Поделиться
Как сегодня развивается логистическая инфраструктура Дальнего Востока
Поделиться

Будущее логистики ДФО: точки роста и вызовы макрорегиона

Дальний Восток хоть и максимально отдален от центральной части России, но с точки зрения логистики является важным транспортным узлом. И дело не только в соседстве со странами Азии. Именно здесь встречаются морские, воздушные, железнодорожные и автомобильные потоки, в том числе внутрироссийские и импортно-экспортные. Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры в регионе отражается на всей отрасли. О том, какие изменения происходят на Дальнем Востоке сейчас рассказал Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии».

Тематическое фото. автор/источник: Yury Stroykin/Shutterstock

Говоря про логистику в целом, и про портовую инфраструктуру в частности, хотелось бы отметить снижение цены фрахта в порту Владивостока, что привело к увеличению импорта в страну через Дальневосточный федеральный округ. Ранее иногда дешевле было отправить груз через Санкт-Петербург, оплатить доставку, а потом везти по автодорогам через всю страну. Что касается автоматизации, то оборудование и часть работ в портах региона активно модернизируют, например, процесс пропуска на территорию порта.

Кроме того, развивается и пограничная инфраструктура. Так, в 2025 году на российской части острова Большой Уссурийский (его площадь 254 кв. км, делится между Китаем и Россией) началось строительство подъездной дороги к будущему пункту пропуска.

Китайская часть частично освоена, почти достроен пункт досмотра, парк, экспозиции и зоопарк. Согласно открытым источникам на острове планируется строительство грузопассажирского пункта пропуска, подъездной дороги, конгрессно-выставочного центра, туристско-рекреационной инфраструктуры и международного парка Дружбы народов. Первоочередной задачей является создание погранперехода, проектирование которого должно начаться в этом году, а завершение строительства планируется на 2026 год.

Расчетная пропускная способность будущего российского погранперехода — порядка 1,5 млн человек, 90 тыс. грузовиков (порядка 250 в сутки), 36 тыс. легковых автомобилей и 18 тыс. других транспортных средств в год. Ежегодный грузооборот пункта пропуска оценивается в 1,3 млн тонн. После открытия погранперехода остров станет точкой притяжения бизнеса. Это сделает его интересным и для логистических компаний.

Несмотря на то, что на Дальнем Востоке логистика развивается, есть «островные», с точки зрения отрасли территории с большим потенциалом. Например, это Чукотка, Магаданская область, некоторые районы Камчатского края, кроме того, Еврейская автономия и Советская гавань. В то же время, огромный потенциал макрорегиона связан не только с территориальной близостью Китая – самого крупного производителя товаров, но и с развитием российских дальневосточных регионов. Например, Магаданская область – один из центров отечественной золотодобычи. В целом Дальний Восток, где проживает около 8 млн человек, сам по себе является крупным регионом потребления.

Мы видим, что в структуре спроса перевозок на Дальний Восток лидируют строительные материалы, мебель, оборудование российского производства, продукты и ТНП, произведенные в России. Чаще всего наши клиенты – это предприятия строительной, горнодобывающей, промысловой отраслей и снабжающие компании: металлообработка, энергетический комплекс, медтехника.

Что касается развития логистических смех внутри компании в регионе, за последний год мы оптимизировали несколько маршрутов. Теперь доставляем грузы в отдаленные подразделения: Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан. В два раза расширены складские площади в Комсомольске-на-Амуре, освоен маршрут Хабаровск – Николаевск-на-Амуре, увеличено количество круговых рейсов Хабаровск – Владивосток. Оптимизирована отправка Хабаровск – Москва через Новосибирск.

Развитие логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке, безусловно, продолжится. Большие перспективы связаны с расширением мощностей Восточного полигона РЖД, модернизацией существующей дорожной сети и строительством новых магистралей, а также увеличением присутствия крупных логистических компаний.

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке сдвигаются сроки строительства некоторых крупных объектов энергетики, в том числе по причине задержек в поставках оборудования. Предполагается ускорить либерализацию энергорынка в макрорегионе для обеспечения доходности новых проектов, направленных на решение вопроса прогнозируемого растущего энергодефицита. На этом фоне правительство одобрило меры поддержки холдинга «РусГидро». Также в ДФО предполагается развивать направление возобновляемой энергетики.

Читать полностью
Поделиться
«Собирайтесь, езжайте на Чукотку!» Наблюдения хабаровского предпринимателя с РЭН–2025

С 15 по 17 октября в Москве прошла Российская энергетическая неделя – 2025 (РЭН). Мероприятие стало во многом зеркалом перемен, которые переживает российская энергетика: рост тарифов, сокращение субсидирования и нарастающий дефицит мощностей на Дальнем Востоке. Одним из участников РЭН стал Андрей Почелинцев − предприниматель и общественный деятель из Хабаровска, много лет управляющий несколькими компаниями в сфере энергетики, и основатель Ассоциации развития топливно-энергетического комплекса. В авторской колонке он делится своими наблюдениями о ключевых вызовах и стратегических решениях, которые обсуждались на форуме: глазами бизнесмена, общественника и просто дальневосточника.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Читать полностью
Поделиться
Генерация Севера ждет инвестора

Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.

Читать полностью
Больше материалов