Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Caravai in China

Do Russian food products have a sales prospect in China?

Caravai in China
Photo: Mikhail Karpechenko, Evgeny Goncharov
Perhaps the pioneer in promoting their products in China was the largest brewing company in Russia, selling its beer brands from the Baltic to the Sea of ​​Japan. In the middle of the 2000-ies, this company opened its sales office in Beijing. I do not see that since that time the beer of this brand has taken some solid positions in the Chinese market, but the fact that it is present there in small volumes is undeniable. What is ten years in such a difficult business, what is the competition with several dozen popular names of Chinese, American, English, German and Japanese beer.



In those years, there was a case of an attempt to enter the Chinese market of the products of one of the flour mills in the Altai Territory. Then I lived in Beijing. On one of the forums, the owner of this enterprise wrote to me and asked me to help in establishing contacts with purchasing departments of Chinese grocery stores. I immediately warned him, explaining that the proposed delivery of flour in the amount of one to two or three cars per year is unlikely to interest the Chinese partners, for which such a proposal is unworthy of their attention a light sneeze.

My vis-a-vis did not believe and wished to see the situation personally on the spot. The result of his one-week stay in Beijing was the rejection of these plans. They accepted him, listened to him, promised to think over his proposal. And instantly forgotten. Thus, one of the first attempts to bring Altaic flour to the domestic market of the People's Republic of China ended, and never began.



However, Russian food products in those years in Beijing were sold in small shops with "loud" names "Brothers", "Jura" and "Senya" located near the Russian embassy in China and on the commercial Russian-speaking street Yabaolu. Chocolate, cheese, mayonnaise, sausages, canned food and vodka were brought in an informal way - in the personal baggage of tourists.

Especially it should be said about the Russian products sold in Harbin. Thanks to the enthusiasm of Russian specialists and the courage of Chinese entrepreneurs in this city with Russian roots, you can buy bread "Russian loaf" and smoked sausages "Churin" ("Churin and Co." - a trading company that had a chain of shops, bakeries and sausage shops in the Far East of Russia Empire and in Manchuria in the late XIX - early XX century). Recipe - Russian, production - Chinese. But the tastes of the Chinese from Heilongjiang Province preserved the historical memory of the times of the Sino-Eastern Railway. As far as I know, attempts to promote these brands of bakery and sausage products in the central and southern provinces of China have not been successful.

The turning point of the penetration of Russian products into the domestic Chinese market is 2014-15. The exchange rate of the yuan to the ruble jumped by half, respectively, in the same amount of cheap Russian food. Russian media are full of headlines such as "Russian products are going to China", "China has started a boom in Russian products."

In the border cities of China Suifenhe, Heihe and Manchuria, retail and small wholesale stores of Russian products were opened. Passing customs formalities for commercial consignments, the observance of which would have ruined the case, the trunks and boxes with products from Russia were dragged by the same shuttle traders.



The oil in the frenzy of Russian products in China was poured by a box of Russian ice cream, which President of Russia Vladimir Putin 4 September 2016, before the G20 summit, presented the chairman of the People's Republic of China Xi Jinping. This news became the top in the RIA Novosti and Xinhua tapes, eclipsing all other world events. In China, there immediately appeared an advertisement with the image of Putin eating ice cream.

As it is sung in one Odessa song, music did not last long. The theme of the expansion of Russian products to China has gradually come to naught.

Without looking at the statistics, I can say that the Russian food products supplied from Russia, from the total volume of food supplies in the domestic market of China, do not even make the same statistical error. Figuratively speaking, imagine the composition of the railway cars surrounding the globe, and consider in it a hundred or two wagons from Russia.

Why will Russian food in the foreseeable future not become widespread in China? Here I must make a reservation: it's about ready-to-eat foods. Soybeans and unprocessed seafood - commodity raw materials from Russia - China will buy in any volumes.



At first. Sweets, sausages, canned goods, the same ice cream, produced and consumed in Russia and in China - two big differences to taste. The Chinese are conservative in their food preferences, and buy European products only as exotic, out of curiosity, as a gift to friends, which means, in minimal quantities.

Secondly. To promote the domestic Chinese market of foreign food, a long-term marketing campaign is needed, including broad advertising, first-stage dumping prices and an extensive trading network. Such opportunities, for example, have Chinese branches of American food retail chain Walmart and French Carrefour. There is nothing even a bit like Russia in China.

Thirdly. Foreign food products are not imported to China, but are produced locally under a license. At the same time, a foreign brand must be so popular that the Chinese do not have the temptation to develop their own analogue of a product with a Chinese name, but they can. And in terms of copyright protection, China is not an ideal country yet. For example, there are numerous Chinese counterfeits of one of the most popular brands of Russian chocolate, and fakes of one of the confectionary factories in Primorye appeared.

And to import from another country, especially in summer, a perishable product like ice cream is generally nonsense. Will there appear in the near future purely Chinese ice cream "Santa Claus" or "Snowman"? Quite possibly.

Nevertheless, there are Russian products in China. In addition to shops in the border cities, Altai flour and pasta, sunflower and soybean oil, chocolate sweets and biscuits, fruit and vegetable juices and beer, instant coffee and tea in bags (that's what I do not understand in the homeland of tea!) You can buy in Harbin and Beijing. A few dozen shops on the Internet platform Taobao completely close the demand of the rest of China.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Караваи в Китае

Имеют ли российские продукты питания перспективу сбыта в КНР

Караваи в Китае
Фото: Михаил Карпеченко, Евгений Гончаров
Пожалуй, пионером в продвижении своей продукции в Китае была крупнейшая пивоваренная компания России, продающая свои марки пива от Балтийского до Японского моря. Еще в середине 2000-х годов эта компания открыла свое торговое представительство в Пекине. Не вижу, что с той поры пиво этой марки заняло сколько-то прочные позиции на китайском рынке, но то, что оно там присутствует в небольших объемах, факт неоспоримый. Что такое десять лет в столь трудном деле, каковым является конкуренция с несколькими десятками популярных наименований китайского, американского, английского, немецкого  и японского пива.



В те годы имел место случай попытки выхода на китайский рынок продукции одного из мукомольных комбинатов Алтайского края. Тогда я жил в Пекине. На одном из форумов со мной списался владелец этого предприятия и попросил меня помочь в установлении  связей с отделами закупок сетей китайский продуктовых магазинов. Я сразу предостерег его, объяснив, что предлагаемые поставки муки в объеме один-два-три вагона в год вряд ли заинтересуют китайских партнеров, для которых такое предложение — недостойный их внимания легкий чих.

Мой визави не поверил и пожелал ознакомиться с ситуацией лично на месте. Результатом его недельного пребывания в Пекине был отказ от этих планов. Его приняли, выслушали, обещали подумать над его предложением. И моментально забыли. Таким образом, одна из первых попыток выхода алтайской муки на внутренний рынок КНР закончилась, так и не начавшись.



Впрочем, русские продукты питания в те годы в Пекине продавались в маленьких магазинчиках с «громкими» названиями «Братья», «Юра» и «Сеня», расположенных возле российского посольства в КНР и на торговой русскоязычной улице Ябаолу. Шоколад, сыр, майонез, колбасы, консервы и водка привозились неформализованным способом — в личном багаже туристов.

Особо надо сказать о русских продуктах, продающихся в Харбине. Благодаря энтузиазму российских специалистов и смелости китайских предпринимателей в этом городе с российскими корнями можно купить хлеб «Русский каравай» и копченые колбасы «Чурин» («Чурин и К°» — торговая фирма, имевшая сеть магазинов, хлебопекарен и колбасных цехов на Дальнем Востоке Российской империи и в Маньчжурии в конце XIX — начале XX века). Рецептура — русская, производство — китайское. Но вкусы китайцев из провинции Хэйлунцзян сохранили историческую память времен Китайско-Восточной железной дороги. Насколько мне известно, попытки продвижения этих марок хлебобулочных и колбасных изделий в центральные и южные провинции КНР не возымели успеха.

Поворотный момент проникновения русских продуктов на внутренний китайский рынок — 2014-15 годы. Курс юаня к рублю подскочил в два раза, соответственно, во столько же подешевели русские продукты питания. Российские СМИ запестрели заголовками типа «Русские продукты идут в Китай», «В Китае начался бум на русские продукты». 

В приграничных городах Китая Суйфэньхэ, Хэйхэ и Маньчжурия открылись розничные и мелкооптовые магазины русских продуктов. Минуя таможенные формальности для коммерческих партий товаров, соблюдение которых загубило бы это дело на корню, баулы и коробки с продуктами из России потащили все те же челноки.

Масла в огонь ажиотажа русских продуктов в Китае подлила коробка российского мороженого, которую президент РФ Владимир Путин 4 сентября 2016 года, перед саммитом G20, подарил председателю КНР Си Цзиньпину. Эта новость стала топовой в лентах РИА «Новости» и «Синьхуа», затмив собой все остальные мировые события. В Китае тут же появилась реклама с изображением Путина, вкушающего мороженое.

Как поется в одной одесской песне, недолго музыка играла. Тема экспансии русских продуктов в Китай плавно сошла на нет.

Не заглядывая в статистику, могу сказать, что русские продукты питания, поставляемые из России, от общего объема съестных припасов на внутреннем рынке Китая даже не составляют той самой статистической погрешности. Образно говоря, представьте состав железнодорожных вагонов, опоясывающий земной шар, и рассмотрите в нем сотню-другую вагонов из России.

Почему же русские продукты питания в обозримом будущем не станут распространенными в Китае? Здесь я должен сделать оговорку: речь идет о продуктах, готовых к употреблению. Бобы сои и не переработанные морепродукты — продуктовое сырье из России — Китай купит в любых объемах.



Во-первых. Конфеты, колбасы, консервы, то же мороженое, производимые и употребляемые в России и в Китае — две большие разницы по вкусу. Китайцы консервативны в своих пищевых пристрастиях, и покупают европейские продукты лишь как экзотику, из любопытства, в подарок друзьям, а значит, в минимальных количествах.

Во-вторых. Для продвижения на внутренний китайский рынок иностранных продуктов питания необходима долговременная маркетинговая кампания, включающая широкую рекламу, демпинговые цены на первом этапе и разветвленную торговую сеть. Такими возможностями, например, обладают китайские отделения американской продуктовой торговой сети Walmart и французской Carrefour. Ничего даже чуть-чуть похожего у России в Китае нет.

В-третьих. Заграничные продукты питания не завозятся в Китай, а производятся на месте по лицензии. При этом иностранная торговая марка должна быть настолько популярна, чтобы у китайцев не возникало искушения разработать свой аналог продукта с китайским названием, а они это могут. Да и в плане защиты авторского права Китай еще далеко не идеальная страна. К примеру, известны многочисленные китайские подделки одной из самых популярных марок российского шоколада, появились и подделки конфет одной из кондитерских фабрик Приморья.

А завозить из другой страны, особенно летом, столь скоропортящийся продукт как мороженое — вообще нонсенс. Появится ли в ближайшее время чисто китайское мороженое «Дед Мороз» или «Снеговик»? Вполне вероятно.

Тем не менее, русские продукты в Китае есть. Кроме магазинов в приграничных городах, алтайскую муку и макаронные изделия, подсолнечное и соевое масло, шоколадные конфеты и печенье, фруктово-овощные соки и пиво, растворимый кофе и чай в пакетиках (вот уж чего я не понимаю на родине чая!) можно купить в Харбине и Пекине. А несколько десятков магазинчиков на интернет-платформе Taobao  полностью закрывают спрос всего остального Китая.