Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Хабаровск: остров сокровищ

Парк развлечений вблизи города будут посещать два млн человек, однако для начала его еще нужно построить

Несколько минут езды по канатной дороге или и мосту, и оказываешься вне душного города в приятной тени деревьев на лавочке в парке, потом встаешь на водные лыжи или идешь в SPA, активно и с пользой для здоровья проводишь выходной. Пока подобное — только мечты для многих жителей городов, в том числе Хабаровска. Реализовать их на острове Кабельный, который находится напротив краевой столицы, предложил хабаровчанин Александр Жириков. Он хочет создать на Кабельном остров развлечений и здоровья. Насколько эта идея реалистична, и почему для ее реализации нужно ждать еще не один десяток лет, выясняло EastRussia.

Хабаровск: остров сокровищ
Фото: предоставлено Александром Жириковым

Мечта для Кабельного

В стратегии развития Хабаровска до 2030 года о Кабельном нет и речи. Когда-то городские власти планировали застроить его домами, однако позже отказались от этой задумки. Около двух лет назад генеральный директор консалтинговой компании «Мега» Александр Жириков предложил городским краевым властям вспомнить об острове и создать там всесезонный парк развлечений мирового уровня.

«В парке будет девять тематических зон, ориентированных на разные категории населения. Три зоны будут общими. Преимущество в том, что это будет всесезонный парк, который будет работать зимой и летом за счет больших куполов. Мы взяли все лучшее, что есть в России и в других странах для создания этого парка», — рассказал автор и руководитель проекта Александр Жириков.

По задумке остров развлечений будет работать круглый год за счет купольных сооружений с использованием стекла или мембранных подушек. Ими хотят накрыть до 60% всей территории острова. Под этими куполами посетители парка смогут купаться и загорать зимой и кататься на лыжах летом.


«Мы исходили из того, что здоровье у населения сейчас плохое, люди в Хабаровске болеют, уезжают. Около двух лет назад мы делали опрос о причинах отъезда из города и региона. Одной из причин стало отсутствие мест для отдыха. Поэтому мы решили создать такой парк. При этом наша задумка — не проект развития острова, а проект развития города, создания Хабаровской городской агломерации», — отмечает Александр Жириков.

Планы глобальные. На острове планируют сделать отдельные зоны для людей старшего возраста, для беременных и матерей с детьми до трех лет, для детей от 5 лет до 13 лет. Отдельное пространство отведут для романтиков, новобрачных и молодоженов. Для молодежи на Кабельном организуют катание на водных лыжах, катерах, парашютах, лодках и байдарках. Отдельное пространство появится у поклонников экстремальных видов спорта. В общей зоне расположатся SPA-комплекс, пенные дискотеки, аттракционы, аквапарк, лыжный комплекс, бассейны.

Кабельный разработчики проекта выбрали по нескольким причинам: остров расположен напротив Хабаровска, у него красивый рельеф, а также он похож по форме на сердце — этот факт авторы хотят взять за основу для создания логотипа. К тому же автор проекта планирует, что с развитием Кабельного появится кольцо, которое соединит остров с Хабаровском, Хабаровским муниципальным районом, Большим Уссурийским островом, Еврейской автономией и Китаем. По словам Александра Жирикова, проект уже высоко оценили потенциальные инвесторы в Таиланде и Южной Корее, заинтересовались идеей и в Китае.

«Мы планируем, что остров с Хабаровском соединят канатные дороги. Работали с китайцами, они готовы построить все за свои деньги. Также есть идея построить к острову монорельс или пустить речные трамвайчики», — отметил Александр Жириков.


Сложная арифметика

Для создания огромного парка площадью в пять тыс. гектаров потребуется оснастить остров всей необходимой инфраструктурой, построить дамбу или поднять берега, решить вопрос с дачами и переводом земель. Только после этого можно будет говорить о создании развлекательных объектов. Все это потребует колоссальных вложений. Все радужно в идеях и примерных картинках, однако когда возникает вопрос «За чей счет банкет?», приходится опускаться с небес на землю.

«Общую сумму на реализацию проекта подсчитать невозможно. Например, мы решили весь остров окружить стеной для гидрозащиты по американской военной технологии. На возведение примерно 27 км таких сооружений нужно больше одного млн долларов. Но это дешевле во много раз, чем предложения по гидрозащите на Уссурийском острове. Только на создание канатной дороги нужно около 700 млн рублей, колоссальные деньги нужны и на очистные сооружения», — подсчитывает затраты автор проекта.

Финансовый вопрос сейчас самый главный для идеи. В одиночку автор проекта реализовать такую масштабную задумку не сможет, инвесторов также нужно привлекать выгодными условиями и преференциями. Поэтому Александр Жириков намерен привлечь бюджетные деньги, которые государство направляет на реализацию национальных, федеральных и региональных программ «Здоровье», «Демография», «Экология».


«Это очень серьезный проект. Дорогой, но окупаемый, потому что он направлен на людей. Если развитие Уссурийского острова направлено на развитие перехода между Россией и Китаем, то мы хотим развивать остров для здоровья людей, чтобы они двигались, отдыхали. Планируем, что тротуары там будут отапливаемые, поэтому гулять там можно будет зимой и летом», — делится Александр Жириков.

Одним из вариантов экономии авторы проекта считают его объединение с проектом развития острова Большой Уссурийский, где планируется создать грузопассажирский автомобильный пункт пропуска между Россией и Китаем. Свое предложение Александр Жириков направлял мэру Хабаровска, губернатору, в Общественный совет при Минвостокразвития, главе Минвостокразвития Александру Козлову, написал даже президенту, однако четкого ответа на предложение от чиновников пока не получил. Предлагал автор идеи включить проект в Национальную программу развития Дальнего Востока от Хабаровского края. Но и это предложение остается без ответа.




Большие затраты

Активнее других с автором проекта работают в администрации Хабаровска. Там против идеи ничего не имеют, однако хвататься за нее совсем не спешат.

«Город смотрит на идею положительно, но таких денег у муниципалитета на проект нет. Без краевой и федеральной поддержки здесь, и правда, не обойтись. При годовом бюджете города в 14 млрд рублей, если мы выйдем с подобной инициативой даже на край, нам скажут, что это перебор. Но поскольку проект идет от общественности, мы готовы его поддержать, особенно если пойдет ответ от коммерческих структур. Для этого есть механизмы муниципально-частного и государственно-частного партнерства», — рассказал начальник отдела по реализации и сопровождению инвестиционных программ и проектов управления инвестиционного развития Хабаровска Андрей Слесаренко.

Чтобы привлекать инвесторов и партнеров или попадать в государственные программы, нужно представить готовое концептуальное решение и проект острова с учетом ландшафта, транспортного сообщения, коммунальных сетей. Только на концепцию — визуальное выражение идеи — потребуется несколько млн рублей. Снова встает вопрос о том, кто заплатит за это удовольствие.   

В 2013 году во время наводнения остров полностью ушел под воду. Чтобы создавать на нем какие-то объекты, нужно в идеале поднять его на пять метров. По предварительным расчетам только эти работы потребуют триллионов рублей. Еще один вариант — строительство дамбы. На нее по примерным расчетам нужно 9,9 млрд рублей.

Помимо всего прочего, остров нужно будет связать с городом транспортным сообщением. На строительство железобетонного моста нужно около 10 млрд рублей. А на канатную дрогу, о которой говорил автор проекта, потребуется 680 млн за один км. В итоге все снова упирается в экономику: государству нужны четкие обоснования для подобного проекта, а инвесторам — сроки окупаемости и способы получения прибыли, поскольку от парка много денег не получишь.


Слишком далекая перспектива

Автор проекта рассчитывает принимать на острове около двух млн человек в год. Обеспечить такой турпоток местным населением невозможно, приезжие из других городов, по мнению экспертов, тоже вряд-ли дадут нужные цифры. В администрации города предлагают не забывать о проекте на Кабельном, а вернуться к нему позже, когда город сможет привлекать туристов, в том числе иностранных, за счет других объектов, например, горнолыжных баз.

«Нужно открывать широкий туристический коридор в город, делать погранпереход с Китаем. Может Александр Жириков и прав, что задумываться о развитии острова нужно уже сейчас, чтобы лет через десять предлагать проект. Главное, предлагать реальные идеи. Это не остров Русский, объекты для которого затачивали под саммит, ДВФУ и другие цели, на котором была какая-то инфраструктура, здесь — другая история», — отметил начальник отдела управления инвестиционного развития Хабаровска Руслан Горлов.

Еще одним вариантом для развития острова могут стать глобальные мероприятия, например, проведение Универсиады в городе, чтобы под нее построить несколько объектов на Кабельном. Однако и проведение этих соревнований — очень туманная перспектива.


В связке с Большим Уссурийским

Сейчас идет разработка концепции развития острова Большой Уссурийский, который расположен в непосредственной близости к Кабельному. Ей занимается владивостокское представительство британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young. До сих пор неизвестно, попадет ли под эту концепцию часть острова, принадлежащая городу, и Кабельный, однако в мэрии считают, что развитием Кабельного нужно заниматься именно вместе с Большим Уссурийским.

«Проект острова развлечений реален, но в перспективе далеких годов. Начнет развиваться Большой Уссурийский, получит развитие и Кабельный. Там уже есть автомобильный мост, есть поручение президента о создании гражданского пассажирского перехода. Все это — перспектива далеких дней, но со счетов мы ее не сбрасываем», — резюмировал Руслан Горлов.

Пока же остается надеяться, что остров развлечений не встает в одну шеренгу несбывшихся мечтаний наравне с небоскребом и гольф-клубом в Хабаровске.