Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Китайское кино: бизнес на «мягкой силе»

37-й Московский международный кинофестиваль хотя и не привлек, по понятным причинам, особого внимания мировых суперзвезд, тем не менее, стал весьма интересным событием в российском кинематографе. И прежде всего, на мой взгляд, потому, что участие Китая в нем стало более заметным.

Китайское кино: бизнес на «мягкой силе»

Это утверждение выглядит парадоксальным, поскольку в основном конкурсе ленты из Китая не значились.

Но символично то, что фильмом открытия фестиваля стала великолепная китайско-французская лента «Тотем волка», которую снял в Китае, по китайскому роману, с китайскими актерами и на китайские деньги Председатель жюри основного конкурса Московского кинофестиваля французский режиссер Жан-Жак Анно.

Китай был представлен в конкурсе документальных фильмов картиной «Юный патриот», также снятый с французами. Еще одна неигровая лента из КНР «Китайский мэр» демонстрировалась в рамках кинопоказа «Свободная мысль». Российские зрители также увидели 6 фильмов во внеконкурсном показе продукции Сианьской киностудии и режиссера У Тяньминя.

Возможно, кому-то такое участие Пекина в Московском кинофестивале покажется скромным. Но это не так. Китайский кинематограф сегодня работает по всему миру, не пропуская ни одного международного кинофестиваля. Участвует он и в таких региональных фестивалях, как «Амурская осень» или «Меридианы Тихого», которые проходят в Благовещенске и Владивостоке и ориентированы на страны АТР.

Кинематограф для Китая сегодня – это не только искусство, но и форма бизнеса, а также средство продвижения положительного образа нации за границей. Кино из самого массового искусства в Поднебесной превратилось, с одной стороны, в средство мультимедийного общения , а, с другой, стало важным инструментом реализации «мягкой силы» в глобальном масштабе. До сих пор этим инструментом активно пользовались только американцы.

 Китайский кинематограф 21 века явление – весьма многообещающее. В нем переплелись культурологические, имиджевые и коммерческие интересы. Последние три года Китай выпускает на экраны более 500 кинолент ежегодно. В 2013 году на экраны вышла 531 художественная картина. Рекордным был 2012 год, когда киностудии КНР выпустили почти 750 кинолент. К сегодняшнему дню Китай стал вторым производителем кино в мире, опередив Индию, и уступая только США.

 Пять-шесть лет назад мало кто в Китае мог предсказать такой рывок вперед. Специалисты больше рассуждали о кризисе кино, о проблемах поиска новых, нестандартных и интересных киносценариев, оригинальных сюжетов. Теперь ситуация поменялась коренным образом.

Снимаются зрелищные боевики в жанрах удан или уся, реалистические эпические ленты по популярным романам. Например, «Долина белого оленя», рассказывающая о драматической жизни нескольких поколений китайцев в 20-м столетии или военная трагедия «Вспоминая 1942 год» популярного режиссера и актера Фэн Сяогана. Появились свои фильмы ужасов. И даже вестерны – «Ничья земля» 37-летнего режиссера Нин Хао, а чуть раньше «Пусть летят пули» режиссера Цзян Вэня. Успех последней подвиг Цзян Вэня снять столь же коммерчески успешное продолжение «Унесенные пулями».

Возникает ощущение, что Госкомитет по делам кинематографа, телевидения и радиовещания ослабил контроль над деятельностью кинематографистов. В результате кинопроизводство получило новые стимулы.

Ныне вполне допускается, разумеется, до известных пределов, и свободомыслие. Это видно на примере авторского кино, представленного целой плеядой блестящих режиссеров, таких, как Цзя Чжанкэ, с потрясающей драмой «Прикосновение греха», Лоу Е с фильмом «Массаж вслепую» или Дяо Инань с его социальным детективом «Черный уголь, тонкий лед». Критика на большом экране не просто допустима, она желательна, ведь вскрытие социальных язв и их лечение – драйвер развития здорового общества. Нельзя только покушаться на конституционные основы государства.

Главной же тенденцией китайского кино остается его сильная коммерциализация, ориентация на сотрудничество с голливудскими или европейскими кинокомпаниями.

Российские кинозрители, скорее всего, не знают, что Китай вместе с США значится официальным производителем таких кассовых блокбастеров 2013-2015 г.г., как военный эпик «Ярость» с Бредом Питтом, «Трансформеры. Эпоха истребления» Майкла Бэя, «Железный человек-3», «Джон Уик» с Киану Ривзом, «Петля времени» с Брюсом Уиллисом, «Превосходство» с Джоном Деппом, «Облачный атлас» режиссеров Вачовски и Тома Тыквера, а также популярный в России «Седьмой сын» Сергея Бодрова, снятый в Голливуде. Это не весь список. Чуть ранее были «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо, «Люди Х», «Неудержимые-2», «Обитель зла. Возмездие» и другие.

 Китайские бизнесмены продолжают активно инвестировать производство коммерческих фильмов за границей, прежде всего, в Голливуде, понимая, что кино – не только искусство или развлечение, это еще и товар, на котором можно заработать.

Они также весьма внимательны и к инфраструктуре кинобизнеса. Два года назад китайская корпорация «Dalian Wanda Group Co» завершила процедуры по покупке второго по величине американского оператора сети кинотеатров «AMC Entertainment Holdings, Inc.» Сумма сделки оценивается в 2,6 миллиарда долларов. Приобретение сети кинотеатров в США вывело китайскую корпорацию в число самых крупных владельцев кинотеатров в АТР. А в июне 2015 года корпорация приобрела крупнейшую австралийскую кинопрокатную сеть «Hoyts».

Специалисты убеждены, что в 2014 году Китай сыграл ведущую роль в росте мирового рынка кинопроката. Мировые кассовые сборы в 2014 году составили 37,5 млрд долларов США. По сравнению с 2013 годом глобальные объемы кассовых сборов увеличились на 1,6 млрд долларов, причем 75 процентом этого роста приходится на Китай.

  Один мой коллега как-то сказал: «Кино бывает хорошее, плохое и китайское». Похоже, это шуточное замечание перестает быть актуальным. Китайское кино становится международным.