Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Камчатка – это бренд»

Глава Петропавловск-Камчатского городского округа Виталий Иваненко о планах развития города

Виталий Иваненко, глава Петропавловск-Камчатского городского округа, делится планами развития города, мыслями о важности сотрудничества государства и частного бизнеса и о ключевой роли создания имиджа края для развития туристической сферы.

«Камчатка – это бренд»
Камчатка – это бренд, это уникальный край дикой природы, сюда действительно стремятся попасть путешественники со всего мира, а Петропавловск-Камчатский аккумулирует туристические и деловые потоки всего региона. Это город, известный своей историей, единственный океанический порт на территории Российской Федерации, город, основанный моряками, живущий морем. Наше будущее мы связываем в первую очередь с развитием туристического судоходства. Удобные ворота на Камчатку, как воздушные, так и водные, – это один из ключевых факторов для развития туризма. Раньше круизные лайнеры останавливались у нас на рейде, и было крайне некомфортно. Сейчас в Петропавловске-Камчатском построен и уже введен в эксплуатацию современный морской вокзал, идет реконструкция причальных стенок, впоследствии можно будет принимать суда еще большего тоннажа. У Корпорации развития Камчатского края есть планы по превращению портовой части города в «ковш», прилегающий к морвокзалу. Воздушные ворота в регион также совершенствуются, чтобы мы могли принимать дополнительные чартеры, иметь выход на страны АТР, откуда прилетало бы больше туристов.

Камчатка долгое время была закрытым регионом. Основной контингент составляли рыбаки и военные, и формирование инфраструктур шло далеко не в туристических целях, на это накладывались особенности, связанные с нашим рельефом, сейсмической обстановкой. Поэтому в архитектурном плане многие районы города были изначально построены без тротуаров и ливневок, и стартовые позиции Петропавловска, в сравнении с другими городами, были не самые выигрышные. Бурный период развития города пришелся на послевоенное время, когда Советский Союз вышел в мировой океан и развитие пошло залповым методом. Но люди приезжали на определенный срок, на заработки, по вызову, и инфраструктуре уделялось не очень значительное внимание. Но есть и те точки роста, которые дала нам природа, их можно и нужно использовать, и нам еще многое предстоит сделать. Последние два года, благодаря в том числе и распространению на Петропавловск льготных режимов свободного порта Владивосток и режима ТОР, получается привлекать инвесторов, а не только бюджетные средства.

В городе мы видим четыре главных направления развития. Первое – это центр, где и бюджетные инвестиции, и деятельность свободных инвесторов уже сегодня приносят плоды. В перспективе мы будем иметь в городе три кольца, три прогулочные зоны: вокруг Култучного озера, где благоустройство территории, прилегающей к водоему со стороны площади Ленина, выходит на финальную стадию и где инвесторы обустраивают современную гостиницу, рыбный ресторан и этнодеревню. За счет средств бюджета края идет строительство стадиона «Спартак», вокруг озера появится пешеходная зона с историческими, развлекательными и спортивными локациями. Второе – это современный природный парк на Никольской сопке, место историческое, связанное с обороной от англо-французского десанта. Там мы ведем реставрацию объектов культурного наследия, работы вошли в финальную стадию и должны закончиться в ноябре. На следующий год останется только озеленение. Третья точка роста – Мишенная сопка, расположенная в центре города. В этом году на ней была построена современная и интересная смотровая площадка в виде короны. Но нужна пешеходная тропа, поэтому будем очищать подножье сопки и подъездные пути от гаражей, делать парковки и сам подъем на Мишенную сопку снабжать соответствующей инфраструктурой. Сейчас мы разрабатываем совместный концепт с молодыми предпринимателями. Четвертое направление – знаменитые черные пески Халактырского пляжа. Здесь мы работаем в тесном взаимодействии с агентством по туризму Камчатского края. Необходимо решить вопрос транспортной доступности, тогда это будет полноценный туристический городской кластер. Сам Халактырский пляж – цунамиопасная зона, там невозможно строительство капитальных сооружений, но существуют современные модульные конструкции. Еще одно интересное место – территория у озера Медвежье, рядом с которым расположены гостиницы «Петропавловск» и «Гейзер» и в следующем году должна быть введена еще одна на 50 номеров; на этой же территории предполагается строительство визит-центра Кроноцкого заповедника. Там могут появиться интересные истории для туристов: места для кемпинга, барбекю, беседки, этнические скульптуры. Если работы в центре в основном связаны с благоустройством и привлечением крупных инвестиций, большими бюджетными вливаниями, то сопка Мишенная, озеро Медвежье, Халактырский пляж требуют от власти больше инфраструктурных решений, создания точек роста для малого и среднего бизнеса.

В центре города в завершающей стадии строительство Морского собора, самого восточного и единственного на Дальнем Востоке. Там будут размещены таблички, посвященные памяти погибших моряков. Наш Кафедральный собор, храм Живоначальной Троицы и Морской собор будут архитектурными доминантами, местом притяжения жителей и гостей города.

16_2.jpg

В Петропавловске-Камчатском плотный событийный календарь. К знаковым можно отнести гонку-пролог перед «Берингией»; фестиваль экстремальных видов зимнего спорта «Снежный путь», сателлит гонки «Берингия». Фестиваль морской рыбалки «Клевое сафари», который проводится в июне на берегу бухты Малолагерной, где рыбакам за определенный период нужно поймать заранее помеченную организаторами камбалу. В прошлом году главный приз у нас уехал в Волгоград. В сентябре проходит молодой, но яркий праздник – военно-исторический фестиваль «От Руси до России». Есть День первой рыбы и Хололо. На краевой площадке проводится День вулкана, у соседей – Елизовский спринт. В апреле проводится Авачинский марафон.

Рыбалка,  охота и спорт возможны практически круглый год. С недавних пор на Халактырском пляже активно развивается движение серферов, каякеров. Вообще, фишка города – это все, что связано с морем. С каждым годом становится больше частных яхт, которые предлагают экскурсии по Авачинской бухте с выходом за ворота или без него, с рыбалкой, погружением, ловлей краба, морского ежа, заходом на остров Старичков, где птичьи базары. Кроме того, Петропавловск-Камчатский – это один из трех городов в мире, куда в черту города на лежку заходят сивучи. Благодаря предпринимателям у нас на городском фонтане была установлена скульптура: сивуч-папа, мама и сивученок, они один из символов нашего города. В конце сентября проходит фестиваль «Море и жизнь». Событий много, и если турист приезжает в сезон на пару недель, то обязательно попадает на несколько мероприятий. Кроме того, у нас традиционно особое отношение ко Дню ВМФ и Дню рыбака, это очень интересные события, весь город выходит на массовые гуляния.

Что касается музейно-выставочной сферы, есть современный интерактивный «Музей вулканов «Вулканариум», очень интересная экспозиция, просто не передать словами, и занимаются ей абсолютно увлеченные люди. Отремонтирован выставочный зал «Город воинской славы», в следующем году мы планируем привести в порядок территорию, где выставлены образцы боевой техники. В этом году рядом с городской администрацией появилась композиция, посвященная курильскому десанту. Думаю, станет появляться больше площадок, которые будут обеспечиваться не только бюджетными организациями, но и предпринимателями. Появляются частные музеи, например Музей СССР.

Многое придется сделать и  в направлении общепита. Появляются очень интересные заведения, предлагающие определенную кухню из камчатских продуктов и авторские блюда. Но, на мой взгляд, еще большая работа впереди. Камчатке многое предстоит и в части кадрового потенциала. Кто будет работать в гостиницах? Кто будет гидами? Нужно готовить эти кадры сейчас. Пока нам как принимающей стороне нужно повышать квалификацию. Ведь построить гостиницу – это полдела; если в ней будет работать низкоквалифицированный персонал без знания иностранных языков, то какое впечатление сложится и какой контингент туда будет заселяться? Потому предстоит большая совместная работа власти и бизнеса для создания общей основы гостеприимства. Нужно не только построить, но и вдохнуть в это жизнь, смысл.

Я приведу пример того, как важно еще и правильно о нас рассказывать. У нас есть Ассоциация мэров городов Дальнего Востока, Сибири, Забайкалья и западного побережья Японии. Раз в два года проходят встречи, один раз в Японии, один – в России. В августе следующего года в Петропавловск-Камчатский приедет 15–20 мэров. Когда мы были в 2017 году в Ниигате, то убедились, что японцы очень многое знают о Дальнем Востоке, им не нужно рассказывать про вулканы, медведей и лососей. Но они практически абсолютно ничего не знают – а я подчеркиваю, это мэры, не простые обыватели, – о нашем сервисе. У них представление о современной России такое, как будто она не изменилась с 90-х годов, они живут слухами и ничего не знают про потенциал наших турфирм, про японоговорящих гидов, про качество нашей кухни, а японцы очень щепетильны в этом вопросе. Поэтому если кто-то считает, что мы много о себе рассказываем, рекламируемся, то на самом деле нет, недостаточно! Нужно серьезно заниматься брендированием туризма на Камчатке в целом.