Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Камчатка» имеет все шансы войти в перечень проектов ТОСЭР

Почему проект ТОРа на Камчатке – в приоритете?

«Камчатка» имеет все шансы войти в перечень проектов ТОСЭР

«Задача поставлена одна: как можно быстрее приступить к реализации первых проектов», – сказал губернатор края Владимир Илюхин после совещания, которое 15 ноября провел во Владивостоке заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

По словам Владимира Илюхина, «каждый субъект сам для себя определяет важность работы». «Касаемо Камчатки, Юрий Петрович отметил, что туристско-рекреационная зона, безусловно, нужна, и она должна быть в числе первых. Поэтому будем стремиться к тому, чтобы готовность по этому направлению была максимальной», - заявил губернатор.

Без осложнений!

На совещании обсуждались вопросы налоговых и иных льгот, предоставляемых инвесторам, реализующим свои проекты на Дальнем Востоке, а также вопросы, связанные с методикой отбора инвестпроектов. Юрий Трутнев раскритиковал работу федеральных ведомств: «Плохо сработали федеральные министерства экономики и финансов – они деформировали поручения президента. Путин говорил о предоставлении налоговых льгот проектам, начиная от 50 млн рублей, были перечислены виды деятельности. Это поручение давало возможность работы через механизм прямого действия: попадаешь ты в указанный объем инвестиций и перечень видов деятельности – получай льготы. Но наши коллеги придумали сложный механизм получения статуса регионального инвестиционного проекта, где они включили дополнительные требования с точки зрения сроков аренды земельного участка – почему-то до 1 января 2024 года. Я даже не знаю, почему эта дата стала для них выдающейся. Далее – отсутствие обособленных подразделений на другой территории, отсутствие зданий, принадлежащих другой организации, на данной территории. А если есть здания? Сносить? Это неквалифицированная работа по подготовке поправок в Налоговый кодекс».

Помимо федеральных усложняющих условий, дополнительные проблемы возникли и с регионами – они, по мнению Юрия Трутнева, слишком рьяно и непонятно для чего установили свои критерии к участникам проектов ТОСЭР.

«Регионы также засучили рукава и придумали дополнительные условия. Это безобразие! В Амурской области введены требования к эффективности реализуемых инвестпроектов, но препятствием стало отсутствие инфраструктуры. В Еврейской автономной области введены требования к количеству создаваемых рабочих мест, но президент об этом не говорил. В Магадане – требования к уровню зарплаты, в Чукотском АО – к отсутствию задолженностей, – рассказал полпред. – Справедливо, но этих требований не было в поручении президента. Я считаю, что от получения статуса регионального инвестиционного проекта надо вообще отказаться, потому что нет смысла заставлять бизнес приходить к чиновникам и получать этот статус, доказывая, что он ему соответствует».

Юрий Трутнев поручил в течение двух недель подготовить соответствующие поправки в Налоговый кодекс, чтобы перейти к механизму прямого действия. Также полпред попросил губернаторов убрать дополнительные требования к проектам, которые были введены по инициативе субъектов.

Регион готов к работе

«Юрий Трутнев прав – на этой дороге барьеров быть не должно. Нам необходимо создать для бизнеса такие условия, чтобы он пришел на эти площадки», – сказал Владимир Илюхин.

Губернатор Камчатского края в качестве примера привел проект, реализуемый на севере полуострова, – месторождение Аметистовое.

«Для работы необходимо построить дорогу Тиличики – Каменское, которая стоит порядка 2 млрд рублей. Если даже с учетом софинансирования 20% (это 400 млн рублей) лягут на наши плечи, то мы их никогда не потянем. И что теперь – из-за этого целиком выбрасывать проект из инвестиционных? Надо искать механизмы, – сказал глава региона. – Вот еще параметр – отдаленность от железнодорожной станции. Но у нас нет железной дороги! Или наличие планировочных заданий для площадки – тоже спорное условие».

До 10 декабря в регионах Дальнего Востока оптимизируют методику оценки проектов, после чего и будет определен перечень ТОСЭР, реализация которых будет осуществлена в первую очередь.

«Сегодня на Камчатке достаточно высокая готовность проекта. Сравнительного анализа по территориям сегодня не делали, мы обсуждали методику и критерии оценки, а сами проекты будем обсуждать в 20-х числах декабря в Москве на заседании комиссии, – сказал Владимир Илюхин. – Сейчас появилось понимание того, как мы будем двигаться дальше по «дорожной карте». Сроки определены, и, думаю, до конца года будет сформирован перечень проектов ТОСЭР».

Между тем, проект федерального закона о ТОСЭР был накануне единогласно принят Госдумой в первом чтении. В предварительный список пилотных дальневосточных проектов вошла ТОСЭР «Камчатка». В глобальном смысле это создание опорного пункта на Северном морском пути в виде транзитного порта-хаба. Он позволит накапливать и сортировать контейнерные партии, доставляемые судами из стран АТР до Петропавловска-Камчатского, и затем организовывать погрузку на специализированный флот для транспортировки Северным морским путем в Европу, Северную Америку, Канаду.

Масштабный проект ТОСЭР «Камчатка» состоит из ряда более мелких проектов. Сюда, например, входит создание на базе существующих мощностей современных промышленно-производственных комплексов. Предполагается, что грузооборот порта на первом этапе реализации проекта достигнет 8 млн тонн, а после увеличится до 20–25 млн тонн в год. «Камчатка» также предусматривает создание туристско-рекреационного кластера «Паратунка» с необходимой обеспечивающей инфраструктурой. Планируется строительство реабилитационных и санаторных центров, гостиниц, современного горнолыжного комплекса, спортивно-развлекательных объектов. Это должно позволить в разы увеличить туристический поток в край до 100 тысяч человек в год.

Кроме того, в состав проекта ТОСЭР планируется включить аэропорт Елизово как транзитный узел международных линий.