Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Хабаровский аэропорт вырывают друг у друга

За право финансировать модернизацию аэровокзала разыгралась борьба

Как стало известно в начале февраля, решение о начале финансирования проекта строительства нового пассажирского терминала в аэропорту Хабаровска из средств "Фонда развития дальнего Востока" (ФРДВ) было принято в декабре с месячной отсрочкой: именно такой срок вице-премьер Юрий Трутнев дал Минвостокразвития, чтобы ведомство, как заявил его руководитель Александр Галушка, могло найти стороннего инвестора в проект, тем самым заместив средства фонда на частные. Насколько выгоднее инвестировать в реконструкцию аэропортовых мощностей в Хабаровске после принятия долгосрочного тарифа и не поменялись ли намерения Sojitz Corporation на этот счет, выясняло EastRussia.

Хабаровский аэропорт вырывают друг у друга
Фото: airkhv.ru
В начале февраля в Хабаровске вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что с финансированием модернизации пассажирского терминала аэропорта Хабаровска со стороны АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" "произошла задержка". "Мы уже в принципе были готовы принять решение о финансировании, - рассказал он. - Задержка произошла по какой причине. На заседании комиссии, когда мы обсуждали проект и должны были признать его приоритетным для финансирования за счет средств "Фонда развития Дальнего Востока", прозвучало выступление одного из участников совета. Он сказал, что нет необходимости тратить средства фонда, потому что их очень и очень немного, и что он уверен в том, что можно привлечь частного инвестора. С учетом чего - с учетом того, что изменилась экономика".

Юрий Трутнев напомнил, что когда проект проходил согласование на получение статуса резидента территории опережающего развития (ТОР), "инвестор, тогда еще декларирующий себя как инвестор - японцы, попросил зафиксировать долгосрочный тариф для того, чтобы иметь гарантии". "Мы зафиксировали. И вот коллега, член совета, сказал, что с учетом зафиксированного тарифа экономика проекта изменилась: мы найдем частного инвестора, не надо тратить деньги фонда. Знаете, в такой постановке занять позицию "ну и все равно будем за счет фонда финансировать" мне показалось несколько странным. Поэтому я сказал: хорошо. Найдете инвестора - один месяц срока. Через месяц не найдете - значит, вы нас обманули. Если за месяц появится частный инвестор - конечно, лучше частный инвестор, чем фонд", - объяснил Юрий Трутнев. 

Вице-премьер также пообещал "через недельку спросить результат": "Если есть инвестор - вперед, ура, с инвестором. Если нет инвестора - там даже не надо, по-моему, совет собирать, мы отложенное решение приняли, что если инвестор не появится, мы просто признаем проект приоритетным, и он поехал дальше". 

Сообщение Юрия Трутнева вызвало легкую тревогу: ведь весь последний год Минвостокразвития, властями Хабаровского края и самим "Хабаровским аэропортом" заявлялось, что инвестор в терминал нашелся - это японский консорциум во главе с Sojitz Corporation. Кроме того, о решении ФРДВ выделить 2 млрд руб. под проект было объявлено как о состоявшемся в прошлом декабре. Именно тогда прошло заседание правительственной подкомиссии по вопросам реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке, которую и возглавляет Юрий Трутнев.

ЧТО И КТО ОБЕЩАЛ ПОСТРОИТЬ В АЭРОПОРТУ ХАБАРОВСКА

Хабаровский аэропорт последнее десятилетие уверенно держится в первой двадцатке российских аэропортов по пассажиропотоку и в первой десятке - по грузопотоку. В 2015-2016 годах показатели аэропорта падали, но вместе со всей отраслью. По итогам 2017-го пассажиропоток аэропорта Хабаровска составил 2,051 млн человек с учетом транзита (рост на 10% к уровню 2016-го), грузопоток -  25,8 тыс. тонн (плюс 5%). 

Новый терминал внутренних линий в Хабаровске площадью 26 тыс. кв. м с пропускной способностью до 3 млн человек в год обойдется, по последним данным, в 4,5 млрд руб. В прошлом году аэропорт получил положительное заключение Главгосэкспертизы на проект, зимой расчистил площадку под строительство, огородив ее забором. 

Но конкретного соинвестора, судя по словам Юрия Трутнева, все еще не заполучил.

Планы по реконструкции устаревших терминалов аэропорт Хабаровска анонсирует уже более десяти лет. Компании с годовой выручкой около 2 млрд руб. (2,11 млрд руб. по отчетности по РСБУ за 2016 год) под столь масштабную стройку нужны и внешний инвестор, и управляющая компания мирового уровня. Одного партнера аэропорт, казалось бы, нашел в 2011 году: тогда в уставный капитал АО, получив его 10%, вошла южнокорейская Incheon International Airport Corp. Но в 2016 году миноритарий инициировал обратный выкуп доли, объяснив это необходимостью сосредоточиться на проектах зимней Олимпиады-2018 в Южной Корее. 5% были проданы в сентябре 2016-го, еще 5% - в августе 2017-го. 

На данный момент 99,9% капитала АО "Хабаровский аэропорт" консолидировало московское ЗАО "Кварц-инвест", которое на рынке связывают с Константином Басюком - президентом ООО "УК Комакс", управляющей аэропортом. Впрочем, входить в капитал самого аэропорта стороннему инвестору больше не потребуется. Специально для реализации проектов реконструкции терминалов "Хабаровский аэропорт" еще в 2015 года зарегистрировал "дочку" - АО "Международный аэропорт Хабаровск" (МАХ) с капиталом 130 млн руб. Компания получила статус резидента ТОР "Хабаровск" с полагающимися налоговыми льготами и административной поддержкой. Предполагается, что именно в капитал МАХ войдет соинвестор с долей 49% - через допэмиссию. 

На февраль 2018 года 100% компании-резидента, впрочем, по-прежнему принадлежит аэропорту.

В мае 2016 года было объявлено, что пул японских инвесторов для модернизации аэропорта Хабаровска сформирует Sojitz Corporation. В числе интересантов назывались Japan Bank for International Cooperation (JBIC), инвестфонд Japan Overseas Infrastructure Investment Corporation for Transport & Urban Development (JOIN) и "дочка" Sojitz Japan Airport Terminal Co., Ltd. (JATCO), которая управляет Токийским международным аэропортом Ханеда. 

В декабре 2016-го сторонами меморандума о намерениях в отношении строительства и эксплуатации нового пассажирского терминала в Хабаровске стали Sojitz, JATCO и JOIN, которые объявили, что "планируют создать бизнес-альянс для соинвестирования в совместное предприятие, которое построит и будет управлять новым пассажирским терминалом в Хабаровске". Примечательно, что JBIC в альянсе уже не присутствовал. В апреле 2017-го Sojitz, JATCO и JOIN подписали в Москве соглашение с "Хабаровским аэропортом", зафиксировавшее позиции сторон на подготовительном этапе. 

ТАРИФ РЕБРОМ: ПЛЮС 2,5 МИЛЛИАРДА ЗА ПЯТЬ ЛЕТ
 
Упомянутое Юрием Трутневым постановление №1153 о возможности установления долгосрочных тарифов в аэропортах было подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 12 ноября 2016 года. Документ позволил устанавливать тарифы до вложения инвестиций или тогда, когда модернизация аэропорта только начинается. Инвестор может предоставить в ФАС обоснования по приемлемому тарифу, и если служба признает их верными, для аэропорта может быть установлен тариф на период с момента ввода в эксплуатацию и как минимум на три последующих года или более, если это целесообразно. В этом случае тарифное регулирование также разрешили применять с помощью нового метода - сравнения с аналогичными аэропортами. 

В апреле 2017 года ФАС издала приказ об установлении долгосрочных тарифов для АО "Международный аэропорт Хабаровск" на 2019-2023 годы. Инвестор просил увеличить тарифы по сравнению с действующими в 2,2 раза, сообщили EastRussia в ФАС. Но ведомство произвело уточнение по прогнозному пассажиропотоку, учло льготы компании как резидента ТОР, исключило из показателя капитализированных инвестиций проценты по кредиту, применило сглаживание расчетных тарифов и еще ряд корректировок. Так удалось добиться конфигурации, в которой рост тарифов за первый год обслуживания, 2019-й, составит 63,5% к действующему уровню, а далее по годам повышение составит 10,9%, 8% и 0,3%. 

По решению ФАС, с 2019 года АО МАХ сможет взимать сбор за предоставление аэровокзала на внутренних линиях в размере 126 руб. за пассажира, за обслуживание пассажиров - 379 руб. за пассажира. К 2022 году тарифы постепенно поднимутся до 139 руб. и 480 руб. соответственно и перестанут расти. По данным аэропорта, с 1 февраля 2018 года для АО "Хабаровский аэропорт" действуют тарифы в размере 115 руб. за предоставление аэровокзала и 184,08 руб. за обслуживание пассажиров (в 2017-м они составляли 115 руб. и 156 руб.). 

Таким образом, даже при сохранении в 2019-2023 годах пассажиропотока в 1,7 млн человек на внутренних линиях только благодаря новым тарифам, устанавливаемым с 2019 года, по расчетам EastRussia, АО МАХ сможет нарастить выручку примерно на 170 млн руб. за счет сборов за аэровокзал и на 2,3 млрд руб. за счет сборов за обслуживание пассажиров. 

В 2016 году, по данным последнего доступного годового отчета аэропорта, общая выручка по двум этим сборам составила 315,5 млн руб., или 15% от 2,113 млрд суммарной. Больше аэропорт заработал только на услугах по наземному обслуживанию пассажиров и авиакомпаний (372,6 млн руб., или 17,6% от выручки) и от сборов за взлет, посадку и стоянку (338,9 млн руб., 16% от выручки).

Отметим, что антимонопольной службой также регулируются иные аэропортовые сборы, но они не зависят от пассажиропотока. Сборы за взлет-посадку, обеспечение авиационной безопасности и обеспечение заправки воздушных судов начисляются на тонну максимальной взлетной массы, сбор за стоянку - в процентах от сбора за взлет-посадку. Аэропорт самостоятельно определяет тарифы на временную стоянку, надбавки за обслуживание вне времени работы аэропорта (с 2 до 6 часов по местному времени) и прочие. 

Кроме того, что немаловажно, хабаровский аэропорт по-прежнему может влиять на цены на топливо: заправку в нем осуществляет ООО "ТЗК-Аэро", где АО "Хабаровский аэропорт" принадлежит 49%, а аффилированному с ННК через компанию "Мидоуз Гейт Лтд." (BVI) ООО "Петролиус-Инвест" - 51%. Только в январе 2018-го топливо для воздушных судов в Хабаровске подорожало на 5% по сравнению с декабрем 2017-го, следует из ежемесячной отчетности Росавиации: с 45 819 руб. до 48 176 руб. за тонну керосина.

ИНВЕСТОРЫ БОРЮТСЯ ИЛИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ? 

Тем временем, несмотря на кажущуюся привлекательность новой финансовой модели, потенциальные инвесторы проекта предпочитают хранить молчание. 

В АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" в ответ на просьбу EastRussia разъяснить последнее заявление Юрия Трутнева сказали, что пока воздерживаются от комментариев.

"Пока ничего не решено, поскольку мы все еще ведем переговоры между всеми сторонами, участвующими в проекте. Как только проект будет завершен, мы сообщим вам официальным образом", - заявили EastRussia в Sojitz Corporation. 

В самом АО "Хабаровский аэропорт" настаивают, что "движутся по графику". "В проект уже было вложено на стадии подготовки 500 млн рублей, в 2018 году будет вложено еще 2 млрд руб. Завершается стадия выбора подрядчика, в марте он должен приступить к строительным работам. Проект можно назвать сформированным: финансовые партнеры известны, и сейчас определяется объем их участия", - сказали EastRussia в компании, подчеркнув, что на данном этапе "не раскрывают подробности".

Источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что инициативу о привлечении частного инвестора вместо финансирования ФРДВ на заседании правительственной подкомиссии выдвинул министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Действующий механизм предостпвления средств ФРДВ предполагает, что решение о финансировании проектов принимается несколькими ступенями управления. Сначала проект проходит экспертизу и одобрение внутри самого фонда, вплоть до его совета директоров, и затем решение должна утвердить правительственная подкомиссия. Формально ФРДВ имел бы право начинать финансирование проекта, если бы не запрошенная Минвостокразвития отсрочка. 

В то же время, по данным EastRussia, финансовая модель проекта после принятия долгосрочного тарифа оказалась интересна не только ФРДВ, но и другим государственным игрокам с наличием свободных средств, и прежде всего ВЭБу - владельцу фонда. Фонд выделяет финансирование для приоритетных проектов под 5% годовых, и эта ставка может в ближайшие годы еще упасть, а ВЭБ мог бы получать с инвестора до 10% годовых. "Вопрос о том, кто же в итоге профинансирует реконструкцию аэропорта Хабаровска, при его кажущейся надуманности упирается в одно - кто и на каких условиях получит возможность дополнительного контроля над активом", - утверждает собеседник EastRussia, близкий к возможной сделке. 

EastRussia продолжит следить за развитием событий.