Спецкорр EastRussia – о том, как начальники Дальнего Востока посоветовались с прокурорами о законности, коррупции и хищениях бюджетных средств
Так жить нельзя
Тон заинтересованному и нехарактерно деловому, без истерик, обсуждению текуших проблем Дальнего Востока, к решению которых должны подключиться прокурорские силы всей страны, задал Юрий Трутнев.
«Никакие новые формы работы не смогут поменять экономическую, демографическую ситуацию на Дальнем Востоке, если мы не решим старые, десятилетиями сложившиеся проблемы. Прежде всего, это проблема коррупции», — сказал полпред-вице-премьер.
«У всех на слуху история экс-губернатора Сахалинской области Хорошавина. Возбуждено уголовное дело в отношении заместителя губернатора Еврейской автономной области. За воровство в особо крупных размерах осужден министр спорта и туризма Камчатского края.
Возбуждены уголовные дела по фактам нецелевого использования бюджетных средств при строительстве космодрома Восточный. Также по причине неэффективного расходования бюджетных средств не достроены гостиничные комплексы во Владивостоке, океанариум на острове Русский, ряд других объектов саммита АТЭС», - без нагнетания и сгущения красок описывал ситуацию с разгулом чиновничьей преступности полпред.
При строительстве судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае похищено более 4 млрд рублей, но бывший руководитель ОАО «Дальневосточный центр судостроения и ремонта» Игорь Борбот и ряд его подельников скрываются за границей. «Все они объявлены в международный розыск», - сказал Юрий Трутнев.
«Коррупция, неэффективное использование бюджетных средств поразили системообразующие отрасли Дальнего Востока – то есть как раз те отрасли, на базе которых Дальний Восток мог бы наиболее эффективно развиваться. Это – добыча полезных ископаемых, лесопромышленный комплекс, рыбная ловля», - заявил полпред президента.
С 1 февраля 2015 года прекратил финансово-хозяйственную деятельность Колымский аффинажный завод. «Никаких особых нарушений правоохранительные органы не обнаружили, предложено решать вопрос в арбитражном порядке», - констатировал Трутнев.
По словам Трутнева, «угрожающий характер носят масштабы незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла в Дальневосточном бассейне».
Разница в объеме поставок водно-биологических ресурсов только в Китай и Японию, определенная методом "зеркальной статистики" в 2013 году на основе данных таможенных служб, составляет более 200 тыс. тонн, а разница таможенной стоимости, по данным ФТС и таможенных служб стран-импортеров составляет более 800 млн долларов. При этом по нарушениям в рыбной отрасли в 2014 году в ДФО фактическим взысканием окончено только 15% исполнительных производств.
«В значительном количестве случаев борьба с мошенничеством и нарушениями на Дальнем Востоке начинается непосредственно после вмешательства президента Российской Федерации. Так было на Океанариуме, на Космодроме Восточный, в ряде других объектов… Не понимаю, почему надо ждать разбора на уровне президента страны?» - вопрошал он собравшихся. По его мнению, на важнейших объектах Дальнего Востока разворовывались средства и срывались сроки сдачи, но правоохранительные органы никак на это не реагировали.
«Простой пример – Дальспецстрой. Монопольная деятельность этой организации порождала аффилированные структуры строительного рынка всего Дальнего Востока, резко увеличивая стоимость жилья. Сейчас там возбуждено полтора десятка уголовных дел», - отметил Трутнев. По его оценке, такая деятельность компании привела к снижению уровня жизни дальневосточников за счет высоких цен на жилую недвижимость.
О другой застарелой проблеме, бюджетном недофинансировании регионов ДФО, рассказал министр по развитию Дальнего Востока. Он назвал системной проблему «многократно меньшего, по сравнению со среднероссийским, подушевого финансирования Дальнего Востока».
«Мы провели анализ федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП – прим. ред.), которая является сосредоточением бюджетных инвестиций, а ведь они не менее важны, чем частные инвестиции для ускоренного приоритетного развития Дальнего Востока. Что мы имеем по результатам анализа ФАИП? По направлению образования подушевое финансирование на Дальнем Востоке меньше чем в среднем по России в 10,5 раз, в здравоохранении – в 4,9 раз меньше бюджетных инвестиций в пересчете на одного человека, в коммунальном строительстве – в 4,7 раз, в культуре – в 2 раза. Ситуация неприемлемая, прямо противоречащая реализации национального интереса развития Дальнего Востока и прямо противоречащая задаче ускоренного развития нашего макрорегиона. Такое бюджетное финансирование показывает, что фактически мы имеем не опережающее, а затормаживающее развитие Дальнего Востока», - отметил глава Минвостокразвития.
Оболочка и наполнения
«Создана новая модель развития, основанная на расширении сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, новая оболочка, дающая возможность предоставлять бизнесу максимально комфортные условия для работы – территории опережающего развития. Закон о ТОРах содержит масштабный набор льгот и стимулов для инвесторов, кардинальное сокращение и упрощение административных процедур; режим свободной таможенной зоны; налоговые льготы, упрощенный порядок землепользования», - напомнил собравшимся о новых правилах, по которым будут создаваться новые точки роста на Дальнем Востоке, Юрий Трутнев.
«Законопроект о свободном порте Владивостока разработан на основе изучения лучших мировых практик по организации работы транспортно-логистических комплексов. Он будет упрощать пересечение границы, визовый режим, включая установление режима открытого неба», - сказал Трутнев.
Уже к осени 2015 года будут запущены механизмы бесплатного предоставления земельных участков на Дальнем Востоке гражданам Российской Федерации. «Считаем, что эта мера поможет людям успешно работать, основать собственное дело, привлечь экономически активных граждан России к работе на Дальнем Востоке», - отметил полпред президента.
Объем частных инвестиций в первых трех ТОРах составляет более 50 млрд рублей. «Этот первоначальный объем инвестиций соответствует менее чем трети территорий ТОРов, которые планируется создать», - отметил министр. Реализация первых трех ТОРов создаст не менее 7 тыс. новых рабочих мест.
«На подходе еще шесть ТОРов, которые планируется рассмотреть в этом месяце: в Камчатском крае - туристической направленности, ресурсной направленности на Чукотке и в Магадане, авиапромышленной направленности в Приморском крае, индустриальной и транзитной направленности в Амурской области. Планируемые частные инвестиции по этим проектам составляют более 80 млрд рублей», - рассказал Александр Галушка.
Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», принятый в конце прошлого года, вступил в силу 30 марта. По решению правительства РФ, ТОР создаются сроком на 70 лет, который может быть в случае необходимости продлен. В ближайшие три года ТОР будут действовать только на территории Дальневосточного федерального округа. Закон о ТОР допускает принудительное изъятие земель и /или/ расположенных на них объектов недвижимости, а также иного имущества в целях размещения объектов инфраструктуры территории. Допускается предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство инфраструктуры, в размере до 100% от ставки рефинансирования, а также использование иных механизмов финансирования. Для резидентов предусматриваются льготные ставки арендной платы, налоговые льготы и другие меры поддержки.
«Второй приоритет – поддержка готовых к реализации инвестиционных проектов вне ТОРов», - продолжил глава министерства. Под председательством Юрия Трутнева для господдержки отобраны первые 6 инвестиционных проектов (125 млрд рублей прямых инвестиций, более 87 млрд рублей налоговых сборов в течение десяти лет, 8 тыс. новых рабочих мест). Это проекты, связанные с добычей угля, золота, железной руды. К рассмотрению на той же правкомиссии готовятся еще 12 инвестиционных проектов (инвестиции - 674,38 млрд рублей, более 300 млрд рублей налоговых сборов и взносов до 2025 года). Направленность проектов – сельское хозяйство, логистика, газохимия, добыча руды.
Лифт в реальную экономику
О новых возможностях для малого и среднего производственного бизнеса прокурорам и главам регионах также рассказал руководитель Минвостокразвития. «Благодаря новым инвестициям - как в ТОР, так и вне ТОР - мы сможем получить спрос на развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке, дать ему новый качественный уровень. Крупным инвесторам нужен производственный малый и средний бизнес, а не торговый, которым он сегодня на 80% является. С учетом прогноза объема валового выпуска в планируемых на Дальнем Востоке ТОР к 2020 году мы можем прогнозировать спрос на услуги малого и среднего бизнеса в объеме более 160 млрд рублей в год», - оценил потенциал роста МСБ Александр Галушка.
Для сравнения, вся федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса в России оценивается чуть более чем в 20 млрд рублей в год. То есть ТОРы на Дальнем Востоке могут дать ресурс развития малого и среднего бизнеса в 8 раз больше, чем вся федеральная программа поддержки малого бизнеса в стране. «Реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе госкомпаниями, - это экономический лифт, способный дать новое качество развитию малого бизнеса», - сказал министр. Он напомнил о декабрьском постановлении правительства Российской Федерации №1352, предметом которого является регулирование особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупках государственных компаний. Согласно документу годовой объем закупок у субъектов МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (или не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого бизнеса).
На Дальнем Востоке госкомпаниями реализуется целый ряд крупномасштабных и стратегических для развития страны проектов. Это модернизация БАМа и Транссиба, строительство космодрома Восточный, проект «Сила Сибири», инвестиционные программы «Роснефти» и «РусГидро» и целый ряд других. Речь идет о спросе на услуги дальневосточного малого бизнеса, исчисляемые десятками и сотнями миллиардов рублей.
Минвостокразвития уполномочено
Все изменения в нормативные акты как по формированию государственных целевых программ, так и по обеспечению опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе планируется внести в самое ближайшее время. А Минвостокразвития по итогам совещания трех вице-премьеров – Юрия Трутнева, Дмитрия Козака, Александра Хлопонина – в числе трех территориальных министерств получит полномочия на согласование предоставления субсидий всеми федеральными органами исполнительной власти в интересах развития Дальнего Востока.
«Важно, чтобы эти деньги были израсходованы эффективно, целевым образом, пошли на развитие Дальнего Востока», - рефреном повторил ранее высказанное Трутневым пожелание к органам контроля и надзора в округе министр по развитию Дальнего Востока.