Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

A key business lesson from the pandemic

What lessons has big business learned from the coronavirus pandemic and what does it need to become in order to survive?

Alexey Erokhin, head of the Far Eastern branch of EY (Ernst & Young), one of the world's largest audit and consulting companies, answered EastRussia's questions.

A key business lesson from the pandemic
Photo: EY Press Service

- Alexey Vladimirovich, in the corporate report, EY calls 2020 the year of "updates and transformations". What was it like for the business in general, and for your company in particular?

- Obviously, 2020 was not an easy year for business. New challenges arose, companies were forced to adapt and change, even to simply continue to exist. However, only negative factors cannot be taken into account. Under the pressure of the situation, many companies have invested in technology development, and some types of business have even received an impetus for development. Thus, according to a study conducted by EY at the end of 2020, 61% of business representatives surveyed see the challenges of 2020 new opportunities.

According to a study by EY and Forbes Insights, large Russian business was better prepared for the crisis compared to global participants in the Forbes 2000 list, moreover, 100% of domestic companies expect their business to grow during the next three years... Negative and pessimistic forecasts came true only partially. For example, according to EY, at the end of the first and the beginning of the second quarter of 2020, Russian banks expected a decrease in net profit by more than 20% and a decrease in the return on equity to 10%, while in fact, net profit decreased by only 6%, and the return on equity turned out at 16% versus 20% in 2019... Of course, serious changes in the business of our clients could not but affect the activities of our company. However, according to EY's FY2020 Global Report, revenue growth has slowed down slightly, remained positive и accounted for 4.1% by 2019... If we talk about Russian indicators, then according to the traditional Expert RA rating, we took first place among the largest Russian audit groups and networks for the 7th time, with a 10% increase in revenue in 2020. As for the transformation, our experience allowed us to build the process as flexibly as possible, using different formats, including remote ones. Therefore, I can say that we were ready for an unexpected and abrupt transition to online. If we talk about services, now there is a high demand for large transformation projects such as technological transformation and optimization of business processes, tax issues related to international taxation, risk management issues, and, of course, audit are also in demand. 

- The year 2020 has shown how dangerous it is to underestimate the likelihood of force majeure. And what a difficult situation the companies of the transport, tourism and other industries are in. What do you think the pandemic has taught business?

- The quick negative changes associated with the restrictions introduced to combat the pandemic really hit transportation, HORECA and the entertainment industry in the first place. At the same time, some catering establishments have restructured their business model, switched to online delivery of products, and thus reduced the negative impact. Flexible and, in a sense, innovative thinking, the use of modern technologies and solutions have become important for business. Naturally, not all types of businesses can be transferred online. That is why companies were forced to start more actively managing their risks and reducing costs. Retention of qualified personnel has become a priority. In the harsh conditions of the pandemic and restrictions, many affected companies would find it difficult to cope without government support. In general, the new situation that has arisen due to the pandemic has allowed the management of many companies to identify weaknesses and identify areas for development and improvement. Thus, according to a study by EY, 95% of Russian companies expect that the greatest changes will occur in the field of personnel management, corporate strategy and culture (63%) and innovation processes (63%)... Willingness to change, relying on qualified personnel and the ability to assess risks and transform the business in accordance with market needs are the most important lessons of the pandemic.

- How did the pandemic affect business transformation in Russia?

- The new reality dictates new methods of business management - according to a survey of senior executives conducted by EY and Forbes Insights, 63% of Russian companies are preparing to increase spending on transformation of their activities. Among the key tasks of transformation are the reallocation of resources and the allocation of new significant investments. At the same time, Russian companies plan not to change the structure of their business through mergers and acquisitions or changes in the management block, but to invest in new technological solutions and begin a comprehensive business transformation, and without cutting costs. The ability to comprehensively take into account geopolitical risks, readiness for digitalization and the introduction of breakthrough innovations are the necessary competencies for the development and increase of business resilience in the face of uncertainty. Interestingly, 54% of Russian companies participating in the survey believe that the problems of climate change and environmental protection are also directly affecting the solution of the tasks of transforming their business. The most important qualities of a leader-conductor of change for Russian leaders are openness, innovative thinking and management many continuous transformations in the company.

- How have business requests changed during the pandemic (among your clients)?

- Our clients began to pay more attention to the formation of corporate strategy in the face of constantly changing external factors, issues of risk management, as well as to new methods of working with personnel in a “remote” mode. According to research, conducted by RBC and SAP, 53% of the respondents noted that it was necessary to rebuild the processes of personnel management, 51% - marketing. The issues of digital transformation and sustainable development have become significant. Due to the pandemic 76% of large Russian companies accelerated business transformation process. As information and data have become an integral part of doing business, data analytics and data protection are now also important to customers. A RUSSOFT study published in October 2020 showed that for 70% of Russian companies, the issue of data protection is a major cybersecurity issue... Besides, a lot of attention on the part of clients is paid supply chain management... According to EY forecasts, the global economic recovery after the pandemic will look like a saw with small local falls and subsequent growth, which will require companies flexibility, ability to quickly recover and quick response. 

- What projects with the attraction of foreign investment in the Far East deserve attention? What are the FDI trends in the Far East market?

- Over the past 8 years, the share of foreign investment in the Far East has increased 16 times and amounted to 1 trillion 300 billion rubles, and by 2024 the volume of investments will grow 4 times and will already amount to 5 trillion rubles. Among the newest large projects in the energy sector is the joint complex of Rusatom Overseas and the French Air Liquide (a producer of industrial gases), within the framework of which it is planned to build an enterprise on Sakhalin for the production of 30-100 thousand tons of hydrogen per year. For such a volume, according to experts, it may be necessary to build about 500 MW of the installed capacity of nuclear power generation, which is estimated at 200 billion rubles.

According to the Ministry for the Development of the Russian Far East, the number of Far Eastern projects with Chinese participation has increased from 2018 to 29 since 59. The total volume of Chinese investments in these projects is $ 2,4 billion, which is 73% of the total volume of foreign investments in projects implemented in the Far Eastern Federal District. Also, in the future, it is planned to expand cooperation with Indian companies, within the framework of which possible projects for the supply of hydrocarbons from the Far East to India, as well as geological exploration, production and processing of oil and other energy resources, are currently being considered. 

- In 2021, there are hopes for economic recovery and growth, and if so, which one?

- In its April forecast, the IMF improved estimates for the global economic recovery from 5,5% in January to 6,0% yoy (yoy) in 2021 and from 4,2% to 4,4% yoy year in 2022. According to the expectations of the IMF, the key driver of global economic growth in the coming years will be China, which will account for more than one-fifth of total GDP growth until 2026. According to the results of the study of investment attractiveness, which EY traditionally prepares for the St. Petersburg International Economic Forum, in 2021 foreign direct investment is expected to increase due to the emergence of deferred demand for the implementation of projects: 40% of respondents plan to develop or expanding business in Europe (including Russia), whereas at the beginning of 2020 this figure was 27%. According to a survey by EY and Forbes, business recovery will begin this year. 76% of respondents from Russia note that inmoderate growth possible revenue.

In the first three months of 2021, the Russian economy showed indirect signs of industrial growth. In particular, the rate of electricity generation increased by 1 quarter. 2021 by 4,9% yoy, while the manufacturing PMI was above 50 points throughout the quarter.In its April forecast for the global economy IMF has raised estimates of Russia's GDP growth from 3,0% expected in January to 3,8% yoy in 2021

- About three years ago, speaking about the sphere of public-private partnership, you noted that state and administrative institutions do not understand business. Is the situation changing?

- On the one hand, the situation is certainly changing, because, firstly, the market for PPP (public-private partnership) projects has grown and competence grows with experience, and secondly, training in the field of PPP has been popularized. On the other hand, there is a turnover in government structures of those personnel who have undergone appropriate training and gained experience working on specific projects with external consultants. As a rule, specialists leave for higher-paying jobs in business or consulting, since the demand for labor resources in this area is still high. To maintain competence within government structures, it is advisable to consider the allocation of PPP specialists to separate PPP centers for the consolidation of personnel and competencies.

- EY works with projects in the format of public-private partnerships, concessions. To what extent and in what areas are such projects in demand today? How do you assess the mechanism of the "Far Eastern Concession", which is now being actively discussed, based on its presentation to the business community by the Ministry for the Development of the Far East and the Arctic?

- EY supports both investors and the public sector. In the field of PPP, the range of services includes the development of organizational, legal and financial models of the project, support in negotiations, preparation of documentation: a private proposal or tender documentation, development or examination of a concession agreement or a public-private partnership agreement. In cooperation with the government, EY also participates in the preparation of regulatory legal acts necessary for the implementation of a PPP project. EY is mainly approached in connection with the implementation of projects in the areas of transport infrastructure, social infrastructure, as well as in the field of health. Recently, there has been an increase in interest in projects aimed at creating information technology objects.

The mechanism of the "Far Eastern concession" arose, inter alia, in connection with the exclusion of the possibility of installments within the framework of government contracts. At the same time, the region still needs an understandable way to implement socially significant projects with payment to the investor "in installments", in which the private party will create the infrastructure, and the public party will reimburse the agreed costs over a long period (20-30 years). In this situation, the state needs to carefully evaluate the financial model of the project in order for the project to be truly beneficial to both parties, not only in the short term, but also after decades. The mechanism of the "Far Eastern Concession" can work effectively with full support from the Ministry for the Development of the Russian Far East and the Corporation for the Development of the Far East, in which all the necessary decisions will be coordinated in a balanced and prompt manner. It is obvious that the creation of an investment accelerator and the definition of criteria for selecting projects for launching according to the “Far Eastern Concession” model is currently the primary task.

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Ключевой урок пандемии для бизнеса

Какие уроки извлек крупный бизнес из пандемии коронавируса и каким ему надо стать, чтобы выжить?

на вопросы EastRussia ответил Алексей Ерохин, руководитель Дальневосточного филиала EY («Ernst & Young») - одной из крупнейших в мире аудиторско-консалтинговый компаний.

Ключевой урок пандемии для бизнеса
Фото: пресс-служба EY

– Алексей Владимирович, в корпоративном отчете EY называет 2020-й год годом «обновлений и трансформаций». Каким он был для бизнеса в целом, и для вашей компании в частности?

– Очевидно, 2020 год был непростым для бизнеса. Появились новые вызовы, компании были вынуждены приспосабливаться и меняться, даже чтобы просто продолжить существовать. Однако нельзя учитывать только негативные факторы. Под давлением ситуации многие компании инвестировали в развитие технологий, а некоторые виды бизнеса даже получили толчок к развитию. Так, согласно исследованию, проведенному EY в конце 2020 года, 61% опрошенных представителей бизнеса видят в вызовах 2020 года новые возможности.

По результатам исследования EY и Forbes Insights, крупный российский бизнес оказался лучше подготовлен к кризису, по сравнению с глобальными участниками списка Forbes 2000, более того, 100% отечественных компаний ждут роста объемов своего бизнеса в течение ближайших трех лет. Негативные и пессимистические прогнозы оправдались лишь частично. Например, по данным EY, в конце первого и в начале второго квартала 2020 года российские банки ожидали снижения чистой прибыли более чем на 20% и снижения рентабельности капитала до 10%, тогда как по факту чистая прибыль уменьшилась лишь на 6%, а рентабельность капитала оказалась на уровне 16% относительно 20% в 2019 году. Конечно, серьезные изменения в бизнесе наших клиентов не могли не повлиять на деятельность нашей компании. Тем не менее, по итогам глобального отчета EY за 2020 финансовый год темпы роста выручки хотя и немного снизились, остались положительными и составили 4.1% к 2019 году. Если говорить о российских показателях, то согласно традиционному рейтингу Эксперт РА, мы в 7-й раз заняли первое место среди крупнейших российский аудиторских групп и сетей, с ростом выручки 10% за 2020 год. Что касается трансформации, то опыт нашей работы позволял и ранее выстраивать процесс максимально гибко, используя разные форматы, в том числе и удаленные. Поэтому могу сказать, что к неожиданному и резкому переходу в онлайн мы были готовы. Если говорить об услугах, то сейчас высокий спрос на большие трансформационные проекты такие, как технологическая трансформация и оптимизация бизнес-процессов также востребованы налоговые вопросы, связанные с международным налогообложением, вопросы управления рисками, и, конечно, аудит. 

– 2020-ый год показал, как опасно недооценивать вероятность форс-мажоров. И в каком тяжелом положении оказались компании, транспортной, туристической и других индустрий. Чему, на ваш взгляд, пандемия научила бизнес?

– Быстрые негативные изменения, связанные с ограничениями, введенными для борьбы с пандемией, действительно в первую очередь ударили по транспорту, HORECA и индустрии развлечений. В то же время некоторые предприятия общественного питания перестроили бизнес-модель, перешли на онлайн-доставку продукции и таким образом снизили негативный эффект. Важным для бизнеса стало гибкое и в каком-то смысле инновационное мышление, использование современных технологий и решений. Естественно, не все виды бизнеса можно перенести в онлайн. Именно поэтому компании были вынуждены начать более активно управлять своими рисками, снижать затраты. Приоритетом стало сохранение квалифицированного персонала. В тяжелых условиях пандемии и ограничений многим пострадавшим компаниям сложно было бы справиться без поддержки государства. В целом новая ситуация, возникшая из-за пандемии, позволила руководству многих компаний выявить слабые места и определить области для развития и улучшений. Так, по данным исследования EY, 95% российских компаний ожидают, что наибольшие изменения произойдут в сфере управления персоналом, корпоративной стратегии и культуры (63%) и инновационных процессов (63%). Готовность к изменениям, опора на квалифицированный персонал и умение оценивать риски и трансформировать бизнес в соответствии с потребностями рынка –самые важные уроки пандемии.

– Как пандемия повлияла на трансформацию бизнеса в России?

– Новая реальность диктует новые методы управления бизнесом – по итогам опроса руководителей высшего звена, проведенного EY и Forbes Insights, 63% российских компаний готовятся увеличить расходы на трансформацию своей деятельности. Среди ключевых задач трансформации – перераспределение ресурсов и выделение новых значительных инвестиций. При этом российские компании планируют не менять структуру своего бизнеса за счет сделок слияний и поглощений или изменений в управленческом блоке, а инвестировать в новые технологические решения и начинать всестороннюю трансформацию бизнеса, причем без сокращения расходов. Умение всесторонне учитывать геополитические риски, готовность к цифровизации и внедрение прорывных инноваций – необходимые компетенции для развития и повышения устойчивости бизнеса в условиях неопределенности. Интересно, что 54% российских компаний-участниц опроса считают, что также на решение задач трансформации их бизнеса напрямую влияют проблемы изменения климата и защита окружающей среды. Важнейшими качествами лидера-проводника изменений для российских руководителей становятся открытость, инновационное мышление и управление множеством непрерывных преобразований в компании.

– Как изменились запросы бизнеса в пандемию (среди ваших клиентов)?

– Наши клиенты стали обращать больше внимания на вопросы формирования корпоративной стратегии в условиях постоянно меняющихся внешних факторов, вопросы управления рисками, а также на новые методы работы с персоналом в «удаленном» режиме. Согласно исследованию, проведенному РБК и SAP, 53% опрошенных отметили, что потребовалось перестраивать процессы управления персоналом, 51% – маркетинг. Значимыми стали вопросы цифровой трансформации и устойчивого развития. В связи с пандемией 76% крупных российских компаний ускорили процесс трансформации бизнеса. Поскольку информация и данные стали составной частью ведения бизнеса, анализ и защита данных теперь также важны для клиентов. Исследование компании РУССОФТ, опубликованное в октябре 2020 года, показало, что для 70% российских компаний вопрос защиты данных – главная проблема, связанная с кибербезопасностью. Кроме этого, много внимания со стороны клиентов уделяется управлению цепочками поставок. Согласно прогнозам EY, восстановление мировой экономики после пандемии будет иметь вид пилы с небольшими локальными падениями и последующим ростом, что потребует от компаний гибкости, умения быстро восстанавливаться и быстрой реакции. 

– Какие проекты с привлечением иностранных инвестиций на Дальнем Востоке заслуживают внимания? Каковы тенденции ПИИ на дальневосточном рынке?

– За последние 8 лет доля иностранных инвестиций на Дальнем Востоке увеличилась в 16 раз и составила 1 трлн 300 млрд рублей, а к 2024 объем инвестиций вырастет еще в 4 раза и составит уже 5 трлн рублей. Из новейших крупных проектов в сфере энергетики – это совместный комплекс «Русатом Оверсиз» и французской Air Liquide (производитель промышленных газов), в рамках которого планируется построить на Сахалине предприятие по производству 30–100 тыс. тонн водорода в год. Для такого объема, по оценкам экспертов, может потребоваться строительства около 500 МВт установленной мощности атомной генерации, что оценивается в 200 млрд рублей.

По данным Минвостокразвития, количество дальневосточных проектов с китайским участием с 2018 года увеличилось с 29 до 59. Общий объем китайских инвестиций в эти проекты составляет $2,4 миллиарда, это составляет 73% от общего объема иностранных вложений в проекты, реализуемые в ДФО. Также в перспективе планируется расширение сотрудничества с индийскими компаниями, в рамках которого сейчас рассматриваются возможные проекты по поставкам углеводородов с Дальнего Востока в Индию, а также геологоразведка, добыча и переработка нефти и других энергоресурсов. 

– В 2021 году есть надежды на восстановление экономики и рост, и если да, то какой?

– В своем апрельском прогнозе МВФ улучшил оценки по восстановлению мировой экономики с январских 5,5% до 6,0% год к году (г-к-г) в 2021 г. и с 4,2% до 4,4% год к году в 2022 г. По ожиданиям МВФ, ключевым драйвером глобального экономического роста в ближайшие годы станет Китай, на долю которого вплоть до 2026 г. будет приходиться более одной пятой от общего прироста ВВП. По результатам исследования инвестиционной привлекательности, которое EY традиционно готовит к Петербургскому международному экономическому форуму, в 2021 году ожидается рост прямых иностранных инвестиций в связи с появлением отложенного спроса на реализацию проектов: 40% респондентов планируют развивать или расширять бизнес в Европе (в России в том числе), тогда как в начале 2020 года этот показатель составлял 27%. По данным опроса EY и Forbes, восстановление бизнеса начнется уже в этом году. 76% респондентов из России отмечают, что возможен умеренный рост выручки.

В первые три месяца 2021 г. в российской экономике наблюдались косвенные признаки роста промышленности. В частности, темпы выработки электроэнергии увеличились в 1 кв. 2021 г. на 4,9% г-к-г, а индекс PMI производственного сектора в течение всего квартала держался выше отметки в 50 п. В своем апрельском прогнозе мировой экономики МВФ повысил оценки роста ВВП России с 3,0%, ожидаемых в январе, до 3,8% г-к-г на 2021 г.

–Года три назад, говоря о сфере государственно-частного партнерства, вы отмечали, что государственные и административные институты не понимают бизнес. Ситуация меняется?

– С одной стороны, ситуация безусловно меняется, поскольку, во-первых, вырос рынок проектов ГЧП (государственно-частного партнерства) и с опытом растет компетенция, а во-вторых, популяризировалось обучение в сфере ГЧП. С другой стороны, в государственных структурах наблюдается текучка тех кадров, которые прошли соответствующее обучение и получили опыт работы на конкретных проектах с внешними консультантами. Как правило, специалисты уходят на более высокооплачиваемую работу в бизнес или в консалтинг, поскольку спрос на трудовые ресурсы в этой области все еще высокий. Для сохранения компетенции внутри государственных структур целесообразно рассмотреть выделение ГЧП-специалистов в отдельные ГЧП-центры для консолидации кадров и компетенций.

– EY работает с проектами в формате государственно-частного партнерства, концессиями. Насколько и в каких сферах сегодня востребованы такие проекты? Как Вы оцениваете механизм «Дальневосточной концессии», который сейчас активно обсуждается, исходя из его презентации деловому сообществу Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики?

­– EY оказывает поддержку как инвесторам, так и государственному сектору. В области ГЧП спектр услуг включает разработку организационно-правовой и финансовых моделей проекта, сопровождение в проведении переговоров, подготовку документации: частного предложения, либо конкурсной документации, разработку или экспертизу концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве. При взаимодействии с государством EY также участвует в подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта ГЧП. Главным образом к EY обращаются в связи с реализацией проектов в сферах транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, а также в области здравоохранения. В последнее время повышается интерес к проектам, направленным на создание объектов информационных технологий.

Механизм «Дальневосточной концессии» возник, в том числе, в связи с исключением возможности рассрочки в рамках государственных контрактов. При этом региону все еще необходим понятный путь реализации социально-значимых проектов с оплатой инвестору «в рассрочку», при котором частная сторона будет создавать инфраструктуру, а публичная сторона будет возмещать согласованные затраты в течение длительного срока (20-30 лет). В этой ситуации государству необходимо тщательно оценивать финансовую модель проекта для того, чтобы проект был действительно выгоден обеим сторонам не только в краткосрочной перспективе, но и по прошествии десятилетий. Механизм «Дальневосточной концессии» может сработать эффективно при полноценной поддержке со стороны Минвостокразвития и Корпорации развития Дальнего Востока, при которой все необходимые решения будут согласовываться взвешенно и оперативно. Очевидно, что создание инвестиционного акселератора и определение критериев отбора проектов для запуска по модели «Дальневосточной концессии» является на текущей момент первостепенной задачей.

7 декабря: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика