Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Камчатский край: итоги года

Выход из тени

Камчатский край: итоги года

Камчатка нечасто попадает в заголовки экономических и политических новостей. У одних она устойчиво ассоциируется с вулканами и гейзерами, у других – с бесконечными проблемами очень дорогой энергетики и ЖКХ, но никогда нельзя было сказать, что этот регион находится в центре постоянного и приоритетного внимания. В прошлом году это положение дел начало меняться.

Плюсы удаленности

В 2014 году региональные власти стали демонстрировать беспрецедентную активность в продвижении своих инвестиционных проектов. Со своей стороны федеральные власти проявляли завидную благосклонность и оказывали Камчатке большую поддержку. Конечно, эта ситуация во многом объясняется подготовкой к губернаторским выборам, которые могут пройти досрочно, уже в 2015 г. (либо в срок – в 2016 г.). Но дело далеко не только в выборах, поскольку региональные проекты имеют долгосрочные перспективы, и центр, разумеется, не прекратит их после выборов. Тем временем, у Камчатки впервые за многие годы появились оптимистические перспективы.

Пока, конечно, регион скорее рассчитывает и надеется, чем реализует какие-либо проекты. В течение 2014 г. на Камчатке не отмечалось бурного экономического роста. В промышленности, по итогам января-августа 2014 г., происходил небольшой спад. Сельское хозяйство скорее повторяло прошлые показатели. Оценки эффективности региональной власти за 2013 год поместили Камчатку и вовсе на 78-е место в России. Причем хуже всего дело обстояло с динамикой экономического развития (гораздо лучше – с динамикой социального развития). Таким образом, перелома в социально-экономическом развитии пока не случилось. Но в продвижении региона на федеральном уровне сдвиги приобрели качественный характер.

На данном этапе Камчатка сильно зависит от федерального центра и отличается слабой финансовой базой. По объему доходов она смотрится неплохо – в своей второй группе дальневосточных регионов (если к первой отнести явных лидеров – Приморский и Хабаровский края, Якутию и Сахалин). Ее бюджетные доходы превосходят таковые в Амурской и Магаданской областях, не говоря уже про Чукотку и Еврейскую АО. При этом бюджет пополняется главным образом за счет федеральных трансфертов: по уровню своей дотационности Камчатка является сейчас дальневосточным лидером. По итогам января-октября 2014 г., собственные доходы составили только 35,8% всех ее бюджетных доходов. Камчатка выглядит явным лидером ДФО по доле дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в своем бюджете: эта доля составляет целых 57%. Нехватка собственных средств и расчеты Минфина, учитывающие удаленность и экстремальные условия региона, позволяют Камчатке претендовать на крупные средства из федерального центра (напомним, что в процессе создания Камчатского края в его состав вошел прежний Корякский АО, который тоже получал большие трансферты, будучи одним из самых удаленных регионов страны, наряду с Чукоткой). При этом значимость других трансфертов, напротив, невелика: субсидии составляют только 2,6%, субвенции – 1,9%. Иными словами, центр помогает региону решить его базовую финансовую проблему, но не дает столь же крупных средств на проекты и переданные полномочия.

Собственная экономика Камчатки пока еще слишком слаба, чтобы обеспечивать регион налоговыми поступлениями. Примечательно, что по доле налога на прибыль в структуре собственных доходов Камчатка является аутсайдером ДФО (только 11,4%, тогда как доля подоходного налога максимальна – 56,65%). В регионе отсутствуют крупные предприятия-налогоплательщики, но в то же время неплохо развит малый бизнес. Интересно, что по доле налогов на совокупный доход Камчатка опережает остальные регионы ДФО (эта доля составляет 8,65%). В отношении структуры собственных доходов Камчатка напоминает Приморский край, но в более гипертрофированном виде.

Зарплаты растут

При этом тенденции в бюджетной политике наглядно свидетельствуют об улучшении сложившейся ситуации. Так, поступления от налога на прибыль показали рост на целых 45%, от налога на имущество организаций – на 56,6%. В итоге собственные доходы выросли на 12%. Одновременно и центр не отказывает Камчатке в трансфертах, хотя в данном случае его возможности, скорее всего, близки к исчерпанию. Так, центр увеличил дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в прошлом году почти на 10%, но при этом субсидии уменьшились на треть (субвенции остались без изменений). В итоге рост доходов регионального бюджета составил за январь-октябрь прошлого года солидные 8,4%.

Позитивные тенденции в бюджетной сфере позволили Камчатке сформировать достаточно сбалансированный бюджет. На протяжении прошлого года в нем наблюдался профицит. Долговая нагрузка на бюджет Камчатки остается сравнительно небольшой (по итогам 2013 г., она была на уровне 27,5%).

В то же время в расходной части краевого бюджета бросается в глаза высокая доля расходов на общегосударственные вопросы. Здесь Камчатка тоже является лидером ДФО (доля составляет 9,35%). Чиновники на Камчатке получают достаточно высокие зарплаты, которые выше средних по региону на 78%. По этому показателю Камчатка отстает в ДФО только от Хабаровского края. Однако на СМИ, наоборот, Камчатка тратит совсем немного, и их доля в расходах ниже, чем в остальных регионах ДФО (0,13%). Власти Камчатского края также тратят достаточно много средств на национальную экономику (20,6%). Расходы на ЖКХ составляют 12,65%, что выше средней доли по России, но ниже среднего показателя ДФО.

Обращает на себя внимание и сравнительно небольшая доля социальных расходов. Как правило, она немного ниже, чем в России и ДФО: 24,7% средств идет на образование, 12,4% - на социальную политику, 11,65% - на здравоохранение. Учитывая высокий индекс бюджетных расходов, как поправочный коэффициент, получается, что по расходам на социальные нужды Камчатка опережает в ДФО только Чукотку (если рассчитать расходы на здравоохранение на душу населения, расходы на общее образование на одного учащегося и расходы на дошкольное образование на одного дошкольника). Однако Камчатка отлично выполняет требования по повышению зарплаты бюджетникам. Например, уже в 2013 г. зарплата в здравоохранении почти сравнялась со средней по региону, и в этом отношении Камчатка обошла все остальные регионы ДФО. Уровень зарплаты в сфере образования тоже был самым высоким в ДФО, хотя и с заметным отставанием от среднего. Регион отличается достаточно высокой обеспеченностью сферы образования учителями и местами в детских садах (третьи позиции в ДФО). Что касается здравоохранения, то его обеспеченность врачами и койко-местами в больницах находится скорее на среднем уровне.

В целом можно говорить о том, что существующие расходы бюджета на социальную сферу более или менее соответствуют потребностям. Но, возможно, требуется более активное вмешательство в сферу ЖКХ, которая на Камчатке является традиционно проблемной. Например, Камчатка отличается наивысшей в ДФО долей убыточных организаций ЖКХ (более 60%). В связи с дороговизной привозного топлива создать эффективное ЖКХ в регионе пока, видимо, нереально. Доля ветхого и аварийного жилья, впрочем, по итогам 2013 г. была не столь велика (5,4%).

Активная политика

Следует учитывать, что Камчатка заметно выделяется в ДФО своей протестной активностью, сосредоточенной главным образом в краевом центре. Реакция населения и общественных организаций на проблемные ситуации может носить весьма острый характер. В городе проходили акции протеста против повышения цен на бензин, роста цен на товары и услуги ЖКХ, за повышение заработных плат в социальной сфере и др. Периодически резонансные акции и заявления отмечались со стороны краевых профсоюзов, движения «Народ за Камчатку!». На городском уровне заявил о себе Союз индивидуальных предпринимателей, выступивший с критикой муниципальной власти. Поэтому властям Камчатки необходимо держать ситуацию в социальной сфере под контролем, если они не хотят столкнуться с протестным движением, пусть даже и не массовым.

При этом власти региона проводят достаточно активную политику, нацеленную на финансирование своих приоритетных объектов. В частности, реализуется программа социально-экономического развития Корякского округа, самой удаленной территории края (на нее в 2014-18 гг. планируется потратить 38 миллиардов рублей). Строятся инфраструктурные объекты (например, завершено строительство взлетно-посадочных полос в Елизово и Палане, мостов в Усть-Камчатском районе), социальные учреждения (краевая больница), большое внимание уделяется туризму и спорту.

Явной проблемой Камчатки остается недостаток инвестиций. Более того, по данным за первое полугодие 2014 г., инвестиции в регионе еще и упали на 15%. Но одним из главных достижений прошлого года стала резкая активизация инвестиционной политики краевых властей. В регионе впервые прошел инвестиционный форум «Дальний Восток – 2014», поддержанный министерством по развитию Дальнего Востока. Краевое собрание приняло законопроект, предоставляющий налоговые льготы горнопромышленным компаниям при реализации ими новых инвестиционных проектов. Ищет себе партнеров Корпорация развития Камчатского края, заключившая ряд соглашений о сотрудничестве.

Камчатский край совсем не избалован и иностранными инвестициями. В прошлом году попытки их привлечения тоже стали более успешными. Например, в крае реализуется пилотный российско-японский проект по строительству в Усть-Камчатском районе ветроэнергетического комплекса (в нем участвуют краевые власти, российская компания ОАО «РАО ЭС Востока», японская правительственная организация NEDO). Активизировались контакты с Индией: губернатор В.Илюхин провел встречу с генеральным консулом этой страны, а компания Tata Power выразила заинтересованность в разработке угольных месторождений. Обсуждался вопрос о создании индустриальных парков совместно с турецкой компанией Orteksan. Ведутся переговоры с французским бизнесом о развитии на Камчатке горнолыжного туризма. Больших прорывных проектов пока нет, но хотя бы наметились положительные тенденции.

Здесь будет город-порт!

Но, пожалуй, главным прорывом Камчатки стало кардинальное улучшение отношений с федеральными властями, которое собственно и сулит сегодня региону серьезные перспективы. В течение года региональные власти регулярно контактировали со своими федеральными коллегами и принимали у себя высокопоставленных гостей. В октябре 2014 г. состоялась встреча В.Илюхина с В.Путиным. В столице проходили Дни Камчатки в Совете Федерации, было подписано соглашение с московским правительством. Непосредственно в регионе побывали председатель Совета Федерации В.Матвиенко, министр сельского хозяйства Н.Федоров и др. Разумеется, региональные власти неоднократно контактировали с вице-премьером Ю.Трутневым и руководством Минвостокразвития.

Одним из зримых результатов сотрудничества между регионом и центром стало попадание ТОР «Камчатка» в число наиболее приоритетных. Этот проект предполагает в первую очередь развитие портовой инфраструктуры Петропавловска-Камчатского, он тесно увязан с планами федеральных властей по развитию Арктики и Северного морского пути: Петропавловск-Камчатский призван стать важнейшим транспортным узлом, замыкающим СМП с востока. При обсуждении проектов были укреплены отношения между правительством Камчатского края и Федеральным агентством морского и речного транспорта, а также ФГУП «Росморпорт». Их договоренности предполагают модернизацию Петропавловск-Камчатского морского торгового порта, до сих пор имевшего скорее местное значение. В порту предполагаются строительство контейнерного терминала, реконструкция причалов, создание инфраструктуры для круизного судоходства.

Наряду с этим камчатские власти продвигают и туристско-рекреационный проект «Паратунка». По всей видимости, им удастся окончательно договориться с федеральными властями о создании на Камчатке тренировочной базы для российских спортсменов в рамках подготовки к зимней олимпиаде-2018, которая состоится в Южной Корее. Кроме того, Камчатка стала восприниматься и как стратегически важный регион, решающий задачу обеспечения страны рыбной продукцией в условиях резкого подорожания импорта. В этом плане о каком-либо прорыве говорить пока нельзя, хотя точки роста, безусловно, есть (например, Сбербанк предоставил кредит на модернизацию лососевого рыбзавода ООО «Восточный берег»). Кроме того, на этом фоне произошло и столкновение интересов добытчиков краба с Росрыболовством, отказывающимся увеличивать квоты на вылов краба (капитаны судов, вполне в духе типичной для Камчатки гражданской активности, даже обратились с письмом к главе государства по этому вопросу).

Золото – в приоритете

Большим успехом Камчатки, наряду с успешным продвижением своего ТОРа, стал и отбор приоритетных инвестиционных проектов, рассчитанных на государственную поддержку. Эти проекты отвечают интересам как региональных властей, так и крупного бизнеса, который также занимается успешным лоббизмом. Именно Камчатка дала больше всего проектов, а именно – три, в список успешно прошедших предварительный отбор (и еще один проект оказался в списке тех, по которым было предложено устранить замечания). Реализация всех этих проектов рассчитана на превращение Камчатки в более крупный золотодобывающий регион, а из числа ФПГ особенно заметны интересы «Реновы». Именно структуры «Реновы» реализуют проект ГОКа «Аметистовый», попавшего в первую группу, и Бараньевского месторождения, оказавшегося во второй группе. Еще одним проектом, заслужившим поддержку правительства, стало Озерновское золоторудное месторождение, которым занимается «Сибирский горно-металлургический альянс» (СИГМА). Более того, Камчатка смогла успешно пролоббировать и свой агропромышленный проект, который важен для самообеспечения мясной продукцией. Это – проект развития свиноводства, которым занимается ЗАО «Агротек Холдинг».

Ни один другой регион ДФО не сумел на первом этапе отбора инвестиционных проектов получить столь высокий уровень поддержки со стороны Минвостокразвития. Если эти проекты будут реализованы, то Камчатка сможет сделать следующий шаг в развитии своей горнодобывающей отрасли, а также улучшить продовольственную ситуацию (для региона, который в транспортном отношении является изолированным, вопросы обеспечения собственной продукцией имеют совершенно особое значение).

Как уже сказано, в случае реализации инвестиционных проектов в регионе будет дальше расти влияние такой ФПГ, как «Ренова», которая достаточно давно здесь работает, но не спешила с новыми проектами, пока они не имели государственной поддержки. Важным игроком станет и компания «Сигма», для которой Озерновское месторождение является главным проектом, и которая в прошлом году перерегистрировалась на Камчатке.

Тем временем региональный ТЭК, являющийся одной из традиционных проблемных точек, остается в зависимости от крупных федеральных игроков. Более простой и позитивной является ситуация с «Газпромом», который некоторое время назад начал добычу газа и обеспечивает регион собственным сырьем, что принципиально важно для Камчатки, которая ранее зависела от дорогих поставок угля и мазута. В прошлом году руководство компании «Газпром геологоразведка» обсуждало вопросы разведки газа с губернатором В.Илюхиным и заключило соглашение о сотрудничестве с главой Соболевского района В.Куркиным.

В то же время проблемная ситуация обострилась по вопросу об обеспечении Камчатки ГСМ. Переход «Камчатнефтепродукта» в руки группы «Альянс», контролирующей НПЗ в Хабаровске, сопровождался ростом цен на горючее, что вызвало социальные протесты и недовольство краевых властей. В.Илюхин проводил по этому поводу переговоры с М.Бажаевым, в целом краевым властям удалось найти поддержку в федеральном центре и, в частности, в антимонопольной службе. Тем не менее, возникновение этой ситуации заставляет власти задуматься о диверсификации поставок топлива. В этой связи они стали активнее контактировать с «Роснефтью», которая является другим ключевым производителем нефтепродуктов в ДФО. В частности, сотрудничество Камчатки и «Роснефти» обсуждалось на переговорах В.Илюхина с вице-президентом компании В.Ишаевым. Планируется, что «Роснефть» создаст в регионе свою нефтебазу, которая, в частности, будет использоваться для снабжения Северного морского пути.

Успехи в продвижении региональных проектов позволяют камчатским властям рассчитывать на спокойное прохождение через прямые губернаторские выборы. В регионе давно не было крупных избирательных кампаний, и губернатор тем временем активно занимался укреплением властной вертикали и кадровыми перестановками. Одним из важнейших решений стало назначение бывшего министра экономического развития, предпринимательства и торговли края Е.Панченко на пост сити-менеджера Петропавловска-Камчатского. Это позволяет В.Илюхину прямо влиять на работу городской администрации. Тем временем в регионе окончательно были отменены прямые выборы муниципальных глав, но это большой новостью не стало, поскольку модель сити-менеджера широко распространилась на Камчатке гораздо раньше. Непосредственно в губернаторской команде сменился ряд высокопоставленных чиновников.

Таким образом, 2014 год на Камчатке ознаменовал начало нового этапа в развитии региона, который сулит ему немалые перспективы. Регион смог заручиться поддержкой федеральных властей, которые видят Камчатку в качестве одной из главных точек роста в ДФО. Многообразие проектов, о которых мы говорили выше, впечатляет. Они не являются настолько прибыльными, чтобы превратить Камчатку из реципиента в донора федерального бюджета. Но в любом случае у региона появляются возможности играть роль одного из центров развития российского Дальнего Востока, а не его далекой периферии, и уже это можно считать прорывом.