Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Как построить рыбопромысловый флот в России одной поправкой

Не построишь, рыбак, в России флот до 1 января 2025 года – ловить рыбу не будешь

Как построить рыбопромысловый флот в России одной поправкой

Андрей Крайний

Экс-руководитель Росрыболовства

Экс-глава Росрыболовства Андрей Крайний: "Сейчас в горячке стремительного выполнения поручений президента возникла опасность, как говорится, наломать дров. А по сути, задача строительства судов на российских верфях решается одной лаконичной поправкой к Закону о рыболовстве, без фундаментальной ломки всей конструкции основного документа отрасли. Ведь как сформулирована главная задача? Нужно построить новые суда, причём исключительно на российских вервях. Сколько для этого потребуется времени? 8-10 лет. И затем, под построенные суда, под эти, так сказать, новые кили наделить компании дополнительными квотами. Для этого не надо выворачивать наизнанку Закон о рыболовстве, вообще не надо мудрить. Предлагаю готовую формулировку: в статью 16 «Виды рыболовства» добавить: «3.1. Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, с использованием судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляется рыбопромысловыми судами, построенными в Российской Федерации, рыбопромысловыми судами, построенными за пределами Российской Федерации до 1 января 2019 года по заказу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи». Часть 3.1статьи 16 вступает в силу с 1 января 2025 года. Всё. Задача, совершенно решаемая в сроки, планируемые чиновниками, без особой нормативной эквилибристики.

Ведь посмотрите, что предлагает сегодня Росрыболовство: 32-страничный труд с пояснениями на 18 листах, плюс перечень нормативных актов, необходимых для принятия закона – на 15 листах. Кроме того, планируется принять 31 постановление и одно распоряжение Правительства РФ, 6 приказов Минсельхоза. Необходимо изменить и признать утратившими силу ведомственные акты, постановления и распоряжения Правительства РФ – всего 11 документов. Настоящая революция законодательства о рыболовстве и в рыбном хозяйстве страны в целом. Какой смысл? На мой взгляд, достаточно вот этой короткой поправки.

Я напомню, закон о рыболовстве в 2004 году подписал Президент России Владимир Путин. Это решение обеспечило наведение порядка в рыбной отрасли, увеличение вылова рыбы на 1 млн. тонн, до 4.2 млн. тонн в год и увеличение потребления рыбной продукции до 22 кг в год на одного жителя России. Жизнь доказала, что Закон о рыболовстве сработал, и отрасль встала на ровный киль, экономические показатели тому подтверждение.  Да, время идет вперед и ставит новые рубежи. Обновление рыбопромыслового флота – это задача «номер один». Кроме этого, есть цели развития переработки, возвращения России в дальние районы Мирового океана, снижения себестоимости производства рыбной продукции, повышения конкурентоспособности, обеспечения доступности рыбы для жителей страны. Но, вне всякого сомнения, флот – это основа решения всех перечисленных задач. Именно он обеспечивает вылов и основное производство рыбной продукции. Собственно эту главную задачу и необходимо решить.

Сегодня рыбаки не видят внятного решения главной проблемы, законопроект им непонятен, им не ясно, кто у кого и сколько ресурсов заберет и кому все достанется. Это лихорадит отрасль. На мой взгляд, очевидно перегруженные тексты нормативных идей не стоят того. Есть смысл внимательно посмотреть действующую редакцию Закона о рыболовстве для того, что бы найти ответ на поставленные вопросы. В отраслевом законе есть основа, и если необходимо развивать российское рыбное хозяйство, то на базе существующего Закона можно решить все новые задачи, в том числе и стимулирование отечественного судостроения.

Короткая поправка в Закон, о которой я сказал, стимулирует приток частного капитала, в создание на территории Российской Федерации современных судостроительных мощностей, привлечение новых промышленных технологий для строительства российского рыбопромыслового флота. А это уже больше, чем рыболовное судостроение, это приток инвестиций и новых, как теперь говорят, технологических компетенций.  Основа гражданского судостроения у нас есть,  на Дальнем Востоке, на Севере, на Западе, в центральной части страны. Частные судостроительные заводы, не загруженные оборонным заказом, готовы уже сегодня предоставить свои площадки для производственной кооперации и инвестиций. Банкам и лизинговым компаниям тоже будет понятно, что программа переоснащения основных производственных фондов в рыбной промышленности регламентирована Законом о рыболовстве коротко и понятно: «не построишь, рыбак, в России флот до 1 января 2025 года – ловить  рыбу не будешь». Жестко, но справедливо.

Одновременно такой подход не затрагивает объемы сырьевого обеспечения текущей работы предприятий, исключает факторы административного, в том числе коррупционного влияния на процесс доступа пользователей к водным биоресурсам под предлогом «как бы стимулирования» судостроения. Такие условия обновления флота не требуют государственной поддержки ни в каком виде, исключают варианты составления чиновниками различных «списков предприятий», «согласований» и «комиссионных утверждений» права получения квот господдержки, исключают лоббирование кем-либо интересов близких к государственной бюрократии компаний. Эта норма стимулирует прозрачные рыночные механизмы переоснащения отрасли, и возлагает полную ответственность за постройку судов на судовладельцев. Поверьте мне на слово, большинство рыбопромышленников готовы строить флот в России на таких условиях, за свой счет, и на свой риск. Они просят и умоляют только об одном - не трогать квоты из утверждаемого ежегодно приказами отраслевого регулятора общего допустимого улова водных биоресурсов, потому что эти объемы есть основа их работы, в том числе и планирования инвестиционных программ по строительству новых судов в России.

Так что, если не решать задачу обеспечения светлого финансового будущего узкого круга привилегированных рыбопромышленных компаний, как сегодня это происходит, не пытаться под них переписать Закон о рыболовстве, то задача решается просто. Всего несколько строчек статьи 16 Закона о рыболовстве и будет достигнута цель, поставленная  Президентом Российской Федерации - построить российский рыболовный флот дома, в России".

Комментарий EastRussia: 21 апреля в Минсельхозе экстренно собирается представительная рабочая группа с целью реализации поручений Президента России по совершенствованию законодательства о рыболовстве. Экстренно – потому что все мы слышали, как в ходе Прямой линии Владимир Путин выразил убеждение, что поправки в рыболовное законодательство будут внесены уже в весеннюю сессию.