Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Komsomolsk-on-Amur, we just started to wake up, and we need to make the city of the future out of it"

Deputy Prime Minister of Khabarovsk government Dmitry Volkov on the first results of the implementation of the long-term plan

In November of the year 2016 in the government of the Khabarovsk Territory appeared the post of deputy chairman for integrated development of Komsomolsk-on-Amur - Dmitry Volkov was appointed to it. Mr. Volkov became a responsible project manager, coordinating the work on the implementation of the city's long-term development plan, which is led by many structures. About what has already been done within the framework of the plan for the last year and a half, and most importantly, what is to be done, he told specifically for the release of Komsomolsk-on-Amur, Invest + to the third Eastern Economic Forum.

Photo: Dmitry Volkov's account / Facebook
- Since the adoption of the long-term plan for the comprehensive development of Komsomolsk-on-Amur, almost a year and a half has passed. In a few words, is it possible to describe what has been achieved over this period?
- It can even be visually displayed, which we, in fact, are doing. The Governor of the Khabarovsk Territory, Vyacheslav Shport, at a staff meeting weekly hears a report on a long-term plan. The essence of the report can be presented graphically in just one slide. Any construction object goes through several stages: preparation for design, design, holding a tender for construction, construction itself and commissioning. Visually, these are the bars of the diagram. So far, we have taken into account not all objects, but those whose financing falls on the budget cycle plus one year, that is, for a perspective that can already be clearly imagined. These are 52 objects for 52,3 billion rubles. And, for example, as of August 1, the situation looked like this. Four facilities are at the pre-design stage, 18 are at the design stage, 13 are in preparation, 16 are under construction, and one is being put into operation. The logic is that the bars flow to the right as the objects go through the stages. And all construction projects must go through these stages, and this is time, effort and decisions.

- In other words, all those who fulfill the long-term plan, "push the bars." Who is the most important in this?
- The main one in the Khabarovsk Territory is our governor. It is he who determines the development strategy in line with the tasks set by the president and the government, including for Komsomolsk-on-Amur. If the question is directly about the plan, then it is executed by a built-in control system. There is a project manager - that's me. There are functional deputy chairmen of the government of the Khabarovsk Territory who are responsible for specific activities of the plan - there are 10 of them. I coordinate the activities of deputy chairmen, 17 federal executive bodies, 15 state-owned companies and four municipalities - the city of Komsomolsk-on-Amur, Komsomolsk, Solnechny and Amur districts. I am, in general, a person "in the shadows".

- And do not personally answer for any point of the plan?
- If the long-term plan is not fulfilled, the skin is removed from me. Or do not take it off - if it's done. And personally, I am responsible for those objects, which are fixed by individual assignments. For example, for the Engineering School. But this does not mean that the responsibility for the school is removed from the supervising sphere of culture and education of deputy chairman Alexander Fedosov - we share this responsibility.

- In addition to the facilities that need to be built, a long-term plan provides for activities. With their performance like?
- It is not difficult to determine how the work is progressing. The plane did not fly from Komsomolsk-on-Amur to Vladivostok - it flew. There was no load at the Amur Shipyard - orders appeared. The Amurmetall plant did not work - the plant was withdrawn from bankruptcy, the new owner, the regional authorities and the Ministry of Industry and Trade are discussing how to develop it further.

"Have you done a lot already?"
- 11 activities from 33, laid down in the plan, are considered completed, 22 - in the process. But even where we ticked off, where they are all credited, the work must continue. For example, there is a plan item: "development of a concept for the development of an agro-industrial cluster." The concept has been developed. Three enterprises, which should form the basis of the cluster, entered the territory of advanced development. But is that all? There are a lot of tasks, and the final one is to increase the degree of provision of the city with its own food products: now it is measured in percent, and we want tens of percent.

- Do you need to cut the first ribbons on objects by some date, for example, the third Eastern Economic Forum?
- No. Moreover, I am categorically against cutting ribbons to memorable dates. We need to work on schedule, proceed primarily from the production need.

- Good. And if so happens that Komsomolsk-on-Amur will want to show after the forum to President Vladimir Putin, where will they take him to?
- A city is not a set of objects of a long-term plan, it is incommensurably larger. So, in my opinion, we need to approach the issue more broadly: what can Komsomolsk-on-Amur be proud of, what it can show as its achievements. The first is, of course, factories. This is the basis of Komsomolsk-on-Amur. The second thing that can already be shown is the public spaces being formed. None of them has yet been fully formed, but a start has been made, and we are proud of it. For example, the park near the hotel "Amur" - they began to improve it for the 85th anniversary of the city, and not within the framework of a long-term plan. Of the objects of the plan, the closest completion will be the drama theater. We can also show the changes that are taking place on the embankment: screens have been installed, landscaping elements have been made, the river station has been put in order. Although this is not yet connected with the large reconstruction project - it is only put up for competition.

- The object "I love Komsomolsk," which now all are photographed - from the same series?
- Yes, but here I would make one addition. This sign is an exact copy from the sign "I love Moscow". The idea of ​​the pedestrian street, which was discussed for a long time, resulted in the brand "Komsomolsky Arbat". In the park, "Cupid" has an idea to create an art object - sitting on a bench of a man and a woman, and for them the image of the Master and Margarita is offered - although this is purely a Moscow story. In the Leninsky district there is a microdistrict with the name "Paris", and so on. In general, many parts of Komsomolsk-on-Amur are connected with other cities. But this pattern, it seems to me, is time to change. It is clear that the city was formed, like all the Far Eastern cities, from visiting people with their brought myths. With this you need to finish. The city should tell its stories, which it has enough. And "Arbat" in Komsomolsk-on-Amur must be called a proper name, and "Masters and Margarita" - to look for their own.

- Do something for the benefit of the city beyond the long-term plan you need?
- This is a correct statement of the question. As the plan is being implemented, we see that even if we fulfill it all, it will not yet ensure a qualitative leap in the development of the city. We will certainly improve some aspects of life. But the fundamental changes, apparently, only a long-term plan will not. This means that as we perform, we must constantly supplement our tasks. Do not revise the government's decree, although it will need some adjustments. And go beyond the plan.

- What exactly?
- I would single out barriers and opportunities. Barriers that hamper business development need to be eliminated, and here three factors are paramount. First, it is obvious that the Komsomolsk-on-Amur business and the three adjacent areas, which were supposed to exist in the Soviet times, can be formed in the Komsomolsk-Amursk-Solnechny metropolitan area, a preferential regime similar to the Freeport of Vladivostok is needed. The SST regime and the regime of the territories of advanced social and economic development must be combined so that entrepreneurs have the working conditions no worse than in Vladivostok or Khabarovsk. Secondly, it is necessary to optimize the "northern": premiums, odds and benefits that have remained since the times of the USSR, but now instead of the state should be provided by employers. The question is not about cancellation, but about optimization - for business this is a huge burden, and he still tries to avoid it in every way. The third important element is the creation of accessibility by all four modes of transport: road, rail, air and water.

- "Opportunities" Komsomolsk-on-Amur, as you called them, will help somehow eliminate the "barriers"?
- Now we carefully analyze them. As an example - the prospects for the development of small general aviation, and it's not just about aircraft production, but also about the development of flights in general. It can develop specifically Komsomolsk-on-Amur and all northern populated areas within the radius of accessibility of flight on a light-engine aircraft. The cost price of a trip to Komsomolsk-on-Amur-Khabarovsk on a comfortable SUV and flight on a small plane is the same. The aerodrome network is both there and here. What's stopping you? Getting the right to fly is much more complicated than a car. And to use the plane as a commercial taxi by law is simply impossible. If you promote these ideas in addition to the long-term plan - the effectiveness will grow significantly.

- Everything that you have listed is a question of changes in federal legislation and large funds. Power enough?
- Partially all this is provided for by the long-term plan. And, in our opinion, it will be very difficult to achieve a leap in the development of Komsomolsk-on-Amur without solving these problems. Not everything here is measured in billions. Equipping courtyards and public spaces, for example, is not so expensive. United Russia is funding a yard improvement program. It can be seen: there was a yard, there were holes. And the absence of lawns, benches, ballot boxes, ugly entrances - all this looked harmonious. As soon as good curbs and asphalt were laid, paths and a playground were made, it became clear: you need to take care of the lawns, break up a flower garden, and put up a bench. People themselves begin to get involved, psychology is changing. It's like a boiling process: if the first bubble does not form, the water will not boil. Likewise, Komsomolsk-on-Amur needs to pass a certain condensation point. All of this may not be possible in the long-term development plan of the city. But this is in his spirit.

- Remove the barriers, take advantage of opportunities - and the city will make a breakthrough in the future?
- Of course, there is a risk that there is not. It is enough to analyze the history: our city development program is already, according to my calculations, the seventh. They all followed one pattern. There was a state task, large funds were allocated for it. It turned out, it would seem, a jerk. The last such was in 1983-1990 years, when the city developed at a frantic pace. We are now ideologically going along a similar path, based on budget investments. But will we repeat the success of 1983? Hardly. There, the scale of investment was much larger than now. At the moment, the annual turnover of the city's enterprises - about 150 billion rubles, on a long-term plan - is invested by 5-10 billion rubles. in year. It's a lot, but it's not a shaft in which you can choke. At the same time, how did the 1983 program end? Most of the created objects showed their low viability. Then, for example, giant food industry enterprises were built, but they could not stand the test of the market. Need another ideology.

- And what else can you do with the city, if you do not give him even more money?
- The city needs to wake up. To awaken citizens, business. This has already begun. I gave an example with the improvement of yards, just about this story: you need to start doing something with your hands. The long-term plan creates points of growth. For example, it strengthens the embankment at the expense of the budget. But the rest should be private, without this a full-fledged embankment will not work: there will be a beach. This must be done step by step.

"But is this a leap?"
- No. But if we succeed now, then tomorrow we need to raise the question of the special status of Komsomolsk-on-Amur. One of the ideas being discussed is that the digital economy, that is, information technology, has been rapidly developing in the world for many years. Back in 2000, the size of the software market outstripped the size of the arms market. The development of the digital economy in Russia is constrained by government regulation that cares about security - this is natural, it is a matter of maintaining a balance. And on a nationwide scale, experiments are dangerous. But take Komsomolsk-on-Amur. Yes, this is an industrial city that had nothing to do with services before. But people are the smartest. This is a complete agglomeration. A city with a calm and close to a mono-ethnic population. It could become a safe testing ground for developing new regulatory models - specifically in the field of information technology development.

- For example?
- A settlement with such wide avenues and a general plan, ideally suited for the development of unmanned vehicles - in Russia is still to be looked for. You can say that this is a city specially built for this purpose. He was built as a city of the future, and he can become one. The work is not easy, the formulation of the question is unusual. But just such an idea, worked out and well "packaged", can create the prerequisites for a breakthrough. This relates to the spirit of Komsomolsk-on-Amur - to do what no one in the world can do, and with the mentality of Komsomol members ready to punch walls, work days and nights if there is a clear goal. It is absolutely in accordance with how the city is built. Without haste and "storming" to the festive dates, you need to look at our possibilities, calculate the resources, attract the best people to this, awaken their initiative - we are also doing all this now.
May 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"Комсомольск-на-Амуре мы только начали будить, а нужно - делать из него город будущего"

Зампред хабаровского правительства Дмитрий Волков о первых итогах реализации долгосрочного плана

В ноябре 2016 года в правительстве Хабаровского края появилась должность заместителя председателя по вопросам комплексного развития Комсомольска-на-Амуре - на нее был назначен Дмитрий Волков. Господин Волков стал ответственным проектным менеджером, координирующим работу по реализации долгосрочного плана развития города, которую ведут сразу множество структур. О том, что уже сделано в рамках плана за последние полтора года, а главное, что только предстоит начать делать, он рассказал специально для выпуска "Комсомольск-на-Амуре. Инвест+" к третьему Восточному экономическому форуму.

Фото: Аккаунт Дмитрия Волкова / Facebook
– С момента принятия долгосрочного плана комплексного развития Комсомольска-на-Амуре прошло почти полтора года. В нескольких словах можно обрисовать, что достигнуто за этот срок?
– Это можно даже визуально отобразить, что мы, собственно, и делаем. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт еженедельно на аппаратном совещании заслушивает доклад по долгосрочному плану. Суть доклада может быть представлена графически всего в одном слайде. Любой объект строительства проходит несколько этапов: подготовка к проектированию, проектирование, проведение конкурса на строительство, само строительство и ввод в эксплуатацию. Визуально это столбики диаграммы. Мы пока взяли для учета не все объекты, а те, финансирование которых приходится на бюджетный цикл плюс один год, то есть на перспективу, которую уже можно четко представлять. Это 52 объекта на 52,3 млрд рублей. И, например, по состоянию на 1 августа ситуация выглядела следующим образом. Четыре объекта – на предпроектной стадии, 18 – на проектной, 13 – на подготовке, 16 – строим, один – вводим в эксплуатацию. Логика заключается в том, что столбики перетекают вправо - по мере того, как объекты проходят этапы. А эти этапы должны пройти все стройки, и это - время, усилия и решения.

– Иначе говоря, все, кто исполняет долгосрочный план, "подталкивают столбики". Кто в этом самый главный?
– Главный в Хабаровском крае – это наш губернатор. Именно он определяет стратегию развития в русле тех задач, что ставят президент и правительство, и по Комсомольску-на-Амуре – в том числе. Если вопрос непосредственно о плане, то он исполняется выстроенной системой управления. Есть проектный менеджер – это я. Есть функциональные заместители председателя правительства Хабаровского края, которые отвечают за конкретные мероприятия плана – их 10. Я координирую деятельность зампредов, 17 федеральных органов исполнительной власти, 15 государственных компаний и четырех муниципалитетов – города Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского, Солнечного и Амурского районов. Я, в общем-то, человек "в тени".

– И ни за один пункт плана персонально не отвечаете?
– Если долгосрочный план не выполняется, шкуру снимают с меня. Или не снимают – если выполняется. А персонально я отвечаю за те объекты, которые закрепляются отдельными поручениями. Например, за Инженерную школу. Но это не значит, что ответственность за школу снята с курирующего сферу культуры и образования зампреда Александра Федосова – мы эту ответственность делим.

– Помимо объектов, которые нужно построить, долгосрочный план предусматривает и мероприятия. С их выполнением как?
– Определить, как движется работа, несложно. Не летал самолет из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток – полетел. Не было загрузки у "Амурского судостроительного завода" – заказы появились. Не работал завод "Амурметалл" – завод из банкротства выведен, новый собственник, власти края и Минпромторг обсуждают, как его развивать дальше.

– И много уже выполнено?
– 11 мероприятий из 33, заложенных в плане, считаются выполненными, 22 – в процессе работы. Но даже там, где мы поставили "галочки", где они всеми зачтены, работу нужно продолжать. Например, есть пункт плана: "разработка концепции развития агропромышленного кластера". Концепция разработана. Три предприятия, которые должны составить основу кластера, вошли в территорию опережающего развития. Но это разве все? Есть еще масса задач, и конечная - повысить степень обеспеченности города собственными продуктами питания: сейчас она измеряется в процентах, а мы хотим, чтобы в десятках процентов.

– Перерезать первые ленточки на объектах к какой-то дате, например, третьему Восточному экономическому форуму, нужно?
– Нет. Более того, я категорически против перерезания ленточек к памятным датам. Нужно работать по графику, исходить прежде всего из производственной необходимости.

– Хорошо. А если так случится, что Комсомольск-на-Амуре захотят показать после форума президенту Владимиру Путину, куда его повезут?
– Город – это не набор объектов долгосрочного плана, он несоизмеримо больше. Так что, на мой взгляд, нужно подходить к вопросу шире: чем может гордиться Комсомольск-на-Амуре, что он может показывать как свои достижения. Первое – это, безусловно, заводы. Это основа Комсомольска-на-Амуре. Второе, что уже можно начинать показывать – это формируемые общественные пространства. Ни одно из них еще не сформировано до конца, но начало положено, и мы этим гордимся. Например, сквер у гостиницы "Амур" – его начали благоустраивать к 85-летию города, причем не в рамках долгосрочного плана. Из объектов плана ближе всего в завершению будет драматический театр. Мы также можем показывать изменения, которые происходят на набережной: установлены экраны, сделаны элементы благоустройства, приведен в  порядок речной вокзал. Хотя это еще и не связано с проектом большой реконструкции – он только выставлен на конкурс.

– Объект "Я люблю Комсомольск", у которого теперь все фотографируются - из этого же ряда?
– Да, но здесь я бы сделал одно дополнение. Этот знак – точная копия со знака "Я люблю Москву". Идея пешеходной улицы, которая долго обсуждалась, вылилась в бренд "Комсомольский Арбат". В сквере у "Амура" есть идея создать арт-объект – сидящие на скамейке фигуры мужчины и женщины, и для них предлагается образ Мастера и Маргариты – хотя это чисто московская история. В Ленинском округе есть микрорайон с названием "Париж", и так далее. В общем, многие части Комсомольска-на-Амуре связаны с другими городами. Но этот паттерн, как мне кажется, пора менять. Понятно, что город сформировался, как и все дальневосточные города, из приезжих людей со своими привезенными мифами. С этим нужно заканчивать. Город должен рассказывать свои истории, которых у него достаточно. И "Арбат" в Комсомольске-на-Амуре нужно называть собственным именем, и "Мастера и Маргариту" – искать собственных.

– Делать что-то на благо города сверх долгосрочного плана нужно?
– Это правильная постановка вопроса. По мере реализации плана мы видим, что даже если мы выполним его весь, качественного скачка в развитии города это еще не обеспечит. Какие-то аспекты жизни мы, безусловно, улучшим. Но принципиальных изменений, видимо, один лишь долгосрочный план не даст. Это значит, что по мере выполнения мы должны свои задачи постоянно дополнять. Не ревизировать принятое распоряжение правительства, хотя в некоторых корректировках оно будет нуждаться. А выходить за рамки плана.



– В чем именно?
– Я выделил бы барьеры и возможности. Барьеры, мешающие развитию бизнеса, нужно устранять, и здесь первостепенны три момента. Во-первых, очевидно, что бизнесу Комсомольска-на-Амуре и трех прилегающих районов, которые, как предполагалось еще в советское время, могут сложиться в агломерацию Комсомольск-Амурск-Солнечный, нужен преференциальный режим, аналогичный Свободному порту Владивосток. Режим СПВ и режим территорий опережающего социально-экономического развития нужно скомбинировать так, чтобы предприниматели имели условия работы не хуже, чем во Владивостоке или Хабаровске. Второе – необходимо оптимизировать "северные": надбавки, коэффициенты и льготы, которые остались еще со времен СССР, но теперь вместо государства должны обеспечиваться работодателями. Вопрос не об отмене, а об оптимизации – для бизнеса это огромное бремя, и он все равно старается от этого всячески уклоняться. Третий важный элемент – создание доступности всеми четырьмя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, авиационным и водным.

– "Возможности" Комсомольска-на-Амуре, как вы их назвали, помогут как-то устранить "барьеры"?
– Сейчас мы их аккуратно анализируем. Как пример – перспективы развития малой авиации общего назначения, и речь не только о производстве самолетов, но и о развитии полетов в целом. Это может развивать конкретно Комсомольск-на-Амуре и все северные населенные пункты в радиусе доступности полета на легкомоторном самолете. Себестоимость поездки Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск на комфортабельном внедорожнике и полета на небольшом самолете – одинакова. Аэродромная сеть есть и там, и здесь. Что мешает? Получить право управления самолетом гораздо сложнее, чем автомобилем. А использовать самолет как коммерческое такси по закону просто нельзя. Если продвигать вот такие идеи в дополнение к долгосрочному плану – эффективность существенно вырастет.

– Все, что вы перечислили - это вопрос и изменений в федеральное законодательство, и больших средств. Сил-то хватит?
– Частично все это предусмотрено долгосрочным планом. И, на наш взгляд, без разрешения этих проблем скачка в развитии Комсомольска-на-Амуре будет добиться очень трудно. Не все здесь измеряется миллиардами. Обустраивать дворы и общественные пространства, скажем, это не так дорого. "Единая Россия" финансирует программу благоустройства дворов. Видно: был двор, были ямы. И отсутствие газонов, лавочек, урн, некрасивые подъезды – все это смотрелось гармонично. Как только положили хорошие бордюры и асфальт, сделали дорожки и детскую площадку, стало понятно: нужно и газонами заняться, и цветник разбить, и лавочку поставить. Люди сами начинают втягиваться, психология меняется. Это как процесс кипения: если не образуется первый пузырек, вода не закипит. Так и Комсомольску-на-Амуре нужно пройти некую точку конденсации. Всего этого в долгосрочном плане развития города, может быть, и нет. Но это в его духе.

– Снять барьеры, использовать возможности – и город совершит рывок в будущее?
– Конечно, есть риск, что нет. Достаточно проанализировать историю: наша программа развития города – уже, по моим подсчетам, седьмая. Все они шли по одному образцу. Была государственная задача, под нее выделялись большие средства. Получался, казалось бы, рывок. Последний такой был в 1983-1990 годах, когда город развивался бешеными темпами. Мы сейчас идеологически идем по похожему пути, базируясь на бюджетных инвестициях. Но повторим ли мы успех 1983 года? Едва ли. Там масштаб инвестиций был гораздо большим, чем сейчас. На данный момент годовой оборот предприятий города – около 150 млрд руб., по долгосрочному плану – вкладывается по 5-10 млрд руб. в год. Это много, но это не вал, в котором можно захлебнуться. В то же время, чем закончилась программа 1983 года? Большинство созданных объектов показали свою невысокую жизнеспособность. Тогда, например, построили гигантские предприятия пищевой промышленности, но они не выдержали испытания рынком. Нужна другая идеология.

– А что еще можно сделать с городом, если не дать ему еще больше денег?
– Город нужно будить. Разбудить граждан, бизнес. Это уже началось. Я приводил пример с благоустройством дворов, как раз об этом история: нужно начинать что-то делать руками каждому. Долгосрочный план создает точки роста. Скажем, укрепляет набережную за счет бюджета. Но остальное должно быть частным, без этого полноценной набережной не получится: будет берег. Это нужно делать – шаг за шагом.

– Но разве это скачок?
– Нет. Но если мы сейчас преуспеем, то завтра нужно ставить вопрос об особом статусе Комсомольска-на-Амуре. Одна из идей, которая обсуждается – в мире уже многие годы бурно развивается цифровая экономика, то есть информационные технологии. Еще в 2000 году объем рынка программного обеспечения обогнал объем рынка вооружений. Развитие цифровой экономики в России сдерживает государственное регулирование, которое заботится о безопасности – это естественно, это вопрос соблюдения баланса. И в масштабах всей страны эксперименты – дело опасное. Но возьмите Комсомольск-на-Амуре. Да, это  индустриальный город, к сервисам раньше никакого отношения не имевший. Но люди-то – умнейшие. Это полноценная агломерация. Город со спокойным и близким к мононациональному населением. Он мог бы стать безопасным полигоном для отработки новых моделей регулирования - именно в сфере развития информационных технологий.

– Например?
– Населенный пункт с такими широкими проспектами и генпланом, идеально подходящим для развития беспилотного транспорта – в России еще поискать. Можно сказать, это специально построенный для этого город. Он строился как город будущего, и он может им стать. Работа это непростая, постановка вопроса – необычная. Но именно такая идея, проработанная и хорошо "упакованная", может создать предпосылки для рывка. Это соотносится с духом Комсомольска-на-Амуре – делать то, чего не может никто в мире, и с менталитетом комсомольчан, готовых пробивать стены, работать днями и ночами, если есть ясная цель. Это абсолютно сообразуется с тем, как построен город. Без спешки и "штурмовщины" к праздничным датам нужно посмотреть на наши возможности, подсчитать ресурсы, привлечь лучших людей к этому, пробудить их инициативу – всем этим мы тоже сейчас занимаемся.