Кирилл Царев – о том, почему льготный лизинг хорош в условиях сниженного спроса
И.о. генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Кирилл Царев рассказал EastRusssia о колебаниях на рынке лизинга, возможностях отечественного автопрома на Дальнем Востоке и об интересе к рыболовецким судам.
- Кирилл Александрович, в России в 2014 году новые договоры лизинга были заключены на 1 трлн рублей, что почти на четверть меньше уровня предыдущего года и приблизилось к показателям четырехлетней давности. По прогнозам аналитиков рейтингового агентства RAEX, падение рынка лизинга в 2015 году достигнет 10%, а общая сумма контрактов снизится до 540 млрд рублей. При этом может начаться массовое банкротство компаний-лизингополучателей. Как вы считаете, в нынешней экономической ситуации лизингу как отрасли остается место в нашей стране?- Безусловно, остается. Я бы, наверное, разделил вопрос этих цифр на два понятия: новые договора, которые показывают темп поступления инвестиций, в том числе посредством лизинга, и текущий лизинговый портфель. Портфели лизинговых компаний не уменьшаются - они увеличиваются даже в условиях сокращения уровня прироста бизнеса. Сам по себе объем и общая совокупность накопленных, но еще не погашенных, инвестиций тоже выросли. Однако они будут сокращаться, если темпы роста новых инвестиций будут низкими длительное время (2-3 года).
Лизинг как один из инструментов, который связан, с одной стороны, с инвестициями, а с другой – с покупкой нового оборудования, традиционно является очень чувствительным к экономическим колебаниям. Когда происходит замедление экономики, наблюдается падение и в лизинговом бизнесе. Так, просел рынок продаж легковых машин - естественно, вместе с ним пошел вниз и лизинг автомобилей. В то же время, я не могу сказать, что у лизинга одинаковое, синхронное падение с рынком. Например, сейчас разработан целый пакет программ субсидирования продаж легковых автомобилей: да, лизинг в этой ситуации тоже сократится, но меньше, чем общие объемы продаж.
Словом, колебания на рынке лизинга – совершенно нормальный процесс. Как и в жизни, здесь все состоит из разных циклов. Сегодня объем инвестиций и бизнеса идет вниз, но при этом у нас остались текущие клиенты, с которыми надо работать. Я не вижу оснований для большой тревоги.
- Прогнозируемое на этот год падение рынка лизинга на 10% - это также нормальный рубеж?
- В 2009 году рынок лизинга по объему нового бизнеса падал вообще на 75%. Я не могу сказать, нормальный ли рубеж в 10% для этого года. Но хочу отметить, что падение прошлого года рынок ощутил не столь сильно. У экспертов гораздо более драматические настроения из-за ожиданий 2015 года, которые построены на цифрах и, что немаловажно, на психологии: любой будущий кризис, в который ты потенциально входишь, гораздо страшнее, чем любой пережитый. Тем не менее, уже сейчас, в мае, можно сказать, что ситуация не так критично развивается, как многие предсказывали в начале года. Она развивается лучше, чем в 2009 году, по крайней мере, для лизинговой отрасли. Вопрос лишь в том, затухает эта динамика или будет продолжаться. Ответ на этот вопрос складывается из ряда факторов: цена на нефть, зависимость рубля от доллара, ситуация на Украине, санкции. На мой взгляд, если ничего нового, плохого, происходить не будет, то в целом ситуация на рынке лизинга будет стабильна.
- В каких отраслях следует ожидать падения лизинговых сделок?
- Я бы разделил лизинг на две составляющие – розничный, предназначенный для малого и среднего бизнеса (приобретение легкового и грузового транспорта, стандартного оборудования и т.д.), и связанный с крупными заказами, включающий в себя такие специфические отрасли, как авиастроение, судостроение, строительство железных дорог, рынок оборудования. Розничный лизинг, демонстрирующий из года в год постоянный прирост, наиболее восприимчив к масштабным экономическим колебаниям. Из-за нынешних изменений он, безусловно, уменьшится в каком-то объеме (в каком – не до конца понятно), но как только начнется восстановление, то он автоматически, как поплавок экономики, тоже начнет расти.
Если говорить про сегменты лизинга в авиации или машиностроении, то на сегодняшнюю ситуацию в стране накладывается цикличность самих отраслей. В целом ряде случаев существуют длинные заказы, которые все равно финансируются, потому что авансы уже заплачены. Самолеты контрактуются, например, за два-три года до поставки, поэтому часть проектов по ним будет реализована вне зависимости от внешней обстановки. В то же время, с высокой степенью вероятности в этих сегментах не будет новых проектов в ближайшее время, и как это скажется на рынке, будет видно только через два-три года.
Сегмент железнодорожного транспорта находится под довольно серьезным давлением уже два года, и для него кризис, возможно, некая поворотная точка к восстановлению. С одной стороны, из-за девальвации рубля выросли перспективы у экспортеров, в том числе угля, металла и т.д., с другой стороны, последние несколько лет мы видели падение цены вагона, а с учетом нынешнего роста инфляции, и опять-таки стоимости металла, это падение точно должно быть остановлено - за такие деньги этот вагон уже нельзя построить. Поэтому я думаю, что 2015 год во многом для данного направления станет определяющим. К слову, до сих пор на этом нишевом рынке работало всего от 5 до 10 лизинговых компаний. Но объемы данного сегмента лизинга сильно влияют на совокупные цифры.
- «Сбербанк Лизинг» – государственная компания. В чем ваше преимущество перед частными предприятиями?
- Наши преимущества не связаны с опцией «государственная» или «негосударственная». Мы прежде всего дочерняя компания Сбербанка, и в этом уже заключается некая степень ответственности перед клиентом. Компания всегда старается выстроить долгосрочные отношения с клиентом и смотрит на те проекты, которые сбалансированы с позиции аппетита к риску и дохода инвестора. Наша задача, с одной стороны, осуществлять инвестиции, с другой - поддерживать качественный портфель. Если вы настроены на долгосрочное развитие, то добро пожаловать, если у вас всего лишь импульсивные идеи – давайте срочно где-нибудь что-нибудь купим, а через три месяца перепродадим, - это не к нам. Поэтапность, пошаговость в реализации задач – в этом наше основное преимущество. За 21 год работы мы накопили большой опыт реализации лизинговых проектов практически во всех отраслях. У нас хорошая экспертиза, и мы понимаем, как выстраивать эту работу.
- С 1 апреля в России стартовали программы льготного автокредитования и лизинга. Стоит ли ожидать оживления на рынке продаж отечественных автомобилей?
- Конечно. Мы в таких программах участвуем в области приобретения вагонов, самолетов, сельхозтехники и видим их эффективность. Подобные программы нужны именно в такое время, когда спрос сокращается и стоимость инвестиций увеличивается. Хороша, как говорится, ложка к обеду. Государство должно поддерживать те сферы, которым требуется дополнительный импульс развития. Мы считаем, что эта программа найдет свое отражение, и в этом году выделенный на нее бюджет будет полностью выбран компаниями. Как президент ОЛА, я вижу большое желание у компаний, занимающихся реализацией легковых автомобилей, присоединиться к данной инициативе, а это еще раз подтверждает, что они оценивают ее как потенциально эффективную.
- Что же, по вашему мнению, будет популярнее в России: программы покупки автомобиля в кредит или лизинг? Не каждый готов вернуть машину в салон, к примеру, через три года, как в операционном лизинге.
- Когда я начинал работать в лизинге 16 лет назад, то первые 15-20 минут беседы с клиентом начинались с объяснения, что такое лизинг. Причем почти всегда одним из ключевых вопросов был «кто будет владеть этим имуществом?». Такая манера презентации лизинговых компаний закончилась в 2004-2006 годах. Сегодня практически все участники рынка знают слово «лизинг», почти в каждом автосалоне находится представитель той или иной лизинговой компании.
Если мы говорим о корпоративных клиентах (я имею в виду юридических лиц), они понимают преимущества лизинга. С физическими лицами ситуация чуть сложнее по двум причинам. Во-первых, несколько иной налоговый режим. И во-вторых, несмотря на то, что сегодня граждане гораздо более информационно подкованы, чем предприниматели на заре 2000-х, у них отсутствует глубокое понимание продукта. В связи с этим, я уверен, именно в розничном сегменте продаж автомобилей конкуренция лизинговых компаний будет в ближайшее время агрессивной.
Вопрос даже не в том, победит кредит или лизинг (все-таки кредит более массовый продукт и более универсальный), а в том, сможет ли лизинг занять свою нишу в сегменте розничных продаж автомобилей - для сегодняшнего этапа развития лизинга в России это было бы очень хорошо. Когда сам по себе продукт для части клиентов, в том числе и физических лиц, приживется (а мы знаем, что найдутся люди, кому это интересно, кто-то просто захочет попробовать и т.д.), это послужит сигналом к началу возможной эпохи расцвета лизинговых компаний, как, собственно, и произошло в некоторых европейских странах.
- Как обстоят дела с развитием автомобильного лизинга на Дальнем Востоке? В Приморье (и не только) основной парк – это подержанные японские автомобили.
- Подержанный парк он на то и подержанный, что рано или поздно его надо обновлять…
- Можно снова купить подержанного «японца» или «корейца»…
- Если сравнивать ситуацию сегодняшнюю и восьмилетней давности, на мой взгляд, все равно происходит проникновение новых леворульных автомобилей, приобретенных в России.
- Мы говорим о программе льготного автокредитования и лизинга отечественных автомобилей. А жители ДФО скажут: «Зачем нам отечественная машина в лизинг, мы лучше купим “японца” с пробегом, но с гарантией качества, так как автомобили madeinJapan– это мировой знак качества».
- 10 лет назад в Приморье, в принципе, не было леворульных машин. В регионе практически отсутствовали станции обслуживания даже отечественных автомобилей «АвтоВАЗ». Сейчас появляются новые леворульные машины, в том числе те же «Тойоты». И за эти годы многие производители создали в Приморье необходимую инфраструктуру: салоны, станции техобслуживания, склады для запчастей. Сегодня, покупая новую машину, ты можешь быть уверен в качестве услуги.
Рынок Дальнего Востока, конечно, более конкурентен не с позиции лизинг или «не лизинг», а с точки зрения самого продукта. Так или иначе, там есть место и отечественным легковым автомобилям. Тем более, понятие «отечественная машина» стало шире: оно включает в себя автомобили, произведенные в нашей стране, а их линейка за последние годы сильно изменилась. Кроме того, даже на японский рынок влияет курс рубля: да, цена автомобиля в йенах осталась прежней, но стоимость йены в рублях гораздо выше. Стоимость же на автомобили российских производителей не выросла пропорционально изменениям курса рубля - то есть если выросла, то не столь заметно. Получается, старая «японка» подорожала сильнее, чем новый продукт российского автопрома. Плюс, у вас к его приобретению дополнительный набор субсидий. Я уверен, что именно сегодня есть очень хороший шанс продвинуть отечественный автопром на Дальнем Востоке.
- Какими направлениями лизинга вы занимаетесь на Дальнем Востоке? Расскажите, пожалуйста, о крупных проектах в регионах ДФО.
- В первую очередь, важным ориентиром является разработка различных предложений для клиентов Сбербанка, которые для нас в отдельном фокусе. На Дальнем Востоке мы развиваем классические направления лизинга: финансирование малого и среднего бизнеса, корпоративные сделки.
Нам очень интересен вопрос, связанный с финансированием флота, в т.ч. рыболовецкого. Одна из ниш, которая в России развита слабо, - это строительство рыболовецких судов с использованием лизингового финансирования. К примеру, такой проект мы реализуем в Мурманске. Рыболовецкий флот во многом требует обновления. Соответственно, это одно из тех лизинговых направлений, за которыми, я считаю, будущее.
Потенциал был, есть и будет в ресурсной части. Я имею в виду строительство объектов, связанных с сырьевой составляющей, добычей ресурсов. У нас есть техника – к примеру, землеройная, самосвалы, экскаваторы, – переданная в федеральные компании, у которых объекты находятся на Дальнем Востоке. Не могу назвать их из-за коммерческой тайны, но подразделения многих из них расположены на территории Якутии, Амурской области, Магаданской области, Хабаровского края и других регионов ДВФО.
- На Дальнем Востоке чувствуется конкуренция между лизинговыми компаниями? Тяжело ли региональным компаниям соперничать с федеральными?
- Конкуренция чувствуется, как и в любом другом регионе. Соперничество с местными компаниями возникает, в первую очередь, в сегменте малого и среднего бизнеса, где относительно небольшие размеры сделок и региональные игроки также предлагают клиенту конкурентоспособный сервис.
Что касается крупных проектов, то, как правило, здесь больше конкурируют федеральные компании. А вообще, без конкуренции никуда - она нам строить и жить помогает.
- Развитие территорий опережающего развития (ТОР) и крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке способствует развитию лизинга?
- Безусловно. Любой приход инвесторов и создание чего-то нового неизбежно влечет за собой создание рабочих мест и приток еще больших инвестиций. Если правильно структурирована инвестиционная идея, то она способна, как локомотив, создавать, генерить и инфраструктуру, и новые бизнес-идеи, и новые инвестиции. Вопрос в правильном определении этих локомотивов и в умении создать такую совокупность со стороны региона, предпринимателей, инвесторов.
- Каким вы видите будущее лизинга лет через пять, в том числе на Дальнем Востоке?
- Я его вижу более профессиональным, более сегментированным. Что это значит? Вполне вероятно, мы увидим отдельную специализацию компаний, занимающихся розничным лизингом и представленных равномерно на всей территории России. Возможно, появятся компании, специализирующиеся только на лизинге в областях, к примеру, авиа, ж/д или оборудования: станкостроение, фрезерные станки и т.д. Они по-другому будут оценивать риск, потому что будут знать, как забрать оборудование и куда его отдать. Конечно, мы тоже это знаем, но так как не занимаемся исключительно данной компетенцией, наша потенциальная оценка будет иная. А они будут готовы заходить в сделки с другим аппетитом к риску, за что будут получать дополнительную премию, которую платит клиент. Безусловно, в этих направлениях будут присутствовать крупные компании, такие как «Сбербанк Лизинг», ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг, ГТЛК и прочие.
Полагаю, что появятся и региональные компании, которые будут знать местную специфику и тоже возьмут на себя соответствующие риски.
Уверен, больше станет операционного лизинга. И мне кажется, лизинг будет включать в себя больше дополнительных услуг и продуктов для клиента. В тот же сегмент покупки автотранспорта можно включить регистрацию машины, замену колес, прохождение техосмотра. Операционный лизинг будет развиваться и на Дальнем Востоке. Я верю в то, что японская техника (б/у-машины и прочее) будет все-таки медленно, но верно замещаться отечественной продукцией, у которой за последние года несоизмеримо выросло качество. Вообще, нам нужно выстраивать цивилизованный рынок вторичной техники в России. Тогда вопрос, что лучше: купить четырехлетний экскаватор «Камацу» в Японии в иенах или на месте у лизинговой компании либо у дилера такой же экскаватор, ранее эксплуатировавшийся в РФ, отпадет сам собой. И цена, возможно, будет ниже, чем в Японии.
Кроме того, для Дальнего Востока отдельным важным моментом является флот. И для регионов, и для нас это, пожалуй, гигантская точка роста. У нас очень старый рыболовецкий флот. Есть потенциал верфей и население, которое потребляет рыбу, причем зачастую нероссийскую. Эти три факта надо объединить вместе и сказать, давайте построим российский флот, увеличим внутреннюю переработку рыбы и положим на российские прилавки российский продукт. Мы готовы участвовать в этом значимом для страны проекте.
Текст: Марина Галкина