Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

How not to lose big in pursuit of small

How not to lose big in pursuit of small

Andrey Gubin

the head of scientific programs of the Asia-Pacific Center RISI (Vladivostok), associate professor of the School of Regional and International Studies of the FEFU, Ph.D.

Andrey Gubin, Ph.D., head of scientific programs of the Asia-Pacific Center of the Russian Institute for Strategic Studies, associate professor of the School of Regional and International Studies of the FEFU:

- Japan has recently been demonstrating steady growth both in terms of trade turnover and in terms of investment activity in Russia and the Far Eastern regions. In many respects, this became possible thanks to the established relations between the leaders of the two states and the well-established understanding in Tokyo that Russia is an important partner, the potential of cooperation with which is much more attractive than the ephemeral possibility of resolving the "old" conflict around the disputed islands.

Contrary to popular belief that the political dialogue between Moscow and Tokyo is limited only by a territorial dispute, interaction is being built on a wide range of issues and has recently been developing in the light of changing global and regional situations. It is extremely indicative that Japanese Prime Minister Shinzo Abe complained about the absence of Vladimir Putin at the G-7 summit in Brussels in June 2014 and expressed the hope that Russia will be involved in solving major world issues, while the Land of the Rising Sun its turn aims to continue a constructive dialogue with Russia. It is likely that Russian-Japanese relations will continue to line up in this regard in a bilateral format, including the meeting of the Ministers of Defense and Foreign Affairs of the two countries according to the “2 + 2” scheme.

At the beginning of November 2013, the first round of inter-ministerial consultations took place in a new format according to the personal agreement reached between Russian President Vladimir Putin and Japanese Prime Minister Shinzo Abe in April of the same year. As Russian Foreign Minister Sergey Lavrov noted, "the decision of our leaders reflected their desire to give Russian-Japanese relations the character of a strategic partnership, to strengthen mutual trust, to expand cooperation on issues of global and regional security." It is worth noting that the idea to hold negotiations in this format was proposed by the Japanese side, before that Tokyo practiced similar meetings only with Washington and Canberra. The head of the Japanese Foreign Ministry Fumio Kisida, meanwhile, noted that "the Japanese-American alliance still occupies the leading place in Japanese security policy, nevertheless, the deepening of security cooperation between Japan and Russia as the main players of East Asia will contribute to the affairs of stability region ".

Among the important outcomes of the meeting "2 + 2" is an agreement on regular expert consultations on cybersecurity to develop common rules for behavior in the information space. Also, the defense departments of the two countries will begin consultations on missile defense. For the Russian side, the creation of the US global missile defense system, including the deployment of certain segments in Japan, as well as the self-defense ships, is a serious concern in connection with the possible disruption of the balance of power in the Asia-Pacific region.

One protocol moment is also interesting: Japanese Prime Minister Shinzo Abe received Russian ministers Sergey Shoigu and Sergey Lavrov on a day off at his private residence. This indicates the extremely high interest of the head of the Japanese government in the development of a comprehensive political dialogue with Russia. As it seems, an equal and full-fledged discussion of regional and global issues with the Russian Federation, including security aspects, significantly enhances the foreign policy image of Japan as a responsible "middle power" pursuing a restrained foreign policy. In addition, the benevolent tone of bilateral relations also significantly impedes Beijing’s destabilizing actions in the East China Sea.

In late April 2014, President Barack Obama visited Tokyo during his Asia tour. One of the main statements was Washington's reaffirmation of obligations to protect Tokyo in confrontation with Beijing over the disputed islands, which are "ruled by the Japanese side." In addition, the American president hastened the Japanese prime minister to fully enter the Trans-Pacific Partnership, noting the lack of progress on the Japanese side in regulating tariffs and providing access to the car market. Of course, the situation around Ukraine was also discussed, which was given more time on the agenda than even North Korea. Shinzo Abe was quick to point out that the Japanese-American alliance is more reliable than ever ...

Even despite the condemnation by the Japanese government of Crimea's entry into Russia, Tokyo for a long time refrained from imposing sanctions, the restrictions were of a minimal nature, and the most unpleasant was the suspension of talks on simplifying mutual trips of citizens. Tokyo held for some time after Obama's April visit, but after the collapse of the Malaysian Boeing over the self-proclaimed Donetsk People's Republic in July, the pressure from the Americans intensified significantly, and the Japanese succumbed.

In late July, Tokyo announced the imposition of additional sanctions against Russia: it is expected to freeze the assets of individuals and organizations "directly involved in the Crimea's accession to Russia and destabilize the situation in eastern Ukraine", restrictions were imposed on the import of Crimean goods. The Russian Foreign Ministry considers the decision of Japan based on an erroneous idea of ​​the causes of what is happening in Ukraine, moreover, it shows the country's non-independent policy. 22 August, Deputy Foreign Minister of Russia Igor Morgulov handed to the ambassador of Japan in Russia Tikahito Harada a list of Japanese nationals, against whom restrictions on entry into our country were introduced in response.

It is curious that not all Japanese support the official position of Tokyo. There is even an opinion that the time has come for “rebellion” of Tokyo against Washington, since the movement in line with American politics turns into substantial economic and reputational losses. However, despite the obvious benefits of partnering with Russia, Japan cannot yet neglect an alliance with the United States, primarily because of the Chinese threat.

In 2013, Japan ranked seventh in the list among Russia's economic partners, and the historical maximum turnover in 33,2 billion was also reached. At the same time, according to the Deputy Minister of Economic Development of Russia Alexei Likhachev, both countries expect to expand the scope of economic cooperation in order to achieve the level of commodity turnover in 2017 billion dollars by 50.

The dynamics of Japanese investment in the Russian economy remains stable. In 2013, the accumulated investments exceeded 12 billion dollars.

Over the past two years, the climate of interregional cooperation has also improved significantly. So, in 2012, the foreign trade turnover of the Primorsky Territory with Japan amounted to 885 million dollars, and in 2013 already exceeded 1,87 billion, investments for the year increased from 14 million to 1 billion!

In March, the 6th Russian-Japanese Investment Forum was held in Tokyo by 2014, organized by the Ministry of Economic Development of Russia and the Ministry of Economy, Trade and Industry of Japan. During the event, 12 agreements and memorandums in the sphere of Russian-Japanese cooperation totaling more than 2,5 billion dollars were signed. The main projects include the export of Russian grain through the ports of the Far East; development of new energy and industrial technologies in the field of renewable energy sources in Kamchatka; low-rise construction in the Far Eastern regions; launch of mini-CHP in Primorye. The agenda was continued at the St. Petersburg International Economic Forum in May 2014, but the Russian-Japanese theme was not as bright as the Russian-Chinese one, for example.

There are opinions that the emerging trend of Japan’s gradual lifting of restrictions on economic cooperation with Russia, especially with its Far Eastern regions, including investment activity, will diminish due to the tightening of the sanctions policy towards our country by the United States and its allies. At the same time, Japanese representatives actually propose to separate economic issues from political issues, especially those related to events in Ukraine.

In general, it can be stated that Japan today faces a historic choice: to be an independent, responsible "middle power" that plays an important role in solving regional and global issues, or to remain in US orbit. Today, it is really early to talk about breaking the US-Japan military alliance, although, given the nature of the development of the Self-Defense Forces of Japan and the movement to revise the interpretation of the Constitution, a trend has begun. However, Tokyo has the right to independently form the agenda of bilateral relations and determine their format, as evidenced by the significant progress in Russian-Japanese cooperation over the past two years due to the obvious need for rapprochement between the two countries in new geopolitical conditions.

The notorious Chinese threat is a thesis actively used by certain nationalistic circles in Japan and Russia. The current position of Beijing is reasonable and balanced, the country gradually comes to the level of a global power and is more concerned with the problems of sustainable development than with the possibilities of a direct military conflict with its neighbors. Undoubtedly, the presence of contradictions with the United States leaves its imprint. At the same time, Russia, being in the strategic partnership with the PRC, has effective means of dialogue with the Chinese side and full mutual understanding on the regional agenda. The main danger today is the mutual mistrust between Russia and Japan, actively cultivated by Washington and significantly hampering the consolidation of the obvious achievements already achieved in the economy and in the security sphere. Do not forget that the difficulties of Russian-Japanese relations will be affected first of all by 6 million Far Easterners, for whom the Land of the Rising Sun traditionally is an attractive partner and has a positive image, even in spite of the complex historical experience.

May 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Как не потерять большое в погоне за малым

Как не потерять большое в погоне за малым

Андрей Губин

руководитель научных программ Азиатско-Тихоокеанского центра РИСИ (г.Владивосток), доцент Школы региональных и международных исследований ДВФУ, к.п.н.

Андрей Губин, к. п. н., руководитель научных программ Азиатско-Тихоокеанского центра Российского института стратегических исследований, доцент Школы региональных и международных исследований ДВФУ:

- Япония с недавнего времени демонстрирует уверенный рост как по товарообороту, так и по объемам инвестиционной деятельности в России и дальневосточных регионах. Во многом это стало возможным благодаря наладившимся отношениям лидеров двух государств и устоявшемуся пониманию в Токио, что Россия – важный партнер, потенциал сотрудничества с которым гораздо привлекательнее, чем эфемерная возможность решения «старого» конфликта вокруг спорных островов.

Вопреки расхожему мнению об ограниченности политического диалога Москвы и Токио только территориальным спором, взаимодействие выстраивается по широкому спектру вопросов и в последнее время развивается в свете меняющихся глобальной и региональной ситуаций. Крайне показательно, что в Брюсселе на встрече «Большой семерки» в июне 2014 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетовал на отсутствие Владимира Путина и выразил надежду на то, что Россия будет участвовать в решении важнейших мировых вопросов, тогда как Страна восходящего солнца, в свою очередь, нацелена на продолжение конструктивного диалога с Россией. Вероятно, российско-­японские отношения продолжат выстраиваться в этой связи в двустороннем формате, в том числе по схеме «2+2» – встреча министров обороны и иностранных дел двух стран.

В начале ноября 2013 года состоялся первый раунд межминистерских консультаций в новом формате согласно личной договоренности, достигнутой между президентом РФ Владимиром Путиным и японским премьер-министром Синдзо Абэ в апреле того же года. Как отметил глава российского МИД Сергей Лавров, «в решении наших лидеров отразилось их стремление придать российско-японским отношениям характер стратегического партнерства, укрепить взаимное доверие, расширить сотрудничество по вопросам глобальной и региональной безопасности». Стоит отметить, что идея провести переговоры в данном формате была предложена японской стороной, до этого Токио практиковал подобные встречи только с Вашингтоном и Канберрой. Глава японского МИД Фумио Кисида между тем заметил, что «в японской политике в сфере безопасности по-прежнему главное место занимает японо-американский союз, тем не менее углубление сотрудничества в сфере безопасности между Японией и Россией как главными игроками Восточной Азии внесет вклад в дела стабильности региона».

Среди важных итогов встречи «2+2» договоренность о регулярных экспертных консультациях по кибербезопасности для выработки единых для всех правил поведения в информационном пространстве. Также оборонные ведомства двух стран начнут консультации по вопросам противоракетной обороны. Для российской стороны создание США глобальной системы ПРО, включая разворачивание некоторых сегментов на территории Японии, а также на кораб­лях сил самообороны, представляет серьезную озабоченность в связи с возможным нарушением баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Интересен и один протокольный момент: японский премьер Синдзо Абэ принял российских министров Сергея Шойгу и Сергея Лаврова в выходной день в своей частной резиденции. Это свидетельствует о крайне высокой заинтересованности главы японского правительства в развитии всестороннего политического диалога с Россией. Как видится, равноценное и полновесное обсуждение с РФ вопросов регионального и глобального характеров, включая аспекты безопасности, существенно повышает внешнеполитический имидж Японии как ответственной «средней державы», проводящей сдержанную внешнюю политику. Кроме того, благожелательный тон двусторонних отношений существенно затрудняет и дестабилизационные действия Пекина в Восточно-Китайском море.

В конце апреля 2014 года во время своего азиатского турне президент США Барак Обама посетил Токио. Одним из главных заявлений стало подтверждение Вашингтоном обязательств по защите Токио в конфронтации с Пекином относительно спорных островов, которые «управляются японской стороной». Помимо этого, американский президент поторопил японского премьера с полноценным вступлением в Транс­тихоокеанское партнерство, отметив отсутствие прогресса японской стороны в урегулировании тарифов и предоставлении доступа к авторынку. Конечно, обсуждалась и ситуация вокруг Украины, которой в повестке было отведено времени больше, чем даже Северной Корее. Синдзо Абэ поспешил отметить, что японо-американский альянс надежен как никогда…

Даже несмотря на осуждение со стороны японского правительства вхождения Крыма в состав России, Токио долгое время воздерживался от введения санкций, ограничения носили минимальный характер, и самой неприятной была при­остановка переговоров об упрощении взаимных поездок граждан. Держался Токио и какое-то время после апрельского визита Обамы, однако после крушения малазийского «Боинга» над самопровозглашенной Донецкой Народной Республикой в июле сего года нажим со стороны американцев существенно усилился, и японцы поддались.

В конце июля Токио объявил о введении дополнительных санкций в отношении России: предполагается замораживание активов лиц и организаций, «непосредственно причастных к присоединению Крыма к России и к дестабилизации ситуации на востоке Украины», введены ограничения на импорт крымских товаров. Российский МИД считает решение Японии основанным на ошибочном представлении о причинах происходящего на Украине, более того, оно свидетельствует о несамостоятельной политике страны. 22 августа заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов вручил послу Японии в России Тикахито Хараде список японских подданных, в отношении которых введены ограничения на въезд в нашу страну в порядке ответной меры.

Любопытно, что далеко не все японцы поддерживают официальную позицию Токио. Существует даже мнение, что настало время «бунта» Токио против Вашингтона, поскольку движение в русле американской политики оборачивается существенными экономическими и репутационными потерями. Однако, несмотря на очевидную пользу партнерских отношений с Россией, Япония пока не может пренебречь альянсом с США, в первую очередь ввиду наличия китайской угрозы.

В 2013 году Япония заняла седьмое место в списке среди экономических партнеров России, также достигнут исторический максимум товарооборота в 33,2 млрд долларов. При этом, по словам заместителя министра экономического развития России Алексея Лихачева, обе страны рассчитывают расширять объемы экономического сотрудничества, чтобы достичь к 2017 году уровня товарооборота в 50 млрд долларов.

Стабильно высокой остается и динамика поступления японских инвестиций в российскую экономику. В 2013 году накоп­ленные инвестиции превысили 12 млрд долларов.

За последние два года существенно улучшился и климат межрегионального сотрудничества. Так, в 2012 году внешнеторговый оборот Приморского края с Японией составил 885 млн долларов, а в 2013-м уже превысил 1,87 млрд, инвестиции за год выросли с 14 млн долларов до 1 млрд!

В марте 2014 года в Токио прошел VI Российско-японский инвестиционный форум, организаторами которого выступили Министерство экономического развития России и Министерство экономики, торговли и промышленности Японии. В ходе мероприятия подписаны 12 соглашений и меморандумов в сфере российско-японского сотрудничества на общую сумму более 2,5 млрд долларов. Среди основных проектов: экспорт российского зерна через порты Дальнего Востока; разработка новых энергетических и промышленных технологий в сфере возобновляемых источников энергии на Камчатке; малоэтажное строительство в дальневосточных регионах; запуск мини-ТЭЦ в Приморье. Повестка была продолжена на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2014 года, однако российско-японская тематика на нем звучала уже не так ярко, как, например, российско-китайская.

Существуют мнения, что наметившаяся тенденция на постепенное снятие Японией ограничений на экономическое сотрудничество с Россией, особенно с ее дальневосточными регионами, включая инвестиционную деятельность, затухнет ввиду ужесточения санкционной политики в отношении нашей страны со стороны США и их союзников. Вместе с тем японские представители фактически предлагают отделить экономические вопросы от политических, тем более связанных с событиями на Украине.

В целом можно констатировать, что Япония сегодня стоит перед историческим выбором: быть ей самостоятельной, ответственной «средней державой», играющей важную роль в решении региональных и глобальных вопросов, или же оставаться в орбите США. Сегодня действительно рано говорить о сломе американо-японского военного альянса, хотя, учитывая характер развития Сил самообороны Японии и движение за пересмотр толкований Конституции, тенденция наметилась. Однако Токио вполне имеет право самостоятельно формировать повестку двусторонних отношений и определять их формат, о чем свидетельствует значительный прогресс в российско-японском взаимодействии за последние два года ввиду очевидной необходимости сближения двух стран в новых геополитических условиях.

Пресловутая китайская угроза – тезис, активно используемый определенными националистически настроенными кругами и в Японии, и в России. Современная позиция Пекина разумна и взвешена, страна постепенно выходит на уровень глобальной державы и озабочена скорее проблемами устойчивого развития, нежели возможностями прямого военного конфликта с соседями. Бесспорно, накладывает свой отпечаток наличие противоречий с США. Вместе с тем Россия, находясь в режиме стратегического партнерства с КНР, имеет эффективные средства диалога с китайской стороной и полное взаимопонимание по региональной повестке. Главная опасность сегодня – взаимное недоверие между Россией и Японией, активно культивируемое Вашингтоном и существенно затрудняющее закрепление уже достигнутых очевидных успехов как в экономике, так и в сфере безопасности. Не стоит забывать, что от затруднений российско-японских отношений пострадают, прежде всего, 6 млн дальневосточников, для которых Страна восходящего солнца традиционно является привлекательным партнером и имеет положительный имидж, даже несмотря на сложный исторический опыт.