В житнице Дальнего Востока - в Амурской области - взлетели цены на овощи
Цены на картофель и овощи открытого грунта, выращенные в регионе, в 2021 году значительно подорожали в Приамурье. Цена на картофель выросла на 73,4% по сравнению с январем прошлого года, на капусту – 120%, морковь подорожала на 92,5%, свекла – на 57% в годовом исчислении. EastRussia рассказывает, почему это произошло.
Министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков объяснил, как формируются цены на овощи. Он напомнил, что цену сначала устанавливает производитель, вырастивший урожай, свою накрутку делают перекупщики, приобретающие продукцию оптом, а также магазины, выставляющие товар на своих полках. Каждый в этой цепочке закладывает в цену свои затраты и прибыль.
«Минсельхоз не курирует торговые сети и оптовых перепродавцов. За ними следят антимонопольная и другие службы, они работают в правовом поле, не нарушают законодательства. Мы напрямую работаем с сельхозпроизводителями и понимаем, как формируются у них затраты. Для анализа возьмем картофель: у наших сельхозпроизводителей по сравнению с прошлым годом цена увеличилась на 29%. Фермер в прошлом году продавал картофель по 28 рублей, в этом году – по 36,4 рубля. В магазине цена составляет минимум 62 рубля. Если сравнить цену фермера и магазинную – рост 72%. Капуста – рост в 2,7 раза, морковь – 2,5 раза, свекла – 57%. В условиях создавшегося дефицита картофеля и овощей, повышенного спроса и недостаточного предложения возникает соблазн у оптовых продавцов и сетей увеличить цены до того уровня, который готов принять покупатель».
По словам Олега Туркова, если бы горожане напрямую покупали продукцию у производителя, цена бы не шокировала. Однако фермеры на это не идут, есть лишь возможность купить продукцию подешевле на микрорынках – там картошка стоит 65 рублей, капуста – 90 рублей, морковь – 80 рублей.
Министр обратил внимание, что на конечную цену влияет и то, как продукт «доводят» до покупателя: если овощи помыли, откалибровали и упаковали – то они будут стоить дороже. В одном магазине цены на один и тот же продукт могут сильно разниться.
«Морковь в Kash&Carry можно купить и за 120 и за 162 рубля, свеклу можно купить за 67 и за 86 в одной и той же сети. Один продукт может быть по-разному подготовлен – мытая морковь за 160, если немытая – 100 или 80. То же самое и с картофелем. Статистические данные показывают среднюю температуру, а если проанализировать все наши торговые сети, рынки, мы можем увидеть, что цена на один и тот же продукт может отличаться в два раза. Максимальный рост может быть 100%, минимальный 50%. Это вопрос формирования цены, спроса и предложения, а также личного выбора каждого человека».
На рост цен на картофель и овощи в регионе повлиял и сложившийся дефицит из-за сильных дождей и наводнений – погибла значительная часть урожая. По плану, область должна была получить картофель с 1 900 гектаров, а до уборки дошло около 1 300 гектаров. Урожай овощей открытого грунта ждали с 468 гектаров, а получили лишь с 260. Фермеры говорят также о подорожании удобрений и семян. Аграрии пытаются компенсировать свои потери ростом цены.
Глава Минсельхоза Приамурья отметил и недостаточность посевных площадей в области. В этом году планируется их увеличение на 400 гектаров под картофель и на 130 гектаров под овощи. По словам Туркова, этого все-равно недостаточно для самообеспечения сельхозпродукцией. Правительство региона пытается стимулировать фермеров, которые неохотно идут на риски. На каждый «прирощенный» гектар картофеля аграриям выплачивают по 70 тыс. рублей, за дополнительно введенный гектар овощей – 40 тыс. рублей. Как отметил министр, Амурская область могла бы обеспечивать свои потребности в картофеле на 100%, если бы не отправляла его на экспорт в другие регионы. Так, в прошлом году девять тыс. тонн было отравлено в Якутию, завезено 9,5 тыс. тонн из Израиля и Египта, Омской, Новосибирской области и Алтайского края. Самообеспечение овощами составляет лишь 30%.
Помимо проблемы недостаточного производства овощей в Амурской области есть и другая – отсутствие складских помещений для их хранения.
«При отсутствии складов весь урожай продается на корню – фермер вырастил, показал урожайность, получил поддержку и продал в Якутию, в Хабаровский край, в ЕАО, но в январе-феврале местного на прилавках не будет, потому что хранить не можем и дешево осенью продали».
Министр сельского хозяйства рассказал, что регион готов предоставлять фермерам гранты на строительство овощехранилищ – 50% от конечной стоимости. Уже есть одна заявка на грант в 30 млн рублей. Власти будут контролировать весь процесс реализации проекта.
Олег Турков отметил, что при том, что рост цен произошел не только на картофель и овощи, а на все продукты питания, включая мясо, масло, хлеб и прочее, минимальный продуктовый набор в регионе – один из самых доступных среди дальневосточных субъектов. Его стоимость составляет 6 096 рублей – второе место после Бурятии (5 648 рублей).
«Для сравнения, в Хабаровском крае минимальный набор продуктов питания стоит 7 144 рубля, в Приморье 6 866 рублей, в ЕАО – 6 678 рублей. Эти субъекты схожи с нами по климатическим условиям. Хоть все и подорожало, у нас дешевле». Юлия БородинаКорреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
Благие вести с Черной реки - название китайского города Хэйхэ в переводе «черная река» - пришли 10 июня: по трансграничному автомобильному мостовому переходу Благовещенск-Хэйхэ открылось движение. Правда, пока только грузовое - доступен переход сейчас только для российских автомобилей, если точнее – то исключительно для фур с контейнерами. Да и те могут ездить там со множеством ограничений. Мост работает в тестовом режиме, и пока для многих участников ВЭД процесс перевозки не вполне ясен. Заполняли пробелы на встрече предпринимательского сообщества с представителями организаций, отвечающих за функционирования перехода. Она прошла в рамках работы Экспортного совета Амурской области.
Справка:
Общая площадь мостового перехода на территории России и Китая составляет более 160 гектаров, общая протяженность с подъездными дорогами – 20 км, длина основной конструкции – моста через русло Амура – 1 080 метров (ровно по 540 метров с российской и китайской сторон). Мост двухполосный, как и подъездные пути, которые не имеют съездов. Расчетная нагрузка на наиболее загруженную ось грузового авто на подъезде к мосту не должна превышать 11,5 тонн. Допустимые габариты транспортных средств составляют до четырех метров в высоту, 2,5 метров в ширину и 20 метров в длину. Дорога оснащена автоматизированной системой информирования водителей, а также камерами фото- и видеофиксации скоростного режима.
Ежегодная пропускная способность мостового перехода – два млн пассажиров, 315 тыс. транспортных средств, допустимый товарооборот – четыре млн тонн грузов. Временная схема пункта пропуска «Кани-курган» в настоящее время допускает обработку максимум 190 фур в сутки (пока не создадут постоянный пункт пропуска). Сейчас он работает с 8 утра до 24 часов без выходных и праздников. Впоследствии перейдет на круглосуточный режим работы.
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Как рассказал заместитель директора филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» Роман Ушаков, общий объем инвестиций в строительство мостового перехода составил 20 млрд рублей, он построен по механизму концессии, поэтому плата за проезд предусмотрена в течение всего срока концессии – 19 лет.
«В течение первых двух месяцев мост будет функционировать в тестовом режиме, который подразумевает комплексную проверку функционирования всех систем. Взимания платы за проезд в этот период не будет. Оплата в дальнейшем на пунктах на российской стороне будет проводится в рублях, на китайской – в юанях. Ее размер зависит от категории машины исходя из высоты и количества осей. Максимальная стоимость проезда с российской стороны составит 9 450 рублей, с китайской для аналогичного авто – 830 юаней. Оплату принимают как наличными средствами, так и банковскими картами», – добавил Роман Ушаков, пояснив, что платить перевозчикам придется за одну машину дважды – на российской стороне и на китайской.
Для предотвращения заторов при прохождении контроля вводится система электронной очереди через сайт amurbooking.com. Сервис заработает ориентировочно в первую неделю июля. Водитель должен будет заранее прибыть в буферную зону ожидания, после чего транспортное средство проследует в пункт взимания платы, откуда выезжает непосредственно в пункт пропуска. Подробную информацию можно найти на сайте компании «Амур (Хэйлунцзян)», а получить оперативную консультацию по телефону 8 (4162) 77-26-17.
Федеральная таможенная служба разработала меры, позволяющие уйти от таможенного транзита при перемещении грузов от пункта пропуска до территории «ТЛТ Каникурган», что должно помочь сократить время совершения операций. Также прорабатывается внедрение концепции «иного места прибытия». Она заключается в прохождении всех таможенных процедур не в пункте пропуска, а на территории ТЛТ.
Ведущий специалист отдела эпиднадзора регионального Роспотребнадзора Светлана Гашинская рассказала о требованиях, предъявляемых ко всем водителям, выезжающим по мосту в Китай, которые будут жестко контролироваться. Так, водитель должен самостоятельно проводить дезинфекцию кабины машины как до выезда из РФ, так и по возвращению, иметь при себе не менее десяти пар перчаток, маски, антисептики, запас бутилированной воды, продовольствие (за исключением скоропортящихся товаров), пакет для отходов. Выходить из кабины авто на территории КНР водителям не разрешается, нельзя даже открывать окна.
«Перевозчикам также необходимо иметь сертификат о вакцинации от коронавируса. При любом проявлении симптомов инфекционного заболевания, водитель будет помещен в изолятор на территории пункта пропуска, где ему смогут оказать помощь, а транспортное средство – на санитарную стоянку. Будет дежурить скорая», – добавила она.
О других ограничениях рассказала начальник отдела международных связей и внешних связей регионального Минэкономразвития Ольга Коровкина. ПЦР-тестирование и термометрия не проводятся, но китайские власти требуют предъявлять «код здоровья» через приложение в WeChat.
«Важно, что на первом этапе работы мостового перехода транспортные средства обязаны возвращаться день в день, без ночевки. Если не успел загрузить контейнер – то в любом случае нужно возвращаться. Международные перевозки осуществляются 20-ти или 40-футовыми контейнерами. Тягачи и прицепы должны быть заблаговременно зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР. Информацию китайской стороне подает агентирующая компания. Оформление водителей осуществляется бесконтактно», – сказала Коровкина.
После проезда по мосту автомобили и контейнеры проходят двухэтапную дезинфекцию, после чего проезжает в зону разгрузки. Привезенные в КНР российские контейнеры будут проходить семидневный карантин. Загрузка импортных товаров происходит в другом, отдельном терминале. Информацию о регистрационном номере машины, основной номенклатуре грузов, а также фотографии водителя, его визы и основной страницы паспорта необходимо за сутки отправлять китайской стороне через агентирующую компанию. В день въезда дополнительно подаются данные о температуре водителя и номер «кода здоровья».
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Относительно номенклатуры ввозимых в КНР грузов, сообщается, что пока под запретом мясо, морепродукты, зерно, соя, фрукты, семена растений, необработанная древесина и животные. Китайские ведомства решают вопрос с расширением номенклатуры разрешенных видов продукции. В региональном Россельхознадзоре пояснили, что сейчас внедряются нормы закона о системе прослеживания зерна и продуктов его переработки –– с 1 июля этого года добровольно можно вносить информацию о партиях зерна при вывозе и ввозе на территорию РФ, с 1 сентября это будет обязательная процедура. Ограничения по вывозу зерновых культур и сои действуют до 30 июня.
«Что касается производителей продуктов питания, желающих поставлять свои изделия на рынок КНР, то в таком случае их предприятия должны быть аттестованы в реестре экспортеров информационной системы “Цербер”. Эти данные в дальнейшем передаются в Главное таможенное управление КНР для аттестации, срок действия такой лицензии составляет пять лет», – рассказала замглавы регионального Управления Россельхознадзора Татьяна Хромченко.
Ространснадзор будет проверять у водителей права, свидетельство о профессиональной компетенции международного автоперевозчика, карту для тахографа, соблюдение режима труда и отдыха, наличие предрейсового медосмотра. Требования к транспортному средству – должен быть в реестре автомобильных перевозчиков, наличие путевого листа, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО, документы на груз, инструкция по эксплуатации тахографа и наличие самого тахографа, предрейсовый контроль технического состояния, соблюдение весогабаритных параметров.
В правительстве Приамурья отметили, что в течение всего тестового периода работы мостового трансграничного перехода принимают все жалобы, замечания и предложения от предпринимателей, чтобы максимально гладко интегрировать новый инфраструктурный объект в жизнь и работу его эксплуатантов. Для тех, кто не готов пока воспользоваться новым автомобильным пунктом пропуска «Кани-Курган», в Амурской области с 11 июня возобновился пропуск грузовых судов через смешанные пункты пропуска Благовещенск — Хэйхэ и Поярково — Cюнькэ.
Сбер предлагает амурчанам удобный антикризисный инструмент экосистемы – цифровизацию управления сельхозпроизводством. Высокотехнологичное решение от Сбера – сервис «История поля». Он разработан партнером Сбера – компанией «Геомир». Сервис позволяет оптимизировать финансовые и временные трудозатраты.
«История поля» дистанционно контролирует состояние посевных площадей и работу техники на полях, планирует сельхозоперации, ведет полевые журналы и т.д. Автоматизированный сбор, обработка и комплексный анализ всей производственной информации помогают сельхозпроизводителям принимать верные управленческие решения: стратегические, тактические и оперативные. Одними из первых в Приамурье его опробовали и внедрили в свою работу партнеры компании «Таргет Агро».
«Это цифровой продукт, который позволяет хранить очень большой пласт информации. С помощью мультиспектральных дронов и спутниковых снимков мы осуществляем оцифровку и анализ всех агропромышленных земель. Создается карточка поля, в которую заносится история посевов, используемые средства защиты растений, учет семенного материала. По сути, это облачное хранилище всей истории вашего хозяйства, позволяющее не только планировать сельхозпроизводство, но и прогнозировать урожайность», - отметил Сергей Немыкин, руководитель продаж продуктов агротехнологий компании «Таргет Агро» в Амурской области.
На сегодня под контролем отечественного цифрового ока в агрокомпании находятся около 50 000 га сельхозполей в четырех районах России. Это не только поля Приамурья, но и Приморского края, Алтая. При этом система позволяет вести наблюдение даже с помощью мобильного телефона из любой географической точки. Например, из Благовещенска можно наблюдать за посевной или сбором урожая в Алтайском крае.
Сервис «История поля» предоставляется в веб-интерфейсе и мобильном приложении. Работает даже без интернета, что особенно важно в полевых условиях. Он полезен не только руководителю предприятия, но и юридическому, финансовому подразделению компании, службе безопасности, диспетчерам, агрономам. Подробная статистика позволяет сразу же выявлять проблемы и оптимизировать производственные процессы.
«Сбербанк заинтересован в поддержке своих бизнес-клиентов и уже сегодня предлагает современные решения, позволяющие эффективно управлять предприятием, прогнозировать финансовые риски и производительность. Один из таких инструментов – использование продуктов экосистемы Сбера, позволяющих расширить рынок сбыта, выбрать надежных контрагентов или найти новых клиентов, а также оптимизировать процессы внутри компании и получить рекомендации по ее дальнейшему финансовому развитию», - подчеркнул Игорь Кувыкин, управляющий Благовещенским отделением Дальневосточного Сбербанка.
Сбер предлагает клиентам решения, которые позволяют в несколько кликов наладить решение бытовых проблем для любого предпринимателя, от создания и ведения бизнеса до цифровизации производства. Например, в Приамурье при поддержке банка на поля компании «Амурагрокомплекс» вышел первый ИИ-агропилот – это программно--аппаратный комплекс, на основе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot. Система как человек видит, понимает ситуацию на поле и принимает решения. Когда функция управления движением комбайна роботизирована, механизатор может сконцентрироваться на контроле качества процесса обработки и уборки урожая (на угле наклона жатки, настройке процесса обмолота, очистке зерна и других), что позволяет сократить прямые потери урожая, снизить расход топлива и повысить дневную выработку.
Более удачный маршрут, чем тот, что ведет на космодром Восточный в юбилейный – 60-ый День Космонавтики – Владимиру Путину и Александру Лукашенко найти было бы сложно. Президенты осмотрели инфраструктуру – Александр Лукашенко знакомился, Владимир Путин – оценивал изменения, произошедшие с прошлого своего визита. Что здесь появится вскоре - рассказал руководитель Роскомоса Дмитрий Рогозин.
Выступая на церемонии вручения государственных наград отличившимся представителям ракетно-космической отрасли, Владимир Путин отметил: «Каждый из нас испытывает сегодня особые чувства. Это неподдельная гордость за поколения, которые совершили грандиозный технологический прорыв, и одновременно это вера в будущее, в нашу силу и последовательное развитие, в то, что мы обязательно добьёмся всех поставленных целей. Уверен, что так и будет».
Первый искусственный спутник Земли, первый пилотируемый корабль, космическая станция, автономные миссии для изучения Луны и Марса, посадка космического аппарата на поверхность Венеры – многие технологические решения времен СССР до сих пор не «по зубам» подавляющему большинству стран мира. Но настало время снова поднять планку - в России современной курс на освоение космоса будет продолжен и планы грандиозные.
«Продолжим создание транспортного корабля нового поколения и технологий ядерной космической энергетики, где у нас, безусловно, есть задел очень хороший и абсолютно ясные преимущества. Возобновим лунную программу – речь о запуске с космодрома Восточный автономного аппарата, космического роботизированного комплекса «Луна-25». Хотел бы подчеркнуть: нам нужно успешно ответить на вызовы в освоении космоса, чтобы здесь, на Земле, эффективнее решать национальные задачи развития, укреплять нашу безопасность и технологический суверенитет, создавать передовые разработки в области робототехники и микроэлектроники, экологии, медицины, новой энергетики, а также навигации и связи», - рассказал Владимир Путин.
Новым партнером в космическом сотрудничестве станет Республика Беларусь. Причем, речь идет не о каких-то далеких и неизвестных перспективах, которые только предстоит обсудить, а об уже принятых конкретных шагах. Так, в сфере дистанционного зондирования Земли начат большой проект по производству и запуску специальных космических аппаратов. Над решением этой задачи будут работать не только российские ученые, но и ведущие предприятия Белоруссии, которые, как отметил президент, всегда славились своими компетенциями в производстве высокоточного оборудования, сложнейших оптоэлектронных и радиотехнических систем.
Дальше – больше. Специалисты из Белоруссии получат возможность участвовать в развитии Циолковского и космодрома Восточный. Совместное формирование инфраструктуры необходимо для гарантии независимого выхода в космос Союзной Республике. Еще одно важное решение, уже оговоренное президентами двух стран: подготовка и полет на российском космическом корабле представителя Белоруссии. Соответствующее поручение уже дано Роскосмосу.
Сотрудничество с Белоруссией даст новый импульс экономическому развитию Амурской области. По словам губернатора региона Василия Орлова визит двух президентов на Восточный – знаковый, он еще раз подчеркивает что стройка имеет беспрецедентное значение.
«Был принят ряд важных решений. В том числе, использование белорусских строителей в важнейшей для нас стройке. Стройка идет в графике. По плану завершение стартового стола «Ангары» у нас планируется на конец 2023 года со всеми соответствующими испытаниями и последующим запуском ракеты «Ангара» с этой стартовой площадки», - прокомментировал Василий Орлов.
В завершении своего выступления на церемонии награждения Владимир Путин отметил значимость и сложность профессии космонавта и вручил награды отличившимся представителям отрасли. Звания Героя РФ и почётного звания лётчика-космонавта России удостоен космонавт-испытатель НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина Сергей Прокопьев. В ходе своей первой космической экспедиции он совершил сразу два выхода в открытый космос. В том числе провел сложное исследование внешней поверхности корабля. Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени награждены инструктор-космонавт-испытатель Александр Скворцов и ведущий специалист центра Олег Скрипочка. Оба совершили по три длительных полета в космос.
Встретился Владимир Путин и с сотрудниками космодрома. Один из первых вопросов: помнит ли он тот самый день 12 апреля 1961 года.
«Да, помню. Как ни странно, помню. Я же ребёнком был. Сколько мне было? Девять лет было. Откровенно говоря, не понимал, что происходит, так сказать, в полном объёме, но видел, что что-то произошло грандиозное, необычное. Люди, которые друг друга не знали, чужие люди обнимались, целовались. Это действительно было похоже тоже на День Победы, потому что для меня, для ребёнка девяти лет, было очевидно, что произошло нечто необычное», - ответил президент.
Здесь на встрече продолжился и разговор о предстоящих планах по совместному освоению космического пространства лидеры России и Белоруссии. Работники поинтересовались у Александра Лукашенко когда же стоит ждать строителей из Белоруссии?
«За нами не заржавеет!», - ответил он и отметил, что своими глазами убедился - за санкции можно не переживать, все что нужно делается «своими руками».
О влиянии западных санкций на работу ракетно-космической отрасли работники космодрома также спросили у Владимира Путина. Он напомнил, что Советский Союз в 1961 году вообще был тотальной изоляции и тем не менее, его лучшие умы сделали тысячи уникальных открытий. В современной России, обладающей новыми технологиями, работа уж точно не встанет и будет продолжена. Говорили на встрече и о привлечении на Восточный молодых специалистов. По словам президента нужно создавать соответствующую инфраструктуру. Например, строить не только высотные дома, но и заняться малоэтажным строительством, развивать культуру, туризм. Чтобы сделать поездки в космоград и в целом на Дальний Восток привлекательнее, президент поручил увеличить туристический кэшбэк для направляющихся в ДФО в два раза.
Кстати, недавно стратегия Амурской области по развитию промышленного туризма была признана одной из лучших в России, сообщили в регионально министерстве экономического развития.
«В прошлом году по ряду ключевых объектов промтуризма мы достигли хороших результатов, - рассказал EastRussia губернатор Амурской области Василий Орлов. - В частности, разработана Концепция промышленного тура на Космодром «Восточный» и проект дорожной карты по развитию туризма по данному направлению. С февраля этого года космическую гавань посетили больше 25 организованных групп туристов. Рассчитываем, что в ближайшее время тур на космодром первым от региона войдет в перечень национальных брендовых маршрутов. Кроме этого, Бурейская и Нижне-Бурейская ГЭС включены в перечень перспективных проектов по развитию туризма ПАО «Русгидро». Уже состоялись первые поездки туристов на МЭЗ «Амурский» – они дают возможность не только познакомиться с уникальным производством по переработке сои, но и увидеть второй по величине город Амурской области - Белогорск. Развитие промышленного туризма обеспечит нам ежегодный рост турпотока. Повышенное внимание со стороны российских и зарубежных туристов стимулирует модернизацию инфраструктуры и создаст основу для появления десятков новых специалистов в отрасли».
Во время встречи президента с губернатором Приамурья обсуждались насущные проблемы города Циолковский. За счет федеральных средств в наукограде возводят новый микрорайон «Звездный». Однако, не до конца решены вопросы старого города – бывшего ЗАТО Углегорск, отметил Василий Орлов. Необходимы средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры, дорог, обустройство жилого фонда, культурно-досуговый центр, школы.
«Совокупная стоимость этих мероприятий – 2,9 млрд. рублей. Также Президентом дано поручение Правительству РФ предусмотреть выделение этих средств из федерального бюджета в период с 2023 по 2025 годы. Сейчас мы с Правительством России проработаем алгоритм в части того, какие средства и в какой срок нужны, и приступим к выполнению поручения», - сообщил глава Амурской области.
Здесь же на Восточном состоялись переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко. Лидеры еще раз обсудили планы на будущее.
«Спасибо большое, что Вы согласились приехать сюда, на Дальний Восток России, на строящийся объект, но уже функционирующий – наш новый космодром Восточный, увидели весь масштаб этих работ, - обратился к президенту Белоруссии Владимир Путин. - И это символично, что именно 12 апреля, в День космонавтики, мы с Вами здесь вместе, потому что с этим днём – 12 апреля 1961 года – связано, конечно, очень многое в жизни бывшего Советского Союза, в нашей жизни, в жизни наших поколений. Это триумф нашего народа, связанный с выходом человека в космос, первый полёт человека в космическое пространство. И очень приятно, что сегодня в новых условиях мы с Вами говорим о продолжении этого сотрудничества на тех заделах, которые были сделаны в прежние десятилетия, но основываясь уже на сегодняшних наработках».
О целебных растениях Татьяна Терентьева, жительница села Чигири Благовещенского района Амурской области, узнала еще в детстве. Вместе с родителями ходила в лес собирать дикоросы. Смотрела что растет в лесу и рядом с домом, а потом читала про их полезные свойства. Заниматься травничеством начала, когда сама готовилась стать мамой. Изучала целебные свойства растений, когда их лучше всего собирать, как хранить, что можно из них делать, когда применять.
«Книги читала, энциклопедии, – рассказывает Татьяна. – В первую очередь, конечно, помогали и подсказывали люди, которые разбираются в травничестве».
Уже после рождения дочери перешла от теории к практике. С тех пор прошло уже десять лет.
Дальневосточный лес – источник жизни для людей, кладезь силы и здоровья. Уникальные амурские травы веками служили лекарством на любые жизненные случаи. Кстати, как выяснилось, Татьяна потомственная травница. «Мои бабушки обладали знаниями, но не успели их передать из уст в уста. Читала труды Елены Федоровны Зайцевой, монастырской травницы и по ним составляла лечебные сборы. В этом году собиралась на Алтай в школу травников к Радомиру, но ее отменили», – рассказывает Татьяна.
Она никогда не считала сколько трав знает и какое количество сборов может сделать. Для себя собирает не больше тридцати. Делает травяные чаи, а также травяные веники и запарки для банных процедур. Может сделать и лечебный сбор, но только если кто-то просит заранее. Обычно за полезными чаями и отварами к Татьяне обращаются друзья и знакомые. Например, однажды собирала чай для лактации. Попросила подруга, недавно ставшая мамой. Аптечные сборы желаемого результата не приносили, а вот отвар от подруги-травницы пошел на пользу.
«Друзья называют меня «веда». Это лесная фея, а я же все лето в лесу провожу. Сезон сбора трав начинаю в первой половине мая с крапивы, а заканчиваю в октябре сбором топинамбура. Травы выращиваю в саду и собираю за городом, в деревнях и т.п. Все травы, которые собираю, считаю ценными. Не все вкусные и ароматные как липа, мята, смородина, ромашка, мелисса, шиповник, земляника, но безусловно все полезны и от множества болезней спасение - крапива, репешок, спорыш, березы листья, тысячелистник, клевер. Конечно, я делаю сборов больше, чем мне самой нужно. Мне нравится сам процесс сбора, аромат сушеных трав, и помогать людям я могу», – говорит Татьяна Терентьева.
На сбор трав у Татьяны уходит несколько часов, если собирает их в окрестностях своего дома. Когда удается выбраться подальше, то может делать заготовки и целый день. Берет травы, корни, цветы. Рассказывает, что хранятся травяные сборы до двух лет, а корни и ягоды – три года. Это при правильной сушке и соблюдении условий хранения. По словам Веды, сбор можно сделать практически от любых болезней. Здесь важно применять целебные отвары регулярно и в комплексе с другими методами. Конечно, не стоит забывать и о консультации с врачом.
«Примеров сборов можно привести множество. Любая книга трав пестрит ими, но кто их отмерять будет? Для каждого человека свой рецепт. Из таких общих примеров: на ночь можно заварить мелиссу или мяту для спокойного сна. А вот тот же Саган Дайля (сильный природный энергетик) на ночь пить нельзя и в баню с собой тоже не берите! Если покупаете травы в аптеке, то обязательно читайте противопоказания», – советует амурская травница.
Кстати, по данным аналитиков фармацевтического рынка, в марте в России вырос спрос на лекарства. В частности, стали больше покупать антидепрессанты, сразу в четыре раза. Однако, чтобы успокоить нервы и справиться с тревогой, совсем не обязательно горстями пить успокоительные пилюли.
«От тревоги помогают мята, пустырник, душица. Пить регулярно, чередуя сборы. Любые травы содержат много витаминов, каждая травка найдет свое место. Регулярное применение поможет набраться сил. Я вам честно скажу: любой сбор витаминный, любая травка. Но подбирать его нужно индивидуально, учитывая особенности здоровья», – уверяет Татьяна.
Вот уже несколько лет ее семья справляется с болезнями при помощи целебных растений.
«Когда я перевела своих деток на травяные чаи, они сразу перестали так часто болеть. Пять лет без лекарств и температуры. Уже год младшая дочь отказывается пить даже вкусные травы, не любит морсы и. т. п. И она заметно реже стала болеть. Если дочки заболевают одновременно, то старшая легче и быстрее выздоравливает», – делится травница.
Сборы, травяные чаи, свечи, эко-косметика из отваров трав и соков: кремы для рук и лица, маски - вдруг этого Татьяне показалось мало и она стала пармастерицей. Теперь все желающие могут узнать, что такое авторская баня от Татьяны Терентьевой.
«Баня у Тани - это душевные посиделки, отдых и новые знакомства. Это оздоравливающие программы с парением дубовыми веничками и спа-процедурами. Это русская баня плюс сибирский банный чан в лесу на свежем воздухе», – улыбается пармастерица.
А еще, продолжает она, ни одна баня не проходит без варенья из шишек. Это и лакомство, и ценный продукт для профилактики и лечения болезней дыхательной системы. Считается, что оно хорошо помогает при острых респираторных заболеваниях, ангине, гриппе, бронхите. Полезно при авитаминозе. Ну и, конечно, очень вкусное.
Несмотря на большой опыт в сборе полезных трав и дикоросов, амурская травница продолжает учиться, выведывать секреты трав, совершенствовать свое мастерство. И щедро делится тем, что узнала и в реальной жизни, и в блоге.