Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Караваи в Китае

Имеют ли российские продукты питания перспективу сбыта в КНР

Караваи в Китае
Фото: Михаил Карпеченко, Евгений Гончаров
Пожалуй, пионером в продвижении своей продукции в Китае была крупнейшая пивоваренная компания России, продающая свои марки пива от Балтийского до Японского моря. Еще в середине 2000-х годов эта компания открыла свое торговое представительство в Пекине. Не вижу, что с той поры пиво этой марки заняло сколько-то прочные позиции на китайском рынке, но то, что оно там присутствует в небольших объемах, факт неоспоримый. Что такое десять лет в столь трудном деле, каковым является конкуренция с несколькими десятками популярных наименований китайского, американского, английского, немецкого  и японского пива.



В те годы имел место случай попытки выхода на китайский рынок продукции одного из мукомольных комбинатов Алтайского края. Тогда я жил в Пекине. На одном из форумов со мной списался владелец этого предприятия и попросил меня помочь в установлении  связей с отделами закупок сетей китайский продуктовых магазинов. Я сразу предостерег его, объяснив, что предлагаемые поставки муки в объеме один-два-три вагона в год вряд ли заинтересуют китайских партнеров, для которых такое предложение — недостойный их внимания легкий чих.

Мой визави не поверил и пожелал ознакомиться с ситуацией лично на месте. Результатом его недельного пребывания в Пекине был отказ от этих планов. Его приняли, выслушали, обещали подумать над его предложением. И моментально забыли. Таким образом, одна из первых попыток выхода алтайской муки на внутренний рынок КНР закончилась, так и не начавшись.



Впрочем, русские продукты питания в те годы в Пекине продавались в маленьких магазинчиках с «громкими» названиями «Братья», «Юра» и «Сеня», расположенных возле российского посольства в КНР и на торговой русскоязычной улице Ябаолу. Шоколад, сыр, майонез, колбасы, консервы и водка привозились неформализованным способом — в личном багаже туристов.

Особо надо сказать о русских продуктах, продающихся в Харбине. Благодаря энтузиазму российских специалистов и смелости китайских предпринимателей в этом городе с российскими корнями можно купить хлеб «Русский каравай» и копченые колбасы «Чурин» («Чурин и К°» — торговая фирма, имевшая сеть магазинов, хлебопекарен и колбасных цехов на Дальнем Востоке Российской империи и в Маньчжурии в конце XIX — начале XX века). Рецептура — русская, производство — китайское. Но вкусы китайцев из провинции Хэйлунцзян сохранили историческую память времен Китайско-Восточной железной дороги. Насколько мне известно, попытки продвижения этих марок хлебобулочных и колбасных изделий в центральные и южные провинции КНР не возымели успеха.

Поворотный момент проникновения русских продуктов на внутренний китайский рынок — 2014-15 годы. Курс юаня к рублю подскочил в два раза, соответственно, во столько же подешевели русские продукты питания. Российские СМИ запестрели заголовками типа «Русские продукты идут в Китай», «В Китае начался бум на русские продукты». 

В приграничных городах Китая Суйфэньхэ, Хэйхэ и Маньчжурия открылись розничные и мелкооптовые магазины русских продуктов. Минуя таможенные формальности для коммерческих партий товаров, соблюдение которых загубило бы это дело на корню, баулы и коробки с продуктами из России потащили все те же челноки.

Масла в огонь ажиотажа русских продуктов в Китае подлила коробка российского мороженого, которую президент РФ Владимир Путин 4 сентября 2016 года, перед саммитом G20, подарил председателю КНР Си Цзиньпину. Эта новость стала топовой в лентах РИА «Новости» и «Синьхуа», затмив собой все остальные мировые события. В Китае тут же появилась реклама с изображением Путина, вкушающего мороженое.

Как поется в одной одесской песне, недолго музыка играла. Тема экспансии русских продуктов в Китай плавно сошла на нет.

Не заглядывая в статистику, могу сказать, что русские продукты питания, поставляемые из России, от общего объема съестных припасов на внутреннем рынке Китая даже не составляют той самой статистической погрешности. Образно говоря, представьте состав железнодорожных вагонов, опоясывающий земной шар, и рассмотрите в нем сотню-другую вагонов из России.

Почему же русские продукты питания в обозримом будущем не станут распространенными в Китае? Здесь я должен сделать оговорку: речь идет о продуктах, готовых к употреблению. Бобы сои и не переработанные морепродукты — продуктовое сырье из России — Китай купит в любых объемах.



Во-первых. Конфеты, колбасы, консервы, то же мороженое, производимые и употребляемые в России и в Китае — две большие разницы по вкусу. Китайцы консервативны в своих пищевых пристрастиях, и покупают европейские продукты лишь как экзотику, из любопытства, в подарок друзьям, а значит, в минимальных количествах.

Во-вторых. Для продвижения на внутренний китайский рынок иностранных продуктов питания необходима долговременная маркетинговая кампания, включающая широкую рекламу, демпинговые цены на первом этапе и разветвленную торговую сеть. Такими возможностями, например, обладают китайские отделения американской продуктовой торговой сети Walmart и французской Carrefour. Ничего даже чуть-чуть похожего у России в Китае нет.

В-третьих. Заграничные продукты питания не завозятся в Китай, а производятся на месте по лицензии. При этом иностранная торговая марка должна быть настолько популярна, чтобы у китайцев не возникало искушения разработать свой аналог продукта с китайским названием, а они это могут. Да и в плане защиты авторского права Китай еще далеко не идеальная страна. К примеру, известны многочисленные китайские подделки одной из самых популярных марок российского шоколада, появились и подделки конфет одной из кондитерских фабрик Приморья.

А завозить из другой страны, особенно летом, столь скоропортящийся продукт как мороженое — вообще нонсенс. Появится ли в ближайшее время чисто китайское мороженое «Дед Мороз» или «Снеговик»? Вполне вероятно.

Тем не менее, русские продукты в Китае есть. Кроме магазинов в приграничных городах, алтайскую муку и макаронные изделия, подсолнечное и соевое масло, шоколадные конфеты и печенье, фруктово-овощные соки и пиво, растворимый кофе и чай в пакетиках (вот уж чего я не понимаю на родине чая!) можно купить в Харбине и Пекине. А несколько десятков магазинчиков на интернет-платформе Taobao  полностью закрывают спрос всего остального Китая.