Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Chukotka's colorful business

Chukotka is a unique territory open to investors that combines three preferential zones: TOP, the Free Port of Vladivostok and the Arctic zone of the Russian Federation. The Chukotka Development Fund in the “one window” mode, within the framework of the Chukotka Autonomous Okrug Government's strategy for the development of the regional economy, provides free assistance in drawing up business plans to future and existing investors in order to obtain the status of a resident of one of the preferential zones.

An ordinary resident of Russia, when he mentions Chukotka, imagines reindeer in sledges, the vast expanses of the Far North covered with snow and frozen in ice. So it is, however, strong-minded people live here who sincerely love their land. They strive to present the region in all its glory, and the Chukotka Development Fund, created under the government of the Autonomous Okrug, helps them in this.

Chukotka's colorful business
Photo: Chukotka Development Fund

The fund consists of structures, six of which help small and medium-sized businesses in the development of their business. Thus, in the "one window" mode, you can get more than 80 different services. They turn to the Fund with the idea of ​​a project, but leave with a ready-made business plan and real support.

One of the successful examples of implementation is the creation of a plant for processing reindeer and sea animals skins in the village of Amguema. The project makes it possible not only to process skins, but also to provide the masters of traditional crafts with the highest quality raw materials, to supply reindeer herding teams with overalls and equipment, and in the future to create products that will form the export potential of the region.


At the beginning of this, the employees of the plant began to train in modern technologies for processing reindeer skins, a workshop for their processing, a laboratory and an administrative module were opened. Today, production at the plant is one of the most modern in Russia, and under the strict guidance of the Department of Agriculture of Chukotka, they organized an exchange of experience and practice with neighboring regions.

Another interesting project being implemented in Chukotka is glamping in the village of Lavrentia. Here tourists can enjoy the beauties of nature, living in special geo-domes, three meals a day and leisure are organized (classic archery, kayaking, national sports games). At the initial stage, the project initiator's investments amounted to 6,1 million rubles. The construction of a modern camping site will provide an incentive for the development of services for artisans and entrepreneurs in the settlements of the Chukotka region. The Foundation will assist in the promotion of tourist services and products of Chukotka craftsmen on a free basis. Already, work is underway to promote entrepreneurs in the region in marketplaces and the Internet.


In the coming years, a recreation center with an ethno-patriotic landscape solution "The Land of Real People" will appear in the capital of the region. The Odal company will build eight modular-type frame houses in Anadyr on Verblyuzhiya Sopka, which can accommodate 16 people. Also, the complex provides a bathhouse and places for entertainment. The total cost of the project, taking into account the investment in working capital, is 10,5 million rubles, and the specialists of the Chukotka Development Fund took a direct part in its implementation and helped to draw up a business plan.

The development of small aircraft and unmanned technologies has been supported by the region since 2020 and is designated as one of the focuses in the development of entrepreneurship. The first initiator of the project, which is aimed at increasing the transport accessibility of Chukotka, was LLC "Vertical 87". The estimated volume of investments for ten years of activity as a resident of the Russian Arctic will be more than 162 million rubles. The company "Vertical 87" plans to develop tourist routes and now, together with the Export Support Center, is looking for foreign partners in the tourism industry. They are much smaller than planes, but that makes drones no less important for Chukotka. Agreements on their use in the region were signed by the Russian Helicopters holding and the Russian Post. It happened at MAKS-2021, and the idea was supported by the governor of the region, Roman Kopin, within the framework of the Third Interregional Forum “Idea into Business. Business - as a result ”, held by the Center“ My Business ”. Test flights should begin this year. The next step will be to support small businesses in Chukotka in developing business using drones.

In 2020, the My Business center took first place among similar organizations in Russia in terms of the share of business entities covered - it amounted to 37% of SMEs operating in Chukotka. In general, for the first half of 2021, the work of the My Business Center is aimed at supporting projects launched with its assistance earlier and stimulating new startups. For example, the possibility of providing guarantees at a low price for loans to small businesses in commercial banks and microcredit companies. The guarantees issued allowed the business to attract financing in the amount of 714 million rubles this year.

Interesting work is being carried out by specialists from the Chukotka Development Fund with the Center for Folk Arts and Crafts, which is supported in promoting handicraft products through marketplaces, federal Internet sites, consulting assistance in drawing up business plans, and applying for grants and subsidies. In total, there are 110 craftsmen in Chukotka, of which 22% have already received the status of entrepreneurs. Regular participation of Chukotka masters in exhibitions and fairs with the support of the Foundation, work on educational programs and partnership with the Higher School of Folk Arts form prospects for the emergence of Chukotka masters in the near future to the international level.


The center cooperates with a trading platform for designer items and works of authorship - the Fair of Masters. Regional entrepreneurs are helped to enter the federal market so that they can sell exclusive handcrafted products across the country. Entrepreneurs and self-employed people connect to the livemaster.ru Internet platform, where they receive unique recommendations for business development on the Internet, provide them with online traffic and advertising, and help artisans develop their own brand.

Less than 50 thousand people live in Chukotka, of which about 1,5 thousand people conduct their business. According to the Governor of Chukotka Roman Kopin, the volume of financial support for business at the end of the difficult 2020 increased by 2,5 times. None of the enterprises closed, on the contrary, the number of SMEs increased by 5% last year and the trend towards its increase continues. This is how a story about a harsh land and strong-willed people is created.

September 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Колоритный бизнес Чукотки

Чукотка – уникальная, открытая для инвесторов территория, совместившая в себе три преференциальных зоны: ТОР, Свободный порт Владивосток и Арктическая зона Российской Федерации. Фонд развития Чукотки в режиме «одного окна» в рамках стратегии Правительства Чукотского автономного округа по развитию экономики региона осуществляет на бесплатной основе помощь в составлении бизнес-планов будущим и действующим инвесторам для целей получения статуса резидента одной из преференциальных зон.

Обычный житель России при упоминании Чукотки представляет оленей в упряжках, занесенные снегом и скованные льдом бескрайние просторы Крайнего Севера. Так и есть, однако, здесь живут сильные духом люди, которые искренне любят свой край. Они стремятся представить регион во всей красе, а помогает им в этом созданный при правительстве автономного округа Фонд развития Чукотки.

Колоритный бизнес Чукотки
Фото: Фонд развития Чукотки

Фонд состоит из структур, шесть из которых помогает малому и среднему бизнесу в развитии своего дела. Так, в режиме «одного окна» можно получить более 80 различных услуг. В Фонд обращаются с идеей проекта, а уходят с готовым бизнес-планом и реальной поддержкой.

Один из успешных примеров реализации – создание в селе Амгуэма завода по переработке шкур северного оленя и морских зверей. Проект позволяет не только обрабатывать шкуры, но и обеспечить сырьем высшего качества мастеров традиционных промыслов, снабдить оленеводческие бригады спецодеждой и инвентарем, а в будущем создавать продукцию, которая сформирует экспортный потенциал региона.


В начале этого сотрудников завода стали обучать современным технологиям выделки оленьих шкур, был открыт цех по их переработке, лаборатория и административно-бытовой модуль. На сегодняшний день производство на заводе – одно из самых современных в России, а под чутким руководством департамента сельского хозяйства Чукотки на производстве организовали обмен опытом и практикой с соседними регионами.

Еще один интересный проект, реализуемый на Чукотке, – глэмпинг в селе Лаврентия. Здесь туристы смогут насладиться красотами природы, проживая в специальных геокуполах, организованы трехразовое питание и досуг (стрельба из классического лука, катание на каяках, спортивные национальные игры). На начальном этапе инвестиции инициатора проекта составили 6,1 млн рублей. Строительство современного гэмпинга даст стимул для развития услуг ремесленников и предпринимателей населенных пунктов Чукотского района. В продвижении туристических услуг и изделий мастеров Чукотки окажет содействие Фонд на бесплатной основе. Уже сейчас осуществляется работа над продвижением предпринимателей региона в маркет-плейсах и сети интернет.


В ближайшие годы в столице региона появится база отдыха с этно-патриотическим ландшафтным решением «Земля настоящих людей». Компания «Одал» построит в Анадыре на Верблюжьей сопке восемь каркасных домов модульного типа, где смогут разместиться 16 человек. Также в комплексе предусмотрены баня и места для развлечений. Полная стоимость реализации проекта с учетом вложения в оборотные средства составляет 10,5 млн рублей, а специалисты Фонда развития Чукотки приняли непосредственное участие в его реализации и помогли составить бизнес-план.

Развитие малой авиации и беспилотных технологий поддерживается регионом с 2020 года и обозначено одним из фокусов в развитии предпринимательства. Первым инициатором проекта, который направлен на повышение транспортной доступности Чукотки, стала компания ООО «Вертикаль 87». Предполагаемый объем инвестиций за десять лет деятельности в качестве резидента АЗРФ составит более 162 млн рублей. Компания «Вертикаль 87» планирует развивать туристические маршруты и уже сейчас совместно с Центром поддержки экспорта осуществляет поиск иностранных партнеров в туристической отрасли. Размером много меньше самолетов, но от этого ничуть не менее важные для Чукотки – беспилотники. Соглашения об их использовании в регионе подписали холдинг «Вертолеты России» и Почта России. Произошло это на МАКС-2021, а идею поддержал губернатор региона Роман Копин в рамках Третьего межрегионального форума «Идея – в бизнес. Бизнес – в результат», проводимого Центром «Мой бизнес». Тестовые полеты должны начаться уже в этом году. Следующим шагом станет поддержка малых предприятий Чукотки в развитии бизнеса с использованием беспилотников.

В 2020 году центр «Мой бизнес» занял первое место среди подобных организаций на территории России по доле охваченных субъектов предпринимательства – она составила 37% работающих на Чукотке предприятий МСБ. В целом за первое полугодие 2021 года работа Центра «Мой бизнес» направлена на поддержку проектов, запущенных при его содействии ранее и стимулирование новых стартапов. Например, возможность предоставления по низкой цене поручительств по кредитам субъектов малого бизнеса в коммерческих банках и микрокредитных компаниях. Выданные поручительства позволили бизнесу привлечь финансирование в текущем году на сумму 714 млн рублей.

Интересная работа ведется специалистами Фонда развития Чукотки с Центром народно-художественных промыслов, которому оказывается поддержка в продвижении ремесленной продукции через маркет-плейсы, интернет-площадки федерального уровня, консультационная помощь в составлении бизнес-планов, оформлении заявок на получение грантов и субсидий. Всего на Чукотке 110 мастеров, из них 22% сегодня уже получили статус предпринимателей. Регулярное участие мастеров Чукотки в выставках-ярмарках при поддержке Фонда, работа над образовательными программами и партнерство с Высшей школой народных искусств формируют перспективы для выхода мастеров Чукотки в ближайшем будущем на международный уровень.


Центр сотрудничает с торговой платформой дизайнерских вещей и авторских работ – Ярмаркой Мастеров. Региональным предпринимателям помогают выйти на федеральный рынок, чтобы они смогли продавать эксклюзивную продукцию ручной работы по всей стране. Предприниматели и самозанятые подключаются к интернет-платформе livemaster.ru, где получают уникальные рекомендации по развитию бизнеса в интернете, им обеспечивают онлайн-трафик и рекламу, помогают ремесленникам в разработке собственного бренда.

На Чукотке живут менее 50 тысяч человек, из которых свой бизнес ведут около 1,5 тысяч жителей. По словам губернатора Чукотки Романа Копина, объем финансовой поддержки бизнеса по итогам сложного 2020 года увеличился в 2,5 раза. Ни одно предприятие не закрылось, наоборот, – количество МСП в прошлом году выросло на 5% и тенденция к его увеличению сохраняется. Так создается история про суровый край и сильных духом людей.

24 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика