12 ноября на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ пройдет День Якутии. Для всех желающих республика покажет не только уникальные традиции и культуру, но и свои высокотехнологичные достижения: 3D-мультипликацию, игры, мобильные приложения и даже уникальную разработку в сфере атомной энергетики – реактор РИТМ-200Н, который станет сердцем первой в мире станции малой мощности за полярным кругом.
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Валовый региональный продукт по итогам прошлого года приблизился к 1 трлн 250 млрд рублей. Собственные доходы краевого бюджета с 2020 года увеличились на 47 млрд рублей по сравнению с 2022 годом, а общий доход вырос на 16%, достигнув 125 млрд 900 млн рублей. Уровень госдолга за последние три года снизился с 69% до 47% от доходов.
— Благодаря решению нашего президента о реструктуризации мы смогли полностью уйти от коммерческих кредитов, — отметил Михаил Дегтярёв. — Сегодня мы должны коммерческим банкам 0 рублей. В 2020 году такие кредиты превышали 35 миллиардов, сейчас — 0. Это даёт нам возможность дополнительно направлять на развитие края более двух миллиардов рублей ежегодно, которые раньше мы платили за кредиты в банке.
Федеральные и региональные меры помогли увеличить доходы населения, из зоны бедности вышли около 30 000 человек. Рост розничной торговли в прошлом году составил 6%, что свидетельствует о повышении покупательской способности. Уровень безработицы достиг исторического минимума, а ключевыми драйверами развития региона остаются основные отрасли, в частности обрабатывающая промышленность. По данным 11 месяцев прошлого года, в авиастроении наблюдался рост более чем на 8%, в судостроении – на 26%. Государственный оборонный заказ выполняется в полном объеме и даже с опережением, что стало возможным благодаря личной поддержке президента Путина.
Событием национального масштаба стали первые полеты полностью импортозамещенного Суперджета-100, собранного на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Юрия Гагарина. Лайнер готов, и в настоящее время ожидается окончание сертификации двигателя ПД-8. Работа продолжается также над проектом развития малой авиации, включая строительство самолетов «Байкал». В январе стартовала круглосуточная работа по возведению сборочных цехов в Комсомольске-на-Амуре, планируется завершение работ до конца года и запуск производства в следующем году.
На Амурском судостроительном заводе в прошлом году был заложен десятый корвет, ведется строительство малых ракетных кораблей и подготовка к заказу фрегатов. В прошлом году паром «Александр Деев» вышел на линию Ванино-Холмск, а второй паром «Василий Ощепков» находится в стадии завершения. На Хабаровском судостроительном заводе в прошлом году были сданы два краболова по программе «Квоты под киль».
Объемы в металлургическом производстве продолжают расти, ожидается увеличение на 22%. Завод «Амурсталь» освоил новые экспортные рынки, включая Китай, Филиппины и Вьетнам.
Грузооборот за два года увеличился почти на 11%. Продолжается модернизация Восточного полигона РЖД, строится Тихоокеанская железная дорога и порт «Эльга» в районе мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе. За полтора года в непроходимой тайге было уложено 350 километров путей, первый причал порта уже готов, и в этом году ожидается тестовый прием первого океанского балкера.
Благодаря модернизации Восточного полигона, провозная мощность БАМа и Транссиба увеличилась до 173 млн тонн в год. На участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино с 2008 года объем перевозок увеличился в пять раз и составил 40 млн тонн.
Масштабное строительство продолжается и в портах Советская Гавань и Ванино. По проектам компаний «Ванинотрансуголь» и «Дальтрансуголь» планируется увеличение мощности по перевалке угля до 64 млн тонн в год.
В 2022 году инвестиции в экономику края составили более 281 миллиарда рублей, а к концу 2023 года этот показатель достиг 364 млрд. Рост составил почти 150%, что вывело регион на третье место в стране по этому показателю.
С момента запуска режима ТОР и СПВ в крае привлечено 126 резидентов с проектами, создающими 20 000 рабочих мест. Общий объем инвестиций ТОРа и СПВ превысил полтриллиона рублей. В 2023 году было заключено еще 18 соглашений с планируемым объемом инвестиций свыше 48 млрд рублей и созданием 2 500 высокооплачиваемых рабочих мест.
В процессе реализации находятся два крупных проекта: Малмыжский горно-обогатительный комбинат, являющийся крупнейшим в России предприятием по производству концентрата меди, и Амурский оловянный металлургический комбинат. Это ведет к изменению структуры экономики региона. В этом году начинается строительство Дальневосточного автобусного кластера в Хабаровске с планами производства до 1000 машин в год.
Продолжается развитие крупной логистики — в Хабаровске запустили крупнейшие на востоке центры обработки отправлений «Озон» и «Почта России», а скоро стартуют проекты компаний «X5» и «Wildberries».
Продолжительность жизни в регионе впервые превысила 70 лет, составив 70,5 года. За последние десять лет младенческая смертность снизилась в 3,5 раза, а количество многодетных семей увеличилось в два с половиной раза, достигнув 23 500, в которых воспитывается почти 79 000 детей.
Регион улучшил свои позиции в национальном рейтинге инвестиционного климата: краю вошёл в 14-ую из 37 групп и за два года поднялся с 8-го на 4-е место среди субъектов ДФО.
Сфера малого и среднего предпринимательства также демонстрирует рост: здесь занято более 210 000 человек, что составляет треть экономически активного населения, а количество самозанятых превысило 66 000, что почти в два раза больше установленного в стратегии показателя. Введены льготы по упрощенной системе налогообложения для предприятий в сфере производства, ИТ, туризма и креативных индустрий, что привело к увеличению их количества. 39 организаций края являются участниками нацпроекта «Производительность труда», а более 2000 человек прошли бесплатное обучение основам бережливого производства.
За прошлый год более 200 километров автодорог были приведены в нормативное состояние, а в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» — более 720. На сегодняшний день 80% дорог в агломерациях соответствуют нормативу, что в два раза больше показателя последних трех лет.
Стали более доступными мвиаперевозки — с 2020 года действует программа льготных билетов для жителей северных районов, предоставляющая четыре перелета в Хабаровск, Николаевск и обратно по спецтарифу, который не повышался с момента запуска программы. Стоимость билета для взрослых составляет 4 500 рублей, для детей — 3 000. В прошлом году на эту программу было выделено более 215 млн рублей на компенсацию, обеспечив перевозку более 41 000 человек.
Для молодежи, пенсионеров и людей с инвалидностью с прошлого года действует тариф со скидкой 50%. И еслиранее он был доступен только с мая по сентябрь, теперь он действует круглый год. За год этой льготой воспользовались почти 8 000 пассажиров, а сумма субсидии составила 37,5 млн рублей.
В итоге, в прошлом году регион досрочно превысил показатель стратегии развития края, увеличив внутрирегиональный пассажиропоток до 100 000 человек, при этом количество рейсов выросло в полтора раза. За последние три года в абсолютных цифрах это составило плюс 258 рейсов, что способствовало расширению внутрирегиональной сети.
Активно наращивается строительство жилья: по последним статистическим данным, за прошлый год было введено 578 000 кв. метров, что является максимальным показателем с советских времен. Значительный вклад в это внесли программы льготного кредитования, развёрнутые по инициативе Президента страны, включая Дальневосточную ипотеку. С начала реализации программы было заключено почти 13 000 договоров на сумму более 58 млрд рублей. По решению главы государства программа была продлена и расширена, включив в неё работников оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока.
Президент поставил задачу достичь планки ввода жилья в 0,8 квадратных метра на человека, что для региона означает примерно 1 000 000 квадратов в год. Регион уверенно движется к этому показателю, основные перспективы которого заключаются в комплексной жилищной застройке Хабаровской агломерации. В работе находится шесть перспективных участков общей емкостью более четырех млн кв. метров. В прошлом году регион присоединился к программе «Дальневосточный квартал», потенциал которой составляет дополнительные 700 000 квадратных метров.
Работа ведется и по ликвидации аварийного жилья. За последние пять лет было расселено более 4 000 человек, из которых 2 700 проживали в домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года, и около 1 600 – в домах, признанных аварийными после этой даты. В прошлом году было сдано шесть многоквартирных домов в различных районах, включая Бикин, поселок Токи Ванинского района, Пивань и Селихино Комсомольского района, а также на улице Аэродромной в Хабаровске. Весной планируется завершить благоустройство. Президент России поддержал запрос о выделении дополнительных средств на расселение людей из бараков на Проспекте 60-летия Октября в Хабаровске, и в настоящее время ведется работа с Правительством России в этом направлении по поручению Президента.
Новая страница в развитии Дальнего Востока – это реновация 25 городов, началом которой стали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Было учтено 1000 предложений при разработке планов, которые были представлены президенту, после чего Правительство России утвердило их 29 декабря своим постановлением. На сегодняшний день в Хабаровской городской агломерации реализуется уже 10 проектов на общую сумму почти 20 млрд рублей. Правительство поддержало проекты по Дальневосточной концессии, включая Дальневосточный художественный музей, и в этом году начинается строительство Дальневосточного центра отдыха и оздоровления детей. Также разработан долгосрочный план развития Комсомольска-на-Амуре, предусматривающий пять направлений на сумму 12 млрд рублей.
В Хабаровском крае местные бренды получают разнообразные формы поддержки: это и содействие в формировании новых каналов сбыта, и организация участия в мероприятиях регионального и федерального уровней, а также информационная поддержка. Бренды нашего региона несут в себе частичку Хабаровского края, отличаются разнообразием и уникальностью, и сейчас важно оказывать поддержку каждому производителю, чтобы о его продукции узнали не только в России, но и за рубежом.
Несмотря на санкционное давление, Хабаровский край, сохраняя свою уникальность и разнообразие, успешно преодолевает трудности, выходит на новые рынки. Компании не сбавляют темпы в объемах поставок товаров за рубеж, а сфера услуг выходит на новые уровни.
Так, за последние 2 года предприятия нашего региона стали участниками международных выставок за рубежом, где полюбились и запомнились иностранным партнерам в Китае, ОАЭ, Монголии, Казахстане, Армении. Продукция компаний размещена на крупнейших международных электронных площадках, помогает компаниям в этом региональный Центр поддержки экспорта.
Параллельно с зарекомендовавшими себя мерами поддержки местных брендов появляются и новые возможности заявить о себе широкой аудитории. В крае ежегодно проходят региональные этапы Форума «Сильные идеи для нового времени» и в 2023 году впервые в его рамках прошел конкурс региональных брендов. Цель – поддержать развитие перспективных российских брендов в каждом регионе страны. По общему количеству заявок край занял 3 место среди субъектов Дальневосточного федерального округа. В числе финалистов представлены такие бренды как «Paulain», «ДВ-Ареал», «FogStream», с которыми можно ознакомиться на карте брендов на сайте конкурса: идея.росконгресс.рф. (Форум проводится по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Организаторы: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с фондом «Росконгресс).
Бренд «Paulain» — это производство коктейльных и вечерних платьев, рыбоперерабатывающий завод «ДВ-Ареал» является одним из лидеров по производству экологически чистых и безопасных продуктов на Дальнем Востоке, ассортимент продукции включает в себя более 200 наименований продуктов дальневосточного рыболовства.
Информационные технологии также развиваются в крае и тому подтверждение компания «FogStream». «FogStream» является разработчиком ИТ-решений, и за 12 лет на рынке у компании более 200 разработок, среди которых особое внимание уделяется цифровой трансформации.
Локальному производителю важно сохранить уникальность. В этом ему поможет своевременная регистрация объектов интеллектуальной собственности. В 2023 году в Хабаровске проводился обучающий семинар «Региональные бренды России – новые точки роста». На семинаре специалисты Роспатента и Федерального института промышленной собственности рассказали представителям регионального бизнес-сообщества о таких объектах интеллектуальной собственности как географическое указание и наименование места происхождения товара, в том числе о конкурентных преимуществах для предприятий, которые дает регистрация этих обозначений, об отличиях между ними, а также как правильно подать заявку на регистрацию географического указания и наименования места происхождения товара в том числе, в электронном виде. Как отметили сами участники семинара: «Брендирование продукции – важный вопрос для развития бизнеса».
Обучающие семинары должны содействовать росту благосостояния производителей уникальных отечественных товаров, развитию территориальных брендов, которые станут важным источником пополнения региональных бюджетов.
Идет и работа по созданию единого регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае», который станет знаком качества местной продукции, а также будет способствовать ее продвижению, популяризации и узнаваемости. Первые партии брендированной продукции, произведённой в Хабаровском крае, уже были представлены на выставке-форуме «Россия» и в рамках Дней нашего региона в Совете Федерации.
Один из ключевых элементов экспорта Хабаровского края на зарубежные рынки — это продукты питания. Регион славится своими высококачественными продуктами, такими как свежие морепродукты, дикорастущие ягоды, мед. Эти товары нашли своих почитателей в Китае, Казахстане, Белоруссии, Монголии и других странах мира, где ценят качество продуктов нашего региона и доверяют брендам.
Один из таких брендов – «Балтимор-Амур», специализирующийся на производстве продуктов питания из овощей. Благодаря богатому опыту и передовым технологиям, «Балтимор-Амур» стал востребованным брендом на зарубежных рынках. Компания представляла наш регион на Харбинской международной торгово-экономической ярмарке, где пользовалась большим спросом среди китайских посетителей, особенно их фруктовые и овощные соки. Сейчас компания регистрирует свой товарный знак на рынке КНР при софинансировании Центра экспорта, чтобы реализовывать поставки партнерам под официальным брендом на территории Китая.
Кондитерские изделия ООО «Ветли Восток» под брендом «Ветли», «Vetima» не первый год поставляют продукцию на азиатский рынок, где славятся качеством, вкусом. В этом году вышли на рынок Монголии после участия в Международной выставке «Ворота в Азию» в г. Улан-Батор.
В Китае мед из Хабаровского края пользуется огромной популярностью - за первое полугодие отправлено более трех тыс. килограммов продукции пчеловодства на экспорт. Китайские потребители ценят его уникальный вкус и лечебные свойства. Мед заполняет полки местных магазинов и рынков, привлекая внимание покупателей. Ярким представителем производства и реализации меда является ООО «Лесные продукты» – производственное предприятие», ежегодно поставляющие мед под брендом «Lesnika»- компания имеет репутацию добропорядочного и ответственного поставщика продуктов питания, радеющего за качество своих товаров и высокие стандарты работы.
Богатые водные ресурсы региона позволяют производить высококачественные рыбные продукты, которые находят своих покупателей за рубежом. Так, компания РА «Иня» – опытный экспортер рыбной продукции в Японию, Китай. Продукция бренда «Иня» прочно укоренилась на зарубежных рынках и пользуется спросом среди иностранных покупателей.
Хабаровский край также становится центром для технологических инноваций. Иностранные клиенты высоко ценят услуги российских IT-компаний и разработчиков.
«FogStream» — хабаровский разработчик программного обеспечения и инновационных IT-решений. С 2010 года компания успешно развивается на российском рынке, а с 2016-го активно взаимодействует с зарубежными клиентами из Чехии, Новой Зеландии, Кипра, Китая, Испании и не только.
Зарекомендовали себя как качественного партнера компания ООО «Уайт Софт». Потребовалось большое количество времени, чтобы заработать доверие к бренду на зарубежных рынках, показать себя как надежного партнера, предоставляющего качественные IT-услуги.
Гордостью региона является компания «Мечталёт» - первая анимационная студия на Дальнем Востоке, полюбившаяся не только в России, но и за рубежом. Компания знаменита в 26 странах, а бренд «Мечталёт» – уже успел стать знаком качества в мире медиаконтента.
Заинтересованность контентом, который создаёт «Мечталёт», выразили байеры и дистрибуторы с Саудовской Аравии, Омана, Турции, Туниса, Индии, Малайзии и Узбекистана. вскоре мультсериал будут транслировать на крупнейшем телеканале МВС3 в странах Магриба и Ближнего Востока.
Хабаровские компании по производству одежды пользуются заслуженным вниманием как на международном, так и на российском рынке. Более 210 000 платьев произведено в регионе, бренд вечерних и коктейльных платьев Paulain известен не только по России, но и в 11 странах мира – США, Испании, Германии, Литве, Латвии и многих других. Недавно хабаровчане представили новый бренд KVINSENTE на международной выставке Collection Première Moscow в Москве.
Хабаровские платья на экспорт представляют большой потенциал для национальной модной индустрии, при этом кутюрье региона поддерживают местные бренды, так, например, модель София Ким обращалась в «Paulain», чтобы получить платье для конкурса красоты «Miss Friendship» в Китае, где она представляла Россию.
Центр поддержки экспорта Хабаровского края помог всем упомянутым компаниям бесплатными услугами по продвижению на международных рынках. В Центре предприниматели региона могут получить консультации, сформировать коммерческие предложения под целевые рынки, пройти бесплатное обучение. Здесь помогают найти иностранных партнёров, принять участие в международных выставках, выйти на зарубежные электронные торговые площадки.
«Сегодня перед российскими брендами стоит задача получить поддержку внутри страны не только от потребителя, но и от государства. Центр поддержки экспорта помогает компаниям нашего региона вывести в первую очередь не только их товары и услуги на иностранные рынки, но и грамотно презентовать и закрепить бренды краевых компаний за рубежом, найти потребителя для своего товара, услуги и получить признание и узнаваемость на востребованных рынках» – Михаил Сергиенко, директор АНО «Центр поддержки экспорта Хабаровского края».
Бренды Хабаровского края представляют собой уникальное сочетание традиций, культуры, качественных продуктов и инноваций. Регион активно идет на встречу мировым трендам, развивает устойчивые и конкурентоспособные бренды, которые успешно покоряют зарубежные рынки и вносят свой неповторимый вклад в российскую и мировую экономику.На фоне проблем с импортной авиатехникой, занятой в обслуживании местных и региональных сообщений, еще большая нагрузка легла на самолеты советского производства, такие как Ан-2, Ан-24, Ан-26. Этот парк стал быстрее отрабатывать ресурс, которого и так остается немного. Однако медленная реализация проектов будущих лайнеров и угроза дефицита флота заставляет эксплуатантов просить власти о максимально возможном продлении срока службы старой техники отечественного образца.
Полагаясь на «Байкал», держать в уме Ан-2
Для единой дальневосточной авиакомпании уточнены объемы поставок воздушных судов в обозримом будущем. В 2024-2026 годах запланировано приобретение 39 единиц авиатехники отечественного производства: 8 самолетов SSJ New, 10 ЛМС-901 «Байкал», 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 Ми-171А3. Об этом сообщил на прошлой неделе замглавы Минвостокразвития Анатолий Бобраков.
До 2030 года для местных авиалиний планируется дополнительно приобрести 95 «Байкалов», которые придут на смену биплану Ан-2, для чего строится сборочный цех в Комсомольске-на-Амуре, добавил чиновник. Планируется, что производитель поставит авиатехнику Государственной транспортной лизинговой компании, после чего та передаст их в финансовую аренду эксплуатанту.
«Совместно с авиакомпанией «Аврора», одним из основных будущих эксплуатантов самолета «Байкал» на Дальнем Востоке, готовим специальные требования под взлетно-посадочные полосы, наземную инфраструктуру для эксплуатации этих самолетов для того, чтобы обеспечить минимизацию затрат на обустройство новых аэродромов», – рассказал замминистра.
На Дальнем Востоке сейчас свыше 400 посадочных площадок, и анализ, проведенный с регионами, показал, что 175 из них необходима модернизация для приема новых легкомоторных лайнеров.
«Заменить на наш взгляд двухдвигательные самолеты L-410 или Ан-28 (могут брать на борт 19 и 18 пассажиров – прим. ред.) однодвигательным самолетом «Байкал», наверное, не совсем удастся, тем более вместимость «Байкала» будет в два раза меньше, – высказал мнение заместитель гендиректора АО «Авиакомпания “ИрАэро”» Сергей Крупнов. – L-410 эксплуатируются не только в Иркутской области, есть также Архангельский объединенный авиаотряд, Камчатское авиационное предприятие, ранее они эксплуатировались в Хабаровском и Красноярском крае».
И все же «Байкал» на сегодня выглядит наиболее продвинутым проектом. До конца текущего года ЛМС-901 должен получить сертификат типа на базовую версию лайнера, проинформировал замдиректора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Михаил Пересадин.
Между тем, полагает гендиректор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень, до начала массовых поставок «Байкала» пройдет не менее шести-семи лет. Чтобы не столкнуться с дефицитом парка, работающего в данном сегменте авиаперевозок, необходимо разработать механизм восстановления ресурса Ан-2 с применением инструментов господдержки. Таким образом можно поставить на крыло 40-50 самолетов, подсчитал эксперт.
Напомним, Ан-2 строился в СССР до начала 1970-х, после чего выпуск биплана продолжался по лицензии в Китае и Польше. Из Польши поступали запчасти к двигателю самолета, но в прошлом году прямые поставки прекратились, свидетельствует директор по развитию АО «Полярные авиалинии» Сергей Анциферов.
Конечно, альтернативой Ан-2 являются вертолетные перевозки, хотя себестоимость полета на этой технике несравнимо выше, но и с данными машинами возникают сложности. Так, для продления срока службы вертолетов Ми-8МТВ нужна замена хвостовых балок, говорит Сергей Анциферов: «Мы обратились к промышленности с заявкой на 19 хвостовых балок для нашего парка до 2030 года. Пока не получили ответа. На 2024 год балок нет, это надо учитывать». Кроме того, чтобы снизить зависимость от импортных запчастей, вертолетам Ми-8 требуется замена вспомогательной силовой установки Safir чешского производства на отечественную АИ-9. Здесь также вопрос остается открытым, уточнил менеджер.
Ахиллесова пята авиаотрасли
Не лучшим образом обстоит ситуация с самолетами, обеспечивающими региональные перевозки. В настоящий момент в таком парке насчитывается 150 машин советского производства, из которых 95-98 единиц техники – Ан-24 и Ан-26. Средний возраст самолетов составляет 50 лет.
«Из доклада ГосНИИ гражданской авиации следовало, что к 2030 году будет списана четверть этих самолетов. По нашему мнению, остановка этого парка наступит значительно раньше, а именно с 2028 года», – заявил Сергей Зорин, первый заместитель гендиректора ООО «Группа компаний “Истлэнд”» (в нее входит авиакомпания «Ангара»). Одна из причин высоких темпов списания – техника быстрее стала отрабатывать ресурс из-за перераспределения перевозок с иностранных лайнеров, таких как DHC-8, на отечественный флот.
Перевозчики делают ставку в обновлении парка на будущие самолеты Ил-114-300 и ТВРС-44. Однако первый не является полноценной заменой Ан-24, утверждает Сергей Зорин, поскольку он достаточно требователен к инфраструктуре, не на каждую полосу сможет совершить посадку, а создание «Ладоги», как представляется сегодня, не вполне синхронизировано с темпами выбытия Ан-24.
«В комплексной программе [развития авиатранспортной отрасли] указано, что с 2025 года должны поставляться первые суда, но в общении с заводом-изготовителем услышали, что в лучшем случае первые 10 штук ТВРС-44 появятся в 2027 году», – рассказал представитель «Истлэнда».
Поскольку в нынешних реалиях Ан-24/Ан-26 нет адекватной замены, авиаторы предлагают продлить им ресурс. Хотя в этом направлении немало препятствий. Сказывается высокая стоимость работ (капитальный ремонт оценивается около 200 млн руб.), что ставит под сомнение экономическую целесообразность их проведения. Влияет проблема доступа к украинской документации (одним из производителей Ан-24 являлся Киевский авиазавод), необходимой для поддержания летной годности самолета, и в особенности тот факт, что АО «Арамильский авиационный ремонтный завод», единственное предприятие в РФ, которое ремонтирует турбовинтовые двигатели АИ-24 для Ан-24/Ан-26, не справляется с потоком заказов. Компания работает как на гражданскую авиацию, так и на оборонку.
«Квоты, которые выделяются гражданским эксплуатантам, в 2,5 раза меньше, чем наша потребность по отработке ресурса. И это без учета двигателей, которые отказывают в процессе эксплуатации», – подчеркнул Сергей Зорин.
Действительно, основная проблема по Ан-24 связана с силовыми установками, подтверждает Сергей Крупнов. «В течение 2024-2025 годов нам нужно обслужить 24 двигателя. На сегодняшний день Арамильский завод подтвердил возможность ремонта лишь четырех двигателей в 2024-м и четырех в 2025-м», – проинформировал замгендиректора «ИрАэро».
Он также высказал опасение из-за возможных проблем с лайнерами Sukhoi Superjet, в конструкции которых применена франко-российская силовая установка SaM146. Как известно, ее выпуск стал невозможен после того, как из проекта вышли иностранные партнеры.
В новой версии SSJ New будут использованы отечественные двигатели ПД-8. Однако перейти на машины с российским агрегатом получится не столь быстро, уверен представитель «Ир Аэро». «По нашему мнению, темпы производства новых самолетов SSJ New с ПД-8 будут гораздо медленнее, чем та скорость, с которой Sukhoi Superjet с SaM146 будут останавливаться ввиду отсутствия авиационных двигателей», – говорит Сергей Крупнов.
Таким образом, не исключил он, в обозримом будущем, возможно уже в 2025 году, может образоваться разрыв в эксплуатируемом парке, когда SSJ будет не хватать.
Улетные цены
Для решения вопросов о продлении ресурса советской авиатехнике предлагается создать совместную группу с Росавиацией, Минпромторгом, хотя в федеральных ведомствах выступают все же за усиление контроля за сроками выпуска новых самолетов.
Вместе с тем в авиакомпаниях озвучивают еще одну важную проблематику – относительно ценообразования будущего парка. Стоимость «Байкала» уже оценивается порядка 300 млн руб., что почти в 2,3 раза выше первоначальной цены, сообщил Сергей Анциферов. Напомним, ранее недовольство удорожанием ЛМС-901 высказал вице-премьер Юрий Трутнев.
В немалую сумму обойдется эксплуатантам и флот для региональных сообщений. Поставки самолетов, которые придут на замену Ан-24/Ан-26, стартуют от 1,5 млрд руб. за каждую единицу, называют в «Полярных авиалиниях».
Стоимость ТВРС-44 уже превышает 2 млрд руб., в свою очередь уточнил Сергей Зорин. Это сопоставимо с ценой реактивных среднемагистральных самолетов, которые по вместимости в три-четыре раза больше «Ладоги».
Приобрести технику за такую цену будут способны лишь крупные компании, как «Аврора» и «КрасАвиа», которым затраты профинансирует бюджет, заявил первый замгендиректора «Истлэнда». «Никакой коммерческой составляющей в этом самолете может не быть, если цена останется той же самой. Тем более нужно учитывать, что для региональной авиации себестоимость летного часа выше за счет высоких аэропортовых сборов, ГСМ, а также расходов по транспортировке топлива – всю доставку авиаперевозчики берут на себя», – пояснил Сергей Зорин, добавив, что сильно заработать на новом самолете перевозчики не смогут, поскольку подавляющая часть аэропортов по регламенту не функционирует в ночное время.
«У ТВРС-44 будет выше стоимость летного часа, чем у существующих Ан-24/Ан-26. Соответственно это ляжет на стоимость билета либо на местные бюджеты в качестве субсидирования этих перевозок», – резюмировал менеджер.
Однако цена новых лайнеров смущает и авиапредприятия, контролируемые госструктурами. Исходя из сегодняшних цен, заявляемых разработчиками техники, необходимый объем инвестиций в обновление парка судов «Полярных авиалиний» до 2032 года превышает 15 млрд руб., подсчитали в авиакомпании. При этом, напомнил представитель отрасли, одной из трудностей при окупаемости вложений для дальневосточных перевозчиков является низкий пассажиропоток и платежеспособность населения на фоне высоких эксплуатационных затрат авиаторов.
Поэтому нужны особые меры поддержки со стороны государства. «Предлагается вариант решения вопроса в части установления повышающих поправочных коэффициентов в 1,5 раза в зависимости от стоимости воздушного судна к размеру субсидии, предоставляемой из федерального бюджета российским авиакомпаниям, осуществляющим внутрирегиональные и местные перевозки на территории ДФО, на финансирование обеспечения части затрат на уплату лизинговых платежей», – комментирует Сергей Анциферов.
Но и этого недостаточно с учетом удорожания воздушных судов. Возможно способствовать обновлению воздушного флота будет система долгосрочного авиационного лизинга с привлечением средств из Фонда национального благосостояния, дополнительные меры поддержки системы послепродажного обслуживания и софинансирование затрат в подготовку персонала к работе с новой авиатехникой, сказал представитель авиакомпании.
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Большой ошибкой стало бы для участников и гостей сессии «Вкусные путешествия или как гастрономия влияет на туристский образ территории» прийти сюда на пустой желудок – ведь говорили здесь про экзотичные деликатесы и магию кулинарии.
Гастротуризм – неотъемлемая составляющая любого путешествия. Ведь каждому интересно, чем можно себя порадовать за обедом там, куда приехал впервые. Локальные продукты – именно то, чем можно «привязать» гостя. Незабываемый гастрономический опыт заставит его рассказать об этом знакомым и вернуться вновь. Чтобы добиться такого эффекта рестораторам, конечно, нужно потрудиться над связкой «качество-подача-сервис».
Президент АНО «Федерация ревизоров гостеприимства» Галина Драгни отметила, что рестораны по-доброму привязывают человека к местности, создавая аутентичные проекты с необычным дизайном, оформлением и высококлассным сервисом. Она призвала сообщество дальневосточных рестораторов глубже проработать свои концепции гостеприимства.
«Концепция достижения лояльности и формирования доверия возможна через нейромаркетинг. Ментальная связь через эмоции, визуальные стимулы и информацию. Продавая свой продукт, нужно создавать историю бренда, сюжеты местной кухни и даже историю упаковки. Именно на этом зарабатывают обладатели звезд Мишлен».
Каждый регион гордится своими достопримечательностями, своей кухней, и пытается предложить что-то необычное – то, что зацепит сразу, желательно, даже с названия. Так, на Сахалине гостей, помимо морских деликатесов, привлекают лопухами и клоповкой. В Южно-Сахалинске в рамках гастромарафона «Дикоросия» проводят «Лопух-фест». Как вариант, молодые стебли сахалинского лопуха можно отварить, порезать и обжарить с луком, добавив острые специи и соевый соус. А клоповка (красника) – это целебная ягода, распространенная на Сахалине, применяется для понижения давления. Популярна среди туристов и местных жителей настойка из клоповки, оставляющая необычное послевкусие. Об этом участникам гастрономической сессии рассказала представитель выставочного туристического центра Сахалинской области Регина Дикова.
«Сахалин – единственный островной регион России, наше главное отличие в гастрономическом плане – сплетение нескольких культур, фьюжн корейской, японской и русской. Поход в ресторан на Сахалине – удовольствие не из дешевых, поэтому мы продвигаем концепцию сетов – чтобы гость с любым бюджетом смог по фиксированной цене попробовать максимальное количество блюд, тем самым создать для себя образ сахалинской кухни».
Крабом и папоротником привлекают туристов на Камчатке. Не считая, конечно, наваристой ухи из чавычи, красной икры и жимолости. Хабаровск славится царь-рыбой тайменем, черной и красной икрой, кедровыми орехами и аронией. Оленина, юкола, буузы, байкальский окунь, мед, целебные бальзамы, морские огурцы, гребешок и мидии – гастрономическое богатство дальневосточных регионов будоражит умы и желудки гурманов.
Дальневосточная мекка гастротуризма – Приморье. Гребешок с фуа-гра и топинамбуром, котлеты из краба, камамбер с вареньем из бекона, вонголе, трепанги и морские ежи – обилие локальных морепродуктов и рыбы в авторском исполнении. Только во Владивостоке насчитывается больше двух тыс. ресторанов.
Регион входит в тройку лидеров в России по количеству уличных гастрофестивалей. Это направление развивается во Владивостоке с 2016 года. На слуху такие мероприятия как «О!мега вкус», «Море Камбала», «5 морей 3 океана», «Приморские муссоны» – последний пройдет с 30 сентября по 7 октября, в нем примут участие 25 регионов, будут представлены 40 гастропроектов. Свои стрит-фуд фестивали проводят и другие регионы ДФО: «Наважный фест», «Рыба моей мечты», «Папоротникраб» и другие.
Известный российский ресторатор, открывший 60 проектов по стране и за ее пределами Рустам Тангиров отмечает, что с 2010 года гастрономия в России серьезно набрала обороты, однако сейчас произошла некая стагнация отрасли. Он связывает это с уходом Мишлена, общей усталостью и депрессией, влиянием мировой политической ситуации.
«Надо продолжать развивать локальную кухню, прививать вкус и местным жителям, и гостям. Я удивляюсь, почему местные шеф-повара не ведут карту сезонности. Именно это помогает подготовить заранее сезонное меню, и знать, когда будет тот или иной продукт или его не будет вообще в этом сезоне. Это убережет от издержек и оптимизирует рабочий процесс».
Сезонные предложения в ресторане — это отклик на запросы гостей с максимальной пользой для заведения. При этом сезонные локальные блюда — максимально свежие и полезные, так как ингредиенты для них попадают на кухню без долгой транспортировки. Карта сезонности поможет рассчитать, в какое время и в какой объеме можно закупить скажем, корюшку или лосось, орехи и ягоды. Некоторые рестораны имеют такие карты, но это не повсеместно.
Каждый регион Дальнего Востока имеет свою специфику, и в то же время есть и объединяющие особенности. Главным предложением, прозвучавшим на гастрономической сессии форума, стало создание единой карты сезонности для всех дальневосточных регионов. Принято решение обратиться за помощью в создании календаря сезонности дальневосточных продуктов в Минвостокразвития и в аппарат полпреда президента РФ в ДФО.
Еще один важный аспект может помочь в привлечении туристов на Дальний Восток. Событийные гастрономические мероприятия региона нужно продвигать посредством туроператоров. Зачастую приезжающие тургруппы не имеют понятия, какие события будут проходить там, где они собрались побывать. И наоборот – зная, когда будет проходить интересное событие, гость сможет скорректировать даты вылета, чтобы попасть, например, на гастрокэмп. Туроператоры не всегда встраивают «событийку» в свои пакетные предложения, а это неплохо бы отразилось на экономике и привлекательности ДФО.
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.