, к которой подведены все необходимые инженерные коммуникации, есть дорожная инфраструктура, железнодорожные подъезды, вода, канализация, газ. На территории уже находятся два производства и офисное здание. Сейчас Агентство ведет работу по поиску партнеров-резидентов для парка. В частности мы активно работаем с корейской компанией Korea MECEN IPC Co.Ltd, которая готова разместить на территории парка производство современных строительных материалов.

— Работа с иностранными инвесторами отличается от работы с российскими?

Да, у них особая система ведения бизнеса, и им требуется больше исходной информации, в том числе по особенностям законодательства РФ. Соответственно и времени для принятия решения им требуется больше, чем российским компаниям. Примером успешной практики нашего Агентства стала достигнутая договоренность с тайландской компанией Sutech Engineering Co. Ltd. о строительстве завода по производству 1500 тонн рафинированного сахара в день в ПОЭЗ «Советская Гавань» с объемом инвестиций в 200 млн долл.

— Расскажите подробнее об алгоритме работы Агентства с тайландской компанией ¬- от привлечения инвестора до подписания соглашения о сотрудничестве.

Агентство очень активно работает с торговыми представительствами РФ за рубежом, в Азии, в частности. В рамках этой системной работы нами была получена информация о намерениях тайландской компании зайти на рынок Дальнего Востока. В рамках первичной переписки Агентство пригласило компанию посетить и посмотреть Хабаровский край. Заранее специалистами Агентства были подготовлены и переведены на английский язык информация о параметрах промышленных площадках на территории Хабаровского края, в том числе и на территории ПОЭС «Советская Гавань». Если говорить о сроках, то первая встреча состоялась 27 марта, а уже 28 марта специалистами Агентства была подготовлена необходимая информация с переводом на английский для компании Sutech Engeneering. В течение трех дней информация была доставлена тайландской компанией по каналам торгового представительства. Через неделю мы провели переговоры с торговым представительством в Тайланде о совместных действиях и шагах по этому проекту.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить торговое представительство в Тайланде за активную позицию и качественную работу по данному совместному проекту. 29 апреля мы уже согласовали сроки посещения и осмотра площадок. Уже 13 мая приехала тайландская делегация с визитом, в рамках которого состоялся ряд встреч с представителями ведомств и министерств Хабаровского края. После этого была создана рабочая группа из представителей компании, министерства инвестиций края, города и района Советская Гавань для консолидации действий по реализации этого проекта.

— Сколько раз делегация из Тайланда посетила Хабаровский край?

Специалисты тайландской компании приезжали к нам дважды, успев осмотреть площадку, получить необходимую технико-экономическую информацию о стоимости инженерного оборудования и инженерном обеспечении площадки. Через две недели специалисты Агентства посетили Тайланд для детальной проработки соглашения о сотрудничестве. Откровенно скажу, за четыре дня в Тайланде мы просто не выходили из офиса, потому что нам необходимо было подготовить документы по мировым стандартам. По итогам работы в Тайланде между компанией и Агентством было подписано соглашение по оказанию информационно-консультативных услуг и сопровождению инвестиционного проекта.

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке состоялось официальное подписание соглашения между губернатором Хабаровского края и руководством компании Sutech Engeneering. Сегодня компания приступает к техническим изысканиям непосредственно на территории. Более того, компанией представлен первый эскизный проект завода с привязкой к земле. Завод, по оценкам таиландской стороны, должен начать свою работу в следующем году.

— Основные иностранные инвесторы на Дальнем Востоке — это представители азиатских компаний. Есть ли какие-либо особенности при работе с ними?

Если мы говорим об особенностях, здесь нужно говорить не о специфике работы с ними, а о специфике ведения бизнеса азиатскими партнерами. У корейцев, например, большинство корпораций связано с государством. Это, как минимум, доля участия государства в крупных корейских корпорациях, как максимум, развитая в Корее система ротации кадров бизнеса во власть, из власти в бизнес.

— На ваш взгляд, это препятствие или подспорье?

Это подспорье, потому что государственная поддержка автоматически идет крупным корпорациям. Крупные проекты начинаются реализовываться, как правило, в рамках правительственных договоренностей, что в значительной степени и корпорациями, и государству облегчает понимание. Есть большое количество реализованных таким способом инвестиционных проектов, как пример, корейская корпорация Hyundai и ее сельскохозяйственный проект в Приморье.

Что касается среднего и малого бизнеса, то особенность в том, что корейский бизнес активно взаимодействуют с местной корейской диаспорой на Дальнем Востоке. Практика показывает, что это успешное сотрудничество, потому что представители корейской диаспоры отлично знают особенности ведения корейского бизнеса и при этом владеют пониманием ведения бизнеса в России.

Еще об одной национальной особенности расскажет корейская поговорка: «Если о вечеринке знают все, то она становится неинтересной». Другими словами, для корейцев важно при реализации проекта некая его эксклюзивность. Корейские компании не любят разглашать раньше времени информацию о проекте.

— Японский бизнес отличается от корейского?

У японских бизнесменов интересная система принятия решения. Зачастую русские партнеры не понимают, почему японцы в рамках переговоров несколько раз задают один и тот же вопрос. К этому нужно спокойно относиться, так как система первичного сбора информации и принятия решения у японцев — очень важная процедура. Информацию они собирают долго и со всех источников. Их можно назвать перфекционистами, потому что их система предполагает принятие одного решения, окончательного и однозначного.

— Что насчет особенностей китайского инвестирования?

Это тоже очень интересная система. Исторически мы работаем с приграничными к Хабаровскому краю территориями. Но не нужно забывать, что 90% инвестиционных проектов, так или иначе, реализуются при поддержке правительства Пекина (речь идет о проектах в центральной и западной части России). Большинство частных финансовых ресурсов находятся на юге Китая: Шанхай, Гуанджоу, Шеньджень. К сожалению, там об инвестиционных проектах российского Дальнего Востока ничего не знают. Хотя созданные у нас условия, поверье мне, не хуже, чем в Европе и Азии. Чтобы о нас узнали, нужна интенсивная работа по правильному позиционированию, причем это работа не одного года.

— То есть необходима работа по доведению информации до конечного инвестора?

Проблема не только в том, чтобы довести и рассказать. Не нужно думать, что у азиатских инвесторов огромные планы по реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке. Наши соседи давно и успешно сотрудничают со странами Европы и США. У азиатских партнеров есть понимание большой маржинальности инвестиционной прибыли, которую они могут получить, в то же время у них есть понимание рисков. И третий важный момент — у них нет объема той необходимой информации, чтобы понять, что эти риски на самом деле минимальны. В этом большая проблема.

— Проблема только в этом?

У китайцев есть четкое понимание, как нужно зарабатывать деньги. При этом у дальневосточных бизнесменов достаточно низкий уровень понимания стандартов ведения инвестиционных проектов с иностранными партнерами. Большинство владельцев дальневосточного бизнеса не имеют большого опыта работы с иностранной стороной. Когда китайцы приходят с инвестиционным предложением, представители дальневосточного бизнеса, как правило, объявляют завышенные цены, не понимая того, что китайские партнеры перед тем, как приехать, просчитали абсолютно все. Такой подход сразу же отталкивает китайских партнеров. Русские бизнесмены часто не понимают, почему после активных переговоров китайцы, вернувшись к себе на родину, не сообщают о своих решениях. Ответ очень простой. Они всегда едут подготовленными, получают информацию на переговорах, приезжают к себе, еще раз все взвешивают, а затем, к сожалению, делают отрицательные выводы по старту бизнеса в регионе.

— При этом они не дают обратной связи даже по отрицательному решению?

Для китайских бизнесменов это даже некий момент оскорбления. Были примеры, когда русские партнеры через месяц в 2-3 раза снижали цену, предлагая китайцам продолжить переговоры, не понимая, что в этом случае будет еще больший отказ. Китайцы воспринимают это в качестве неуважение к партнерам.

— И как же можно решить эту проблему?

Очень важно, чтобы был посредник в качестве, как говорят китайцы, «мостика» между российским и иностранным бизнесом. Наше Агентство часто выступает именно таким помощником при проведении первичных переговоров. Для Восточного экономического форума мы готовили презентационные материалы на разных языках для дальневосточных бизнесменов. В следующем году мы планируем провести ряд обучающих семинаров для бизнеса о том, как вести переговоры, и в целом по пониманию особенностей ведения бизнеса с иностранными партнерами.