Замруководителя Минвостокразвития Александр Осипов – о перспективах развития Камчатки
Проект территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» предусматривает создание нескольких промышленно-логистических зон портового типа. Должны появиться терминал навалочных грузов, контейнерно-логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и бункеровочный терминал и бизнес-зона (социально-деловой центр). Часть площадок планируется создать на базе предприятий «Петропавловская судоверфь» и «Жестяно-баночная фабрика». Ряд промышленных объектов и бизнес-зону – на базе производственных мощностей компании «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» на берегу бухты Южная Авачинской губы.
Кроме того, в приоритете для Правительства края – туристско-рекреационный кластер «Паратунка» и реконструкция аэропортового комплекса «Елизово».
Для того чтобы дать оценку проработанности проектов, претендующих на вхождение в программу государственной поддержки территорий опережающего развития, на полуостров прибыл заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Осипов. Он провел несколько рабочих совещаний с потенциальными инвесторами, представителями малого и среднего бизнеса Камчатского края, с представителями властей, на месте осмотрел территории, на которых предполагается создать ТОСЭР.
– Почему в приоритете именно порт?
– Без развития порта и портовых мощностей трудно думать о развитии Камчатки. Площадка в порту Петропавловска является ключевой, приоритетной. Также важно модернизировать елизовский аэропорт. И тот, и другой объекты делают Камчатку доступной и реализуют один из главных экономических приоритетов края – туристско-рекреационный вид деятельности. С ними связана площадка в Паратунке как место концентрации туристической инфраструктуры, как место отдыха и досуга. На четвертой площадке, в южной части порта, могут быть построены промышленные объекты, достаточно приближенные к местам логистики. Все подпроекты обоснованы, их надо наполнить конкретикой и оптимально рассчитать с точки зрения бюджетных расходов. Краю, кстати, их воплощение принесет тысячи, а затем и десятки тысяч новых рабочих мест.
– Реально ли превратить порт Петропавловска в порт-хаб, где пересекались бы разные транспортные потоки?
– Фактически Петропавловск сможет стать портом-хабом только тогда, когда будет решен ряд вопросов. Необходимо, во-первых, модернизировать морской торговый порт, привести в порядок причалы, заняться дноуглублением. Это даст возможность заходить в порт краевой столицы океанским судам с глубокой осадкой. Во-вторых, необходимо привлечь на Камчатку лайнеры, которые оставляли бы здесь грузы, эти грузы можно было бы перенаправлять, разделять на потоки. И в-третьих, необходимо сделать так, чтобы работа здесь шла быстро, без долгих ожиданий, без обременительных процедур. Каждое из этих направлений требует времени и организации.
По третьему пункту мы готовим изменения в нормативно-правовые документы, которые сделали бы процедуры, проводящиеся у нас в портах, конкурентоспособными с подобной практикой в зарубежных портах. Это длительная тяжелая работа, но она ведется.
– Для кого петропавловский порт может стать местом перевалки грузов?
– Мимо Камчатки сейчас проходят два транспортных потока. Это Северный морской путь и достаточно крупный грузовой поток из Юго-Восточной Азии в североамериканские порты и обратно. Оба маршрута довольно привлекательны, главное, чтобы владельцам морских транспортных компаний было выгодно заходить в порт Петропавловска, здесь разгружаться, принимать новые контейнеры, бункероваться.
– Насколько реально, что Северный морской путь заработает в полную силу?
В правительстве уже приняты решения и идет реализация проектов по обустройству и эксплуатации Северного морского пути. Делается многое, чтобы можно было предоставить возможность захода судов, навигационного, медицинского и продовольственного обеспечения, бункеровки, получения незамедлительной помощи в случае чрезвычайных ситуаций. Вплоть до того, что мы принимаем специальные решения в области безопасности.
– Не повлияет ли обвал российского рубля на воплощение в жизнь идеи создания территорий опережающего развития?
– У большей части представленных проектов инвестиционная эффективность только возросла, ведь они ориентированы на внешние рынки. На Дальнем Востоке лавочки и мануфактурки не могут быть резидентами территорий опережающего развития, так как из-за малого количества населения ориентация на внутренний рынок не выгодна. А на внешнем все расчеты идут в валюте. Важно, что у подавляющего большинства проектов, которые мы рассматривали, финансовые вопросы уже решены. Деньги у нас есть, говорят инвесторы. Ваши камчатские инвесторы в основном не собираются брать деньги в финансовых учреждениях России, а надеются на свои силы и помощь южнокорейских источников капитала.
Опубликовано в газете «Рыбак Камчатки»
EastRussia.ru - информационный партнер газеты «Рыбак Камчатки»
Текст: Ольга Семенова