Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Chinese loans are dropped

New agreement between Russia and China on cancellation of "double taxes" can reduce the cost of credit products for business

Since 1 January 2017, a new version of the agreement between the governments of the Russian Federation and the People's Republic of China on the avoidance of double taxation began to operate. By updating mutual obligations, countries hope to help those entrepreneurs whose business works immediately in both China and Russia to save on tax expenses. Among the most anticipated positive effects are a possible reduction in the value of Chinese loans for Russian borrowers.

Chinese loans are dropped
Photo: testing / Shutterstock, Inc.
After the collapse of the ruble exchange rate at the end of 2014 and the tightening of sanctions against the Russian Federation by the United States and the European Union, the ability of Russian enterprises to receive loans in the West has sharply narrowed. In response, Russia began to strengthen cooperation with the countries of the Asia-Pacific region, and primarily with China. One of the concrete manifestations of this policy is the renewal of the agreement between Russia and the PRC "on the avoidance of double taxation and the prevention of tax evasion with respect to taxes on income." The document, as the name suggests, is designed to exclude double taxation for individuals and legal entities, whose main activity is carried out in the legal space of two states. The previous version of the agreement was adopted back in 1994, but no longer fully corresponded to economic realities. The updated agreement will apply to income generated in 2017. We are talking about levying corporate income tax and personal income tax in Russia, corporate income tax and personal income tax in China.

To take advantage of benefits under the agreement, an organization or an individual is required to obtain a certificate of a tax resident ("certificate of permanent residence"). Certificates issued by bodies of one state will not require consular legalization or apostille for application in courts and administrative bodies of another state. Based on the certificate, entrepreneurs will be able to pay taxes on a simple principle: to the state in whose territory the actual management of the business takes place. Another state will also receive the right to tax, but only reduced by the amount already paid in the partner country. This is a common practice in trade relations between countries. Russia has similar agreements with more than 80 states and special economic zones. Among them: Latvia, Lithuania, the USA, Ireland, Denmark, Great Britain, Hong Kong, Macao (with the last two SEZs, although they are part of China, the Russian Federation has separate agreements on avoiding double taxation) and many others.

For the sake of stimulating business activity, both states abandoned, for example, the previous criterion for determining the residence of a taxpayer (the state has the right to levy basic taxes only from its residents). If, according to a document dated 1994, the status of a resident of one of the two countries was determined by the location of the company's head office, then in a new way - the place of actual management of the company. Compared to the 1994 agreement, the new one reduces the maximum tax rate on dividends for a resident company - from 10 to 5%. For example, a company located in the PRC that owns a certain share of shares in a Russian company and, on these rights, received $ 1 million in dividends from it, must now pay a maximum of $ 50 from them to the Chinese budget instead of the previous $ 100. The same rule applies to the opposite situation - when a Russian shareholder receives dividends from a Chinese company in which he has a stake. The maximum tax rate on license fees has also decreased - from 10 to 6%. This means, for example, that a Russian entrepreneur wishing to work under a Chinese franchise can count on a reduction in fees for permission to do business from a franchisor partner.

One of the most significant in the new version of the agreement, according to Russian officials, is the clause in the following wording: "Interest arising in one state and paid to a resident of another state is subject to taxation only in that other state." The measure should make lending in Chinese banks cheaper for Russian business. The latter could, to some extent, replace the lost access to American and European banks. China is still one of the key partners of Russia, which lost about a third of its foreign trade turnover with it due to the crisis in 2015 (the figure fell from $ 95,3 billion to $ 68 billion), but was able to stabilize relations in 2016, leaving by $ 69,5 billion in turnover with the PRC.

"For example, a representative office of a Chinese bank located on the territory of Russia lends a loan to a Russian company, under a monthly interest, of course, these percentages are included in the profits of a Chinese bank and taxed.If there is no double taxation agreement between Russia and the PRC, the bank , Withdrawing funds to the PRC, runs the risk of paying a tax on the amount of interest both in Russia and in China, "argues a senior researcher at the Institute of Economic Studies of the Far Eastern Branch of Armenia Н Dmitry Izotov. The agreement on avoidance of double taxation, he continues, gives the bank the opportunity to "maneuver to reduce the interest rate by saving on paid taxes." "The interest payable on loans is exempt from taxation - they are not included in the bank's income base, which can reduce the cost of the loan for some amount.Of course, due to various risks, much depends on the content of specific contracts that may contain provisions for tax refunds, Paid in one of the countries, and much - from the type of loan, "the expert explains.

EastRussia HelpChinese banks provide loans to foreign borrowers in yuan, US dollars and euros at an average rate of 5-8% per annum for up to 15 years. Four state-owned banks of China lend to large projects in Russia: Bank of China Ltd, Agricultural Development Bank of China, State Development Bank of China (China Development Bank) and Export-Import Bank of China (The Export-Import Bank of China). The latter two last spring provided Yamal LNG (a subsidiary of NOVATEK) with 9,8 billion yuan and 9,3 billion euros for a period of 15 years. The largest Russian branch holding "Gazprom" is a borrower of the Bank of China and the China Construction Bank (the total volume of loans is about 250 billion rubles). At the end of 2016, Rosneft had a debt on loans to the China Development Bank in the amount of about 1 trillion rubles, and Transneft - 491 billion rubles. In November 2016, the Central Bank of Russia issued a license to the Industrial and Commercial Bank of China for banking operations - issuing loans and attracting deposits from legal entities and individuals in rubles and foreign currency.

"Under the new rules, any interest on loan agreements, credit and other debt requirements is subject to taxation only in the country of the recipient of the income. This means that the income of Chinese creditors in terms of interest will increase by 5%," Denis Zaitsev, an adviser at DS Law, explains to EastRussia. Now Chinese loans are expensive for representatives of Russia because of the high risks in the country's economy, Dmitry Izotov notes. But the new conditions can "stimulate a reduction in interest rates" and mean "the possibility of agreeing on other, more beneficial for Russian business, conditions for attracting borrowed capital," says Denis Zaitsev. "It should also be expected that the abolition of taxation of interest under the agreement with the PRC will reduce the operating costs of Russian companies for performing the functions of a tax agent," the representative of DS Law emphasizes.

Dmitry Izotov, however, sees the likely effect of reducing the cost of attracting and servicing loans from Chinese banks "very small." And the head of the Center for Economic Research of the Institute of Globalization and Social Movements, Vasily Koltashov, believes that "Chinese money will not solve the problems of our business from the fact that it becomes more accessible." "This availability will lead to the fact that the debt of Russian business to Chinese banks will increase. Our companies could quite successfully borrow from domestic banks, the growing dependence on Chinese loans will not lead to anything good," the expert warns.

But the Russian banking community is only too happy to update the agreement. Maria Rozbitskaya, head of the international relations department of PJSC Asia-Pacific Bank, states that for Russian banks the cost of funds raised from Chinese banks has traditionally been higher than from banks in Europe and America. "This, combined with an additional taxation of 10% of the amount of interest payments, made the conditions for raising funds from PRC banks uncompetitive," says an ATB spokesman. "The document came into force in April last year, and since then we have felt a positive effect from it: all funds attracted by our bank from China have fallen in price by an average of 0,5% per annum. In addition, the cost of Chinese loans is also working a gradual decrease in interest rates set by the People's Bank of China ", concludes Maria Rozbitskaya.


September 29: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Китайским кредитам роняют ставку

Новое соглашение России и КНР по отмене "двойных налогов" может удешевить кредитные продукты для бизнеса

С 1 января 2017 года начала действовать новая редакция соглашения между правительствами РФ и КНР об избежании двойного налогообложения. Актуализировав взаимные обязательства, страны надеются помочь тем предпринимателям, чей бизнес работает сразу и в Китае, и в России, экономить на налоговых тратах. Среди наиболее ожидаемых позитивных последствий — возможное снижение стоимости китайских кредитов для российских заемщиков.

Китайским кредитам роняют ставку
Фото: testing / Shutterstock, Inc.
После обвала в конце 2014 года курса рубля и ужесточения в отношении РФ санкций со стороны США и Евросоюза возможности российских предприятий кредитоваться на Западе резко сузились. Россия в ответ стала укреплять сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего — Китаем. Одно из конкретных проявлений этой политики — обновление соглашения между Россией и КНР "об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы". Документ, как следует из названия, призван исключить двойное налогообложение для физических и юридических лиц, чья основная деятельность ведется в правовом пространстве двух государств. Прежний вариант соглашения был принят еще в 1994 году, но уже не вполне отвечал экономическим реалиям. Обновленное соглашение будет применяться в отношении доходов, полученных в 2017 году. Речь идет о взимании налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в России, налога на доходы предприятий и налога на доходы физлиц — в Китае.

Чтобы воспользоваться льготами по соглашению, организации или физическому лицу достаточно получить сертификат налогового резидента («сертификат о постоянном местопребывании»). Сертификаты, выданные органами одного государства, не будут требовать консульской легализации или апостиля для применения в судах и административных органах другого государства. На основании сертификата предприниматели смогут уплачивать налоги по простому принципу: тому государству, на территории которого происходит фактическое управление бизнесом. Другое государство тоже получит право на налог, но только уменьшенный на уже уплаченную в стране-партнере сумму. Это обычная практика в торговых отношениях между странами. Россия имеет подобные соглашения с более чем с 80 государствами и особыми экономическими зонами. Среди них: Латвия, Литва, США, Ирландия, Дания, Великобритания, Гонконг, Макао (с двумя последними ОЭЗ, несмотря на то, что они входят в состав Китая, у РФ заключены отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения) и многие другие.

Оба государства ради стимулирования деловой активности отказались, например, от прежнего критерия определения резидентства налогоплательщика (государство вправе взимать основные налоги только со своих резидентов). Если по документу от 1994 года статус резидента одной из двух стран определялся местом нахождения головной конторы компании, то по новому — местом фактического управления фирмой. По сравнению с соглашением-1994 новое уменьшает максимальную ставку налога на дивиденды для компании-резидента — с 10 до 5%. Например, расположенная на территории КНР компания, владеющая определенным долей акций российской компании и на этих правах получившая от нее $1 млн дивидендов, теперь должна заплатить с них в китайский бюджет максимум $50 тыс. вместо прежних $100 тысяч. То же самое правило действует и для обратной ситуации — когда российский акционер получает дивиденды от китайской компании, в которой у него есть доля. Также уменьшилась максимальная ставка налога на лицензионные отчисления — с 10 до 6%. Это означает, например, что желающий работать по китайской франшизе российский предприниматель может рассчитывать на снижение платы за разрешение вести бизнес от партнера-франчайзера.

Одним же из наиболее значимых в новом варианте соглашения, по мнению российских чиновников, является пункт в такой формулировке: "Проценты, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, подлежат налогообложению только в этом другом государстве". Мера должна сделать более дешевым для российского бизнеса кредитование в китайских банках. Последние могли бы в какой-то мере заместить потерянный доступ к американским и европейским банкам. Китай по-прежнему остается одним из ключевых партнеров России, которая потеряла около трети внешнеторгового оборота с ним из-за кризиса в 2015-м (показатель упал с $95,3 млрд до $68 млрд), но смогла стабилизировать отношения в 2016-м, выйдя на $69,5 млрд оборота с КНР.

"Допустим, представительство китайского банка, находящееся на территории России, выдает кредит российскому предприятию. Под ежемесячно выплачиваемые проценты, разумеется. Эти проценты включаются в прибыль китайского банка и облагаются налогом. Если между Россией и КНР не существует соглашения об избежании двойного налогообложения, то банк, выводя средства в КНР, рискует уплатить налог с суммы процентов как в России, так и в Китае",— рассуждает старший научный сотрудник Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Дмитрий Изотов. Соглашение об избежании двойного налогообложения, продолжает он, дает банку возможность "маневра по снижению процентной ставки за счет экономии на выплаченных налогах". "Освобождаются от налогообложения выплачиваемые проценты по займам — они не включаются в доходную базу банка. Это на какую-то сумму может уменьшить стоимость кредита. Безусловно, по причине разных рисков многое здесь зависит от содержания конкретных договоров, которые могут содержать положения о возмещении налогов, уплаченных в одной из стран. И многое — от вида кредита",— поясняет эксперт.

Справка EastRussiaКитайские банки предоставляют иностранным заемщикам кредиты в юанях, долларах США и евро по средней ставке 5-8% годовых сроком до 15 лет. Четыре госбанка Китая кредитуют крупные проекты в России: Банк Китая (Bank of China Ltd), Банк сельскохозяйственного развития Китая (Agricultural Development Bank of China), Государственный банк развития Китая (China Development Bank) и Экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China). Два последних весной прошлого года предоставили ОАО "Ямал СПГ" ("дочка" "НОВАТЭК") 9,8 млрд юаней и 9,3 млрд евро сроком на 15 лет. Крупнейший российский отраслевой холдинг "Газпром" — заемщик Банка Китая и Китайского строительного банка (совокупный объем кредитов — около 250 млрд рублей). "Роснефть" на конец 2016 года имела долг по кредитам перед Банком развития Китая на сумму  около 1 трлн рублей, "Транснефть" — 491 млрд рублей. В ноябре 2016 года Центробанк России выдал лицензию "Торгово-промышленному банку Китая" (Industrial and Commercial Bank of China) на осуществление банковских операций — выдачу кредитов и привлечение вкладов юридических и физических лиц в рублях и в валюте.

"По новым правилам любые проценты по договорам займа, кредита и иным долговым требованиям подлежат налогообложению только в стране получателядохода. Это означает, что поступления китайских кредиторов в части процентов вырастут на 5%",— объясняет EastRussia советник адвокатского бюро DS Law Денис Зайцев. Сейчас китайские кредиты дороги для представителей России из-за высоких рисков в экономике страны, отмечает Дмитрий Изотов. Но новые условия могут "стимулировать снижение процентных ставок" и означают "возможность согласования иных, более выгодных для российского бизнеса условий привлечения заемного капитала", считает Денис Зайцев. "Также следует ожидать, что отмена налогообложения процентов по соглашению с КНР сократит операционные расходы российских компаний на выполнение функций налогового агента",— подчеркивает представитель DS Law.

Дмитрий Изотов, впрочем, видит вероятный эффект от снижения затрат по привлечению и обслуживания кредитов китайских банков "очень  небольшим". А руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что "китайские деньги от того, что они станут более доступными, не решат проблем нашего бизнеса". "Эта доступность приведет к тому, что задолженность российского бизнеса перед китайскими банками увеличится. Наши компании вполне успешно могли бы кредитоваться у отечественных банков, растущая зависимость от китайских кредитов ни к чему хорошему не приведет",— предупреждает эксперт.

Но в российском банковском сообществе обновлению соглашения только рады. Руководитель управления международных отношений ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" Мария Розбицкая констатирует, что для банков РФ стоимость привлекаемых средств от китайских банков традиционно была выше, чем от банков Европы и Америки. "Это в сочетании с дополнительным налогообложением в размере 10% от суммы процентных платежей делало условия привлечения средств от банков КНР неконкурентными",— говорит представитель АТБ. "Документ вступил в силу в апреле прошлого года, и за прошедшее с тех пор время мы ощутили положительный эффект от него: все привлеченные нашим банком средства из КНР подешевели в среднем на 0,5% годовых. К тому же на удешевление китайских кредитов работает и постепенное снижение процентных ставок, устанавливаемых Народным банком Китая",— заключает Мария Розбицкая.