В Усть-Камчатском районе лосося ловят на реке Камчатка морскими ставными неводами прибрежного лова. Стая, идущая на нерест, прижимается к береговой линии в поисках родной реки – тут-то ее и встречает ставной невод. К недостаткам этой снасти относятся высокая трудоемкость установки и обслуживания, однако с ее помощью добывается до 80% рыбы. Мы решили отправиться на один из таких неводов, чтобы посмотреть, какой ценой достается лосось.
«Это не Черное море, чтоб отдыхать!»
Путь на невод начинается с катера. Его команда – неотъемлемая часть каждой бригады. Капитан, механик и помощник капитана или матрос на протяжении всей путины работают вместе с рыбаками-неводчиками.
«Мы пойдем на невод Алексея Корунова, – говорит капитан катера КЖ-369 ООО «Устькамчатрыба» Владимир Яковлев. – До него километров 7, путь займет минут 50. Сложностей в нашей работе хватает: невод весь в веревках, их можно случайно намотать на винт или перерубить. Поэтому при подходе надо рассчитать, как правильно подвести прорезь. Рыбалка – такое дело, тут не будешь ждать погоду. Если есть рыба, то потихоньку и в непогоду пойдешь. Это же не Черное море, чтобы отдыхать, тут холодно у нас!»
На «жилом»
Как и обещал капитан катера, к первому неводу мы прибываем через час после посадки на судно. Нас встречает бригада неводчиков.
На протяжении всей путины рыбаки находятся в море. Исключением бывает только шторм, когда неводчики заходят на берег переждать непогоду, и проходные дни, в которые часть популяции лосося пропускают в реку на нерест. Обитают рыбаки на «жилом» – по сути, это плавучий барак. В нем есть места для отдыха и для обеда. Быт здесь устроен уютно: есть электростанция, от которой работают радио, телевизор и рация для связи с берегом, а также подзаряжаются ноутбуки и другие гаджеты.
Бригада морского ставного невода в среднем состоит из 15 человек: бригадир, его помощник, десять рыбаков, команда катера из трех человек и повар – здесь его называют «кандей».
Андрей Карпицкий – кандей невода № 268. Если не знать подробностей его работы, можно подумать, что это очень просто и удобно – работать поваром и получать зарплату рыбака. На самом деле все гораздо сложнее. Кандей встает в 5 утра, а ложится в 2 часа ночи. В течение всего лета каждый день ему надо составлять разнообразное меню для двух десятков уставших мужиков. Готовить приходится при постоянной качке и в безумной тесноте. Далеко не каждый повар, работающий на берегу, согласится на такой морской труд.
«Надо суетиться, чтобы успеть все приготовить к столу. Завтракать начинают уже в 6 часов утра, обед должен быть готов к полудню, выпечку подаю часам к 16, ужин в 18. Болтает сильно: когда качка, все из кастрюли выливается! Да и времени здесь на все не хватает. Сколько раз за день рыбаки едят? Да сколько хотят! Обед готов – съедают, нет – значит, подождут чуть-чуть», – рассказывает Андрей.
Сегодняшнее меню у кандея уже спланировано. Он остается на камбузе готовить суп из ребрышек, плов и салат из свежей капусты, а тем временем бригада собирается на очередную переборку.
«Когда рыба есть, время веселее проходит»
Дальше мы отправляемся с бригадой рыбаков на специальной барже – переборочнике. Процесс непростой: веревок здесь несчетное количество, и с первого раза не понять, кто тянет и куда.
Сам невод конструктивно представляет собой «крыло» – это стенка из сети, уходящая перпендикулярно в море на километр. На морском окончании крыла установлены ловушки. Прицип работы такой: идущий вдоль берега лосось натыкается на препятствие (крыло), начинает его обходить и оказывается в ловушке – попасть туда просто, а вот выход затруднен. Остается только перебрать невод, согнать рыбу в один конец и «перелить» ее в садок, где она будет находиться до заливки в прорезь. Но это не так просто, как может показаться. За один раз нужно вытащить около 300 кг рыбы. Холодно, мокро, и пальцы ломит от усталости.
На протяжении всего дня рыбаки перебирают невод каждые два часа. В среднем на эту работу уходит от 30 минут до 1,5 часов. Частота переборки зависит от подходов рыбы. Бывает, что уже после нескольких переборок садки наполняются лососем, и рыбакам останется лишь ждать, когда улов заберут на берег. А порой подходы лосося невелики, и рыбакам приходится перебирать ловушки всего с несколькими рыбинами, практически впустую. В любую погоду, кроме штормовой, рыбаки с рассвета и до заката вытягивают из соленой морской воды тяжелейшую мокрую снасть.
«С апреля работаем. Когда рыба есть, время веселее проходит. Сейчас была спокойная переборка, а когда сильное течение, очень тяжело. Между переборками есть час-полтора на отдых», – рассказывает бригадир невода № 268 Алексей Корунов.
Между переборками и заливками рыбаки на «жилом» занимаются чем хотят, если, конечно, нет необходимости ремонтировать снасти. Исключение составляет лишь дежурный, которого назначают каждый день по графику: он должен замывать переборочник после работы, разделывать рыбу и помогать кандею.
Живая рыба — высокое качество
Нам не особо повезло: в тот день, когда мы вышли в море, подходы рыбы значительно уменьшились. На «нашем» неводе посмотреть на процесс заливки не получилось, и мы отправились дальше в поисках тех рыбаков, которые за день поймали достаточно.
В Усть-Камчатском районе на сегодняшний день действуют 6 перерабатывающих заводов: «Устькамчатрыба», «Дельта-Фиш», «Соболь», «Ничира», «Энергия» и «Восток-рыба». Следуя к нашей цели, мы прошли неводы почти всех предприятий Усть-Камчатска. В это время некоторые бригады были на переборке, а кто-то отдыхал на «жилом».
На промысловый морской участок №272 под руководством Сергея Семина мы прибыли вовремя: рыбаки как раз собирались на заливку. «Поднимаем подкрылки, гоним рыбу к садку, заливаем в садок, затем перегружаем в прорезь – вот и весь процесс, – поясняет
Сергей. – В прорези рыбу доставят на берег живой, а это повышает качество выпускаемой продукции».
Забортная вода поступает в специальную лодку с отсеками через прорезанные отверстия – оттуда и название «прорезь». Вместимость такого резервуара – около 20 тонн. Наполнив прорезь, ее крепят к катеру и таким образом доставляют к причалу рыбозавода. Моряки оставляют контейнер с лососем рыбообработчикам для разгрузки, и катер опять уходит в море уже с новой, пустой прорезью. Пока свежая рыба обрабатывается на заводах, рыбаки добывают следующую партию. И так будет длиться до окончания лососевой путины.
Опубликовано в газете "Рыбак Камчатки"
EastRussia.ru - информационный партнер газеты "Рыбак Камчатки"
Алексей Косулин