Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Lev Kolomits about the realities of attracting investors in Primorsky Krai - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The climate is seaside, investment

Lev Kolomits about the realities of attracting investors in the southernmost region of the Far Eastern Federal District

In early December, a curious study was published on the website of the Agency for Strategic Initiatives (ASI), dedicated to the results of monitoring the effectiveness of instruments and mechanisms for supporting investment activities in the Far East. These data were presented at the annual conference "100 steps to a favorable investment climate", which took place in Moscow 1 December last year. Primorsky Krai as an investment site in the materials looks unconvincing, the main epithet applied to it is "the worst."

The climate is seaside, investment
Photo: sdelanounas.ru
INVESTMENT THERMOMETERS

In addition to the general Middle Eastern characteristics of the business climate (low activity of lending and financial support for small and medium-sized businesses, above the national average risks of criminal prosecution of entrepreneurs and fiscal checks), there are many features that are authentic for Primorye. These include regulatory deficiencies in various investment formats (concession agreements and PPPs), the lack of legislation on regional industrial policies and their instruments, the lowest in the DFO, business satisfaction with regional legislation, the work of the investment council and public information on the results of its work. The entrepreneurs interviewed during the study noted a decrease in investment for the past three years, inaccessibility of the regional infrastructure, lack of dialogue between the authorities and the business community. The low level of quality of work of development institutions of all levels is revealed: only 13% of respondents use their services, there is no access to information on their activities (KPIs, plans and reports), procedures and schemes for obtaining support are too complex; there is a duplication of tasks between different institutions. The conclusions are not groundless, as in the social networks there is a period of heated debate about the effectiveness of state support for the coastal entrepreneurs.

As a consequence, given the favorable conditions for investment (border location, high investment potential, abundance of entrepreneurs, a surplus of consolidated budgets of subjects, etc.), the region occupies only 4 place in terms of investments in the Far Eastern Federal District, bypassing Yakutia, Sakhalin and Amur region.

ASI, as is known, uses its set of criteria for assessing the regional investment climate, which includes, for example, the existence of an investment strategy, an annual plan for the creation of investment objects and necessary infrastructure in the region, an annual message from the head of the subject on the investment climate, a regulatory act on the protection of investors' rights and mechanisms support investment activities and many others. In Primorye, there are still many positions, in part this can be explained by the lack of attention to the investment climate on the part of the ex-governor, in part - his hope in attracting investors to federal development institutions.

Note that the listed list of factors, firstly, is not exhaustive, and secondly - does not guarantee the flow of investment, but this is the subject of a separate conversation. We also publish ASI as a good reason to pay attention to the state of investments in Primorye. For this, let us turn to information on investment projects, which are fixed by two authorized structures: the Primorsky Territory Investment Agency and the Far East Development Corporation. The agency accumulates projects with which businessmen apply to the regional administration for support, including to search for (co-investor), while the corporation keeps records of projects of companies that have already received the status of residents of TOP and SPV with clear sources of financing. Some projects appear on both lists.

WHAT BUSINESS WANTS

The list of the Agency is a kind of "wish list" of business, drawn up irrespective of privileges and preferences of special zones, which can be considered as an industry ranking of investment attractiveness (it is obvious that the quality of preparation of projects is different, and not all of them are realizable in the declared form ). Data on investments already made on the Agency's website are not provided. 108 projects with a total funding of 324 billion rubles. (of which 101 billion are expected from investors) are distributed in 14 directions. The most popular are "Tourism Development" (14 projects), "Agriculture" (13), "Objects of Social Orientation" (13), "Production of Building Materials" (13) and "Transport and Logistics" (11).

The tourist direction is the record for the declared volume of investments: the total cost of projects exceeds 76 billion rubles. (about a quarter of the total investment of all announced projects), while the developers, although to attract less than 5% of this amount from investors - 3,6 billion. The first place is provided by just one, but an ambitious project to create an integrated entertainment zone "Primorye" in the b. Ant, costing 55,5 billion rubles.

The direction "Complex development of the territory (industrial parks, industrial parks, industrial zones)" includes only 5 projects with an impressive cost of 43,8 billion. The most financially capacious is the industrial zone in the b. Trinity (34,9 billion), which includes sites for the production of footwear, clothing, textiles, electronics, assembly of cars and household appliances, transport and logistics complex, woodworking and so on.

In agriculture, the total amount of investments is much smaller (36 billion), and the need for investment is greater (17,8 billion, that is, almost 50%). The largest projects in this area are two: the construction of pig farms for 500 thousand heads in the Spassky region by the company "Mercy Agro Primorye" (more than 20 billion rubles) and the poultry factory "Romanovskaya" (11,6 billion rubles).

Construction is the third direction in terms of cost (8 projects worth more than 28 billion), despite the fact that investors want a little more than 3 billion. The leader here is the integrated development project in the southern part of Ussuriysk, involving the construction of 400 thousand square meters. m housing. The adjacent industry of building materials, despite the abundance of projects, has much more modest requests: the cost of all projects is 3,6 billion, investors are asked for the entire 395 million.



In the field of transport and logistics, 11 projects for the sum of 28,7 billion rubles have been announced, of which the designers themselves are ready to invest only a quarter (7 billion). Almost half of the total (13 billion) is the construction of a grain terminal in the Greater Stones area.

With innovations and high technologies in Primorye, judging by the Agency's data, the situation is not important: the site presents 5 projects, the most notable of which is the plant for the production of plastic containers in Nadezhdinsky district (13 billion, 90% of all investments).

In the field of fisheries 9 projects amounting to 15,6 billion (of which 12,2 is not enough). Among these projects, the Biotechnopark "Ostrovnoy" stands out, under which developers have requested a part of the water area about. Russian and the coast of Peter the Great Bay.

Traditional for the province branch of mining is not very popular with the designers - it has only 3 project, one of which (production of crushed stone) should be attributed to the production of construction materials. A significant amount of required investments is provided by the project for processing coal into synthetic fuel at a cost of 16,5 billion rubles.
In the food industry, only 4 project for 11,9 billion, of which 8,8 - funds for the re-creation of sugar beet production in the province. In the section "Ecology" we see 4 project at 9 billion rubles, of which a little less than everything is planned to attract investors. The largest of them is utilization of ash dumps at Luchegorskaya GRES (8 billion). Outsiders of the list are automobile and shipbuilding, with 5 projects for modest 3 billion rubles.

RESIDENTS

Let's move on to the list of projects that have passed the filter of selection in TOP and SPV. According to the KRDV, 4 residents work in 60 territories of Primorye's advanced development, with which 58 agreements are concluded on a fantastic amount for the region of almost a trillion rubles (909 billion). Most of this is the cost of building two megaprojects of Rosneft (petrochemical complex and shipyard Zvezda), production of Mazda Sollers engines, Rusagro pig complexes and a number of other productions. Actually invested at the moment over 22 billion rubles. Currently there are only four operating enterprises: the Europlast plant in Nadezhda TOR, the pig complex and the Mercy Trade elevator, and the soybean processing plant in Mikhailovskoye TOP.

According to the register, 36 residents of Nadezhdinskaya most of all projects for the production of construction materials (7), logistics (5), construction, automotive and fish processing (4), little food production (2) and 6 various industrial projects. With the specialization of Mikhailovsky (9 Residents), Big Stone (12) and Petrochemical (1), everything is clear: the first TOP is conceived as an agricultural cluster, the second as a shipbuilding cluster.

A more colorful picture is observed in the register of residents of the Free Port. Of the 327 residents of Primorsky Krai, half are transport and logistics, construction and industrial companies planning to manufacture a wide range of consumer goods from buses to napkins. Among the remaining projects, various real estate transactions, hotels and restaurants, production of construction materials prevail. Disappearingly few residents of shipbuilders and ship repairers (3 project), ecologists (3), educators (1) and programmers (1). The cost of projects exceeds 300 billion, but there is no data on already invested funds in the register.

From the above information, you can draw several conclusions.

First, the number of announced and implemented projects seems to be no reason to talk about low investment activity in the province, and the number of residents of the WSS, according to the information of the KRDV, is growing every day. In the rating of investment activity of the Agency "Invest-Forsyth" in November and December 2017, Primorye even turned out to be in the first position. Obviously, the observed gap between different estimates of the investment environment is due to the fact that the ASI survey affected local businessmen implementing projects either in the SST mode, which for some reason does not suit them, or generally outside preferential regimes, while the bulk of investments in the province is carried out by residents of the TOP, among which are external players for Primorye, large corporations and the state.

Secondly, according to business, the most promising are transport and logistics, agricultural, construction and tourist areas, which are actively growing both in THR and SPV modes, and beyond. Under certain conditions, it would be possible to talk about the formation of relevant industry clusters in Primorye, but this large-scale topic, in our opinion, is worthy of a separate discussion. The industry and production, judging by the above statistics, are viable only in the conditions of special economic zones. There are few announced projects in the field of extraction and processing of marine bioresources, on which traditionally high hopes are placed on the rise of the regional economy. Outside the TOR "Bolshoy Kamen" there is almost no ship repair and shipbuilding. Finally, there are almost no projects in the field of ICT, hi-tech and energy.

It is possible that the investment potential of the Primorsky Krai is far from being exhausted by the projects listed above, which would be twice as great when correcting the situation with regulation and infrastructure described in the beginning of the article. Therefore, until there are other reasons for the lagging behind in the investment activity of the Far Eastern Federal District, it would be worthwhile to take into account the already known - including the recommendations of the ASI in creating an investment strategy, industrial policy, technology parks and other attributes of the investment-attractive region in Primorsky Krai.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Климат приморский, инвестиционный

Лев Коломыц о реалиях привлечения инвесторов в самом южном регионе ДФО

В начале декабря на сайте Агентства стратегических инициатив (АСИ) было опубликовано любопытное исследование, посвященное результатам мониторинга эффективности инструментов и механизмов поддержки инвестиционной деятельности в регионах Дальнего Востока. Эти данные были представлены на ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», которая состоялась в Москве 1 декабря прошлого года. Приморский край как инвестплощадка в материалах выглядит неубедительно, основной применяемый к нему эпитет – «худший».

Климат приморский, инвестиционный
Фото: sdelanounas.ru
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ТЕРМОМЕТРЫ 

Помимо общедальневосточных характеристик делового климата (низкая активность кредитования и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, выше средних по стране риски уголовного преследования предпринимателей и фискальных проверок), есть много особенностей, аутентичных для Приморья. К ним относятся недостатки нормативного регулирования разных форматов инвестиций (концессионных соглашений и ГЧП), отсутствие законодательства о региональной промышленной политике и её инструментов, самая низкая в ДФО удовлетворенность предпринимателей региональным законодательством, работой инвестиционного совета и информированием общественности о результатах его работы. Опрошенные в ходе подготовки исследования предприниматели отметили снижение объемов инвестиций за последние три года, недоступность региональной инфраструктуры, отсутствие диалога власти с бизнес-сообществом. Выявлен низкий уровень качества работы институтов развития всех уровней: только 13% респондентов пользуются их услугами, нет доступа к информации о их деятельности (КПЭ, планы и отчеты), процедуры и схемы получения поддержки слишком сложны; отмечается дублирование задач между различными институтами. Выводы не безосновательные, поскольку в социальных сетях периодически возникают бурные дебаты на тему результативности господдержки приморских предпринимателей.

Как следствие, при наличии благоприятных условий для инвестирования (приграничное положение, высокий инвестиционный потенциал, обилие предпринимателей, профицит консолидированных бюджетов субъектов, и т.д.), край занимает лишь 4 место по объему инвестиций в ДФО, пропустив вперёд Якутию, Сахалин и Амурскую область.

АСИ, как известно, пользуется своим набором критериев оценки регионального инвестклимата, в который входят, например, наличие инвестиционной стратегии, ежегодно формируемый план создания инвестиционных объектов и необходимой инфраструктуры региона, ежегодное послание главы субъекта об инвестиционном климате, нормативный акт о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности и множество других. В Приморье многих позиций до сих пор нет, отчасти это можно объяснить недостатком внимания к инвестклимату со стороны экс-губернатора, отчасти – его упованием в деле привлечения инвесторов на федеральные институты развития.

Заметим, что приведённый перечень факторов, во-первых, не является исчерпывающим, во-вторых - не гарантирует притока инвестиций, но это предмет отдельного разговора. Нам же публикация АСИ представляется хорошим поводом обратить внимание на состояние инвестиций в Приморье. Для этого обратимся к сведениям об инвестиционных проектах, которые фиксируются двумя уполномоченными структурами: "Агентством по привлечению инвестиций Приморского края" и "Корпорацией развития Дальнего Востока". Агентство аккумулирует проекты, с которыми бизнесмены обращаются в краевую администрацию за поддержкой, в том числе – с целью поиска (со-) инвестора, тогда как корпорация ведет учёт проектов компаний, уже получивших статус резидентов ТОР и СПВ, имеющих понятные источники финансирования. Некоторые проекты фигурируют в обоих списках.

ЧЕГО ХОЧЕТ БИЗНЕС
 
Перечень Агентства – это своего рода “wish list” бизнеса, составленный безотносительно к льготам и преференциям особых зон, который может рассматриваться как отраслевой рэнкинг инвестиционной привлекательности (при этом очевидно, что качество подготовки проектов различно, и далеко не все из них реализуемы в заявленном виде). Данных об уже осуществленных инвестициях на сайте Агентства не приводится. 108 проектов с общей суммой финансирования 324 млрд руб. (из которых от инвесторов ждут 101 млрд) распределены по 14 направлениям. Наиболее популярными являются «Развитие туризма» (14 проектов), «Сельское хозяйство» (13), «Объекты социальной направленности» (13), «Производство стройматериалов» (13) и «Транспорт и логистика» (11).

Туристическое направление является рекордсменом по заявленному объему инвестиций: общая стоимость проектов превышает 76 млрд. руб. (примерно четвертая часть всего объема инвестиций всех заявленных проектов), при этом разработчики хотя привлечь от инвесторов менее 5% от этой суммы – 3,6 млрд. Первое место обеспечивается всего одним, но амбициозным проектом создания интегрированной развлекательной зоны «Приморье» в б. Муравьиная, стоимостью 55,5 млрд руб.

Направление «Комплексное развитие территории (технопарки, индустриальные парки, промышленные зоны)» включает всего 5 проектов с внушительной стоимостью 43,8 млрд. Наиболее финансово ёмкий - промзона в б. Троицы (34,9 млрд), которая включает в себя площадки по производству обуви, одежды, текстиля, электроники, сборке автомобилей и бытовой техники, транспортно-логистический комплекс, деревообработку и прочее.

В сельском хозяйстве общий объем вложений существенно меньше (36 млрд), а потребность в инвестициях больше (17,8 млрд, то есть, почти 50%). Наиболее крупными проектами в этой сфере являются два: строительство свинокомплексов на 500 тыс. голов в Спасском районе компанией «Мерси Агро Приморье» (более 20 млрд руб.) и птицефабрики «Романовская» (11,6 млрд руб.).

Строительство – третье направление по стоимости (8 проектов на сумму более 28 млрд), при том, что от инвесторов хотят немногим более 3 млрд. Лидером здесь является проект комплексного освоения территории в южной части г. Уссурийска, предполагающий строительство 400 тыс. кв. м. жилья. Смежная отрасль производства стройматериалов, несмотря на обилие проектов, имеет гораздо более скромные запросы: стоимость всех проектов составляет 3,6 млрд, у инвесторов просят всего 395 млн.

В сфере транспорта и логистики заявлено 11 проектов на сумму 28,7 млрд. рублей, из которых сами проектировщики готовы вложить только четверть (7 млрд). Почти половину общего объема (13 млрд) составляет проект строительства зернового терминала в районе Большого Камня.

С инновациями и высокими технологиями в Приморье, если судить по данным Агентства, дело обстоит неважно: на сайте представлены 5 проектов, наиболее заметный из которых – это завод по производству пластиковой тары в Надеждинском районе (13 млрд, 90% всех инвестиций).

В сфере рыбного хозяйства 9 проектов на сумму 15,6 млрд (из них не хватает 12,2). Среди этих проектов выделяется биотехнопарк «Островной», под который разработчики запрашивали часть акватории о. Русский и побережье залива Петра Великого.

Традиционная для края отрасль добычи полезных ископаемых не очень популярна у проектантов – в ней всего 3 проекта, один из которых (производство щебня) следовало бы отнести к производству стройматериалов. Значительный объем требуемых инвестиций обеспечивается проектом переработки углей в синтетическое топливо стоимостью в 16,5 млрд руб.
В пищевой промышленности всего 4 проекта на 11,9 млрд, из которых 8,8 – средства на воссоздание в крае свеклосахарного производства. В разделе «Экология» мы видим 4 проекта на 9 млрд рублей, из которых чуть менее чем все планируется привлечь от инвесторов. Самый крупный из них – утилизация золоотвалов на Лучегорской ГРЭС (8 млрд). Аутсайдерами списка являются автомобиле- и судостроение, с 5 проектами на скромные 3 млрд рублей.

РЕЗИДЕНТЫ

Перейдём к списку проектов, прошедших фильтр отбора в ТОР и СПВ. По данным КРДВ, в 4 территориях опережающего развития Приморья работают 60 резидентов, с которыми заключено 58 соглашений на фантастическую для края сумму почти в триллион рублей (909 млрд). Большая часть – это стоимость строительства двух мегапроектов «Роснефти» (нефтехимического комплекса и судоверфи «Звезда»), производства двигателей Mazda Sollers, свинокомплексов холдинга «Русагро» и ещё ряда производств. Фактически проинвестировано на текущий момент свыше 22 млрд руб. Действующих предприятий пока всего четыре: это завод «Европласт» в Надеждинской ТОР, свинокомплекс и элеватор «Мерси трейд», а также производство по переработке сои в Михайловском ТОР.

Согласно реестру, из 36 резидентов «Надеждинской» больше всего проектов по производству стройматериалов (7), логистике (5), поровну строительства, автопрома и рыбопереработки (4), немного производства продуктов питания (2) и 6 различных промышленных проектов. Со специализацией ТОР «Михайловский» (9 резидентов), «Большой Камень» (12) и «Нефтехимический» (1) всё, в общем, понятно: первая ТОР задумана как сельскохозяйственный кластер, вторая – как судостроительный.

Более пёстрая картина наблюдается в реестре резидентов Свободного порта. Из 327 резидентов Приморского края половина – это транспортно-логистические, строительные и промышленные компании, планирующие производство широкого ассортимента ТНП от автобусов до салфеток. Среди оставшихся проектов преобладают различные операции с недвижимостью, гостиницы и рестораны, производство стройматериалов. Исчезающе мало среди резидентов судостроителей и судоремонтников (3 проекта), экологов (3), образованцев (1) и программистов (1). Стоимость проектов превышает 300 млрд., но данных об уже вложенных средствах в реестре нет.

Из приведенных сведений можно сделать несколько выводов. 

Первый: количество заявленных и реализуемых проектов вроде бы не дает оснований говорить о низкой инвестиционной активности в крае, а число резидентов СПВ, по информации КРДВ, растет с каждым днём. В рейтинге инвестиционной активности Агентства «Инвест-форсайт» в ноябре и декабре 2017 г. Приморье даже оказалось на первой позиции. Очевидно, наблюдаемый разрыв между различными оценками инвестиционной среды объясняется тем, что опрос АСИ затрагивал местных бизнесменов, реализующих проекты либо в режиме СПВ, который их по каким-то причинам не устраивает, либо вообще за пределами льготных режимов, в то время как основной объем инвестиций в крае осуществляется резидентами ТОР, среди которых преобладают внешние для Приморья игроки, крупными корпорациями и государством.

Второе: наиболее перспективными, по мнению бизнеса, выглядят транспортно-логистическое, сельскохозяйственное, строительное и туристическое направления, активно растущие как в режимах ТОР и СПВ, так и вне оных. При определенных условиях можно было бы говорить о складывании в Приморье соответствующих отраслевых кластеров, но эта масштабная тема, на наш взгляд, достойна отдельного разговора. Промышленность и производство, судя по приведенной статистике, жизнеспособны только в условиях особых экономических зон. Проектов в сфере добычи и переработки морских биоресурсов, на которую традиционно возлагаются большие надежды в части подъема краевой экономики, заявлено немного. За пределами ТОР «Большой Камень» почти нет судоремонта и судостроения. Наконец, практически нет проектов из области ИКТ, hi-tech и энергетики.

Вполне возможно, что инвестиционный потенциал Приморского края далеко не исчерпывается перечисленными выше проектами, которых было бы вдвое больше при исправлении описанной в начале статьи ситуации с регулированием и инфраструктурой. Поэтому, пока не выявлены другие причины отставания края в инвестиционной активности ДФО, стоило бы учесть уже известные – в том числе, рекомендации АСИ в части создания в Приморском крае инвестиционной стратегии, промышленной политики, технопарков и других атрибутов инвестиционно привлекательного региона.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике