Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Club of successful business

Anatoly Semenov - about the prospects of the technopark "Yakutia"

Club of successful business

Technopark "Yakutia" appeared just a year ago. Nevertheless, he already today demonstrates the experience of state support for promising business projects that is unique for the Russian Far East. On the first results and plans for the future, says the director general of the organization, Anatoly Semenov.

- Anatoly, in December Technopark "Yakutia" celebrated its first anniversary. You started quite late, compared to many other similar structures in Russia. Do not you feel "catching up"?

- Technopark "Yakutia" was created by the decree of the President of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2011 year. The opening took place 22 December 2012 year, that is, in fact, we have been working for less than a year. In some respects, we are, in fact, "catching up" - in Russia there are technoparks that have more than a decade of history, which have grown up businesses with billions in turnover. But we do not experience any complexes in this regard - over the past year, together with our residents, we have achieved concrete financial results, we are talking about the growth of turnover for whole orders. We started later, but the dynamics at the start showed very impressive.

- The main success for this year was provided to the technopark by IT products and small production lines aimed at producing quite traditional products. And where is nanotechnology, microelectronics?

- Things that you are talking about - whether it's nanotechnology, renewable energy, microelectronics - are not done in one year. We will definitely come to similar projects. Perhaps this will happen in the very near future. The fact that we do not have them yet is natural, we are not a research institute. And we can not and will not take such complex projects from the zero cycle. Financing R & D is not our task at all. To be honest, I'm even glad that we started from a much more "mundane" level - indeed, because of the absence of hyper-complex tasks, our resident businesses were able to show quite a synchronous positive dynamics.

- But if there are no such high-tech projects today - where will they come from tomorrow?

- This confidence is based on a number of arguments. First, it is the presence in the republic of the Federal University. The university invests a lot in innovative development, has its own Arctic Innovation Center. Secondly, it is the Yakutsk scientific center, which includes nine institutes of the SB RAS. We have already included projects from the Institute of Physical and Technical Problems of the North, the Institute of Oil and Gas Problems, the Institute of Biology, and the Yakut Research Institute of Agriculture. Thirdly, large players come in the form of large mining companies. They also begin to invest.

Since we are talking about renewable energy, do you know that Yakutia has tremendous potential in the field of solar generation? In the country, 4 solar stations are already operating, and the energy sector says that their operation brings a quite tangible economic effect. So, such stations will soon become more, there will be a demand for parts, spare parts, control systems. There will also be local suppliers.

- And when to engage in science and new developments?

- In order to effectively engage in innovation, it is necessary to understand the principles of investing in innovation. This is also a business - you invest in new developments in order to remain the best, in order to preserve the market. But if you do not pay off these investments - you are bankrupt. I believe that people who understand these principles are much more likely to succeed in implementing scientific and innovative developments.

- In general, you say it as if the technopark is such a club of successful businessmen.

- In fact, so it is. Technopark "Yakutia" creates an infrastructure that allows residents to quickly develop their product, establish business processes, take their niche in the market. Start to make profit. Create jobs and start paying taxes. Get public recognition. Become successful. Given the remoteness of Yakutia from the main scientific and industrial centers of Russia, this approach is extremely important. We still have an opinion that it is possible to become successful only by moving somewhere "to the big earth". By creating such success stories, we show that people can achieve results at home. Accordingly, we expect that, as we develop, we will be able to interest many promising people who, without our work, did not associate their future with Yakutia.

- And what are the advantages of business development in Yakutia? Prices are high, the market is small ...



- But the conditions at the start are almost greenhouses. The market is small, but easily calculated. Prices are high - it means there is a huge potential for reducing them through the use of new technologies and innovations. For example, high prices for imported paint is the factor that helped “shoot” our resident “Biga”. Another important moment is that today the most developed in the country support system for innovative business has developed in Yakutia. There is a technopark, there is a venture company, there is the State Committee on Science and Innovations. There are scientific institutions. Functionality and powers are distributed between them in such a way that there is almost no duplication. And they all work in the logic of “All the flags will be visiting us” - we are extremely interested in localizing the most advanced experience in the most diverse areas of the economy in the republic.

- Do you suppose that there will be demand for this?

- Let's not forget that we are talking about the richest Russian region. In the 1990-s Yakutia, the first of all Far Eastern regions showed an increase in population. Despite the frosts, people go to us, including those who have left earlier. Year after year more and more people try, invest, take risks - and more and more interesting results we get.

- And can the technopark help financially in the development of business?

- We are not a financial instrument, we do not invest in projects themselves, we issue services. Starting from cheap rental, a community center with unique equipment and ending with coaching, mentoring and packaging projects.

- How is the interaction of the technopark with big business built?

- We want to integrate with big business - with ALROSA, MECHEL, Yakutskenergo - through the creation of small innovative enterprises. We are working on solving small problems. For example, from MECHEL, we face the task of disposing of tires. These are non-core things for large companies, they themselves are not so profitable to deal with these issues as to create conditions for the formation of innovative enterprises that will solve these problems for them.

- And do you yourself often come up with innovative ideas? Can you share a couple - suddenly one of the readers will find time and opportunity to do their implementation?

- Yes indeed. Since I have been analyzing various ideas for a long time, I also have some thoughts. Let's say that a lot of ideas arose during a series of brainstorming sessions on the project of the Republic of the Games, when we jointly came up with interactive IT projects. I very much want someone to find strength and technology to use the energy of the cold. As they say, so that we could turn our "minuses" into "pluses". Krionapravlenie is one of the key for Yakutia due to our natural features. Cold can be used, for example, to create economical climatic installations for the operation of data centers. Another idea is to use the cold correctly to store products and biomaterials.

- You are so free to share ideas. And if someone still realizes - will you demand your "copyright" participation?

- Did not think about it. (Laughs.) You know, one very good friend of mine once said: “The main thing is for the idea to live. It doesn't matter if you embody it or someone else. ” I can not say that I fully share this principle, but I know a lot of creative people who come up with good things much more than they can realize on their own. Of course, there is a patent right (and a technology park here can also help protect intellectual property). But what is better - to kill a lot of time and have 10 patents for unrealized inventions or to focus and "skim the cream" from two or three, and in your free time enjoy how your other ideas live their lives? I would choose the second option.

- Tell me, what will the technopark look like in a year? Five?

- In a year we will have a branch in Neryungri. There will be coworking centers in the uluses. As we are a regional technopark, we see our purpose in development in the regions of the republic. And in five years we are going to become leaders in the Far East. By this time the High-Tech Park will be built, which includes an IT park and other areas of our activity. IT park in five years - it will already be an impressive center for 30 thousand square meters. M, which will accommodate at least 100 companies. Their total output will be at least 2,5 billion rubles. And in 15 years we must be included in the list of top technology parks in South-East Asia.

August 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Клуб успешного бизнеса

Анатолий Семенов – о перспективах технопарка «Якутия»

Клуб успешного бизнеса

Технопарк «Якутия» появился всего год назад. Тем не менее он уже сегодня демонстрирует уникальный для Дальнего Востока России опыт государственной поддержки перспективных бизнес-проектов. О первых результатах и планах на будущее рассказывает генеральный директор организации Анатолий Семенов.

Анатолий, в декабре Технопарку «Якутия» исполнился год. Вы достаточно поздно начали, по сравнению со многими другими подобными структурами в России. Вы не чувствуете себя «догоняющим»?

– Технопарк «Якутия» создан распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) в 2011 году. Открытие же состоялось 22 декабря 2012 года, то есть фактически мы работаем меньше года. В каких-то аспектах мы, действительно, «догоняющие» – в России есть технопарки, имеющие более чем десятилетнюю историю, вырастившие бизнесы с миллиардными оборотами. Но никаких комплексов по этому поводу не испытываем – за прошедший год мы вместе с нашими резидентами добились конкретных финансовых результатов, речь о росте оборотов на целые порядки. Мы начали позже, но динамику на старте показали очень впечатляющую.

Основной успех за этот год технопарку обеспечили IT-продукты и небольшие производственные линии, направленные на выпуск вполне традиционных продуктов. А где же нанотехнологии, микроэлектроника?

– Вещи, о которых вы говорите, – будь то нанотехнологии, возобновляемая энергетика, микроэлектроника – не делаются за один год. Мы обязательно придем к подобным проектам. Возможно, это случится уже в самом ближайшем будущем. То, что их у нас пока нет, – это естественно, мы же не научно-исследовательский институт. А брать подобные сложные проекты с нулевого цикла мы не можем и не будем. Финансировать НИОКРы – совершенно не наша задача. Если честно, я даже рад, что мы начали с гораздо более «приземленного» уровня – ведь именно благодаря отсутствию гиперсложных задач бизнесы наших резидентов смогли показать достаточно синхронную позитивную динамику.

Но если подобных высокотехнологичных проектов нет сегодня – откуда они возьмутся завтра?

– Эта уверенность базируется на целом ряде аргументов. Во-первых, это наличие в республике Федерального университета. Университет очень много вкладывает в инновационное развитие, есть свой Арктический инновационный центр. Во-вторых, это Якутский научный центр, куда входят девять институтов СО РАН. К нам уже вошли проекты из Института физико-технических проблем Севера, института проблем нефти и газа, института биологии, якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. В-третьих, приходят крупные игроки в виде крупных добывающих компаний. Они тоже начинают вкладываться.

Раз уж заговорили о возобновляемой энергетике – знаете ли вы, что у Якутии потрясающий потенциал в области внедрения солнечной генерации? В республике уже работают 4 солнечные станции, и энергетики говорят, что их эксплуатация приносит вполне ощутимый экономический эффект. Значит, таких станций очень скоро станет больше, появится спрос на детали, запчасти, системы управления. Появятся и местные поставщики.

А когда же заниматься наукой и новыми разработками?

– Чтобы эффективно заниматься инновациями, надо понимать принципы инвестирования в инновационную деятельность. Это же тоже бизнес – ты вкладываешь в новые разработки, чтобы оставаться лучшим, чтобы сохранять за собой рынок. Но если ты не окупишь эти вложения – ты банкрот. Я считаю, что у людей, которые поймут эти принципы, гораздо больше шансов добиться успеха во внедрении научных и инновационных разработок.

Вы вообще так говорите, как будто технопарк – это такой клуб успешных бизнесменов.

- По сути, так оно и есть. Технопарк «Якутия» создает инфраструктуру, которая позволяет резидентам быстро развить свой продукт, наладить бизнес-процессы, занять свою нишу на рынке. Начать извлекать прибыль. Создать рабочие места и начать платить налоги. Получить общественное признание. Стать успешными. Учитывая удаленность Якутии от основных научных и промышленных центров России, такой подход крайне важен. У нас до сих пор бытует мнение, что успешным можно стать, только переехав куда-то «на большую землю». Создавая такие истории успеха, мы показываем, что люди могут добиваться результата и дома. Соответственно, мы ждем, что по мере развития сможем заинтересовать многих перспективных людей, которые без нашей работы не ассоциировали свое будущее с Якутией.

А в чем преимущества развития бизнеса в Якутии? Цены высокие, рынок маленький...

– Зато условия на старте почти что тепличные. Рынок маленький, зато легко просчитываемый. Цены высокие – значит, есть огромный потенциал по их снижению за счет использования новых технологий и инноваций. Например, высокие цены на привозную краску – именно тот фактор, который помог «выстрелить» нашему резиденту «Бигэ». Еще один немаловажный момент – сегодня в Якутии сложилась едва ли не самая проработанная в стране система поддержки инновационного бизнеса. Есть технопарк, есть венчурная компания, есть Госкомитет по науке и инновациям. Есть научные институты. Функционал и полномочия распределены между ними таким образом, что почти нет дублирования. И все они работают в логике «все флаги в гости будут к нам» – мы крайне заинтересованы в локализации в республике наиболее передового опыта в самых разных сферах экономики.

Вы предполагаете, что на это будет спрос?

– Давайте не забывать, что речь идет о богатейшем российском регионе. В 1990-е годы Якутия первая из всех дальневосточных регионов показала прирост населения. Несмотря на морозы, к нам едут люди, в том числе возвращаются те, кто уехал раньше. Год от года все больше людей пробуют, вкладываются, рискуют – и все больше интересных результатов мы получаем.

А может ли технопарк финансово помочь в развитии бизнеса?

– Мы не являемся финансовым инструментом, мы не инвестируем в сами проекты, мы выдаем сервисы. Начиная с дешевой аренды, центра коллективного пользования с уникальным оборудованием и заканчивая коучингом, менторством и упаковкой проектов.

Как строится взаимодействие технопарка с большим бизнесом?

– Мы хотим интегрироваться с большим бизнесом – с АЛРОСА, МЕЧЕЛ, «Якутскэнерго» – через создание малых инновационных предприятий. Мы отрабатываем в части решения мелких задач. Например, от МЕЧЕЛ перед нами стоит задача утилизации шин. Это непрофильные вещи для больших компаний, им самим заниматься этими вопросами не так выгодно, как создать условия для формирования инновационных предприятий, которые решат за них эти проблемы.

А вам самому часто приходят в голову инновационные идеи? Можете поделиться парочкой – вдруг кто-то из читателей найдет время и возможность заняться их реализацией?

– Да, действительно. Так как я долгое время занимался анализом всевозможных идей – у меня тоже есть кое-какие мысли. Допустим, очень много идей возникло во время серии мозговых штурмов по проекту «Республики Игр», когда мы совместно придумывали интерактивные IT-проекты. Очень хочу, чтобы кто-то нашел силы и технологии по использованию энергии холода. Как говорится, чтобы мы свои «минусы» умели превращать в «плюсы». Крионаправление – одно из ключевых для Якутии в силу наших природных особенностей. Холод можно использовать, например, для создания экономичных климатических установок для работы центров обработки данных. Еще одна идея – грамотно использовать холод для хранения продуктов и биоматериалов.

Вы так свободно делитесь идеями. А если кто-то все-таки реализует – будете требовать своего «авторского» участия?

– Не думал об этом. (Смеется.) Вы знаете, один очень хороший мой знакомый однажды сказал: «Главное, чтобы идея жила. Неважно, ты ее воплотишь или кто-то другой». Не могу сказать, что полностью разделяю этот принцип, но знаю очень много креативных людей, которые придумывают хороших вещей гораздо больше, чем могут самостоятельно реализовать. Конечно, есть патентное право (и технопарк здесь тоже может помочь в защите интеллектуальной собственности). Но что лучше – убить массу времени и иметь 10 патентов на нереализованные изобретения или сосредоточиться и «снять сливки» с двух-трех, а в свободное время наслаждаться, как живут своей жизнью ваши остальные идеи? Я бы выбрал второй вариант.

Скажите, как будет выглядеть технопарк через год? Через пять?

– Через год у нас появится филиал в городе Нерюнгри. Будут появляться коворкинг-центры в улусах. Так как мы региональный технопарк, свое предназначение мы видим в развитии в районах республики. А через пять лет мы намерены стать лидерами на Дальнем Востоке. К этому времени будет построен Парк высоких технологий, включающий в себя IT-парк и другие направления нашей деятельности. IT-парк через пять лет – это уже будет впечатляющий центр на 30 тыс. кв. м, на которых разместятся не менее 100 компаний. Их суммарный объем выпуска составит минимум 2,5 млрд рублей. А через 15 лет мы должны войти в список топ-технопарков Юго-Восточной Азии.