Поделиться
Камчатка в объективе
Поделиться

Елена Верещака: камчатский фотограф о вулканах, туризме и поиске идеального кадра

Елена Верещака по образованию бухгалтер‑экономист, но всегда мечтала стать журналистом. В 2000 году пришла на радио, потом телевидение, сотрудничество с федеральными информационными агентствами. Ее фотоработы публиковались, в частности, в ленте ТАСС.

Сегодня Елена не только продолжает заниматься фотографией, но и расширяет сферу деятельности: самостоятельно организует путешествия, а также сотрудничает с туроператорами в качестве гида‑экскурсовода. При этом фотоискусство остается неотъемлемой частью ее работы. В своих рассказах Елена делится размышлениями о том, насколько непросто передать всю красоту Камчатки и открыть ее для других людей.

Елена Верещака, фото из личного архива

– Лена, с чего началось твое увлечение фотографией, чем вдохновлялась в самом начале и чем сейчас?

– Впервые загорелась фотографией в начале 2000-х годов, после того как сходила в большой поход помощником гида. У нашего главного гида получились тогда классные фотографии на пленочный фотоаппарат. Себе я тоже такой купила и начала экспериментировать. Со временем приобрела цифровой фотоаппарат, испытывала его в походах с туристами, спортсменами, снимала природу, людей, соревнования.

– Ты где-то училась в последствии или самостоятельно освоила?

– Я самоучка, училась по книжкам – это Камчатка, проблемы с интернетом были до 2016 года, скачивать какие-то материалы было проблематично, изначально вообще невозможно. А потом начали появляться в России фан-сайты разные, в том числе для фотографов, где можно было задать вопросы фотографам из других регионов. Очень классные фотографии всегда были в спортивных журналах – «Доски», «Оn board». Там публиковалось большое количество зарубежных топ-фотографов, на которых хотелось равняться. В фотографии, как и во многих других сферах, также важна «насмотренность». Посмотришь, как другие работают, что-то свое придумаешь, где-то совета спросишь. Но потом все начали резко переводить в цифру, печатные журналы у нас начали исчезать. Долгое время держался журнал «Вертикальный мир», но он тоже ушел в онлайн. И это такая печаль и боль для многих фотографов, которые хотели бы, чтобы их работы были напечатаны.

Вулкан Кизимен и озеро Теплякова. Фото: Елена Верещака

Сейчас все онлайн. Лично я не очень стремлюсь выкладывать свои фото в интернет. Потому что некоторые недобросовестные пользователи могут взять твои фото, опубликовать у себя, не подписывая. А каждому автору хочется, чтобы его имя было на фотографии. Когда у меня спрашивают разрешение на то, чтобы взять фото, я спрашиваю для каких целей. Если это цель коммерческая, я говорю, что фото можно купить. Это же моя работа, мне не дадут кусок хлеба в магазине просто так. Однако для социальных целей я могу предоставить фото бесплатно.

– А офлайн-конкурсы не спасают от дефицита печатных фотографий?   

– На самом деле, я на конкурсы тоже перестала уже отправлять свои работы, поскольку я нахожусь на Камчатке. И отсюда не видно крутых выставок, да и лететь для участия, допустим, в Москву – это как минимум дорого. Ну и, как многие творческие люди, я достаточно самокритична, и, считаю, что еще не сняла свой шедевр. Хотя не раз становилась победителем или финалистом достаточно крупных конкурсов.

Вулкан Ключевской. Извержение октябрь 2023 года. Фото: Елена Верещака

– Ты делала крутую выставку на Камчатке, посвященную извержениям вулканов. Как все прошло?  

– Да, небольшая выставка прошла в Петропавловске, в арт-пространстве «Все связано». Там было 13 работ. Все их потом раскупили. Выставку я делала полностью на свои средства. Печатала фотографии в Москве, так как там достойное качество. В общем-то, продажа этих фото и окупила печать выставки. Это был пробный шар, который позволил мне понять, как это вообще – организовать выставку, какие есть сложности, как нужно подходить к выбору фотографий. Часто, пока не увидишь в напечатанном виде, просто не представляешь, как смотрится фотография, цепляет она или нет.

– Насколько опасно снимать извержение?

– Я же еще гид-проводник и давно занимаюсь туризмом на Камчатке. Конечно же, мы выбираем наиболее безопасное место, адекватное расстояние. Мы не самоубийцы. В 2023 году при съемке извержения от нас до вулкана было 27 км, плюс, мы специально расположились на возвышенности, чтобы, если вдруг пойдут пирокластические потоки - это когда раскаленный газ из кратера вулкана несется с огромной скоростью вниз, собирая в свой поток пепел, шлак, камни, мы оказались в недосягаемом для него месте. Также хорошая оптика, хорошая камера, и получилось, как будто мы стоим вот прям рядом.

Вулкан Ключевской. Извержение октябрь 2023 года. Фото: Елена Верещака

– Ты работаешь в жанрах пейзажное фото, тревел-фотография, репортажная и спортивная фотография. Скажи, а что самое сложное в работе фотографа твоего жанра?

– Сложностей никаких, только нужно технику регулярно обновлять, а это недешево. Появляются новые фотоаппараты, объективы. Более скоростные, более емкие, более четкие. Погода не пугает – все зависит от того, что ты хочешь снять: шторм, ветер, брызги океана. Просто одеваешься по погоде и защищаешь камеру, для этого есть специальные средства. Если снимать людей, то, наверное, всегда волнует адекватное восприятие. Но на Камчатке я с таким не сталкивалась.  

Вулкан Безымянный. Извержение, октябрь 2023 года. Фото: Елена Верещака

– Есть у тебя есть особенное, любимое место для съемок на Камчатке? Может быть, даже любимая фотография?

– Самая, конечно, моя любимая — это Ключевская группа вулканов, в составе которой аж 13 исполинов. Там невероятно разные пейзажи. Если это вулкан Толбачик, то это гигантские шлаковые поля, а с другой стороны – тундра с лавовыми потоками. Плюс, с его кратера вид на самый высокий действующий вулкан Евразии — Ключевской. Если объехать Ключевской вулкан, там есть место под названием Апахончич: красивейший разнообразный ландшафт и обзор на четыре вулкана. Все это — зона современного активного вулканизма, там постоянно что-то происходит. Например, тот же Ключевской извергается в среднем раз в два года, а Безымянный почти постоянно выдавливает из кратера вязкую лаву, которая в темное время суток напоминает огненную реку. А еще там невероятное звездное небо.

Южная группа вулканов - Мутновский, Горелый, Вилючинский. Там есть два невероятных времени: сентябрь, когда тундра покрывается желтыми, красными, бордовыми красками, а на верхушках вулканов появляются шапки из снега; начало июля - когда снег начинает таять, текут ручьи, снег на тундре и в кальдере вулкана Горелый становится ярко-голубого цвета. И в это же время на любой, даже маленькой полянке, освободившейся от снега, начинают цвести цветы, например, редкие золотистые рододендроны. Чтобы за мишками поехать посмотреть – Ключевское озеро. Особенно хорошо там осенью, когда лес начинает становиться золотистым, а мишки округляются перед тем, как лечь в спячку. Вообще у нас очень много красивых мест, даже совершенно неочевидных, но до многих из них надо пройтись ножками.

Вулканы Кроноцкий и Кизимен (на переднем плане). Фото: Елена Верещака

По поводу фото: у меня есть несколько любимых, но там скорее любимые объекты на фотографиях. Допустим, Кроноцкий вулкан. По моему мнению, вообще самый красивый вулкан мира. Идеальная острая форма, очень красивый. И там, где Кроноцкое озеро и Кроноцкий лиман – место шикарнейшее, но добраться туда можно только вертолетом.

Нравится мне фотография с дрона, которую я сняла во время извержения вулкана Карымский – водопад внизу и вертолет стоит. Тут я довольна собой максимально – это панорама, снятая с дрона, и там все в одном кадре.

– Можно сказать, что ты во всех уголках Камчатки уже побывала со своим фотоаппаратом?

– Нет конечно. Чтобы всю Камчатку посетить, жизни не хватит. Я каждый год стараюсь открывать какие-нибудь новые местечки для себя. Допустим, в этом году я впервые побывала на Командорских островах: в составе научной экспедицией во главе с Владимиром Буркановым. Это один из немногих социалистов России, кто занимается изучением морских львов – сивучей. Мы помогали ученым в обслуживании фотокамер. А в предстоящий сезон пока что не знаю, еще не придумала.

Фото: Елена Верещака

– Расскажи, как прошел твой сезон как гида? Много ли людей приехало? Как июльское землетрясение повлияло?

– Сезон прошел бурно, но людей меньше приехало – из-за землетрясения и не прекращающихся афтершоков кто-то побоялся ехать и отказался от тура, кто-то перенес на следующий год визит. Хотя, были и те, кто наоборот купил билеты и примчался, чтобы увидеть извержения вулканов Крашенинникова и Ключевской, начавшиеся сразу после землетрясения.

– Что в планах на будущий год?

– Я гид-экскурсовод, а в следующем году буду защищаться на инструктора-проводника в соответствии с новым законодательством. Хочу делать интересные проекты именно туристической направленности. Сейчас ведем переговоры об организации фототуров на Камчатку. Это востребовано как у начинающих фотографов, так и у профессионалов. Можно убить за один приезд двух зайцев, как говорится. И Камчатку посмотреть, и увезти отсюда классные фотоработы, которые, возможно, займут призовые места на конкурсах фотографий. 

Фото: Елена Верещака

Работаю иногда с туристическими компаниями и снимаю путешествия их туристов, которые понимают, что не хотят ходить с телефонами, а хотят наслаждаться красотой. Ведь, когда ты смотришь глазами, то можешь оценить весь тот объем красоты, что вокруг тебя, а когда через камеру телефона — постоянно отвлекаешься, ориентируешься на экран, впечатления притупляются.

беседовала Юлия Бородина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Камчатка в объективе

Елена Верещака по образованию бухгалтер‑экономист, но всегда мечтала стать журналистом. В 2000 году пришла на радио, потом телевидение, сотрудничество с федеральными информационными агентствами. Ее фотоработы публиковались, в частности, в ленте ТАСС.

Сегодня Елена не только продолжает заниматься фотографией, но и расширяет сферу деятельности: самостоятельно организует путешествия, а также сотрудничает с туроператорами в качестве гида‑экскурсовода. При этом фотоискусство остается неотъемлемой частью ее работы. В своих рассказах Елена делится размышлениями о том, насколько непросто передать всю красоту Камчатки и открыть ее для других людей.

Читать полностью
Поделиться
«Всё детство я испытывала стыд, а теперь он в картинах»

Хабаровская художница Анна Волкова превратила личную боль в искусство. Несколько лет в юности она делила квартиру с родственником, страдающим синдромом Плюшкина, — хроническим накопительством. Душевную травму девушка получала каждый день: липкий обеденный стол, завалы одноразовых контейнеров и неработающей техники, ванна с месячным «замачиванием» вещей и кислый запах брожения. Чтобы избавиться от стыда и тревоги, Волкова несколько лет работала с психологом. И вот финал четырёхлетнего курса психотерапии совпал с персональной выставкой Dear Dairy («Дорогой дневник») в галерее современного искусства «Биом», где представлены 15 картин — визуальная переработка прошлой жизни. Вот её рассказ читателям EastRussia от первого лица.

Читать полностью
Поделиться
«Паллада. Последний поход»: как документальный фильм прокладывает новый курс

Сделать историческое документальное кино про знаменитый корабль можно разными способами. Можно перечислить факты: построен тогда-то, ходил туда-то, в таком-то году капитаном был такой-то. И своя аудитория у такой ленты будет. Или собрать воедино самые зрелищные, интересные эпизоды, убрать скучные подробности и предложить публике почти «блокбастер». А можно так, как сделала съемочная группа фильма «Паллада. Последний поход» — построить мост из нашего прошлого в будущее наших предков и дать им слово.

Читать полностью
Поделиться
Культурный «Биом» Хабаровска

Столица Хабаровского края богата музеями и галереями, но современное искусство с трудом находило себе место и часто это была «временная прописка». Теперь в городе появилась галерея современного искусства «Биом».

Читать полностью
Поделиться
Бренд Камчатки в стиле зенарт: девочка Инки

Камчатская художница Ингрид Кист рисует в стиле зенарт. Главным героем её картин стала милая забавная девочка по имени Инки. Сначала это был автопортрет, но со временем Инки превратилась в самостоятельного персонажа со своей вселенной.

Зенарт (дзенарт) — медитативное рисование, современная техника креативной графики, основанная на зентангле. Она позволяет создавать абстрактные рисунки из повторяющихся узоров (танглов) и помогает снять стресс, улучшить концентрацию и настроение.

Ингрид Кист — 48 лет. Родилась и живёт на Камчатке. Её отец — немец, мать — ительменка. Художественного образования у Ингрид нет, но есть талант, креативность и признание. В её портфолио — около 700 рисунков с Инки.

Читать полностью
Поделиться
«Медведи испытывают сильнейшие эмоции»

Документальное кино, где в главных ролях не люди, а животные. Такой жанр подсказала сама природа Камчатки, а режиссер Анна Шпиленок и оператор Дмитрий Шпиленок подхватили идею, витавшую в насыщенном красотой воздухе. После успеха картины «Огненный лис» (прокат весной 2024 года и сбор в прокате $1 145 589), которая рассказывает историю становления личности лисенка по имени Ветер, съемочная команда и по совместительству семейная пара решила сконцентрироваться на медведях. Фильм с рабочим названием «Косолапая история» снимают там же – на территории Кроноцкого заповедника на Камчатке.
Как часто приходится спасаться от медведей, как документалисты пережили восьмибалльное землетрясение и чего больше всего не хватает в экспедиции на краю земли об этом они рассказали EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Искусство под гудки локомотивов: хабаровские мастера творят для БАМа

Хабаровские художники Владимир Барсуков, Вадим Полин и Иван Локтюхин возвращают искусство в бамовские поселки, где с советских времен не появлялось новых памятников. К 80-летию Победы они установили скульптуры в Новом Ургале и Тырме, а впереди — новые проекты, посвященные и великой стройке БАМа. О том, как скульпторы вдохновляют малые территории и сколько бетона уходит на одну композицию — в материале EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«Амурские волны» накрыли город: Хабаровск принимает фестиваль оркестров

В Хабаровске открылся XIII международный фестиваль военных оркестров «Амурские волны». В этом году участников и зрителей ждал яркий старт: дефиле-представление на площади у Спасо-Преображенского собора объединило музыку, хореографию, реконструкцию и даже мультяшный юмор.

Читать полностью
Поделиться
Машков улыбнулся и сделал ликбез, или как попасть в Театральную школу Олега Табакова

Театральная школа Олега Табакова — одно из самых своеобразных образовательных учреждений страны. При конкурсе в 100 человек на место один раз в два года туда набирают учеников 9-10 классов. Подростки получают возможность бесплатно обучиться актерскому мастерству в заведении «лицейного» типа: слушатели живут на полном пансионе в центре Москвы, заканчивая полное среднее и получая высшее профессиональное образование. На поиск потенциальных кандидатов выезжают педагоги школы, прослушивания проходят в восьми городах России. Вожделенный билет в театральное будущее получают лишь 24 подростка. Не из региона. Со всей страны.

Как прошел этап в Хабаровске, почему и натурально ли гневался Владимир Машков, кому он устроил нечаянный ликбез, и через что прошли кандидаты — в материале EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Тонкая работа: как хабаровский ювелир покорил титан

Хабаровский край, как и весь Дальний Восток, богат на залежи самоцветов, драгоценных камней и металлов, но беден мастерами ювелирного искусства. Здесь ни разу не проводились профильные конкурсы, а все потому, что другим участникам (которые в основном живут на западе) ехать далеко и дорого, а среди дальневосточников ювелирных мастеров – единицы. Поэтому им самим приходится летать в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, чтобы представить на суд профессионалов изделия, заявить о Дальнем Востоке и, если повезет, вернуться с дипломом. Один из таких художников — хабаровчанин Виктор Волошенко. За 30 лет работы он представлял Хабаровский край и весь Дальний Восток на конкурсах, был отмечен профессионалами. В его коллекции более 800 изделий из золота, серебра и привередливого титана, с которым мало кто связывается, а также из Сихотэ-Алиньского метеорита.

Читать полностью
Больше материалов