Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Is there enough of Primorye for everyone?

The region will become the leader on applications for Far Eastern hectares - experts are waiting

Is there enough of Primorye for everyone?
Photo: shutterstock.com
Today, many want to get their own “Far Eastern hectare” in Primorsky Krai - the region is already in second place among the subjects of the Far East in terms of the number of applications submitted. Moreover, among those who wish, not only the residents of Primorye themselves - it is already known that many Far Easterners have "laid eyes" on the land in the south of the Far East. Among them are many residents of the Republic of Sakha (Yakutia). It seems that the northerners want to have their "place in the sun", and even by the sea. Since February 1, they, like all Russians, have the opportunity.

Vladimir Miklushevsky, the governor of Primorsky Krai, is confident that “Primorye will be very popular when, from 1 February 2017, residents of the whole country will be able to get land. This will allow us to increase the population of the region. ”

They are preparing for the influx of those who wish to Primorye. First of all, locally: in district administrations - authorized bodies (who, in fact, issues these lands and will issue them). We conducted training for municipal employees, analyzed difficult situations and ... warned about personal responsibility for the implementation of the law. The prosecutor’s office is monitoring the implementation of the law, and there has already been one “illustrative” incident - the head of the Zarubinsky urban settlement (Khasansky district) Mikhail Tagunov resigned, and it was precisely the disruption of work on the “Far Eastern hectare” that was discussed as a motive: 300 applications for the allocation of land.

Experts expect that the greatest demand for “Far Eastern hectares” will be in the Khasan, Nadezhda and Shkotovsky districts of the Primorsky Territory. The reason is location: these are areas facing the sea, and at the same time located in close proximity to the Vladivostok agglomeration. This trend is confirmed now, at the second stage of the implementation of the federal law - people go, ask, actively take the plots.

As noted by the Minister of the Russian Federation for the Development of the Far East, Alexander Galushka, the main idea of ​​the project is to give freedom to people, to give them the opportunity for self-realization. And freedom concerns both the choice of the site location and the type of its use.

“There is no need to go to offices, a citizen chooses his own site and can carry out any activity permitted by Russian law. Any initiative of citizens in the use of land should be encouraged, ”said Alexander Galushka.

True, according to experts interviewed by EastRussia, just complete freedom to some extent is a limiting factor for citizens. "Remember the children's problem about the brother and sister who decided to put a tick in each box on a square meter of paper millimeter. So with the search for "the very same" hectare - to view the entire territory of the Far East on a scale that allows you to consider potential areas - the task is impossible, "says one of the experts. "At the same time, it is obvious that people who do not know the territory thoroughly will seek the land, focusing on certain geographical" beacons "- naturally, such cities as large cities, coastline, rivers, islands, lakes, hills."

The principle of "lighthouses" is even more defining than the principle of choice for the subjects of the federation. On the map placed in the service, the administrative boundaries of the regions are not so marked as to influence the choice of sites. At the same time, it is obvious that massively people will look at those places that, first, have a more comfortable climate, secondly, transport is accessible, and thirdly, by hearing. "In all three positions, the leader in the Far East is one - Primorsky Krai", - the interlocutor notes.

Primorye agrees with such forecasts. “We expect a surge of special activity from February 1, when this law will work for all Russians. The interest in the region is great - we have the best climatic conditions (sea, taiga), and people tend to come here. It makes me happy, because the more people live here, the better the economy will develop, ”said Vladimir Miklushevsky.

So that there are no doubts (to take or not to take?) And questions (how to arrange it correctly?), The Department of Land and Property Relations of the Primorsky Territory Administration regularly organizes "Doors Open Days". It is noteworthy that not only ordinary specialists, but also the director of the department, answer the questions of residents.

“For the convenience of the residents of the region, we have identified specialists who advise exclusively on the issues of the“ Far Eastern hectare. ” Most often, they turn to us for the preparation of applications, the work of the information system, the choice of land within the Vladivostok agglomeration, ”the department said.

About 200 people come to the department every week. For those who cannot come to the reception, consultations are held at the Multifunctional Centers - them in the 37 region, and also 75 territorial divisions. Here you can not only get advice, but also draw up your "Far Eastern hectare." This, it should be noted very convenient service, benefited more than a thousand people. And this number is growing.

At the same time, when implementing the law on the "Far Eastern hectare" in Primorye (as well as in other regions of the Far East), they faced a problem that is typical for all Russian regions. The fact is that not all land plots that have been assigned a state cadastral number (that is, have the status of previously recorded ones) have boundaries established in accordance with current legislation. It is precisely because of this that now there is a large number of refusals to citizens in providing a "Far Eastern hectare" - up to 30%. In practice, it looks like this: a citizen, through the Federal Information System (FIS), selects a land plot for himself from among the free and submits an application. But when checked by the authorized body, it turns out that the rights of third parties have already been registered for this land plot. It's just that the corresponding paper (title documents) is either stored in the archive, or in the administration of the municipality, or in the hands of a citizen. Accordingly, the boundaries of such land plots are not included in the state real estate cadastre and are not displayed on the public cadastral map.

"Now our task together with Rosreestr is to make an inventory of previously registered land plots and prepare information on the boundaries of such land plots for inclusion in the FIS, in order to exclude the imposition of borders on land plots with respect to which there are previously issued rights," Relations Administration Primorsky Krai.

Why take hectares? Of course, there are more unusual ideas at the hearing: cultivation of mariculture, for example. Or holding rock festivals - it is with such thoughts that the leader of the seaside group "Mumiy Troll" Ilya Lagutenko wants to take a plot of land. But nevertheless, land plots are most often taken to build housing, to hunt and fish, to bee-keep, to open recreation centers, to engage in business, or to conduct personal subsidiary farming.
As for example, Konstantin Shcherbak with his family - took a hectare in the village of Timofeevka and is already making plans: where will the house be set, where is the barn for cattle. Most surprising, it is recognized that the entire design took 25 days. He says he didn’t even have time to plan anything, as he already became the owner of the “Far Eastern hectare”.

The practice is generally in line with the forecasts of experts. "The appearance of private farms on" hectares "will not fundamentally change the situation in the agriculture of the Far East, but it will still help to solve local issues of providing the population with local products," says Rostislav Turovsky, Doctor of Political Science, Professor at the Higher School of Economics.

It is necessary to plan. And to take hectares too, officials convince. In the region, even launched the appropriate slogan: "Take time to take your hectare in the Primorsky Territory!". However, judging by the figures - all will be in time: in Primorye, about 2,8 million hectares, which can participate in the implementation of the federal law. So far, the "competition" is minimal - applications from Primorye residents registered 6575 (as of December 5), 226 contracts for the use of land have already been concluded.

EastRussia help:
According to the information system НаДальнийВосток.рф, As of 14 December, 11851 applied for allocation of land plots; Of which 7775 applications are under consideration by the authorized body, 2362 application at the stage of contract conclusion, 1714 plots are given for use. The total area of ​​plots allocated for use is 1712,48 hectare
May 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Хватит ли Приморья на всех?

Край станет лидером по заявкам на дальневосточные гектары – ожидают эксперты

Хватит ли Приморья на всех?
Фото: shutterstock.com
Получить свой "дальневосточный гектар" в Приморском крае сегодня хотят многие – регион уже находится на втором месте среди субъектов Дальнего Востока по количеству поданных заявок. Причем, среди желающих не только сами жители Приморья – уже известно, что на участки земли на юге Дальнего Востока "положили глаз" многие дальневосточники. Среди них немало жителей Республики Саха (Якутия). Видать, северяне хотят иметь свое "место под солнцем", да еще и у моря. С 1 февраля у них, равно как и у всех россиян, такая возможность появится.

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский уверен, что «Приморье будет пользоваться большой популярностью, когда с 1 февраля 2017 года получить земельный участок смогут жители всей страны. Это позволит нам увеличить население региона».

К наплыву желающих в Приморье готовятся. В первую очередь, на местах: в районных администрациях – уполномоченных органах (кто, собственно, эти земли выдает и будет выдавать). Для муниципальных служащих провели обучение, разобрали сложные ситуации и... предупредили о персональной ответственности за реализацию закона. За реализацией закона следит прокуратура, и уже случился один “показательный” инцидент – глава Зарубинского городского поселения (Хасанский район) Михаил Тагунов ушел в отставку, причем в качестве мотива обсуждался именно срыв работы по «дальневосточному гектару»: в муниципалитете “зависли” сразу 300 заявлений о выделении земельных участков.

Специалисты ожидают, что наибольший спрос на “дальневосточный гектар” будет в Хасанском, Надеждинском и Шкотовском районах Приморского края. Причина – расположение: это районы, выходящие к морю, и при этом расположенные в непосредственной близости к Владивостокской агломерации. Эта тенденция подтверждается уже сейчас, на втором этапе реализации федерального закона - люди идут, спрашивают, активно берут участки.

Как отмечает Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, главная идея проекта – дать свободу людям, предоставить им возможность самореализации. Причем свобода касается как выбора месторасположения участка, так и вида его использования.

«Не нужно ходить по кабинетам, гражданин сам выбирает свой участок и может осуществлять любую деятельность, разрешенную российским законодательством. Любую инициативу граждан по использованию земли нужно поощрять», – отметил Александр Галушка.

Правда, по мнению экспертов, опрошенных EastRussia, как раз полная свобода в некоторой степени и является ограничительным фактором для граждан. “Вспомните детскую задачку про брата с сестрой, которые решили поставить галочку в каждой клеточке на квадратном метре миллиметровой бумаги. Так и с поиском “того самого” гектара – просмотреть всю территорию Дальнего Востока в масштабе, позволяющем рассмотреть потенциальные участки – задача невыполнимая, – говорит один из экспертов. – При этом очевидно, что люди, не знающие территорию досконально, будут искать землю, ориентируясь на определенные географические “маяки” – такими, естественно, станут крупные города, береговая линия, реки, острова, озера, сопки".

Принцип “маяков” даже более определяющий, чем принцип выбора по субъектам федерации. На карте, размещенной в сервисе, административные границы регионов не настолько выделены, чтобы влиять на выбор участков. Вместе с тем, очевидно, что массово люди смотреть будут те места, которые, во-первых, имеют более комфортный климат, во-вторых, транспортной доступны, и в-третьих, на слуху. “По всем трем позициям лидер на Дальнем Востоке один – Приморский край”, – отмечает собеседник.

С такими прогнозами солидарны в Приморье. «Мы ожидаем всплеск особой активности с 1 февраля, когда этот закон заработает для всех россиян. Интерес к краю велик - у нас самые лучшие климатические условия (море, тайга), и люди сюда стремятся. Меня это радует, потому что чем больше людей будут тут жить, тем лучше будет развиваться экономика», – отметил Владимир Миклушевский.

Чтобы не оставалось сомнений (брать или не брать?) и вопросов (как правильно оформить?), в департаменте земельных и имущественных отношений администрации Приморского края регулярно проводят "Дни открытых дверей". Примечательно, что на вопросы жителей отвечают не только рядовые специалисты, но и директор департамента.

«Для удобства жителей края мы выделили специалистов, которые консультируют исключительно по вопросам "дальневосточного гектара". Чаще всего к нам обращаются по оформлению заявлений, работе информационной системы, выбору земельного участка в пределах Владивостокской агломерации», – рассказали в департаменте.

В неделю в департамент обращаются около 200 человек. Для тех, кто не может прийти на прием, консультации проводятся в Многофункциональных центрах – их в крае 37, и еще 75 территориальных подразделений. Здесь можно не только получить консультацию, но и оформить свой "дальневосточный гектар". Этой, надо заметить весьма удобной услугой, воспользовались более тысячи человек. И эта цифра растет.

В то же время при реализации закона о "дальневосточном гектаре" в Приморье (как и в других регионах Дальнего Востоке) столкнулись с проблемой, характерной для всех российских регионов. Дело в том, что не все земельные участки, которым присвоен государственный кадастровый номер (то есть имеющие статус ранее учтенных), имеют границы, установленные в соответствии с действующим законодательством. Именно из-за этого сейчас и появляется большое количество отказов гражданам в предоставлении "дальневосточного гектара" – до 30%. На практике это выглядит следующим образом: гражданин через Федеральную информационную систему (ФИС) выбирает себе земельный участок из числа свободных и подает соответствующую заявку. Но при проверке уполномоченным органом выясняется, что на данный земельный участок уже зарегистрированы права третьих лиц. Просто соответствующая бумага  (правоустанавливающие документы) либо хранится в архиве, либо в администрации муниципального образования, либо на руках у гражданина.  Соответственно, границы таких земельных участков не внесены в государственный кадастр недвижимости и не отображены на публичной кадастровой карте.

«Сейчас наша задача совместно с Росреестром провести инвентаризацию ранее учтенных земельных участков и подготовить сведения о границах таких земельных участков для внесения в ФИС, чтобы исключить наложения границ на земельные участки, в отношении которых имеются ранее выданные права», – рассказали в департаменте земельных и имущественных отношений администрации Приморского края.

Для чего берут гектары? Конечно, на слуху более необычные идеи: разведение марикультуры, например. Или проведение рок-фестивалей – именно с такими мыслями хочет взять себе земельный участок лидер приморской группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко. Но все же чаще всего земельные наделы берут, чтобы строить жилье, заниматься охотой и рыбалкой, пчеловодством, открывать базы отдыха, заниматься предпринимательством или вести личное подсобное хозяйство.
Как например, Константин Щербак со своей семьей – взял гектар в поселке Тимофеевка и уже строит планы: где дом поставит, где сарай для скота. Самое удивительное, признается, что на все оформление ушло 25 дней. Говорит, даже толком не успел ничего распланировать, как уже стал обладателем "дальневосточного гектара".

Практика в целом соответствует прогнозам экспертов. "Появление частных ферм на «гектарах» не изменит кардинальным образом ситуацию в сельском хозяйстве Дальнего Востока, но все-таки поможет решать локальные вопросы обеспечения населения местными продуктами”, – считает доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ Ростислав Туровский.

Планировать надо. И брать гектары тоже, убеждают чиновники. В регионе даже запустили соответствующий слоган: "Успей взять свой гектар в Приморском крае!". Впрочем, если судить по цифрам - успеют все: в Приморье около 2,8 миллиона гектаров, которые могут участвовать в реализации федерального закона. Пока что «конкурс» минимален – заявок от жителей Приморья зарегистрировано 6575 (по состоянию на 5 декабря), 226 договоров на пользование земельными участками уже заключено.

Справка EastRussia:
Согласно данным информационной системы НаДальнийВосток.рф, по состоянию на 14 декабря гражданами было подано 11851 заявка на выделение земельных участков; из них 7775 заявок находятся на рассмотрении уполномоченного органа, 2362 заявки на стадии заключения договора, 1714 участков отдано в пользование. Общая площадь участков, отданных в пользование, составляет 1712,48 гектара