Дело об очистке в Кроноцком заповеднике: хронология событий
С чего всё началось?
С 1950 по 1970 годы в Кроноцком заповеднике, не носившем тогда охранный статус, шли работы по разведке нефти, проектировалась гидроэлектростанция, располагались поселки и военные части. Там остались тонны нефтепродуктов и ГСМ в бочках и резервуарах, брошенное оборудование и техника, разрушенные здания и сооружения.
В 2014 году в России начинает работу Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба». ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» становится одним из первых участников ФЦП.
В июле 2015 года начинается первый этап работ в рамках проекта. По договору на эти работы выделяется почти 250 млн рублей. Конкурс на проведение работ выигрывает ООО «Экология» – идет очистка территорий бухты Ольга и бассейны рек Ольга и Татьяна, а также геоэкологическое обследование ряда территорий.
В июле 2016 года начинается второй этап работ в рамках проекта. На эти работы выделяется 205 млн рублей. Проводится очистка обследованных ранее территорий. Общая площадь очищенных территорий за два года – почти 900 гектаров. Собрано и вывезено 1 550,614 тонн отходов.
Кто обвиняемые?
Изначально уголовное дело завели на подрядчика Кроноцкого заповедника ООО «Экология», которая в 2015-2016 годах выполняла работы по очистке на территории заповедника в рамках ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба». Руководитель – Виталий Дрозд (арестован в 2018 году). ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» выступил потерпевшей стороной.
В основу обвинения сотрудников Кроноцкого заповедника положен приговор 2020 года в отношении бывшего заместителя директора заповедника по охране Александра Ильина (с февраля 2015 по август 2016 года – заместитель директора по охране заповедных территорий в Кроноцком заповеднике). В 2015 году он был председателем комиссии по приемке работ ООО «Экология», также дело завели на директора ООО «Экология» Виталия Дрозда. Они заключили досудебное соглашение, признали вину в хищении всех денежных средств, выделенных заповеднику на очистку территории в размере 454 млн рублей и осуждены в особом порядке за хищение чужого имущества путем растраты в особо крупном размере, в составе организованной группы. Они пошли на сделку со следствием, получили условные сроки.
Исходя из показаний Ильина и Дрозда, бывший директор заповедника Тихон Шпиленок в феврале 2015 года создал организованную преступную группу, разработал план, вовлек своих подчиненных, определил им роли и пообещал вознаграждение.
Тихон Шпиленок в 2016 году умер от онкологии. Со слов сотрудников Кроноцкого заповедника, Тихон Шпиленок в 2015 году из-за лечения отсутствовал на рабочем месте 183 дня, а в 2016 году — 301 день. Все это время он находился за пределами Камчатского края.
В апреле 2018 года возбуждается дело в отношении сотрудников ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник»: Тихона Шпиленка, (посмертно), Оксаны Тереховой, заместителя директора по финансовой работе, Романа Корчигина, заместителя директора по туризму и науке, Дарьи Паничевой, начальника научного отдела. Их обвиняют в хищении бюджетных средств путем растраты в особо крупном размере, в составе организованной преступной группы (часть 4 статьи 160 УК РФ). Речь всё о тех же средствах, выделенных распоряжением правительства РФ в 2014-2016 годах в сумме 454 600 000 рублей на выполнение работ по очистке территории заповедника от промышленного мусора.
На основании показаний Ильина и Дрозда в марте 2019 года сотрудникам заповедника Оксане Тереховой и Дарье Паничевой было предъявлено обвинение в пособничестве в хищении денежных средств. Обе в последствие отправлены под домашний арест.
Версия следствия:
Сотрудники Кроноцкого заповедника деньги похитили, вместо того чтобы выполнить на них работы по очистке участков побережья Тихого океана от отходов деятельности геологов, буровиков и военных: нефтепродуктов и ГСМ в бочках и резервуарах, брошенного оборудования и техники, остатков зданий и сооружений. По мнению следователя, директор заповедника создал ОПГ, денежные средства похищены в полном объеме.
Позиция защиты по делу:
заповедник провел все требуемые процедуры по выбору подрядчика, работы по ликвидации накопленного экологического ущерба в соответствии с действующим законодательством не нуждались в государственной экологической экспертизе, выполнение контракта подтверждается техническими отчетами по каждому этапу (видеосъемки, фотоматериалы, акты о приемке работ, показания свидетелей и прочее). Защита утверждает, что не было проведено ни одной очной ставки для устранения противоречий, несмотря на заявленные ходатайства, не проведено ни одной экспертной оценки представленных технических отчетов, стоимостной экспертизы проведенных работ, не проведена оценка состояния природных комплексов в местах проведения работ, не установлены места якобы имевшихся закопок.
30 июня 2022-го директор Кроноцкого заповедника Петр Шпиленок подал заявление на увольнение. Такое решение он принял в знак протеста против наказания, которое требует гособвинитель в отношении сотрудников природоохранной организации.
Приговор 15 июля 2022 года:
В городском суде Петропавловска-Камчатского 15 июля оглашен приговор в отношении действующих сотрудников ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник». Судья признала их виновными в хищении выделенных из госбюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба денежных средств в размере 450 млн рублей путем растраты в составе организованной преступной группы в период 2015 — 2016 годов.
Решением суда приговорены:
– начальник научного отдела заповедника Дарья Паничева к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4,5 года;
– заместитель директора по науке и познавательному туризму Роман Корчигин к наказанию в виде лишения свободы сроком на пять лет;
– заместитель директора по финансовому и правовому обеспечению Оксана Терехова к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5,5 лет;
– бывший сотрудник заповедника Николай Поздняков к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года.
Суд также включил в приговор для всех осужденных возмещение в полном объеме солидарно суммы ущерба по иску и выплату крупных штрафов. Никто из сотрудников заповедника свою вину не признал.
После приговора
Защита готовится к апелляции. Адвокат Александр Андреев: «Мы намерены обжаловать приговор в апелляционной и вышестоящих судебных инстанциях. В силу закона обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств. В ходе рассмотрения уголовного дела Петропавловск-Камчатским городским судом в полном объеме исследованы имеющиеся в деле доказательства, и среди них нет ровным счетом никаких достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих вину».
18 июля администрация ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» приостановила научно-исследовательскую и экскурсионную деятельность на трех подведомственных ООПТ. Вынужденное решение было принято в связи с заключением в СИЗО ключевых сотрудников природоохранной организации. Для многих туристов, заранее планировавших посещение Долины гейзеров, известие стало шоком.
В этот же день, 18 июля, губернатор Камчатки Владимир Солодов заявил о готовности камчатского правительства оказать помощь в восстановлении экскурсионной деятельности Кроноцкого заповедника. Солодов назвал «серьезным ударом» заключение под стражу сотрудников Кроноцкого заповедника.
Пытаясь компенсировать экскурсию на «выпавшую» Долину гейзеров, одна из камчатских турфирм запустила новые вертолетные маршруты в локации, не входящие в заповедник.
«Поездка на Камчатку – не самое дешевое удовольствие, поэтому мы оперативно предлагаем им новые возможности. Вообще ситуация с Кроноцким заповедником – это удар по всему региону, по туриндустрии в первую очередь. Наверняка будут требования возврата предоплаченных туров, это потянет за собой цепочку – гостиницы, перевозчики, гиды. А в итоге люди могут вообще отказаться ехать на Камчатку», – рассказала директор ООО «Витязь-Тревел» Екатерина Анисимова.
Спустя три дня Кроноцкий заповедник заявил о возобновлении экскурсионной деятельности.
«С 23 июля территории Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского федерального заказника смогут принимать ограниченное количество воздушных судов. Мы приняли оперативные меры и начинаем работу. Говорить о полноценном возобновлении экскурсионной и научной деятельности рано, поэтому частично ограничения сохраняются. Они коснутся единовременного нахождения воздушных судов на одном кордоне: до одного вертолета типа Ми-8 и двух вертолетов вместимостью не более 12 человек. Научно-исследовательские работы также возобновлены. В ближайшее время Минприроды России командирует к нам профильных сотрудников с других природных территорий, которые помогут нам преодолеть организационные трудности», – сообщил Владимир Халманов, первый заместитель директора ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник».
Написавший заявление об уходе с поста главы Кроноцкого заповедника Петр Шпиленок остается работать заместителем директора. Обязанности директора исполняет Всеволод Яковлев, ведущий трудовую деятельность в заповеднике с 2021 года.
Председатель правления Ассоциации туриндустрии Камчатки Ирина Седова: «Долина гейзеров и Курильское озеро – это очень раскрученные точки, заменить их полноценно нечем. Выкручиваемся, как можем. Предлагаем разные направления, но это не то, на что рассчитывают туристы. Когда Кроноцкий заповедник закрылся для туристов, случилось несколько отказов – туристы не хотели лететь на Камчатку, потому что отменились маршруты на Курильское и в Долину. Не сказать, что массово отказывались, но люди раздумывали. У нас высокий сезон: туристов очень много. Кроноцкий начал работать – будем дальше туда отправлять».
Юлия БородинаГотов ли полуостров к нашествию гостей, только ли турист с тугим кошельком сможет увидеть Долину гейзеров, сколько стоит туда экскурсия, что с безопасностью полётов и новыми маршрутами – своими ожиданиями на новый туристический сезон с EastRussia поделился Виктор Сиротин, генеральный директор частной авиакомпании «Витязь-Аэро».
Виктор Сиротин, гендиректор компании Витязь-Аэро
фото: Фёдор Борисов
– Виктор Петрович, во время недавнего визита Юрия Трутнева на Камчатку очередной раз поднималась тема увеличения туристического потока, о чартерах из Москвы… Как вы оцениваете вероятность того, что это случится? И если вдруг произойдёт – что может предложить «Витязь-Аэро» уже сейчас и есть ли резервы?
– Мы как компания в целом ориентированы как раз на туристов, на наш взгляд туризм – это будущее камчатской экономики. Юрий Петрович прав, говоря о том, что поток туристов надо наращивать. «Витязь-Аэро» обладает необходимыми мощностями, чтобы перевезти всех без исключения туристов, сколько бы их не было. Однако надо понимать, что у большинства мест, куда они хотят попасть – у той же Долины гейзеров – есть ограничения по приему людей извне. Нельзя привезти туда одновременно 100 человек и организовать их пребывание там в соответствии с возможностями инфраструктуры, требованиями безопасности, экологии и так далее.
Такая же ситуация на Курильском озере – крупнейшем нерестилище дикого лосося. Там тоже есть ограничения по одновременному пребыванию туристов. И это касается всех «маст хэв»-направлений, куда хочет попасть каждый турист, приехавший на Камчатку. Мы-то можем доставить, повторюсь, любое практически количество пассажиров, но в конечной точке путешествия их не смогут принять. Мы перевозим ежегодно 12 000 туристов, и это количество мы можем значительно увеличить.
– А если там всё же смогут обрабатывать больше туристов? Поступит, например, команда сверху – нарастить мощности, принимать по 100 человек одновременно?
– Команду, конечно, отдать можно, но вот пример – есть комната, в которой могут находиться максимум 40 человек. И вот поступает команда вместить в этой комнате 100 человек. И что будет?
Ведь Долина гейзеров – это туристические тропы, которые проходят между гейзерами, фумарольными полями, гид рассказывает про каждое место. И поместить на эту тропу большее количество людей физически невозможно.
фото: Фёдор Борисов
Плюс позиция учёных, которые считают, что сохранение памятников природы в первозданном виде важнее зарабатывания денег. И вот пример – с 15 мая по 31 июня в Долине гейзеров месячник тишины. Туда может прилетать не более двух вертолётов в день, которые привезут туда максимум 40 человек. Зачем нужен месячник тишины? Потому что там теплая земля и там медведи продолжают свой род. Чтобы их не пугать, чтобы не было опасности для туристов – их туда просто не пускают. И вот у нас остаются июль, август, сентябрь – представляете, что будет, если в этот срок туда приедут 100 тысяч человек?! Поэтому ещё раз – мы готовы возить, но не ценой уничтожения уникальной природы.
– Что с другими маршрутами?
– Начиная с 2016-го, мы ежегодно разрабатываем и предлагаем новые маршруты – и вертолётные, и вертолётно-пешеходные. Делаем промо-туры для туристических компаний местных, показываем им, убеждаем продавать эти маршруты, чтобы разгрузить Долину гейзеров, Курильское озеро. В ответ слышим: «Всё замечательно, всё прекрасно, но мы хотим гейзеры». На всех выставках мы делаем специальные стенды, мы пытаемся продвигать что-то кроме Долины, и всего того, что есть уже раскрученного на Камчатке. Но одной компании, даже такой как мы, не под силу переломить существующий тренд. Здесь нужна и административная поддержка, и создание стимулов для туристов, это сложно, дорого и этим надо заниматься очень плотно. Мы пытаемся подключить к этому процессу коллег по индустрии, но… все хотят уже на готовое, гарантированно сулящее загрузку и прибыль. Вот есть Долина гейзеров, она продаётся, вот и замечательно. Зачем делать что-то ещё?
Тем не менее, увеличивать туристический поток надо. Будет больше туристов – туркомпании задумаются над тем, чтобы разрабатывать и предлагать новые маршруты, потому что ограничения по Долине гейзеров, Курильскому озеру – они не исчезнут.
– Есть ли понимание – приедут ли зарубежные гости в нынешней ситуации, когда отношение ряда западных стран к России резко изменилось?
– Иностранцы по большому счету перестали приезжать с началом пандемии. До 2019 года зарубежные гости составляли примерно 25% в нашем пассажиропотоке, но сейчас их немного. Они есть, они будут, но основную погоду делают всё же наши российские туристы. Пропали те европейцы, американцы, канадцы, которых главным образом интересовала охота, рыбалка, но в то же время появился российский турист, который замещает выбывших иностранцев. В общем количественном выражении поток туристов остался примерно таким же, как и был.
– Приходится ли «Витязь-Аэро» менять свои планы на развитие, техническое перевооружение из-за антироссийских санкций?
– У нас весь парк отечественный. Есть несколько зарубежных компонентов в наших вертолётах, холдинг «Вертолёты России» о них знает, им уже найдена замена, так что в этом отношении у нас проблем не предвидится. Есть определённое неудобство с импортозамещением масел, которые применяются в авиации, но это не критичная ситуация. Да, растут цены на запчасти, на техжидкости – стоимость запчастей поднялась уже примерно на 18%, но главное, что весь вертолёт состоит именно из российских деталей и узлов и будет летать независимо от поставок из-за рубежа.
– Скажется ли каким-то образом модернизация аэропорта Елизово на деятельности «Витязь-Аэро». Какова вообще наземная инфраструктура «Витязь-Аэро»?
– Если только косвенно. Проблема расширения и обновления аэропорта назрела давным-давно. Пропускная способность действующего терминала крайне низкая. Порой очереди на улице стоят! Поэтому мы только за строительство нового терминала, это поднимет рейтинг и региона в целом, и большее количество туристов будет к нам приезжать, то есть и наше предприятие получит новых клиентов. Но напрямую на деятельности «Витязь-Аэро» реконструкция аэропорта Елизово не скажется.
Что касается нашей наземной инфраструктуры, то у нас по Камчатке шесть посадочных площадок. Это самая крупная сеть после федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» - у них что-то около 15. Наши очень удачно распределены по территории Камчатского края – от центра до самого юга. Они все с аэровокзалами, с возможностью техобслуживания вертолётов, они там постоянно базируются.
– Росавиация временно отзывала сертификат эксплуатанта «Витязь-Аэро». Что было сделано, чтобы его восстановить?
– Да. Ограничение действия сертификата эксплуатанта Росавиация ввела 13 августа. Катастрофа на Курильском озере произошла 12 августа. Комиссия начала работать 14 августа. За те полгода, что действовало ограничение, сделано очень много. Вместе с коллегами с Росавиации мы проанализировали каждый шаг, каждую операцию, вообще всё, что связано с безопасностью полётов. Мы пересмотрели действовавшие алгоритмы по правилам производства полётов, подготовки членов экипажа, по расшифровке полётной информации, по выявлению недостатков. Всё руководство системы управления безопасностью полётов, весь руководящий состав вплоть до начальников смен заново обучен по системе качества менеджмента по ISO9001:2015.
фото: Фёдор Борисов
Мы поменяли подходы к оценке рисков, которые существуют. Мы понимаем, что тогда не увидели риск, которые присутствовал и привёл к катастрофе. Тут надо еще отметить, что у того командира воздушного судна шесть лет не было ни одного нарушения по лётной деятельности! Мы не просто переписали инструкции и издали новые приказы. Мы полностью перестроили систему безопасности полётов, сделали её более современной, организовали фильтры, которые нам помогают выявлять возможные недостатки, превентивных мер стало намного больше.
Мы в марте возобновили полёты, наш парк весь загружен, нас горячо встречали наши пассажиры – жители отдалённых посёлков. С транспарантами, воздушными шарами встречали!
– Вертолетные прогулки, экскурсии - дорогое удовольствие. Предпринимает ли «Витязь-Аэро» какие-то меры, чтобы сделать их доступнее? Есть способы снизить цену, удешевить? Входит ли в итоговую цену, которую оплачивает турист, «маржа за впечатления»?
– Для нас «маржа за впечатления» - это количество туристов! Не стоит думать, что вертолетные или другие авиационные перевозками высокодоходный бизнес. И да он дорогой, если делать всё с соблюдением регламентов. Пространства для ценового маневра крайне мало, что можем – мы делаем. Приведу такой пример – начиная с 2016-го и по 2021-ый год, мы поднимали стоимость экскурсии до Долины Гейзеров на тысячу рублей ежегодно. Мы это делали для того, чтобы у туристов оставалась возможность туда съездить. Но мы не можем сдерживать глобальный рост цен на всё – в этом году мы вынужденно подняли цену на экскурсию на пять тысяч и сейчас одному туристу экскурсия обойдётся в 52 тысячи. Это шестичасовая экскурсия, с трансфером, с питанием, три посадки – Долина гейзеров, кальдера вулкана Узон, и Налычевская долина. С курильского направления это – озеро Курильское с катанием на лодках, кратер вулкана Ксудач, и Ходуткинские горячие источники.
- А короткие маршруты вы предлагаете, чтобы не 50 тысяч, а ощутимо меньше?
– Да, предлагаем, конечно. Есть маршруты в пределах 35 тысяч – без посещения заповедников, потому что львиную долю стоимости экскурсии составляет цена билета в заповедник.
- Есть ли возможность «просто полетать», домашние вулканы, например, посмотреть?
- Есть и такие предложения у нас, конечно же, но они не пользуются популярностью. У нас была авиакомпания «Камчатка» - сейчас она объявила о прекращении деятельности: они предлагали такие полёты на самолёте Cessna. Мы были этому очень рады – туристический поток разбавлялся, у людей появился выбор. Мы были в тесном контакте с «Камчаткой», они собирались перебазироваться на нашу взлетно-посадочную полосу, которую мы введём в эксплуатацию этим летом. Но, увы, производитель— Cessna aircraft company — отказался поставлять уже заказанные «Камчаткой» самолёты из-за событий на Украине. И теперь это направление свернулось, а мы продолжаем предлагать такие полёты, хотя на самолёте они, конечно, дешевле. До 2019 года японские туристы часто брали такие облётные маршруты. Но это, как я уже говорил, работа туристических компаний – если туркомпания захочет продать такой облёт, она его продаст.
фото: Фёдор Борисов
– Вы строите свою взлетно-посадочную полосу? Можно поподробнее? У вас есть планы по организации самолётных экскурсий, перевозок?
– Мы в августе уже рассчитываем ввести нашу ВПП в эксплуатацию. Рассматриваем варианты сотрудничества с теми перевозчиками, которым она может быть нужна. Мы планировали заниматься самолётами, но сейчас эти планы, как и прочие инвестиционные программы, мы поставили на паузу, пока полностью не восстановим то состояние компании, те показатели, которые мы имели до пандемии. Мы рассчитывали работать с самолётами L-410, смотрели и на ТВС-2ДТС – тот, что сейчас все знают как «Байкал». Мы смотрим только на российский авиапром, но на сегодняшний момент приобретать в России из такого класса самолётов нечего.
- Чего вы ждёте от этого сезона?
- Мы с оптимизмом смотрим на грядущий сезон. Мы уверены, что туристов будет много, средств размещения на Камчатке становится всё больше, а это долгое время было тоже одним из сдерживающих факторов. Надеемся, что и качество этих мест размещения, инфраструктура туристическая будет на высоте, так, чтобы о пребывании на Камчатке только позитивные отзывы были. Мы примем всех туристов, отвезём куда они захотят качественно, безопасно, чтобы они вернулись домой полные впечатлений с фотографиями на фоне наших красот и наших раскрашенных вертолётов, чтобы это им запомнилось на всю жизнь!
Туризм должен стать драйвером развития экономики на Дальнем Востоке - этот тезис объединил все сессии второго туристического форума «Дальний Восток – зима открытий», который снова состоялся в Петропавловске-Камчатском. При этом главное в отрасли, по мнению министра туризма России Зарины Догузовой, не просто увеличивать турпоток, а создавать мультипликативный экономический эффект. Каким образом - обсудили эксперты на пленарной сессии.
Сейчас свадьба и сватовство у аборигенов Дальнего Востока стали довольно простым, обыденным делом. Пожили, расписались – вот и семья. Но раньтше у ительменов – коренных жителей Камчатки – этот обряд мог затянуться на годы. И добиваться и угождать невесте и ее семье приходилось жениху.
Известный исследователь Камчатки немец Георг Стеллер в 18 веке подробно описал, обряды коренных народов. Долгих разговоров и уговоров будущие молодожены не вели. Без лишних слов жених приходил в дом к будущему тестю и начинал служить ему, делая вид, что давно знаком с семьей. Он брался за самую тяжелую работу, чтобы как можно больше понравиться родителям девушки. Сами же родители и девушка сохраняют безразличное к нему отношение.
Свои намерения при этом он тоже никак не обозначал, но все понимали, зачем он пришел сюда. Такое служение могло продолжаться хоть три года – пока отец не сообщал ему, что они довольны и он может “захватить” невесту. Обряд этот в прямом смысле означал захват: жених должен был овладеть девушкой. Но родня в этот период могла отбивать ее любыми способами. Сама она тоже не давалась жениху легко: надевала на себя рыболовные сети, шкуры.
Побои от родственников при этом могли быть довольно жестокими. Но женихи такого не боялись и продолжали попытки, начиная служение чуть ли не заново. Невеста при этом свободно могла иметь отношения с другими парнями, но служащий жених даже видом не должен показывать, что знает об этом. В принципе хранить честь до брака у ительменов было не принято, а женихи ценили опытность невест в супружеском долге. Премудростям любви молодые девушки даже специально обучались, чтобы муж не гневался на ее бестолковое воспитание.
Но если захватить невесту удалось, она должна объявить о сдаче – тогда считается, что свадьба состоялась.
Если родителям не понравилось служение жениха, то он просто отправлялся домой - и неважно, сколько он был у них. Невеста, если парень оказывался ей не мил, тоже могла прямо сказать об этом, и несостоявшийся муж уходил домой ни с чем. Дальше он могу искать себе новую избранницу – и служить ее родителям заново.
В случае если молодожены итак друг другу нравятся, то все становится проще. И невеста становится более благосклонна, и родители.
После захвата невесты никаких торжеств и пиршеств, а уже муж оставался в отчем доме своей жены.
Стеллер отмечает, что такой способ заключения брака показывает, насколько доминирующим у камчатцев было положение женщин. Мужчинам до брака постоянно приходилось угождать невестам, нравиться им или лежать у их ног.
Бытовало у ительменов и многоженство. Только в служение муж шел к новой невесте с первой женой. Она могла подружиться с возлюбленной мужа, помочь ему овладеть ею. И тогда уже вся семья с двумя женами оставалась в новом остроге. А вот если у жен были ссоры, то мужу приходилось делать для них две разные юрты.
Вдовцам, если тесть был благосклонен, могли отдать вторую дочь. Служение при этом уже не требовалось, но захватить девушку все же нужно было суметь. Если не было дочерей, то тесть и теща сами искали подходящую даму среди родственников. Но в этом случае парню снова приходилось служить ее родителям.
Жена же после смерти мужа должна была первым делом «смыть» грех. Считалось, что второй муж у такой женщины тоже обязательно умрет. Поэтому были отдельные люди, которые могли завести с ней интрижку, для «очищения». Как пишет Стеллер, казаки и пришлые русские очень для этого подходили и часто пользовались этой традицией. За «чистую» вдову снова мог прийти и служить новый жених.
Вот так расцветала жизнь ительменских семей, которые продолжали род, а то и сразу два или три. Хотя больше трех жен ительмены брали себе редко – хватало счастья итак.
Мастер-план Петропавловска-Камчатского – первый утвержденный план комплексного развития городского пространства на Дальнем Востоке. Правительство РФ утвердило его 1 февраля. Мероприятия по благоустройству расписаны до 2030 года, но изменения горожане заметят уже в 2023 году на примере центральной городской площади и Култучного озера.
«Трансформация Петропавловска-Камчатского начнется с его центральной части. Нам предстоит вернуть Петропавловску-Камчатскому его центр, он будет сосредоточен вокруг двух точек притяжения. Это историческая часть, Петропавловская гавань, и центральная площадь, которые будут обустроены так, чтобы быть привлекательными для всех наших горожан и туристов, для семей с детьми, для жителей с ограниченной мобильностью. Мы хотим сделать наш город образцом для других городов России», — сказал Владимир Солодов.
Визуализация площади Ленина
изображение: презентация ДОМ.РФ
В центре города расположится яхтенная марина, рассчитанная на 280 тыс. посещений в год. Будет обустроен фудкорт и гостиничные комплексы категории «4 звезды». В рамках мастер-плана будут благоустроены сопка Мишенная, там появится канатная дорога. На Никольской сопке проложат пешеходную тропу длиной восемь км к историческому центру города. Помимо Мишенной и Никольской сопок, где уже есть облагороженные территории со смотровыми площадками, будут обустроены комфортные локации на сопках Зеркальная, Зазеркальная, Петровская и Красная.
проект-яхтенной марины
Еще один пункт плана развития можно будет увидеть воочию в этом году – начнется строительство первого этапа дороги ТЭЦ 1 –ТЭЦ 2 – Кирпичики – Северо-Восток – 10 км- Сероглазка (33,6 км). Этот план утвержден на уровне правительства РФ. Также начнется строительство дороги к Халактырскому пляжу (срок окончания строительства – 2024 год). Протяженность дороги составит десять км, она позволит начать благоустройство пляжа. Халактырский пляж – популярнейшее место и у туристов, и у жителей города. Там проводят фестивали, соревнования, собирают дикоросы, просто гуляют, загорают и наслаждаются красотой и мощью океана на фоне черного вулканического песка. Летом в туда приезжают до нескольких тысяч человек.
Владимир Солодов заверил, что и жилищное строительство в городе также будет обусловлено главным конкурентным преимуществом – природой.
«Реновация и жилья и расселение из ветхого будет проводиться с использованием таких преимуществ, как вид из окна и близость к уникальным природным объектам. Для комфортной жизни нужно отказаться от точечной застройки перейти к комплексному видению развития каждого микрорайона, которые должны стать микроцентром со всеми необходимыми сервисами – школы, детсады, паркинги, площадки, МФЦ. Эта идея заложена в мастер-план в части жилого строительства. Также будем приводить в порядок очистные сооружения, канализационные станции, водозабор и системы водоснабжения», – сказал Солодов.
Строить жилье с учетом новых характеристик и вводных уже начали в микрорайоне Северный. Там будет построено 120 тыс. кв. метров жилья. Столько же – на улице Тушканова, в микрорайоне Заречный (в Елизово) – 162 тыс. кв. метров, также на улице Пограничная планируют построить 25 тыс. кв. метров жилплощади. Кроме того, реализация проекта «Дальневосточный квартал» начала переходить в практическую стадию. Первые жилые дома планируется сдать в конце 2025 года.
Среди долгосрочных планов реализации мастер-плана Петропавловска-Камчатского губернатор полуострова называет использование возобновляемых источников энергии при генерации тепла в 2030 году до 12% и уход от использования твердого топлива. В структуре генерации электроэнергии: использование природного газа до 68% (в настоящее время – 52%), удвоение использования ВИЭ (до 32%).
Также стоит цель к 2030 году увеличить долю переработки рыбы на полуострове до 50% против 29% в 2021 году, а также полностью перерабатывать все рыбные отходы (в настоящее время – около 25%). Также в планах увеличить количество крупных судов до 100 единиц к 2030 году (в настоящее время – три). Удвоить количество малых судов (с 200 до 400), яхт – с нуля до 60-100 единиц к 2030 году. Также краевые власти хотят с реализацией мастер-плана города нарастить поток туристов в регион до 750 тыс. человек к 2030 году (в настоящее время – 250 тыс. человек), а ежедневную выручку от каждого туриста увеличить с 6,9 тыс. в день до 14,9 тыс. рублей в день к 2030 году.
Концепция туристического комплекса «Петропавловская гавань»
изображение: презентация ДОМ.РФ
«Основная задача мастер-плана – увязать долгосрочное экономическое развитие с трансформацией городской среды. Основная идея — сделать уникальное положение города его преимуществом, сделать так, чтобы сопки, близость к океану, уникальная природа, в окружении которой мы находимся, стали доступными каждому из жителей города. Петропавловск-Камчатский должен стать привлекательным для жителей, удобным для ведения бизнеса и точкой притяжения для туристов», — резюмирует Владимир Солодов.
Мастер-план развития столицы Камчатки был представлен президенту РФ Владимиру Путину 5 сентября 2022 года. В плане содержится более 30 мероприятий. На выполнение всех мероприятий потребуется 149,5 млрд рублей.
В 2023-2025 годах запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. В 2025 году введут в эксплуатацию детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». К 2028 году создадут кампус для студентов вузов и колледжей. В 2024 году завершится строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов. Будут рекультивированы городские полигоны. Среди других проектов – открытие в 2025 году арт-кластера и создание музея воинской славы к 2028 году.
При разработке проектов учитывается мнение жителей – проходят опросы, стратегические сессии с горожанами, свои пожелания можно оставить на платформе «Что хочет город» – продолжается публичное обсуждение мастер-плана.
Результаты независимой экспертизы по «делу об очистке» в Кроноцком заповеднике на Камчатке представили ученые на заседании Общественной палаты РФ. Их заключение предъявят суду на рассмотрении апелляции по делу осужденных сотрудников Кроноцкого заповедника 26 декабря.
Экспертизу провели ученые географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством доктора географических наук Сергея Чалова по распоряжению главы Минприроды РФ Александра Козлова. В группу вошли гидроэкологи, геоморфологи, геофизики, картографы. Были взяты геохимические пробы вод и грунта, дешифрированы космические снимки, проведены георадиолокационные исследования грунтов, съемки с беспилотников, геоморфологическое исследование территории.
Эксперты не обнаружили массового захоронения отходов, наличие которого наряду с хищением средств вменили в вину осужденным сотрудникам Кроноцкого заповедника.
«Снимки показали, что территория убрана. Никаких признаков нарушения или угнетения природных комплексов не выявлено, объектов ранее накопленного вреда не обнаружено, по состоянию растительности определимы места ликвидации ущерба, растительность находится в стадии восстановления, в ходе обследования склона обнаружен оползень. Наличие массивных захоронений в грунте и на территории заповедника не подтвердилось», – сказал доцент кафедры гидрологии географического факультета МГУ им. Ломоносова Сергей Чалов.
изображение - фрагмент заключения специалистов. Полный текст - по ссылке
Адвокаты представят результаты экспертизы на апелляции, чтобы добиться пересмотра приговора.
Участники заседания отметили, что большую роль в негативном исходе проекта по очистке Кроноцкого заповедника сыграли пробелы в существующей нормативно-правовой базе. Как отметил советник главы Росприроднадзора Амирхан Амирханов, сотрудников Кроноцкого обвиняют в том, что они не провели госэкспертизу перед ликвидацией экологического ущерба, однако законодательство в годы проведения работ (2015-2016 г.г.) этого не предусматривало.
«Я в числе тех, кто поддерживает осужденных сотрудников Кроноцкого заповедника. Экологическая экспертиза на тот момент по законодательству еще не требовалась. Каких-то планов или регламентов проведения таких работ тогда тоже не существовало. Считаю, что нужно вернуться к этому делу и пересмотреть его. Сегодня мы понимаем, как действовать, чтобы не нарушить действующие нормы закона по обеспечению режима охраны ООПТ, и чтобы справиться с президентской задачей по расчистке природных территорий от мусора и отходов, накопленных за предыдущие десятилетия, а то и столетия», — добавил он.
На заседании было отмечено, что нельзя забывать о том, что любые работы на особо охраняемых природных территориях, которые зачастую находятся в труднодоступной местности, нужно проводить очень аккуратно, чтобы не нанести вред хрупкой экосистеме. Для того, чтобы собрать и вывезти металлолом, старые конструкции и прочий тяжелый хлам необходима большегрузная техника, наличие которой нежелательно в заповедной зоне.
Участники заседания привели в пример успешный проект ликвидации экологического ущерба в ФГБУ «Заповедники Таймыра» – там удалось провести мероприятия с привлечением МЧС. Старые бочки с ГСМ вывезли вертолетом. Однако сотрудники министерства согласились помочь только потому, что находились в том районе – исключительно по доброй воле и бесплатно.
Руководитель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина отметила, что в настоящее время в очистке нуждаются национальный парк «Русская Арктика», заповедник «Остров Врангеля», Прибайкальский нацпарк, Ненецкий заповедник, ФГБУ «Заповедное Приамурье», заповедник «Курильский» и другие территории.
«Боюсь, что люди, работающие в ООПТ, могут начать отказываться от проведения мероприятий по ликвидации нанесенного вреда экологии, опасаясь за свою свободу на примере сотрудников Кроноцкого заповедника – там люди стали заложниками ситуации. Специалисты, работающие на местах, будут с осторожностью относиться к подобным рискам», – добавила она.
Участники дискуссии также отметили, что до случая с Кроноцким заповедником тоже случались прецеденты, когда проекты по очистке территорий заканчивались уголовными делами и увольнениями директоров – например, нацпарк в Приморском крае «Земля леопарда» и нацпарк «Русская Арктика» в Архангельской области.
Напомним, в июле суд признал виновными в хищении выделенных из госбюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба денежных средств в размере 454,6 млн рублей путем растраты в составе организованной преступной группы в период 2015 — 2016 годов.
Решением суда приговорены:
– начальник научного отдела заповедника Дарья Паничева к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4,5 года;
– заместитель директора по науке и познавательному туризму Роман Корчигин к наказанию в виде лишения свободы сроком на пять лет;
– заместитель директора по финансовому и правовому обеспечению Оксана Терехова к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5,5 лет;
– бывший сотрудник заповедника Николай Поздняков к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года.
Суд также включил в приговор для всех осужденных возмещение в полном объеме солидарно суммы ущерба по иску (454,6 млн рублей) и выплату крупных штрафов (16,8 млн рублей.
Никто из сотрудников заповедника свою вину не признал.
Подробности «дела об очистке» – в материале EastRussia «Казус Кроноцкого».
Масштабный туристический проект только начинает развиваться, однако речь сейчас не о нем: недоступной оказалась популярнейшая зона отдыха с возможностью кататься на лыжах, купаться в термальных источниках, созерцать водопады и спускаться в пещеры в окружении Мутновского, Горелого и Вилючинского вулканов – территория общедоступная, где у многих есть дачные участки, где располагаются отели. Начавшиеся работы по строительству дороги к «Трем вулканам» вызвали возмущение местных жителей и туристического сообщества полуострова - в начале ноября на подъезде к дороге внезапно появился шлагбаум.
Как объяснили местные власти, исполнитель дорожного строительства - компания «Устой-М» – откроет проезд зимой, когда высота снежного покрова не позволит вести работы - грунтовая дорога сейчас считается стройплощадкой.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов в ходе прямой линии на этой неделе заявил, что главные неудобства, связанные с созданием инфраструктуры туристического объекта стоимостью около 40 млрд рублей, затронут жителей и гостей Камчатки летом 2023 года.
«Разрабатывается регламент, который позволит организованным группам туристов, операторам отелей, которые находятся в этой зоне, обеспечить проезд через стройплощадку с машиной сопровождения для обеспечения безопасности. Возможно, будут “окна” и для индивидуальных посетителей в выходные дни. Регламент будет утвержден и все смогут заблаговременно с ним ознакомиться. Строительство инфраструктуры всегда связано с временными неудобствами. На первом месте стоит вопрос безопасности – там сотни единиц тяжелой техники и не может в такой ситуации идти постоянный поток автотранспорта. Решение вынужденное», – добавляет глава региона.
Также Солодов рассказал, что следующим летом обустроят альтернативную временную дорогу к трем вулканам, которая будет доступна опять же только для высокопроходимой техники – проложено будет около 20 км.
Конкурс по определению подрядчика строительства основной дороги состоялся только с третьего раза (дважды их признавали не состоявшимися). Относительно подрядчика «Устой-М» Владимир Солодов выражает уверенность – именно эта компания построила мильковскую трассу и отремонтировала 22 км федеральной дороги Морпорт-Аэропорт в прошлом году. Губернатор убежден, что дорога к туристическому парку будет построена в срок.
Летом стало известно, что в этом году Камчатский край получит 2,7 млрд рублей на строительство инфраструктуры к туристическому кластеру в районе вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый. Деньги пойдут на строительство дорог, систем водоснабжения и линий электросвязи. В следующем году Камчатский край дополучит на эти цели 672,8 млн рублей, в 2024 году — 2,1 млрд рублей.
В региональном министерстве туризма отмечают, что только четыре субъекта страны смогли пройти отбор по предоставлению субсидий на развитие туристических кластеров. Причем, Камчатка получила самую большую субсидию, которая будет направлена на строительство автодороги от поселка Термальный к Вилючинскому перевалу.
«Эта автодорога очень значима и востребована в первую очередь жителями нашего региона, а также туристами. Кроме того, когда будет построена качественная дорога, все объекты вдоль неё, инвестиционные проекты и средства размещения станут гораздо доступнее, а впечатления от путешествия по Камчатке будет формироваться не только благодаря красотам этого направления, но и комфорта при перемещении», — сказала замминистра туризма региона Светлана Пегова.
Протяженность дороги составит 32 км, она будет доходить до Вилючинского перевала. Проезд будет бесплатным. Плату за въезд на территорию туристического кластера, предположительно, инвестор предусмотрит для туристов из других регионов и стран.
Парк «Три вулкана» — это туристский проект, на территории которого есть потенциал для развития бальнеологического, горнолыжного, горного и круизного направлений. Реализованный проект создаст 864 новых рабочих места. Предполагается, что проект позволит увеличить туристический поток на Камчатку до 650 тыс. визитов в год к 2027 году.
Полуостров с населением 311,7 тыс. человек сумел принять в этом году 300 тыс. туристов – примерно на 50 тыс. больше, чем в прошлом году. А к 2030 году в крае нацелены на прием гостей в количестве один млн человек.
Ранее заместитель руководителя Ассоциации туриндустрии Камчатки Елена Лассаль рассказала об основных направлениях, которые посещают туристы на Камчатке: 80% высказались за Южную группу вулканов – Мутновский, Вилючинский, Горелый. На втором месте – морские прогулки к острову Старичков и в бухту Русская, на третьем – Авачинский перевал с посещением горы Верблюд. Примерно треть респондентов заявили о посещении Долины гейзеров.