Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

КНДР одного моста с Россией мало

Зачем двум странам развивать еще и автомобильное сообщение через границу

Железнодорожный переход между Россией и Северной Кореей, в советское время названный "мост Дружбы", может стать совмещенным с автомобильным. При Минтрансе РФ создана соответствующая рабочая группа, но перспектива решения этого вопроса, вероятно, будет зависеть от развития отношений между севером и югом Корейского полуострова. EastRussia разбиралось, действительно ли КНДР нужен еще один способ перевозки грузов через границу.

КНДР одного моста с Россией мало
Фото: koreya24.ru
Тема организации прямого автомобильного сообщения между РФ и Северной Кореей была актуализирована в ходе переговоров в Пхеньяне главы Минвостокразвития Александра Галушки с заместителем премьера, председателем Госплана КНДР Ро Ду Чером. «Между КНДР и Китаем существует 23 автомобильных пункта пропуска, а с Россией ни одного. В настоящее время при ввозе товаров с Дальнего Востока они приходят не через границу с Россией, а через Китай. Это значительно удлиняет путь», - отметил Ро Ду Чер.

Северокорейская сторона предлагает возвести через пограничную реку Туманная, где эксплуатируется железнодорожный мост Дружбы (протяженность – около 1 км), еще один переход – автомобильный. Есть и альтернативный вариант. Он предполагает модернизацию железнодорожного перехода (объект был построен в 1950-х и реконструкции ему с того момента не проводилось), которая позволит сделать сооружение совмещенным с автомобильным проездом.

«Правительством России дано поручение Минтрансу РФ проработать вопрос создания такого мостового перехода. Уже создана рабочая группа, которая должна выработать решение. Строительство мостового перехода, это полезное начинание в наших отношениях», - заявил Александр Галушка.

Стоит сказать, на Дальневосточной железной дороге успешно эксплуатируются крупные автомобильно-железнодорожные мосты у Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. На очереди – появление аналогичных сооружений на пограничных пунктах пропуска. В частности, мостовой переход между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ сейчас строится автомобильным, но в перспективе он задумывается совмещенным с железнодорожным.

Целесообразность создания дополнительного моста должна быть подкреплена грузовой базой. Глава Минвостокразвития попросил северокорейскую сторону как можно скорее предоставить в рабочую группу Минтранса прогнозные данные по загрузке данного направления. В свою очередь, Россия на первом этапе предлагает организовать для движения автотранспорта через реку Туманную понтонную переправу. Также не исключены контрейлерные перевозки через железнодорожный переход.

Мост Дружбы обеспечивает как пассажирское движение (здесь курсирует поезд Уссурийск – Туманган, в состав которого включаются беспересадочные вагоны по маршруту Москва – Пхеньян), так и грузовое. Максимальный объем грузоперевозок с Северной Кореей через этот пункт пропуска был зафиксирован в 1986 году, когда в обоих направлениях прошло около 4,8 млн т грузов. После перестройки товарообмен между странами пошел на спад, и грузопоток через железнодорожный погранпереход упал фактически до нуля. Движение активизировалось в 2014 году, после того как ОАО «РЖД» реконструировало северокорейский участок дороги от станции Туманган до порта Раджин и построило в последнем перегрузочный терминал, которым оперирует СП «РасонКонТранс». В 2017 году через мост Дружбы перевезено порядка 2,5 млн т грузов. Основой грузопотока является российский уголь, который везется в Раджин, а оттуда морским путем – в Китай.

Товарооборот между РФ и КНДР может возрасти благодаря сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, стройматериалов (в рамках визита в Пхеньян Александра Галушки озвучено предложение о создании «Торгового дома» северокорейской продукции в одном из регионов Дальнего Востока России), но диверсификация перевозок во многом зависит от политической ситуации на Корейском полуострове. Хотя, отмечает Александр Галушка, железнодорожное сообщение Хасан – Раджин имеет большие перспективы. «В ходе моих переговоров с председателем комитета по содействию северному экономическому сотрудничеству при президенте Республики Корея Сон Ен Гилем в начале марта во Владивостоке, южнокорейская сторона сообщила, что активно изучает возможность присоединения к проекту и своем желании перевести его в трехсторонний формат», - заявил Александр Галушка.

«Ограничивает (перевозочный бизнес с Северной Кореей – EastRussia) только политические решения. Под санкциями не все могут работать, есть клиенты, которые осуществляют контакты, но квоты под перевозку ограничены», - говорят в одной из компаний, занимающихся доставками грузов в КНДР.

Российская сторона все же надеется на потепление отношений между Северной и Южной Кореей. «Россия приветствует позитивные тенденции в развитии ситуации на Корейском полуострове. Рады, что председатель Госсовета КНДР Ким Чен Ын публично обозначил курс республики на возобновление контактов с Югом», - отметил Александр Галушка.
 
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике