Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Камчатка поймала хвост Севморпути

Регион начал масштабную модернизацию портовых мощностей с развития перевалки рыбы в контейнерах

В августе 2017 года на Камчатке открылось сообщение по первой в истории полуострова регулярной международной линии доставки рыбной продукции – ранее местные рыбопромышленники были вынуждены перегружать добытое для дальнейшей отправки на внешний и внутренний рынки через Владивосток. Проект реализует дочернее предприятие группы NOREBO, ставшее одним из первых резидентов Свободного порта Владивосток на Камчатке. Создание специализированного сервиса по комплектации контейнеров с рыбопродукцией – это только первый шаг полуострова на пути превращения в крупный логистический центр на Севморпути, уверен губернатор региона Владимир Илюхин.

Камчатка поймала хвост Севморпути
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
7 августа к причалам камчатского терминала «Сероглазка» встал контейнеровоз «PAPA MAU», зафрахтованный структурами международной транспортной компании MAERSK, который привез три сотни пустых 40-футовых рефрижераторов под рыбную продукцию. Взамен контейнеровоз забрал почти две сотни контейнеров со свежей продукцией камчатских предприятий, отправившихся в южнокорейский Пусан. Оттуда рыба проследует дальше, потребителями по всему миру, и в том числе российским – южным морским путем в Санкт-Петербург.

Площадку для обработки контейнеров с рыбной продукцией компания «Терминал «Сероглазка» строит как резидент Свободного порта Владивосток, обязавшийся вложить в развитие порта Петропавловска-Камчатского 800 млн рублей. Здесь же инвестор возводит новый холодильник на 15 тыс. тонн единовременного хранения, чтобы нарастить мощности до 20 тыс. тонн. За прошлый год терминал перевалил 16 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте) и около 30 тыс. т рыбной продукции, рассказывает его гендиректор Владимир Вальтер. В планах терминала на 2017-й - удвоение объемов, в более отдаленной перспективе - довести годовой грузооборот до 800 тыс. тонн. Из них не менее 300-350 тыс. тонн должно приходиться на рыбную продукцию.

Все это постепенно превращает «Сероглазку» в логистический проект, которого так давно не хватало камчатской рыбной отрасли. Причалы ООО «Терминал „Сероглазка“» получило в доверительное управление от АО «Рыболовецкое предприятие „Акрос“». И «Акрос», и «Терминал „Сероглазка“» принадлежат АО «Норебо холдинг». Группа NOREBO, которую контролирует российский предприниматель Виталий Орлов, владеет в сумме порядка 15% российских квот на вылов минтая, трески и сельди.

«Для Камчатки важно не только то, что судно с нашей продукцией пойдет без перегрузки во Владивостоке. Важно то, что оно вообще здесь появилось. Мы всего около полугода назад разговаривали с руководством компании MAERSK о намерении зайти на Камчатку, в этот проект. И вот по прошествии небольшого времени – новые контейнеры и судно, которое пришло, чтобы выполнить погрузку», - говорит губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. По его словам, власти края заинтересованы в том, чтобы отрасль контейнерных перевозок рыбы развивалась, причем не только для местных рыбодобытчиков. «На Камчатке есть определенные объемы добычи биоресурсов – сейчас это около 1 млн тонн в год, рыбной продукции вырабатываем порядка 850 тысяч тонн. Конечно, хотелось бы, чтобы рыбопромышленники и других регионов, работающие в Охотоморской и Беринговоморской экспедициях, могли переваливать груз здесь. Мы заинтересованы в том, чтобы объемы росли», - говорит глава региона.

Он подчеркивает, что предприниматели Камчатки часто жаловались на трудности с перевалкой в августе-сентябре в порту Владивостока. «Плюс к этому добавлялась проблема с доставкой железной дорогой: не всегда формируются вовремя «холодные поезда». Трудности всегда были. Сейчас наши рыбаки от них уходят благодаря работе двух партнеров – MAERSK и терминала. Конечно, нужно достроить холодильник, поставить погрузочно-разгрузочное оборудование на причалах, найти решение по обеспечению дополнительных энергетических мощностей. Думаю, когда все это заработает на полную мощность, сервисом будут пользоваться представители других регионов», - считает Владимир Илюхин.

«Пока о линии говорить, наверное, рано, это все-таки был тестовый судозаход. Мы рассчитываем, что такие прямые заходы суда компании MAERSK будут осуществлять раз в два месяца. Вопрос только в объемах: MAERSK готов заходить хоть еженедельно», - отмечает Владимир Вальтер. ПО его оценке, главная задача для любой компании рыбодобычи – максимально сократить сроки нахождения своей продукции в порту. «Когда мы слышим жалобы в сторону добывающих компаний о том, что продукция приходит на рынок некачественной, это, наверное, все-таки вопросы к перевалке. С нашим проектом сроки перевалки сокращаются – транзитного времени экономится как минимум 6-7 дней. Сейчас на Владивосток судно идет четыре дня, плюс там - перевалки пару дней, и это в лучшем случае. Наш же проект подразумевает, что судно через пять дней будет уже в Пусане», - говорит он.

Появление на Камчатке комплекса, способного принимать от рыбаков и комплектовать для отправки грузы с продукцией, будет способствовать общему увеличении грузооборота региона, уверен Владимир Вальтер. «Те рыбаки, которые сейчас направляют свои уловы на перевалку в Азии, смогут делать это у нас. Компаниями на Дальнем Востоке вылавливается ежегодно до 2 млн тонн рыбы. Думаю, за часть этих объемов мы может бороться. И цены на услуги будут ниже, чем в зарубежных портах»,— считает он. Терминал «Сероглазка» готов работать и с перевозками по Севморпути, добавляет он, но конкретная схема отправки зависит от самих перевозчиков.

«Исторически непосредственно с Камчатки очень небольшие объемы рыбы поставлялись на внешние рынки — просто сервиса такого не было. В основном продукция вывозилась во Владивосток, а на дальнейший экспорт — в Китай и Южную Корею. Там она точно так же переваливается в холодильники, укладывается в контейнеры и везется поставщиками по всему миру — и в Европу, и в Америку. Мы сейчас пытаемся создать альтернативу. И в прошлом году уже начали отправлять с нашего терминала на экспорт, например, в Германию и Японию, Америку, Голландию и в Санкт-Петербург южным морским путем», - объясняет Владимир Вальтер.

Отметим, что планы «Терминала «Сероглазка»» — это лишь часть общей работы по развитию транзитных контейнерных перевозок на Камчатке. Ранее губернатор региона Владимир Илюхин говорил, что субъекту РФ «очень нужно развивать портовую инфраструктуру». «Мы проводили большую работу с тем, чтобы конечным пунктом Северного морского пути здесь, на тихоокеанском побережье, стал порт Петропавловска-Камчатского. Перспективы очень хорошие. Но тех мощностей, которые мы сегодня имеем, будет недостаточно, их надо развивать»,— говорит глава региона.

Правда, развитие отрасли осложняется тем, что свободных земельных участков в береговой черте Петропавловска-Камчатского почти не осталось, признает губернатор. «Однако сейчас интерес к отрасли большой: в рамках развития всего портового хозяйства стоит задача выйти на 8 млн тонн грузов в год. Сейчас мы будет обрабатывать в пределах 1,5 млн тонн. База развития – огромная. Камчатка становится новой точкой роста в сфере логистики», - говорит он. «Недавно началось обсуждение проекта терминала по перевалке сжиженного природного газа с компанией НОВАТЭК. В случае с терминалом «Сероглазка» мы говорим не только о перевалке рыбы, но и о комплексном обслуживании судов. Время, когда на Камчатке появляется необходимость развития портов, я считаю, пришло, и это – первые шаги», - добавляет Владимир Илюхин.