Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Strawberry insufficiency

In the Magadan region, they began to grow indoor strawberries in an uninterrupted mode. The launch of a large year-round greenhouse complex in the region was planned for several years, until an investor was found - from local industrialists.

But this is unlikely to solve the problem of chronic lack of vitamins among residents of Kolyma - the prices for imported vegetables and fruits make them inaccessible to most buyers, their production is insufficient, and the Kolyma gifts of nature are no less expensive. Greater action is needed to tackle the health problems of local populations caused by dietary deficiencies.

Strawberry insufficiency
Photo: Galina Borisova

The first strawberries were planted in a greenhouse complex in the village of Talaya in the Magadan Region. The seedlings were brought from Holland. The first harvest is expected in mid-June. It's almost spring in the Magadan Region.


As the well-known industrialist in Kolyma Alexander Basansky, whose concern built these greenhouses, explains, 480 sq. meters of planting area, it is planned to receive from three to five tons of berries per year. In addition, seven thousand square meters will be occupied with tomatoes. meters of area and the same - for cucumbers. Kolyma residents will also see them in the summer. During the year, they plan to receive 1 tons of both.


The fifth generation greenhouses are fully automated, equipped with systems for creating artificial fog, climate control, and air generation. Solar energy is used. The equipment allows you to saturate the plants with carbon dioxide to increase yields. Heat is partly obtained from a hot source, partly from traditional fuels. Given the local energy tariffs, this scheme is the most rational.

Tomatoes and cucumbers in the greenhouse complex will be grown year-round - this is also the first experience for the region.

The regional governor Sergey Nosov and the chairman of the Magadan Regional Duma Sergey Abramov are considering the possibility of a centralized supply of vegetables and berries to children's, medical and social institutions in Kolyma.

Alexander Basansky promises that the berry will be sold "at a reasonable price." Kolyma residents are interested in what this means, but so far the intrigue remains.

“We are working on a system of direct contracts with a fixed price. We plan to profit not from the price, but from the turnover. This will make the products affordable, ”he promised.


The price issue is very important. In the summer, cucumbers in Kolyma are grown by several farms - also in greenhouses, but in ordinary, seasonal ones, and not everyone can afford them. The first local cucumbers are sold at about 600 rubles per kg. The same price is for imported cucumbers and tomatoes. Although tomatoes from the PRC, if desired, can be bought at 300 rubles per kg. In summer, as a rule, Magadan cucumbers drop in price to about 250 rubles.

Chinese apples are sold at a price of 200 rubles per kilogram and more, pears for 300 rubles, tangerines for 280 rubles and more. Strawberries appear in the spring at a price of one and a half thousand at the very beginning to 800 at the end of the season. Many residents of Kolyma do not eat it and other garden berries for years - not all fly to the "mainland", where it is cheap and tasty, and pensioners, if relatives do not help, see it only when passing by. Some do not take the imported one, because often it does not have a pronounced smell or taste.

Someone is trying to grow berries in their dachas, but this is rather "art for art."

“I myself never take strawberries, I can’t afford it,” says pensioner Galina Ivanovna from the village of Ola. - I have several bushes on the site, over the summer berries grow in a 750-gram jar. Not at once, but for the whole season. It's small but tasty. "

The Magadan farm "Evelina" grows strawberries in the open field, but not much, because the Kolyma summer is short. The volumes are small, since this is not the main production.

And a month ago, fresh cherries were delivered to the shops of one city chain in Magadan. At over 3300 per kilogram. Yes, this is not a typo, there is no comma in this figure. The "ordinary" townspeople were once again surprised, laughed, and sent photographs to their friends in the CRS.

“And what, everyone there loves cherries so much that they are ready to buy them even for a million? - asked Olga from Moscow. - What is the point of transporting it at such a price if it just rotted away? Now in Moscow, good tomatoes and cucumbers cost about 300, berries up to 700 rubles, "ordinary" vegetables can be found for 80 rubles. Is the delivery really that expensive? "

The Kolyma people themselves do not understand. The markup is much higher than the cost of a kilogram of air cargo. Here it is called: "Business in Magadan".

A resident of Magadan Valentina took 100 grams of this cherry for a sample for children. It turned out 11 things for 400 rubles. The berry turned out to be sour. This is even more offensive.

In one of the TV interviews, the governor of the region noted that the average salary of Kolyma residents, if we exclude shift workers working in gold mining enterprises, fishermen, "indexes" who need to pay a salary of 200 percent of the average in industry in the region, that is, those people who work for small private, communal, budgetary enterprises, it is about 50 thousand rubles. Considering the high cost of utility bills and services in general, it turns out that these gifts of nature are clearly not for “mere mortals”.


And how many people will see this very local strawberry? If we take the average production rate - 4 tons per year, this is no more than 350 kg per month. Let's take away part of the supplies to social and children's institutions, let's leave conditionally half, it comes out about 170 kilograms per month. Basically, it will go to the stores of the Arbat concern, which also includes the greenhouse complex, but there are not so many of them. So one company cannot solve the problem. This is a good example, but not a panacea.

Probably, the new greenhouse complex will affect the supply of vegetables - cucumbers and tomatoes. There will be more of them. Perhaps this will force competitors to lower prices for their products. The summer season will show.

The need for vitamins from vegetables, berries and fruits, their importance in Kolyma is high, as few elsewhere. Scientists working in the Magadan region have long been studying the problems of the influence of climatic and other living conditions on the health of northerners. The food structure, water composition, high latitudes and hypoxia are directly among them.

Thus, in the article "Modern problems of adaptation processes and human ecology in the circumpolar and arctic regions of Russia: conceptual approaches to solving" A.L. Maksimov (Research Center "Arctic" FEB RAS, Magadan), published in the Ulyanovsk biomedical journal "Normal and Pathological Physiology" No. 1 in 2015, considers the need to regionalize the territory of the Russian Federation on the basis of the discomfort index, which, along with climatogeographic and socio-economic indicators, should take into account and biomedical.

Studies have shown that in the North, a person develops a complex of negative syndromes and conditions. These, the scientist enumerates, include “polar tension, polar dyspnea, polar metabolic type (transition from carbohydrate to fat metabolism), delayed ontogeny of functional development, premature aging, sensory deprivation, hypodynamia, northern arterial hypertension of the small circle, and negative conditions include: seasonal affective disorders, desynchronosis, hypovitaminosis, microelementosis, hyperlipidemia, hyperglycemia, thyroid hyperplasia, decreased reproductive function in men and women. "

A group of scientists from the Research Center "Arctic" FEB RAS, Magadan Ye.A. Lugovaya, A.L. Maksimov, E.M. Stepanov in the journal "Vestnik FEB RAS" No. 5 back in 2013 published an article "Features of mineral metabolism in senior schoolchildren in Magadan."

“Natural drinking waters have a poor mineral composition. In this regard, the intake of vital microelements into the body is limited and is aggravated by insufficient consumption of natural, unrefined products and the increasing use of refined, canned and thermally processed foods. A long-term deficiency of vitamins and microelements with an increased need for them in a state of constant environmental stress in the extreme conditions of the region has a significant impact on the effectiveness of adaptation and the health potential of the population, ”the authors note.

Scientists analyzed the indicators of the elemental system of the body of preschoolers, adolescents and senior schoolchildren permanently residing in Magadan and revealed significant violations of mineral metabolism and a deep deficiency of essential macro- and microelements: Co, Ca, I, Mg, Cu.

“In the conditions of the North, such violations can lead to a decrease in the body's adaptive reserves. At the same time, a chronic deficiency of basic bioelements in extreme northern conditions creates the basis for the development of dysfunctions of many physiological systems and a wide range of pathologies, ”the article says.

Researchers talk about controlling these processes and optimizing nutrition in order to correct these disorders in the early stages. Eating properly in the North is difficult, which means keeping healthy too. After a vacation in warm regions, you don't even want to look at much of what is sold in Kolyma. The prices are annoying. The lack of tasty and cheap vegetables and fruits is not just a shortcoming of a vitamin-poor diet. Here, even with several greenhouse complexes, the problem cannot be corrected. Own production in conditions of high cost of fuel and electricity and a very short summer cannot compete with the "mainland".

Sometime in the 80s, fruits were brought to Kolyma by ships before the New Year - around November. People tried to buy at once a box of apples for twenty kilograms, a box of tangerines, huge bunches of tough green bananas. They put the boxes somewhere in a corner and punished the children: "This is for the New Year." And bananas ripened under the bed in the dark. And so they lived.

Now the situation has changed, but not so much that the adults of Kolyma and their children have on their tables everything that residents of other latitudes have, despite the fact that for life they need a greater margin of safety. Although there is a lot in stores, the feeling of fruit vegetable hunger has not gone anywhere. And the region, whatever one may say, will not be able to defeat it with the help of self-sufficiency.

June 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Клубничная недостаточность

В Магаданской области начали выращивать клубнику закрытого грунта в бесперебойном режиме. Запуск крупного круглогодичного тепличного комплекса в регионе планировали несколько лет, пока не нашелся инвестор – из местных промышленников.

Но это вряд ли решит проблему хронической нехватки витаминов у жителей Колымы – цены на привозные овощи и фрукты делают их недоступными для большей части покупателей, своего производства недостаточно, да и колымские дары природы не менее дорогие. Для решения проблем со здоровьем местного населения, вызванных недостатками рациона, нужны более масштабные меры.

Клубничная недостаточность
Фото: Галина Борисова

В тепличном комплексе в поселке Талая в Магаданской области высадили первую клубнику. Рассаду привезли из Голландии. Первый урожай ждут в середине июня. В Магаданской области это еще почти весна.


Как поясняет известный на Колыме промышленник Александр Басанский, чей концерн и построил эти теплицы, под клубнику отведено 480 кв. метров посадочных площадей, планируется получать в год от трех до пяти тонн ягоды. Кроме того, помидорами будет занято семь тысяч кв. метров площади и столько же – под огурцы. Их колымчане тоже увидят летом. В течение года планируют получать по 1 тыс. тонн того и другого.


Теплицы пятого поколения полностью автоматизированы, оснащены системами создания искусственного тумана, поддержания климата, генерации воздуха. Используется солнечная энергия. Оборудование позволяет насыщать растения углекислым газом, для повышения урожайности. Тепло частично получают за счет горячего источника, частично – с помощью традиционных видов топлива. При здешних тарифах на энергоносители эта схема наиболее рациональная.

Помидоры и огурцы в тепличном комплексе будут выращивать круглогодично - это тоже первый опыт для региона.

Губернатор региона Сергей Носов и председатель Магаданской областной думы Сергей Абрамов рассматривают возможность централизованной поставки овощей и ягоды в детские, медицинские и социальные учреждения Колымы.

Александр Басанский обещает, что ягода будет продаваться «по разумной цене». Колымчанам интересно, что это значит, но пока интрига сохраняется.

«Прорабатываем систему прямых договоров с фиксированной ценой. Планируем получать прибыль не от цены, а за счет оборота. Это позволит сделать продукцию доступной», - обещал он.


Вопрос цены очень важен. Летом огурцы на Колыме выращивает несколько хозяйств – тоже в теплицах, но в обычных, сезонных, и они далеко не всем по карману. Первые местные огурчики продают примерно по 600 рублей за кг. Та же цена и на привозные огурцы и помидоры. Хотя помидоры из КНР при желании можно купить по 300 рублей за кг. Летом, как правило, магаданские огурцы дешевеют примерно до 250 рублей.

Китайские яблоки продают по цене от 200 рублей за килограмм и выше, груши по 300, мандарины от 280 рублей и дороже. Клубника весной появляется по цене от полутора тысяч в самом начале до 800 под конец сезона. Многие жители Колымы ее и другую садовую ягоду не едят годами - на «материк», где это дешево и вкусно, летают не все, а пенсионеры, если не помогает родня, видят ее, только проходя мимо. Привозную некоторые не берут, потому что часто она не имеет ни выраженного запаха, ни вкуса.

Кто-то пробует выращивать ягоду на своих дачах, но это скорее «искусство для искусства».

«Я сама никогда не беру клубнику, мне это не по карману, - признается пенсионерка Галина Ивановна из поселка Ола. – У меня на участке несколько кустов, за лето вырастает ягоды на 750-граммовую баночку. Не за раз, а за весь сезон. Она маленькая, но вкусная».

Магаданское КФХ «Эвелина» выращивает клубнику в открытом грунте, но немного, ведь колымское лето коротко. Объемы небольшие, так как это не основное производство.

А месяц назад в магазины одной городской сети Магадана завезли свежую черешню. По цене более 3300 за килограмм. Да, это не опечатка, в этой цифре нет запятой. «Простые» горожане в очередной раз удивлялись, смеялись, посылали друзьям в ЦРС фотографии.

«А что, там все так любят черешню, что готовы купить ее даже за миллион? – спросила москвичка Ольга. – Какой смысл возить ее по такой цене, если она просто сгниет? Сейчас в Москве хорошие помидоры и огурцы стоят около 300, ягоды до 700 рублей, «обычные» овощи можно найти по 80 рублей. Неужели настолько дорогая доставка?»

Колымчане сами не понимают. Наценка гораздо больше стоимости килограмма авиагруза. Здесь это называют: «Бизнес по – магадански».

Жительница Магадана Валентина взяла на пробу детям 100 граммов этой черешни. Получилось 11 штучек на 400 рублей. Ягода оказалась кислой. Это еще обиднее.

В одном из телеинтервью губернатор региона отметил, что средняя зарплата колымчан, если исключить вахтовиков, работающих на золотодобывающих предприятиях, рыбаков, «указников», которым нужно платить зарплату в размере 200 процентов от средней в промышленности по региону, то есть тех людей, кто работает на небольших частных, коммунальных, бюджетных предприятиях, составляет около 50 тысяч рублей. Учитывая высокую стоимость коммунальных платежей и в целом услуг получается, что эти подарки природы явно не для «простых смертных».


Да и многие ли увидят эту самую местную клубнику? Если взять средний показатель производства – 4 тонны в год, это не более 350 кг в месяц. Отнимем часть поставок в социальные и детские учреждения, оставим условно половину, выходит около 170 килограммов в месяц. В основном она пойдет в магазины концерна «Арбат», в который входит и тепличный комплекс, а их не так много. Так что одним предприятием проблему не решить. Это хороший пример, но не панацея.

Наверное, новый тепличный комплекс повлияет на обеспеченность овощами – огурцами и помидорами. Их станет больше. Возможно, это заставит конкурентов снизить цены на свою продукцию. Летний сезон покажет.

Потребность в витаминах из овощей, ягод и фруктов, их важность на Колыме высоки, как мало где еще. Ученые, работающие в Магаданской области, давно изучают проблемы влияния на здоровье северян климатических и других условий проживания. Структура питания, состав воды, высокие широты и гипоксия прямо относятся к их числу.

Так, в статье «Современные проблемы адаптационных процессов и экологии человека в приполярных и арктических регионах России: концептуальные подходы к решению» А.Л. Максимов (Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, г. Магадан), вышедшей в Ульяновском медико-биологическом журнале «Нормальная и патологическая физиология» № 1 в 2015 году рассматривается необходимость районировать территории РФ на основании индекса дискомфортности, который, наряду с климатогеографическими и социально-экономическими показателями, должен учитывать и медико-биологические.

Исследованиями доказано, что на Севере у человека формируется комплекс негативных синдромов и состояний. К ним, перечисляет ученый, относят «полярное напряжение, полярную одышку, полярный метаболический тип (переход с углеводного на жировой обмен), задержку в онтогенезе функционального развития, преждевременное старение, сенсорную депривацию, гиподинамию, северную артериальную гипертензию малого круга, а к негативным состояниям относят: сезонные аффективные расстройства, десинхроноз, гиповитаминозы, микроэлементозы, гиперлипедемию, гипергликемию, тиреоидную гиперплазию, снижение репродуктивной функции у мужчин и женщин».

Группа ученых НИЦ «Арктика» ДВО РАН, Магадан Е.А. Луговая, А.Л. Максимов, Е.М. Степанова в журнале «Вестник ДВО РАН» № 5 еще в 2013 году опубликовали статью «Особенности минерального обмена у старших школьников г. Магадан».

«Природные питьевые воды имеют бедный минеральный состав. В связи с этим поступление в организм жизненно необходимых микроэлементов ограничено и усугубляется недостаточным потреблением натуральных, неочищенных продуктов и все большим использованием в пищу рафинированных, консервированных и термически обработанных. Длительный дефицит витаминов и микроэлементов при повышенной потребности в них в состоянии постоянного экологического стресса в экстремальных условиях региона оказывает существенное влияние на эффективность адаптации и потенциал здоровья населения», - отмечают авторы.

Ученые анализировали показатели элементной системы организма дошкольников, подростков и старших школьников, постоянно проживающих в Магадане и выявили существенные нарушения минерального обмена и глубокий дефицит эссенциальных макро- и микроэлементов: Co, Ca, I, Mg, Cu.

«В условиях Севера такого рода нарушения могут привести к снижению адаптационных резервов организма. При этом хронический дефицит основных биоэлементов в экстремальных северных условиях создает основу для развития дисфункций многих физиологических систем и широкого спектра патологий», - отмечается в статье.

Исследователи говорят о контроле за этими процессами и об оптимизации питания, чтобы на ранних стадиях исправлять эти нарушения. Правильно питаться на Севере сложно, а значит, и сохранять здоровье тоже. На многое из того, что продается на Колыме, после отпуска в теплых регионах и смотреть не хочется. Цены раздражают. Нехватка вкусных и дешевых овощей и фруктов – это не просто недостатки бедного витаминами рациона. Тут и несколькими тепличными комплексами проблему не исправить. Собственное производство в условиях дороговизны топлива и электроэнергии и очень короткого лета не может конкурировать с «материком».

Когда-то в 80-е годы на Колыму кораблями привозили фрукты перед Новым годом – примерно в ноябре. Люди старались покупать сразу коробку яблок килограммов на двадцать, ящик мандаринов, огромные связки жёстких зеленых бананов. Коробки ставили где-нибудь в угол и наказывали детям: «это на Новый год». А бананы дозревали под кроватью в темноте. Так и жили.

Сейчас ситуация изменилась, но не настолько, чтобы у взрослых колымчан и их детей на столах было все, что есть у жителей других широт, при том, что для жизни им нужен больший запас прочности. Хоть в магазинах есть многое, но ощущение фруктового овощного голода никуда не делось. И победить его с помощью самообеспечения регион, как ни крути, не сможет.

23 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика