Дело об очистке в Кроноцком заповеднике: хронология событий
С чего всё началось?
С 1950 по 1970 годы в Кроноцком заповеднике, не носившем тогда охранный статус, шли работы по разведке нефти, проектировалась гидроэлектростанция, располагались поселки и военные части. Там остались тонны нефтепродуктов и ГСМ в бочках и резервуарах, брошенное оборудование и техника, разрушенные здания и сооружения.
В 2014 году в России начинает работу Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба». ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» становится одним из первых участников ФЦП.
В июле 2015 года начинается первый этап работ в рамках проекта. По договору на эти работы выделяется почти 250 млн рублей. Конкурс на проведение работ выигрывает ООО «Экология» – идет очистка территорий бухты Ольга и бассейны рек Ольга и Татьяна, а также геоэкологическое обследование ряда территорий.
В июле 2016 года начинается второй этап работ в рамках проекта. На эти работы выделяется 205 млн рублей. Проводится очистка обследованных ранее территорий. Общая площадь очищенных территорий за два года – почти 900 гектаров. Собрано и вывезено 1 550,614 тонн отходов.
Кто обвиняемые?
Изначально уголовное дело завели на подрядчика Кроноцкого заповедника ООО «Экология», которая в 2015-2016 годах выполняла работы по очистке на территории заповедника в рамках ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба». Руководитель – Виталий Дрозд (арестован в 2018 году). ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» выступил потерпевшей стороной.
В основу обвинения сотрудников Кроноцкого заповедника положен приговор 2020 года в отношении бывшего заместителя директора заповедника по охране Александра Ильина (с февраля 2015 по август 2016 года – заместитель директора по охране заповедных территорий в Кроноцком заповеднике). В 2015 году он был председателем комиссии по приемке работ ООО «Экология», также дело завели на директора ООО «Экология» Виталия Дрозда. Они заключили досудебное соглашение, признали вину в хищении всех денежных средств, выделенных заповеднику на очистку территории в размере 454 млн рублей и осуждены в особом порядке за хищение чужого имущества путем растраты в особо крупном размере, в составе организованной группы. Они пошли на сделку со следствием, получили условные сроки.
Исходя из показаний Ильина и Дрозда, бывший директор заповедника Тихон Шпиленок в феврале 2015 года создал организованную преступную группу, разработал план, вовлек своих подчиненных, определил им роли и пообещал вознаграждение.
Тихон Шпиленок в 2016 году умер от онкологии. Со слов сотрудников Кроноцкого заповедника, Тихон Шпиленок в 2015 году из-за лечения отсутствовал на рабочем месте 183 дня, а в 2016 году — 301 день. Все это время он находился за пределами Камчатского края.
В апреле 2018 года возбуждается дело в отношении сотрудников ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник»: Тихона Шпиленка, (посмертно), Оксаны Тереховой, заместителя директора по финансовой работе, Романа Корчигина, заместителя директора по туризму и науке, Дарьи Паничевой, начальника научного отдела. Их обвиняют в хищении бюджетных средств путем растраты в особо крупном размере, в составе организованной преступной группы (часть 4 статьи 160 УК РФ). Речь всё о тех же средствах, выделенных распоряжением правительства РФ в 2014-2016 годах в сумме 454 600 000 рублей на выполнение работ по очистке территории заповедника от промышленного мусора.
На основании показаний Ильина и Дрозда в марте 2019 года сотрудникам заповедника Оксане Тереховой и Дарье Паничевой было предъявлено обвинение в пособничестве в хищении денежных средств. Обе в последствие отправлены под домашний арест.
Версия следствия:
Сотрудники Кроноцкого заповедника деньги похитили, вместо того чтобы выполнить на них работы по очистке участков побережья Тихого океана от отходов деятельности геологов, буровиков и военных: нефтепродуктов и ГСМ в бочках и резервуарах, брошенного оборудования и техники, остатков зданий и сооружений. По мнению следователя, директор заповедника создал ОПГ, денежные средства похищены в полном объеме.
Позиция защиты по делу:
заповедник провел все требуемые процедуры по выбору подрядчика, работы по ликвидации накопленного экологического ущерба в соответствии с действующим законодательством не нуждались в государственной экологической экспертизе, выполнение контракта подтверждается техническими отчетами по каждому этапу (видеосъемки, фотоматериалы, акты о приемке работ, показания свидетелей и прочее). Защита утверждает, что не было проведено ни одной очной ставки для устранения противоречий, несмотря на заявленные ходатайства, не проведено ни одной экспертной оценки представленных технических отчетов, стоимостной экспертизы проведенных работ, не проведена оценка состояния природных комплексов в местах проведения работ, не установлены места якобы имевшихся закопок.
30 июня 2022-го директор Кроноцкого заповедника Петр Шпиленок подал заявление на увольнение. Такое решение он принял в знак протеста против наказания, которое требует гособвинитель в отношении сотрудников природоохранной организации.
Приговор 15 июля 2022 года:
В городском суде Петропавловска-Камчатского 15 июля оглашен приговор в отношении действующих сотрудников ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник». Судья признала их виновными в хищении выделенных из госбюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба денежных средств в размере 450 млн рублей путем растраты в составе организованной преступной группы в период 2015 — 2016 годов.
Решением суда приговорены:
– начальник научного отдела заповедника Дарья Паничева к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4,5 года;
– заместитель директора по науке и познавательному туризму Роман Корчигин к наказанию в виде лишения свободы сроком на пять лет;
– заместитель директора по финансовому и правовому обеспечению Оксана Терехова к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5,5 лет;
– бывший сотрудник заповедника Николай Поздняков к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года.
Суд также включил в приговор для всех осужденных возмещение в полном объеме солидарно суммы ущерба по иску и выплату крупных штрафов. Никто из сотрудников заповедника свою вину не признал.
После приговора
Защита готовится к апелляции. Адвокат Александр Андреев: «Мы намерены обжаловать приговор в апелляционной и вышестоящих судебных инстанциях. В силу закона обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств. В ходе рассмотрения уголовного дела Петропавловск-Камчатским городским судом в полном объеме исследованы имеющиеся в деле доказательства, и среди них нет ровным счетом никаких достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих вину».
18 июля администрация ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» приостановила научно-исследовательскую и экскурсионную деятельность на трех подведомственных ООПТ. Вынужденное решение было принято в связи с заключением в СИЗО ключевых сотрудников природоохранной организации. Для многих туристов, заранее планировавших посещение Долины гейзеров, известие стало шоком.
В этот же день, 18 июля, губернатор Камчатки Владимир Солодов заявил о готовности камчатского правительства оказать помощь в восстановлении экскурсионной деятельности Кроноцкого заповедника. Солодов назвал «серьезным ударом» заключение под стражу сотрудников Кроноцкого заповедника.
Пытаясь компенсировать экскурсию на «выпавшую» Долину гейзеров, одна из камчатских турфирм запустила новые вертолетные маршруты в локации, не входящие в заповедник.
«Поездка на Камчатку – не самое дешевое удовольствие, поэтому мы оперативно предлагаем им новые возможности. Вообще ситуация с Кроноцким заповедником – это удар по всему региону, по туриндустрии в первую очередь. Наверняка будут требования возврата предоплаченных туров, это потянет за собой цепочку – гостиницы, перевозчики, гиды. А в итоге люди могут вообще отказаться ехать на Камчатку», – рассказала директор ООО «Витязь-Тревел» Екатерина Анисимова.
Спустя три дня Кроноцкий заповедник заявил о возобновлении экскурсионной деятельности.
«С 23 июля территории Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского федерального заказника смогут принимать ограниченное количество воздушных судов. Мы приняли оперативные меры и начинаем работу. Говорить о полноценном возобновлении экскурсионной и научной деятельности рано, поэтому частично ограничения сохраняются. Они коснутся единовременного нахождения воздушных судов на одном кордоне: до одного вертолета типа Ми-8 и двух вертолетов вместимостью не более 12 человек. Научно-исследовательские работы также возобновлены. В ближайшее время Минприроды России командирует к нам профильных сотрудников с других природных территорий, которые помогут нам преодолеть организационные трудности», – сообщил Владимир Халманов, первый заместитель директора ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник».
Написавший заявление об уходе с поста главы Кроноцкого заповедника Петр Шпиленок остается работать заместителем директора. Обязанности директора исполняет Всеволод Яковлев, ведущий трудовую деятельность в заповеднике с 2021 года.
Председатель правления Ассоциации туриндустрии Камчатки Ирина Седова: «Долина гейзеров и Курильское озеро – это очень раскрученные точки, заменить их полноценно нечем. Выкручиваемся, как можем. Предлагаем разные направления, но это не то, на что рассчитывают туристы. Когда Кроноцкий заповедник закрылся для туристов, случилось несколько отказов – туристы не хотели лететь на Камчатку, потому что отменились маршруты на Курильское и в Долину. Не сказать, что массово отказывались, но люди раздумывали. У нас высокий сезон: туристов очень много. Кроноцкий начал работать – будем дальше туда отправлять».
Юлия БородинаГотов ли полуостров к нашествию гостей, только ли турист с тугим кошельком сможет увидеть Долину гейзеров, сколько стоит туда экскурсия, что с безопасностью полётов и новыми маршрутами – своими ожиданиями на новый туристический сезон с EastRussia поделился Виктор Сиротин, генеральный директор частной авиакомпании «Витязь-Аэро».
Виктор Сиротин, гендиректор компании Витязь-Аэро
фото: Фёдор Борисов
– Виктор Петрович, во время недавнего визита Юрия Трутнева на Камчатку очередной раз поднималась тема увеличения туристического потока, о чартерах из Москвы… Как вы оцениваете вероятность того, что это случится? И если вдруг произойдёт – что может предложить «Витязь-Аэро» уже сейчас и есть ли резервы?
– Мы как компания в целом ориентированы как раз на туристов, на наш взгляд туризм – это будущее камчатской экономики. Юрий Петрович прав, говоря о том, что поток туристов надо наращивать. «Витязь-Аэро» обладает необходимыми мощностями, чтобы перевезти всех без исключения туристов, сколько бы их не было. Однако надо понимать, что у большинства мест, куда они хотят попасть – у той же Долины гейзеров – есть ограничения по приему людей извне. Нельзя привезти туда одновременно 100 человек и организовать их пребывание там в соответствии с возможностями инфраструктуры, требованиями безопасности, экологии и так далее.
Такая же ситуация на Курильском озере – крупнейшем нерестилище дикого лосося. Там тоже есть ограничения по одновременному пребыванию туристов. И это касается всех «маст хэв»-направлений, куда хочет попасть каждый турист, приехавший на Камчатку. Мы-то можем доставить, повторюсь, любое практически количество пассажиров, но в конечной точке путешествия их не смогут принять. Мы перевозим ежегодно 12 000 туристов, и это количество мы можем значительно увеличить.
– А если там всё же смогут обрабатывать больше туристов? Поступит, например, команда сверху – нарастить мощности, принимать по 100 человек одновременно?
– Команду, конечно, отдать можно, но вот пример – есть комната, в которой могут находиться максимум 40 человек. И вот поступает команда вместить в этой комнате 100 человек. И что будет?
Ведь Долина гейзеров – это туристические тропы, которые проходят между гейзерами, фумарольными полями, гид рассказывает про каждое место. И поместить на эту тропу большее количество людей физически невозможно.
фото: Фёдор Борисов
Плюс позиция учёных, которые считают, что сохранение памятников природы в первозданном виде важнее зарабатывания денег. И вот пример – с 15 мая по 31 июня в Долине гейзеров месячник тишины. Туда может прилетать не более двух вертолётов в день, которые привезут туда максимум 40 человек. Зачем нужен месячник тишины? Потому что там теплая земля и там медведи продолжают свой род. Чтобы их не пугать, чтобы не было опасности для туристов – их туда просто не пускают. И вот у нас остаются июль, август, сентябрь – представляете, что будет, если в этот срок туда приедут 100 тысяч человек?! Поэтому ещё раз – мы готовы возить, но не ценой уничтожения уникальной природы.
– Что с другими маршрутами?
– Начиная с 2016-го, мы ежегодно разрабатываем и предлагаем новые маршруты – и вертолётные, и вертолётно-пешеходные. Делаем промо-туры для туристических компаний местных, показываем им, убеждаем продавать эти маршруты, чтобы разгрузить Долину гейзеров, Курильское озеро. В ответ слышим: «Всё замечательно, всё прекрасно, но мы хотим гейзеры». На всех выставках мы делаем специальные стенды, мы пытаемся продвигать что-то кроме Долины, и всего того, что есть уже раскрученного на Камчатке. Но одной компании, даже такой как мы, не под силу переломить существующий тренд. Здесь нужна и административная поддержка, и создание стимулов для туристов, это сложно, дорого и этим надо заниматься очень плотно. Мы пытаемся подключить к этому процессу коллег по индустрии, но… все хотят уже на готовое, гарантированно сулящее загрузку и прибыль. Вот есть Долина гейзеров, она продаётся, вот и замечательно. Зачем делать что-то ещё?
Тем не менее, увеличивать туристический поток надо. Будет больше туристов – туркомпании задумаются над тем, чтобы разрабатывать и предлагать новые маршруты, потому что ограничения по Долине гейзеров, Курильскому озеру – они не исчезнут.
– Есть ли понимание – приедут ли зарубежные гости в нынешней ситуации, когда отношение ряда западных стран к России резко изменилось?
– Иностранцы по большому счету перестали приезжать с началом пандемии. До 2019 года зарубежные гости составляли примерно 25% в нашем пассажиропотоке, но сейчас их немного. Они есть, они будут, но основную погоду делают всё же наши российские туристы. Пропали те европейцы, американцы, канадцы, которых главным образом интересовала охота, рыбалка, но в то же время появился российский турист, который замещает выбывших иностранцев. В общем количественном выражении поток туристов остался примерно таким же, как и был.
– Приходится ли «Витязь-Аэро» менять свои планы на развитие, техническое перевооружение из-за антироссийских санкций?
– У нас весь парк отечественный. Есть несколько зарубежных компонентов в наших вертолётах, холдинг «Вертолёты России» о них знает, им уже найдена замена, так что в этом отношении у нас проблем не предвидится. Есть определённое неудобство с импортозамещением масел, которые применяются в авиации, но это не критичная ситуация. Да, растут цены на запчасти, на техжидкости – стоимость запчастей поднялась уже примерно на 18%, но главное, что весь вертолёт состоит именно из российских деталей и узлов и будет летать независимо от поставок из-за рубежа.
– Скажется ли каким-то образом модернизация аэропорта Елизово на деятельности «Витязь-Аэро». Какова вообще наземная инфраструктура «Витязь-Аэро»?
– Если только косвенно. Проблема расширения и обновления аэропорта назрела давным-давно. Пропускная способность действующего терминала крайне низкая. Порой очереди на улице стоят! Поэтому мы только за строительство нового терминала, это поднимет рейтинг и региона в целом, и большее количество туристов будет к нам приезжать, то есть и наше предприятие получит новых клиентов. Но напрямую на деятельности «Витязь-Аэро» реконструкция аэропорта Елизово не скажется.
Что касается нашей наземной инфраструктуры, то у нас по Камчатке шесть посадочных площадок. Это самая крупная сеть после федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» - у них что-то около 15. Наши очень удачно распределены по территории Камчатского края – от центра до самого юга. Они все с аэровокзалами, с возможностью техобслуживания вертолётов, они там постоянно базируются.
– Росавиация временно отзывала сертификат эксплуатанта «Витязь-Аэро». Что было сделано, чтобы его восстановить?
– Да. Ограничение действия сертификата эксплуатанта Росавиация ввела 13 августа. Катастрофа на Курильском озере произошла 12 августа. Комиссия начала работать 14 августа. За те полгода, что действовало ограничение, сделано очень много. Вместе с коллегами с Росавиации мы проанализировали каждый шаг, каждую операцию, вообще всё, что связано с безопасностью полётов. Мы пересмотрели действовавшие алгоритмы по правилам производства полётов, подготовки членов экипажа, по расшифровке полётной информации, по выявлению недостатков. Всё руководство системы управления безопасностью полётов, весь руководящий состав вплоть до начальников смен заново обучен по системе качества менеджмента по ISO9001:2015.
фото: Фёдор Борисов
Мы поменяли подходы к оценке рисков, которые существуют. Мы понимаем, что тогда не увидели риск, которые присутствовал и привёл к катастрофе. Тут надо еще отметить, что у того командира воздушного судна шесть лет не было ни одного нарушения по лётной деятельности! Мы не просто переписали инструкции и издали новые приказы. Мы полностью перестроили систему безопасности полётов, сделали её более современной, организовали фильтры, которые нам помогают выявлять возможные недостатки, превентивных мер стало намного больше.
Мы в марте возобновили полёты, наш парк весь загружен, нас горячо встречали наши пассажиры – жители отдалённых посёлков. С транспарантами, воздушными шарами встречали!
– Вертолетные прогулки, экскурсии - дорогое удовольствие. Предпринимает ли «Витязь-Аэро» какие-то меры, чтобы сделать их доступнее? Есть способы снизить цену, удешевить? Входит ли в итоговую цену, которую оплачивает турист, «маржа за впечатления»?
– Для нас «маржа за впечатления» - это количество туристов! Не стоит думать, что вертолетные или другие авиационные перевозками высокодоходный бизнес. И да он дорогой, если делать всё с соблюдением регламентов. Пространства для ценового маневра крайне мало, что можем – мы делаем. Приведу такой пример – начиная с 2016-го и по 2021-ый год, мы поднимали стоимость экскурсии до Долины Гейзеров на тысячу рублей ежегодно. Мы это делали для того, чтобы у туристов оставалась возможность туда съездить. Но мы не можем сдерживать глобальный рост цен на всё – в этом году мы вынужденно подняли цену на экскурсию на пять тысяч и сейчас одному туристу экскурсия обойдётся в 52 тысячи. Это шестичасовая экскурсия, с трансфером, с питанием, три посадки – Долина гейзеров, кальдера вулкана Узон, и Налычевская долина. С курильского направления это – озеро Курильское с катанием на лодках, кратер вулкана Ксудач, и Ходуткинские горячие источники.
- А короткие маршруты вы предлагаете, чтобы не 50 тысяч, а ощутимо меньше?
– Да, предлагаем, конечно. Есть маршруты в пределах 35 тысяч – без посещения заповедников, потому что львиную долю стоимости экскурсии составляет цена билета в заповедник.
- Есть ли возможность «просто полетать», домашние вулканы, например, посмотреть?
- Есть и такие предложения у нас, конечно же, но они не пользуются популярностью. У нас была авиакомпания «Камчатка» - сейчас она объявила о прекращении деятельности: они предлагали такие полёты на самолёте Cessna. Мы были этому очень рады – туристический поток разбавлялся, у людей появился выбор. Мы были в тесном контакте с «Камчаткой», они собирались перебазироваться на нашу взлетно-посадочную полосу, которую мы введём в эксплуатацию этим летом. Но, увы, производитель— Cessna aircraft company — отказался поставлять уже заказанные «Камчаткой» самолёты из-за событий на Украине. И теперь это направление свернулось, а мы продолжаем предлагать такие полёты, хотя на самолёте они, конечно, дешевле. До 2019 года японские туристы часто брали такие облётные маршруты. Но это, как я уже говорил, работа туристических компаний – если туркомпания захочет продать такой облёт, она его продаст.
фото: Фёдор Борисов
– Вы строите свою взлетно-посадочную полосу? Можно поподробнее? У вас есть планы по организации самолётных экскурсий, перевозок?
– Мы в августе уже рассчитываем ввести нашу ВПП в эксплуатацию. Рассматриваем варианты сотрудничества с теми перевозчиками, которым она может быть нужна. Мы планировали заниматься самолётами, но сейчас эти планы, как и прочие инвестиционные программы, мы поставили на паузу, пока полностью не восстановим то состояние компании, те показатели, которые мы имели до пандемии. Мы рассчитывали работать с самолётами L-410, смотрели и на ТВС-2ДТС – тот, что сейчас все знают как «Байкал». Мы смотрим только на российский авиапром, но на сегодняшний момент приобретать в России из такого класса самолётов нечего.
- Чего вы ждёте от этого сезона?
- Мы с оптимизмом смотрим на грядущий сезон. Мы уверены, что туристов будет много, средств размещения на Камчатке становится всё больше, а это долгое время было тоже одним из сдерживающих факторов. Надеемся, что и качество этих мест размещения, инфраструктура туристическая будет на высоте, так, чтобы о пребывании на Камчатке только позитивные отзывы были. Мы примем всех туристов, отвезём куда они захотят качественно, безопасно, чтобы они вернулись домой полные впечатлений с фотографиями на фоне наших красот и наших раскрашенных вертолётов, чтобы это им запомнилось на всю жизнь!
Туризм должен стать драйвером развития экономики на Дальнем Востоке - этот тезис объединил все сессии второго туристического форума «Дальний Восток – зима открытий», который снова состоялся в Петропавловске-Камчатском. При этом главное в отрасли, по мнению министра туризма России Зарины Догузовой, не просто увеличивать турпоток, а создавать мультипликативный экономический эффект. Каким образом - обсудили эксперты на пленарной сессии.
Сейчас свадьба и сватовство у аборигенов Дальнего Востока стали довольно простым, обыденным делом. Пожили, расписались – вот и семья. Но раньтше у ительменов – коренных жителей Камчатки – этот обряд мог затянуться на годы. И добиваться и угождать невесте и ее семье приходилось жениху.
Известный исследователь Камчатки немец Георг Стеллер в 18 веке подробно описал, обряды коренных народов. Долгих разговоров и уговоров будущие молодожены не вели. Без лишних слов жених приходил в дом к будущему тестю и начинал служить ему, делая вид, что давно знаком с семьей. Он брался за самую тяжелую работу, чтобы как можно больше понравиться родителям девушки. Сами же родители и девушка сохраняют безразличное к нему отношение.
Свои намерения при этом он тоже никак не обозначал, но все понимали, зачем он пришел сюда. Такое служение могло продолжаться хоть три года – пока отец не сообщал ему, что они довольны и он может “захватить” невесту. Обряд этот в прямом смысле означал захват: жених должен был овладеть девушкой. Но родня в этот период могла отбивать ее любыми способами. Сама она тоже не давалась жениху легко: надевала на себя рыболовные сети, шкуры.
Побои от родственников при этом могли быть довольно жестокими. Но женихи такого не боялись и продолжали попытки, начиная служение чуть ли не заново. Невеста при этом свободно могла иметь отношения с другими парнями, но служащий жених даже видом не должен показывать, что знает об этом. В принципе хранить честь до брака у ительменов было не принято, а женихи ценили опытность невест в супружеском долге. Премудростям любви молодые девушки даже специально обучались, чтобы муж не гневался на ее бестолковое воспитание.
Но если захватить невесту удалось, она должна объявить о сдаче – тогда считается, что свадьба состоялась.
Если родителям не понравилось служение жениха, то он просто отправлялся домой - и неважно, сколько он был у них. Невеста, если парень оказывался ей не мил, тоже могла прямо сказать об этом, и несостоявшийся муж уходил домой ни с чем. Дальше он могу искать себе новую избранницу – и служить ее родителям заново.
В случае если молодожены итак друг другу нравятся, то все становится проще. И невеста становится более благосклонна, и родители.
После захвата невесты никаких торжеств и пиршеств, а уже муж оставался в отчем доме своей жены.
Стеллер отмечает, что такой способ заключения брака показывает, насколько доминирующим у камчатцев было положение женщин. Мужчинам до брака постоянно приходилось угождать невестам, нравиться им или лежать у их ног.
Бытовало у ительменов и многоженство. Только в служение муж шел к новой невесте с первой женой. Она могла подружиться с возлюбленной мужа, помочь ему овладеть ею. И тогда уже вся семья с двумя женами оставалась в новом остроге. А вот если у жен были ссоры, то мужу приходилось делать для них две разные юрты.
Вдовцам, если тесть был благосклонен, могли отдать вторую дочь. Служение при этом уже не требовалось, но захватить девушку все же нужно было суметь. Если не было дочерей, то тесть и теща сами искали подходящую даму среди родственников. Но в этом случае парню снова приходилось служить ее родителям.
Жена же после смерти мужа должна была первым делом «смыть» грех. Считалось, что второй муж у такой женщины тоже обязательно умрет. Поэтому были отдельные люди, которые могли завести с ней интрижку, для «очищения». Как пишет Стеллер, казаки и пришлые русские очень для этого подходили и часто пользовались этой традицией. За «чистую» вдову снова мог прийти и служить новый жених.
Вот так расцветала жизнь ительменских семей, которые продолжали род, а то и сразу два или три. Хотя больше трех жен ительмены брали себе редко – хватало счастья итак.
Шеф-повар камчатского ресторана «Нерка. Рыба красная» Кирилл Cоболев рассказывает о тонкостях тихоокеанской кухни на полуострове и о том, как судьба привела его на кухню.
В свои 27 лет уроженец Екатеринбурга, а ныне житель Петропавловска-Камчасткого Кирилл Соболев может похвастаться наличием восьми лет профессионального стажа. Сам себя называет помешанным на кухне холостым карьеристом.
Приготовлением блюд заинтересовался в возрасте 12 лет — записывал рецепты американского повара, который вёл телепередачу. Пробовал готовить, со временем стало получаться, а увлечение переросло в хобби. Родители всячески поддерживали тягу к кулинарии, говорили, что в жизни это точно пригодится. После окончания школы Кирилл видел для себя два пути — ФСБ и летное училище. Однако пока проходил ведомственные проверки и ждал результатов ЕГЭ, прием документов оказался закрыт. Тогда и принял судьбоносное решение сделать хобби своей профессией.
— Не жалеете, что стали поваром, а не летчиком, например?
— Благодаря профессии я приобрел много друзей, знакомств, крутое комъюнити, улыбки гостей и благодарности — это несомненно круто! Как тут можно жалеть? Единственное – я всю жизнь провожу на кухне — как встал утром, так и пришел домой в час ночи — семья была бы недовольна. Мы, как моряки дальнего плавания — всегда на посту. На кухне не быть фанатиком невозможно.
— Как вы стали шеф-поваром ресторана в элитном спальном районе далекой от Москвы столицы Камчатки?
— Видимо, хорошо зарекомендовал себя, когда работал в одном из ресторанов Красной поляны в 2021 году. Спустя время пришла информация, что кто-то интересуется мною в профессиональном плане для открытия заведения в Петропавловске-Камчатском. После переговоров я попал сюда в августе 23 года.
— При относительно небольшом количестве населения в Петропавловске, ресторанов там много, приходится бороться за клиентов. Чем вы привлекаете гостей, в чем ваш секрет?
— У нас ресторан тихоокеанской кухни с элементами перуанской — стиля «Никкей» (традиционные перуанские блюда на японский лад), есть немного современного и присутствуют блюда из всемирной классики типа утиной ножки конфи, исконно русские блюда, но на камчатский манер — уха из лосося с местными морепродуктами. У нас много эксклюзивных блюд из нерки представлено, а также тихоокеанский тунец. Вот своим меню, уровнем и обслуживанием привлекаем — с момента открытия у нас не было рекламы, о нас узнавали посредством «сарафанного радио». И люди приходили снова и снова, у нас уже большая база постоянных клиентов. Работаем мы с лета прошлого года. Работаем с душой, готовим лучше, чем себе готовим дома! Главное –– отдаваться полностью работе, чтобы гости были рады.
— В названии ресторана фигурирует самая яркая по цвету из лососевых рыб, но это же не значит, что все меню строится на нерке?
— Нерка присутствует, конечно, но не превалирует над другими позициями: есть и курильский гребешок, и синекорый палтус, треска, угольная рыба, лангустины, крабы. Из мясных позиций — всеми любимые говяжьи щечки, оленина с брусничным соусом в горячем и холодном исполнении, ростбиф из говядины, щупальца тихоокеанского осьминога.
— Рыбу и морепродукты используете охлажденные или замороженные?
– Мы бы с радостью использовали парную рыбу и морепродукты, если бы ловили сами. Но вылов идет в море, а там суда могут находиться по два-три месяца. Мы используем рыбу шоковой одноразовой заморозки. Продукт не теряет никаких свойств. У нас идут эксклюзивные поставки без посредников. Нерки требуется как минимум 150 кг ежемесячно.
— Какой процент локальных и привозных продуктов у вас?
— У нас в ресторане 40% — это привозное (овощи, говяжьи стейки, оленина), нет хорошего авокадо — хаас привозим из Москвы. Камчатская оленина стоит дороже относительно того, что мы привозим с Алтайского края. Не развито здесь, к сожалению, сельское хозяйство и агрономия. По рыбе по морепродуктам — все местное.
— Есть ли какие-то позиции вашего меняю, которые гости выбирают чаще других?
—Меню у нас достаточно обширное, может угодить и местным гостям, и приезжим. Очень популярны у нас щупальца осьминога с картофельным гратеном, севиче-салат из нерки, индейка тонкацу, корейские супы Юккедян и Хемультан с камчатскими морепродуктами. Мне не очень понятно, когда я вижу в меню 80 позиций, с которыми можно открыть четыре заведения. Тут у многих, кстати, так.
У нас есть ознакомительные сеты в меню. Если говорить о нерке, то мы предлагаем разные способы приготовления: чистый вкус – сашими из нерки, слегка обработанный – севиче из нерки, термическая полная обработка – стейк из нерки. Вечером у нас полные посадки всегда. В зимний, горнолыжный сезон клиентов много, но не больше чем постоянных гостей, а летом еще больше, тут уж трудно сказать.
— Есть расхожее мнение, что жители Камчатки, имея всегда под рукой вкусную рыбу и свежие морепродукты, рыбное меню в ресторанах игнорируют, предпочитая мясные позиции. Так ли это?
— Нет, в защиту камчатских жителей скажу, что тут едят даже сашими из селедки, в то время как в центральной полосе России предпочитают тунец, лосось и сибас. Но селедка олюторская тут вкусная, конечно, жирная.
— А какая кухня на Камчатке больше всего популярна? Формат заведений какой востребован?
— Тут любят и мясо, и рыбу — сырую и готовую. Многогранно, и непонятно от чего варьируется. В нашем камерном ресторане любят посидеть и чисто женскими, и большими разношерстными компаниями. На Камчатке, могу сказать, в основном, принято ходить либо в рестораны, либо в клубы-бары.
— Слышала у вас есть необыкновенный десерт «Сакура»...
— Да, это наш эксклюзив. Дерево сакуры из шоколадного ганаша, стоит на островке посреди озера сиреневого цвета из чая Асаи. «Корни сакуры» посыпана землей из печенья, а воздушная крона сделана из сладкой ваты, подкрашенной красным пищевым красителем, и украшена съедобными цветами. Это невероятно красиво.
— Какое будущее у камчатской ресторанной индустрии?
— Развитие идет лютое. Через пять лет сами камчатцы свою родину не узнают. Очень позитивное будущее.
Авторский рецепт от Кирилла Соболева
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Шеф-повар ресторана «Pastrami. Мясо. Рыба. Вино» Рудольф Хохряков делится с жителями и гостями Камчатки собственным видением гастрономического совершенства. Его фишка — сочетание, казалось бы, несочетаемых продуктов, кулинарных традиций разных стран, которое складывается во вполне понятное, гармоничное и изысканное блюдо.
Рудольф Хохряков родился в 1990 году в Удмуртии, закончил Ижевский торгово-экономический техникум по специальности «Техник-технолог продукции общественного питания». Пять лет трудился в ресторанах Санкт-Петербурга. В 2014 году, работая на Олимпиаде в Сочи, получил приглашение на Камчатку. Перебрался на полуостров в 2016 году, обосновался, появилась семья и ребенок. В Pastrami работает с открытия — 2018 года.
— Рудольф, вы один из тех счастливых людей, которые работают по призванию. Почему именно профессия повара вас привлекла в детстве?
— Я рос в 90-е годы, когда Россия переживала не очень хорошие времена, воспитывался в многодетной семье, где иногда и продуктов не хватало, и их ассортимент был ограничен. Я часто смотрел кулинарные передачи по телевизору и мне было очень интересно все попробовать. Сейчас многие идут в профессию из-за амбиций, а я тогда просто хотел узнать разные сочетания продуктов, попробовать что-то новое. Я из обычной семьи и до сих пор люблю простую домашнюю еду, для меня это основа: пюре с котлетами, например. Но также я люблю и всевозможные сочетания разных кухонь, однако конкретной привязки нет, в нашем ресторане мы, в том числе, предлагаем фьюжн, объединение определенных традиций.
— Что из фьюжн-кухни популярно среди гостей?
— Например, у нас есть тартар из камчатской нерки с израильским хумусом и итальянской фокаччей. Есть спецпредложение — тартар из тунца с соусом из тамаринда (бобовое растение африканского происхождения с кисло-соленым вкусом). Это вполне допустимое, интересное сочетание, не выходящее за рамки. Но я не привязываюсь непосредственно к смешению стилей. Например, есть классические рецепты, которых я придерживаюсь — в кондитерских изделиях есть определенные технологические процессы, которые не стоит нарушать. Но определенные кулинарные изыски предполагают иногда смешение разных направлений.
— Ресторан Pastrami позиционируется как винный бар с обширным ассортиментом закусок и блюд к вину, но у вас есть и настойки собственного приготовления, и даже пицца. Кто ваши гости — большинство местных или приезжих?
— Туристов очень много: 90% в летний период. Даже в каком-то смысле они вытесняют местную публику путем бронирований. По окончании летнего сезона акцент у нас идет на камчатскую публику. Многие жители Камчатки уезжают летом в отпуска и освобождают места для туристов. Пиковый сезон у нас — июнь-сентябрь, но есть и февраль-март, когда люди приезжают на хели-ски, фрирайд и прочие снежные развлечения. Новогодние праздники люди тоже любят, Камчатка развивается, турпоток растет. А когда аэропорт международного формата в 2025 году откроют — еще больше туристов будет.
— При составлении меню вы ориентируетесь на туристов или на местных гостей?
— Мясные позиции — в основном для местных, стейки очень любят, но некоторые все же делают заказы из рыбного меню. Но в большинстве своем рыбу и морепродукты предпочитают приезжие: нерка, голубой тунец тихоокеанский, выловленный в камчатских водах, краб, сахалинский гребешок. Учитываем интересы и местного населения, и туристического, конечно.
— У вас есть акцент на какой-то необычной подаче блюд?
— Мы стараемся больше адаптировать наши блюда под понятный формат, чтобы гость не спрашивал, что это. Да, у нас фьюжн, но нет непонятных сочетаний. Внешний вид блюда — эстетичный, красивый, понятный.
— Рудольф, какие вы видите сложности и преимущества ресторанного бизнеса на Камчатке?
— Малому бизнесу на Камчатке сложно, это выживающий сегмент. Мало платежеспособного населения. В Петропавловске-Камчатском живет 180 тыс. человек, из них ходят по ресторанам 10-15% — и эти люди распределяются по всем городским заведениям. Все рестораны страдают и ждут туристический сезон. Приток средств происходит только в летний период. Местами работают в убыток, несмотря на то, что ресторан хороший. Для развития мер господдержки недостаточно. Из плюсов могу отметить, что край интересен для туристов, это помогает удержаться на плаву.
Авторский рецепт Рудольфа Хохрякова
Тартар из нерки с хумусом и фокаччей
(подойдет любой лосось, а вместо фокаччи — багет или хлеб на свой вкус)
Нарезаем нерку, огурец и авокадо кубиком, заправляем лимонным соком и оливковым маслом, солим и перчим по вкусу. На тарелку выкладываем хумус, размазываем, сверху горкой тартар из лосося, рядом кладем фокаччу, украшаем микрозеленью. Нерку обязательно используем шоковой заморозки.
Тартар
Нерка 80 г
Авокадо 30 г
Огурец свежий 30 г
Масло оливковое экстра 10 г
Лимонный сок 5 г
Соль и перец по вкусу
Микрозелень для декора
Хумус:
Нут 50 г
Паста тахини 15 г
Масло оливковое 30 г
Чеснок 5 г
Соль и перец по вкусу
Нут заранее замачиваем на ночь, варим до готовности, за 10 мин до конца солим воду, процеживаем (воду используем) отправляем в блендер, добавляем остальные ингредиенты и воду до состояния однородного негустого пюре.
Фокачча
Мука и вода (соотношение 2:1) соль и сахар по вкусу, дрожжи, масло оливковое. Замешиваем тесто, в процессе делаем обминку, даем отдохнуть. Готовое тесто раскатываем, делаем проколы, смазываем оливковым маслом, посыпаем пармезаном и сухим розмарином, готовим в духовке при температуре 250 градусов 3-5 минут.
При использовании багета или другого хлеба можно поджарить его на сковороде, в духовке или тостере до хрустящей корочки.